Научная статья на тему 'Земские обследования мусульманских школ в начале ХХ века'

Земские обследования мусульманских школ в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСТВА / МУСУЛЬМАНСКИЕ ШКОЛЫ / ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕКТЕБОВ / ZEMSTVOS / MUSLIM SCHOOLS / SURVEYS OF MUSLIM SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азаматова Гульназ Булатовна

В статье рассматривается взаимодействие земских учреждений и мусульманской системы образования в начале ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SURVEYS OF MUSLIM SCHOOLS IN THE EARLY

In the article it is studied the interaction of the zemstvo institutions with the Muslim education system in the early ХХ century.

Текст научной работы на тему «Земские обследования мусульманских школ в начале ХХ века»

Г.Б. Азаматова

ЗЕМСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ ШКОЛ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Ключевые слова: земства, мусульманские школы, обследования мектебов.

Аннотация: В статье рассматривается взаимодействие земских учреждений и мусульманской системы образования в начале ХХ века.

Внимание земства к мусульманской системе образования было обусловлено разработкой на местах «школьных сетей» - планов всеобщего обучения. В 1907-1912 годах законопроект Министерства просвещения «О введении всеобщего обучения в Российской империи» получил широкую поддержку в Третьей Государственной думе. Благодаря этому, значительно выросло государственное финансирование начального образования, началось быстрое увеличение числа народных школ. Многие земства выступили инициаторами распространения всеобщего обучения среди населения независимо от национальности и вероисповедания, проявив определенную независимость от учебного ведомства в решении данного вопроса.

Действенным фактором был также и рост активности мусульманского общества, выразившийся в многочисленных заявлениях сельских приходов, благотворительных обществ, гласных земских собраний о денежной помощи мектебам и медресе. Настойчивость требований обусловливалась ростом потребности в образовании и резким увеличением количества традиционных школ. По данным исследователя дореволюционного народного образования М.Н. Фархшатова, с середины 80-х годов XIX века до начала ХХ века количество мектебов и медресе в Уфимской и Оренбургской губерниях увеличилось в полтора раза и достигло 1200 [1]. Аналогичный процесс происходил и в других губерниях. Например, в Красноуфимском уезде Пермской губернии, согласно отчету инспектора народных училищ, за три учебных года (с конца 1895 по 1898 год) число мектебов увеличилось с двадцати семи до сорока пяти (или на 66 %) учеников в них - с девятисот восьмидесяти одного до тысячи восьмисот пятидесяти девяти человек (или на 89 %) [2].

По выражению служащего Уфимской губернской земской управы М.И. Обухова, «мек-тебы представляли для земства полную загадку», что не было преувеличением. Несмотря на их давнее существование в жизни российских мусульман, объективное представление о мусульманских школах не только в российском обществе, но и среди представителей государственной власти отсутствовало. Примечательно, что секретарь Уфимского губернского статистического комитета Н.А. Гурвич в 1868 и в 1875 годах в связи с запросом губернской и учебной администрации о мектебах, указал, что они «не составляют предмета отдельного статистического исследования» [3; 1, 55]. Однако к рассматриваемому времени политический интерес к примечетской системе образования и начавшаяся в столичных ведомствах работа по пересмотру законодательства о мусульманах инициировали сбор сведений о мектебах.

Авторами специальных работ стали председатель Особого совещания по вопросам об образовании инородцев А.С. Будилович, инспектор Казанского учебного округа Я.Д. Коблов, попечитель Оренбургского учебного округа Н.А. Бобровников. В 1908 году в типографии Таврического губернского земства вышел очерк Ф.Н. Андреевского «Мусульманский мектеб

и его роль среди татарского народа на Крымском полуострове» [4]. Работу «Крымский мек-теб» опубликовал в журнале «Педагогический листок» в 1915 году учитель из Ялтинского уезда Н.А. Кривободров [5]. Все перечисленные авторы подходили к проблеме мусульманских школ с европоцентристских позиций, а некоторые из них (Андреевский, Коблов) выражали исламофобские настроения.

