Научная статья на тему 'Роль ценностно-смыслового компонента мотивации в профессиональном саморазвитии и языковой адаптивности студентов медицинского вуза'

Роль ценностно-смыслового компонента мотивации в профессиональном саморазвитии и языковой адаптивности студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛ / САМОРАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИКРОКЛИМАТ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / MOTIVATION / MOTIVE / VALUE ORIENTATIONS / SENSE / SELF-DEVELOPMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL MICROCLIMATE / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Ольга Юрьевна, Горбунова Дарья Владимировна

В данной статье рассматривается вопрос ценностно-смыслового компонента мотивационной сферы человека и его роль в профессиональном саморазвитии. Акцентируется внимание на необходимость готовности человека к непрерывному самообразованию и саморазвитию, ввиду требований к специалисту в условиях современной жизни. Авторы отмечают, что интеллектуально-познавательная лабильность и языковая адаптивность в современном мире являются неотъемлемыми компонентами компетентности современного специалиста. Таким образом, вопрос формирования мотивации, как движущей силы деятельности и развития личности, представляет особый интерес. Авторы прослеживают взаимосвязь мотивации, ценностно-смысловой сферы личности и детерминации профессионального развития и саморазвития. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что ценностно-смысловая сфера личности влияет на формирование мотивов, являющихся ключевым источником мотивации. Из этого следует, что одной из важнейших психолого-педагогических задач преподавательского состава вузов является формирование ценностно-смысловых компетенций обучающихся. Кроме того, авторы обосновывают необходимость установления комфортной образовательной среды и благоприятного психологического микроклимата учебной группы, ввиду их непосредственного влияния на формирование ценностного отношения к саморазвитию и образованию, становление профессионального самосознания и развития позитивной «Я-концепции». Рассматривается роль комфортной психологической атмосферы на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в преодолении языкового барьера, являющегося существенным препятствием формированию мотивации. Авторы отмечают взаимосвязь профессиональной ориентированности дисциплины «Иностранный язык», обуславливающей личностный смысл овладения знаниями, и формирования мотивации к обучению, а также ценностно-смысловой детерминации профессионального развития студентов медицинских специальностей ввиду содержательного и воспитательного компонентов занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Ольга Юрьевна, Горбунова Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of a sense-value component of motivation in the professional self-development and the development of language adaptability of students of medical university

This article addresses the issue of the value-sense component of a person’s motivational sphere and its role in professional self-development. The authors’ attention is focused on the need for a person to be ready for lifelong self-education and self-development in view of the requirements for a specialist in the modern world. The authors note that nowadays intellectual-cognitive lability and linguistic adaptability are the integral components of the competence of a specialist. Thus, the issue of the formation of motivation as the driving force of activity and development of personality is of particular interest. The authors trace the correlation of motivation, the value-sense sphere of personality and the determination of professional development and self-development. Analysis of the psychological and pedagogical literature allows us to conclude that the value-semantic sphere of personality influences the formation of motives, which are a key source of motivation. Thus, one of the most important psychological and pedagogical tasks of the academic staff in universities is the formation of value-sense competencies of students. In addition, the authors substantiate the need to establish a comfortable educational environment and a favorable psychological microclimate of the study group, due to their direct influence on the formation of a value attitude to self-development and education, the formation of professional self-awareness and the development of a positive “I-concept”. The role of a comfortable psychological atmosphere in the classes on the discipline "Foreign Language" in overcoming the language barrier, which is stated to be a significant obstacle to the formation of motivation, is examined. The authors note the interconnection of the professional orientation of the discipline “Foreign Language”, which determines the personal meaning of mastering knowledge, and the formation of motivation for learning, as well as the value-sense determination of the professional development of students of medical specialties due to the substantial and educational components of classes.

