Азаматова Гульназ Булатовна
ИНТЕГРАЦИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ ШКОЛ В СИСТЕМУ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКИХ ГУБЕРНИИ, 1907-1917 ГГ.)
В статье раскрываются проблемы модернизации начального образования среди российских мусульман. Показана взаимосвязь процессов реформирования традиционных школ и общественно-политических процессов в стране после Первой русской революции. В результате освещения деятельности земских учреждений была выявлена роль органов местного самоуправления и элементов гражданского общества в формировании парадигмы культурной интеграции народов России в единую гражданскую общность страны. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-373.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 3. C. 21-23. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 28(09):94(470.5) Исторические науки и археология
В статье раскрываются проблемы модернизации начального образования среди российских мусульман. Показана взаимосвязь процессов реформирования традиционных школ и общественно-политических процессов в стране после Первой русской революции. В результате освещения деятельности земских учреждений была выявлена роль органов местного самоуправления и элементов гражданского общества в формировании парадигмы культурной интеграции народов России в единую гражданскую общность страны.
Ключевые слова и фразы: Уральские губернии; всеобщее школьное обучение; земство; мектебы; мусульманское духовенство.
Азаматова Гульназ Булатовна, к.и.н.
Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук gulnaz. azamatova@yandex. ги
ИНТЕГРАЦИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ ШКОЛ В СИСТЕМУ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКИХ ГУБЕРНИЙ, 1907-1917 ГГ.)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Башкортостан в рамках научного проекта № 15-11-02022 «Мусульманские школы Внутренней России: очаги традиционализма и проводники интеграции башкир и татар в имперское пространство (XVIII- началоХХ в.)».
Модернизация конфессиональной системы образования являлась одной из ключевых составляющих процесса мусульманской реформации в Урало-Поволжье, известной под движением джадидизма. В ее изучение внесли вклад многие ученые [13; 24; 25]. В данной статье рассматривается хронологический период, завершающий существование традиционных школ мусульман - мектебов (школы начального уровня) и медресе (школы среднего и высшего уровня), на смену которым пришли государственные школы национального типа. Важно проследить формирование парадигмы интеграции российских мусульман в культурно-образовательное пространство страны под влиянием различных элементов гражданского общества - органов местного самоуправления, национальной интеллигенции и мусульманских приходов с их духовенством. Недостаточно освещена в историографии, на наш взгляд, взаимосвязь школ предреволюционного и революционного времени.
В процессе интеграции традиционных школ в публично-правовое пространство образовательной системы выделим несколько этапов. Началом послужил общественный подъем периода Первой русской революции и объявление Манифестом 17 октября 1905 г. свободы совести и вероисповедания. Поток ходатайств от имени сельских обществ в земские управы Урало-Поволжья отражал своеобразную легитимацию мекте-бов и медресе на уровне местного самоуправления. В разных губерниях почти синхронно оформилось новое направление земских расходов - пособия мусульманским школам.
В результате впервые сформировались связи между уездными земскими управами и мусульманскими приходами. Несмотря на символичность денежных пособий, они оживили многие мектебы. Из письма пожилой вдовы муллы д. Сафар Мензелинского уезда, которая от безысходности написала письмо муфтию М. Султанову, известно, что иногда достаточно было 30-40 рублей [21, с. 126-127]. Суммы зависели от усмотрения гласных собрания и дальнейшего одобрения смет губернской администрацией. Например, Осинское земство выделяло на каждого учащегося или шакирда по 26-27 коп. в год, Стерлитамакское и Бугурусланское - по 50 коп. [9, с. 225]. Позднее школьный статистик Уфимской губернской земской управы М. И. Обухов пришел к выводу о влиянии поощрительной политики Мензелинского и Бирского земств на рост числа учащихся мектебов [18, с. 25].
Следующий важный период был связан с принятием в 1908 г. закона «Об отпуске 6,9 млн руб. на нужды народного образования» и началом подготовки проектов всеобщего начального обучения. Одна из первых «школьных сетей» (план поэтапного открытия училищ в селениях) с учетом мусульманского населения была спроектирована еще в 1899 г. Екатеринбургской земской управой Пермской губернии. В Уфимской губернии первыми аналогичные проекты выполнили Бирская и Златоустовская управы, к 1914 г. их подготовили все остальные уездные земства. Циркуляр Министерства народного просвещения «О выработке проектов всеобщего обучения инородцев на общих с русскими основаниях» вышел 22 мая 1914 г. [10, с. 139].
