Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / TOLERANCE / INTERPERSONAL TOLERANCE / MEDICAL STUDENTS / DOCTOR-PATIENT RELATIONSHIP / EMOTIONAL INTELLIGENCE / VALUES AND VALUE ORIENTATION / MORAL EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Дарья Владимировна, Макарова Ольга Юрьевна, Казакова Ульяна Александровна

В статье авторы обращаются к вопросу формирования межличностной толерантности студентов медицинских вузов в процессе изучения иностранного языка. В работе раскрывается сущность понятия «толерантность» и «межличностная толерантность»; рассмотрен процесс развитие данного понятия в социально-историческом аспекте; отмечена корреляция сущности понятий «толерантность» и «эмоциональный интеллект». Особый смысловой акцент уделяется идентификации и сущности структурных компонентов исследуемого понятия (когнитивный, аффективный и поведенческий), а также обоснованию необходимости развития толерантного сознания у студентов медицинских специальностей как части их профессионального мировоззрения, ввиду приоритета гуманистической направленности профессии врача. Исследуется процесс формирования толерантности как неотъемлемого компонента профессионально-нравственного формирования студентов медицинских специальностей в высших учебных заведениях на занятиях по дисциплине «Иностранный язык». Авторы замечают, что помимо приоритетности изучения содержания учебного материала студентами в ходе образовательного процесса, значимым является создание и поддержание благоприятной атмосферы в учебной группе с позиции преподавателя иностранного языка не только как «предметника», но и как воспитателя-педагога. Исследователи отмечают, что преподаватели вузов находятся в непосредственном интеллектуально-творческом, психолого-педагогическом и профессиональном взаимодействии со студенческой молодёжью. Следовательно, именно педагоги высшей школы являются образцом моральных норм общества, образа жизни и мировоззрения для будущих выпускников вузов. Авторы раскрывают профессионально-психологическую специфику учебно-воспитательной работы преподавателей высших учебных заведений медицинских вузов, выражающуюся в проявлении высокой степени человеколюбия, гуманности, гуманизма, эмпатии и толерантности. Указанные нравственные ценности рассматриваются как приоритетные в профессионально-личностном самоопределении будущего врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Дарья Владимировна, Макарова Ольга Юрьевна, Казакова Ульяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL ASPECT OF THE PROBLEM OF THE FORMATION OF INTERPERSONAL TOLERANCE OF STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY IN THE CLASSROOM IN A FOREIGN LANGUAGE

In the article, the authors address the issue of the formation of interpersonal tolerance of students of medical high school in the process of learning a foreign language. The paper reveals the concept of ‘tolerance’ and ‘interpersonal tolerance’; the process of the development of this concept in the socio-historical aspect is considered; the correlation of the concepts of ‘tolerance’ and ‘emotional intelligence’ is noted. Particular emphasis is given to the identification and essence of the structural components of the studied concept (cognitive, affective, and behavioral), as well as to the substantiation of the need for the development of tolerant consciousness in students of medical specialties as part of their professional worldview, due to the priority of the humanistic orientation of the medical profession. The process of the development of tolerance as an integral component of the professional and moral development of students of medical specialties in higher educational institutions in the Foreign Language classroom is studied. The authors note that in addition to the priority of studying the content of educational material by students during the educational process, it is important to create and maintain a favorable atmosphere in the study group from the position of a foreign language teacher, not only as a ‘teacher of a particular subject’ but also as an educator. Researchers note that university teachers are in direct intellectual, creative, psychological, pedagogical and professional interaction with students. Therefore, it is teachers in higher education institutions who are the model of moral standards of society, lifestyle and worldview for future graduates. The authors disclose the professional and psychological specifics of the educational work of teachers in higher medical schools, expressed in the manifestation of a high degree of humanity, humanism, empathy, and tolerance. These moral values are considered as priorities in the professional and personal selfdetermination of the future doctor.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 18PDMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Горбунова Д.В., Макарова О.Ю., Казакова У. А. Теоретический аспект проблемы формирования межличностной толерантности студентов медицинского вуза на занятиях по иностранному языку // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Gorbunova D.V., Makarova O.Yu., Kazakova U.A. (2020). The theoretical aspect of the problem of the formation of interpersonal tolerance of students of a medical university in the classroom in a foreign language. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN120.pdf (in Russian)