Текст научной работы на тему «Роль ценностно-смыслового компонента мотивации в профессиональном саморазвитии и языковой адаптивности студентов медицинского вуза»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/52PDMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Макарова О.Ю., Горбунова Д.В. Роль ценностно-смыслового компонента мотивации в профессиональном саморазвитии и языковой адаптивности студентов медицинского вуза // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Makarova O.Yu., Gorbunova D.V. (2019). The role of a sense-value component of motivation in the professional self-development and the development of language adaptability of students of medical university. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN519.pdf (in Russian)

УДК 378:37.013.46 ГРНТИ 14.35.09

Макарова Ольга Юрьевна

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Казань, Россия Заведующий кафедрой «Иностранных языков» Доктор педагогических наук, доцент E-mail: mrs.makarova@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4626-8603 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=374386

Горбунова Дарья Владимировна

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Казань, Россия

E-mail: darya.gorda@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0308-0141 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=879617

Роль ценностно-смыслового компонента мотивации в профессиональном саморазвитии и языковой адаптивности студентов медицинского вуза

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос ценностно-смыслового компонента мотивационной сферы человека и его роль в профессиональном саморазвитии. Акцентируется внимание на необходимость готовности человека к непрерывному самообразованию и саморазвитию, ввиду требований к специалисту в условиях современной жизни. Авторы отмечают, что интеллектуально-познавательная лабильность и языковая адаптивность в современном мире являются неотъемлемыми компонентами компетентности современного специалиста. Таким образом, вопрос формирования мотивации, как движущей силы деятельности и развития личности, представляет особый интерес. Авторы прослеживают взаимосвязь мотивации, ценностно-смысловой сферы личности и детерминации профессионального развития и саморазвития. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что ценностно-смысловая сфера личности влияет на формирование мотивов, являющихся ключевым источником мотивации. Из этого следует, что одной из важнейших психолого-педагогических задач преподавательского состава вузов является формирование ценностно-смысловых компетенций обучающихся. Кроме того, авторы обосновывают необходимость установления комфортной образовательной среды и благоприятного психологического микроклимата учебной группы, ввиду их непосредственного

https:// mir-nauki. com

влияния на формирование ценностного отношения к саморазвитию и образованию, становление профессионального самосознания и развития позитивной «Я-концепции». Рассматривается роль комфортной психологической атмосферы на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в преодолении языкового барьера, являющегося существенным препятствием формированию мотивации. Авторы отмечают взаимосвязь профессиональной ориентированности дисциплины «Иностранный язык», обуславливающей личностный смысл овладения знаниями, и формирования мотивации к обучению, а также ценностно-смысловой детерминации профессионального развития студентов медицинских специальностей ввиду содержательного и воспитательного компонентов занятий.

Ключевые слова: мотивация; мотив; ценностные ориентации; смысл; саморазвитие; образовательная среда; психологический микроклимат; иностранный язык

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что условия современной жизни, характеризующиеся быстрым темпом развития технологий, неопределённостью и изменением общественных отношений, определяют закономерное повышение требований не только к профессиональной подготовке молодого специалиста, но и к его высокой мотивации, стрессоустойчивости, адаптивности в современном мире. Несомненно, что для наиболее эффективного осуществления человеком своей профессиональной деятельности ему необходимо личностное развитие, что в свою очередь подразумевает, что личностное самоопределение является первоочерёдным, формируя на своей основе профессиональное самоопределение. Таким образом, формирование ценностно-смысловой мотивации и направленность на её компоненты в образовательном процессе является движущей силой при подготовке современного специалиста.

В современном мире активного научно-технического прогресса наблюдается интенсификация процесса получения знаний. Социальный заказ представляет портрет выпускника современного ВУЗа как зрелую, творческую личность, специалиста, умеющего адаптироваться к условиям жизни в наши дни и, как следствие, не только свободно владеющего профессией, но и способного ориентироваться в смежных областях знаний, и к тому же способного в этих условиях к непрерывному самообразованию и саморазвитию. Во всём мире современная система образования функционирует и развивается с учётом направленности на непрерывное обучение, представляющее собой целостный набор средств, методов и форм приобретения, расширения знаний, полученных в результате общего образования, профессиональной компетентности и культуры, воспитания и развития личной гражданской и нравственной осознанности [1].

В связи с этим в образовании прослеживается определённая смена акцентов: с информационно-предметного обучения на личностно-ориентированное, фундаментальность и академичность обучения в некотором смысле уступают место творческому развитию личности, мобильности, умению применять знания на практике. Именно этому способствует компетентностный подход, реализуемый в настоящее время в высшей школе на федеральном уровне. Компетентностный подход представляет собой акцентирование внимания на практическом результате образования, интегративности знаний, интеллектуально-познавательной лабильности с целью подготовки высококвалифицированного компетентного специалиста, готового к осуществлению личностно и социально-значимой деятельности в поликультурной среде.

