Ежова О.Н., Улендеева Н.И.
Формирование организаторских способностей в сфере предпринимательской..._13.00.00 - педагогические науки
troduce technology of organizational skills development in entrepreneurial activity through a practice-oriented model of training, which assumes the inter-faculty nature of education where the educational process has a continuous formative character. At the training sessions the authors propose to use integrated tasks that develop cognitive component of organizational abilities in business activity among cadets.
Keywords: organizational skills; business activity; penitentiary system; cognitive component; behavioral component; emotional-volitional component; volitional qualities and abilities of the individual; educational process; educational disciplines; practical-oriented model of training.
УДК 378
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА НА ОСНОВЕ СМЫСЛООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2017
Карпова Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин
Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений
(г. Челябинск, Российская Федерация)
Найн Альберт Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики
Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск, Российская Федерация)
Аннотация. В статье на основе изучения социального заказа общества, нормативной базы, а также собственного опыта преподавательской деятельности определена актуальность и выявлены ключевые проблемы, затрудняющие в современном обществе процесс развития профессионального самоопределения обучающихся. Обозначены ключевые противоречия, обусловившие возникновение научной проблемы развития профессионального самоопределения студентов на основе смыслообразовательной деятельности. Представлена достаточно обширная теоретическая база, служащая базисом для раскрытия сущности смыслообразова-тельной деятельности обучающихся как психолого-педагогической проблемы. Изучены современные исследования, связанные с развитием смыслообразующего образования студентов. Разработана и показана структура смыслообразовательной деятельности обучающихся, включающая следующие содержательные компоненты: компонент самосознания, когнитивный, мотивационно-смысловой и ценностно-регулятивный. В совокупности компоненты разработанной структуры смыслообразовательной деятельности студента выполняют функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования, саморазвития и самоконтроля личности, выступая основой развития профессионального самоопределения обучающихся. Предложены критерии оценки структуры смыслообразовательной деятельности: увлеченность профессиональной деятельностью; широта интересов; профессиональное самосознание; осознанное и самостоятельное обретение смыслов профессиональной деятельности в системе жизненных целей, планов и программ. Сформулированы педагогические условия, способствующие эффективному развитию профессионального самоопределения студентов вуза на основе смыслообразовательной деятельности.
Ключевые слова: развитие; профессиональное самоопределение; студенты; смыслы; основа; смыслообра-зовательная деятельность; структура; содержательные компоненты; критерии; педагогические условия; компонент самосознания; когнитивный компонент; мотивационно-смысловой компонент; ценностно-регулятивный компонент.
Проблема развития профессионального самоопределения обучающихся является предметом многих научных изысканий. Вместе с тем, как показывают наши исследования [1; 2], она не в полной мере осознана как нормированный процесс организации творческого продуктивного взаимодействия обучающегося с целью развития его потребностей и способностей [3, с. 193-194]. Эти смыслосодержатель-ные характеристики относятся к тем мировоззренческим вопросам, ответы на которые до сих пор не обоснованы в полной мере. Поэтому на каждом новом этапе развития общества и государства эти вопросы требуют поиска неординарных решений.
Ключевые посылы для формулировки такого рода решений определены, прежде всего, социальным заказом общества и зафиксированы на законодательном уровне. Так, в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечается широкий позитивный потенциал молодежи: мобильность, инициативность, восприимчивость к инновационным изменениям, новым технологиям, спо-
собность противодействовать современным вызовам. Вместе с тем, определены и ключевые проблемы, затрудняющие процесс развития профессионального самоопределения обучающихся [4]:
- около одной трети молодых людей в современной России не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления;
- происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;
- у значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления;
- вызывает опасение тенденция «потери человеческого капитала», так как молодые люди не полностью используют имеющийся у них потенциал, что в итоге может привести к замедлению социально-экономического развития нашей страны и др.
В этой связи ключевыми задачами в сфере высшего образования, как отмечается в данном доку-
менте, является сегодня обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитие потенциала, а также поддержка социальной активности молодежи.