УДК 378

ГРНТИ 14.35.05; 14.35.07; 14.3509

Горбунова Дарья Владимировна

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Казань, Россия

E-mail: darya.gorda@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0308-0141 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=879617

Макарова Ольга Юрьевна

ФГБОУ ВО Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, Казань Заведующий кафедрой «Иностранных языков» Доктор «Педагогических наук» Доцент

E-mail: mrs.makarova@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4626-8603 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=374386

Казакова Ульяна Александровна

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Казань, Россия

Доцент кафедры «Методологии инженерной деятельности» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: kazakova-ulyana@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1999-8064 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=505630

Теоретический аспект проблемы формирования межличностной толерантности студентов медицинского вуза на занятиях по иностранному языку

Аннотация. В статье авторы обращаются к вопросу формирования межличностной толерантности студентов медицинских вузов в процессе изучения иностранного языка. В работе раскрывается сущность понятия «толерантность» и «межличностная толерантность»; рассмотрен процесс развитие данного понятия в социально-историческом аспекте; отмечена корреляция сущности понятий «толерантность» и «эмоциональный интеллект». Особый смысловой акцент уделяется идентификации и сущности структурных компонентов исследуемого понятия (когнитивный, аффективный и поведенческий), а также обоснованию

https:// mir-nauki. com

необходимости развития толерантного сознания у студентов медицинских специальностей как части их профессионального мировоззрения, ввиду приоритета гуманистической направленности профессии врача. Исследуется процесс формирования толерантности как неотъемлемого компонента профессионально-нравственного формирования студентов медицинских специальностей в высших учебных заведениях на занятиях по дисциплине «Иностранный язык». Авторы замечают, что помимо приоритетности изучения содержания учебного материала студентами в ходе образовательного процесса, значимым является создание и поддержание благоприятной атмосферы в учебной группе с позиции преподавателя иностранного языка не только как «предметника», но и как воспитателя-педагога. Исследователи отмечают, что преподаватели вузов находятся в непосредственном интеллектуально-творческом, психолого-педагогическом и профессиональном взаимодействии со студенческой молодёжью. Следовательно, именно педагоги высшей школы являются образцом моральных норм общества, образа жизни и мировоззрения для будущих выпускников вузов. Авторы раскрывают профессионально-психологическую специфику учебно-воспитательной работы преподавателей высших учебных заведений медицинских вузов, выражающуюся в проявлении высокой степени человеколюбия, гуманности, гуманизма, эмпатии и толерантности. Указанные нравственные ценности рассматриваются как приоритетные в профессионально-личностном самоопределении будущего врача.

Ключевые слова: толерантность; межличностная толерантность; студенты медицинского вуза; взаимодействие врача и пациента; эмоциональный интеллект; ценности и ценностные ориентации; нравственное воспитание; иностранный язык

Актуальность исследуемой проблематики обусловлена природностью гуманистической направленности профессиональной деятельности медицинских работников: коммуникативный аспект межличностного взаимодействия диады «врач-пациент» традиционно является интегративным компонентом профессиональной компетентности врача. От того, насколько хорошо врач умеет выстраивать отношения с пациентом с учётом этических, моральных и клинических аспектов деятельности, во многом зависит успешность лечения.

Социальная роль медицинской профессии наделяет врача определёнными этическими обязательствами.

В медицине исторически сложились 4 этические модели, которые в настоящее время являются взаимосвязанными и непреложными: модель Гиппократа: «не навреди»; модель Парацельса: «делай добро»; деонтологическая модель: «соблюдение долга»; модель медицинской биоэтики: «уважение прав и достоинства личности» [1].

Соблюдение данных императивов предполагает гуманистическую и альтруистическую направленность личности врача, его высокую нравственность, милосердие как ценность, умение владеть собой, что априори предполагает толерантность как черту его личности.