Говоря о компетентности и конкурентоспособности в современном мире, необходимо учитывать фактор глобализации знаний в каждой профессиональной области. Этот фактор обусловливает необходимость владения иностранным языком в современном мире, в частности

английским языком, поскольку он занимает позицию «lingua franca». Весьма значительную роль играет знание иностранного языка в сфере медицины, как в научно-теоретическом, так и практическом использовании. Международный обмен опытом, теоретическими и практическими знаниями, исследованиями и разработками в международных журналах, международные конференции, симпозиумы, семинары, международные исследовательские и научные гранты, непосредственная терапевтическая деятельность - для современного специалиста медицинской сферы деятельности становится недостаточным владение знаниями исключительно на родном языке, необходимо быть в курсе развития мирового знания в своей профессиональной области. Соответственно, языковая адаптативность в современном мире является необходимым фактором как личностного, так и профессионального развития, а изучение иностранного языка в неязыковых, и в частности, медицинских вузах, является одной из приоритетных задач их модернизации.

Несомненно, у специалиста, обладающего перечисленными характеристиками, должна быть сформирована высокая мотивационная сфера. Проблема мотивации является одним из ключевых и наиболее трудных вопросов в психолого-педагогической литературе. Согласно А. Шопенгауэру, впервые употребившему термин «мотивация» в статье «Четыре принципа достаточной причины» в 1816 г., «Мотивация - это причинность, видимая изнутри» [2]. Действительно, специалисту необходимо осознавать в первую очередь, что и ради чего он делает. Выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев полагал, что мотивы деятельности придают ей личностный смысл.

Данной теме посвящено большое количество трудов и исследований как отечественных (В.Г. Асеев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.И. Ковалев, К.К. Платонов, П.М. Якобсон, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.), так и зарубежных (А. Маслоу, А. Адлер, Д. МакКлелланд, Дж. Аткинсон, К. Левин, Г. Олпорт, Ф. Герцбер, Р. Вудвортс и др.) учёных. Однако, понятию «мотивация» не существует единой интерпретации, что объясняется разными подходами к её исследованию. Зарубежный подход основывается на содержательной стороне теории мотивации, на изучении потребностей человека как основополагающей деятельности. Это отражено в пирамиде А. Маслоу [3; 4], теории потребностей Д. МакКлеланда [5; 6], концепции трудовой мотивации Дж. Аткинсона [7], двухфакторной теории Ф. Герцбера [8; 9] и т. д.

В отечественной же психологии понятие мотивации рассматривается более широко и более социально-обусловлено. В.Г. Асеев характеризовал мотивацию следующим образом: «Понятие мотивации у человека, по всеобщему признанию, включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, или диспозиции, идеалы и т. д.» [10] Согласно определению С.Л. Рубинштейна, мотивация - это «опосредованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» [11, с. 370]. К.К. Платонов полагал, что мотивация представляет собой совокупность мотивов [12]. Согласно И.А. Зимней мотивация представляется «запускным механизмом» любой деятельности человека: трудовой, социальной или познавательной. Реальный, поэтапный и конечный результат является ключевым фактором, питающим и поддерживающим мотивацию

[13].

Несмотря на расхождение взглядов о сущности мотивации, общепризнанно, что ключевым её источником являются мотивы:

• «То, что, отражаясь в голове человека, побуждает его деятельность, направляет её на удовлетворение определённой потребности, называется мотивом этой деятельности» (А.Н. Леонтьев) [14].

• «Мотив - это опредмеченная потребность» (А.Н. Леонтьев) [15].

• Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему [11, с. 13].

• «Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность» (И.А. Зимняя) [16].

• «В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» (Л.И. Божович) [17, с. 148-153].

• «Соображение, по которому субъект должен действовать» (Ж. Годфруа) [18].

Таким образом, мотив - это движущая сила, придающая действию личностный смысл, являясь стимулом достижения цели-потребности.

В современной педагогической литературе приводятся следующие определения мотивации:

• (от лат. тоуео - двигаю) - общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [19].

• Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения [20, с. 88].

• Мотивация - система взаимосвязанных и взаимоподчинённых мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию её поведения [21].

