ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.В. Ергин
ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА: ХАДИ КИЛЬДИБЕКОВ -НАРКОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ МАЛОЙ БАШКИРИИ (1921-1922).
Ключевые слова: ислам и музыка, мусульманские начальные школы, нарком просвещения Х. Кильдибеков.
Имя Хади Кильдибекова (1881-1949) - одного из первых исследователей проблемы охвата мусульманского населения Уфимской губернии школьной сетью в связи с введением всеобщего начального образования; наркома просвещения Малой Башкирии (1921-1922), к сожалению, не вошло ни в краткую энциклопедию «Башкортостан» (1996), ни в семитомную «Башкирскую энциклопедию» (2005-2011). В отличие от научного издательства «Башкирская энциклопедия», издательство «Институт Татарской энциклопедии» посвятило ему отдельные статьи и в «Татарском энциклопедическом словаре» [1], и в 3-м томе «Татарской энциклопедии» [2]. Последнее не случайно: имя Хади Кильдибекова как общественного деятеля [3], представителя древнейшего рода Кильдебековых [4], одного из первых исследователей проблемы «Ислам и музыка» в истории татарской общественной мысли по праву занимает свое место на страницах татарских изданий, начиная с 1983 года [5; 6].
Хади Кильдибе[я]к (Кильдибе[я]ков Мухумметхади Нурмухамметович) родился 29 марта 1881 года в селе Ишле Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье священнослужителя. Его отец - мулла Нурмухаммет, имам и мударрис при Первой мечети этого села - являлся потомком Кильдибековых, ведущих свою родословную от Кильдибека - хана Золотой Орды, недолго правящего этим государством и погибшего при сражении в 1361 году [4]. Хади был десятым ребенком в семье. Когда его отец трагически погиб, он остался со слепой матерью на попечении братьев отца и в полной мере испытал лишения, связанные с безотцовщиной. Хади стал воспитываться в семье старшего брата муллы Бикмухаммета, который после получения мальчиком в местном медресе первоначального образования привез его в Уфу и определил на учебу в медресе «Усмания» к Хайрулле-хазрату. Прилежанием в учебе и самостоятельным трудом Хади начал выбиваться в люди: в годы обучения в медресе он был вынужден постоянно искать дополнительные заработки.
В 1904 году Хади завершил свое образование в медресе «Усмания» и по совету Хай-руллы-хазрата согласился занять место только что умершего родственника - стал муллой в селе Ибрай (другое название - Узеньбаш) Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. 20 августа 1904 года после успешной сдачи экзаменов Хади получил Указ за №3788 об утверждении его муллой и, женившись на родной сестре Хайрулллы-хазрата, уехал на работу в деревню: победили, временно, воспитание и традиции, усвоенные в детстве. Однако дея-
тельность в должности муллы удовлетворения Хади не приносила. Он начал сомневаться в истинности исламской религии; все больше задумывался о путях развития ислама, России в целом. В 1907 году молодой мулла перебрался в Уфу и начал преподавать в медресе «Усмания», только что переехавшем в новое трехэтажное здание по улице Фроловской напротив Первой соборной мечети [7]. Хади запоем читал газеты и журналы на татарском языке; его стало привлекать издательско-писательское дело и скоро, бросив служение религии, он уехал в Оренбург, где устроился на работу корректором в Товарищество печатного дела «Каримов. Хусаинов и К°»1 - одно из лучших издательско-типографских предприятий города. Между делом он начал заниматься и в наборном цехе, научился управлять печатной машиной, а также познакомился с журналистами, в числе которых был Хусаин Яма-шев - один из организаторов первой в Оренбурге легально издаваемой на татарском языке социал-демократической газеты «Урал»2.
В Оренбурге Хади упорно занимался самообразованием, в частности, приступил к изучению философии Нового времени (от Декарта до Гегеля). Он начал делать первые шаги в журналистике: пробой пера стали небольшие корреспонденции в газете «Вакыт»3, затем вышли в свет брошюра «Религия с точки зрения философии» и небольшая комедия «Наши в XX веке», в которой автором были воссозданы реалистические образы хорошо знакомых ему служителей мусульманского культа и преподавателей мектебов.
В 1908 году Хади с семьей возвратился в Уфу и стал работать наборщиком в только что открывшемся филиале Товарищества «Каримов, Хусаинов и К°»,получившем название «Шарк» (Восточная печать)4.
Впитав с молоком матери напевы народных песен, Хади Кильдибеков с детства был неравнодушен к музыке. Его всегда удивляло, что музыка как учебный предмет отсутствовала в учебных программах мусульманских мектебов и медресе, а сами татарские мурзы в своем большинстве совершенно ее не понимали и поэтому недооценивали возможности, которые музыка открывала для пробуждения в людях веры в Аллаха. Проживая еще в Оренбурге, Хади Кильдибеков заинтересовался проблемой взаимоотношения ислама и музыки, относительно которой уже в то время существовали две диаметрально противоположные точки зрения. Опираясь на Коран и хадисы, мусульманские богословы совершенно по-разному обосновывали запрет или дозволенность музыки в исламе. В Коране нет прямых указаний на «греховность» музыки, но в качестве обоснования ее запрета обычно ссылаются на шестой айат из суры «Лукман»5 или некоторые хадисы (изречения) Пророка Му-хаммада6, которые указывают на то, что широкое распространение музыки следует трактовать как один из признаков приближающегося конца света. Однако, если встать на точку зрения, что ислам запрещает музыку, в том числе музыкальное сопровождение песен, становится совершено непонятным, почему музыкальное искусство получило широкое развитие именно во времена расцвета Арабского халифата, которые называются Золотым веком ислама. С другой стороны, согласно одному из хадисов Пророка Мухаммада, исполнение
песен у мусульман разрешается, но только лишь в семи случаях: свадьба, праздник, джихад (усердие на пути к Аллаху), поэзия, касыды о набожности, при сожалении, при одиночестве. Так, например, на свадьбе песни могут исполняться только женщинами, а их содержание должно строго соответствовать духу исламской религии.
Нужно ли говорить, что правила эти не всегда и не всеми досконально соблюдались. В этой связи следует напомнить и о том, что в произведениях многих мусульманских поэтов и богословов часто присутствовали описания различных музыкальных инструментов - курая (тип флейты), кубыза (щипковый музыкальный инструмент, татарское название скрипки), сурная (восточный духовой язычковый инструмент типа древнерусской сурны), - широко распространенных в конце XVIII - в начале XIX веков среди странствующих татарских дервишей. Так, например, известный татарский богослов Шигабутдин Марджани (1818-1889) в одной из своих работ упоминал некого имама (наставника) Джагфара ас-Сафара, умершего в 1881 году, который «с танбуром и другими музыкальными инструментами» гастролировал со своими учениками по Казанской и Уфимской губерниям.
В 1909 году в Уфе типография «Восточная печать» небольшим тиражом отпечатала книгу Хади Кильдибекова «Музыка в исламе»[8]. Казанский музыковед Г.Р. Сайфуллина, активный современный исследователь проблемы «Ислам и музыка в истории татарской общественной жизни» [9], сопоставила взгляды на нее Хади Кильдибекова и таких выдающихся авторитетов, как Шигабутдин Марджани, Риза Фахретдин и Хасан Гата Габаши7. Оказалось, что эти взгляды, высказанные и опубликованные независимо друг от друга, во многом схожи8; при этом точка зрения Хади Кильдибекова (самого молодого из вышеназванных) выгодно отличалась: «Это была первая специальная (в масштабах российских мусульман) монографическая работа на тему «Ислам и музыка», в которой проблема ставится в контексте собственно музыки, что отражается в категориальном аппарате работы. Единственный из перечисленных авторов Кильдебяки использует в качестве основной категорию «музыка» в современном понимании этого слова. Если для первых авторов это были рассуждения на тему разрешенности музыки с точки зрения установлений ислама, то для Кильдебяки это поиск ответов на вопрос о причинах отставания татарской музыкальной культуры» [9, 24].
