Научная статья на тему 'Врачебная этика и деонтология на страже здоровья (размышления врача)'

Врачебная этика и деонтология на страже здоровья (размышления врача) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
638
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ДЕОНТОЛОГИЯ / ВРАЧ-ПЕДИАТР / ETHIC / DEONTOLOGY / THE PEDIATRISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лыжина Любовь Викторовна

Автор размышляет об этических и деонтологических аспектах формирования будущего врача-педиатра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author reflects about the ethic and deontology moments of the future pediatrist forming.

Текст научной работы на тему «Врачебная этика и деонтология на страже здоровья (размышления врача)»

ДИСКУССИЯ ■

Л.В. Лыжина

г. Кушва, Свердловская область, Россия

ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ ВРАЧА)

Автор размышляет об этических и деонтологических аспектах формирования будущего врача-педиатра.

Ключевые слова: этика, деонтология, врач-педиатр.

L.V. Lizhina

THE MEDICAL ETHICS AND DEONTOLOGY ON THE GUARD OF HEALTH (REFLECTIONS OF DOCTOR)

The author reflects about the ethic and deontology moments of the future pediatrist forming.

Key words: ethic, deontology, the pediatrists.

Как доказывает история человечества — самое ценное у человека его жизнь! И каждому хотелось бы прожить активно как можно дольше. Одним из залогов долголетия является здоровье, на страже которого призвана быть медицина и сам страждущий долголетия. Естественно, каждая из сторон имеет массу составляющих, от взаимодействия которых во многом зависит конечный результат, а каждый желает только положительного исхода.

Есть масса крылатых выражений корифеев медицины: «кто лучше диагностирует, тот лучше лечит» (С.П. Боткин), «если после беседы с врачом больному не стало легче, — это не врач» (А.П. Чехов, В. Бехтерев), «ни одно лекарство мира не заменит того действия, которое оказывает движение» (Кромвель), и много-много других.

Сохранность здоровья зависит, прежде всего, от образа жизни человека, а вот восстановление уже возникших отклонений в состоянии здоровья человека, в большей степени, определяется врачом, его знаниями и умениями, от того, как он сумеет найти контакт с пациентом, расположить его к себе.

Все этические и деонтологические аспекты формируются у будущего врача в процессе обучения, т.е. в студенчестве. И здесь важны не только теоретические знания, но и повседневные практические примеры, которые, прежде всего, должны являть сами преподаватели для студентов, старшие товарищи — для молодых врачей.

Корреспонденцию адресовать:

Лыжина Любовь Викторовна,

624300, Свердловская область, г. Кушва, ул. Луначарского, д. 18, кв. 79.

Тел. сот.: 8-912-628-17-27.

Незабываемо отношение моих учителей к пациентам (я являюсь выпускницей одного из старейших вузов Сибири — Томского медицинского института, сейчас — Сибирского государственного медицинского университета). Профессор Дмитрий Дмитриевич Яблоков вставал на колени перед демонстрируемым на лекции больным, многократно извиняясь за причиняемое неудобство, и подчеркивая, что будущим докторам необходимы не только теоретические знания, но и фактическое видение проявлений болезни, давая понять больному, что тот оказывает огромную услугу профессору. Профессор Александра Федоровна Смышляева на обходах всегда быстро, но полно и последовательно, проводила объективное обследование ребенка по ходу доклада куратора (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) и неоднократно напоминала нам, студентам, что умения и навыки, приобретенные на кафедре пропедевтики, должны употребляться постоянно, и в процессе учебы на других кафедрах, и, конечно, в повседневной практике врача при любой загруженности.

К сожалению, многие практические врачи пренебрегают этими навыками, в основном, используя только фонендоскоп и то, порой, в спешном порядке. Какие чувства могут возникнуть у пациента к такому доктору при таком выполнении своих функциональных обязанностей? Можно предположить — от недоверия до неприязни, а как подтверждает жизнь — доверие пациента врачу и желание выздороветь — первый шаг к успеху. Этот шаг в отдельных случаях может быть решающим. О значимости мануальных навыков необходимо напоминать студентам повседневно, тогда они в своей практической деятельности будут владеть ими на уровне автоматизма, привлекут к себе внимание и пациента, и его родителей, завоюют расположение к себе.

