Научная статья на тему 'Анкеты мусульманских школ Осинского уезда Пермской губернии как источник по истории примечетской системы образования начала XX в'

Анкеты мусульманских школ Осинского уезда Пермской губернии как источник по истории примечетской системы образования начала XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕКТЕБ / МЕДРЕСЕ / MADRASAH / ЗЕМСТВО / ZEMSTVO / АНКЕТА / QUESTIONNAIRE / МУСУЛЬМАНСКИЕ ШКОЛЫ / MUSLIM SCHOOLS / ЗЕМСКАЯ УПРАВА / ЗЕМСТВО ОСИНСКОГО УЕЗДА / ZEMSTVO OF THE OSINSKY DISTRICT / MAKTAB / TERRITORIAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азаматова Гульназ Булатовна

В работе изучены материалы земского обследования мусульманских школ Осинского уезда Пермской губернии, которое происходило на рубеже 1912-1913 гг. Анализ первоисточников дает возможность детального изучения деятельности мечетских школ и сделать выводы об их состоянии накануне революции 1917 г. на примере компактной территории отдельных мусульманских волостей. В результате исследования выявлены количественные показатели охвата детей начальным обучением, распространения женского образования, проанализированы редкие сведения о социальном и образовательном уровне преподавателей мусульманских школ. Полученные результаты отличаются относительно высокими показателями, что объясняется максимальным учетом пунктов обучения, включая домашние. Общие закономерности развития мечетской системы образования были аналогичны изменениям, протекающим в государственной начальной школе (рост популярности образования, расширение учебной программы путем введения новых предметов, распространение женского образования и учительской профессии среди женщин).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questionnaires of Muslim schools of the Osinsky district of the Perm province as source of Moslem education system of early XX century

In the work presented the author studied materials of territorial inspection of Muslim schools of the Osinsky district the Perm province which took place in 1912-1913. The analysis of primary sources makes it possible to study the mosque schools on the eve of the1917 revolution of on the example of a compact territory of certain Muslim areas. The study revealed quantitative indices of coverage of children by elementary education, development of female education, also rare data on the social and educational level of teachers of Muslim schools. The received results differed rather high by including the house education. The general regularities of development the mosque education system were similar to the changes proceeding at the public elementary school namely: growth of popularity of education, extension of the training program by introduction of new subjects, development of female education and the teacher's profession among women.

Текст научной работы на тему «Анкеты мусульманских школ Осинского уезда Пермской губернии как источник по истории примечетской системы образования начала XX в»

Г.Б. Азаматова УДК: 28 (09)

АНКЕТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ШКОЛ ОСИНСКОГО УЕЗДА ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРИМЕЧЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА1

Аннотация

В работе изучены материалы земского обследования мусульманских школ Осинского уезда Пермской губернии, которое происходило на рубеже 1912-1913 гг. Анализ первоисточников дает возможность детального изучения деятельности мечетских школ и сделать выводы об их состоянии накануне революции 1917 г. на примере компактной территории отдельных мусульманских волостей. В результате исследования выявлены количественные показатели охвата детей начальным обучением, распространения женского образования, проанализированы редкие сведения о социальном и образовательном уровне преподавателей мусульманских школ. Полученные результаты отличаются относительно высокими показателями, что объясняется максимальным учетом пунктов обучения, включая домашние. Общие закономерности развития мечетской системы образования были аналогичны изменениям, протекающим в государственной начальной школе (рост популярности образования, расширение учебной программы путем введения новых предметов, распространение женского образования и учительской профессии среди женщин).

Ключевые слова: мектеб, медресе, земство, анкета, мусульманские школы, земская управа, земство Осинского уезда.

Gulnaz B. Azamatova

QUESTIONNARIES OF MUSLIM SCHOOLS OF THE OSINSKY DISTRICT OF THE AS SOURCE ON THE HISTORY OF MOSLEM EDUCATION SYSTEM OF THE EARLY XX CENTURY

Abstract

In the work presented the author studied materials of territorial inspection of Muslim schools of the Osinsky district, the Perm province which took place in 1912-1913. The analysis of primary sources makes it possible to study the mosque schools on the eve of the 1917 revolution of on the example of a compact territory of certain Muslim areas. The study revealed quantitative indices of coverage of children by elementary education, development of female education, also rare data on the social and educational level of teachers of Muslim schools. The received results differed rather high by including the house education. The general regularities of development the mosque education system were similar to the changes proceeding at the public elementary school namely: growth of popularity of education, extension of the training program by introduction of new subjects, development of female education and the teacher's profession among women.