Соглашаясь с рядом учёных (В.А. Баева и Л.Я. Подвойский [2], А.А. Григорьева [3], И.Я. Савич [4]), отметим, что историческое развитие российского общества всегда предполагало проживание на одной территории многих народов и национальностей, со своим самобытным укладом жизни, обычаями, традициями, вероисповеданием, то толерантность, в указанных аспектах, сформировалась как черта российской ментальности. Тем не менее, вопрос межличностной толерантности представляется особенно актуальным в условиях техногенного общества, ввиду наблюдающейся дегуманизации и инструментального отношения к обществу и личности, виртуальной опосредованности общения, унификации и попыткам манипулирования общественным мнением на всех возможных уровнях СМИ, коммерциализации жизни, и, как следствие, снижения уровня нравственных барьеров. Ещё в

1930 г. крупнейший испанский философ Х. Ортега-и-Гассет поднимал вопрос «омассовления», стандартизации жизни и назвал XX век «веком самодовольных недорослей» [5, с. 93-208], порождённых изобилием благ и вследствие этого, наделённых чувством собственного превосходства и вседозволенности.

Осознавая проблему, описанную философом, следует отметить возрастание интереса к вопросам нравственного воспитания в современном мире, где проблема толерантности выступает на передний план. В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года поставлена задача такой модернизации воспитательного процесса, которая позволит создать условия для противостояния всем формам интолерантности1.

Исследуя феномен толерантности, необходимо обратиться к сущности данного концепта в целом и понятию межличностной толерантности, в частности.

Концепт «толерантности» прошёл долгий путь исторического развития и осмысления: от древнегреческого антропоцентризма и космизма личности (Аристотель, Пифагор, Платон), терпения и смирения как христианской добродетели (Иоанн Богослов, Тертуллиан, Августин Аврелий) [6; 7], веротерпимости (Дж. Локк [8]), нравственного и гуманистического императива в эпоху Просвещения (Эразм Роттердамский, Б. Спиноза [9], Ф-В. Вольтер [10]), до социальной свободы гражданина (Дж. Милль [11]), активной позиции в межкультурном диалоге (К. Леви-Стросс [12]) и неотъемлемого морального ориентира в демократическом обществе (Ю. Хабермас [13]), ценностной ориентации и принятии различий (М. Хьерм и др. [14]).

Ввиду вышесказанного, подчеркнём, что толерантность не является универсальной категорией, и представляется неким социально-обусловленным адаптационным и регулятивным механизмом, позволяющим развиваться не только отдельному индивиду, но и обществу в целом, поскольку жизнь - это процесс непрестанного взаимодействия людей. Следовательно, толерантность должна рассматриваться не иначе как многоаспектный и многокомпонентный феномен.

В социологическом плане толерантность понимается как «терпимость, терпимое отношение к взаимодействию разных индивидов, социальных групп, этносов, государств ... к другим культурным ценностям и нормам, иным верованиям и культам» [15, с. 449], а также рассматривается с идеологического ракурса как совокупность ценностей и норм, обуславливающая взаимодействие людей и присущая всем цивилизационным концепциям [16]. Следовательно, солидарность и взаимопомощь представляют основу толерантности, и являются неотъемлемым условием цивилизационного прогресса. Необходимо учитывать, что у такого феномена как «толерантность» есть определённые границы, поскольку неограниченная терпимость неизбежно приведёт к её исчезновению: недопустимо быть толерантным к аморальности, к агрессивному навязыванию чего-либо, к жестокости, насилию.

В философском смысле толерантность выступает как этическая категория человеческого бытия - осознание равнодостойности каждого человека, настроенность на диалог, готовность и желание понять, признание и уважение его права быть другим. Высокая духовная и нравственная культура личности является основой толерантного сознания, а его развитие ведёт к выработке толерантного мировоззрения, основывающегося на принципах разумности, свободы и справедливости. Выделяются пассивные и активные проявления толерантности. К примерам пассивных проявлений следует отнести безразличие, невозможность взаимопонимания и принятия, снисходительность как следствие высокомерного отношения к

1 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] URL: http://static.govemment.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 16.01.2019).

субъекту толерантности, квазитолерантность (внешняя сдержанность и лояльность при внутреннем несогласии) [17]. Социальная активная позиция личности проявляется в равноценном критическом диалоге, готовности к расширению собственного опыта, способности к ассертивному поведению. В западной философской мысли также отмечается подразделение проявлений толерантности: (1) концепция разрешения - позволение «меньшинству» жить в соответствии с их убеждениями, при условии принятия доминирующего положения власти и большинства; (2) концепция сосуществования (в межгрупповом взаимодействии) - предпочтение мирного сосуществования конфликту и соглашение на взаимный компромисс, к определённому образу жизни; (3) концепция уважения - взаимное признание равенства друг друга - разделяющаяся в свою очередь на концепции формального качественного равенства [18].

