Научная статья на тему 'Этапы формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у обучающихся'

Этапы формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1233
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЛУЧШЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / КОМПОНЕНТ ДИДАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ / ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / VALUABLE COMPONENT OF LIFE-ACTIVITY OF PEOPLE / IMPROVING AND KEEPING OF HEALTH / STABLE PROFESSIONAL MOTIVE TO ACTIVITY / MOTIVATE COMPONENT / COMPONENT OF DIDACTIC DRILLS / THE STAGES OF PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанина Валентина Николаевна

В данной статье рассматривается проблемf формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности как составная часть системы профессиональной подготовкb. В системе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на каждом этапе подготовки должно осуществляться диалектическое взаимодействие педагогических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The stages of forming the readiness of professional activity in the science

The problem of forming professional pedagogical readiness is discussed in the article as a component of professional training system. The dialectical interaction of pedagogical processes must be carried out at every stage of professional preparation of prospective physical training teachers.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у обучающихся»

УДК 373.6

В. Н. Сабанина

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

В данной статье рассматривается пpoблeмf формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности как составная часть системы профессиональной подготовкЬ. В системе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на каждом этапе подготовки должно осуществляться диалектическое взаимодействие педагогических процессов.

The problem of forming professional pedagogical readiness is discussed in the article as a component of professional training system. The dialectical interaction of pedagogical processes must be carried out at every stage of professional preparation of prospective physical training teachers.

Ключевые слова: проблема формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности, ценностный компонент жизнедеятельности, улучшение и сохранение здоровья, устойчивая профессиональная мотивация к деятельности, мотива-ционный компонент, компонент ценностного отношения к педагогической профессии, компонент дидактических умений, процесс формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности, этапы профессиональной подготовки.

Keywords: the problem of forming professional pedagogical readiness, valuable component of life-activity of people, improving and keeping of health, stable professional motive to activity, motivate component, valuable relationship component to pedagogical profession, component of didactic drills, the process of forming professional pedagogical readiness, the stages of professional training.

Проблема формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры у обучающихся в настоящее время привлекает внимание не только научной общественности, но и общества в целом. Этот интерес не случаен, так как физическую культуру и спорт современное общество определяет как ценностный компонент жизнедеятельности человека, который связан с улучшением и сохранением здоровья, успехами в жизни, индивидуальной свободой, саморазвитием и самовыражением, возможностью реализации других не менее важных жизненных потребностей.

Готовность к профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры мы представляем как сложное структурное образова-

САБАНИНА Валентина Николаевна - заведующий кафедрой физического воспитания Альметьевского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)

© Сабанина В. Н., 2009

ние, ядро которого состоит в устойчивой профессиональной мотивации к деятельности и предполагает наличие профессионально значимых качеств, определенную совокупность знаний, умений, навыков и способность их применения на практике. В нашем исследовании мы выделяем следующие компоненты готовности к профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры: мотивационный компонент; компонент ценностного отношения к педагогической профессии; компонент дидактических умений. Основным компонентом, детерминирующим профессионально-педагогическую деятельность, определяющим эффективность формирования готовности к педагогической деятельности, в нашем исследовании выступает мотивационный компонент. Поэтому в нашем исследовании на различных этапах профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры мы будем рассматривать проблему формирования мотивационной готовности к профессионально-педагогической деятельности.

Процесс формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры у обучающихся понимается как результат процесса профессиональной подготовки будущих специалистов. Это довольно сложный педагогический процесс, так как он охватывает различные этапы профессиональной подготовки и на каждом из них решаются определенные задачи и достигаются конкретные цели образовательного процесса.

Опираясь на мнения ученых и рассматривая последовательность профессионального образования в современных условиях, мы выделяем следующие этапы формирования готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-педагогической деятельности:

- допрофессиональная подготовка (педагогический класс, спортивный класс, ДЮСШ);

- базовое профессиональное образование (педагогический колледж, техникум физической культуры, училище олимпийского резерва, институт физической культуры, педагогический университет);

- профессиональное совершенствование (аспирантура, институт повышения квалификации, самообразование, дополнительное образование и т. д.).

Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности на этапе допрофес-сиональной подготовки обусловлено ранней специализацией учащимися, которая основана на выборе двигательной деятельности в соответствии с интересами и способностями личности, что определяет специфику физической культуры на данном этапе.

У учащихся старших классов общеобразовательных школ должны быть созданы определенные условия, способствующие профессиональному самоопределению, осознанию правильности выбора

Сабанина В. Н. Этапы формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности.

профессии, направленности интересов, проявлению социальной активности личности, овладению некоторыми элементами практической педагогической деятельности в области физической культуры.

Л. С. Выготский говорил, что выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе. Выбор профессии предполагает умение анализировать свои возможности, склонности, знания, способность принимать решения и действовать на основе сознательно принятого намерения (т. е. мотивационной установки), отнесенные к сравнительно далекому будущему [1].