Key words: Maktab, madrasah, zemstvo, questionnaire, Muslim schools, territorial justice, board zemstvo of the Osinsky district.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Башкортостан в рамках научного проекта № 15-11-02022 «Мусульманские школы Внутренней России: очаги традиционализма и проводники интеграции башкир и татар в имперское пространство (XVIII - начало ХХ в.)».

Азаматова Гульназ Булатовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории и истории культуры Башкортостана Института истории, языка и литературы РАН (Уфа), е-mail: gulnaz. [email protected]

Gulnaz B. Azamatova, Cand. Sc. (History), Senior research fellow of the Department of History and Culture, Institute of History, Language and Literature of the RAS (Ufa). е-mail: [email protected]

© Азаматова Г.Б., 2015

Объектом особого внимания со стороны правительственных и общественных структур управления в начале ХХ века стала конфессиональная система образования мусульман. Она была вызвана, во-первых, озабоченностью власти подъемом национально-культурного движения, быстрым ростом примечетских школ [2, 9 и др.], во-вторых, расширением деятельности местного самоуправления. Так, законопроект министерства народного просвещения о введении всеобщего начального обучения от 1907 г. и выделение казенных субсидий на эти цели с 1908 г. привели к взаимодействию земских управ с традиционными школами башкир и татар - мектебами и медресе.

Отдельные земские управы урало-поволжских губерний провели обследования указанных школ, но земские анкеты по Уфимской (1579 бланков), Оренбургской (367) губерниям и Мен-зелинскому уезду (326) не сохранились. Обработанные материалы, имеющие непреходящую научную ценность, были опубликованы в специальных работах служащих управ - Г.Н. Кильди-бекова, М.И. Обухова, И.М. Бикчентаева [3, 5, 7].

Надо отметить хорошую сохранность первоисточников местных обследований мектебов и медресе по Осинскому уезду Пермской губернии. Земские анкеты отложились в фонде Осин-ской уездной земской управы Государственного архива Пермского края [1]. С помощью анкет проанализируем состояние мусульманских школ компактной территории девяти волостей Осин-ского уезда, который располагался в юго-западной части Пермской губернии. По данным волостных правлений за 1908 г., численность башкир и татар в данном уезде составляла около 15 % населения уезда (общая численность составляла 294 015 чел.) [8, с. 4-5].

Формальным поводом обследования была необходимость обоснования земских расходов на мектебы и медресе. Кроме того, нехватка государственных школ (в уезде было всего 5 земских русско-башкирских училищ) делала актуальной поддержку традиционных очагов обучения. Изучался опыт других земств. Так, председатель Осинской управы обращался с письмом в симферопольское земство для выяснения результатов «соединения мектеба с земскою школою» [1, л. 167]. Осинское обследование совпало с аналогичными мероприятиями в уфимском земстве, что указывает на взаимосвязь предпринятых обследований.

При управе была разработана программа из 40 вопросов. В волости командировали учителей земских русско-башкирских школ Ш.Х. и С.Х. Сунчаляевых и С.А. Абдусалямова. На мероприятие выделялось не более 100 руб. Судя по датам составления некоторых бланков, в отдельных случаях за один день описывалось три селения. Обследование началось в декабре 1912 г. и было закончено к концу февраля 1913 г.

Подходы исследователей отражались в разделе «Личные впечатления» и в итоговых отчетах. Преподаватель училища в д. Карьево С.А. Абду-салямов, выпускник Казанской духовной семинарии, через переписку с учебным ведомством и секретные донесения выступал в качестве негласного советника по вопросам организации народного образования. Он исследовал 46 мусульманских школ в семи волостях и оценил их, в основном, негативно с точки зрения содержания светского образования и воспитания. Выводы С.А. Абдусалямова преследовали чисто практическую цель - продолжить либо прекратить выплату земского пособия той или иной школе.