Сроки реализации проектов среди мусульманского населения были рассчитаны на десятилетия. По данным школьной статистики Уфимской губернии, в 1911-1912 учебном году численность башкир и татар в министерских училищах составляла около 9 тыс. чел., в то же время численность учеников в мектебах и медресе превышала 90 тыс. детей [18, с. 25; 26, с. 116]. Число начальных училищ Министерства народного просвещения для мусульман Уфимской губернии к 1911 г. равнялось 173, к 1916 г. - 321 [16, д. 564, л. 46-72; 19, с. 2].
В Челябинском уезде Оренбургской губернии, где численность башкирских мальчиков составляла 3054 чел., в 1914 г. только 257 учеников (8% школьников) учились в 10 существующих русско-башкирских училищах, за порогом государственной школы оставалось 2797 мальчиков, или 92%. С учетом девочек уездное земство проектировало открытие 101 училища, определенные сроки не обозначались [11, с. 11].
Открытым оставался вопрос о подготовке учительских кадров. Инспектор народных училищ Златоустов-ского уезда выразил сомнение в возможности введения сети русско-башкирских школ при отсутствии подготовленных педагогов, от которых зависел успех «малоиспытанного дела». По предложению учебного
22
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
ведомства уездная земская управа планировала устройство педагогических курсов с земскими стипендиями при городском училище г. Златоуста и прогимназии в с. Месягутово [4, д. 599а, л. 411; 22, с. 755-757]. Стер-литамакское, Бирское и Белбеевское земства увеличили число земских стипендий в Казанской татарской учительской школе. Существенной проблемой было хозяйственное обеспечение школ из местных бюджетов, пребывающих в постоянном дефиците.
В этих условиях земские управы обратились к опыту примечетских школ. Многие земства провели сплошные обследования мектебов и медресе. Уфимская губернская управа собрала сведения от 1579 школ, в то время как по данным Духовного управления мусульман в губернии насчитывалось 2144 мусульманских прихода [18, с. 3]. В Осинском уезде Пермской губернии экспедиционное обследование охватило 97 мектебов и медресе в 62 селениях. Не вошли в обследование, по нашим подсчетам, 24 деревни с мусульманскими приходами, было изучено приблизительно не менее 72% традиционных школ [1]. В Оренбургской губернии в 1915 г. земское анкетирование затронуло 367 мектебов из официально зарегистрированных 450, или 82%, упоминались еще 354 женские школы [14].
Исследования выявили большинство так называемых новометодных школ - со звуковым методом обучения чтению и преподаванием светских предметов. Земства начали поддерживать их в качестве начальных школ. Среди условий получения земских пособий были: преподавание общеобразовательных предметов, русского языка (Осинский, Верхнеуральский, Челябинский уезды), наличие программ и определённых учебных пособий, условие использования звукового способа обучения грамоте (Мензелинское, Бирское, Оренбургское, Екатеринбургское, Пермское земства). Это ускоряло реформирование мусульманских школ, распространяло в них стандарты государственной школы.
Планы всеобщего обучения активизировали школьное движение среди мусульман, вызвали проведение съездов, собраний, разного рода общественных обсуждений. На страницах повременной печати развернулась публичная дискуссия на тему «мектеб или школа?» [6, с. 15]. Оппоненты отражали разные подходы к проблеме реформирования образования. Защитники мектебов были представлены главным образом национальным дворянством и буржуазным духовенством. Их представителей можно отнести к либеральному лагерю, согласно делению, предложенному исследователями джадидского движения [23, с. 283]. Они выступали за реформы в рамках традиционной системы обучения ради охранения национально-религиозной идентичности. В Государственной Думе через мусульманскую фракцию интеллектуалы из их рядов лоббировали сохранение конфессиональной системы обучения с передачей ее в ведение Духовного управления мусульман. Слабыми местами либерального подхода были риторика и идеализм. Выделяя экономическую составляющую развития национального образования, преподаватель Стерлитамакского медресе, депутат Государственной Думы третьего созыва Ш. З. Махмудов в отдельной статье поднял проблему содержания мектебов. По его расчетам, вместе с подготовкой учителей для них требовалось ежегодно более 5 млн руб. Автор не видел другого выхода, кроме мобилизации национального самосознания и решения материальных проблем «развитыми лицами, стоящими впереди нации» [12, с. 3].