С точки зрения психологии, толерантность подразумевает активную позицию человека - способность и сознательную готовность к жизни в многомерном мире, конструктивно взаимодействовать в социокультурном пространстве. Толерантность имеет экзистенциональную сущность и неотделима от личностного измерения: ценностных и смысловых установок и личностных диспозиций. Известный отечественный врач-психотерапевт и психолог, В.Л. Леви справедливо заметил, что три главных измерения в «искусстве быть другим» это знание людей и природы общения, умение воспринимать и умение себя вести. Однако, это невозможно без четвёртого измерения: «знание себя, восприятие себя, и самое трудное: умение себя изменять - то есть, умение быть другим -самому» [19]. Педагогическое представление о сущности толерантности в полной мере выразил Б.З. Вульфов: «способность человека или группы сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иной менталитет, образ жизни» [20, с. 12]. Автор отмечает, что в процессе развития толерантность формируется как у каждого отдельного человека, так и в каждой социальной общности, а также подчёркивает динамичность толерантности, ввиду того, что её основой являются ценности и смыслы, которые тоже обладают динамичной природой. Целью формирования толерантности у обучающихся является воспитание психологически устойчивой, эмоционально и нравственно зрелой личности. Поскольку солидарность к окружающим, адекватное восприятие многообразных различий, способность к рефлексии, сдержанность, культура общения, способность к конструктивному диалогу, открытость окружающему миру, стремление познавать свойственны лишь психологически зрелой - толерантной - личности. Процесс формирования толерантного сознания предполагает несколько стадий: терпение, адаптация, устойчивость, признание различий, принятие, стремление к пониманию.

Межличностная толерантность представляет особый интерес, поскольку общение, будучи основой интерперсонального взаимодействия, является не просто основной частью нашей жизни, но неотъемлемой, поскольку мы не можем не общаться, не взаимодействовать друг с другом. Понятие межличностной толерантности, как регулятива межличностных отношений, также коррелирует с концептом эмоционального интеллекта. Сущность данного понятия определяется как способность понимать и контролировать свои эмоции и эмоции других людей, и на основе этого делать умозаключения и действовать [21]. Действительно, взаимосвязь эмоций, мышления и действий неоспорима, ведь «сталкиваясь с неким ... ментальным образом, человек устанавливает связь между чувством и мыслью» [22, с. 16], а мысль лежит в основе действия. Следовательно, умение осознавать эмоции и управлять ими, понимать чувства окружающих, регулировать атмосферу общения способствует более эффективному взаимодействию с окружающими, благодаря доброжелательной настроенности на диалог.

Анализ литературы позволяет выделить структурные компоненты толерантности, представленные на рисунке.

Компоненты толерантности

Когнитивный Аффективный -Л Поведенческий

Я

* *

Г - Л

- осознание - эмоциональный - осознанная

многомерности, интеллект; готовность личности

неоднозначности, - знание себя; к оценке ситуации и

многообразия и - способность к поведению;

равенства мира, эмпатии; - умение

культур, ценностей и - способность к регулировать

т. п.; рефлексии; поведение и действия

- осознание - самоконтроль, исходя из

относительности, самовосприятие; общепринятых норм;

субъективности - ассертивность; - вербальная и

собственного - готовность к невербальная

восприятия картины изменению; толерантность;

мира; - преодоление - способность и

- готовность к индифферентности; готовность к

развитию и - устойчивость, межличностному и

познанию; способность межгрупповому

- признание и справляться с сотрудничеству;

восприятие различий. эмоциональным - способность к

напряжением и компромиссу;

двусмысленностью. - ассертивность.

Рисунок. Структурные компоненты толерантности (разработано автором)

Искусство жить в мире непохожих людей, управлять своими эмоциями и поведением, умение справляться с эмоциональными перегрузками, создавать доверительные отношения, искусство беседы, умение выслушать и понять пациента - на этом, помимо клинических навыков, основывается вся ежедневная деятельность медицинских работников. Поскольку от сформированной профессионально-личностной нравственности врача зависят жизни и здоровье людей, таким образом, нравственное воспитание должно быть неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса в медицинских вузах.

