ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ТОЛЕРАНТНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
М.А. Моргунова
В статье исследуется взаимосвязь понятий «культура», «педагогическая культура» и «толерантная культура педагога», подчеркивается их общность в созидательной, деятельностной направленности на человека. Автор дает собственное определение «толерантной культуры педагога», выделяя именно ее гуманистическое содержание в рамках специфики педагогической деятельности.
Ключевые слова: педагогическая культура, толерантная культура педагога, гуманизм.
Содержание современного образования можно охарактеризовать как многовариантность педагогических моделей, направлений воспитания и обучения ребенка, поиск их оптимального соотношения в образовательном процессе. Сегодня теоретические и практические решения педагогов предлагают нам разнообразие подходов к системе воспитания и обучения подрастающего поколения, по-разному определяя приоритетность их основных компонентов, соответственно делая акцент на патриотическом, здоровьесберегающем, профессионально ориентированном и др. аспектах, подчас демонстрируя поэлементный характер видения проблемы. Совершенно точно характеризуют ситуацию нравственного содержания общества слова известного педагога, академика Е.В. Бонда-ревской о «духовной множественности нации» [1]. На наш взгляд, педагогическая система нуждается в формировании комплексного, основополагающего понятия, которое бы в условиях полифоничного, но вовлеченного в процесс глобализации мира XXI в., интегрировало бы социокультурные потребности общества и определило генеральную линию содержания образовательного процесса. Мы полагаем, что таким емким понятием является понятие «культура», которое несет в себе многовековой опыт общечеловеческих ценностей и является профессионально неотъемлемой характеристикой педагогической сферы. Воспитание и обучение ребенка, как человека культуры, которое
осуществляет соответствующими методологическими приемами ее носитель и транслятор - учитель, как человек культуры - это есть, на наш взгляд, гармоничная модель педагогической системы, так как она имеет качество личностно ориентированного образования и глубоко гуманистические корни, реализует цель нравственного развития социума.
Понятие «культура» относится, в известной степени, к трудно определяемым категориям гуманитарной науки. Французский ученый А. Моль насчитал свыше 250 ее толкований, отечественный ученый А.Е. Кертман -свыше 400 [2]. В переводе с латинского «cultura» означает «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание». Выдающийся русский филолог В. Даль в толковании понятия «культура» отмечает: «...говорят «культивировать» вместо «обрабатывать, возделывать, образовывать» [3]. Другой известный русский языковед С.И. Ожегов обозначает несколько трактовок «культуры» - как «совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении» и, если объединить другие, как «степень, высокий уровень, высокое развитие, умение» [4]. Последнее есть ни что иное, как качество, качественное изменение человека и общества. Мы полагаем, что при наличии множества подходов к истолкованию понятия «культура» можно выделить два известных положения. Во-первых, культура характеризует со-
циальную реальность, отличающуюся от природной, биологически заданной, естественной, но тесно с ней соприкасаемой (В .И. Столяров, В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов). Во-вторых, культура связана с деятельностью человека, имеющей гуманистический характер и включающей не только результаты, но и саму деятельность. Наиболее полно раскрывает современное состояние данного понятия Л.П. Буева: «...культура включает в себя исторически-конкретную совокупность знаково-символических систем, аккумулирующих опыт бытия в виде способов восприятия, мышления, познания, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, способов и критериев оценки, нормативов, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт собственно духовной деятельности в общественном и личном менталитете. Наконец, это техника и технология всех форм духовно-практической деятельности человека в мире, форм коммуникаций, взаимодействия» [5]. Таким образом, под «культурой» в общем виде мы будем подразумевать способ жизнедеятельности человека.