Выдвигая музыку на первое место среди других искусств и отмечая ее воздействие на все народы без исключения («музыка - это показатель духовного состояния народа»), Хади Кильдибеков не ограничился только поиском доказательств незапрещенности музыки в айатах Корана и хадисах, а предпринял попытку вскрыть механизм возникновения искаженных представлений о роли музыки в исламе. Демонстрируя прекрасную эрудицию в вопросах этой проблемы, Хади Кильдибеков на конкретных примерах из жизни известных личностей обосновал легитимность в исламе пения, слушания игры на таких музыкальных инструментах, как уд, барбат, дэф и другие.
^¡С^клк" (¿¿(а
- "ЗФ^Фе«------------
УФА.
Злектр0-7КП0Грвф1н „Воеточхал Печагь1 1909 г
Титульный лист книги Х. Кильдибекова «Музыка в исламе»
Главный вывод, к которому пришел Хади Кильдибеков в своей книге, оказался, как уже говорилось выше, созвучным заключениям Шигабутдина Марджани, Ризы Фахретдина и Хасана Гата Габаши -желательность, допустимость или запрет музыки каждый раз определяются характером, задачами и результатами (эффектом) конкретного проявления музыкальной практики: «То, что приносит хорошие результаты, счастье человеку и обществу - дозволено; то же, что приводит к плохим последствиям или оказывается причиной бед для человека, то запрещено» [8, 29].
Работая в Уфе, Хади Кильдибеков продолжал активно печататься под литературным псевдонимом Нукайский, взятом по имени прадедушки в пятом поколении; позже, особенно в педагогическом журнале «Мектеб»9; печатался также под псевдонимом Кемптерин, что означало человек простой, из низов. Его корреспонденция привлекала внимание полиции: Хади Кильдибеков неоднократно арестовывался, но за отсутствием улик отпускался. Сохранились документы Уфимского губернского жандармского управления, которые свидетельствуют о политической деятельности Хади Кильдибекова. Так, в доносе на него по поводу опубликованной 8 февраля 1911 года в газете «Вакыт» корреспонденции говорилось: «В номере 725 в корреспонденции из Уфы г.Нукайский (конторщик типографии «Восточная печать» Кильдибеков) жалуется на то, что будто в последнее время заметно сильное притеснение мусульман, ссылаясь в доказательство на неутверждение Тефкелева10 в предводители Белебеевского уезда, на неутверждение ветеренарного врача Еникеева
лектором губернского земства в селения Златоустовского уезда, а Ахтямова11 в присяжные» [4, 144].
Воспроизводим редкую фотографию Хади Кильдибекова, Хасана Гата Габаши8 и его сына Султана, будущего композитора, одного из создателей профессионального татарского музыкального искусства.
Х. Кильдибеков (слева) в и Хасан Гата Габаши (справа); мальчик со скрипкой -будущий татарский композитор Султан Габаши. Фото 1909 года
В годы активной слежки со стороны Уфимского губернского жандармского управления Хади Кильдибеков был вынужден уйти из типографии «Восточная печать»: он перешел на работу сначала в Уфимское земство, а в начале 1912 года уехал из Уфы и стал заведующим хозяйственной частью магометанских школ Мензелинского уезда12 Уфимской губернии.
Он сразу же оказался в гуще событий, связанных с включением мусульманского населения Уфимской губернии в школьную сеть всеобщего начального обучения: навязывание русско-инородческих школ могло вызвать бойкот со стороны населения, а существовавшие в губернии мектебы и медресе не подходили в качестве начальных школ как религиозные. 17 декабря 1911 года 37-е очередное Уфимское земское собрание, заслушав доклад губернской управы о плане деятельности земства по начальному образованию на 1912 год,
вынесло постановление: «произвести обследование существующих в губернии медресе и мектебов» [10]. Предвидя возможность возникновения среди мусульманского населения, вообще очень недоверчиво относящегося ко всякого рода начинаниям, недоразумений и даже, может быть, различного рода противодействий, губернская управа выбрала единственно правильный путь осуществления своей идеи обследования мектебов - привлечь к намеченному обследованию мусульманское духовенство и мусульманское население. С этой целью 24 мая 1912 года состоялось особое совещание [11], на котором присутствовали, кроме представителей Уфимского губернского и Уфимского уездного земств, два члена Оренбургского магометанского духовного собрания, три имама города Уфы и четырнадцать представителей мусульманской интеллигенции, в число которых вошли несколько учителей. Мусульмане «признали исследование мектебов, безусловно, желательным». Тогда же совещанием было постановлено избрать особую комиссию из десяти мусульман и четырех лиц от управы, которой поручили выработать программу обследования мектебов и текст специального обращения к имамам, без поддержки которых это обследование было бы совершенно невозможным. Комиссия заседала двадцать четыре раза, результатом ее работы явились «сэаль-намэ» - опросный бланк, состоящий из ста пятнадцати вопросов, и «мраджагат-намэ» - обращение к имамам. Опросный бланк в окончательном виде был утвержден 27 июня 1912 года. Окончательная обработка обращения к имамам после замечаний, высказанных со стороны совещания, была поручена той же комиссии, которая закончила работу над ним после проведения еще десяти заседаний. После этого обращение вместе с опросным бланком 22 сентября 1912 года было представлено Губернской управой на одобрение муфтию Мухамедъяру Султанову и в ноябре того же года в количестве 2144 экземпляров (по числу приходов) разослано по всей губернии. Сбор материалов был закончен в следующем, 1913 году; тогда же начали перевод полученных ответов с татарского языка на русский язык.
Здание Мензелинского уездного земства, в котором работал Х. Кильдибеков
Заполненные бланки были получены только в 1579 приходов, что составляло около 79 % от 2000 - приблизительное количество мечетей в губернии: в большинстве случаев мектебы существовали именно при них; муллы, как правило, наряду с обязанностями священнослужителей, принимали на себя обязательства по организации и заведованию мектебами в своих приходах. Окончательное обобщение полученных таким образом документов о состоянии мектебов в губернии было поручено М.И. Обухову, приступившему к их обработке в конце 1914 года. Его исследование «Мектебы Уфимской губернии» [12], вышедшее в свет в 1915 году и скромно названное в подзаголовке статистическим очерком изучения состояния татарских и башкирских низших школ (мектебов) по данным исследования Уфимской губернской земской управой в 1912-1913 годах, явилось, говоря современным языком, первой и единственной в то время в России монографией по данному вопросу, цифровыми данными которой до сих пор пользуются все, кто занимается историей общеобразовательных мусульманских школ (к сожалению, зачастую даже не ссылаясь на первоисточник). В 2006 году два очерка М.И. Обухова - «Мектебы Уфимской губер-нии»(1915) и «Народное образование в Уфимской губернии в 1917 году» (1917)» были факсимильно воспроизведены в отдельном выпуске «Библиотеки Педагогического журнала Башкортостана» [13], что сделало их содержание доступным широкому кругу научных работников, преподавателей, студентов и всех интересующихся историей национального образования.