• (1) Наклонность личности, направляющая поведение субъекта и являющаяся бессознательным и постоянным свойством личности. (2) Соединение потребностей, ценностей и личностных интересов. Управляют мотивацией стереотипы, предрассудки, а также статусы и роли. Мотивация - совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий [22].

К тому же, мотивацию принято разделять на внешнюю и внутреннюю [23, с. 47]. Внешняя мотивация более дистантна, поскольку направлена на достижение конечного результата и не связана с содержанием деятельности, тогда как внутренняя характеризуется динамичностью, процессуальностью и непосредственно связана с содержанием деятельности. Внутренняя мотивация представляется наиболее значимой, являясь стимулом активности человека, тогда как внешняя выступает в качестве регуляционного механизма.

Таким образом, на формирование мотивации оказывает ценностно-смысловая сфера, включающая в себя мотивы, ценности, потребности, личностные смыслы. Говоря же о профессиональном развитии, отношение человека к общественно выработанной системе ценностей определяется благодаря ценностно-смысловой детерминации деятельности, в свою очередь на основании отношения человека формируются мотивы и смыслы осуществления конкретной деятельности [24]. Следовательно, ценностно-смысловой компонент мотивации является стимулом профессионального саморазвития, самообразования, самореализации, поэтому развитие данного компонента представляется одной из наиболее значимых психолого-педагогических задач при подготовке специалистов в современных вузах. Таким образом, формирование ценностно-смысловых компетенций у обучающихся является одной из первостепенных целей процесса образования в целом и объектом внимания педагога на каждом занятии, в частности.

https:// mir-nauki. com

В современных условиях образовательного процесса необходимо в первую очередь инициировать развитие интереса к накоплению знаний, понимания ценности изучения иностранного языка как способа расширения личностных, жизненных и профессиональных границ, неотъемлемого инструмента деятельности, помогая обучающимся сформулировать личностный смысл.

«Смысл - значение чего-либо для субъекта деятельности, которое определяется глубиной понимания, разумностью и целесообразностью» [25, с. 11].

В свою очередь, с формированием смысла непосредственно связаны ценностные ориентации личности. Именно ценностные ориентации формируют личное отношение субъекта к деятельности, его индивидуальные предпочтения, устремления и интересы, принципы целеполагания и мотивированности, создавая собственную иерархию согласно личной значимости. «Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности» [26]. Личностный смысл интерпретируется как индивидуальное отношение человека к действительности в целом и деятельности в частности. Таким образом, ценностные ориентации имеют непосредственное значение на профессиональное самоопределение и саморазвитие. В педагогическом процессе необходимо учитывать, что несмотря на то, что стимулом активности выступает внутренняя, личностно-обусловленная мотивация, внешняя мотивация, и в частности, факторы, формирующие её, оказывают непосредственное влияние.

Немаловажным фактором формирования ценностного отношения студентов к образованию является создание комфортной педагогической среды и благоприятного психологического климата. Под данными понятиями подразумевается такая обстановка, в которой ключевыми принципами являются создание и поддержание благожелательной атмосферы, способствующей формированию у участников образовательного процесса комфортного самоощущения, способствующего организации индивидуальной ситуации успеха, содействующего их самореализации, а также развитию оптимистичного настроения в коллективе, чувства взаимоподдержки и взаимопомощи, уважения и принятия индивидуальности и мнения друг друга, эмпатии. Американский психолог Ричард Бендлер писал: «Если вы связываете с учёбой скуку и неудобство, то неудивительно, что никто не хочет заниматься этим» [27, с. 125]. Действительно, неблагоприятная атмосфера в студенческой группе никоим образом не способствует ни стремлению к личностной самореализации, ни формированию ценностного отношения к образованию. И наоборот, в условиях комфортной атмосферы достигается интеграция ценностно-мотивационного критерия (интерес к приобретаемой профессии, стремление добиться успеха в учебной и профессиональной деятельности), содержательно-деятельностного (знания, умения, навыки, степень вовлечённости в процесс и оценка результатов своей деятельности), рефлексивно-творческого (личностное целеполагание, стремление к саморазвитию, отношение к себе, самооценка своих возможностей и действий).