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамичный процесс формирования системы личностных основополагающих отношений к профессиональной деятельности, как процесс развития и самореализации духовных и физических возможностей, профессиональных намерений и планов. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих способностей, интересов, требований профессиональной деятельности и т. д.

При этом необходимо социально-психологическое сопровождение профессионального самоопределения, помощь и поддержка в ситуациях выбора профессии или профессиональной реориента-ции путем использования психотехнологий.

Применение различных методик профессионального самоопределения поможет определить школьнику собственные профессиональные интересы, склонности и способности; будет способствовать обогащению профессиональной компетентности, выработке необходимых ценностных ориентиров и профессиональных качеств; поможет определить психологическую предрасположенность к выбору профессии.

Следовательно, правильность выбора профессии во многом определяется хорошо организованной профориентационной работой на старшей ступени общеобразовательной школы. Школа прививает ученикам любовь к труду, знакомит с основами современного производства, формирует у них трудовые навыки и умения, побуждает их к сознательному выбору профессии.

Основное назначение профориентационной работы - привести в соответствие, с одной стороны, профессиональные интересы и склонности школьника с потребностями в кадрах современного рынка труда, с другой стороны, профессиональные интересы школьника с его способностями и возможностями, с третьей - профессиональные интересы и способности школьника с требованиями к избираемой профессии. Отсюда очевидно, что профессиональные интересы в значительной степени определяют профессиональное самоопределение личности.

Таким образом, мы можем выделить широкий круг задач, который решается в процессе профориентационной работы в школе:

- ознакомление учащихся с многообразием мира профессий;

- изучение профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся;

- развитие у школьников общественно значимых мотивов выбора профессии;

- воспитание профессиональных интересов с учетом потребностей рынка труда в кадрах и способностей школьника, привитие некоторых навыков и умений соответствующих профессий;

- консультирование учащихся по вопросам, связанным с выбором профессии и продолжением профессионального образования;

- диагностирование, позволяющее определить профессиональную пригодность к педагогической деятельности;

- психологическое сопровождение и помощь в выборе профессии.

Как отмечает С. С. Мартынова [2], проблему профессиональной ориентации следует рассматривать как проблему формирования у школьников профессиональной направленности. Сформировавшаяся профессиональная направленность указывает школьнику дорогу к будущей самостоятельной трудовой жизни, обеспечивает самостоятельный, сознательный выбор будущей профессии.

Таким образом, на данном этапе профессиональной подготовки проблема формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности выступает как проблема формирования мотивов выбора профессии, профессионального интереса, профессиональной направленности личности.

Ведущей деятельностью на данном этапе является учебно-познавательная, и, следовательно, основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Также необходимо отметить, что здесь учащийся начинает включаться в новый тип деятельности - учебно-профессиональный, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду.

На этапе базового профессионального образования должно осуществляться профессиональное становление, целенаправленное профессиональное образование студентов. Педагогическая деятельность в образовательном процессе на базе профессионального образования направлена на усвоение теоретических знаний и формирование у студентов:

- профессиональных умений и навыков в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессии;

- психологической готовности к пониманию сущности деятельности учителя;

- навыков применения педагогических технологий, адаптированных к условиям будущей профессиональной деятельности;

- умений составления индивидуально-ориентированных программ, способствующих развитию творческих способностей будущего учителя;

- методологической культуры будущего учителя, его готовности к инновационной деятельности.

Как правило, приобретаемые знания, умения и навыки выступают для студента уже в качестве средств будущей профессиональной деятельности, которые способствуют формированию готовности к профессионально-педагогической деятельности.

Ведущая деятельность этого этапа - учебно-профессиональная, ориентированная на получение педагогической профессии.

В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает -никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или его низкую выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе (А. А. Реан, 1996) [3].

А. И. Гебос [4] выделяет факторы (условия), способствующие формированию у студентов положительного мотива к учению:

- осознание ближайших и конечных целей обучения;

- осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;

- эмоциональная форма изложения учебного материала;

- показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;

- профессиональная направленность учебной деятельности;

- выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;

- наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе.

На базе общей мотивации учебной деятельности у студентов появляется определенное отношение к разным учебным предметам. Оно обусловливается:

а) важностью предмета для профессиональной подготовки;

б) интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как её части;

в) качеством преподавания (удовлетворенностью занятиями по данному предмету);

г) мерой трудности овладения этим предметом исходя их собственных способностей;

д) взаимоотношением с преподавателем данного предмета.

Все эти мотиваторы могут находиться в различных отношениях друг с другом и иметь различное влияние на учебу.

Во время профессионального обучения формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. «Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной» [5].