А теперь вернемся к малоизвестной деятельности Хади Кильдибекова в Мензелин-ском уезде Уфимской губернии, который за два года до выхода «Мектебов Уфимской губернии» М.И. Обухова, в 1913 году, опубликовал собственное исследование - «Магометанские школы (мектебе и медресе) в Мензелинском уезде Уфимской губернии» [14].
К 1 января 1911 года из общего числа населения Мензелинского уезда (482826 человек) числилось мусульман: в городе - 439 человек, в уезде - 275041 [15]. Иначе говоря, мусульмане составляли 57,25 % населения уезда.
Земство, как учреждение местного самоуправления, не могло не обратить внимания на нужды просвещения столь многочисленного мусульманского населения. Недопонимание между ними существовало по двум причинам: с одной стороны, русское общество (а вместе с ним и земство) слишком мало знало инородческое население вообще и мусульман в частности; с другой стороны, сами мусульмане достаточно холодно относились ко всем начинаниям земства, часто даже отказывались от всякой помощи с его стороны. Лучшей иллюстрацией такого положения вещей может служить выдержка из доклада Мензелинской уездной управы Мензелинскому уездному земскому собранию чрезвычайной сессии 27 февраля 1908 года о введении всеобщего народного образования в уезде:
«Магометане проживают в 256 селениях и составляют 59 % всего населения уезда. В то время как православное население и язычники сами ходатайствуют об открытии в их селениях школ и каждая вновь открываемая школа в таких селениях радостно приветствуется населением, магометанское население открытие школ встречает враждебно и школы в этих селениях мало посещаются учениками. Бывали даже случаи, когда в магометанские школы совсем не допускались учителя, хотя они и сами происходили из мусульман. Нежелание магометанского населения иметь в своих селениях правильно организованные школы и учить в них своих детей объясняется менее культурным развитием магометан и существованием в их селениях конфессиональных училищ - мектебе и медресе, руководителями которых и преподавателями состоят лица магометанского духовенства»[15, 55].
Однако уже ко времени обсуждения плана обследования мектебов и медресе ситуация по Мензелинскому уезду изменилась к лучшему: десятки деревень стали просить об открытии земских школ, а многие муллы, еще недавно отказывавшиеся от земских субсидий, сами начали обращаться к земству за денежной помощью по содержанию мектебов. Мензелинское земство пошло навстречу этим пожеланиям и ассигновало на содержание мектебов следующие денежные средства (в руб.) по годам: 1910 год - 10000 руб.; 1911 год - 10000 руб.; 1912 год - 11960 руб.
Мензелинский уезд в обследовании мектебов выгодно отличался от остальных уездов Уфимской губернии тем, что было специально приглашено «особое лицо» - им и стал Хади
П о С Т Д н О В Л1 Е н [ й
МЕНЗЕЛИНСКАГО УЪЗДНАГО ЗЕМСКАГО С О Б Р А НIЯ
ХХХУШ-й очгредной сесап еъ 30 иктибри но 12 ыонбрн 1912 годп
и доклады Мензелинской Пздной ¿Земской Vп-раЬы сЪ прилоАешми.
Кильдибеков, который лично посетил всех ахунов (уездных глав мусульманского духовенства) и большинство обследуемых мектебов, установил знакомство с их заведующими, подробно изучил постановку преподавания и хозяйственной части по программе опросных листов, присутствовал на занятиях с целью более детального ознакомления с постановкой учебного дела.
Таковой была предыстория появления «Магометских школ (мектебе и медресе) в Мен-зелинском уезде Уфимской губернии» Хади Кильдибекова, цифровые статические сведения которых сопровождались специально написанной «Объяснительной запиской», состоящей
из трех частей: 1. Мектеб и медресе (что такое мектеб и медресе?); 2. Старый метод, новый метод, смешанный метод (что такое старые, новые, смешанные методы, употребляемые в мектебах и медресе?) и 3. Итоги по волостям (приложение к списку исследованных мектебов и медресе в Мензелинском уезде). [Факсимиле этой части книги Х. Кильдибекова и дополнения к ней приводятся в приложении к данной статье -Ю.Е.]
Всего по двадцати восьми волостям Мензелинского уезда Хади Кильдибековым было исследовано: мужских мектебов -257, мужских медресе-33, женских мектебов - 69, женских медресе -5. Оказалось, что в этих учебных заведениях общее количество учеников - 18559, учениц - 3593, учителей - 656, учительниц - 128. Число мектебов и медресе со старым методом преподавания -80; с новым методом преподавания - 236, а со смешанным - 53. Общее число всех школьных зданий в уезде - 376; число обследованных мусульманских деревень - 301. Было также подсчитано число деревень, не имевших мектебов и медресе, - 97;число всех дворов деревень, не имевших мусульманских школ (9321) и число жителей в деревнях, не имевших этих начальных школ, - 46976.
Посещая сельские начальные мусульманские школы, Хади Кильдибеков периодически сталкивался с различными, зачастую курьезными, фактами в их практической деятельно-
сти. Их он описывал в сатирическом журнале «Ялт-Йолт» (Сверкание)13, издававшемся на татарском языке в Казани.
Весной 1916 года Хади Кильдибеков был призван из Мензелинска в армию, где окончательно сформировались его политические взгляды - он вступил в ряды большевистской партии; после Февральской революции 1917 года был избран членом Мусульманского военного комитета 5-й армии, а затем - Комитета Северного фронта. Он стал сначала одним из соредакторов, а затем и главным редактором газеты «Сугыш сафы»(Боевые ряды)14, издаваемой этим Комитетом в Пскове, активно пропагандирующей среди солдат политику советской власти.
1918 год стал для Хади Кильдибекова началом его деятельности в государственном масштабе: 17 января 1918 года Декретом Совнаркома в Петрограде при Народном комиссариате по делам национальностей был образован Комиссариат по делам мусульман Внутренней России в составе: Мулланур Вахитов (председатель), Галимджан Ибрагимов и Шариф Манатов (заместители). Уже в конце января 1918 года Галимджан Ибрагимов прибыл в Псков, где находился Исполнительный комитет мусульманских солдат Северного фронта, и предложил ряду членов этого комитета переехать в Петроград для работы в Комиссариате по делам мусульман Внутренней России. В их числе были Хади Кильдибеков, которого Галимджан Ибрагимов знал еще по работе в 1915-1917 годах в Уфе, и Махмуд Алиев (Даулат Али), выпускник казанского медресе «Мухаммадия», друг и родственник Ху-саина Ямашева, приобщившего его к революционной работе. Уже в феврале того же года Хади Кильдибеков Коллегией комиссариата был утвержден в должности заведующего печатью, а в марте - апреле 1918 года после переезда комиссариата из Петрограда в Москву стал редактором Центрального бюро комиссариата Народов Востока.
Хади Кильдибеков редактировал газету «Чулпан» (Утренняя звезда)15, тираж которой доходил до пяти тысяч экземпляров. Он не только привлек к сотрудничеству с газетой лучших журналистов, писавших на татарском языке, но и постоянно печатался в ней сам. Приведем заголовки лишь некоторых написанных им передовиц: «Революция в опасности», «Мир подписан», «Москва,17 октября», «Каким путем шли солдаты Северного фронта». Всего в этой газете было опубликовано свыше двадцати пяти его статей.
Деятельность Хади Кильдибекова не ограничивалась только работой в рамках отдела печати комиссариата. Так, он был одним из членов Комиссии по проведению первой годовщины Октябрьской революции; летом 1918 года в дни эсеровского мятежа через него осуществлялась связь между Президиумом ВЦИК и Центральным мусульманским комитетом. В январе 1919 года, когда было принято решение об объединении газет «Чулпан» и «Эш-че» (Рабочий), Хади Кильдибеков некоторое время редактировал обе газеты, а затем стал редактором объединенной газеты «Чулпан».
