Научная статья на тему 'ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ'

ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

139
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимоотношение врача и больного / деонтология / морально – этические проблемы медицины / doctor-patient relationship / deontology / moral and ethical problems of medicine.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдуганиев Улугбек Бобир Угли

Профессия врача – особая профессия, где требуется своевременное установление диагноза, назначение необходимого лечения. Но помимо этого, огромную роль в успешном лечении играют взаимоотношения врача и больного – такт, любовь к человеку, а нередко и самоотверженность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL DEONTOLOGY

The profession of a doctor is a special profession that requires timely diagnosis and the appointment of the necessary treatment. But besides this, a huge role in successful treatment is played by the relationship between the doctor and the patient tact, love for a person, and often selflessness

Текст научной работы на тему «ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ»

ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

Магистр 2 курса кафедры Госпитальной терапевтической стоматологии Абдуганиев Улугбек Бобир угли, ТГСИ

АННОТАЦИЯ

Профессия врача - особая профессия, где требуется своевременное установление диагноза, назначение необходимого лечения. Но помимо этого, огромную роль в успешном лечении играют взаимоотношения врача и больного - такт, любовь к человеку, а нередко и самоотверженность.

Ключевые слова: взаимоотношение врача и больного, деонтология, морально - этические проблемы медицины.

MEDICAL DEONTOLOGY

ABSTRACT

The profession of a doctor is a special profession that requires timely diagnosis and the appointment of the necessary treatment. But besides this, a huge role in successful treatment is played by the relationship between the doctor and the patient -tact, love for a person, and often selflessness.

Keywords: doctor-patient relationship, deontology, moral and ethical problems of medicine.

Врачебная деонтология в широком смысле - это учение о поведении, взаимоотношениях и действиях врача. Однако некоторые врачи видят пациента в качестве прямого или опосредованного источника своего заработка и существования. В этом случае в стоматологическом кабинете между врачом и пациентом могут возникать нестандартные морально-этические взаимоотношения, в основе которых лежит так называемый человеческий фактор.

Врачебная деонтология - более емкое понятие, чем врачебная этика, она включает не только морально-этические аспекты врачевания, но и организацию работы, совершенствование знаний, навыков и т.д. Она использует моральные принципы и как элемент нормального общения, и как средство воздействия на психику больного, тем самым - на течение патологического процесса.

130

И. К. Касинский в книге «О врачевании» пишет: «Врачебная этика интегрально входит в медицинскую деонтологию как стержневая проблема» [1]. Естественно, что рассматривая те или иные аспекты деонтологии, мы постоянно сталкиваемся с вопросами профессиональной этики. «...В медицине нет двух миров: мира лаборатории и мира клиники, мира духа и мира тела. ... Сознавая единство человеческого организма, настоящий врач одновременно врачует и отчаяние, и органические нарушения, которые оно порождает. Важность миссии врача составляет его отличие от всех прочих граждан». Так Андре Моруа охарактеризовал деятельность врача [2]. Любой врач хотел бы с чистой совестью повторить и от своего имени слова знаменитого Сиденхема: «Никто не был пользован мною иначе, чем я желал бы, чтобы лечили меня самого...»[3].

«Сколько бы вы, милостивые государи, ни выслушивали и ни выстукивали, вы никогда не сможете безошибочно определить болезнь, если не прислушаетесь к показаниям самого больного», - наставлял своих учеников Г. А. Захарьин [3]. И в этом - глубокая врачебная мудрость. Для раннего и правильного распознавания болезни и успешного лечения больного необходим теснейший контакт врача и пациента, обоюдное доверие, проникновение в сокровенные переживания и чаяния страдающего человека. Духовность, опора на все проявления мудрости и нравственности - только это даст нам хоть какую-то устойчивость. К сожалению, в медицине появляются такие специалисты, которые неплохо владеют медицинской техникой, но, указывая пальцем на дисплей, снимают с себя ответственность лечить словом, своей душевностью. Душевность ниоткуда не берётся сама по себе.К ней надо устремлять и устремляться самому. Вот и приходиться при осмыслении обучающимися категории «долга», подчёркивать личностный момент, то есть говорить о том, что врач не всегда лечит (а значит, обладает огромной властью над людьми), но и сам может быть пациентом, и, что тогда его собственное выздоровление будет зависеть от других врачей. [4] А. П. Чехов писал А. С. Суворину: «У врачей бывают отвратительные дни и часы, не дай бог никому этого. Среди врачей, правда, не редкость невежды и хамы, как и среди писателей, инженеров, вообще людей, но те отвратительные часы и дни, о которых я говорю, бывают только у врачей. И за сие, говоря по совести, многое простить должно» [2]. Это дни и ночи, когда врач должен отвечать за совершенную ошибку перед больным, его близкими, перед своей совестью.

