Научная статья на тему 'Формирование педагогической компетентности у студентов педагогического колледжа как залог успешной профессиональной деятельности'

Формирование педагогической компетентности у студентов педагогического колледжа как залог успешной профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОЦЕСС МОТИВАЦИЯ / ПРОЦЕСС КОИПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЦЕСС НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONALISM / PROCESS MOTIVATION / PROCESS COMPETENCE / PROCESS FOCUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюшкова Т. М.

Рассматриваются проблемы формирования профессиональной деятельности и компетентности студентов педагогического колледжа, проявляющихся как степень квалификации, как уровень развития личности учителя, его культуры в дальнейшей успешной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of pedagogical competence of teacher training college students as a proof of their efficient professional work in future

Problems of forming professional activities and competence of teacher training college students are discussed. They are manifested in the further successful self-realization as level of qualification, teacher's personality professional development and culture.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогической компетентности у студентов педагогического колледжа как залог успешной профессиональной деятельности»

УДК 377.1 ББК 74.479.0

Т.М. Матюшкова

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются проблемы формирования профессиональной деятельности и компетентности студентов педагогического колледжа, проявляющихся как степень квалификации, как уровень развития личности учителя, его культуры в дальнейшей успешной самореализации.

Ключевые слова: профессионализм, процесс мотивация, процесс коипетентность, процесс направленность.

Рассматривая процесс формирования педагогической компетентности студентов как сложную многоуровневую педагогическую систему, как составную часть образовательного процесса, мы выделили в нем следующие основные компоненты: гуманизация образования; личностное развитие; профессиональная направленность; личностно ориентированный подход в образовании; результат (готовый специалист). Современному обществу потребовался новый учитель с его новой профессиональной педагогической подготовкой, который смог бы соответствовать своей деятельностью новым целям и задачам воспитания и обучения. Педагогическое образование не только предполагает формирование представлений о профессии, психологических особенностях детей и их познавательных возможностях, о нормах профессиональной этики, но и требует эмоционально-ценностного отношения к усваиваемым мировоззренческим и профессиональным понятиям, выработки на их основе системы нравственных ориентаций, которые становятся мотивами профессиональной деятельности.

Все образовательные системы созданы и создаются для раскрытия творческого потенциала личности. Не овладев общими основами современной культуры, выпускники педагогической школы не способны в полной мере реализовать

себя в профессии и жизни. И поэтому мы должны рассматривать профессиональное образование и развитие профессиональных способностей личности как основную цель педагогического процесса.

Следовательно, профессиональное образование можно характеризовать как процесс социально-профессиональной адаптации личности, имеющей профессиональную направленность, включающий в себя вхождение студента в систему профессиональных отношений, общепризнанных норм, правил, образцов, идеалов поведения и отношений. Следует учитывать, что становление профессионализма личности - это длительный процесс, и связан он с присвоением личностью культурных, прежде всего, профессиональных ценностей.

Тенденции развития современного образования ставят на первое место задачу воспитания активной, творчески развитой личности, стремящейся к выявлению и наиболее полному проявлению своих способностей и внутренних ресурсов. Основной акцент модернизации образования направлен на необходимость создания условий для наиболее полной самореализации личности. Это предъявляет повышенные требования к уровню личностно-профессионального развития студентов педагогического колледжа, в связи с чем очень актуальна задача содействия профессиональному становле-

нию студентов как будущих учителей, самоактуализации их личностей.

Самоактуализация рассматривается отечественными учеными как механизм профессионального саморазвития. В.А. Сластенин профессиональное саморазвитие понимает как процесс интеграции внешних условий (профессиональная подготовка) и внутренних условий (становление личности). Он отмечает, что самоактуализация как явление изучается в различных аспектах: как мотив (тенденция), как процесс (механизм самореализации), как ситуация (переживание ценности человеческого существования), как результат (саморазвивающаяся личность).

1. Профессиональная мотивация как один из компонентов становления профессиональной направленности.

Человек как субъект деятельности планирует, организует, направляет, корригирует ее. В то же время сама деятельность формирует человека как ее субъекта, как личность. Такое понимание связи субъекта и его деятельности отражает принцип единства сознания и деятельности. По определению А.Г. Асмолова, «деятельность представляет собой динамическую саморазвертывающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности» [1, с. 321]. Деятельность - это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо.

Существенной характеристикой деятельности является ее мотивированность. Понятие деятельности связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает и чем выше сила мотивации, чем выше результативность деятельности. Из чего следует, что

в учебно-профессиональной мотивации как многомерной и многоуровневой системе среди прочих её форм выделяется профессиональная направленность, определяемая как отношение студента к избранной специальности.

В психологической литературе представлены многообразные факторы и условия развития познавательных и профессиональных мотивов в учебной деятельности, отражающие различные аспекты обучения и личностные характеристики субъектов образовательного процесса. Одним из главных факторов является противоречие между содержанием, формами и процессом учебной деятельности студентов и необходимостью формирования в ней принципиально иной - профессиональной деятельности. Это противоречие принципиально разрешимо в обучении контекстного типа, в котором можно проследить динамику развития познавательных и профессиональных мотивов, их взаимообусловленность и взаимные трансформации. В контекстном типе обучения развитие познавательных и профессиональных мотивов выступает центральным звеном всего процесса развития личности будущего специалиста. В таком обучении осуществляется процесс движения деятельности студента от собственно учебной через квазипрофессиональную и учебно-познавательную деятельности к собственно профессиональной деятельности.

Профессиональную направленность, профессиональные ориентации и профессионально важные качества личности как факторы, определяющие успешность обучения и удовлетворенность выбором профессии студентов, включают в структуру психологической готовности к педагогической деятельности. Ведущим в структуре психологической готовности к выбору профессии учителя выступает мотивационный компонент [2].

Выделено девять видов мотивов выбора профессии: профессионально-педагогические, познавательно-образовательные, интеллектуально-развивающие,

ш о

и ч

ш ц

га ч ш

ч ш

о

е

коммуникативные, материально-практические, мотивы долга. Наиболее адекватными педагогической деятельности являются педагогические и коммуникативные (внутренние профессиональные мотивы); их преобладание в структуре мотива-ционного компонента психологической готовности к выбору профессии свидетельствует об оптимальной его сформиро-ванности. Основными характеристиками мотивационного компонента такой готовности считаются его структура, степень осознанности, устойчивости и действенности мотивов выбора профессии [2]. Выраженность профессиональных мотивов связана с уровнем профессиональных притязаний студентов. Неадекватность этого уровня (его завышение или занижение) уменьшает активность деятельности субъекта по овладению профессией и отрицательно влияет на формирование профессионально важных качеств личности будущего учителя; на уровень профессиональных притязаний студентов влияет прямое вербальное воздействие преподавателя на студентов в процессе бесед и тематических дискуссий.

Мотивация педагогической деятельности подчиняется общему механизму мотивации деятельности и образования новых мотивов. Если принять во внимание, что мотив - это не что иное, как предмет потребности, или опредмечен-ная потребность, то для будущих учителей такими предметами могут быть «чистый» познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, желание заслужить похвалу, получить повышенную стипендию и т. п.

Педагогическая деятельность - это

§ деятельность специфическая, и главной

э её особенностью является то, что ос-2

& новным предметом труда здесь является ^ личность другого человека. Однако педант гогическая деятельность выделяется сво-

ей специфичностью даже и внутри самого этого класса профессий, потому что в центре этой деятельности - ещё только формирующаяся личность. А потому эта личность особо чувствительна к различным социальным воздействиям (в том числе и к профессионально-педагогическим), особо ранима и менее устойчива.

Основной проблемой профессионального образования является проблема перехода от учения к труду: в рамках одного типа деятельности необходимо «вырастить» принципиально иной [2]. С позиций общей теории деятельности данная проблема преобразуется в проблему трансформации познавательных мотивов в профессиональные. Мотив может характеризоваться не только количественно (сильный-слабый), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние, и внешние. Причем, речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Под мотивом будем понимать внутреннее побуждение человека к данной деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. При этом будем считать, что в качестве мотивов могут быть и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности.

Под мотивационной сферой личности будем традиционно понимать совокупность стойких мотивов, имеющую определенную иерархию и выражающую направленность личности.

Именно с познавательной мотивацией (а не с мотивацией успеха) связывают продуктивный творческий тип активности личности в учебной деятельности.

Источником взаимообусловленного развития познавательных и профессиональных мотивов студентов выступает прежде всего учебно-познавательная деятельность, моделирующая в контекстном обучении будущую профессиональную деятельность, при этом познавательные мотивы выступают основой и предпосылкой развития профессиональных мотивов.

Высокий уровень развития мотивации учения соотносится с доминирова-

нием ориентации на процесс и результат, средний - с доминированием ориентации на результат, низкий - с доминированием ориентации на избегание неприятностей. Одним из наиболее значимых факторов формирования и развития мотивации учения являются удовлетворительность обучаемых выбором профессии и увлеченность изучаемыми дисциплинами. Важным условием перестройки всей мо-тивационной сферы личности выступает тип управления учением, строящийся в ситуации совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов. Средствами, влияющими на актуализа-

цию мотивов учения, являются: введение в учебные ситуации творческих и продуктивных задач, имеющих профессиональную значимость, последовательная перестройка форм учебного взаимодействия и сотрудничества преподавателя и студентов.

В учебной деятельности необходимо формировать мотивы, стимулирующие максимальное развитие внутренних сил учащегося, его стремление к совершенствованию, к тому, чтобы подняться в учении на более высокий уровень познания (табл.).

Таблица. Перечень основных мотивов учебной, познавательной и профессиональной деятельности студентов и педагогов

к ш

:

ш о

Мотивы учебной деятельности Мотивы познавательной деятельности Мотивы профессиональной деятельности

Освоение нового Открытие нового Теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности

Развитие своих способностей, знаний, умений, личностных качеств Саморазвитие, овладение новыми способами деятельности Профессиональный рост, саморазвитие

Интерес к учебным дисциплинам, процессу учения Интерес к областям знания, процессу познания Интерес, призвание к профессии

Подготовка к будущей профессии Самовыражение в познании Самовыражение, самореализация

Социальные: ценность образования, общение в группе Сотрудничество Сотрудничество с коллегами

Академические успехи Исследование Совершенствование деятельности

Ответственность за результаты учебной деятельности Ответственность за результаты научного творчества Ответственность за результаты профессиональной деятельности

Внешние по отношению к учебной деятельности Достижения в познании Прагматические (престиж, зарплата, карьера)

и

:

ш ц

га

:

ш

По мере профессионального становления происходит сближение мотивов учения с мотивами реальной педагогической деятельности; наблюдается соответствие динамики субъективно значимых ценностей и процесса формирования

профессионально-педагогической направленности студентов. Таким образом, формирование профессиональной направленности совпадает с развитием профессиональных мотивов, которые наряду с системой личностных качеств

:

ш

о

е

го со

о ^

Э 2

рассматриваются как компоненты профессиональной направленности.

2. Формирование педагогической направленности личности студента как будущего специалиста.

Формирование профессиональной направленности будущих специалистов образовательной сферы - важная и актуальная задача, стоящая перед современным профессиональным образованием.

Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С.Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. Направленность играет ведущую роль в структуре личности. Педагогическая направленность в современной науке рассматривается как система ценностных ориентаций учителя, обусловливающих мотивы личности и деятельности. Традиционно в структуре направленности личности учителя по доминирующим мотивам выделяют: деловую или предметную направленность (направленность на раскрытие содержания учебного предмета), гуманистическую направленность (направленность на других людей, на развитие личности ребенка), личную или индивидуалистическую направленность (направленность на себя, собственное самосовершенствование).

Направленность личности, в том числе и профессиональная, выступает как ее внутреннее состояние. Само состояние характеризуется интересами, мотивами, потребностями, установками, принципами и убеждениями. В этом случае педагогический процесс связан с само-управле-нием, самовоспитанием, самоконтролем, самооценкой, самокоррекцией деятельности. Направленность выступает стержнем профессионального становления специалиста, вокруг которого идет развитие сторон личности. Направленность является ведущим структурным элементом личности, ее стержнем, связанным с развитием различных сторон человека, в том числе мотивационной, потребност-ной, ценностно-ориентировочной, мировоззренческой.

Направленность как сложное образование личности, проявляется в ее структуре, в том числе в интересах, мотивах, потребностях, установке, ценностных ориентациях, идеале. Исходя из содержания, можно выделить неограниченное число направленностей личности, в том числе познавательную, социально-нравственную, профессиональную, эмоционально-эстетическую и другие виды. Это обязывает нас рассмотреть:

• сущность и виды направленности;

• структуру и функции направленности личности;

• социальный опыт как средство и элемент формирования направленности личности специалиста;

• условия формирования профессиональной направленности личности студента.

Остановимся подробнее на содержании направленности личности.

В Психологическом словаре направленность личности рассматривается как совокупность устойчивых доминирующих систем мотивов: интересов, убеждений, идеалов, вкусов, склонностей, в которых выражаются мировоззрение, потребности, установка, диспозиция. Какой бы ни была трактовка направленности личности, следует признать, что преподавателю приходится иметь дело:

• с направленной деятельностью студента, вытекающей из цели профессионального образования;

• с направленностью личности студента, проявляющейся в субъективных установках и ценностных ориентациях;

• с субординацией систем отношений к профессиональному образованию, учебному процессу, профессиональной деятельности, студента к себе и другим людям;

• с интеграцией качеств личности, их взаимосвязи между собою, связанных со становлением целостной личности специалиста. Следовательно, направленность -

это целеустремленность человека, где ведущее место принадлежит до-

минирующим отношениям, которые определяют поведение, деятельность личности студента.

За время обучения под влиянием изучения общеобразовательных и специальных дисциплин, самостоятельной учебной работы, участия в общественной жизни и научно-исследовательской работе у студентов формируется профессиональная направленность, т. е. личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. Профессиональная направленность оказывает влияние на все структурные образования личности: способности, психические процессы, эмоции, чувства. Студенты с устойчивой профессиональной направленностью добиваются более высоких показателей в учебе. В профессиональной направленности личности выражаются положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять духовные и материальные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. «Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней потребности, эмоции, установки, интересы, склонности, идеалы, убеждения» [5, с. 76]. Они проявляются и развиваются в ходе профессионального обучения как деятельности особого рода, так как вне деятельности нет развития личности. Уровень развития профессионального интереса имеет различную степень влияния на успешность профессионального обучения и деятельность специалиста, характеризуется устойчивостью (неустойчивостью), доминированием общественных или узколичных мотивов, далекой или близкой перспективой. Профессиональная направленность студентов осуществляется в процессе обучения, поэтому необходимо ориентировать весь учебно-воспитательный процесс на будущую профессиональную деятельность.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально-значимые свойства личности педагога. Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересам к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности. Профессионально-педагогическую направленность рассматривают как систему отношений субъекта (в эмоциональном, когнитивном, поведенческом аспектах) к профессии, к себе, к детям, к преподаваемым дисциплинам.

Формирование профессионально-педагогической направленности, проявляющейся в положительном отношении студентов к профессии учителя и стремлении овладеть ею, возможно посредством специального обучения -выполнения студентами системы упражнений, участия в процессе ролевого моделирования педагогических ситуаций и решения профессиональных задач на практических занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам, на спецкурсах, в кружках и студиях. В числе объективных факторов формирования профессионально-педагогической направленности - социальное положение учителя, организация учебного процесса; субъективных - потребности, ценностные ориентации, установки личности, иначе говоря, мотивационные компоненты. Формирование как процесс внутреннего, качественного изменения личности осуществляется в результате всех возможных воздействий на нее, включая самовоспитание. Понятие «формирование личности» является наиболее общим понятием по отношению к другим понятиям, связанным с характеристикой становления и развития личности, поэтому формирование предстает как содер-

ш о

и ч

ш ц

га ч ш

ч ш

о

е

го со

о ^

Э 2

жание процесса воспитания, обучения, социализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На формирование педагогической направленности студентов влияет профессиональная идентификация, развиваемая при проведении спецкурсов, ежегодного анкетирования по выявлению уровня профессионального становления и самосознания студентов, организации экскурсий в школы и институты усовершенствования учителей и другие мероприятия. Высокий уровень профессиональной идентификации характеризуется осознанием студентом имеющихся у него профессиональных качеств учителя. Основными признаками сфор-мированности профессиональной направленности полагаются становление в сознании студента профессиональной доминанты, сформированность образа мира, образа профессии, осознание себя как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональная направленность представляет собой формирующееся в вузовском обучении личностное новообразование; её функциями являются мотивирующая, организующая, направляющая и регулирующая.

Таким образом, одним из важных источников формирования профессиональной направленности выступает представление студента о специфике избранной профессии; профессиональную направленность составляет совокупность профессиональных мотивов как многоаспектное, неоднородное, длительно формируемое образование.

3. Понятие «компетентность»: сущность и особенности.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.

В педагогике о профессиональной компетентности специалиста как педагогической проблеме говорят с конца 80-х - начала 90-х гг. XX в. В эти годы развитие педагогической науки стало определяться влиянием гуманистиче-

ской психологии и педагогики на сферу образования.

Профессиональная компетентность проявляется:

• в уровне владения профессиональными знаниями. К ним, как правило, относят: осмысление сущности труда профессионала; знание психологии участников педагогического процесса; знание смежных с профессией наук, которые позволяют расширить кругозор и осуществить инновационный подход к педагогической деятельности;

• в уровне владения профессиональными умениями, составляющими технологию профессионально-педагогической деятельности, позволяющими точно, аккуратно выполнить профессионально-должностные обязанности;

• в специфике позиции, занимаемой профессионалом, в его установках, направленности личности, выраженной в отношении к профессии, партнеру по труду и общению, к себе, к результатам труда, к мотивам профессионально-педагогической деятельности;

• в личностных особенностях преподавателя, проявляющихся в мышлении, рефлексии (самопознании), самооценке, целеполагании, обязательности, деловитости. Профессионализм также проявляется в творческом отношении преподавателя к своему труду, к профессионально-педагогическим обязанностям, т. е. в заинтересованном, ценностном отношении к своей профессионально-педагогической деятельности.

Понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-психологические, правовые и другие характеристики. Мы согласны, что понятие «компетенция» является производным от компетентности, поэтому будем рассматривать компетентность как системное понятие, а компетенцию как составляющую.

В настоящее время большое количество специалистов занимается проблемой компетентности (И.Г. Агапов, Т.Г. Браже, А.А. Деркач, И.Н. Дроздов, И.А. Зимняя, В.А. Кальней, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Поташник, М.В. Рыжаков, С.Е. Ши-шов и др.).

В отличие от традиционных характеристик профессионализма - знаний, умений и навыков - в понятии «компетентность» подчеркиваются такие качества, как:

• интегративный и творческий характер;

• высокая эффективность результата;

• практикоориентированная направленность образования;

• соотнесение критерия с ценностно-смысловыми характеристиками личности;

• формирование мотивации самосовершенствования;

• академическая и трудовая мобильность.

Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В толковых словарях термин «компетентность» трактуется как: «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо»; «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность» [18].

Практически все составители словарей проводят разграничение категорий «компетенция» и «компетентность». Для определения «компетенции» нет единого толкования, это понятие трактуется как «совокупность полномочий, прав и обязанностей какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями»; «обладание, владение знаниями, позволяющими судить о чем-либо»; «область вопросов, в которых человек хорошо осведомлен»; «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает опытом, авторитет-

ностью, круг полномочий, область, подлежащая чьему-либо истолкованию»; «личные возможности какого-либо лица, его квалификация (знание, опыт), позволяющие принимать участие в разработке круга решений или самому решать, благодаря наличию определенных знаний, навыков».

В обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере [5]. Сущность и объем термина «компетентность» включает следующие составляющие: наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для профессии; набор операционных умений; владение алгоритмами решения трудовых задач; способность творческого подхода к профессиональной деятельности, наличие опыта в работе.

В России термины «компетенция» и «компетентность» вошли в научные исследования и практику работы образовательных учреждений в связи с принятием «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [9].

Компетенция (в переводе с латинского competencia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, «Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности» [17] по сути это требования, предъявляемые к уровню подготовки будущих специалистов.

Компетентность не сводится к набору компетенций и не является суммой знаний, умений и навыков, так как включает в себя еще и мотивационную, социальную и поведенческую составляющие. Она характеризует интегрированные качества выпускников, т. е. результат обучения. В образовательном процессе у студентов формируются и развиваются профессиональные компетенции, определяющие, готовность к педагогической

ш о

и ч <и

га Ч <и

ч

о

е

го со

о ^

Э 2

деятельности. Наиболее общая классификация содержит в себе три больших класса [21]:

1. предметные (специальные) компетенции, являющиеся основой для реализации профессиональных задач;

2. надпрофессиональные (иногда их называют базовыми) компетенции, необходимые, чтобы эффективно работать в организации;

3. ключевые компетенции, которые определяют успешную социализацию каждого выпускника. Проведенный анализ литературы

позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день феномен профессиональной компетентности не является стабильно определяемым. Компетентность рассматривают как профессиональную грамотность, степень квалификации специалиста, как уровень развития личности и культуры человека. Отсутствие единого подхода приводит к неоднозначному толкованию и создает трудности в классификации.

В структуре педагогической компетентности мы выделяем две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения). Эти подструктуры можно представить следующими обязательными элементами: базовые (научные), психологические, педагогические, методические знания, умения, навыки; общая культура учителя, владение речью, способность воздействовать на учащихся и другие элементы.

Компетентность специалиста всегда находится в развитии, в движении от базовой, стартовой компетентности к эталонной, фиксированной в модели специалиста. Базовое профессиональное образование создает лишь предпосылки для формирования компетентного специалиста, позволяет ему успешно стартовать в самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.

Профессиональная педагогическая компетентность складывается из ряда компонентов и представляет собой сложное, многофакторное явление. В то же время, профессиональная компетентность педагога является вместе с тем единой, целостной структурой, которая не может существовать без каждого из входящих в нее компонентов.

Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что формирование педагогической компетентности у студентов затрагивает сенсорную, интеллектуальную, моти-вационную, волевую и эмоциональную сферы личности, неизменно способствуя при правильных методах становлению личностных качеств, которые необходимы в педагогической деятельности.

Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности.

Большинство исследователей к сущностным характеристикам компетентности относят [5, с. 13]:

• углубленное знание предмета;

• постоянное обновление знаний для успешного решения профессиональных задач;

• представленность содержательного и процессуального компонентов. Профессионализм выступает как

синоним компетентности. Под компетентностью мы понимаем интегральное качество личности, характеризующее готовность решать проблемы, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, с использованием знаний, опыта, индивидуальных способностей.

Компетентность имеет практикоори-ентированную направленность и проявляется через призму личностных особенностей только в процессе деятельности. Различные виды производственных и педагогических практик, стажировки, выполнение курсовых и научно-исследовательских работ позволяют только в определенной степени оценить сформированное компетентности будущего специалиста. Соотнесение содержания практик

с ролевыми функциями в иной деятельности может сократить разрыв между «академизмом» образования и практической подготовкой выпускника. Поэтому данным видам работы следует уделять большее внимание в учебном процессе. С этой же целью целесообразно увеличить количество практикумов, которые предоставляют студентам возможность демонстрировать свои компетенции.

Оценивание компетенций целесообразно проводить у студентов старших курсов, за исключением работы по составлению портфолио, которая начинается практически с первого года обучения.

В качестве индикаторов измерения компетенций можно предложить задания практикоориентированной направленности. Они формулируются как межпредметные задачи, содержание которых отражает проблемы, возникающие в обыденной жизни или в профессиональной деятельности.

Средства оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятель-ностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в конкретной ситуации. Данный путь предусматривает следующие индикаторы компетентности:

• составление портфолио студентов;

• применение в учебном процессе практикоориентированных и ситуационных заданий;

• обязательная публичная защита курсовых работ;

• введение в практику промежуточного контроля комплексных экзаменов;

• включение в итоговый государственный экзамен интегрированных задач профессиональной направленности;

• увеличение количества практикумов, позволяющих студентам демонстрировать свои компетенции;

• разработка тестов минимальной компетентности;

• использование кейс-измерителей. Важно оценить познавательную активность, творческий потенциал обу-

чающихся. Эти качества необходимы для развития профессионального мастерства. С этой целью составляются кейс-измерители в виде специальных проблемных задач, в которых студенту предлагают осмыслить жизненную или профессиональную ситуацию. При их решении он должен использовать: понятия и методы из разных учебных дисциплин, переносить технологии из освоенной области в новую сферу, строить модели и оценивать их адекватность. В этом случае имитируется профессиональная ситуация. Совокупность таких ситуационных моделей называют кейсом [21].

На основе комплексной оценки, осуществленной с помощью рассмотренных средств, можно сделать вывод, что решение данного вопроса компетентности поможет подготовить учителя, способного удовлетворить социальный заказ общества, и повысить качество образовательного процесса как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования.

Резюмируя сказанное отмечаем, что качество образования - это сложное и многоаспектное явление, подчиняющееся как внутренним законам развития, так и внешним потребностям. Традиционное понимание образования как овладения студентами знаниями, умениями, навыками должно быть переосмыслено и вытеснено более широким взглядом на него как на становление человека, обретения им себя, неповторимой индивидуальности, раскрытие творческого потенциала.

С точки зрения основной педагогической задачи - формирование самостоятельного и творчески мыслящего человека, обладающего высоким уровнем общекультурного развития и нравственными качествами личности, можно выделить одну из основных концепций содержания образования. От решения проблемы формирования профессиональной направленности будущих специалистов во многом зависит совершенствование подготовки высококлассных профессионалов для образовательных учреждений. Сформированность про-

ш о

и

:

ш ц

га

:

ш

:

ш

о

е

фессионально-педагогической направленности будущих учителей создает предпосылку для наиболее полного применения молодыми специалистами своих творческих сил, способностей, дарований, направленных на решение возникающих проблем, обусловливает процесс формирования их педагогической компетентности. Понятие профессиональной компетентности выражает единство теоретической и практической готовности выпускника педагогического колледжа к осуществлению успешной педагогической деятельности. Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.

2. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. - М.: Логос, 2006. - 184 с.

3. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 312 с.

4. Берулава М.Н. Гуманистическое образование в условиях информационной цивилизации // Педагогика. 2008. № 7. С. 3-7.

5. Дуранов М.Е., Баскаков А.М., Ломакина И.С. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе: учеб. пособие. -Челябинск: ЧГАКИ, 2003. - 288 с.

6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

7. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Астрель, 2003. - 78 с.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М.: Логос, 2003. - 384 с.

9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. -М.: Академия, 2004. - 24 с.

10. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

11. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. -СПб.: Евразия, 2001. - 478 с.

12. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенини др. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

13. Педагогический словарь: около 1000 терминов / ред. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

14. Петерсон Л.Г. Технология деятель-ностного метода как средство реализации современных целей образования. - М.: УМЦ Школа, 2000, 2008. - 16 с.

15. Платонов К.К. Структура и развитие. - М.: Высшая школа, 1986. - 256 с.

16. Профессиональное саморазвитие молодого педагога: практикум / авт.-сост. Л.Р. Шафигулина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 100 с.

17. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы и исследования, практикум. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 255 с.

18. Советский Энциклопедический словарь / науч.-ред. совет: А.М. Прохоров (пред.). - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 1600 с.

19. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. - М.: Академия, 2001. - 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 544 с.

21. Шаламова М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов // Педагогика. 2008. № 7. С. 54-59.

го со

о ^

Э 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.