Формирование толерантного сознания - длительный и сложный процесс, поэтому подходить к реализации необходимо серьёзно и комплексно. Гуманизация и гуманитаризация образования, наблюдаемые в настоящее время, несомненно, способствуют этому формированию исследуемого феномена. В государственные образовательные стандарты включаются общекультурные компоненты, направленные на развитие личностной зрелости обучающихся. Понимая культуру как идейное и нравственное состояние общества, выражающееся в совокупности материальных и духовных ценностей, невозможно не согласиться с Б.М. Бим-Бадом, который утверждает, что прежде всего именно культура определяет формирование личности [23, с. 58-59]. Как отмечает И.И. Торубарова, «культура как образовательная ценность в развитии и воспитании студентов-медиков должна проявляться в культуре быта, мышления, досуга, в отношениях, общении, в мировоззренческой культуре, в эстетической деятельности» [24, с. 184]. Таким образом, представляется необходимым создать такую образовательную атмосферу, которая будет строиться на принципах гуманного подхода,

https:// mir-nauki. com

учитывая и уважая индивидуальные склонности, способности и возможности каждого обучающегося, помогая осознать многогранность окружающих их человеческих миров, развить чувство справедливости, равнодостойности и равноправия [25].

Процесс формирования толерантности у обучающихся предъявляет высокие требования к личности преподавателя, поскольку никакой подбор материала, выбор форм и методов обучения не будет способствовать выполнению этой задачи, если сам педагог не соответствует критериям толерантной личности. Осмысляя и перенимая не только внешние проявления поведения, ценности, ценностные ориентации, нормы морали, мировоззрения и образа жизни педагога, обучающиеся воспринимают преподавателя как пример для подражания. Следовательно, развитая эмоциональная регуляция, справедливость суждений, чувство такта, эмпатия, равное уважительное отношение к воспитанникам должны быть непреложны. Преподавателю важно создать такую образовательную среду, которая будет способствовать гармоничному развитию каждого студента, создавать благоприятные условия для самоидентификации и саморазвития, и строиться на принципах сотрудничества и взаимоуважения [26].

Дисциплина «Иностранный язык», обладает большим потенциалом в формировании толерантного сознания студентов. В медицинских вузах данная дисциплина является профессионально-ориентированной, соответственно профессиональная направленность содержания занятий позволяет обсудить такие важные проблемы, как сущность профессии врача, роль межличностных отношений в медицинской профессии, культура общения, проблемы дискриминации в медицине и стигматизации пациентов и т. п.

Помимо анатомо-физиологических, клинических и диагностических терминов, необходимых для освоения дисциплины, целесообразно знакомить студентов с Международным кодексом медицинской этики, изучать речевые паттерны, необходимые для вежливого и конструктивного диалога в больничных условиях, эвфемизмы, призванные заменить неуместные в межличностном общении слова и выражения, практиковать навыки выражения эмоционального расположения к собеседнику с помощью диалогических и полемических упражнений.

Просмотр и обсуждение видеороликов и фрагментов из фильмов и сериалов о медицинских работниках показывает свою эффективность не только в развитии навыков аудирования, но и критического мышления, осмысления аспектов врачебной деятельности, проблем здравоохранения и взаимоотношений, опосредованных ситуацией общения, которые наглядно иллюстрируются в видео, затрагивая эмоциональную сферу личности.

Обсуждение афоризмов и высказываний врачей также показывают релевантность на вводном или завершающем этапе занятия по иностранному языку, вызывая заинтересованность у обучающихся тем более тем, что высказывание принадлежит непосредственно врачам. Такое задание полезно тем, что позволяет задуматься над содержанием и переосмыслить своё отношение к данному вопросу.

Внедрение метода проектов также показывает эффективность, позволяя реализовать интегрированный подход, развивая межпредметные знания, закрепить и усвоить учебный материал с позиции контекстного подхода, развить умение работать в команде, коммуникативные и творческие способности, организаторские навыки, навыки критического мышления, социально-нравственная ориентация, рефлексивные умения [27].

