ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И
ГУМАНИЗМА
Н.Н. НИКИТИНА
Государственный университет гуманитарных наук ул. Губкина, 6, 119333 Москва, Россия
Особенностью человеческой культуры является то, что человек «воспроизводит себя во многих вещах», в способах жизни и формах религиозности.
Никто еще не родился толерантным, никто еще не родился гуманным, никто не родится невежей или энциклопедистом, религиозным фанатиком или циничным атеистом и даже в собственном смысле русским или немцем. Но каждому от рождения дана возможность стать тем или другим. Гердер называл это «вторым рождением» человека или «культурой». Родовые муки этого второго рождения на свет называются «образованием». Поэтому термины, стоящие в названии статьи, связаны отнюдь не внешне, а глубоко и органически. Образование есть та нить, которая связывает прошлое, настоящее и будущее, обеспечивая преемственность в развитии культуры, образует историческую субстанцию разумной жизни, существования социума. Фундаментальная особенность человеческой культуры состоит в том, что человек, как сказал Гегель, «воспроизводит себя во внешних вещах». Накопленные навыки опредмечиваются в орудиях труда, самая сложная наука, пусть мало узнаваемая, но модель исторически накопленной практики. В смене образов и форм религиозной жизни, эволюции нравственных норм находит отражение исторически складывающиеся отношения человека и общества, глубина и форма его самосознания. О переживаниях и страстях наших предшественников, их представлении о счастье, смысле жизни, отношении к любви и смерти мы можем узнать только из искусства, в котором эмоционально-духовная сфера обретает свое инобытие. Память человечества существует как многообразие исторически развивающихся культурных форм. Чтобы родиться «второй раз» человеком своей культуры - русским, французом, немцем и т.д., гражданином мира, великим художником, Мастером своего дела нужно «прочитать» свое прошлое, только тогда оно становится настоящим и стартовой площадкой для будущего. Задача эта сложнейшая. По этому поводу прекрасно сказал Фр.Шлегель: самая захватывающая военная хроника - это хроника борьбы с собой, в которой, как мы знаем, не так много победителей. Не проще эта задача и для учителей. Но это самая жизненная из всех насущных для культуры задача, ибо именно образование обеспечивает целостность культурного типа на уровне взаимопонимания и сочувствия. Оно же делает возможным общение с соседями по планете - представителями других культур, межкультурную коммуникацию. Воспитание вечно актуальных толерантности и гуманизма, в самом широком их понимании, от простой терпимости до глубочайшего сочувствия, уничтожающего грань между «своими» и «чужими», на которых не распространяются «наши» нравственные нормы, по мнению автора этой статьи, осуществляется именно в процессе образования. Образования не только высшего, среднего, но и семейного, которое получает человек в процессе общения со сверстниками и наставниками. Всякое общение несет в себе и элементы образования, и приобретение каких-то новых знаний.
Речь далее пойдет о высшем образовании. Высшее образование безусловно способствует формированию вышеназванных, может быть главных человеческих и гражданских качеств. Но не всякое высшее образование. Оно должно отвечать определенным требованиям: учить глубокому пониманию изучаемого предмета. Это касается преподавания как естественных и точных, так и гуманитарных наук, однако в преподавании наук гуманитарных возникают дополнительных проблемы. Ключевая роль в достижении понимания безусловно принадлежит профессионализму преподавателя и, следовательно, умению ясно мыслить и ясно излагать. Ряд других проблем вытекает из того факта, что все мы - учителя и ученики - дети своего времени и своего народа. Так было всегда, с этим и связано то, что не всякое образования воспитывает толерантность и гуманизм. Гениальнейший из людей великий Аристотель считал, что счастье жить в государстве принадлежит только свободным эллинам, варвары не способны создать государство, ибо биологически ниже и не имеют разумной части души. Между эллинами и варварами поэтому, считал он, не может вестись война, эго не война, а охота. Первый из толерантных Александр Македонский, уйдя в поход, не слушал советов своего учителя, у него начинает исчезать понятие «чужого» и возникает объективное видение другой культуры. Идеологический момент, связанный с конкретно-историческими условиями, ограниченностью межкультурных коммуникаций наличествует в учениях почти каждого великого мыслителя и относится к предрассудкам, от которых нельзя избавиться, поскольку они не стали еще предметом рефлексии. Этот момент присутствует в любой исторически конкретной системе образования.
