Научная статья на тему 'Возвращение к истокам гуманизации личности - цивилизационный выбор современного образования'

Возвращение к истокам гуманизации личности - цивилизационный выбор современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ВОСПИТАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / HUMANISM / TOLERANCE / HUMANISTIC PHILOSOPHY / EDUCATION IN HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотников Иван Сергеевич

В статье автор обращается к историческим корням цивилизационного выбора человечеством принципов гуманизма как основы построения справедливого общества, опирающегося на общепринятые ценности бытия: терпимость, уважение, взаимопонимание и взаимозависимость. Анализируя накопленный 11 социумом опыт, автор проецирует его на современные проблемы, связанные с образованием и воспитанием студенческой молодежи в рамках новых образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECURRENCE TO PERSONALITY`S HUMANIZATION ORIGINS-CIVILIZED CHOICE OF MODERN EDUCATION

The author refers to the historical roots of civilized choice of principles of humanity, as a basis for building a justified society based on common values of life: tolerance, respect, understanding and interdependence. Analyzing the accumulated experience of the society, the author projects it on the contemporary issues related to education and the education of students in the new educational standards.

Текст научной работы на тему «Возвращение к истокам гуманизации личности - цивилизационный выбор современного образования»

Ч^го С с чо

И.С. Сотников

Возвращение к истокам гуманизации личности - цивилизационный выбор современного образования

В статье автор обращается к историческим корням цивилизационного выбора человечеством принципов гуманизма как основы построения справедливого общества, опирающегося на общепринятые ценности бытия: терпимость, уважение, взаимопонимание и взаимозависимость. Анализируя накопленный

социумом опыт, автор проецирует его на современные проблемы, связанные с образованием и воспитанием студенческой молодежи в рамках новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: гуманизм, толерантность, гуманистическая философия, воспитание в высшей школе.

Русские просветительские традиции всегда основывались на принципах гуманизма. Например, М.В. Ломоносов, хорошо знакомый с западной образовательной системой, переосмыслил и сформулировал на ее почве русские гуманистические принципы образования, опираясь на особенности русского общества и русского характера. Привитие любви к науке и трудолюбию, считал гений российского просвещения, должны были помочь сформировать человека-патриота, высоконравственную личность

[3].

В европейской философии определение образования как «возрастание к гуманности» [2] дал в 1774 г. немецкий философ-просветитель И.Г. Гер-дер. Гердер писал, что человек обязан не давать «покрываться ржавчиной своему таланту» [Там же]. Г.Ф. Гегель, подчеркивая связь философии и образования, указывал на недостаточность природных качеств человека и важность образования как способа его духовного развития: «С одной стороны, человек - природное существо. Во-вторых, он существо духовное, разумное. Взятый с этой стороны, он не бывает от природы тем, чем он должен быть» [1].

Лучшая часть человечества - мыслители эпох и народов - всегда ставили на верхние ступени системы ценностей именно гуманистические идеалы. Ими взращивались и культивировались принципы свободы, индивидуализма, ненасилия, интернационализма, гуманизма, коллективизма.

Хочется отметить, что человеческая природа всегда стремится к недостижимому гуманистическому эталону. Ненасильственные действия имеют более глубокое проникновение в сознание социума, поскольку они уважительно относятся к самой человеческой природе, даже если индивид не принимает общегуманистические идеи в силу вероисповедания, этнической принадлежности, воспитания или образования. Здесь можно обратиться к проблеме толерантности в современном обществе. Термин «толерантность» в разных языках имеет следующий смысл: в английском - это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов», в арабском - «прощение, снисхождение, терпение, мягкость, расположенность к другим». В русском языке толерантность эквивалентна двум понятиям: медицин-

х к скому (ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию) и общечеловеческому (терпимость - способность мириться с чужим мнением, быть к | снисходительным к поступкам других людей).

Нужно сказать, что гуманизм и толерантность взаимно дополняют друг друга. В своем единстве они являются признаком уверенности в своей правоте и сознании надежности своих собственных позиций, своей идеологии, которая не боится сравнения с другими и открыта для всех. Сущность гуманизма, как мы ее себе представляем, заключается в поддержке каждого человека для раскрытия его потенциала, как интеллектуального, так и социального. Однако в любом из возможных аспектов главное содержание гуманизма - в признании права каждого человека на свободное развитие всех своих способностей и одновременной ответственности его и общества за нарушение аналогичного права других людей.