С помощью диалоговых и групповых форм занятий преподаватель не только помогает раскрыть сущность обсуждаемых явлений, но и стимулирует их осмыслению и рефлексивной оценке обучающимися, а системный и последовательный характер таких занятий способствует формированию их собственной позиции и убеждений.

Проведённое авторами изучение проблемы, позволяет заключить, что гуманистическая и альтруистическая направленность профессии врача ставит высокие требования к нравственной культуре её представителей, поскольку от этого во многом зависит как психическое, так и физическое здоровье людей. Гуманистическая направленность личности, осознание ответственности за действия и слова, признание паритетности прав каждого человека, эмоциональная вовлечённость в процесс общения, участливость, сострадание основываются на толерантности. Следовательно, нравственное воспитание и формирование толерантности должны быть обязательным компонентом медицинского образования. Личности преподавателя, как транслятора нравственности, отводится первостепенная роль, а создание благоприятной атмосферы на занятиях представляется особенно важной задачей, поскольку она играет важную роль в формировании толерантности. Из этого следует, что гуманизм, взаимоуважение, признание индивидуальности личности, культуросообразность должны быть основными принципами, определяющими отношения между участниками образовательного процесса. В преподавании профессионально-ориентированного иностранного языка в медицинском вузе необходимо уделять особое внимание темам, затрагивающим нравственно-этический аспект профессиональной деятельности врача. Коммуникативная форма проведения занятий по иностранному языку способствует формированию позиций и убеждений, свойственных толерантной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шабанова, А.С. Модели терапевтического взаимодействия врача и пациента / А.С. Шабанова, Л.В. Боговин, В.П. Колосов // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. - 2016. - №60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-terapevticheskogo-vzaimodeystviya-vracha-i-patsienta [Accessed 17 Jan. 2020].

2. Баева, Л.В. Этика и культура толерантности: научно-популярное пособие / Л.В. Баева, Л.Я. Подвойский. - Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2012. - 190 с.

3. Григорьева, А.А. Русский менталитет: сущность и структура (социально-философский анализ) / Анастасия Александровна Григорьева: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Томск, 2008. - 17 с.

4. Савич, И.А. Историко-теоретическое становление идеи толерантности и бесконфликтных отношений в Киевской Руси / И.А. Савич // Дневник алтайской школы политических исследований. №27 - Барнаул: Алтайская школа политических исследований, 2011. - С. 70-72.

5. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс: сб.: пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет. -Москва: ООО «Издательство АСТ», 2002 - 509 с. ISBN 5-17-007796-3.

6. Баева, Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии [Текст]: монография / Л.В. Баева - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 217 с.

7. Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д-ра ю. н-ук, проф. В.С. Нерсесянца - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма, 2004. - 944 с.

8. Locke, J. Letter Concerning Toleration in Steven M. Cahn ed. Classics of Modern Political Theory / J. Locke - New York: Oxford University Press, 1997.

9. Spinoza, B. Theological-Political Treatise and Political Treatise / B. Spinoza - New York: Dover Publications, 1951.

10. Voltaire, François Marie Arouet A Treatise on Tolerance, 1763 / Fr. M.A. Voltaire -History.hanover.edu. (n.d.). [online] Available at: https://history.hanover.edu/courses/excerpts/111voltaire.html [Accessed 16 Jan. 2020].

https:// mir-nauki. com

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21. 22.

23.

24.

25.

26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27.

Mill, John Stuart On Liberty and Other Essays / J.S. Mill - Oxford: Oxford World Classics, 1998.

Lévi-Strauss, C. Race and history / C. Lévi-Strauss - Paris: UNESCO, 1952. Habermas, Jürgen Moral Consciousness and Communicative Action / Jürgen Habermas - Cambridge, Mass.: MIT Press, 1990.

Hjerm, M. A New Approach to the Study of Tolerance: Conceptualizing and Measuring Acceptance, Respect, and Appreciation of Difference / M. Hjerm, Eger A. Maureen, A. Bohman, F. Fors Connolly - Soc. Indic. Res. 2019. https://doi.org/10.1007/s11205-019-02176-y [Accessed 16 Jan. 2020].