Земские обследования отличались практической целью изучения мектебов как учебных заведений и определения типа государственной школы для башкир и татар. Наиболее известны опубликованные статистические исследования. Первенство среди них, безусловно, принадлежит фундаментальной работе М.И. Обухова [6, 7], в ней на основе более чем полутора тысяч анкет проанализированы примечетские школы Уфимской губернии. В Мен-зелинском уезде для обследования мектебов в 1912 году при земской управе была введена новая должность заведующего по хозяйственной части мектебов - принятый на нее журналист и педагог Г.Н. Кильдибеков путем личного осмотра описал по анкете губернского земства 326 мектебов и 38 медресе, результаты его исследования вышли в виде отдельной брошюры [8]. Оренбургская губернская земская управа в 1915 году по инициативе заведующего «инородческим» образованием И. Бикчентаева провела статистическое обследование мусульманских школ Оренбургской губернии, которое было также опубликовано [9].

Одной из задач земских обследований было обоснование расходов из местного бюджета. В результате сбора сведений земские управы выделяли новометодные мектебы и медресе, которым предназначались пособия. Получение земских денег ускорило реформирование мусульманских школ и позволило распространять на них стандарты, в том числе и образовательные, государственной школы. Среди условий получения пособий были преподавание общеобразовательных предметов, русского языка (Осинский, Верхнеуральский, Челябинский уезды), наличие программ и определенных учебных пособий, условие использования звукового способа обучения грамоте (Мензелинское, Бирское, Оренбургское, Екатеринбургское, Пермское земства). Путем упорядочения программы обучения мусульманские школы включались в систему начального образования, финансируемую земством. В последующем это привело к тому, что именно традиционные школы башкир и татар стали основой для строительства национальной государственной школы.

Обстоятельное изучение источников о взаимодействии земских управ с мусульманской системой образования показало, что сбор сведений о мектебах проходил повсеместно. Одно из первых земских исследований было проведено в Бугульминском уезде Самарской губернии. Уездная земская управа в декабре 1908 года разослала анкеты всем муллам уезда. Согласно сто одному полученному ответу, в Бугульминском уезде насчитывалось 147429 мусульман, 173 мечети (1 мечеть приходилась на 852 чел.), 240 мулл и 150 муэдзинов (1 мулла на 214 чел.) 185 мектебов и медресе, где обучалось 13066 учеников и 3608 учениц. В 1914-1915 годах Бугульминская управа предприняла еще одно обследование по предложению гласного Ш. Хакимова с целью упорядочения учебного дела и унификации программ преподавания. Члены управы посетили двести мектебов: с помощью подробной анкеты выяснялось соответствие традиционных школ санитарным нормам и уточнялись расходы на содержание учеников и мугаллимов.

В Уфимской губернии первые сведения о количестве мектебов, медресе, мугаллимов (учителей) и шакирдов (учащихся) собрала в 1910 году Бирская земская управа. В 1915 году она провела более основательное обследование мусульманских школ, согласно которому, из пятисот шестидесяти четырех мектебов и медресе двести четыре являлись новоме-тодными, пятьдесят шесть - смешанными и триста четыре - старометодными. В 1913 году в Оренбургском уезде описание мектебов и медресе по поручению инспектора народных училищ составил учитель Имангуловской русско-башкирской школы М. Мухамадиев.

Одно из детальных и глубоких обследований провели в 1912-1913 годах в Бардым-ской волости Осинского уезда земские учителя Шариф и Сагит Сунчелеевы с помощью специальной анкеты уездной земской управы. Первичные материалы обследования и «Общее заключение по обследованию башкирских и татарских медресе и мектебе Бардым-

ской волости», составленное Ш. Сунчелеевым хранятся в государственном архиве Пермского края [10]. Уникальный источник не вводился в научный оборот, в связи с чем ниже приводится публикация архивного документа. О том, что Ш. Сунчелеев планировал опубликовать результаты исследования в периодической печати свидетельствует подготовленная им статья «Мое путешествие по башкирским деревням (обследование мектебов и медресе)», отложившаяся в его личном фонде в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан [11].