Свобода в человеческом обществе не может быть абсолютной, но ценность человека (индивидуума) имеет принципиальное значение для современного образования. Ценность человека должна быть априори признана абсолютной. Одновременно необходимо признать и его относительную ценность; она устанавливается в зависимости от того, каковой является его деятельность. Бытие человека «есть его действие» [2]. Человек цивилизации призван вывести опыт на гуманный уровень. Он выступает субъектом, продуцирующим ценности и индивидуальный мир. Студенты, постигая гуманистические ценности, осознают смысложизненные проблемы, познают различные, в том числе и ценностные отношения, учатся творить ценности уникального личностного мира.

Выводы ученых (Д. Боткин, М. Эльмандирова, М. Малитц) базировались на необходимости ориентации образования на будущие состояния общества, которые в период обучения молодого поколения только складываются. Тем самым был провозглашен принцип опережающей подготовки человека к неопределенным условиям, из которого следует и представление о непрерывном образовании. Оно призвано обеспечить возможность многократного возвращения человека в образовательную систему по мере появления у него новых проблем [4]. Впервые концепция «непрерывного образования» была сформулирована П. Ленграндом в 1965 г., вызвав огромный теоретический и практический резонанс. В 70-е гг. ХХ в. появились работы, посвященные исследованию генезиса и содержания концепции непрерывного образования.

Воспитание у студентов терпимого отношения к себе и к окружающим является актуальной проблемой на современном этапе образования.

Периферийные вузы - своеобразный конгломерат студентов, предста- к вителей местного региона. Если Россия - страна многоконфессиональная | о и полиэтничная, то Северо-Кавказский регион следует назвать особен- | § ным в этом контексте. Здесь на территории каждого национального обра- с ^ зования живут вместе представители разных этнических и религиозных сообществ. На Северном Кавказе совершенно естественным образом проходят процессы ассимиляции (потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена их чертами другого общества, смешение племен), приводящие к формированию новых обычаев и традиций, несущих особенности разных культур. В идеальном обществе данный фактор стал бы определяющим в формировании политики терпимости, в построении социума без агрессии. Но реальная практика опровергает такое развитие событий.

На общем фоне падения уровня образованности, в том числе и уровня элементарной грамотности и элементарного мышления, утилитарный подход к образованию и подготовке бакалавров автоматически приводит к соответствующим изменениям в культуре личности и народа в целом. Важно подчеркнуть, что падение образованности в педагогической среде имеет наиболее негативное, деструктивное влияние на развитие духовной культуры и этноса. Интеллектуальная серость, вооруженная дипломом, воинствующе активна, занимает должности и места, позволяющие ей влиять на интеллект народа, «плодить» воинствующую серость, которая мало заботится о безопасности народа.

Современное высшее образование, выполняя социальный заказ на подготовку бакалавров, способных в профессиональной деятельности адаптироваться к социально-экономическим преобразованиям, переживает состояние качественного изменения, в котором первостепенное значение имеет реализация целостного образовательного процесса, адекватного методологии деятельности бакалавра в условиях демократизации, гуманизации жизнедеятельности. Провозглашенные обществом данные установки далеки от воплощения в реальной практике высшей школы. Чтобы они были усвоены на уровне конкретных действий, современная философия создает такое методологическое обоснование для решения данных проблем, которое утверждает необходимость введения новых образовательных технологий.

Новые образовательные технологии должны произрастать из принципа самообразования педагогов: «... никто не может развивать, воспитывать, образовывать другого (формировать его идеалы), если он сам не воспитан и не образован; учитель может воздействовать на развитие, воспитание, образование воспитанника только в той степени, в какой он сам воспитан,

развит, образован; учитель может истинно развивать, воспитывать, обра-EESE^g зовывать только до тех пор, пока он сам работает над своим собственным

образованием, развитием, воспитанием» [6]. к | о Развитие гуманистических принципов и толерантности у студентов gox следует начинать с первой лекции в высшем учебном заведении. Гуманизм и толерантность следует рассматривать как одни из самых необходимых условий в формировании будущей профессиональной деятельности. Усвоив писанные и неписанные правила как данность, студент приобретает навыки не только профессионального, но и социального общения, овладевая одновременно основами культуры гуманного и толерантного поведения. Культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и своему ближнему окружению, тем самым приобретается навык более внимательного и вдумчивого подхода к проблемам друг друга.

Библиографический список

1. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

2. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

3. Ломоносов. Антология гуманной педагогики. М., 1996.

4. Сотникова Н.Н. Философско-гуманистические гуманитарные основы образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 6. С. 160167.

5. Толстикова С.Н. К проблеме формирования толерантности у студентов в процессе обучения в вузе // Вестник МГГУ им.М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 3. С. 58-62.

6. Философско-педагогические учения в русской философии: Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. М., 1994. Ч. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.