В июле 1920 года Хади Кильдибеков в Уфе: он работник комиссариата социального обеспечения. Затем его перевели в Стерлитамак: он член коллегии БНКПроса, а с 5 декабря 1921 года - нарком просвещения Малой Башкирии [16; 17]. Хотя Хади Кильдибеков проработал на последней должности всего около трех месяцев, именно при нем были достигнуты первые значительные успехи в сохранении и приумножении духовного потенциала Башкирской республики: организовано «Общество по изучению быта, истории и культуры Башкирии», в Москве при Наркомате национальностей открыта постоянно действовавшая
выставка, отражавшая быт, этнографию, природу Башкирии, содержавшая образцы фабрично-заводской и кустарной промышленности, а также был открыт Оренбургский татарский институт народного образования. В начале марта 1922 года Хади Кильдибеков передал дела БНКПроса новому наркому просвещения Малой Башкирии - Хадиату Сагадиеву [18] и выехал в Уфу.
Из приказа №29 по БНКПросу от 9 марта 1922 года : §1.Согласно постановлению Оргбюро Башобкома от 9 марта с.г. Народный комиссар просвещения тов. Кильдибеков отзывается в распоряжение Агитпрома Башобкома. §2. Сегодня я, Народный комиссар просвещения Кильдибеков, передаю дела по Наркомпросу и его отделам вновь назначенному наркому тов. Сагадееву. Наркомпрос: Кильдибеков» [19].
После создания в июле 1922 года Большой Башкирии Хади Кильдибеков до конца 1923 года работал в Башнаркомземе в качестве заведующего общим отделом, в Наркомюс-те - членом суда, а затем до отъезда из республики редактировал газету «Башкурдистан». 28 июля 1921 года ЦК РКП(б) опубликовал в газете «Правда» обращение «Ко всем партийным организациям. Об очистке партии». В обращении ставилась задача освободить партийные ряды от кулацко-собственнических и мещанских элементов, а также проявить особую строгость по отношению к советским служащим - выходцам из буржуазной интеллигенции. «Чистка партийных рядов» предполагала учет социального происхождения, участие в революции, религиозные убеждения. Коснулась она и Хади Кильдибекова: ему напомнили рождение в семье священнослужителя, обучение в «Усмании», работу с уже впадавшими в немилость Галимджаном Ибрагимовым и Шарифом Манатовым.
В 1928 году Хади Кильдибеков был переведен в Казань, где стал работать заведующим рабфаком Казанского университета. В конце 1929 года он уже в Горьком: работал в Облроно, редактировал многотиражку; в 1930-1933 годах - слушатель Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской. По окончании Академии Хади Кильдибеков оказался в Свердловске: с 1 декабря 1933 года работал директором Татарского педагогического техникума. Этот период деятельности Хади Кильдибеков еще ждет своих исследователей. Известно только, что в 1949 году в Свердловске он скончался.
Автор выражает глубокую благодарность Р.Х. Амирханову(г. Бугульма) за предоставление фотографии Х. Кильдибекова и музыковеду Г.Р. Сайфуллиной (г. Казань.) за предоставление оттисков ее работ по проблеме «Ислам и музыка».
1. Паровая типография Товарищества «Каримов, Хусаинов и К°» в Оренбурге вела свое начало с типолитографии Б. Бреслина, где с 1894 года стали выходить первые издания на татарском языке: религиозные книги, альманахи, учебные пособия. В конце 1900 года арабские шрифты приобрел у него Г.И. Каримов, оставивший духовную должность в Бугульминском уезде Казанской губернии и переехавший в Оренбург. В 1902 году, после неожиданной смерти в результате несчастного случая, дело было продолжено его сыном - Мухамметфатыхом (Фатихом Карими), при котором выпуск изданий стал быстро увеличиваться: в 1901 году - 12 наименований, в 1902 - 18, в 1903 - 31, в 1904 - 28, в 1905 - 35, в 1906 - 38.
В 1906 году с привлечением средств оренбургского купца Х.М. Хусаинова и орских купцов братьев Рамиевых возникло товарищество печатного дела «Каримов, Хусаинов и К°». Здесь печатались русские и татарские периодические издания: журналы» Ихтисад» (Экономика), «Чукеч» (Молот), «Чикертке» (Стрекоза), первые номера газеты «Ва-кыт» (Время) и журнала «Шура» (Совет), а также художественные, исторические и религиозно-философские сочинения. В 1908 году Товарищество открыло в Уфе свой филиал под названием «Шарк» (Восточная печать). После выхода из Товарищества в 1909 году братьев Рамиевых, открывших собственную типографию, а в 1914 году - и Ф. Карими, типография сменила собственника и стала функционировать под эгидой Торгового дома «А.А. Каримов, Хусаинов и К°». Всего при разных собственниках с 1901 по 1917 год в типографии было издано 384 книги на татарском языке общим тиражом около миллиона экземпляров.
2. «Урал» - первая социал-демократическая газета, издававшаяся с 4 января по 27 апреля 1907 года в Оренбурге на татарском языке при поддержке Уральского и Уфимского комитетов РСДРП. Выходила 2-3 раза в неделю (всего вышел 31 номер). Издатель - Т. Соловьев; редактор - Х. Ямашев.
3. «Вакыт» (Время) - общественно-политическая газета, издававшаяся в Оренбурге на татарском языке 2-3 раза в неделю с февраля 1906 по январь 1918 года (с 1913 - ежедневно). Всего вышло 2309 номеров. Приложением к газете был журнал «Шура» (Совет). Издатели - братья Рамиевы, главный редактор - Ф. Карими.
4. Типография «Шарк» (Восточная печать) располагалась в Уфе по адресу Александровская улица (ныне -Карла Маркса), дом 13, одним из корректоров в типографии работал Мажит Гафури. (Несколько лет назад после пожара здание было снесено.)
5. Вот как читается текст этого айата в переводе И.Ю. Крачковского, крупнейшего отечественного арабиста: «Среди людей есть и тот, кто покупает забавную историю, чтобы сбить с пути Аллаха без всякого знания, и обращает это в забаву». Многие комментаторы Корана предполагают, что «лахуа-хадаси» ( забавная история) - это и есть музыка, поскольку на арабском языке «лахуу» ( в именительном падеже) употребляется в значениях «развлечение» или «забава». Отсюда: «алату-л-лахуу» ( музыкальные инструменты).
6. В качестве примеров обычно приводят следующие высказывания Пророка: «Произойдут в конце света землетрясения, падение комет с неба и превращение людей в свиней и обезьян, когда появится музыка, певцы и вино»; «Появятся в моей общине люди, которые позволят прелюбодеяние, шелк, спиртное и музыку». Таким образом, широкое распространение музыки трактуется в этих хадисах как один из признаков конца света. Упоминание в данном ряду шелка также понятно: ислам запрещает мужчинам ношение шелковых одежд, как, впрочем, и золота, поскольку это, по мнению богословов, приводит к вырождению мужского пола и, в конечном счете, к концу света.
