Научная статья на тему 'Возвращаясь к проблеме применения ст. 286. 1 УК РФ'

Возвращаясь к проблеме применения ст. 286. 1 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
544
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКАЗ / СОТРУДНИК ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТАТИСТИКА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЗАКОНОПРОЕКТ / ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ORDER / EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODY / CRIMINAL LIABILITY / STATISTICS / CRIMES / BILL / ABUSE OF POWER / STATE DUMA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвяк Ариса Геннадиевна, Смирнова Карина Сергеевна

Статья посвящена анализу введенной в 2010 году в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи 286.1 УК РФ «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа». Авторы постарались изучить причины, послужившие включению в УК РФ данной нормы, мнения ученых, политических деятелей о целесообразности введения такой нормы в действующее уголовное законодательство. Также, в статье предпринята попытка разобраться, почему данная статья практически не применяется. Авторами рассмотрены проблемы, возникающие при применении данной уголовно-правовой нормы, и предложены варианты выхода из сложившейся ситуации, вплоть до исключения данной статьи из УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Литвяк Ариса Геннадиевна, Смирнова Карина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Returning to the problem of application of article 286.1 of the criminal code

The article is devoted to the analysis of article 286.1 of the criminal code of the Russian Federation «non-execution of an order by an employee of the internal Affairs body» introduced in 2010 into the criminal code of the Russian Federation. The authors tried to study the reasons for the inclusion of this rule in the criminal code of the Russian Federation, the opinions of scientists and politicians on the advisability of introducing such a rule into the current criminal legislation. Also, the article attempts to understand why this article is practically not applied. The authors consider the problems arising in the application of this criminal law, and proposed options out of this situation, up to the exclusion of this article from the criminal code.

Текст научной работы на тему «Возвращаясь к проблеме применения ст. 286. 1 УК РФ»

УДК 342

DOI 10.23672/SAE.2019.2019.44109

Литвяк Лариса Геннадиевна

кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовного права и криминологии, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России llg1978@yandex.ru

Смирнова Карина Сергеевна

кандидат юридических наук, начальник кафедры специальных дисциплин, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России mail2smirnova@mail.ru

Larisa G. Litvyak

Candidate of Law, Head of the Department of Criminal Law and Criminology, Novorossiysk branch Ministry of Internal Affairs Krasnodar University of Russia llg1978@yandex.ru

Karina S. Smirnova

Candidate of Law,

Chief of Chair of the Special Disciplines, Novorossiysk branch Ministry of Internal Affairs Krasnodar university of Russia mail2smirnova@mail.ru

Возвращаясь к проблеме

применения ст. 286.1 ук рф

Returning to the problem

of application of article 286.1 of the criminal code

Аннотация. Статья посвящена анализу введенной в 2010 году в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи 286.1 УК РФ «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа». Авторы постарались изучить причины, послужившие включению в УК РФ данной нормы, мнения ученых, политических деятелей о целесообразности введения такой нормы в действующее уголовное законодательство. Также, в статье предпринята попытка разобраться, почему данная статья практически не применяется. Авторами рассмотрены проблемы, возникающие при применении данной уголовно-правовой нормы, и предложены варианты выхода из сложившейся ситуации, вплоть до исключения данной статьи из УК РФ.

Ключевые слова: приказ, сотрудник органа внутренних дел, уголовная ответственность, статистика, преступления, законопроект, превышение должностных полномочий, Государственная Дума.

Annotation. The article is devoted to the analysis of article 286.1 of the criminal code of the Russian Federation «non-execution of an order by an employee of the internal Affairs body» introduced in 2010 into the criminal code of the Russian Federation. The authors tried to study the reasons for the inclusion of this rule in the criminal code of the Russian Federation, the opinions of scientists and politicians on the advisability of introducing such a rule into the current criminal legislation. Also, the article attempts to understand why this article is practically not applied. The authors consider the problems arising in the application of this criminal law, and proposed options out of this situation, up to the exclusion of this article from the criminal code.

Keywords: order, employee of the internal Affairs body, criminal liability, statistics, crimes, bill, abuse of power, the State Duma.

В октябре 2018 года Генеральная прокуратура России обнародовала данные о преступлениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов страны в 2017 году. Это 12 тысяч преступлений из более 1 млн 117 тысяч преступлений, расследованных в минувшем году, то есть, около 1,07 %. Больше всего преступлений в 2017 году (28,8 %) совершили сотрудники МВД. Также, в тройку лидеров вошли сотрудники ФСИН (8,3 %) и службы судебных приставов (6,9 %). По итогам первых шести месяцев 2018 года количество преступлений, совершенных силовиками, упало на 4,5 %. При этом в первом полугодии 2017 года оно, напротив, выросло на пятьдесят процентов в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Од-

нако даже с учетом таких колебаний, по словам официального представителя Генпрокуратуры, общая статистика преступлений, совершенных силовиками, не выглядит удручающей, так как ситуация в этом плане остается стабильной уже несколько лет, а количество таких преступлений обычно не превышает 1 % от общего числа совершенных в стране [1].

