УДК 370.153
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
© М.А. Моргунова
В статье показана взаимосвязь компонентов толерантной культуры педагога через реализацию ее следующих функций: социализирующей, развивающей, воспитательной, стимулирующей, созидательной, функции преемственности. Автор делает попытку раскрыть роль и предназначение толерантной культуры в современной образовательной практике.
Ключевые слова: толерантная культура педагога, социокультурные функции, социализирующая, развивающая, воспитательная, стимулирующая, созидательная, функция преемственности.
Толерантность признается сегодня насущной потребностью жизнедеятельности общества - сохранения и приумножения духовной культуры многих поколений, традиций мировой цивилизации. Толерантность является необходимым условием симбиоза различных субъектов общественных отношений, их регулятором, индикатором морально-психологической зрелости общества. Уровень толерантности определяет стабильность общества и его возможности к самоорганизации, репродукции и культурному прогрессу. С определенной долей уверенности «можно полагать.., что общество с высоким индексом толерантности характеризуется и высоким уровнем своего цивилизованного развития», - указывает группа ученых во главе с политологом В. С. Рахманиным [1].
Педагогическая система как одна из наукоемких сфер духовного производства нуждается в осознании и укреплении толерантности на всех уровнях своего функционирования. Анализ актуальной психологопедагогической литературы, собственный профессиональный опыт работы явились основанием определения толерантной культуры педагога как созидательного способа жизнедеятельности педагога в профессии и социуме, раскрывающего триединство его духовно-нравственных качеств - гуманности, открытости, терпимости, обеспечивающего творческую самореализацию и проявляющегося в сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса. Как видно, толерантная культура педагога выполняет важные социокультурные и педагогические функции.
Исследование любого явления предполагает, что функции указывают суть и направления его реализации, они есть некое приближение цели к практике, «круг деятельности, назначение, роль» [2]. В литературе по-
нятие «функции» рассматривается с точки зрения отношений и последствий, которые происходят под действием изменения одного параметра в других параметрах объекта. Также функция определяется с позиции взаимосвязи отдельных частей в рамках целого [3]. «В процессе развития компоненты структуры, взаимодействуя между собой, порождают функции...», они «выступают мерой связанности между компонентами структуры» [4]. Таким образом, взаимодействие таких компонентов толерантной культуры педагога как гуманность, открытость, терпимость, сотрудничество и творческая самореализация обеспечивают, на наш взгляд, выполнение педагогом следующих функций толерантной культуры: социализирующей, развивающей, воспитательной, стимулирующей, созидательной и функции преемственности, которые мы считаем необходимым раскрыть в интересах нашей работы.
Толерантная культура педагога, отраженная в его профессиональной деятельности и общении как позиция психологически и нравственно здоровой личности, способной быть терпимой к «иному», открытой, понимающей, взаимоуважительной, доброжелательной, умеющей находить разумные компромиссы, вести диалог непременно проецируется в учащихся, раскрывая суть социализирующей функции. Речь идет о том, что такая позиция педагога обеспечивает не только адаптацию и индивидуализацию личности, но и на основе усвоенных норм, правил, социальных ролей более успешную интеграцию (В.А. Петровский) учащегося в общество, создает условия для продуктивной самореализации в социуме и учащегося, и педагога. Педагогическая деятельность, возникшая в ходе решения таких жизненно важных для
общественного развития задач, по мнению В. В. Давыдова, как «создание, хранение, передача подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального поведения» [5], уже изначально содержит толерантную установку. «Педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта.
Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы как социального института и Учите -ля как одного из главных действующих в ней лиц», - отмечают современные ученые, педагоги В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко, Т. А. Юзефавичус [6]. На педагога возложена огромная социальная, моральная ответственность воспитать в обществе основы культуры, морали, нравственности, образованности, гуманизма, успешность выполнения которой обусловлена, в первую очередь, толерантностью педагога. Социализирующая функция способствует приобретению возможности всем участникам образовательного процесса быть не только объектами, но и субъектами социальных воздействий, осуществляя в деятельности значимые преобразования духовно-нравственного потенциала. Реализация именно социализирующей функции толерантной культуры педагога позволит, на наш взгляд, укрепить в сознании каждого человека представление о том, что существующие различия между людьми в национальной, религиозной, социально-статусной и другой принадлежности имеют право на существование и признание как равнодостойной.
В образовательной среде, как целостной системе, учитель и ученик оказывают взаимное влияние друг на друга. Развивающая функция толерантной культуры педагога проявляется в том, что способствует формированию как общей, так и толерантной культуры подрастающего поколения, наиболее полноценному становлению личности ребенка, его готовности к самореализации, успешной жизнедеятельности в обществе. Соответственно, толерантная культура учащегося будет выражаться в использовании им гуманных способов взаимодействия, преодоления конфликтогенных ситуаций; в поиске и обнаружении согласия с самим собой и окружающим миром; в демонстрации навыков независимого и ответственного мышления и
выработке суждений, основанных на высших моральных ценностях. Объективно, только истинная личность «. может действовать на развитие и определение личности», - писал К.Д. Ушинский о личностно обусловленном воздействии педагога на ребенка [7]. Толерантная культура, как и культура в целом, уже в своем основании содержит всеобщее развивающее влияние, так как, с одной стороны, несет общечеловеческие ценности и цели, с другой - ее восприятие, освоение, аккумуляция и в дальнейшем воспроизводство осуществляется каждым человеком глубоко индивидуально, стимулируя его непрерывное личностное совершенствование.