7. Габаши, Хасан Гата (1863-1936), татарский общественный и религиозный деятель. Трижды избирался членом Оренбургского магометанского духовного собрания (открылось в 1792 году в Уфе; в 1796-1802 годах находилось в Оренбурге, а затем снова в Уфе) и исполнял обязанности казыя (судьи). Автор фундаментального труда «Подробная история тюркских народов» (1909). Был активным защитником музыкального искусства у татар. Свои доводы обосновывал, обращаясь к фикху( правилам поведения мусульманина) и его категориям: халал - разрешение, и ха-рам - запрещение. Считал музыку и исполнение песен допустимыми в исламе, относя их к категории мубах - разновидности разрешенного, не являющегося ни обязательным к исполнению (фард), ни желательным (макрух). Своим детям - дочери Рукии и сыну Султану, будущему композитору, одному из создателей профессионального татарского музыкального искусства, - с детства привил любовь к музыке.
8. У Марджани нет специальных работ, касающихся музыки: его взгляды на музыку содержатся в других работах, а также в воспоминаниях об учителе его учеников и современников, опубликованных в сборнике «Марджани» (Казань. Магариф.1915), посвященном 100-летнему юбилею выдающегося татарского богослова и историка, переизданном в 1968 году в Казани на кириллице. Взгляды на музыку Ризы Фахретдина содержатся в его «Комментариях на сборники изречений Пророка», опубликованных в 1916 году и переизданных в 1995 году в Казани на кириллице. Рукописная статья о музыке Хасана Гата Габаши хранится в Отделе редких рукописей Библиотеки имени Н.И. Лобачевского в Казанском университете [9, 20-21].
9. «Мектеб» (Школа) - педагогический журнал, издававшийся в Казани на татарском языке с февраля 1913 по октябрь 1914 года два раза в месяц. Издатель и редактор - Ш. Ахмеров.
10. Речь идет о К.Б. Тевкелеве (1850-?), в 1894-1902 и 1906-1911 годах - гласном Белебеевского, одновременно в 1905-1910 и 1914-1917 годах -Уфимского губернского земского собрания, депутате Государственной ду-мы(1906-1907) от Уфимской губернии.
11. Речь идет об Ибр. Ахтямове (1880-1931), сыне депутата 1-й Государственной думы (1906) от Уфимской губернии Аб. Аб. Ахтямова (1843-1920). Учился на юридическом факультете Казанского университета, с которого за революционную деятельность был отчислен в 1901 году; в 1903-1906 годах подвергался арестам и ссылкам. Приблизительно в 1910 году - присяжный поверенный Уфимского окружного суда. Весной 1917 года - председатель Комитета Уфимской объединенной организации РСДРП, затем - меньшевик, участник Уфимского Государственного совещания (сентябрь1919 года); с 1922 - в Центральном союзе потребительских обществ( Москва).
12. Мензелинский уезд, в состав которого входили северо-западная часть Уфимской провинции и восточная часть Казанской провинции одноименной губернии, был образован в 1781 году в составе Уфимского наместничества. С 1796 года находился в составе Оренбургской, а с 1865 года - Уфимской губернии. Был упразднен в 1920 году; на его территории был образован Мензелинский кантон татарской АССР.
13. «Ялт-Йорт» (Сверкание). Сатирический и юмористический журнал, издававшийся в Казани с января 1910 по июнь 1918 года на татарском языке два раза в месяц. Всего вышло 123 номера. Редактор - А. Урманчеев. В журнале часто печатались Габдулла Тукай, Фатих Амирхан, Галиаскар Камал, Фатих Сайфи-Казанлы.
14. «Сугыш сафы» (Боевые ряды) - газета Мусульманского солдатского комитета Северного фронта. Издавалась на татарском языке с ноября 1917 по февраль 1918 года в Пскове, редактор - Хади Кильдибеков.
15. «Чулпан»(Утренняя звезда) - общественно-политическая и литературная газета; орган Комиссариата по делам мусульман Внутренней России. Издавалась с января 1918 по январь 1919 года на татарском языке в Петрограде (вышло 11 номеров), а затем в Москве (вышло 33 номера). Редактор - Г. Ибрагимов, затем - Г. Максудов и Х. Кильдибеков. В газете печатались М. Вахитов, Ш. Манатов, Ф. Сайфи-Казанлы и другие. В январе 1919 года была объединена с газетой «Эшче»(Рабочий).
Литература
1. Кильдибек Хади (1881-1949) // Татарский энциклопедический словарь / гл. ред. М.Х. Хасанов. - Казань :Ин-т Татар.энц., 1999. - С. 274.
2. Кильдибеков, М.Н.(1881-1949) // Татарская энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М.Х. Хасанов. - Казань : Ин-т Татар.энц., 2006. - Т.З. - С. 290.
3. Кильдибеков Мухамметхади Нурмухамметович (1881-1949) // Борцы за счастье народное : сб. очерков [Текст] / сост. Е.С. Елизарова, А.И. Лебедева, Г.К. Касимов и др. -Казань : Татар. кн. изд.,1983.- Кн.2. - С. 181-185.
4. Амирханов, Р.Х. Родословная Кильдибековых // Татарские мурзы и дворяне : история и современность. Меджлис татарских мурз Республики Татарстан. - Казань : Ин-т истории АН РТ, 2012. - С.143-146.
5. Сайфуллина, Г. Проблема «Ислам и музыка» в истории татарской общественной мысли // Идель.1996. №1112. - С. 52-55.
6. Сайфуллина, Г. «Музыка вэ ислам» Х. Кильдебаки в истории татарской общественной мысли // Языки, духовная культура и история тюрков ; традиции и современность. - М., 1997. - Т.2. - С. 192-194.
7. Ергин, Ю.В. Уфимское медресе «Усмания» : к 125-летию со дня открытия // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. №5(42). - С. 128-144.
8. Кильдебэки. Музыка вэ ислам. - Уфа : Восточная печать, 1909 (татар.яз).
9. Сайфуллина, Г.Р. Татарские богословы о дозволенности музыки в исламе // Pax Jslamica. 2011. №1(б). - С.16-29.
10. Отчет Уфимской губернской земской управы ХХХVII очередному Уфимскому губернскому земскому собранию по отделу народного образования за 1911 год. - Уфа : Эл. тип. Т-ва «Печать», 1911. - С.1-43.
11. Отчет Уфимской губернской земской управы ХХХVШ очередному Уфимскому губернскому земскому собранию по отделу народного образования за 1912 год. - Уфа : Изд-во Уфим. Губ. Собр.,1912. - С. 29-32.
12. Обухов, М.И. Мектебы Уфимской губернии. Статистический очерк татарских и башкирских низших школ (мектебов) Уфимской губернии по данным исследования Уфимской губернской земской управы. 1912-1913 годы. -Уфа : изд. Уфим.губ.земск.упр.1915. - 114 с.
13. Обухов, М.И.(1871-1943). Мектебы Уфимской губернии. Народное образование в Уфимской губернии в 1917 году [Текст] // Обухов М.И. : сост. С.В. Вахитов, Ю.В. Ергин [пред.и послесл.Ю.В. Ергина]. - Уфа : Вагант, 2006 (Библ. «Педагогического журнала Башкортостана). - 136с.
14. Магометанские школы(мектебы и медресе) в Мензенлинском уезде Уфимской губернии. Собрал и составил по поручению МензелинскогоXXXVШ очередного Земского собрания заведующий хозяйственной частью магометанских школ Мензелинского уезда Г.Н. Кильдибяков. - Мензелинск : Тип.Насл.бр. Губановых, 1913. - 80с.
15. Сборник постановлений Мензелинского уездного земского собрания XXXVIII очередной сессии с 30 октября по 12 ноября 1912 года и доклады Мензелинской уездной земской управы с приложениями. - Мензелинск : Тип.Насл.бр.Губановых. 1913. СС.54-57, 586-605.