Социальный облик «школьников» тяготел к разночинцам - учителям, приходскому духовенству, представителям народной интеллигенции, условно - к демократам. Они ратовали за строительство национальных учебных заведений по типу светской школы. В земстве это были служащие отделов народного образования -Г. Х. Терегулов в Уфимской губернской управе, Г. Н. Кильдибеков в Мензелинской, И. М. Бикчентаев в Оренбургской земской управе. Как выходцы из деревни, выпускники, а затем и преподаватели традиционных школ, они изнутри знали назревшие проблемы. Необходимо отметить факт глубокого воздействия на их мировоззрение и дальнейший жизненный путь событий Первой русской революции. Работа в земстве стала для них в какой-то степени дорогой «к делу» и реализации новых возможностей. Как эксперты в области мусульманского просвещения, они способствовали организации первых национальных библиотек, подготовке кадров библиотекарей и лекторов народных чтений из местного населения, унификации программ и учебников мектебов.
Опорой «школьников» выступало духовенство сельских приходов. Оно убедилось в экономических преимуществах школ на государственном содержании и возможностях изучения в них языка и религии. Мусульманские приходы просили открытия школ, отсутствие грамотных и «темнота» расценивались ими как большой недостаток. Нередко наблюдался своеобразный синтез двух типов школ, когда муллы ходатайствовали от имени сельских обществ об открытии русско-башкирского или русско-татарского училища, куда затем перемещался мектеб с вероучителем. Среди духовенства находили отклик внешкольные земские мероприятия. В волостях сельские библиотеки открывались при участии мулл, были случаи отведений для них помещений медресе и пожертвования богатейших коллекций книг [20]. Широко привлекалось к руководству деревенскими читальнями духовенство Златоустовского уезда. Своеобразная конкуренция на должность библиотекаря наблюдалась в Большекущинской волости Златоустовского уезда между указными муллами деревень Сабанаково и Сулейманово [4, д. 805, л. 119-120].
Намеченный процесс интеграции мектебов в школьную систему ускорил экономический кризис во время Первой мировой войны. Сокращение пособий Министерства просвещения на школьные сети, всеобщая мобилизация и хозяйственная разруха подтолкнули к поискам оптимальных путей организации начального обучения на местах. В 1915 г. Уфимское губернское земское собрание постановило включить мектебы в сеть всеобщего обучения. В отдельных уездах уже шло вхождение традиционных школ в систему начального образования. Например, в 1915 г. Пермская уездная управа открыла школы на базе мектебов в Мотови-лихе, Лысьве, Архангельско-Пашийском, Чусовском заводах, Мензелинское земское собрание 1915 г. поставило вопрос об объединении мектебов с открывающимися земскими школами. В Красноуфимском уезде Пермской губернии с 1916 г. 50 школ-мектебов числились в списке учебных заведений и содержались на земское и казенное пособие [8, д. 553, л. 116 об., 117].
После Февральской революции по закону Временного правительства от 20 марта 1917 г. «об отмене вероисповедных и национальных ограничений» началось строительство национальных школ. На этом этапе продолжилось вхождение мектебов в систему начального образования. Так, в Белебеевском уезде на заседании комиссии по инородческим школам при земской управе 5 июля 1917 г. было решено приступить к «личному расследованию» мектебов и медресе и после введения в них общеобразовательных предметов передавать их земству [17, д. 44, л. 59]. В то же время были и сторонники автономии мектебов под руководством Духовного управления [5, с. 87].
В процессе строительства национальных школ участвовали подготовленные до революции кадры, широко использовались документальная и статистическая информационные базы структур школьного управления. Таким образом, разработанные в позднеимперский период мероприятия по включению мусульманских школ в единую систему начального образования ускорили создание единой светской школы и культурную интеграцию башкир и татар в гражданскую общность страны.
Список литературы
1. Азаматова Г. Б. Анкеты мусульманских школ Осинского уезда Пермской губернии как источник по истории приме-четской системы образования начала ХХ в. // Вопросы востоковедения. 2015. № 4 (70). С. 71-75.
2. Аминов Т. М. Система педагогического образования в Башкирии. Конец XVIII - начало ХХ века. Уфа: Башгоспед-институт, 1999. 184 с.
3. Аминова Л. Я. История женского образования в Башкирии. Вторая половина Х1Х - начало ХХ века. Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2005. 186 с.