Кравченко, С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: Более 10 000 единиц / С.А. Кравченко - Москва: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. - 511 с. Мацковский, М.С. Толерантность как объект социологического исследования / Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.А. Лютой. - Москва: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. - С. 143-147.

Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.А. Лекторский // Вопросы философии - 1997. - №11. - С. 46-54.

Forst, R. Toleration / R. Forst // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2017 Edition), Edward N. Zalta (ed.), URL =

https://plato.stanford.edu/archives/fall2017/entries/toleration/ [Accessed 16 Jan. 2020]. Леви, В.Л. Искусство быть другим. / В.Л. Леви - Москва: Знание, 1980 - 208 с.

[Электронный ресурс] URL: http://lib.mdpu.org.ua/load/psihologiya/levi_vladimir_

iskusstvo_byt_drugim.pdf (дата обращения 17.01.2020).

Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З. Вульфов // Внешкольник. - 2002. - № 6. - С. 12-16.

Salovey, P. Emotional intelligence / P. Salovey, J.D. Mayer // Imagination, cognition and personality. - 1990 - №9(3). - Р. 185-211.

Андреева, М.И. Эмотивная лексика в профессиональных языках / М.И. Андреева // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2013. - №17. - С. 15-17. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2002. - 527 с. Торубарова, И.И. Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» в медицинском вузе / И.И. Торубарова // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011. - № 2. - С. 182-186.

Макарова, О.Ю. Гуманистический аспект подготовки студентов медицинского вуза / О.Ю. Макарова, Д.В. Горбунова, А.В. Зеленкова // Гуманизация образования. - 2018 - №4. - С. 65-70.

Макарова, О.Ю. Роль ценностно-смыслового компонента мотивации в профессиональном саморазвитии и языковой адаптивности студентов медицинского вуза / О.Ю. Макарова, Д.В. Горбунова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №5. https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Алексеев, С.Л. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки студентов: проектный метод / С.Л. Алексеев, И.И. Поникаров, У.А. Казакова // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т.17. - №7. - С.

341-345.

18PDMN120

Gorbunova Daria Vladimirovna

«Kazan medical university» of the Ministry of healthcare of the Russian Federation, Kazan, Russia

E-mail: darya.gorda@yandex.ru

Makarova Olga Yur'evna

«Kazan medical university» of the Ministry of healthcare of the Russian Federation, Kazan, Russia

E-mail: mrs.makarova@yandex.ru

Kazakova Ulyana Aleksandrovna

Kazan national research technological university, Kazan, Russia

E-mail: kazakova-ulyana@mail.ru

The theoretical aspect of the problem of the formation of interpersonal tolerance of students of a medical university in the classroom in a foreign language

Abstract. In the article, the authors address the issue of the formation of interpersonal tolerance of students of medical high school in the process of learning a foreign language. The paper reveals the concept of 'tolerance' and 'interpersonal tolerance'; the process of the development of this concept in the socio-historical aspect is considered; the correlation of the concepts of 'tolerance' and 'emotional intelligence' is noted. Particular emphasis is given to the identification and essence of the structural components of the studied concept (cognitive, affective, and behavioral), as well as to the substantiation of the need for the development of tolerant consciousness in students of medical specialties as part of their professional worldview, due to the priority of the humanistic orientation of the medical profession. The process of the development of tolerance as an integral component of the professional and moral development of students of medical specialties in higher educational institutions in the Foreign Language classroom is studied. The authors note that in addition to the priority of studying the content of educational material by students during the educational process, it is important to create and maintain a favorable atmosphere in the study group from the position of a foreign language teacher, not only as a 'teacher of a particular subject' but also as an educator. Researchers note that university teachers are in direct intellectual, creative, psychological, pedagogical and professional interaction with students. Therefore, it is teachers in higher education institutions who are the model of moral standards of society, lifestyle and worldview for future graduates. The authors disclose the professional and psychological specifics of the educational work of teachers in higher medical schools, expressed in the manifestation of a high degree of humanity, humanism, empathy, and tolerance. These moral values are considered as priorities in the professional and personal self-determination of the future doctor.

Keywords: tolerance; interpersonal tolerance; medical students; doctor-patient relationship; emotional intelligence; values and value orientation; moral education; foreign language

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.