Учителя Сарашевской школы Сагит и Ша-рифжан Сунчаляевы проверили Сарашевскую и Бардымскую волости. Они были хорошо знакомы с мектебами, т.к. получили в них первоначальное образование. В их подходах отразились убеждения реформаторов, настроенных против религиозной схоластики и старых способов обучения. Особенно критичные, хлесткие оценки давал Сагит Сунчаляев: «старый, вредный, негодный метод», «преподаватель глуп - фанатик» и др. Более взвешенные подходы Ш. Сунчаляева отразились в его отчете «Общее заключение по обследованию башкирских и татарских медресе и мектебов Бардымской волости», который представлял аналитический очерк о состоянии мусульманского образования. Вывод автора о посильной пользе, приносимой мусульманскими школами населению и необходимости их поддержки со стороны земства перекликался с предстоящим выводом уфимского исследователя мек-тебов М.И. Обухова.

В ходе земского анкетирования были описаны 97 мектебов и медресе, которые состояли в списках по получению пособий. По нашим подсчетам не вошли в обследование 24 селения указанного уезда с мусульманскими школами. Судя по отчетам обследования и числу волостей, попавших в радиус земского исследования, мы имеем полную сохранность анкет. Этот удачный

факт позволяет максимально полно реконструировать картину образования мусульман в Осинском уезде.

Прежде всего, представляет интерес охват детей обучением. В опросных бланках фиксировалось как число учащихся в момент обследования, так и количество их по документам. По спискам в них училось 5784 детей [из них 2202 (38 %) девочек и 3582 (62 %) мальчиков], в ходе посещений подсчитано 4319 детей, расхождение составило 25 %. Наряду с возможным завышением духовенством числа учеников (земское пособие выдавалось по числу шакирдов), в чем его нередко обвиняли в донесениях, на посещаемость существенно влияло и зимнее время, когда отсутствие одежды не позволяло посещать учебное заведение. Ш. Сунчаляев в своем очерке о мусульманских школах Бардымской волости оперировал документальной численностью шакирдов. Далее мы также будем опираться на статистику официальных списков.

При отсутствии сведений о числе жителей в отдельных бланках и далее в расчетах, привлекались цифры из документов волостных правлений за 1908 г. [8] с учетом прироста населения к 1912 году. При численности населения в 36 815 чел. в обследованных селениях учащиеся составляли 16 % всех жителей. В необследованных 9 селениях с земскими пособиями в мектебах обучалось, согласно спискам земской управы за 19101911 гг., 579 детей [1, л. 28-70] и проживало в них примерно 5300 чел., от их численности ученики составляли 11 % .

Попытаемся определить соотношение количества всех учащихся мектебов и медресе к численности мусульманского населения уезда. При средней численности детей в каждой школе по 60 чел. (исходя из числа получающих пособия мусульманских школ - 106 и 6363 учеников в них по спискам), в остальных 14 селениях уезда в примечетских мектебах и медресе обучалось около 840 человек. При этом общая численность учеников Осинского уезда составляла 7203 чел., в соотношении с количеством мусульманского населения уезда более чем в 52 тыс. чел. к 1913 г., учащиеся составляли 14 %.

При сравнении охвата башкир и татар традиционными школами с принятой в дореволюционной школьной статистике нормой, определяющей число детей школьного возраста в 6-7 % от числа населения, количество обучающихся в мусульманских школах существенно превысит ее

[6, с. 12-13]. Такое несоответствие можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, при определении школьного возраста для государственных начальных школ с трехлетним курсом обучения исследователи брали группу детей в возрасте от 8-9-ти и до 12 лет. Мусульманские школы посещала более широкая возрастная аудитория. Заметна была доля учеников из близлежащих местностей.

Кроме того, на возрастную группировку населения влияла этническая составляющая, что было отмечено земскими статистиками. Например, Е.И. Красноперов указал на преобладание в Башкиро-Бардабашевском сельском обществе и татар Енапаевской волости детского возраста (от 1 до 11 лет) - 38 % по сравнению с соседними русскими селениями, где детская группа составляла от 28 до 34 % [4, с. 20].

Результаты деления мусульманских школ по методам обучения (новому - звуковому и старому - буквослагательному) показали в обследованных волостях новометодных школ - 43 (44,3 %), старометодных - 39 (40,2 %) и смешанного типа - 14 (14,4 %). При этом в отчете Ш. Сунчаляева подчеркивалась сложность подобного деления на практике и определенная его условность.

По анкетам прослеживается и география проникновения нового метода, его распространяли учителя из Уфы, Мензелинского уезда, Казани. Центрами джадидизма были с. Султанаево Сара-шевской волости и уездный город Оса.