4. Архив Златоустовского городского округа (АЗГО). Ф. И-11. Оп. 1.
5. Баишев И. Н. Социальный облик учительства Урала первой трети ХХ века. Уфа: Издательство БГПУ, 2012. 196 с.
6. Вагапов Н. А. Татарская периодическая печать 1907-1916 гг.: проблемы образования и воспитания. Казань: Институт истории АН РТ, 2010. 188 с.
7. Владимирова Л. М. Роль земств Самарской губернии в жизни крестьян-мусульман (1865-1914 гг.): автореф. дисс. ... к.и.н. Казань, 2011. 28 с.
8. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 44. Оп. 1.
9. Журналы Бугурусланского уездного земского собрания: экстренного заседания 10-го февраля и 48-й очередной сессии 18-22 декабря 1912 года. Бугуруслан, 1913. 481 с.
10. Журналы Орского уездного земского собрания чрезвычайных сессий 10 февраля, 31 июля и 2-й очередной сессии 1914 года с докладами управы и другими приложениями. Орск, 1915. 525 с.
11. Журналы Челябинского уездного земского собрания 2-й очередной сессии 1914 года с докладами управы и другими приложениями. Челябинск, 1915. 525 с.
12. Махмудов Ш. Мектеб или школа? // Тормыш. 1914. 26 октября.
13. Махмутова А. Х. Становление светского образования у татар. Казань: Таткнигоиздат, 1982. 96 с.
14. Мектебы Оренбургской губернии. Краткий статистический обзор татарских и башкирских низших школ (мектебов) по данным исследования отдела народного образования при оренбургской губернской земской управе в 1915 г. // Оренбургское губернское земское собрание. 3-я очередная сессия. Доклады по народному образованию и журналы. Оренбург, 1916. С. 190-220.
15. Наганава Н. Мектеб или школа? Введение всеобщего обучения в среде мусульман Поволжья и Приуралья // Научный Татарстан. 2012. № 1. С. 76-99.
16. Национальный архив Республики Башкортостан (НАРБ). Ф. И-113. Оп. 1.
17. НАРБ. Ф. И-135. Оп. 1.
18. Обухов М. И. Мектебы Уфимской губернии. Статистический очерк татарских и башкирских низших школ (мектебов) Уфимской губернии по данным исследования Уфимской губернской земской управы 1912-13 года. Уфа, 1915. 94 с.
19. Обухов М. И. Народное образование в Уфимской губернии к 1917 году. Уфа, 1917. 18 с.
20. Проблема открытия земских читален в мусульманских деревнях // Вакыт. 1915. 1 марта.
21. Ризаэддин бин Фахреддин. Знаменитые женщины / пер. и предисловие Р. М. Булгакова // Бельские просторы. 2008. № 1. С. 120-130.
22. Сборник постановлений Златоустовского уездного земского собрания 18 и 19 чрезвычайных и 39 очередной сессий 1913 года. Златоуст, 1914. 442 с.
23. Фархшатов М. Н. Джадидизм: идеология, этапы и результаты обновленческого движения в башкирском обществе на рубеже Х1Х-ХХ веков // Актуальные проблемы исторической науки: сборник трудов первых международных Усмановских чтений. Уфа: Гилем, 2011. С. 282-285.
24. Фархшатов М. Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90 гг. Х1Х в. М.: Наука, 1994. 144 с.
25. Фархшатов М. Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале ХХ века (1900-1917 гг.). Уфа: Гилем, 2000. 259 с.
26. Школьная статистика за 1911-12 учебный год. По поручению управы составил С. Ф. Гарденин. Уфа, 1913. 219 с.
INTEGRATION OF MUSLIM SCHOOLS INTO ELEMENTARY EDUCATION SYSTEM (BY THE EXAMPLE OF URAL PROVINCES, 1907-1917)
Azamatova Gul'naz Bulatovna, Ph. D. in History Institute of History, Language and Literature of Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
gulnaz.azamatova@yandex. ru
The article examines the problems of modernizing elementary education among the Russian Muslims. The paper shows interrelation between the traditional school reformation and social and political processes in the country after the First Russian Revolution. Having analyzed zemstvo institutions' activity the author identified the role of local self-government bodies and elements of civil society when forming a paradigm of Russian peoples' cultural integration into the national civil community.
Key words and phrases: Ural provinces; compulsory schooling; zemstvo; maktabs; the Muslim clergy.