Определяя пути решения данных задач и анализируя исходя из теоретического анализа и собственного практического опыта проблему развития профессионального самоопределения студента на основе смыслообразовательной деятельности в теории и практике высшего образования, нами выявлены следующие противоречия между:
а) объективными потребностями современного общества в кадрах с высоким уровнем профессиональной ответственности, активности и творческой инициативы, высокой степенью осознания ценностного смысла профессиональной деятельности и сложившейся «знаниевой» моделью профессиональной подготовки студентов, не учитывающей формирование личностного смысла профессиональной деятельности будущих специалистов;
б) необходимостью организации процесса подготовки студентов как субъектов образовательной деятельности, высшей формой проявления которой выступает личностный смысл, и отсутствием концептуальных основ его развития;
в) назревшей в системе образования необходимостью развития профессионального самоопределения студента на основе смыслообразовательной деятельности и отсутствием соответствующих организационно-педагогических условий ее реализации в онтологически ориентированной образовательной практике.
Исходя из этого, эпицентром выявления возникших противоречий, концептуальной базой исследования явилась смыслообразовательная деятельность как основа профессионального самоопределения студента.
Системообразующим понятием смыслообразова-тельной деятельности является феномен смысла, который на протяжении продолжительного периода времени продолжает оставаться в центре внимания многих ученых: в фундаментальных трудах отечественных философов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.Н. Ильин, В.В. Розанов, С.Л. Франк, B.C. Соловьев) и психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Б.С. Бра-тусь, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас,
A.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский,
B.В. Столин, Д.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко, К.В. Суб-ботский, Е.Ю. Артемьева, Е.И. Головаха, В.Е. Каган и др.), а также в работах крупнейших представителей западной гуманистической психологии (Ж. -П. Сартр, М. Мерло-Понти, Э. Гуссерль, М. Хайдегер, К. Роджерс, В. Франкл).
Актуальной и значимой в наши дни является проблема взаимодействия и взаимовлияния личностного смысла и процесса развития человека как субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская [5], Б. Бойл [6], Дж. Брунер [7], А.В. Брушлинский [8], А.В. Петровский [9] и др.). Развитие личности специалиста в процессе профессиональной деятельности, ее эффективность в разные периоды жизни человека рассмат-
ривались в работах Б.Г. Ананьева [10], К.Я. Вазиной [11], Е.А. Климова [12] и др.
Ценность для нашего исследования представляют работы, связанные с изучением: смысловой динамики в профессиональном самоопределении личности (Е.А. Березина [13]); смыслообразовательной деятельности в контексте сознания (самосознания) человека (В.В. Столин [14]); механизмов развития смыслов профессиональной деятельности (В.И. Панов [15]); информационно-смыслового подхода в профессиональной подготовке (Е.Н. Дмитриева [16]); смыслообразующего образования (Е.В. Бондаревская [17]); смысловых коммуникаций в учебном процессе (И.В. Абакумова [18]) и др.
Анализ данных работ показывает тесную корреляционную связь между профессиональным самоопределением и смыслообразующей деятельностью. Т.А. Марьина и К.И. Воробьева отмечают, что именно через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится отношение студента к профессии и профессиональной деятельности. Смысловая регуляция профессиональной деятельности является системообразующим фактором, определяющим профессиональную успешность или неуспешность, движение субъекта к личностной и профессиональной самореализации либо к неудовлетворенности процессом и результатами труда, к разочарованию в выборе профессии, потере жизненных ориентиров, к моральным и эмоциональным потерям. Как верно отмечают Т.А. Марьина и К.И. Воробьева, проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека [19, с. 250].
Рассматривая развитие профессионального самоопределения студента вуза на основе смыслообразо-вательной деятельности, в исследовании разработана и актуализирована её структура (рис. 1).
Компонентный состав целостной структуры смы-слообразовательной деятельности личности студента, согласно проведенному исследованию, включает: компонент самосознания, когнитивный, мотиваци-онно-смысловой и ценностно-регулятивный компоненты.