На этом этапе происходит накопление мотива-ционного компонента: на мотивы выбора профессии наслаиваются мотивы овладения ею. Следует сказать, что именно характер мотивов определяет сущность профессионального интереса и устойчивость (длительность) его сохранения. Проблема формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности выступает как проблема формирования мотивов учебной деятельности.

Цель этого этапа - овладение студентами опытом педагогической деятельности в области физической культуры; формирование в структуре личности профессионально значимых качеств, свойств, отношений и социальных действий в их единстве как основы профессионального мастерства будущего учителя физической культуры (двигательные, дидактические умения); формирование готовности к новой социальной роли - педагога; формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии. Данная цель определяет специфику физической культуры на данном этапе.

На этапе профессионального совершенствования специфика физической культуры определяется целями и задачами данного этапа, решение которых необходимо.

На данном этапе должны решаться задачи по развитию индивидуальности, творческой, продуктивной деятельности профессионала и включают в себя: профессиональную адаптацию молодых специалистов; формирование индивидуального стиля деятельности учителя и профессионального мастерства; развитие качеств профессиональной деятельности и компетентности, умений профессионального самоанализа; стремление к непрерывному образованию, самообразованию и самосовершенствованию.

На этот период выпадает начало самостоятельной деятельности. Он включает в себя целый ряд сложностей: трудность вхождения в жесткий режим, неуверенность в своих возможностях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптации к профессиональным взаимоотношениям, способность решать разнообразные профессиональные задачи.

Комратова Н. Г. Перспективы подготовки специалистов по социокультурному воспитанию детей

После завершения периода адаптации молодого специалиста требуется некоторое реальное подтверждение его профессиональных достижений в виде прибавки к зарплате, повышения статуса или предложения интересных перспектив. Если этого не происходит после четырех-пяти лет работы, появляются эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом, дальнейшее сохранение ситуации становится залогом более тяжелого протекания следующего нормативного психологического кризиса - кризиса тридцатилетия, одного из самых острых кризисов нормативного развития.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Поэтому очень важно, чтобы выбор будущей профессии происходил в соответствии со способностями и интересом личности к деятельности, что уменьшит причины ошибочного выбора профессии.

Ведущей деятельностью данного этапа профессиональной подготовки становится профессионально-педагогическая деятельность.

Цель этого этапа - достижение учителем определенного уровня профессионального мастерства, оказывающего влияние на повышение качества образования учащихся.

В настоящее время выделенные нами этапы формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры выступают отдельными блоками, которые существуют и функционируют самостоятельно. Мы считаем, что для формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры у обучающихся на каждом из этапов профессиональной подготовки должно осуществляться диалектическое взаимодействие педагогических процессов с учетом специфики физической культуры. А именно - внесение в настоящей этап профессиональной подготовки элементов обучения последующего этапа, которые обогащают и совершенствуют возможности перехода на следующий этап обучения, а также конструктивного отрицания элементов обучения предшествующего этапа.

Примечания

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1984.

2. Мартынова С. С. Вопросы профессиональной ориентации и профессиональной направленности учащихся и студентов. Омск: Изд-во Омского пед. ин-та.

1976.

3. Реан А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб., 1996.

4. Гебос А. И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению. М.,

1977.

5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. 206 с.

УДК 378:379.8

Н. Г. Комратова

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Статья посвящена проблеме подготовки специалистов по социокультурному воспитанию детей. Автор анализирует состояние вопроса в теории и практике профессионального образования, разрабатывает перспективы подготовки будущих педагогов дошкольного воспитания в социокультурном аспекте. Ценно то, что в статье прослеживается взаимосвязь содержания подготовки специалистов и социокультурного воспитания детей.

The article is devoted to the problem of traning specialists in socio-cultural up-bringing. The author conducts a survey of theory and practice of professional education, outlines the teaching perspectives of future tutors of preschool education based on the socio-cultural aspect. The valuable issue of the article is that the author draws a connection between the contents of pre-school teachers' traning and socio-cultural up-bringing of children.

Ключевые слова: социокультурное воспитание, профессиональная компетентность, специалист по речевому и лингвистическому развитию детей.

Keywords: socio-cultural up-bringing, professional competency, a specialist on speech and linguistic development of children.

В период перехода к реализации задач гуманистической парадигмы воспитания рекомендуется проектирование и внедрение новой модели подготовки педагога. Подобная модель отражена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» [1: 3-31].

В связи с этим необходимо решение следующих проблем и наличие соответствующих им профессиональных и личностных качеств:

1. Формирование профессиональной компетенции педагога.

2. Умение педагога самому ставить и решать творческие и исследовательские задачи.

3. Умение решать более сложные профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук.

4. Непрерывное овладевание прогрессивными технологиями обучения, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, которые нужно адаптировать к своей предметной области, а главное - приспособить к своим индивидуальным особенностям и способностям.

КОМРАТОВА Надежда Георгиевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведущий кафедрой дошкольной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета © Комратова Н. Г., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.