16. ЦАОО РБ. Фонд 122. Оп.34, дело 432,л.л.1-10.
17. ЦИА РБ. Фонд Р-933.Оп 1., дело 75, л.2.
18. Ергин, Ю.В., Ефимов, Д.А. ХидиатСагадиев - последний нарком просвещения Малой Башкирии // Педагогический журнал Башкортостана. 2012.№5(42). - С.128-144.
19. ЦИА РБ .Фонд Р-798. Оп.1, дело 455, л.26.
Х. Кильдибеков
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗА1ШСКА
кг списка ма^игтвдсЬииъ аиоЬг- кектйе а ыедрассе- Кенгед^нскагэ
Уфяыскс^: гуйерн1и,
I
ЯЕКНБЪ И МЕТРЕССЕ-
Что шпиак мектсОъ и что такое .игдргж?
толыю р\хси1<*, многие и пат. мусудьыннь и дчжс нГноторив му.-цы. ашИуК.итюшие щгЬренныяи и»п, училищами, Ш' мог>ть точно ииреЦ'Ьлить, что тонов мсктебъ и медресе«'. Вы ил Ю п. та«1е ел V чип, что аЛиЪдукише ими янтрудпиытся начинать спою школу „иентебт^оы-н «ли „исдросе^. Чт»йы луч-си» радаОратиен ш. стпч-иети чвекн«» евЪд Гтяхь о ыусулышн-скихь шнплап., нужно екааптъ н^ско-чько сл.ли- ■> ннамни ¡л
_Мокте<И." и „»адрссос"—елоил арийски. '>Г,л оэиачак.п. одно 11 тоже: обу-тия", чы*с*о 1фсподштн1я\
30 наряди. учобния дшюдсщи мусульман I, :г.ч-
иуш«хъ нъ Госепт но ии-кп, няанисИм „иснтеО*-; '-с* они. IV!. А р а и!и, икс и опал не ь . н<-Др^'ссс " (В ь А ра щи с-г. \"П- г< > и1нв1-ни Г. Х„ до мистокёцдго нримгми никакое учебное яянеасню «к.-каямполись а ис1% они, ник!» инягшн, таш. ч вме-
няя. виаыыалнсь и ннаииаются ^иедресср11 *)-
Школ и росЫйснняъ мусульман I. получили и из но «и я гы<-к-тсбо" «-г. НО-л. годыXI. ирйшлаго сшЫи, когда «. пихт, стало при и Снятие и ноиоиетоднА? ойученк, та*ч. оп;ш пленом „1суль-Джидиле" или „ У су ль-Сиу Ч яКрпткян нстпрЫ вв'дичя но**-мстидн т. мусульманскижт* шииляхъ ппмЪирт"» щ. доклад* Мгн-
•1 Пс11«С> I Че|'"М» (въ. ТП'П-"»^™-»»»***»'1'*1* 4tmH.ni,
И61 •■• I ,,шн .»нтИс
- 71
ЧО HI lie noli ¡Земской У..раны XXX VI11-му Очередному Собран^ ¡do 1 f на- О нлан'Ь нбсл1.дш«анш мусульманских!, школь Мен-
^ 1тчяяЬ|Ш11 --4 отд.) и среди ¡я (3 -4 отч iiiiiше начальных-!.) школы мусульман г. Pocci и нъ боль--nit, паяммаются ^мектеба-мп. а иыгао начальных-!, п срод-3 — 4 итд.) —»медроесе*. Бынпотъ, что при мсдрессе
(тоже
таковыя называются „моктеие и мед-н
школы мусульманъ Меиаслинскаго
lllllllt
нихь
пмт.о ¡ся чектебе; —тогда ре с re-. Thi:имь образом!. _ .
\-Ьзда раздал я юте и на три и и да: 1) „Мектебь; 2) „медрсссе" и 3) гмектобь н медресес*.
Такое раад-Ьлешс магометанских!, школъ въ поел-Ьдше годы it мною принято ио umiManio при составлен! и списка мектебовъ п медресе с уЬзда. 2-й нидь школы инъ 3-х-ь видовъ, т. (и исключительно „медрессе" въ Ыензелинскомъ уЪзд-fe не встр-feчается, n} поэтому въ concicfc указаны только два вида: „мектебъ" отдельно н „мектебь и медрессс" вм-fccrfc (*).
II
Что такгс старые, новые в емтианные методы, употребляемые въ мектебахъ и медрессс?
1
СТАРЫЙ М £ Т 0 £ Ъ-
Старый метод ь въ мектебахъ—букво-слагательный, нрп чеыъ буки и у потребляются арабсюи. Особой программы въ мек-теб-Ь не существу вгь, но веад-Ь оринято пройти несколько извести ыхъ книгъ, сочи вен пыхъ 1—2 столбя тому назадъ.
Въ 1-й годъ обучен 1я употребляется „Аябува", съ прило-жев1«мъ къ ней отрывковь ивъ религ!оаныхъ пранилъ, подъ яааващеыъ „Иманъ-Шарты" (услов!е вЪрованш). Авторъ ея
еизн-Ьгтеиъ, но суда по княгЬ можно сказать, что овъ ае ое-дагогъ. '
„ы 21аУче"1е Букваря начинаотся азбукой: „элефъ, би. ти.
ПЛ\, " д' (Значитп.: в, б, т, сГ в, х). Оосл-6 азбуки
¿и У4игъ слова- составлеаныя арабскими древви-
Ь^меинГ^ МИ ЦЛЯ Ус"овн'я таблицы умножен!*. Наш» сов-
^^ зач-Ьмъ-го, считаюсь нхъ 010ВШШ
"«»V 1к ** ,,м" »«Р»««» *«от* в«> «4иЫм||| ■•>-
■'»шипи <1 ...г,«",' *" «"Р». И •|М)||| и,««, аиг, д.ть мЦМ! ■»-
— (,) —
;>тп слона есть: „Эбледч., Гаинезь, Хутты, Килемень" и пр У матоматнкоиъ буква J)u вь слоиЬ ^)б;»д.ь означала цифру* 1. 0 — 2. .ч—З, д—4 и т. д., вместо 2 V2 . .4, он» научали б —б=д' 2X3 г,-г>—а -.п. 2 4 S -б- д -х и т. д.
Мат-Ьмъ peúcuoivi» съ помощью учителя читиеть н заучн-иаетч. иан-Ьстныя настанлсжя вЬроучсши, нкннсанныи на арабском!. яаык-Ь н приложенный in. Б у к парю {2 стр. мал. фарм.). Наставлен i я начинаются слонами: „Калиматунь таибатунъ л а нлаа —илла Алла, Мухаммед-i. расулулла-, т. е.: „Снятии слот» есть: Во п. единч., Магомегь Его пророю.". ¡)ти слоиа они учат г. слогами; напри м*Ьръ, ело но „Калим ату нч.- читают--такч.: „Кабсун—ка, лам—асы л и—кала, ыимсунма--калима, тиги-кутур-чунь_ калиматунь"; слово „Таибатунь": „Тысун—та, я —ташта-сунти--тан, бнсуи— ба -ганба, т и г и — нутуртунь—таибатунь" и т. д.
Beel. I-ii годъ занимаются этой книги».
На 2-мъ году употребляется книга _Лфт(ят.и. Слово „Аф-т}якъи — персидское, означаетъ „одна седьмая частьu корана. Книга написана на арабскомъ лзии'Ь.
На 3-мч> году употребляется тоже „Афтшкъ", но чтеще теперь ведется не по слогамъ. В-ь этомт. году д-Ьтяыт. даютъ одну. дв-b малеяьюя книги изт. 3-хъ, 4-хъ пмч. известных ь, написан ни хъ на трудяомъ татарскомъ язик-fc: „Бедвямч.-. „Ахиръ-Заманъ", гЯрумч.-Алмаа и „Киспкъ-Башъ".Содержание 1-<>н пяь нихъ близко къ нравоучен:ю, 2-я показывает?», что конецч, мфн очень блияокъ, 3-я изъ нихч. разсказиваетъ историю одного святого человека, сч.евшаго половину чужого яблока безъ разрешен ¡я владельца, 4-я рааказываегь борьбу и героиямъ отрезанной головы одного святого чало века. Эти книги они читаюсь не самостоятельно, а выучивають отъ часта го повторе-Н1Я прочитаемаго учителя.
На 4-мъ году детей обучаютъ I-ii полонине Корана.
На 5-мъ году 2-й ноловивЪ Корана и 2 арабская книги „Шурутъ-Сала" (уело ni я намаза—пяти врем, молит вы \ и „Тагал-лемъ-Салаи (ученее кч. намазу).
На б-мъ, 7-мъ году (очень редко вч. 5-мъ году) начинагстъ отимолопю арабскаго языка л о книге. написанной на персидском ь языке нодч. назвашемт. „Биданъ", Рас пространств этой персидской книги среди мусульман!. Poccin обч.ясняетси тЬмъ, ччо прежшо муллы иолуча-ч» образовашя иъ Бухаре, ХивЬ и in. другихъ изнЬстныхь городахъ Туркестана и названную книгу перевезли вч. Росс!ю. Употреблен!е этой книги тамч., нъ Туркестане, конечно, ecTOCTiwHHO, ч-акъ какч., литературный лаыкь у пихч. нсрсидск1и, nptподававie вч. учебиихъ ааведеншхч. ве-
- 70 —
,,ТСИ тоже на персидском-!, язык*. но у нас. вреиоданаше по названной книг» продетая.вс-гъ и,г. себя очень странное янле-"¡с такь кагп. д*ти татаръ до научен,,, огон книги не знаютъ
ми очного слона по—персидски.
Н . В мл 9-М1. году учится синтаксисъ арабскаго языка г.о
гнигамъ' нап'нсаннымъ" на арабском!. язык*. Нося* этого научаются болмп¡я арабск1и книг» религюянаго содержат« и въ эти -оды ученики сами начинают учить д-Ьтеи._
Вт' шко.тЬ со старымт. методом*!, ыреподанамя, нанимаются с!« каждым!, учеником-!, отдельно или группами: партъ, классных-!. досокъ 11 других!, учебныхь принадлежностей въ школ-Ь не имеется. Письму ученики начннають учиться чрезъ 5-6 л. сами. Только чрезъ 12--15 л-Ьтъ они пишутъ на родномъ язык*. и то с-!, очень многими ошибками. Пр1ем-ь учениковъ числами а месяцами не определяется; каждый имКст-ь право поступать нъ школу, когда онъ хочетъ; приемные и выпускные в взамен и не производятся; возрастъ во внимание но принимается. Н-Ькоторые изъ прошедших!, курсъ медрессе остаются на несколько д-Ьть при школЬ. учатъ дЪтей; называются они тогда «Xальфа»ми. Посл-ь нескольких-!. л-Ьт-1. службы въ niK0.it «Xальфы» выбираются гд-Ъ либо муллами.
НОВЫЙ МЕТОД ъ.
Ноно-методнымъ преиодавашемъ въ мектебе и медрессе называется обыкновенный звуковой метод-!., который введенъ ¡п. настоящее время въ русской школФ».
Вуквъ въ татарскимъ язык Ь 26 н кром-Ь нихъ 7 арабски х ь, ваятыхъ для изучения нЬсколькихъ арабекпхъ слов-!., вошедших!. в* татарский яаыкъ (Арабекпхъ с.чонъ, ношедшихъ въ татарещй яаыкъ насчитается нЬ с коль ко тысячъ). Мнопя арабская согласный буквы но читаются посредством-!, гласиых-ь, а правильность ихъ чтев!я узнается лишь на практик^, по этому □ервиначальное обучен к* грамогЬ у татаръ гораздо труднее ч-Ьмъ у русских*ь ('*). Посредетвомъ жо новаго метода, д-Ьти чреаь I — 2 м-Ьсаца начинаю!!, читать отлично логкйя статьи и раасказы, написанный на чисто-татарскомъ иаык-Ь. В!, атомъ году ребенка учить ариометшгЬ (4 дЬет. до 100) и одной
) Л|»6е«|* А«». аиигмЫа >1 тяттрЬсШ пап до м» «чр» и« .»|«*|1«ЛВС1, «о
р*ФПГ><а'><'Г<< ■ в»1ДГоч «тсг<«.а>|->. ^псои. «1. *ра«| ирист [«ач «V ич«ш»и)»>
«*•»«« I"» Йуааъ и Дли огигс. ОНО 1>|><| 1Г>к>и ни.и» шрифты II
тш* ар.фт.и» .»и«,„т,л, И*,»,,,,,, брпююр». |)Ъ лЬт «елгжааает» аиа*.
.,,'1!4' »"'И'«* 0|>е|>Ьц>г», Ш , ВШИ «С«! Л дкигв.и —Тии.Л|.»ф1Л Хае» тип
»% Кала. и СН1Ь И. ц, Х«|||цищ.«1. *
ЦП
1111.1
— 77 —
кипгЬ, написанной пат д-Ьтскаго лира. Кроме того по веро-ученпо пачпнаюп, читать Коранъ и пыучинаютъ несколько дог-
магонь нКры.
Школы мусульман ь сь новым? методом?. преподавай!« им 1нот*ь Общераспространенную программу. Программа 4 годи чнаго курса начальнаго мектеба следующая:
Родной iini.ii; I., арнометика, (р-Ьщеше задач?, на нее 4 арио-ме-гичссшы дЬйепнн на любую »еличину падь простыми числами). с четь, и ер но начальный сиЬдГ.нш о г ео графит, крат к] Й курсъ священной исторш, истор|я ислама, элементарш.ш сае-дЬшя по прнродо 1(ЬденIю и пшене и письмо на родномъ языке безошибочно и красиво. По вероучонт: правильно читать Коранъ и парЬ чет я пророка, анать несколько цогматовъ ие-ры, исполнение обрядовъ роли пи и несколько пещи.
Программа 2-го класса (3—4 годич. курсъ. выше начальна го) следующая:
Родной яаык-ь (этнмолопя и синтаксис ь), священная история. нстор!я ислама, истор ¡я Россш, фи ига (мусульманское право-■гЬдсше), арабе 1ПГ| языкъ (этимолопя п синтаксист.), ирпомети-кп (до алгебры), го о граф ¡я (полный курсч» исЬхъ 5-ти частей света), геомотрш и гигиена. По вЬроучешю: Коранъ (устный переводъ Корана съ арабскаго языка на татарскш) и нарече-1ПЯ нророка (паь арабскихъ книгъ).
Въ медрессе, сь новимъ методомъ, преподанате ведется но следующей программе:
Родной яаыкь (сочпнен!е и современная литература), фнкга (обширный курсъ изъ арабекихъ книгъ), арабе «¡й наыкъ (ре-торика, теор!я словесности, наложение псочинешона арабском-!. яаыке)( всеобщая история, природонедеше, педагогика (методика и дидактика), естественная история, логина, начальный сведший по алгебрЬ, физике, космограф!н и хпмш. По вероучению: Коранъ, тефсиръ (толковоше Корана), хадисъ (изречен!я пророка), проповедь и пеще.