Компонент самосознания включает: осознание себя, своих профессиональных и личностных качеств, своего «Я»; самопознание; социально-личностная самооценка; саморегулирование (профессиональное самосовершенствование) на основе самопознания и самооценки.
Когнитивный компонент: наличие знаний о своей профессиональной деятельности, представлений о себе в контексте данной деятельности; образ «Я-профессионал» интегрирован с «Я-концепцией».
Мотивационно-смысловой компонент: устойчивые познавательные потребности и интересы; смыс-лообразующая мотивация; смысловая эмпатия; смысловая идентификация; мотивы самоактуализации.
Ценностно-регулятивный компонент: самоактуализация; познавательная активность; позитивная Я-концепция, служащая источником устойчивой адекватной самооценки; адекватная самооценка; стремление к личностному и профессиональному саморазвитию; самокоррекция.
Компонент самосознания: осознание себя, своих профессиональных и личностных качеств, своего «Я»;
самопознание; социально-личностная самооценка; саморегулирование (профессиональное самосовершенствование) на основе самопознания и самооценки
Когнитивный компонент: наличие знаний о своей профессиональной деятельности, представлений о себе в контексте данной деятельности; образ «Я-профессионал» интегрирован с «Я-концепцией»
Структура смыслообразовательной деятельности студентов
Ценностно-регулятивный компонент: самоактуализация; познавательная активность; позитивная Я-концепция, служащая источником устойчивой адекватной самооценки; адекватная самооценка; стремление к личностному и профессиональному саморазвитию; самокоррекция
Мотивационно-смысловой компонент: устойчивые познавательные потребности и интересы; смыслообразующая мотивация; смысловая эмпатия; смысловая идентификация; мотивы самоактуализации
Рисунок 1 - Схема структуры смыслообразовательной деятельности студентов вуза
Таким образом, в совокупности компоненты разработанной структуры смыслообразовательной деятельности студента выполняют функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования, саморазвития и самоконтроля личности, выступая основой развития профессионального самоопределения обучающихся.
Оценку структуры смыслообразовательной деятельности целесообразно осуществлять по следующим критериям: увлеченность профессиональной деятельностью; широта интересов; профессиональное самосознание; осознанное и самостоятельное обретение смыслов профессиональной деятельности в системе жизненных целей, планов и программ.
Отсроченные результаты исследования показали, что структура развития профессионального самоопределения студента на основе смыслообразова-тельной деятельности обеспечивается в процессе реализации следующих педагогических условий:
а) если смыслообразовательная деятельность рассматривается как интегративное качество личности обучающегося, включающее совокупность устойчивых функциональных связей между его структурными компонентами (компонент самосознания, когнитивный, мотивационно-смысловой и ценностно -регулятивный компоненты), обусловливающее возможность успешно осуществлять развитие профессионального самоопределения обучающихся;
б) когда психолого-педагогическое содействие обеспечивается формированием положительного отношения студентов к профессиональной деятельности посредством ее включения в сферу личностных смыслов, структурированием профессионально значимой учебной информации и дополнением содержания образования в соответствии с задачей содействия становлению профессионально значимых личностных смыслов;
в) если учитываются общие и специфические принципы, обеспечивающие цикличный и спиралевидный характер развития профессионального самоопределения студента на основе смыслообразова-тельной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Найн А.Я. Педагогические основания профессионального становления будущего специалиста физической культуры: методич. пособие для маги-
странтов и аспирантов. Челябинск: Уральская Академия, 2016. 68 с.
2. Карпова О.Л., Сиюткин А.Г. Содержательные характеристики информационной компетентности как фактор профессионального самоопределения бакалавра физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 27-29.
3. Вазина К.Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен: монография. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006. 295 с.
4. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/ 13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf.
5. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения / К. А. Абу-льханова-Славская, А.В. Брушлинский. М.: Наука, 1989. 248 с.