Учащийся, обладая толерантной культурой, транслирует богатство ее содержание в своих взаимоотношениях с предметным миром, самим собой и окружающими людьми. Это отражает суть функции преемственности толерантной культуры педагога. Другое дело, что процесс преемственности нуждается в структурировании и систематизации посредством процесса образования. Мы полагаем, что культурная преемственность не может осуществляться автоматически, и предполагает необходимость организации целостной системы воспитания и образования, основанной на наиболее действенных формах, методах, направлениях и механизмах развития личности, обеспечивая полноценность процесса.
Истоки толерантности глубоко гуманистичны. Еще древнеримский философ Цицерон определял гуманизм как признание человека и его прав высшим критерием блага и оценкой общественных отношений. Подтверждение данного тезиса мы находим и в Декларации принципов толерантности, где она характеризуется как «...уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [8], что отвечает современным требованиям гуманизации образования. Именно в своей гуманистической направленности толерантная культура педагога несет важную воспитательную функцию, которая выражается в приобщении субъектов образовательного процесса к духовно-нравственному опыту - опыту уважения, честности, доброжелательности, ответственности, гуманизма. К.Д. Ушинский счи-
тал, что главное - воспитание сердца, души, человеческого духа, и в воспоминаниях учеников должны остаться «не школа и ее немые стены», а «величественный образ их энергичного и добродетельного воспитателя, который учил их более собственным примером, всегдашним одушевлением, всегдашней готовностью на самопожертвование для их блага, нежели словами» [7]. Именно, толерантная культура педагога способна обеспечить качество реализации ведущей образовательной задачи современности - духовного становления подрастающего поколения. Как видно, воспитательная функция толерантной культуры является основой формирования ценностного отношения учащихся к людям, труду, жизнедеятельности в целом, умений поступать с учетом общественных норм.
Кроме того, следует выделить стимулирующую функцию толерантной культуры, которая, обладая внутренним активным началом, мобилизует работу человека над своей личностью, активизирует духовнонравственный потенциал и через него собственно деятельность педагога, учащегося, способствуя их саморазвитию. На профессионально-педагогическом уровне это проявляется в творческом, созидательном характере труда педагога, его устойчивом стремлении к инновационной деятельности, пси-холого-педагогической эрудиции, во владении педагогическим мастерством и техниками, в непрерывном культурно-этическом, нравственном самообразовании.
Толерантная культура педагога непременно выполняет созидательную функцию, так как утверждает исключительно мирные, человеческие формы взаимодействия между участниками образовательного процесса, «... предполагает настроенность на понимание, диалог с другим, признание и уважение его права на отличие» [9]. Педагог, реализуя созидательную функцию толерантной культуры, создает атмосферу сотрудничества, взаимоуважения, диалогового общения, предупреждая различного рода конфликтные ситуации. Мы разделяем точку зрения Л.С. Выготского о том, что «...всякое наказание... представляется вредным», в отношении
обучения и воспитания детей «...авторитарный принцип должен быть разрушен...», полагая, что это скорее деформирует естественный ход развития личности, нежели способствует ему [10]. Это, в свою очередь, определяет не только качество образовательного процесса, но и наиболее полную самореализацию его участников.
Таким образом, анализ функций толерантной культуры педагога позволил нам обнаружить меру взаимосвязи различных ее компонентов, а также выделить роль толерантной культуры, ее предназначение в современной образовательной практике.
1. Демократия: конфликтность и толерантность / отв. ред. В.С. Рахманин. Воронеж, 2002. С. 262.
2. Словарь иностранных слов. М., 1989. С. 557.
3. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 1.
4. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике. М., 2008. С. 89.
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С.134.
6. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. М., 1999. С. 50.
7. Ушинский К.Д. Три элемента школы / Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1988. Т. 1. С. 177-193.
8. Декларация принципов толерантности // Бетти Э., Физдон. Толерантность - дорога к миру. М., 2001. С. 262-263.
9. Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 4. С. 75-76.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 264-267.
Поступила в редакцию 26.12.2008 г.
Morgunova M.A. Socio-cultural functions of tolerant culture of a teacher. The article shows the interaction of tolerant pedagogical culture components through the realization of its following functions: sociolising, developing, upbringing, stimulating, creating and the function of continuity. The author reveals the role and the destination of tolerant culture in modern educational practice.
Key words: tolerant culture of a teacher, sociocultural functions, sociolising, developing, upbringing, stimulating, creating and continuity function.