В интересах и целях нашего исследования считаем важным определить соотношение понятий «культура» и «образование» в контексте гуманизма. Как отмечает Х.Г. Га-дамер, «образование обозначает в конечном итоге специфический способ преобразования природных задатков и возможностей» [6], что сближает образование с культурой как совокупности видов «преобразовательной деятельности человека, общества и результаты этой деятельности» [7]. Более тонко разработал понятие «образование» Гегель. Философ указывает, что общая сущность его состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом: «Взятый с этой стороны, он не бывает от природы тем, чем он должен», поэтому нуждается в образовании как духовном способе жизнедеятельности на основе признания своей ценности и необходимости всестороннего развития. Мысль Гегеля о том, что посредством образования человек обретает свою духовную сущность, поддерживается и современными учеными, подчеркивающими, что образование и культура - две стороны генетически единого процесса антропо- и социогенеза. Л.П. Буева указывает, что «тесное взаимодействие культуры и образования в
процессе развития человека есть одно из важнейших условий его целостности, способности адаптироваться к противоречивым условиям бытия и противостоять негативным воздействиям среды, опираясь на духовную культуру личности» [5]. Данный тезис раскрывает смысловую близость на гуманистической основе образования и культуры, которая концентрируется в гуманистическом содержании педагогической культуры учителя. В практику педагогической деятельности последнее понятие введено уже более столетия, ее всестороннему изучению посвящены работы С.И. Архангельского, А.В. Барабанщикова, З.И. Васильевой, Н.Е. Воробьева,
О.В. Довженко, З.Ф. Есаревой, И.Ф. Исаева,
Н.В. Кузьминой, Т.Н. Левашовой, П.П. Матвеева, Ю.М. Рябова, В.А. Сластенина, Г.И. Хо-зяинова и др. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как комплекс, включающий знания, способности, технику, мастерство, духовно-интеллектуальный потенциал, ценностно-этическую направленность (Л.А. Нейштадт); профессионально-педагогические качества, гармонию рационального и эмоционального (А.В. Барабанщиков); совокупность личностных характеристик - гуманизма, ответственности (В.А. Сластенин); как интегральное качество личности, условие, показатель и цель эффективной деятельности педагога (И.Ф. Исаев). Таким образом, большинство авторов едины в представлении педагогической культуры как системного образования, которое выполняет функцию проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности. Общечеловеческие нравственные ценности культуры общества находят отражение в педагогических ценностях личностно-ориентированного, индивидуально-творческого,
деятельностно гуманистического подходов в самореализации и подготовке участников образовательного процесса. И наоборот, педагогическая культура профессиональной среды оказывает духовно развивающее влияние на самих педагогов, экстериоризованное на молодое подрастающее поколение, а значит социум в целом. На наш взгляд, функциональной спецификой педагогической культуры является то, что она способствует трансформации общей культуры в сферу профессии, среду жизнедеятельности человека.
Характеризуя в общем виде культуру как способ жизнедеятельности, мы обнаруживаем в педагогической системе как сущий и должный такой феномен, как толерантная культура педагога, которая более точно отражает гуманистическую, созидательную направленность педагогических методов, стратегию и цель образования в нашей многонациональной стране (хотя данное понятие не сводится к этнической характеристике). Рассматривая стратегические направления развития системы образования России сегодня, А.Г. Асмолов акцентирует внимание на «переходе от отдельных альтернативных научных школ - к системе вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития... от «безнациональной» унитарной школы - к полиэтнической межкультурной школе толерантности.» [8]. В Декларации принципов толерантности понятие «толерантность» трактуется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности; активное отношение, формирующееся на основе признания универсальных прав и основных свобод человека; добродетель, которая делает возможным достижение мира» [9]. Как видно, толерантная культура педагога призвана на основе нравственных ценностей создать особую гуманную среду в образовательной системе, которая будет способствовать позитивному разрешению в ней конфликтогенных ситуаций разной этимологии (межличностные, возрастные, национальные и др.), интегрировать человека в культуру, способствовать духовному оздоровлению общества в целом. На основе анализа актуальной психолого-педагогической литературы, собственного опыта работы, сотрудничества с педагогами образовательных учреждений мы рассматриваем толерантную культуру педагога как созидательный способ жизнедеятельности педагога в профессии и социуме, раскрывающий триединство его личностных качеств - гуманность, открытость, терпимость; направленный на сотрудничество всех субъектов образовательного процесса посредством диалога и обеспечивающий творческую самореализацию, инновационный характер педагогиче-
ской деятельности, духовное совершенствование участников образовательного процесса.