Из сведений о предметах преподавания следовало, что в 41 (42 %) школе основным предметом являлось вероучение, дополняемое навыками чтения, письма и изучением арабского языка, в 53 (55 %) изучались общеобразовательные предметы. В 32 (33 %) школах ввели родной язык, в 18 (56 %) из которых проходили его в качестве единственного общеобразовательного предмета, а в 8 (25 %) - наряду с родным языком проходили арифметику и (или) географию, в 21 (22 %) школе наряду с вероучением преподавали арифметику, иногда географию, биологию.

В 97 школах фактически преподавали 105 учителей, среди них учтены преподавательницы в женских школах, вместо которых в анкетах указаны местные священнослужители. При учете еще двух преподавательниц женских школ Басинской волости, неописанных С.А. Абдусаля-мовым «как не имеющих особого значения», число учительниц составило 23 (22%). Возраст

большинства преподавателей составлял от 20 до 30 (34 % опрошенных) и от 30 до 40 лет (31 %); учителя старше 40 лет составили 28 %, а моложе 20-ти лет - 6 %.

Группировка преподающих по уровню образования и социальной принадлежности показала, что среди респондентов было только 39 (37 %) духовных служителей. Их образование указано соответственно духовному званию - имам, муад-зин, мударрис, мулла и др., часто делалась приписка «мугаллим» (учитель) или «имеет звание учителя мектеба». Группа мугаллимов, имеющих только свидетельство на звание учителя, составила 41 (39 %) преподавателей, сюда же мы отнесли пять выпускниц Уфимского и Осинского медресе. Почти четверть учителей - 25 (24 %) не имели соответствующего ценза. Большинство из них - 18 (72 %) составляли «мугаллимэ» (учительницы), ограниченные в возможности получения документальных свидетельств на звание учителя через Духовное собрание, практиковавшего выдачу подобных документов.

Рассмотрение учительского состава сталкивает нас с проблемой «учителей-невидимок», под которыми имеются в виду жены преподавателей в смешанных, а по сути, в женских школах, занимающих отдельную половину школьного помещения. Среди них насчитываем 32 «абы-стай» (жен мулл) и 19 мугаллимэ. При учете этих необозначенных в школьных анкетах учительниц, число преподавателей достигнет 156 чел., из них 65 (42 %) женщин, 91 (58 %) мужчин.

По данным анкет хорошо видна экономическая составляющая участия духовенства и му-галлимов в организации мечетских школ. В очерке Ш. Сунчаляева к домам духовенства отнесены все помещения обозначенные в бланках как «собственные» (были также и «общественные»). Исходя из такого подхода, 72 % помещений мекте-бов и медресе принадлежали преподавателям, причем 23 % из них служили одновременно жилищем и мектебом.

В итоге, при сравнении данных осинского исследования с аналогичными цифрами уфимского обследования, которое не охватило домашние школы, получаются более высокие цифры охвата детей обучением (14% против 3-8% в уездах Уфимской губернии), удельного веса учениц (38% против 8-20%) и учительниц (22% против 20%).

Таким образом, земское исследование, представленное в микроконтексте мусульманских во-

лостей Осинского уезда, позволяет более подробно изучить традиционные школы башкир и татар в начале ХХ века.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Пермского края. Ф. 281. Оп. 1. Д. 823.

2. Загидуллин И.К. Особое межведомственное совещание по делам мусульман 1914 г.: подготовка, проведение и решения // Научный Татарстан. - Казань, 2010. - № 3. - С. 115-128.

3. Кильдибеков Г.Н. Магометанские школы (мек-тебы и медресе) в Мензелинском уезде Уфимской губернии. - Мензелинск, 1913. - 78 с.

4. Красноперов Е.И. Разработка проекта Осин-ской уездной земской раскладки // Сборник Пермского земства. - Пермь, 1883. - № 5.

5. Мектебы Оренбургской губернии. Краткий статистический обзор татарских и башкирских низших школ (мектебов) по данным исследования отдела народного образования при оренбургской губернской земской управе в 1915 г. // Оренбургское губернское земское собрание. 3-я очередная сессия. Доклады по народному образованию и журналы. - Оренбург, 1916. - С. 190 - 220.

6. О положении начального образования в Уфимской губернии. Доклад Уфимской губернской земской управы губернскому земскому собранию 26 очередной сессии 1900 г. - Уфа, 1900.

7. Обухов М.И. Мектебы Уфимской губернии. Статистический очерк татарских и башкирских низших школ (мектебов) Уфимской губернии по данным исследования Уфимской губернской земской управы 1912-13 года. - Уфа, 1915. - 92 с.