Во всЬхъ трохъ классахъ, кроме означенныхъ предметов*, по иозможностн учать русскому языку, рпсованш и кроме того ыольчиковъ—сельскому хозяйству, а дЬиочекъ—рукоделию.
Въ моктебахт, съ новымъ методомъ преподаваши, ученики разделяются на отделен!я, учащ1о преподают?. по предметам!., по некоторые и по отделещямъ; въ школЬ имеются парты, классный доски, карты и друпя учебны я принадлежности. Благодаря тому, что почти все мектебо Мензелннскаго уеада нуждаются ит. средствах-!., иомЬщсиш для них?. очень малы и тесны и они не могуть поэтому вместить всехъ желающихъ учнт-
- 7 и -
гя Чтобы не отказывать учениками изъ-за тЬсиоты въ большинства мектебовъ поставлены скамейки и ученики принуждены сидЬть на иол), держа книги и письменны« принадлежности на скамейках-i..
Зашшя н1> ново-мотодныхъ моктебахъ начинаются съ L —И»
октября до 1 -15 аПр-Ьля и производится каждый День, крнм1> пятницы, съ 8 часоаъ утра до 3 часов!, дня съ l*,i —часовым!. ирерывомь для отдыха. Ученики нъ мектсбахъ не Ьдять и не пачуют-ь, но при медрессс устраиваются общежития. Il-i, средин* зимы учеников-!, отпускают!, на каникулы, который продолжаются 2—3 пед-Ьли.
/Учащими назначаются молодые люди, получишше образование в-1. средних!, ново-методныхъ мектебахъ или вь'медрессе. сч, новымъ методом!, преподавай!я, при чемг. они пмЬютъ спи. ^ д-Ьтельстяа объ окопчэши курса. Кром-U того мнопо изъ уча-I ших-ь, выдержавъ экааменъ, назваше « Му галлIIма» Мучителя) и ( чМударрисац (отъ слова медрессе — ппреиоданательи), пм-Ьюп свид-Ьтельстна ияъ Оренбургскаго Магом стаи ска го Духовнаго Собрания (Оренбургск1Й Окружный Муф'Плтъ въ г. Уф*) о яна-нт Мусульмане каго образован i я и рели Ни. Большая часть втихъ учащихъ мугчллимовъ учат-ь д-Ьтеи с*ь жалиимъ воз-награждещемъ или даже совершенно безъ вознагражден tu.
СМ-ВЩАНЙЫЙ МЕТОДЪ-
Методъ въ моктебахъ, называемый мною см-Ьшаннымк, не предстанляет-ь собою особый видъ про пода ваши, а лишь заключается въ -гомъ, что им-Ьетъ н-ь себ* „см-Ьсь" изъ старыхъ и новых'), книп,, программ!» и преподаваний. Ото," обыкновенно, встречается въ моктебахъ тогда, когда они переходят!, шъ новый методъ.
ЫоЙтаСо и иолр*ссв вт> МопэмявС1Со«11 у»эл*
ПРИЛОЖВН1Е К Ь СПИСКУ
"Мтоги ло Ьолостаж-ъ
Вол GCÎ К is 1 ï i ! 1 \ : 1 - : Ii « ! i! " t t, í{ ! i 1 i ! as 1 и Z. : è II ft! 1 в i 5 С i i • Î i " : 1 i; i ; ;
1 ; ! i i i ! ¿ ¿ ? 1 i ! г ! 5 i í f Ii з: S к s 3 ft aï il • о l" is s * It JS ; 1 ! j : ï i! s * j Iii ■ ; ;
Аткмюгкек»* ! ■ 4"И 4<»¡ |7_ i 7 Sfiop ЗЗОр з' 1 ¡A' с 3 mfl
Aji-m* - ICiji« ы* i и pi i* кяя II 7&H •il. 34 410- 37u 1 ,J г Ih 11 ï. iifi no
A и.штъы; лдингсы ЗЭ| i H U" fiOTj 34 Aft Г,ЛЯ- \ 2¡ л IK, ifi 'i i 7 il 1 4'lfi
Л b'UKKf и^яяя 7 4 — ™¡ ' i - ЙНО a I-. |!l 1 fi'.HÍ,
AftHiriiiriiU 4 ■■ .«I íi.V ï If 13«. 340- л 1 i 40 .■m
A mmim *»n 17 1 ilIK'J ■M H 3£ mio-' 1 i 4 ■ri ib 13 3 rus
ÜftJll <il-rt »*JI r» 4 s IOf«i H rtfij :j Д ■w.v №№ A 11 <1 lîl ■¿oofl lur.b
и™......... (> 1 г 1 tKH 34 b ifi! 30 ЛАО- .3 IJj ■1 " í 1
i, • - ÄO ■ 1 fii i i 1 -
h^K у Ii.i Hi. hik-KJUI 13 1307 му 13 M**- л; 6i A fl i
.tlMimiM - - « 40 я! . 13b- 300. -, i - ? - ¡
HlWttlllirtlM l3 » • Lio' ЛН; ь ■it l3f>. AM». д 11 >0 to f
К т.Цц^гпг КПП » ] - ^ 1 i 30. 1 3)0- 111 t.v Ь V'J lU lit • 1; 103 s
л ■ • 2*4 * I •.i 1 îo. 310- - 4 ■ bl 4. " i ;
MrilJU'jnillfKbll . ■ - 4« M .4« H * If» H0&- 4ЯО- С 'i í 1 4 4j i
M ИП1»Г|'Ч »' JII И Ш' «м 1 - 1 да' s. Ï 4 4WJ- 3 "l 1 3 i
Мом-Сшиткяи л ... lOJ I t. i - f.n. 1 - 3 2 ■i -
6 i 1 ц 1 1 13 wv 1 71 4 4. i !
f lypICfPlLU . ! IH i „ J 1 Itfií ase 18 M J 3fif.- I340- * 1 w' Jfi 13 3 243 i-ii»
Оста то »о ни . i u 1 - Ь64 1l7¡ IH 4 1 20 J 20- r,oo » 3 14 'J s 1И1 У4С
Поиккш Ift - Вйв no' 1» 1Д' »ttO- eoo. я ь 4 i IV. l-J 1,1 U;»0 Tang
C«iHÍuCT|4i*rikri H Л - M 4 - i •КЗ* -1 - j r.'.'ó- to' ir.' 30 7 III 1-415» f.NJIi
Ст1рт*К»пнр| lu 13 3 9 1 tro? 34. ■ s 43 i I7H- n.in. i i ! 1 141 fi7l
Í]T«|W-MMU№KU 4 - 213 л! X 1 70» - 1 i 1 4 4 - : -
С) \l*]M"St"fc»ü 6 - 5 - 4fift ins ■ i II». (Wl. 1 lo "i ь h - Г
fi — - bilí - ; Ijr llj 1Mb- •iot». ! 1 fi 1 J fi a" II« i
Тоятиггут «ам •J • 6411 - • 33 ""i 7¡ ÍS0- fi 3 10 - Я •'i 1137 Í..MO
H JUKI}» км t ■ bob ЗЗЬ IR il 1 1 •> HOU- l' t 1 7 30 j 1 4 13 г i hV IM-N
I ■гь: 5 „ 1 1Ä93 6'fi rü»' I i 4Ьл! aaaip; 13720p MO 230 ЬЗ J" 17Г » i 304 1Î7; ЯДй!