Несколько слов об исполнителях обследования мектебов Осинского уезда Пермской губернии. Братья Шариф (Габдельшариф, Шарифжан) (1885-1959) [12] и Сагит (1889-1937) Сунчелеевы происходили из крестьянской семьи, уроженцы деревни Старые Мостяки Хва-лынского уезда Саратовской губернии. Первоначальное образование получили в мектебе и медресе. Шариф Сунчелеев в 1907 году окончил Казанскую татарскую учительскую школу, Сагит вынужден был оставить учебу в ней в 1909 году из-за финансовых трудностей. С 1909 года братья начали работу в земской русско-башкирской школе д. Сараши Осинского уезда Пермской губернии, Шариф был заведующим училищем, Сагит - учителем. О результатах их педагогической деятельности свидетельствовал быстрый рост числа учеников в школе. Кроме преподавания, Сунчелеевы занимались журналистской деятельностью, их статьи публиковались в национальных периодических изданиях (газетах «Йолдоз», «Ва-кыт», журнале «Мусульманин» и др.); Сагит Сунчелеев опубликовал сборник стихов (1913 г.), переводил на татарский язык произведения русских и западноевропейских классиков. С 1915 года Ш.Х. Сунчелеев работал земских учреждениях Уфимской губернии инструктором по внешкольному образованию; в 1917-1918 годах участвовал в издании уфимских газет «Ирек» («Воля»), «Авыл халкы» («Сельский народ»), «Безнен юл» («Наш путь»).

В советский период братья Сунчелеевы участвовали в строительстве системы просвещения и проведении национальной политики. Ш.Х. Сунчелеев в 1919-1922 годах состоял заведующим Уфимского губернского отдела народного образования, в 1922-1927 годах - членом Коллегии Башнаркомпроса, в 1929 году возглавил Башкирский педагогический институт, с 1930 года трудился на ниве науки в Москве; в 1938 году был репрессирован; в 1956 году восстановлен как член коммунистической партии. С.Х. Сунчелеев являлся представителем Наркомнаца в Крыму (1919 г.), членом Коллегии Башнаркомпроса (1923-1926), заведующим Уфимского государственного художественного музея (1926), переводчиком советского генерального консульства в Турции (1926-1927); в 1929 году подвергся репрессии; в 1937 году был расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.

Далее приведем некоторые архивные документы, касающиеся земских обследований мусульманских школ в начале хх века.

Дело

Осинской уездной земской управы о существующих в Осинском уезде башкирских и татарских мектеб и медресе со сведениями об учащих, учащихся и выдачи от земства денежного пособия 1909-1912 гг.

Опросный бланк Осинской уездной земской управы.

Название селения________волости_________прихода_______

Число дворов_______

Приблизительное количество населения______

Число учащихся в момент исследования______

Помещение, здание школы:

Собственное_________наемное______

Число классных комнат______

Стоимость содержания здания______

Плата за помещение______

Отопление_________освещение______

Сторож/кто исполняет обязанности сторожа_____

Пригодность помещения______

Мебель, есть ли классная мебель и какая___

Тип школы /название/ мектебе/медресе_________

Учащиеся. Число

Мальчиков_________девочек_________всего______

Возраст учащихся от_________до________

Количество групп________

Продолжительность учебного курса__________

Учебного года_________учебного дня________

Предметы преподавания /перечислить/__________

Учебники и учебные пособия /перечислить/________

Приемы преподавания_________

Какие принимаются меры поощрения и наказания__________

Преподаватель: возраст________

Образовательный ценз________

Продолжительность его педагогической деятельности вообще__________

В данной школе________, кем приглашен или назначен________

Размер получаемого вознаграждения_________

От кого следует_______

Как получается________

Местный или посторонний/подчеркнуть/

Если посторонний, то откуда_______

Квартира и источники ее содержания________

Личные впечатления__________

Число верст от волости________от русско-татарской школы________

Общее заключение по обследованию башкирских и татарских медресе и мек-тебе Бардымской волости. В Бардымской волости 11 башкирских деревень с общим количеством населения в 13 330 человек. Число дворов - 2 777. Число медресе - 2, мектебе - 25 и учащихся в них обоего пола 1607, что составляет около 13 % всего населения. Число школ и учащихся обоего пола в них по деревням выражается следующим образом (табл.1).

___________________________________________________________________________________________________Таблица 1

№№ Название селения медресе мектебе Число учащихся

м. д. всего

1. Барда 2 (1м.1ж.) 3 (2 м., 1 ж.) 260 145 405

2. Бичурино 2 (м.) 3 (1см., 2 ж.) 152 118 270

3. Тюндюково 2 (см.) 80 61 141

4. Верх-Шлыки - 1 см. 35 30 65

5. Ново-Чатово - 1 см. 38 30 68

6. Мостовая - 2 см. 36 43 79

7. Краснояр - 4 см. 128 162 290

8. Аклуши - 3 (1м.,1ж.,1 см.) 75 85 160

9. Бардабашево - 1 см. 28 37 65

10. Утаево - 1 см. 16 17 33

11. Чатово - 2 см. 53 38 91

Итого 4 (3 м.1 ж.) 23 (3 м., 4 ж., 16 см.) 01 9 766 1667

Из 27 мектебе и медресе 14 помещаются в общественных зданиях, 11 - в собственных домах учащих, 1 - в наемном и 1 - в здании, построенном Курбангалиевым в Барде. Из них 4 помещения удовлетворительны, 10 - посредственны, то есть пока терпимы, но требующие перестройки или ремонта и 13 совсем не пригодны: низки, малы, темны, серы и т.п. Стоимость содержания здания колеблется между 13-100 руб. Только в 2-х медресе расходуется больше 100 руб. (в Бардымском - 300 руб. и Бичуринском - 150 руб.). Средняя же стоимость остальных - 25, 30 руб.

Говоря о зданиях мектебе и медресе и о стоимости содержания их, могу сказать, что некоторые маленькие мек-тебы отапливаются приносимыми учениками же дровами, или же привозимыми родителями.

Сторожевские обязанности в большинстве мектебов исполняются самими учащимися по очереди, или семьями учащих, хотя в показаниях по программе и заявляют, что имеется сторож по найму.

О пригодности школьных помещений вообще нечего и говорить. Из 27 мектебов и медресе только 3 помещаются в более удовлетворительных зданиях. Учащиеся же в собственных домах преподавателей ютятся в кухнях или около дверей (как например №№ 15, 7, 10, 17, 18 и 25), форточек и вентиляции ни в одном помещении не имеется, а в некоторых (№ № 24 и 13) классных помещениях топятся железные печи.

В 11 мект. и медр. Имеется низкие покатые скамейки (вроде парт) и низкие столики для учащих (в 5 из них имеются стенные классные доски) и только в одном Бардымск. женском медресе Курбангалиева - обыкновенные длинные парты, стенные классные доски, столы и стулья, а в остальных 16 - никакой мебели нет, кроме низеньких столов для преподавателей.

В Бардымской волости всего 4 медресе и 23 мектебе. Под словом «мектебе» нужно подразумевать тип начальной школы с преподаванием родного языка (письма и чтения) вероучения, элементарной арифметики и географии, а «медресе» - тип высшей и средней школ, в котор. преподаются: грамматика арабского языка, арабская литература, толкование Корана, изречения Магомета, логика и вообще вероучение, - шариат, а в образцовых, кроме того: средний курс математики, всеобщей истории, всеобщей географии. В Бардымском женском и Бичуринском мужском медресе Акманаева проходятся только грамматика арабского языка, а потому нельзя их назвать медресе в полном смысле этого слова.

Число учащихся в показаниях по программе, по многим мектебе, конечно немного преувеличено. Возраст учащихся - от 7-18 лет, а в Бардымском мужском медресе есть и 20-25 летние «дети».

Большим недостатком башкирских медресе и мектебе нужно считать и отсутствие в них групп. Много и новоме-тодных школ, где по новейшим и вполне пригодным учебникам уроки задаются не всему классу или отделению сразу, а каждому ученику отдельно или же маленьким (в 5-10 человек) группам. Это явление, конечно, пагубно отражается на развитии учащихся, а в особенности на здоровье самого преподавателя. Только в Бардымском женском медресе (№ 2) ученицы распределены на пять групп - отделения, и уроки задаются целой группе.

Продолжительность учебного курса во всех старометодных медресе и мектебе неограниченное число лет. Обыкновенно же дети ходят в мектебе от трех до семи лет, а в медресе до пятнадцати лет. В новометодных мектебе продолжительность учебного курса определялась в четыре - пять лет, а в медресе - двенадцать лет. Продолжительность учебного года - пять- семь месяцев, а ежедневных занятий пять - восемь часов.

По предметам преподавания мектебе и медресе Бард. волости распределяются следующим образом: в 2 медресе и 5 мектебе преподаются: вероучение, родной язык, краткий курс арифметики и географии, в 12 мектебе - родной язык, вероучение и счисление, а в остальных восьми кроме вероучения, как на татарском, так на арабском языках и списывания ничего не проходится. По словам же некоторых преподавателей «проходится немного арифметики и географии».

Переходя к рассмотрению учебников, небезынтересно будет говорить и о приемах и методах обучения в мек-тебе и медресе. Зная, по каким учебникам обучаются дети в данном мектебе, легко определить и приемы и методы преподавания в нем.

Обыкновенно принято называть то или иное мектебе «ново-методным» и «сторометодным». Различие между ними состоит в том, что в новометодном мектебе во I - азбука (татарская и арабская) проходятся по звуковому методу, вернее по учебникам, составленным по образцу русских букварей, во II - преподавание вероучения ведется по новым учебникам на татарском языке (учебники так и называются - новометодные и старометодные), в III в них обучается письму, чистописанию и орфографии и правильному изложению мыслей, в !У-х проходится элементарная арифметика и география. А в старометодных мектебе во !-ых азбука проходится по буквослагательному методу; во IIых вероучение преподается только вначале на татарском языке, а в большею частью на арабском по переводной форме; в Ш-их письму обучается только списыванием. Арифметика и география, конечно, в старометодных мектебе не преподается, исключая единичные случаи, когда по просьбе учащихся, быть может, преподаватели проходят сложение и вычитание в пределах ста. В Бардымской волости стенную географическую карту увидел только в Бардым-ском женском медресе Курбангалиева.

О полезности для населения тех или других видов мектебе легко заключить по следующему чистосердечному признанию одного почтенного старика-преподавателя, работавшего на ниве народной целых 35 лет. На мой вопрос, на сколько лет ученики его научаются сносно читать и писать, он ответил: «смотря по развитию. Некоторые в три, а иные в 4 года уже читают и пишут». Между тем, в удовлетворительных новометодных мектебе в течение 1 - У года учащиеся довольно хорошо читают и пишут.

По типам все мектебе и медресе Бардымской волости подразделяются следующим образом:

1. новые удовлетворительные: 7, а именно: № № 2, 5, 6, 7, 12, 22, 23.

2. новометодные неудовлетворительные, в которых обучение ведется и по старометодным учебникам (такие мектебе в программах названы «смешанного метода») - 12, а именно: № № 1, 3, 8, 11, 13, 14, 16, 20, 21, 24, 26 и 27. В четырех из них (№ 8, 14, 24, 26 преобладает старый метод)

3. старометодные - 8, а именно № № 4, 9, 10, 15, 17, 18, 19,и 25.

Выше много было сказано, что мектебе и медресе вообще подразделяются на новометодные и старометодные, но в жизни часто приходится сталкиваться с такими явлениями, что в старометодных мектебе, напр. наряду со старо-методными учебниками преподается и по новым легким учебникам. Это объясняется следующим: во первых, в деревнях очень часто не бывает под рукой подходящих учебников, если принять во внимание еще и отсутствие книжной торговли во всем уезде и преподавателю поневоле приходится согласиться выбору родителей учащихся, которым покупка старометодных книг обходиться гораздо дешевле, или же совсем не обучать детей и в глазах населения стать «дармоедом»; во вторых, в некоторых деревнях новометодные учебники вводятся по просьбе родителей учащихся, в третьих - недостаток средств для выписки учебников.

Этим я хочу сказать, что это явление только временное и все эти «смешанного типа» ненормальные мектебе со

временем, благодаря устранению причин, быть может, и очень скоро, преобразуются в новометодные удовлетвори-

тельные - это самое важное.

Список учебников

1). В новометодных мектебе Бардымской волости:

а) Максудов - (по вероучению) - Гибадат исламия 5 книг (гакаид, тагарят, намаз, зямагат, куза). Баруди - Ба-даул - маариф, авваленнизафа, Хуснель-гибадат, азкароссаля, Татимма, Гибадати - [...]*, Гкудассалясь; Касими -Гильмихаль все 3 ч., Ибрагими - Гильмихаль.

б) По родному языку: Максудова - Мугаллим авваль, Сяни (азбука); Риза Фахри - Насыхять, Касими - Кираат, Дебердиев - мектебе; Г. Буби - Кираат-тюрки, К.Биккулы - Кираат ва зираат и разных названий - намуня; ахляк, сахи-ля аби.

в) По арифметике: Ибрагим - Xисаб (счисление), Xисаб дигни и Xисаб аммялляры

г) По географии: Ф. Карими - Мухтасяр зяграфия, Ишгаби - Зяграфия.

д) По истории пророков (ветхий завет) - Тарих анбия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е) [...]*; Тарих-ислам

2) в старометодных:

а) по вероучению - Иман Шарт (тут же и азбука)

б) для чтения - Фазаиль-Шоуръ, Субатель-азизин, ссалихин, бадавали, Истивани, Риссалял азиза (все бесполезны - «нравоучительны», как выражаются любители старины - отжившего метода).

На арабском языке (по вероучению) кркъ хадис, гируто-ссаля, тагаллимоссаля, тюхва, Гайнель-гильм, Кодури.

Этимология (Сарф) и синтаксис (наху) арабского языка.

*[...] - слова неразборчивы.

Последние 5 учебников приняты и в новометодных медресе, первые 4 - в некоторых мектебе. Во всех татарских и башкирских школах обязательно преподается Коран (в некоторых сначала афтияк - часть Корана) с правилами для чтения так наз. Тафивидом.

Переходя затем к вопросу о поощрениях и наказаниях в мектебе и медресе, к стыду нашему приходится сознаться, что в некоторых мною замеченных школах все еще употребляется наказание кнутиками и прутиками (я подчеркиваю «в некоторых», чтобы не впасть в ошибку и не ввести других в заблуждение) хотя все преподаватели единодушно и заявляют, что телесное наказание у них не применяется. Стояние на ногах, на коленях и стояние в углу с поднятыми поленьями - это обыкновенное явление и после доброго, нравоучительного слова - нравственного воздействия и строгого выговора, считается легким наказанием. Всех преподавателей и преподавательниц 28 челов. И помощников и помощниц их (жен и старших учеников) - 9. Из 28 препод. недуховного звания - 6 (5 в Барде и 1 в Чатове). Мулл местных приходов - 17, муазинов местных приходов - 5. Вознаграждение за обучение получают лишь 4 учительницы Бардымского женского медресе - за зиму 355 рублей. Преподаватели и преподавательницы остальных мектебе и медресе никакого определенного вознаграждения не получают и довольствуются приносимыми учащимися еженедельными копейками так называемыми «садаками» - около 10-20 руб. за зиму - вот все жалование преподавателей, расходующих на содержание мектебе 20-30 рублей.

Все преподаватели занимаются хлебопашеством, чем и кормятся. Муллы, мечети и школы никакими землями, имуществами, приносящими доходов, не владеют.

Заканчивая настоящее заключение, скажу о своем личном впечатлении. Причиной неудовлетворительной постановки учебного дела во многих мектебе и медресе служит неподготовленность учителей и беспомощное положение последних, а плохое содержание зданий объясняется отсутствием достаточных средств. Как ни плохи новоме-тодные мектебе и медресе, но они приносят посильную пользу населению, которое и само уже начинает чувствовать потребность в образовании. Несомненно, со временем, при желании и помощи со стороны земства и общества магометанские новометодные школы могли бы принести и большую пользу.

Командированный Осинской уездной земской управой для обследования существующих в Осинском уезде татарских и башкирских медресе и мектебе.

Учитель Гл. X. Сунчаляев.

ГАПО. Ф. 281. Оп.1. Д. 823 «Дело Осинской уездной земской управы о существующих в Осинском уезде башкирских и татарских мектеб и медресе со сведениями об учащих, учащихся и выдачи от земства денежного пособия. Начато в 1909 г.» Л. 385, 608-610 об.- рукописный подлинник.

Примечание: Текст документа дан в соответствии с правилами современной орфографии и пунктуации, сокращения приводятся по источнику. Имя Шарифа Сунчелеева в подписи дано как Габдельшариф - ГлХ Сунчаляев.

1. Фархшатов, М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы XIX в. [Текст] / М.Н. Фархшатов. - М. : Наука, 1994. - С. 94.

2. Журналы Красноуфимского уездного земского собрания 29 очередной, 23 и 24 чрезвычайных сессий с докладами управы, комиссий и другими приложениями 1898-99 годов [Текст]. - Красноуфимск, 1900.- С. 172-173.

3. ЦГИА РБ. Ф. И-110. Оп. 1. Д. 1110, Л. 4.

4. Андреевский, Н.Ф. Мусульманский мектеб и его роль среди татарского народа на Крымском полуострове [Текст] / Н.Ф.Андреевский. - Симферополь, 1908.

5. Кривободров, Н.А. Крымский мектеб [Текст] //Педагогический листок. - 1915. - № 1. С. 24-29; - № 2. С.114-128; - № 3. С. 199-214.

6. Обухов, М.И. Мектебы Уфимской губернии. Статистический очерк татарских и башкирских низших школ (мектебов) Уфимской губернии по данным исследования Уфимской губернской земской управы 1912-13 года [Текст] / М.И. Обухов. - Уфа, 1915.

7. Обухов, М.И. Мектебы Уфимской губернии. Народное образование в Уфимской губернии в 1917 г. [Текст] / М.И.Обухов ; сост. С.В. Вахитов, Ю.В. Ергин ; предисл. и послесл. Ю.В. Ергина. - Уфа : Вагант, 2006. - 136 с.

8. Кильдибеков, Г.Н. Магометанские школы (мектебы и медресе) в Мензелинском уезде Уфимской губернии [Текст] / Г.Н. Кильдибеков. - Мензелинск, 1913.

9. Мектебы Оренбургской губернии. Краткий статистический обзор татарских и башкирских низших школ (мек-тебов) Оренбургской губернии по данным исследования отдела народного образования при Оренбургской губернской земской управе в 1915 г. [Текст] //Оренбургское губернское земское собрание. 3 очередная сессия. - Оренбург, 1916. -С. 190-220.

10. ГАПО. Ф. 281. Оп.1. Д. 823

11. ЦГИА РБ, Ф. Р-1833, Оп.1., Д.12. Л.1-3.

12. Ергин, Ю.В. Ш.Х. Сюнчелей (1885-1959) [Текст] / Ю.В. Ергин. - Уфа : Вагант, 2006. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.