8. Осинский уезд. Список населенных мест Пермской губернии. - Пермь, 1908. - С. 4-5.

9. Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале ХХ века (19001917 гг.). - Уфа: Гилем, 2000. - 259 с.

REFERENCES

1. Gosudarstvennyj arhiv Permskogo kraja. F. 281. Op. 1. D. 823. [State Archive of Perm region. Fund 281. Bordereau 1. Individual file 823] (In Russ.).

2. Zagidullin I.K. Osoboe mezhvedomstvennoe sove-shchanie po delam musul'man 1914 g.: podgotovka, provedenie i reshenija [Special interdepartmental meeting on affairs of Muslims of 1914: preparation, implementation and decisions]. In: Nauchnyj Tatarstan [Scientific Tatarstan]. Kazan, 2010, no. 3, pp. 115-128 (In Russ.).

3. Kildibekov G.N. Magometanskie shkoly (mekteby i medrese) v Menzelinskom uezde Ufimskoj gubernii [Muslim schools (maktabs and madrasahs) of Menzelin county of Ufa province]. Menzelinsk, 1913, 78 p. (In Russ.).

4. Krasnoperov E.I. Razrabotka proekta Osinskoj uezdnoj zemskoj raskladki [Development of the project of the Osinsky district territorial apportion]. In: Sbornik Permskogo zemstva [Collection of the Perm zemstvo]. Perm, 1883, no. 5, pp.19-39 (In Russ.).

5. Mekteby Orenburgskoj gubernii. Kratkij statisticheskij obzor tatarskih i bashkirskih nizshih shkol (mektebov) po dannym issledovanija otdela narodnogo obrazovanija pri orenburgskoj gubernskoj zemskoj uprave v 1915 g. [Maktabs of the Orenburg province. The short statistical review of the Tatar and Bashkir lower schools (mekteb) according to research of the department of national education at Orenburg provincial council in 1915]. In: Orenburgskoe gubernskoe zemskoe sobranie. 3-ja ocherednaja sessija. Dokladypo narodnomu obrazovaniju i zhurnaly [Meeting of Orenburg province municipality. Third regular session. Reports on national education and journals]. Orenburg, 1916, pp. 190-220 (In Russ.)

6. Opolozhenii nachal'nogo obrazovanija v Ufimskoj gubernii. Doklad Ufimskoj gubernskoj zemskoj upravy gubernskomu zemskomu sobraniju 26 ocherednoj sessii 1900 g. [About the provision of primary education in the Ufa province. Report of the Ufa provincial territorial justice to provincial territorial meeting of the 26th regular session of 1900]. Ufa, 1900 (In Russ.).

7. Obukhov M.I. Mekteby Ufimskoj gubernii. Statisticheskij ocherk tatarskih i bashkirskih nizshih shkol (mektebov) Ufimskoj gubernii po dannym issledovanija Ufimskoj gubernskoj zemskoj upravy 1912-1913 goda [Maktabs of Ufa province. Statistical sketch of the Tatar and Bashkir lower schools (maktabs) of the Ufa province according to research of the Ufa provincial council in 1912-13]. Ufa, 1915, 92 p. (In Russ.).

8. Osinskij uezd. Spisok naselennyh mest Permskoj gubernii [Osinsky district. The list of the dwelling places of the Perm province]. Perm, 1908, pp. 4-5 (In Russ.).

9. Farkhshatov M.N. Samoderzhavie i traditsionnyie shkolyi bashkir i tatar v nachale XXveka (1900-1917 gg.) [Samoderzhavie and traditional schools of Bashkirs and Tatars at the beginning of the XX century (1900-1917)]. Ufa, Gilem, 2000, 259 p. (In Russ.).

К сведению читателей

Ишимбайская энциклопедия / гл. ред. М. Х. Гайсин. - Уфа: Башк. энцикл., 2015. - 656 с.: ил., карты.

Энциклопедия посвящена Ишимбайскому району и городу Ишимбаю Республики Башкортостан. В книге даны сведения об административно-территориальном устройстве, социальном и экономическом состоянии, общественно-политической жизни района, истории становления и развития системы образования,здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, промышленности, а также описаны природные ресурсы, географические объекты, растительный и животный мир района. В энциклопедию включены более 1900 статей, в том числе более 1100 биографических; около 500 иллюстраций.

ИШИМБАЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.