Научная статья на тему 'Социокультурные функции толерантной культуры педагога'

Социокультурные функции толерантной культуры педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ / СОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ / СТИМУЛИРУЮЩАЯ / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ / ФУНКЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / TOLERANT CULTURE OF A TEACHER / SOCIO-CULTURAL FUNCTIONS / SOCIOLISING / DEVELOPING / UPBRINGING / STIMULATING / CREATING AND CONTINUITY FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргунова Марина Анатольевна

В статье показана взаимосвязь компонентов толерантной культуры педагога через реализацию ее следующих функций: социализирующей, развивающей, воспитательной, стимулирующей, созидательной, функции преемственности. Автор делает попытку раскрыть роль и предназначение толерантной культуры в современной образовательной практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural functions of tolerant culture of a teacher

The article shows the interaction of tolerant pedagogical culture components through the realization of its following functions: sociolising, developing, upbringing, stimulating, creating and the function of continuity. The author reveals the role and the destination of tolerant culture in modern educational practice.

Текст научной работы на тему «Социокультурные функции толерантной культуры педагога»

УДК 370.153

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

© М.А. Моргунова

В статье показана взаимосвязь компонентов толерантной культуры педагога через реализацию ее следующих функций: социализирующей, развивающей, воспитательной, стимулирующей, созидательной, функции преемственности. Автор делает попытку раскрыть роль и предназначение толерантной культуры в современной образовательной практике.

Ключевые слова: толерантная культура педагога, социокультурные функции, социализирующая, развивающая, воспитательная, стимулирующая, созидательная, функция преемственности.

Толерантность признается сегодня насущной потребностью жизнедеятельности общества - сохранения и приумножения духовной культуры многих поколений, традиций мировой цивилизации. Толерантность является необходимым условием симбиоза различных субъектов общественных отношений, их регулятором, индикатором морально-психологической зрелости общества. Уровень толерантности определяет стабильность общества и его возможности к самоорганизации, репродукции и культурному прогрессу. С определенной долей уверенности «можно полагать.., что общество с высоким индексом толерантности характеризуется и высоким уровнем своего цивилизованного развития», - указывает группа ученых во главе с политологом В. С. Рахманиным [1].

Педагогическая система как одна из наукоемких сфер духовного производства нуждается в осознании и укреплении толерантности на всех уровнях своего функционирования. Анализ актуальной психологопедагогической литературы, собственный профессиональный опыт работы явились основанием определения толерантной культуры педагога как созидательного способа жизнедеятельности педагога в профессии и социуме, раскрывающего триединство его духовно-нравственных качеств - гуманности, открытости, терпимости, обеспечивающего творческую самореализацию и проявляющегося в сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса. Как видно, толерантная культура педагога выполняет важные социокультурные и педагогические функции.

Исследование любого явления предполагает, что функции указывают суть и направления его реализации, они есть некое приближение цели к практике, «круг деятельности, назначение, роль» [2]. В литературе по-

нятие «функции» рассматривается с точки зрения отношений и последствий, которые происходят под действием изменения одного параметра в других параметрах объекта. Также функция определяется с позиции взаимосвязи отдельных частей в рамках целого [3]. «В процессе развития компоненты структуры, взаимодействуя между собой, порождают функции...», они «выступают мерой связанности между компонентами структуры» [4]. Таким образом, взаимодействие таких компонентов толерантной культуры педагога как гуманность, открытость, терпимость, сотрудничество и творческая самореализация обеспечивают, на наш взгляд, выполнение педагогом следующих функций толерантной культуры: социализирующей, развивающей, воспитательной, стимулирующей, созидательной и функции преемственности, которые мы считаем необходимым раскрыть в интересах нашей работы.

Толерантная культура педагога, отраженная в его профессиональной деятельности и общении как позиция психологически и нравственно здоровой личности, способной быть терпимой к «иному», открытой, понимающей, взаимоуважительной, доброжелательной, умеющей находить разумные компромиссы, вести диалог непременно проецируется в учащихся, раскрывая суть социализирующей функции. Речь идет о том, что такая позиция педагога обеспечивает не только адаптацию и индивидуализацию личности, но и на основе усвоенных норм, правил, социальных ролей более успешную интеграцию (В.А. Петровский) учащегося в общество, создает условия для продуктивной самореализации в социуме и учащегося, и педагога. Педагогическая деятельность, возникшая в ходе решения таких жизненно важных для

общественного развития задач, по мнению В. В. Давыдова, как «создание, хранение, передача подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального поведения» [5], уже изначально содержит толерантную установку. «Педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта.

Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы как социального института и Учите -ля как одного из главных действующих в ней лиц», - отмечают современные ученые, педагоги В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко, Т. А. Юзефавичус [6]. На педагога возложена огромная социальная, моральная ответственность воспитать в обществе основы культуры, морали, нравственности, образованности, гуманизма, успешность выполнения которой обусловлена, в первую очередь, толерантностью педагога. Социализирующая функция способствует приобретению возможности всем участникам образовательного процесса быть не только объектами, но и субъектами социальных воздействий, осуществляя в деятельности значимые преобразования духовно-нравственного потенциала. Реализация именно социализирующей функции толерантной культуры педагога позволит, на наш взгляд, укрепить в сознании каждого человека представление о том, что существующие различия между людьми в национальной, религиозной, социально-статусной и другой принадлежности имеют право на существование и признание как равнодостойной.