Автор этой статьи многие годы преподает философию в высшей школе. Чему учила, чему учит и чему должна учить философия. Это вопрос актуальный, с этим и будут связаны дальнейшие размышления. Не будем обращаться к нашему дореволюционному прошлому, но на памяти поколения, к которому относится автор этой статьи, философия преподавалась всегда и, кажется, везде, не только в вузах. Как учебная дисциплина она представляла собой нерасторжимое единство диалектического материализма, исторического материализма и научного коммунизма. Лекции по философии звучали не только с кафедр университетов, технических, гуманитарных и художественных вузов. Им внимали слушатели многочисленных университетов марксизма-ленинизма. Тысячи рабочих, колхозников, инженеров, врачей, педагогов и работников искусства приобщались к философии благодаря усилиям общества «Знание». Широте распространения философских знаний в это время могло бы позавидовать любое исторически известное Просвещение. Цель вузовского преподавания философии в том виде, в котором она тогда существовала, и широкая демократизация философских знаний определяли и средства ее реализации - обязательность и тотальность приобщения. Цель эта заключалась в формировании «научного мировоззрения», точнее в формировании идеологии социалистического общества, строящего коммунизм, идеологии определенного класса, персонифицированной в партии власти. Задача эта успешно решалась, хотя, как показало время, так и не была решена. Сегодня от этого периода существования философии нам в наследие осталась не только некая сумма знаний, но, к сожалению, и ее «имидж». У людей нашего поколения, знакомых с философией лишь по одноименному курсу, прослушанному в вузе, произнесение этого слова и сейчас вызывает мельканье перед внутренним взором стендов с материалами партийных пленумов и съездов. В «эпоху стендов» сама философия претерпела удивительные метаморфозы. Отрешившись от своего прошлого, названного «историей философии», еще точнее «предысторией», от своих тысячелетних проблем и места в духовной жизни человечества, она сохранила
только имя, но обрела статус абсолютной истины и функции идеологического знамени эпохи и инструмента управления едва ли не всеми сферами жизни. Философия, точнее ее преемница, не была идеологизирована, как искусство, история, наука и т.д. Она сама стала главным инструментом идеологизации — идеологией. Преподавание философии никак не могло, таким образом, способствовать воспитанию толерантности и гуманизма. Мир делился по классовому принципу на «своих» и «чужих». С этих позиций читались лекции, писались учебники и монографии, воспитывавшие студентов в непримиримой ненависти к буржуазии и носителям ее идеологии, к которым причислялись практически все зарубежные философы. К врагам пролетариата причислялись не только Ницше и Шопенгауэр, но даже Гегель. Гуманизм же был ограничен узкими классовыми рамками. Практическая ориентация новорожденной «философии» и ее стремление дойти до каждого с классовых позиций не могли вызвать у представителей мало-мальски живых профессий, не говоря уже о представителях профессий творческих, горячего желания получить от общения с ней творческий импульс. Претензии на роль всеобщей методологии естественно встречали обоснованное сопротивление. Это отношение дает о себе знать и сегодня в желании убрать из учебных планов вузов или сократить до смешного философию, а также и другие дисциплины по принципу родства с ней как компонент ненужный и обременительный. А между тем отечественное образование во все времена отличала его широчайшая гуманитарная основа, благодаря которой происходило рождение специалиста. Полунегативное представление о философии подспудно сохраняется и сейчас в широких народных массах. Каждый преподаватель философии знает, что оно живет среди новоприбывших студентов, вчерашних школьников. Но оно полярно. На одном его полюсе философия есть то, чего невозможно ни понять, ни помыслить, ни выразить словами. На другом, - в духе широкого демократизма философией считается любая устная речь. Дело, конечно, не в общенародном понимании философии, но его нельзя и игнорировать как установку приступающего к ее изучению. Возвращение к светлому прошлому связано с «перестроечными» мечтами о будущем. Сколько бы отрицательного ни принесла с собой перестройка -эта ее заслуга «не померкнет никогда». Россия возвращалась в мировое образовательное пространство. Писались новые учебные планы и программы не только по философии, но и по другим гуманитарным дисциплинам, создавались новые государственные стандарты вузовского обучения для того, чтобы происходившие преобразования коснулись не только города Москвы, но и Отечества в целом.
В стране по настоящее время сохранилась традиция преподавания философии во всех вузах, однако началась естественная дифференциация программ преподавания в гуманитарных и иных вузах, связанная с поставленным выше вопросом о целях ее преподавания. Проблема связана с профессиональной ориентацией будущих выпускников. Она не касается преподавания философии на философских факультетах, но актуальна для всех других вузов. Вполне понятно, что специальность «электропривод» не требует от студента тщательного изучения «Критики чистого разума» Канта. Нужна ли в таком случае вообще философия как обязательная учебная дисциплина? В условиях современного очень узкого общественного разделения труда может быть более полезно расширение общекультурного кругозора. Так родилась новая учебная дисциплина по имени «культурология». И все-таки это не совсем так. Философию называли «квинтэссенцией духовной жизни эпохи», именно она в течение веков и тысячелетий формировала общемировоззренческий подход ко всем событиям жизни, образовывая ту самую точку зрения, с которой человек оценивал эпоху и себя. Потребность в целостном осмыслении жизни и своего места в ней присуща даже
самому узкому специалисту в самой практической из самых практических специальностей. В этом плане философии как мировоззренческой дисциплине всегда найдется достойное место. Проблема в методике преподавания и языке общения со студентами, жизни. Опираясь на абсолютно истинное утверждение «кто ясно мыслит, тот ясно излагает», можно сказать, что основой взаимопонимания служит прежде всего высокий профессионализм преподавателя, для которого философия является не только одним из теоретических предметов, но и формой жизни, исходной точкой понимания совершающегося в этом мире, позволяющей видеть философские проблемы в любом культурном контексте - искусство ли это, религия, наука или нравственная сфера - безотносительно к языковому барьеру профессии. В этом лежат основы взаимопонимания преподавателя и студента.
Философия, вернувшаяся к истине своего тысячелетнего существования, представляет собой, как и представляла, исторический плюрализм точек зрения гениальнейших представителей человеческого рода на бытие человека в мире, его вечные проблемы и перспективы. Во всем многообразии своего географического, исторического и человеческого существования философия ярко, как может быть ни одна наука, обнаруживает всеобщее направление общечеловеческого поиска истинных ценностей и их внутреннее родство, стирая грани «своего» и «чужого», подтверждая наигуманнейшее убеждение Гердера, что «род человеческий по всей земле один и тот же».
HIGHER EDUCATION: UPBRINGING OF TOLERANCE AND HUMANISM
N.N. NIKITINA
State University of Humanities 6 Gubkina St., 119333 Moscow, Russia
The specific feature of the human culture is the reproducing of the human being in different things, living styles and religious forms.