с/^пъи^1явс>^узбассе №4(35) 2008

■ ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ ВРАЧА)

Немаловажное значение для налаживания «мостика» к доверию имеет внешний облик врача, его манера разговора, его владение гигиеническими навыками и т.д. «В человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — писал А.П. Чехов, а еще его же слова: «Ничего не дается человеку так дешево, а ценится так дорого, как вежливость».

Каждый примеряет данное качество относительно себя. Но врачу, прежде всего, нужно научиться подавлять в себе раздражительность или неприязнь к своим пациентам, даже при самом негативном их настрое. Врачу всегда следует помнить, что перед ним страдающий от недуга человек и переживающий за своего ребенка родитель, он тоже болен, а реакция больного человека может быть неадекватной. Наградой врачу за его терпимость будет улыбка детей, и счастье их матерей. Такая награда дорогого стоит!

Очень жаль, что на современном этапе медицина коммерциализирована, а жизнь человека — девальвирована. Причиной тому много разных факторов, в том числе обусловленных обстоятельствами быстротекущей жизни. Однако, по моему глубокому убеждению, человек, пожелавший посвятить себя врачеванию, не может изначально первостепенным для себя считать материальные блага. Но достойному врачу необходима достойная оплата его труда. Хотя низкое качество врачевания нельзя объяснять низким уровнем оплаты. Данный постулат должен быть

понимаем каждым, вступающим на стезю врачевания!

Престижность профессии врача определяется ее назначением и положительным конечным результатом многих ее представителей. А вот для уничижения данной профессии достаточно даже единичных фактов нарушения врачебной этики и деонтологии. Этим могут быть: громкое обсуждение разбора врачебной ошибки в немедицинской среде, грубое обращение с пациентом, недостаточное внимание, а еще хуже — отсутствие такового, и др.

Будущие и настоящие врачи обязаны иметь представление о возможных пагубных последствиях случайно брошенной фразы, даже на первый взгляд кажущейся невинной. Врач должен уметь высказывать свое мнение, но ему прежде всегда следует подумать, что он может и должен говорить.

Таким образом, чтобы стать соучастником долголетия, поднять престижность профессии врача необходимо не много, но и не мало:

- иметь искреннее желание стать врачом;

- хотеть приобрести врачебные знания, умения, навыки, постоянно их совершенствуя;

- любить свою специальность и ее составляющие, прежде всего, жизнь и людей;

- быть корректным по отношению к работе, пациентам и их окружению, к своим коллегам;

- оставаться всегда Человеком, для чего нужна житейская мудрость и не менее великое мужество.

Сведения об авторах:

Лыжина Любовь Викторовна, канд. мед. наук, доцент, в 1989-1996 гг. зав. кафедрой неонатологии Кемеровской государственной медицинской академии, г. Кушва, Свердловская область, Россия.

ВЛАСТНЫЕ РОДИТЕЛИ ЗАЧАСТУЮ НАВЯЗЫВАЮТ ХОББИ СВОЕМУ РЕБЁНКУ, ВЫЯСНИЛИ ПСИХОЛОГИ Родительское воспитание непосредственно влияет на то, будет ли ребенок гармонично увлечен любимым делом или охвачен нездоровой одержимостью.

Канадские психологи Университета Монреаля сосредоточились на анализе поведения 588 музыкантов и атлетов между возрастами от шести до 38 лет. Они рассмотрели, каким образом родители в детстве предоставляли свободу своему ребёнку. Выяснилось, что чем больше семейного давления испытывали дети, тем сильнее они старались добиться успехов в спорте или занятиях музыкой, но хобби в этом случае становилось для него тяжелой обязанностью, а не любимым занятием.

Как заметили специалисты, строгие родители и семьи с дидактическим типом воспитания не позволяют детям самостоятельно выбирать свой путь в жизни, навязывают то, что зачастую ребёнку совсем не нравится, и настаивают на том будущем, которое, по их мнению, является единственно верным и правильным. В таких обстоятельствах чрезмерный контроль старших формирует эмоциональную одержимость своим делом и во взрослом возрасте человек слишком активно и настойчиво пытается добиться результатов, чтобы поддержать чувство собственного достоинства, говорят эксперты.

Источник: Ami-tass.ru

44

№4(35) 2008 с/^^тьи^тяВсТ^узбассе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.