В богатой деонтологической казуистике сохранилось немало описаний, иллюстрирующих исключительную и иногда трагическую роль взаимоотношений врача с больным. Композитор Фредерик Шопен, долго и тяжело болевший теберкулезом, умер вскоре после гибели своего врача, которому полностью доверял. Наряду с этим известно, что тяжело и длительно болевший Клод Бернар быстро исцелился после нескольких заботливых и ласковых слов Луи Пастера. Моральное состояние больного - его вера в успех лечения, доверие к врачу, жажда жизни - играет огромную, порой решающую роль. Отсюда совершенно понятна необходимость одновременного воздействия как на телесную основу заболевания, так и на душевное состояние больного, особенно если речь идет о тяжелом больном. [5].

Врач должен бороться за здоровье и жизнь больного, пока остается хоть малейшая надежда, и поддерживать эту надежду в больном. Когда читаешь о последних днях А. С. Пушкина, становится отрадно от одного сознания того, что у постели умиравшего в жестоких страданиях поэта оказался такой чуткий врач, как В. И. Даль (русский писатель, этнограф, языковед и врач). Он сумел утешить и ободрить поэта, внушив ему перед гибелью надежду «Dum spiro, spero - пока дышу - надеюсь» [6].

Становление высокообразованного и высоконравственного врача -стоматолога - сложный процесс. «В наше время, - пишет Г. Царегородцев, -врач должен измеряться четырьмя измерениями: в ширину (кругозор с усвоением достигнутого предшествующей культурой); в высоту (образование, эрудиция); в глубину (воспитание и самовоспитание); кроме того, необходимо стремление в будущее. Это четвертое измерение» [7]. Сама специальность, огромные её достижения, даже современный скачок в области стоматологии, требуют от настоящего, думающего врача чтения специальной и научной литературы в течение всей его профессиональной жизни. Постоянное самообразование, чтобы быть на острие знаний - только это, да ещё профессионализм вместе с высокими морально - нравственными качествами делают врача специалистом высокого класса, а не простым знахарем -ремесленником.

Выполнение долга перед больным и обществом должно стать смыслом жизни врача.. Сложные морально - этические проблемы медицины, возникшие в связи с пересадкой органов, клонированием, расширением области клинических экспериментов, развитием медицинской генетики и генной инженерии, имплантологии, требуют

приведения этической ориентации врача в соответствие с новыми задачами и возможностями.

REFERENCES

1. Заксон М. Л. Стоматологам о деонтологии / Заксон М. Л., Козлюк В. И., Возный Ф. Ф. - Киев: - Здоровье, 1989. - 96 с.

2. Лихтенштейн Е. И. Помнить о больном / Лихтенштейн Е. И. - Кшв: -Здоровя, 2012. - 151 с.

3. Смольняков А. И. Врачебная этика / А. И. Смольняков, Е. Г. Федоренко. -Киев: Здоровье, 1982. - 96 с.

4. МухамедоваЗ.М. Биоэтика.,учебник. Т.2021.430с.

5. Щепин О. П. Медицина и общество / Щепин О. П., Царегородцев Г. И., Еврохин В.Г. - М: -Медицина. 1983. - 87 с.

6. Матвеев В. Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии / Матвеев В. Ф. . - Москва: Медицина, 1989. - 175 с.

7. Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология / Грандо А. А. -Москва: Высшая школа, 1988. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.