6. Бойл Б., Чарльз М. Переосмысление оценивания // Проблемы современного образования. 2012. № 6. С. 139-150.
7. Исследование развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Грин-филд. М.: Педагогика, 2001. 392 с.
9. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Алетейя, 2003. 272 с.
9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.
11. Вазина К.Я. Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве // Мат-лы меж-дунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Издательство ВГИПУ, 2007. С. 21-41.
12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
13. Березина Е.А. Динамика личностного смысла в профессиональной деятельности учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2004. 20 с.
14. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 288 с.
15. Панов В.И. Психологические аспекты экологического образования // Педагогика. 2015. № 5. С. 59-69.
16. Дмитриева Е.Н. Информационно-смысловой подход в профессиональной подготовке учителя (теоретико-методологические основы): монография. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. 183 с.
17. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии лич-ностно ориентированного образования // Педагогика. 2001. № 1. С. 17-24.
18. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и
технологии направленной трансляции смыслов в обучении: монография. М.: Илекса; Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых (Полиграфсервис и Т), 2008. 232 с.
19. Марьина Т.А., Воробьева К.И. Смысл профессии и профессиональной деятельности в структуре смысложизненных ориентаций личности // Научно -техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2013. Т. 2. С. 250-254.
STUDENTS' PROFESSIONAL IDENTITY DEVELOPMENT THROUGH A SENSE-MAKING ACTIVITY
© 2017
Karpova Olga Leonidovna, doctor of pedagogical sciences, professor of Humanities, Natural Sciences and Mathematical Disciplines Department
Ural Institute of Social Sciences and Economics (Academy of Labour and Social Relations branch)
(Chelyabinsk, Russian Federation) Nain Albert Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of Pedagogy Department
Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russian Federation)
Abstract. The authors of the paper have identified key challenges that make the process of students' professional identity development difficult in modern society. The research is based on the study of needs of society, regulatory framework, as well as the authors' own teaching experience. The authors found controversies that led to the scientific problem of students' professional identity development through a sense-making activity. The paper contains an extensive theoretical basis that helps to identify the essence of students' sense-making activity as a psychological and pedagogical problem. The authors analyze recent researches related to students' semantic education development. They develop and illustrate the structure of students' sense-making activity, which includes the following substantial components: identity, cognitive, motivational-semantic and value-regulatory components. The components of the developed structure perform determination and regulation functions of professional activities, development, self-development and self-identity as the basis for students' professional identity development. The paper contains criteria for sense-making activity structure assessment: passion, professional activities; breadth of interests; professional identity; self-conscious and finding the meanings of professional activity in the system of life goals, plans and programs. The authors formulate pedagogical conditions promoting effective professional identity development of university students through a sense-making activity.
Keywords: development; professional identity; students; meanings; framework; sense-making activity; structure; substantial components; criteria; pedagogical conditions; component identity; cognitive component; motivational-semantic component; value-regulatory component.
УДК 378
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
© 2017
Михелькевич Валентин Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Мякинькова Светлана Николаевна, преподаватель кафедры психологии и педагогики
Самарский государственный технический университет (г. Самара, Российская Федерация)
Аннотация. В статье рассматривается теоретическая модель педагогической системы формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью. Данная компетентность формируется в течение всей сознательной жизни человека и обеспечивает эффективное межличностное и социальное взаимодействие с использованием полученной и переработанной в соответствии с профессиональными задачами информации. В работе представлена авторская трактовка определения понятия «информационно-коммуникативная компетентность специалиста по связям с общественностью». Описаны теоретико-методологические основания и квалиметрические условия, с учетом которых была синтезирована теоретическая модель педагогической системы формирования информационно -коммуникативной компетентности студентов бакалавриата по направлению «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Связи с общественностью»). Показана актуальность, теоретическая значимость и практическая ценность рассматриваемой теоретической модели педагогической системы формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью с точки зрения использования ее как методологической основы для проведения педагогического эксперимента. Приведены данные о практической реализации теоретической модели педагогической системы: