Г.Б. Азаматова
ЗЕМСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ ШКОЛ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Ключевые слова: земства, мусульманские школы, обследования мектебов.
Аннотация: В статье рассматривается взаимодействие земских учреждений и мусульманской системы образования в начале ХХ века.
Внимание земства к мусульманской системе образования было обусловлено разработкой на местах «школьных сетей» - планов всеобщего обучения. В 1907-1912 годах законопроект Министерства просвещения «О введении всеобщего обучения в Российской империи» получил широкую поддержку в Третьей Государственной думе. Благодаря этому, значительно выросло государственное финансирование начального образования, началось быстрое увеличение числа народных школ. Многие земства выступили инициаторами распространения всеобщего обучения среди населения независимо от национальности и вероисповедания, проявив определенную независимость от учебного ведомства в решении данного вопроса.
Действенным фактором был также и рост активности мусульманского общества, выразившийся в многочисленных заявлениях сельских приходов, благотворительных обществ, гласных земских собраний о денежной помощи мектебам и медресе. Настойчивость требований обусловливалась ростом потребности в образовании и резким увеличением количества традиционных школ. По данным исследователя дореволюционного народного образования М.Н. Фархшатова, с середины 80-х годов XIX века до начала ХХ века количество мектебов и медресе в Уфимской и Оренбургской губерниях увеличилось в полтора раза и достигло 1200 [1]. Аналогичный процесс происходил и в других губерниях. Например, в Красноуфимском уезде Пермской губернии, согласно отчету инспектора народных училищ, за три учебных года (с конца 1895 по 1898 год) число мектебов увеличилось с двадцати семи до сорока пяти (или на 66 %) учеников в них - с девятисот восьмидесяти одного до тысячи восьмисот пятидесяти девяти человек (или на 89 %) [2].
По выражению служащего Уфимской губернской земской управы М.И. Обухова, «мек-тебы представляли для земства полную загадку», что не было преувеличением. Несмотря на их давнее существование в жизни российских мусульман, объективное представление о мусульманских школах не только в российском обществе, но и среди представителей государственной власти отсутствовало. Примечательно, что секретарь Уфимского губернского статистического комитета Н.А. Гурвич в 1868 и в 1875 годах в связи с запросом губернской и учебной администрации о мектебах, указал, что они «не составляют предмета отдельного статистического исследования» [3; 1, 55]. Однако к рассматриваемому времени политический интерес к примечетской системе образования и начавшаяся в столичных ведомствах работа по пересмотру законодательства о мусульманах инициировали сбор сведений о мектебах.
Авторами специальных работ стали председатель Особого совещания по вопросам об образовании инородцев А.С. Будилович, инспектор Казанского учебного округа Я.Д. Коблов, попечитель Оренбургского учебного округа Н.А. Бобровников. В 1908 году в типографии Таврического губернского земства вышел очерк Ф.Н. Андреевского «Мусульманский мектеб
и его роль среди татарского народа на Крымском полуострове» [4]. Работу «Крымский мек-теб» опубликовал в журнале «Педагогический листок» в 1915 году учитель из Ялтинского уезда Н.А. Кривободров [5]. Все перечисленные авторы подходили к проблеме мусульманских школ с европоцентристских позиций, а некоторые из них (Андреевский, Коблов) выражали исламофобские настроения.
Земские обследования отличались практической целью изучения мектебов как учебных заведений и определения типа государственной школы для башкир и татар. Наиболее известны опубликованные статистические исследования. Первенство среди них, безусловно, принадлежит фундаментальной работе М.И. Обухова [6, 7], в ней на основе более чем полутора тысяч анкет проанализированы примечетские школы Уфимской губернии. В Мен-зелинском уезде для обследования мектебов в 1912 году при земской управе была введена новая должность заведующего по хозяйственной части мектебов - принятый на нее журналист и педагог Г.Н. Кильдибеков путем личного осмотра описал по анкете губернского земства 326 мектебов и 38 медресе, результаты его исследования вышли в виде отдельной брошюры [8]. Оренбургская губернская земская управа в 1915 году по инициативе заведующего «инородческим» образованием И. Бикчентаева провела статистическое обследование мусульманских школ Оренбургской губернии, которое было также опубликовано [9].
Одной из задач земских обследований было обоснование расходов из местного бюджета. В результате сбора сведений земские управы выделяли новометодные мектебы и медресе, которым предназначались пособия. Получение земских денег ускорило реформирование мусульманских школ и позволило распространять на них стандарты, в том числе и образовательные, государственной школы. Среди условий получения пособий были преподавание общеобразовательных предметов, русского языка (Осинский, Верхнеуральский, Челябинский уезды), наличие программ и определенных учебных пособий, условие использования звукового способа обучения грамоте (Мензелинское, Бирское, Оренбургское, Екатеринбургское, Пермское земства). Путем упорядочения программы обучения мусульманские школы включались в систему начального образования, финансируемую земством. В последующем это привело к тому, что именно традиционные школы башкир и татар стали основой для строительства национальной государственной школы.
Обстоятельное изучение источников о взаимодействии земских управ с мусульманской системой образования показало, что сбор сведений о мектебах проходил повсеместно. Одно из первых земских исследований было проведено в Бугульминском уезде Самарской губернии. Уездная земская управа в декабре 1908 года разослала анкеты всем муллам уезда. Согласно сто одному полученному ответу, в Бугульминском уезде насчитывалось 147429 мусульман, 173 мечети (1 мечеть приходилась на 852 чел.), 240 мулл и 150 муэдзинов (1 мулла на 214 чел.) 185 мектебов и медресе, где обучалось 13066 учеников и 3608 учениц. В 1914-1915 годах Бугульминская управа предприняла еще одно обследование по предложению гласного Ш. Хакимова с целью упорядочения учебного дела и унификации программ преподавания. Члены управы посетили двести мектебов: с помощью подробной анкеты выяснялось соответствие традиционных школ санитарным нормам и уточнялись расходы на содержание учеников и мугаллимов.
В Уфимской губернии первые сведения о количестве мектебов, медресе, мугаллимов (учителей) и шакирдов (учащихся) собрала в 1910 году Бирская земская управа. В 1915 году она провела более основательное обследование мусульманских школ, согласно которому, из пятисот шестидесяти четырех мектебов и медресе двести четыре являлись новоме-тодными, пятьдесят шесть - смешанными и триста четыре - старометодными. В 1913 году в Оренбургском уезде описание мектебов и медресе по поручению инспектора народных училищ составил учитель Имангуловской русско-башкирской школы М. Мухамадиев.
Одно из детальных и глубоких обследований провели в 1912-1913 годах в Бардым-ской волости Осинского уезда земские учителя Шариф и Сагит Сунчелеевы с помощью специальной анкеты уездной земской управы. Первичные материалы обследования и «Общее заключение по обследованию башкирских и татарских медресе и мектебе Бардым-
ской волости», составленное Ш. Сунчелеевым хранятся в государственном архиве Пермского края [10]. Уникальный источник не вводился в научный оборот, в связи с чем ниже приводится публикация архивного документа. О том, что Ш. Сунчелеев планировал опубликовать результаты исследования в периодической печати свидетельствует подготовленная им статья «Мое путешествие по башкирским деревням (обследование мектебов и медресе)», отложившаяся в его личном фонде в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан [11].
Несколько слов об исполнителях обследования мектебов Осинского уезда Пермской губернии. Братья Шариф (Габдельшариф, Шарифжан) (1885-1959) [12] и Сагит (1889-1937) Сунчелеевы происходили из крестьянской семьи, уроженцы деревни Старые Мостяки Хва-лынского уезда Саратовской губернии. Первоначальное образование получили в мектебе и медресе. Шариф Сунчелеев в 1907 году окончил Казанскую татарскую учительскую школу, Сагит вынужден был оставить учебу в ней в 1909 году из-за финансовых трудностей. С 1909 года братья начали работу в земской русско-башкирской школе д. Сараши Осинского уезда Пермской губернии, Шариф был заведующим училищем, Сагит - учителем. О результатах их педагогической деятельности свидетельствовал быстрый рост числа учеников в школе. Кроме преподавания, Сунчелеевы занимались журналистской деятельностью, их статьи публиковались в национальных периодических изданиях (газетах «Йолдоз», «Ва-кыт», журнале «Мусульманин» и др.); Сагит Сунчелеев опубликовал сборник стихов (1913 г.), переводил на татарский язык произведения русских и западноевропейских классиков. С 1915 года Ш.Х. Сунчелеев работал земских учреждениях Уфимской губернии инструктором по внешкольному образованию; в 1917-1918 годах участвовал в издании уфимских газет «Ирек» («Воля»), «Авыл халкы» («Сельский народ»), «Безнен юл» («Наш путь»).
В советский период братья Сунчелеевы участвовали в строительстве системы просвещения и проведении национальной политики. Ш.Х. Сунчелеев в 1919-1922 годах состоял заведующим Уфимского губернского отдела народного образования, в 1922-1927 годах - членом Коллегии Башнаркомпроса, в 1929 году возглавил Башкирский педагогический институт, с 1930 года трудился на ниве науки в Москве; в 1938 году был репрессирован; в 1956 году восстановлен как член коммунистической партии. С.Х. Сунчелеев являлся представителем Наркомнаца в Крыму (1919 г.), членом Коллегии Башнаркомпроса (1923-1926), заведующим Уфимского государственного художественного музея (1926), переводчиком советского генерального консульства в Турции (1926-1927); в 1929 году подвергся репрессии; в 1937 году был расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.
Далее приведем некоторые архивные документы, касающиеся земских обследований мусульманских школ в начале хх века.
Дело
Осинской уездной земской управы о существующих в Осинском уезде башкирских и татарских мектеб и медресе со сведениями об учащих, учащихся и выдачи от земства денежного пособия 1909-1912 гг.
Опросный бланк Осинской уездной земской управы.
Название селения________волости_________прихода_______
Число дворов_______
Приблизительное количество населения______
Число учащихся в момент исследования______
Помещение, здание школы:
Собственное_________наемное______
Число классных комнат______
Стоимость содержания здания______
Плата за помещение______
Отопление_________освещение______
Сторож/кто исполняет обязанности сторожа_____
Пригодность помещения______
Мебель, есть ли классная мебель и какая___
Тип школы /название/ мектебе/медресе_________
Учащиеся. Число
Мальчиков_________девочек_________всего______
Возраст учащихся от_________до________
Количество групп________
Продолжительность учебного курса__________
Учебного года_________учебного дня________
Предметы преподавания /перечислить/__________
Учебники и учебные пособия /перечислить/________
Приемы преподавания_________
Какие принимаются меры поощрения и наказания__________
Преподаватель: возраст________
Образовательный ценз________
Продолжительность его педагогической деятельности вообще__________
В данной школе________, кем приглашен или назначен________
Размер получаемого вознаграждения_________
От кого следует_______
Как получается________
Местный или посторонний/подчеркнуть/
Если посторонний, то откуда_______
Квартира и источники ее содержания________
Личные впечатления__________
Число верст от волости________от русско-татарской школы________
Общее заключение по обследованию башкирских и татарских медресе и мек-тебе Бардымской волости. В Бардымской волости 11 башкирских деревень с общим количеством населения в 13 330 человек. Число дворов - 2 777. Число медресе - 2, мектебе - 25 и учащихся в них обоего пола 1607, что составляет около 13 % всего населения. Число школ и учащихся обоего пола в них по деревням выражается следующим образом (табл.1).
___________________________________________________________________________________________________Таблица 1
№№ Название селения медресе мектебе Число учащихся
м. д. всего
1. Барда 2 (1м.1ж.) 3 (2 м., 1 ж.) 260 145 405
2. Бичурино 2 (м.) 3 (1см., 2 ж.) 152 118 270
3. Тюндюково 2 (см.) 80 61 141
4. Верх-Шлыки - 1 см. 35 30 65
5. Ново-Чатово - 1 см. 38 30 68
6. Мостовая - 2 см. 36 43 79
7. Краснояр - 4 см. 128 162 290
8. Аклуши - 3 (1м.,1ж.,1 см.) 75 85 160
9. Бардабашево - 1 см. 28 37 65
10. Утаево - 1 см. 16 17 33
11. Чатово - 2 см. 53 38 91
Итого 4 (3 м.1 ж.) 23 (3 м., 4 ж., 16 см.) 01 9 766 1667
Из 27 мектебе и медресе 14 помещаются в общественных зданиях, 11 - в собственных домах учащих, 1 - в наемном и 1 - в здании, построенном Курбангалиевым в Барде. Из них 4 помещения удовлетворительны, 10 - посредственны, то есть пока терпимы, но требующие перестройки или ремонта и 13 совсем не пригодны: низки, малы, темны, серы и т.п. Стоимость содержания здания колеблется между 13-100 руб. Только в 2-х медресе расходуется больше 100 руб. (в Бардымском - 300 руб. и Бичуринском - 150 руб.). Средняя же стоимость остальных - 25, 30 руб.
Говоря о зданиях мектебе и медресе и о стоимости содержания их, могу сказать, что некоторые маленькие мек-тебы отапливаются приносимыми учениками же дровами, или же привозимыми родителями.
Сторожевские обязанности в большинстве мектебов исполняются самими учащимися по очереди, или семьями учащих, хотя в показаниях по программе и заявляют, что имеется сторож по найму.
О пригодности школьных помещений вообще нечего и говорить. Из 27 мектебов и медресе только 3 помещаются в более удовлетворительных зданиях. Учащиеся же в собственных домах преподавателей ютятся в кухнях или около дверей (как например №№ 15, 7, 10, 17, 18 и 25), форточек и вентиляции ни в одном помещении не имеется, а в некоторых (№ № 24 и 13) классных помещениях топятся железные печи.
В 11 мект. и медр. Имеется низкие покатые скамейки (вроде парт) и низкие столики для учащих (в 5 из них имеются стенные классные доски) и только в одном Бардымск. женском медресе Курбангалиева - обыкновенные длинные парты, стенные классные доски, столы и стулья, а в остальных 16 - никакой мебели нет, кроме низеньких столов для преподавателей.
В Бардымской волости всего 4 медресе и 23 мектебе. Под словом «мектебе» нужно подразумевать тип начальной школы с преподаванием родного языка (письма и чтения) вероучения, элементарной арифметики и географии, а «медресе» - тип высшей и средней школ, в котор. преподаются: грамматика арабского языка, арабская литература, толкование Корана, изречения Магомета, логика и вообще вероучение, - шариат, а в образцовых, кроме того: средний курс математики, всеобщей истории, всеобщей географии. В Бардымском женском и Бичуринском мужском медресе Акманаева проходятся только грамматика арабского языка, а потому нельзя их назвать медресе в полном смысле этого слова.
Число учащихся в показаниях по программе, по многим мектебе, конечно немного преувеличено. Возраст учащихся - от 7-18 лет, а в Бардымском мужском медресе есть и 20-25 летние «дети».
Большим недостатком башкирских медресе и мектебе нужно считать и отсутствие в них групп. Много и новоме-тодных школ, где по новейшим и вполне пригодным учебникам уроки задаются не всему классу или отделению сразу, а каждому ученику отдельно или же маленьким (в 5-10 человек) группам. Это явление, конечно, пагубно отражается на развитии учащихся, а в особенности на здоровье самого преподавателя. Только в Бардымском женском медресе (№ 2) ученицы распределены на пять групп - отделения, и уроки задаются целой группе.
Продолжительность учебного курса во всех старометодных медресе и мектебе неограниченное число лет. Обыкновенно же дети ходят в мектебе от трех до семи лет, а в медресе до пятнадцати лет. В новометодных мектебе продолжительность учебного курса определялась в четыре - пять лет, а в медресе - двенадцать лет. Продолжительность учебного года - пять- семь месяцев, а ежедневных занятий пять - восемь часов.
По предметам преподавания мектебе и медресе Бард. волости распределяются следующим образом: в 2 медресе и 5 мектебе преподаются: вероучение, родной язык, краткий курс арифметики и географии, в 12 мектебе - родной язык, вероучение и счисление, а в остальных восьми кроме вероучения, как на татарском, так на арабском языках и списывания ничего не проходится. По словам же некоторых преподавателей «проходится немного арифметики и географии».
Переходя к рассмотрению учебников, небезынтересно будет говорить и о приемах и методах обучения в мек-тебе и медресе. Зная, по каким учебникам обучаются дети в данном мектебе, легко определить и приемы и методы преподавания в нем.
Обыкновенно принято называть то или иное мектебе «ново-методным» и «сторометодным». Различие между ними состоит в том, что в новометодном мектебе во I - азбука (татарская и арабская) проходятся по звуковому методу, вернее по учебникам, составленным по образцу русских букварей, во II - преподавание вероучения ведется по новым учебникам на татарском языке (учебники так и называются - новометодные и старометодные), в III в них обучается письму, чистописанию и орфографии и правильному изложению мыслей, в !У-х проходится элементарная арифметика и география. А в старометодных мектебе во !-ых азбука проходится по буквослагательному методу; во IIых вероучение преподается только вначале на татарском языке, а в большею частью на арабском по переводной форме; в Ш-их письму обучается только списыванием. Арифметика и география, конечно, в старометодных мектебе не преподается, исключая единичные случаи, когда по просьбе учащихся, быть может, преподаватели проходят сложение и вычитание в пределах ста. В Бардымской волости стенную географическую карту увидел только в Бардым-ском женском медресе Курбангалиева.
О полезности для населения тех или других видов мектебе легко заключить по следующему чистосердечному признанию одного почтенного старика-преподавателя, работавшего на ниве народной целых 35 лет. На мой вопрос, на сколько лет ученики его научаются сносно читать и писать, он ответил: «смотря по развитию. Некоторые в три, а иные в 4 года уже читают и пишут». Между тем, в удовлетворительных новометодных мектебе в течение 1 - У года учащиеся довольно хорошо читают и пишут.
По типам все мектебе и медресе Бардымской волости подразделяются следующим образом:
1. новые удовлетворительные: 7, а именно: № № 2, 5, 6, 7, 12, 22, 23.
2. новометодные неудовлетворительные, в которых обучение ведется и по старометодным учебникам (такие мектебе в программах названы «смешанного метода») - 12, а именно: № № 1, 3, 8, 11, 13, 14, 16, 20, 21, 24, 26 и 27. В четырех из них (№ 8, 14, 24, 26 преобладает старый метод)
3. старометодные - 8, а именно № № 4, 9, 10, 15, 17, 18, 19,и 25.
Выше много было сказано, что мектебе и медресе вообще подразделяются на новометодные и старометодные, но в жизни часто приходится сталкиваться с такими явлениями, что в старометодных мектебе, напр. наряду со старо-методными учебниками преподается и по новым легким учебникам. Это объясняется следующим: во первых, в деревнях очень часто не бывает под рукой подходящих учебников, если принять во внимание еще и отсутствие книжной торговли во всем уезде и преподавателю поневоле приходится согласиться выбору родителей учащихся, которым покупка старометодных книг обходиться гораздо дешевле, или же совсем не обучать детей и в глазах населения стать «дармоедом»; во вторых, в некоторых деревнях новометодные учебники вводятся по просьбе родителей учащихся, в третьих - недостаток средств для выписки учебников.
Этим я хочу сказать, что это явление только временное и все эти «смешанного типа» ненормальные мектебе со
временем, благодаря устранению причин, быть может, и очень скоро, преобразуются в новометодные удовлетвори-
тельные - это самое важное.
Список учебников
1). В новометодных мектебе Бардымской волости:
а) Максудов - (по вероучению) - Гибадат исламия 5 книг (гакаид, тагарят, намаз, зямагат, куза). Баруди - Ба-даул - маариф, авваленнизафа, Хуснель-гибадат, азкароссаля, Татимма, Гибадати - [...]*, Гкудассалясь; Касими -Гильмихаль все 3 ч., Ибрагими - Гильмихаль.
б) По родному языку: Максудова - Мугаллим авваль, Сяни (азбука); Риза Фахри - Насыхять, Касими - Кираат, Дебердиев - мектебе; Г. Буби - Кираат-тюрки, К.Биккулы - Кираат ва зираат и разных названий - намуня; ахляк, сахи-ля аби.
в) По арифметике: Ибрагим - Xисаб (счисление), Xисаб дигни и Xисаб аммялляры
г) По географии: Ф. Карими - Мухтасяр зяграфия, Ишгаби - Зяграфия.
д) По истории пророков (ветхий завет) - Тарих анбия
е) [...]*; Тарих-ислам
2) в старометодных:
а) по вероучению - Иман Шарт (тут же и азбука)
б) для чтения - Фазаиль-Шоуръ, Субатель-азизин, ссалихин, бадавали, Истивани, Риссалял азиза (все бесполезны - «нравоучительны», как выражаются любители старины - отжившего метода).
На арабском языке (по вероучению) кркъ хадис, гируто-ссаля, тагаллимоссаля, тюхва, Гайнель-гильм, Кодури.
Этимология (Сарф) и синтаксис (наху) арабского языка.
*[...] - слова неразборчивы.
Последние 5 учебников приняты и в новометодных медресе, первые 4 - в некоторых мектебе. Во всех татарских и башкирских школах обязательно преподается Коран (в некоторых сначала афтияк - часть Корана) с правилами для чтения так наз. Тафивидом.
Переходя затем к вопросу о поощрениях и наказаниях в мектебе и медресе, к стыду нашему приходится сознаться, что в некоторых мною замеченных школах все еще употребляется наказание кнутиками и прутиками (я подчеркиваю «в некоторых», чтобы не впасть в ошибку и не ввести других в заблуждение) хотя все преподаватели единодушно и заявляют, что телесное наказание у них не применяется. Стояние на ногах, на коленях и стояние в углу с поднятыми поленьями - это обыкновенное явление и после доброго, нравоучительного слова - нравственного воздействия и строгого выговора, считается легким наказанием. Всех преподавателей и преподавательниц 28 челов. И помощников и помощниц их (жен и старших учеников) - 9. Из 28 препод. недуховного звания - 6 (5 в Барде и 1 в Чатове). Мулл местных приходов - 17, муазинов местных приходов - 5. Вознаграждение за обучение получают лишь 4 учительницы Бардымского женского медресе - за зиму 355 рублей. Преподаватели и преподавательницы остальных мектебе и медресе никакого определенного вознаграждения не получают и довольствуются приносимыми учащимися еженедельными копейками так называемыми «садаками» - около 10-20 руб. за зиму - вот все жалование преподавателей, расходующих на содержание мектебе 20-30 рублей.
Все преподаватели занимаются хлебопашеством, чем и кормятся. Муллы, мечети и школы никакими землями, имуществами, приносящими доходов, не владеют.
Заканчивая настоящее заключение, скажу о своем личном впечатлении. Причиной неудовлетворительной постановки учебного дела во многих мектебе и медресе служит неподготовленность учителей и беспомощное положение последних, а плохое содержание зданий объясняется отсутствием достаточных средств. Как ни плохи новоме-тодные мектебе и медресе, но они приносят посильную пользу населению, которое и само уже начинает чувствовать потребность в образовании. Несомненно, со временем, при желании и помощи со стороны земства и общества магометанские новометодные школы могли бы принести и большую пользу.
Командированный Осинской уездной земской управой для обследования существующих в Осинском уезде татарских и башкирских медресе и мектебе.
Учитель Гл. X. Сунчаляев.
ГАПО. Ф. 281. Оп.1. Д. 823 «Дело Осинской уездной земской управы о существующих в Осинском уезде башкирских и татарских мектеб и медресе со сведениями об учащих, учащихся и выдачи от земства денежного пособия. Начато в 1909 г.» Л. 385, 608-610 об.- рукописный подлинник.
Примечание: Текст документа дан в соответствии с правилами современной орфографии и пунктуации, сокращения приводятся по источнику. Имя Шарифа Сунчелеева в подписи дано как Габдельшариф - ГлХ Сунчаляев.
1. Фархшатов, М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы XIX в. [Текст] / М.Н. Фархшатов. - М. : Наука, 1994. - С. 94.
2. Журналы Красноуфимского уездного земского собрания 29 очередной, 23 и 24 чрезвычайных сессий с докладами управы, комиссий и другими приложениями 1898-99 годов [Текст]. - Красноуфимск, 1900.- С. 172-173.
3. ЦГИА РБ. Ф. И-110. Оп. 1. Д. 1110, Л. 4.
4. Андреевский, Н.Ф. Мусульманский мектеб и его роль среди татарского народа на Крымском полуострове [Текст] / Н.Ф.Андреевский. - Симферополь, 1908.
5. Кривободров, Н.А. Крымский мектеб [Текст] //Педагогический листок. - 1915. - № 1. С. 24-29; - № 2. С.114-128; - № 3. С. 199-214.
6. Обухов, М.И. Мектебы Уфимской губернии. Статистический очерк татарских и башкирских низших школ (мектебов) Уфимской губернии по данным исследования Уфимской губернской земской управы 1912-13 года [Текст] / М.И. Обухов. - Уфа, 1915.
7. Обухов, М.И. Мектебы Уфимской губернии. Народное образование в Уфимской губернии в 1917 г. [Текст] / М.И.Обухов ; сост. С.В. Вахитов, Ю.В. Ергин ; предисл. и послесл. Ю.В. Ергина. - Уфа : Вагант, 2006. - 136 с.
8. Кильдибеков, Г.Н. Магометанские школы (мектебы и медресе) в Мензелинском уезде Уфимской губернии [Текст] / Г.Н. Кильдибеков. - Мензелинск, 1913.
9. Мектебы Оренбургской губернии. Краткий статистический обзор татарских и башкирских низших школ (мек-тебов) Оренбургской губернии по данным исследования отдела народного образования при Оренбургской губернской земской управе в 1915 г. [Текст] //Оренбургское губернское земское собрание. 3 очередная сессия. - Оренбург, 1916. -С. 190-220.
10. ГАПО. Ф. 281. Оп.1. Д. 823
11. ЦГИА РБ, Ф. Р-1833, Оп.1., Д.12. Л.1-3.
12. Ергин, Ю.В. Ш.Х. Сюнчелей (1885-1959) [Текст] / Ю.В. Ергин. - Уфа : Вагант, 2006. - 56 с.