В образовательной среде, как целостной системе, учитель и ученик оказывают взаимное влияние друг на друга. Развивающая функция толерантной культуры педагога проявляется в том, что способствует формированию как общей, так и толерантной культуры подрастающего поколения, наиболее полноценному становлению личности ребенка, его готовности к самореализации, успешной жизнедеятельности в обществе. Соответственно, толерантная культура учащегося будет выражаться в использовании им гуманных способов взаимодействия, преодоления конфликтогенных ситуаций; в поиске и обнаружении согласия с самим собой и окружающим миром; в демонстрации навыков независимого и ответственного мышления и

выработке суждений, основанных на высших моральных ценностях. Объективно, только истинная личность «. может действовать на развитие и определение личности», - писал К.Д. Ушинский о личностно обусловленном воздействии педагога на ребенка [7]. Толерантная культура, как и культура в целом, уже в своем основании содержит всеобщее развивающее влияние, так как, с одной стороны, несет общечеловеческие ценности и цели, с другой - ее восприятие, освоение, аккумуляция и в дальнейшем воспроизводство осуществляется каждым человеком глубоко индивидуально, стимулируя его непрерывное личностное совершенствование.

Учащийся, обладая толерантной культурой, транслирует богатство ее содержание в своих взаимоотношениях с предметным миром, самим собой и окружающими людьми. Это отражает суть функции преемственности толерантной культуры педагога. Другое дело, что процесс преемственности нуждается в структурировании и систематизации посредством процесса образования. Мы полагаем, что культурная преемственность не может осуществляться автоматически, и предполагает необходимость организации целостной системы воспитания и образования, основанной на наиболее действенных формах, методах, направлениях и механизмах развития личности, обеспечивая полноценность процесса.

Истоки толерантности глубоко гуманистичны. Еще древнеримский философ Цицерон определял гуманизм как признание человека и его прав высшим критерием блага и оценкой общественных отношений. Подтверждение данного тезиса мы находим и в Декларации принципов толерантности, где она характеризуется как «...уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [8], что отвечает современным требованиям гуманизации образования. Именно в своей гуманистической направленности толерантная культура педагога несет важную воспитательную функцию, которая выражается в приобщении субъектов образовательного процесса к духовно-нравственному опыту - опыту уважения, честности, доброжелательности, ответственности, гуманизма. К.Д. Ушинский счи-

тал, что главное - воспитание сердца, души, человеческого духа, и в воспоминаниях учеников должны остаться «не школа и ее немые стены», а «величественный образ их энергичного и добродетельного воспитателя, который учил их более собственным примером, всегдашним одушевлением, всегдашней готовностью на самопожертвование для их блага, нежели словами» [7]. Именно, толерантная культура педагога способна обеспечить качество реализации ведущей образовательной задачи современности - духовного становления подрастающего поколения. Как видно, воспитательная функция толерантной культуры является основой формирования ценностного отношения учащихся к людям, труду, жизнедеятельности в целом, умений поступать с учетом общественных норм.

Кроме того, следует выделить стимулирующую функцию толерантной культуры, которая, обладая внутренним активным началом, мобилизует работу человека над своей личностью, активизирует духовнонравственный потенциал и через него собственно деятельность педагога, учащегося, способствуя их саморазвитию. На профессионально-педагогическом уровне это проявляется в творческом, созидательном характере труда педагога, его устойчивом стремлении к инновационной деятельности, пси-холого-педагогической эрудиции, во владении педагогическим мастерством и техниками, в непрерывном культурно-этическом, нравственном самообразовании.

Толерантная культура педагога непременно выполняет созидательную функцию, так как утверждает исключительно мирные, человеческие формы взаимодействия между участниками образовательного процесса, «... предполагает настроенность на понимание, диалог с другим, признание и уважение его права на отличие» [9]. Педагог, реализуя созидательную функцию толерантной культуры, создает атмосферу сотрудничества, взаимоуважения, диалогового общения, предупреждая различного рода конфликтные ситуации. Мы разделяем точку зрения Л.С. Выготского о том, что «...всякое наказание... представляется вредным», в отношении

обучения и воспитания детей «...авторитарный принцип должен быть разрушен...», полагая, что это скорее деформирует естественный ход развития личности, нежели способствует ему [10]. Это, в свою очередь, определяет не только качество образовательного процесса, но и наиболее полную самореализацию его участников.

Таким образом, анализ функций толерантной культуры педагога позволил нам обнаружить меру взаимосвязи различных ее компонентов, а также выделить роль толерантной культуры, ее предназначение в современной образовательной практике.

1. Демократия: конфликтность и толерантность / отв. ред. В.С. Рахманин. Воронеж, 2002. С. 262.

2. Словарь иностранных слов. М., 1989. С. 557.

3. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 1.

4. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике. М., 2008. С. 89.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С.134.

6. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. М., 1999. С. 50.

7. Ушинский К.Д. Три элемента школы / Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1988. Т. 1. С. 177-193.

8. Декларация принципов толерантности // Бетти Э., Физдон. Толерантность - дорога к миру. М., 2001. С. 262-263.

9. Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 4. С. 75-76.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 264-267.

Поступила в редакцию 26.12.2008 г.

Morgunova M.A. Socio-cultural functions of tolerant culture of a teacher. The article shows the interaction of tolerant pedagogical culture components through the realization of its following functions: sociolising, developing, upbringing, stimulating, creating and the function of continuity. The author reveals the role and the destination of tolerant culture in modern educational practice.

Key words: tolerant culture of a teacher, sociocultural functions, sociolising, developing, upbringing, stimulating, creating and continuity function.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.