В работах многих педагогов и научных школ Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготского непосредственно и опосредовано выражаются идеи толерантной культуры учителя как основного принципа гуманистической педагогики. В них особую значимость приобретает толерантная культура педагога в рамках специфики педагогической деятельности. Во-первых, педагогический труд - это общественно значимая деятельность, в которой осуществляется социальная преемственность поколений, взаимодействие между человеком, овладевшим культурой (учитель), и человеком, усваивавшим ее (ученик). Это сфера профессионально-личностных отношений, в которых особую роль имеют нравственные аспекты. Отличная и обусловленная своей гуманной характеристикой, духовносози-дающей направленностью толерантная культура педагога обретает качество естественной своей ценности и значимости в системе профессионально-педагогической культуры педагога. Во-вторых, учитель является носителем той или иной области знаний, и при этом он выступает не только как транслятор научного мировоззрения, но и как высоконравственная личность - носитель долга, совести, справедливости, добра. Качественная духовность педагога предопределяет адекватные требования и к выбору соответствующих форм воздействия и взаимодействия с учащимся, а именно - толерантных, которые выражаются в конструктивном диалоговом общении, тенденции к сотрудничеству. О значимости такого созидательного отношения педагога к детям писал великий ди-дакт Я.А. Коменский, указывая на то, «...чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно» [10]. Наконец, специфичен и продукт педагогического труда - это человек, который не только усвоил определенную сумму знаний, опыт, но и способный к реализации всего многообразия самопроцессов - самопознанию, самовыражению, саморазвитию, самореализации. Таким образом, толерантная культура педагога именно как интегрированное качество в своей созидательной функциональности бу-
дет иметь влияние на ученика и в его перспективе, т. к. она в той или иной степени всегда преломляется в сущности личности ребенка. Толерантная культура педагога центрирована на человеке, идеале человека культуры. Академик Е.В. Бондаревская, раскрывая последнее понятие как цель личност-но ориентированного образования, среди множества характеризующих его компонентов указывает « свободу, гуманность, духовность, творчество, адаптивность, целостность» [1], которые, на наш взгляд, в современных условиях являются неотъемлемыми гранями толерантной культуры педагога.
Сфера образования способна активно и целенаправленно формировать ментальные качества человека и социума. Поэтому воспитание толерантности в человеческих отношениях посредством педагогической деятельности - это важнейшая стратегическая задача образования в XXI в.
1. Бондаревская Е.В. Модель воспитания человека культуры // Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / отв. ред. Е.В. Бондаревская, С.В. Куль-невич. Ростов н/Д, 1999. С. 383-390.
2. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 406.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 2. С. 217.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / отв. ред. Н.Ю. Шведова. М., 1989. С. 252.
5. Буева Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия // Вопр. философии. 1997. № 2. С. 13-14, 18.
6. Гадамер Х.-Г. Истина и метод // Основы философской герменевтики / отв. ред. Б.Н. Бессонова. М., 1988. С. 51.
7. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. М., 1999. С. 49.
8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. С. 5.
9. Права человека, толерантность, культура мира // Документы. М., 2002. С. 32.
10. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. С. 543.
Поступила в редакцию 12.10.2008 г.
Morgunova M.A. Tolerant culture of a teacher as a psychological and pedagogical phenomenon. The article is focused on the research of interrelations between the notions of “culture”, “pedagogical culture” and “tolerant culture of a teacher”. All these notions have much in common regarding their creative and activities orientation towards a person. The author gives her own definition of the “tolerant culture of a teacher” focusing on its humanistic contents within the framework of specificity of pedagogical activity.
Key words: pedagogical culture, tolerant culture of a teacher, humanism.
Literature
1. Bondarevskaya Е.V. Education models of a man of culture // Pedagogy: personality in humanistic theories and education systems / executive editor Е.V. Bondarevskaya, S.V. Kulnevich. Rostov-on-Don, 1999. P. 383-390.
2. Moles А. Sociodynamics of culture. Moscow, 1973. P. 406.
3. Dal V.I. Explanatory Dictionary of the Live Great Russian language. Moscow, 1978. Vol. 2. P. 217.
4. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian Language / edited by N.Yu. Shvedov. Moscow, 1989. P. 252.
5. Bueva L.P. Culture and Education. Problems of interrelations // Issues of Philosophy. 1997. # 2. P. 13-14, 18.
6. Gadamer H.-G. Truth and Method // Fundamentals of philosophical hermeneutics / executive editor B.N. Bessonova. Moscow, 1988. P. 51.
7. Mizherikov V.А., Ermolenko ^^.N. Introduction to pedagogic profession. Moscow, 1999. P. 49.
8. Yasvin V.А. The educational milieu: modeling and designing. Moscow, 2001. P. 5.
9. Human rights, tolerance, world cultures // Documents. Moscow, 2002. P. 32.
10. Komenskiy Ya.А. Selected Pedagogical Works. Moscow, 1982. P. 543.