ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ К САМОРАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
© Устьянцева И.Ю/
Камышловский педагогический колледж, г. Камышлов
В статье рассматривается проблема выбора действенных методов, технологий формирования ценностно-смыслового отношения к саморазвитию психологической компетентности у студентов педагогического колледжа. Определяются подходы к описанию процесса профессионально-личностного саморазвития, производиться операцио-нализация понятия «психологическая компетентность», раскрывается структура ценностно-смыслового отношения к саморазвитию психологической компетентности. Описываются особенности реализации контекстного обучения направленного на формирование ценностно-смыслового отношения к саморазвитию психологической компетентности у студентов педагогического колледжа. Представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающие эффективность реализованных психолого-педагогических условий.
Одно из направлений преобразований, происходящих в сфере профессионального педагогического образования, - внедрение компетентностно-го подхода - определяет изменение взгляда на результат профессионального образования и процесс его достижения.
Важнейшим показателем сформированное™ профессиональной компетентности педагога является психологическая компетентность (ПК) и готовность к ее осознанному саморазвитию на основе ценностно-смыслового отношения. Именно это новообразование составляет стержень готовности будущих педагогов к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, самореализации и созданию комфортных образовательных условий для личностного саморазвития обучающихся.
Однако формирование ценностно-смыслового отношения к саморазвитию ПК у студентов педагогического колледжа затруднено
- множественностью подходов к определению понятий «саморазвитие», «психологическая компетентность»;
♦ Руководитель отделения психолого-педагогических дисциплин
- недостаточной проработанностью в науке категории «ценностно-смысловое отношение»;
- проблемой выбора действенных методов, форм, технологий профессионального обучения формирования ценностно-смыслового отношения будущих педагогов к саморазвитию ПК, а также адекватных способов и показателей оценки данного процесса.
Одним из путей разрешения данной проблемы в условиях среднего профессионального образования является реализация контекстного обучения, так как именно в нем, в органическом единстве, осуществляется реализация внутренних и внешних условий будущей профессиональной деятельности студента, это в свою очередь влияет на восприятие, преобразование конкретных ситуаций, придает смысл и значение данным ситуациям, а также способствует становлению ценностно-смысловой сферы будущего педагога.
Контекстным является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов [1].
Овладение профессией осуществляется в контекстном обучении как процесс динамического движения деятельности студента от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельности к собственно профессиональной деятельности с помощью трех взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной [2].
При реализации контекстного обучения происходит интенсивное становление ценностно-смысловой сферы, профессиональной компетентности будущих педагогов, постепенная активизация механизмов профессионально-личностного саморазвития, так как:
- студент с самого начала находится в деятельностной позиции, учебные предметы представляются в виде предметов деятельности (учебной, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной) и сценариев их развертывания; включается весь потенциал активности студентов;
- знания усваиваются в контексте разрешения студентами моделируемых профессиональных ситуаций, что обуславливает развитие познавательной и профессиональной мотивации, личностный смысл процесса учения;
- используется обоснованное сочетание индивидуальных и совместных, коллективных форм работы студентов, это позволяет каждому делиться своим опытом и обогащать его;
- студент постепенно накапливает опыт профессиональной деятельности, формируются личностные смыслы данной деятельности и профессиональные компетентности;
- логическим центром педагогического процесса становятся развивающаяся личность и индивидуальность будущего специалиста;
- из объекта педагогических воздействий студент превращается в субъект познавательной, будущей профессиональной и социокультурной деятельности, используются активные методы обучения [3].
Анализ разнообразных подходов в изучении ПК педагогов (исследования Л.И.Белозеровой, О.Г. Дробницкой, И. С. Кона, А.К. Марковой, А.Д. Алферова, Н.Ф.Демидовой, Е.Н. Костылевой, Л.М. Митиной, Ю.М. Орлова, В.В. Столина и др.) позволяет сделать вывод, что ПК понимается как сложное, интегральное личностное образование специалиста, представляющее собой совокупность психологических знаний, основанных на них умений с доминированием последних, готовность строить педагогический процесс с учетом психологических закономерностей [4].
В процессе формирования ПК важно активизировать механизмы саморазвития. В отечественной психологии изучению процесса саморазвития посвящены работы В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, Г.А. Цукерман, Н.Р. Битяновой, В.Г. Маралова. Процессы профессионально-личностного саморазвития педагогов исследовались Л. М. Митиной, Н. В. Кузьминой, Ю.Н. Колюткиным, И. Д. Лушниковым и др.Так, например, Н.Р. Битянова подчеркивает в процессе саморазвития наличие творческого отношения индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования [5]. В рамках деятельностного подхода личностно-профессиональное саморазвитие - особый вид деятельности, который предполагает направленность человека на изменение, преобразование самого себя как субъекта профессиональной деятельности и развития в контексте системы «человек - профессия - общество»[0].
Процесс саморазвития ПК становится действенным, значимым, если к нему у студентов сформировано ценностно-смысловое отношение, так как данный тип отношения определяет доминирующие потребности, эмоции, направляет и структурирует активность студентов на саморазвитие. Поэтому развитие данного типа отношения предполагает смыслотворчество (И.Ф. Ведин, В.И. Непомнящая, М.Е. Каневская и др.).
Ценностно-смысловое отношение к саморазвитию ПК имеет сложную структуру и включает следующие компоненты: когнитивный мотиваци-онный, эмоциональный; деятельностный. При выделении данных компонентов мы основывались на подходе Е.И. Исаева [7].
Формирование ценностно-смыслового отношения к саморазвитию ПК у студентов педагогического колледжа в контекстном обучении - систем-
ный процесс со своей стратегией и тактикой. Особое внимание в педагогическом колледже обращается на реализацию следующих условий:
1. Ориентация целей и содержания психологических дисциплин, спецкурсов, видов педагогической практики на будущую профессиональную деятельность и саморазвитие психологической компетентности студентов.
Это достигается введением таких дидактических единиц, как саморазвитие, профессионально-личностное саморазвитие, его механизмы, формы, методы, этапы, личностный смысл, ценностно-смысловое отношение, психологическая компетентность в рабочие программы психологических дисциплин, видов педагогической практики с 3-го по 5-й курс. Введение в учебный план спецкурсов «Тренинг профессионального и личностного роста», «Практикум саморазвития психологической компетентности студентов педагогического колледжа».
2. При реализации предметного, социального и личностного контекстов, использование психолого-педагогического инструментария, ориентированного на требования рефлексивности, диалогичности, взаимодействия, имитационности, проблемности, активности и автономности.
Для этого реализуются различные формы и виды учебных занятий: лекции (проблемные лекции, лекции-визуализации и др.), семинары-дискуссии, семинары-исследования, практические, лабораторные и полевые занятия, спецкурсы, научно-практические интегративные студенческие конференции и олимпиады по психологии, тренинги. Методы обучения: рефлексивные методы (самопознание, самомониторинг, самооценка), диалоговые (дискуссия, эвристическая беседа), имитационные методы (анализ профессиональных ситуаций, ролевая, деловая игра), проблемные методы, исследовательские групповые и индивидуальные проекты, микропреподавание, самостоятельная работа с дневником саморазвития ПК студентов педагогического колледжа.
3. Поэтапное формирование ценностно-смыслового отношения к саморазвитию ПК у студентов педагогического колледжа с учетом особенностей динамики базовых форм деятельности студентов и ведущих обучающих моделей.
Для этого учитываются этапы: 1) возникновение личностного смысла (активизируется собственно-учебная деятельность, реализуется семиотическая обучающая модель), 2) собственная жизнь личностного смысла (квазипрофессиональная деятельность, имитационная обучающая модель), 3) экстериоризация ценностно-смыслового отношения в практическую деятельность (учебно-профессиональная деятельность, социальная модель).
4. Адекватный отбор критериев и методов оценки формирования ценностно-смыслового отношения будущих педагогов к процессу саморазви-
тия ПК и объективная взаимо и самооценка данного процесса в рамках психологических дисциплин и видов педагогической практики.
Для этого подобран и реализован комплекс методов и методик психолого-педагогической диагностики: самотест «Готовность к саморазвитию» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта), анкета по выявлению факторов препятствующих и стимулирующих саморазвитию педагога (Е.И. Рогов), методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), адаптированная А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым - форма «Е», модифицированная Д. А. Леонтьевым, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев), Методика изучения отношения к психологическому знанию у будущих педагогов (С.В. Пазухина), тест-опросник направленности учебной мотивации (ОНУМ) (Т.Д. Дубовицкая), анкетирование «Самооценка способностей к самообразованию и саморазвитию у студентов педагогического колледжа» (С.А. Алешина), метод экспертных оценок, наблюдение, шкалирование, анализ продуктов деятельности (программ саморазвития ПК, аналитических справок по итогам практики, самоанализов уроков, портфолио студентов), анализ документов (журналы успеваемости по учебным дисциплинам и педагогической практике), письменный опрос по теме «Что я знаю о профессиональном саморазвитии?», беседы с педагогами, методистами по практике, кураторами и студентами колледжа.
Результаты проведенного исследования на базе Камышловского педагогического колледжа подтвердили эффективность выделенных условий.
Список литературы:
1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А.Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2. Контексты в образовании субъекта: Межвуз. сб. научн. трудов / Под ред. А.А. Вербицкого, Н.В. Жуковой. - М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. - 96 с.
3. Социокультурные проблемы в образовании. Межвуз. сб. науч. трудов / Под. ред. А.А. Вербицкого, Н.В. Жуковой. - М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова: 2006. - 129 с.
4. Демидова И.Ф. Основные направления формирования психологической компетентности студентов - будущих учителей / И.Ф.Демидова // Мир образования - образование в мире. - 2003. - № 3. - С. 97-107.
5. Битянова Н.Р. Психология личностного роста / Н.Р. Битянова. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 64 с.
6. Минюрова, С.А. Саморазвитие человека в профессии / С.А. Миню-рова. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. Гос. проф.-пед.ун-т», 2006. - 260 с.
7. Исаев Е.И. Формирование ценностно-смыслового отношения к психологии у будущих педагогов / Е.И. Исаев, С.В. Пазухина // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 3-11.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© Фитьмова А. А/
Северо-Кавказский государственный технический университет,
г. Ставрополь
В работе представлена модель развития когнитивных профессионально важных качеств студентов экономических специальностей. Дана краткая характеристика ее структурных компонентов.
Проблема структуры профессионально важных качеств экономистов к настоящему моменту не является однозначно решенной. Это во многом объясняется особенностями самой экономической деятельности, которая характеризуется динамичностью, нестабильностью, необходимостью решения широкого круга задач в условиях дефицита ресурсов и времени, высоким уровнем моральной и материальной ответственности. Проведенный анализ исследований профессионально важных качеств экономистов (Л.В. Андрухив, А.Н. Картежниковоа, М.М. Тхуго, А.В. Фивейский) позволил нам говорить о профессионально важных качествах экономистов как о системе качеств различного уровня: психофизиологического, психологического, деятельностного. При этом особое место в данной структуре занимают когнитивные способности. Исходя из этого, для дальнейшей разработки модели развития данных качеств студентов-экономистов использование системного подхода представляется нам наиболее целесообразным.
Системный анализ представляет собой совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов и представления их в виде моделей. Под моделью
♦ Аспирант кафедры Социологии и социальной работы