Развивая концепцию о ценностно-смысловых ориентациях и мотивационных установках, необходимо отметить, что комфортная и благоприятная среда способствует определению и развитию внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности, становлению профессионального самосознания, выявлению и формированию у обучающихся ценностных профессионально значимых факторов. Кроме того, комфортная психолого-педагогическая атмосфера несомненно способствует формированию позитивной «Я-концепции» обучающихся, а именно ключевых качеств, выделенных выдающимся отечественным педагогом В.И. Андреевым: самоприятие, рефлексия, самопознание, признание

и приятие окружающей среды, эмпатийность, чувство собственного достоинства, жизненная активность, эмоциональная и интеллектуальная независимость, включенность в настоящее. «Эти качества, как показывает практика» - пишет он, «обеспечивают «внутреннее здоровье человека», его комфортное существование, здоровье нравственное, социальное, профессиональное» [28, с. 126-128]. Безусловно, положительный стабильный эмоциональный фон в коллективе способствует воспитанию и формированию эмоционально-зрелой личности, способной и стремящейся к личностному и профессиональному саморазвитию и самореализации, обладающей способностью к разумной рефлексии и самооценке, что определённо соответствует требованию к современному компетентному специалисту в современном обществе.

Взаимоотношение субъектов учебной группы, стиль общения преподавателя и студентов играет особую роль на занятиях по дисциплине «Иностранный язык», поскольку одной из первостепенных целей является преодоление языкового барьера, свойственного студентам начальных курсов нелингвистических вузов. Языковой барьер характеризуется невозможностью использовать имеющиеся знания в оформлении речевого высказывания. Различают две основных составляющих языкового барьера:

1. недостаточность знаний лексико-грамматического материала;

2. психологическая составляющая: языковой барьер связан с эмоциональной напряжённостью, часто связанную со страхом совершить ошибку.

Первая составляющая языкового барьера решается с помощью отработки лексико-грамматических навыков, тогда как эмоциональная напряжённость и неуверенность могут быть нивелированы благодаря гуманным отношениям обучающихся и преподавателя, способствуя развитию их уверенности в себе и вовлечённости в процесс обучения. Следовательно, преодоление языкового барьера и личностно-ориентированный подход способствует формированию мотивации к изучению предмета. В медицинском вузе ориентированность дисциплины «Иностранный язык» на профессиональный аспект, интеграция лексико-грамматического компонента и базовых медицинских знаний (таких как анатомическое строение тела, физиологические функции, процессы и механизмы, отклонения от нормы, медицинские анализы и процедуры, взаимодействие врачей с пациентами, современные медицинские открытия) обуславливает, в свою очередь, смысловой компонент мотивации студентов-медиков, способствуя успешному усвоению материала, а содержательный и воспитательные компоненты занятий способствуют ценностно-смысловой детерминации профессионального развития.

Таким образом, проанализировав взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций, мотивов и формирования мотивации, делаем вывод, что дальнейшее исследование данной темы представляется перспективным, ввиду непосредственной роли в саморазвитии обучающихся, профессиональной детерминации, в целом, и повышении уровня языковой адаптивности, в частности. Проведённый теоретический анализ литературы позволяет заключить, что в осмыслении понятий мотивации, ценностей и смыслов педагогическая наука прошла сложный и долгий путь, однако несмотря на то, что данные вопросы рассматривались достаточно широко, проблема формирования мотивации, её смыслообразующих факторов и их значение в профессиональном самообразовании и саморазвитии остаётся дискуссионной и актуальной, а дальнейшее её изучение и осмысление в условиях стремительных изменений во всех сферах современной жизни представляется актуальным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Makarova O.Y., Andreeva M.I., Baratova O.A., Zelenkova A.V. Supplementary Professional Education as a Socially Relevant Component of Lifelong Learning / Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 677. С. 21-27.

2. Патрахина Т.Н., Романчук К.П. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 461-464. - URL https://moluch.ru/archive/87/16631/ (дата обращения: 16.10.2019).

3. Maslow, A.H. (1943). A Theory of Human Motivation. Psychological Review, 50(4), 370-396.

4. Johnson, J., Irizarry, M., Nguyen, N. and Maloney, P. "Part 1: Foundational Theories of Human Motivation" (2018). Motivation 101: A Guide for Public Servants. [retrieved from] https://stars.library.ucf.edu/motivationforpublicservants/1.

5. McClelland, D.C. (1965) Achievement Motivation Can Be Developed. Harvard Business Review, 43, 6-25.

6. McClelland, P. (2016). The Achieving Society. Pickle Partners Publishing. 496 pp.

7. Atkinson J.W. (1964) An introduction to motivation. Oxford, England: Van Nostrand.

8. Herzberg, F., Mausner, B., & Snydermann B. (1959). The motivation to work. New York: Wiley. 157 pp.

9. Herzberg, F. (1968). One More Time: How Do You Motivate Employees? Harvard. Business Review 46: 53-62.

10. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности - М., «Мысль», 1976 г. - 158 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000

- 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

12. Платонов К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. - М.: Издательство «Молодая гвардия», 1986 - 224 с.

13. Макарова О.Ю., Горбунова Д.В., Зеленкова А.В. Развитие мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка / Гуманизация образования. 2018. № 2. С. 48-53.

14. Психология: Учебник для пед. институтов / Под ред. А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева и др. - М., 1962. - 599 с.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., Смысл, Академия, 2005.

- 352 с.

16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. -480 с.

17. Божович Л.И. Избранные психологические труды [Текст] / Л.И. Божович - М.: МПА, 1995. - 209 с.

18. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. - М.: Мир, 1992.

19. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

https:// mir-nauki. com

20. 21. 22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., Педагогический словарь. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005 - 448 с.

Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / Воронин АС. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006 - 135 с.

Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012 - 131 с.

Dornyei, Z. (2001). New themes and approaches in second language motivation research. Annual review of applied linguistics, 21, 43-59.

Куликова Н.А., Кузенко С.С., Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы у юношей студентов с их проявлением мотивации к успешной деятельности -"Теория и практика современной науки" №4(34) 2018 https://modern-j.ru/osnovnoy_razdel_4_34_2018/ (дата обращения: 16.10.2019).

Андреев В.И., Андреева Ю.В. Акмеоквалитативная концепция развития и саморазвития многомерного мышления и мудрости // Образование и саморазвитие. 2015. № 2 (44). С. 10-15.

Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-ponyatie-i-fenomen (дата обращения: 16.10.2019).

Bandler, R. (1985). Using your brain - for a change. Moab, Utah: Real People Press. 172 pp.

Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / Под ред. В.И. Андреева - Казань: Центр инновационных технологий, 2003 - 225 с.

https:// mir-nauki. com

Makarova Olga Yur'evna

«Kazan medical university» of the ministry of healthcare of the Russian Federation, Kazan, Russia

mrs.makarova@yandex. ru

Gorbunova Daria Vladimirovna

«Kazan medical university» of the ministry of healthcare of the Russian Federation, Kazan, Russia

darya. gorda@yandex. ru

The role of a sense-value component of motivation in the professional self-development and the development of language adaptability of students of medical university

Abstract. This article addresses the issue of the value-sense component of a person's motivational sphere and its role in professional self-development. The authors' attention is focused on the need for a person to be ready for lifelong self-education and self-development in view of the requirements for a specialist in the modern world. The authors note that nowadays intellectual-cognitive lability and linguistic adaptability are the integral components of the competence of a specialist. Thus, the issue of the formation of motivation as the driving force of activity and development of personality is of particular interest. The authors trace the correlation of motivation, the value-sense sphere of personality and the determination of professional development and self-development. Analysis of the psychological and pedagogical literature allows us to conclude that the value-semantic sphere of personality influences the formation of motives, which are a key source of motivation. Thus, one of the most important psychological and pedagogical tasks of the academic staff in universities is the formation of value-sense competencies of students. In addition, the authors substantiate the need to establish a comfortable educational environment and a favorable psychological microclimate of the study group, due to their direct influence on the formation of a value attitude to self-development and education, the formation of professional self-awareness and the development of a positive "I-concept". The role of a comfortable psychological atmosphere in the classes on the discipline "Foreign Language" in overcoming the language barrier, which is stated to be a significant obstacle to the formation of motivation, is examined. The authors note the interconnection of the professional orientation of the discipline "Foreign Language", which determines the personal meaning of mastering knowledge, and the formation of motivation for learning, as well as the value-sense determination of the professional development of students of medical specialties due to the substantial and educational components of classes.

Keywords: motivation; motive; value orientations; sense; self-development; educational environment; psychological microclimate; foreign language

52PDMN519

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.