Учитывая статистические данные за тот период, показывавшие рост числа преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, 18 февраля 2010 г. в Госдуму был внесен законопроект № 331365-5 «О внесении изменений в УК РФ и в УПК РФ», п. 2 которого предусматривал дополнить УК РФ статьей 286.1 [4]. Инициатором введения данной статьи был от Президент

РФ (в то время - Д.А. Медведев). В пояснительной записке к проекту было сказано, он «направлен на усиление защиты прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел.» [5]. Этот документ не был отклонен, и были получены положительные отзывы различных комитетов и ведомств, хотя стоит отметить, что один отрицательный отзыв был, в последнем абзаце которого, однако, было сказано, что, в целом концепция, предложенная Президентом РФ, авторами данного заключения поддерживается. Этот документ был подготовлен Комитетом Государственной Думы по безопасности и в нем, в частности, было сказано: «...Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 3 части второй статьи 38 и пунктом 1 части третьей статьи 41 УПК РФ дознаватели и следователи, в том числе являющиеся сотрудниками органов внутренних дел, обладают процессуальной самостоятельностью и, следовательно, в первую очередь, обязаны руководствоваться законодательными нормами, а не приказами начальника... [6]. Также, в проект было внесено большое количество предложений депутатами ГД ФС РФ о доработке этого законопроекта, но почти все они были отклонены (так, например, предлагалось дополнить список субъектов данного преступления работниками прокуратуры, военнослужащими тех органов власти, которые занимаются вопросами безопасности и государственной охраны, или указать, что субъект - сотрудник правоохранительного органа) [7]. А вот какие критические замечания при обсуждении данного законопроекта звучали от депутатов Государственной Думы РФ о ненужности ст. 286.1 УК РФ и критериях отграничения ее от смежных составов. Депутат от КПРФ В.И.Илюхин в своем выступлении заявил, что, касаясь правовой стороны обсуждаемого вопроса, следует отметить, что диспозиция вновь вводимой статьи практически ничем не будет отличаться от диспозиций статей 285 и 28б УК РФ. По сути, превышение полномочий полностью охватывает объективную сторону предлагаемого преступления (неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа), а поэтому и применяться не будет. Данный депутат в своей речи также высказал мнение о том, что принятие такого закона может иметь отрицательные последствия, нельзя принадлежность к государственной службе считать отягчающим вину обстоятельством. По сути, этот законопроект, по мнению Илюхина В.И., заведомо и заранее объявляет МВД органом повышенной опасности, а это - его дискредитация. И не опаснее ли, по мнению выступавшего, преступления, совершаемые судьями или работниками прокуратуры или других силовых структур [8].

Вместе с тем, 09 июля 2010 года несколько измененный законопроект был принят в 3 чтении Государственной Думой и получил уже статус

Литература:

1. Генпрокуратура обнародовала «неудручающую» статистику преступлений силовиков время публикации: 31 октября 2018 г. ЫЯЬ https://www.newsru.com/russia/31oct2018/gp.html

закона. 22 июля 2010 года он стал ФЗ-155 и в УК РФ появилась ст. 286.1. То есть, несмотря на все высказанные замечания (и как нам кажется, весьма убедительные и состоятельные), закон был принят практически в первоначальной редакции, а депутат В.И.Илюхин оказался абсолютно прав. Прошло девять лет, но по данной статье, согласно данным Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, осуждено всего два человека - по одному по части первой в 2017 и 2018 годам. Данная норма практически не действует. И основные причины этого были обозначены указанным депутатом еще в 2010 году. Это:

Наказание в санкции ч.1 ст. 286.1 УК РФ установлено максимально 2 года лишения свободы, а в ч. 1 ст. 285 и ч. 1 ст. 286 УК РФ - четыре. То есть, анализируемая нами статья, не может быть специальной по отношению к ст. 285 и 286 УК РФ, ведь, если применять без совокупности, то получится снижение уголовной ответственности для субъекта статьи 286 1. УК РФ, а если вменять ее в совокупности с данными статьями -ужесточим ее.

В ст. 63 УК РФ появилось новое обстоятельство -«совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел». В результате, если имеют место признаки статей 286 или 285 УК РФ в поведении сотрудника, то при назначении наказания появляется указанное отягчающее обстоятельство, если статьи 286.1 УК РФ, то такого обстоятельства уже нет, так как существует запрет их двойного учета. Учитывая пункт первый, это опять несправедливо.

В отличие от ст.ст. 285 и 286 УК РФ, где используется термин «существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации либо охраняемых законом интересов общества или государства», в ст. 286.1 УК законодатель упоминает последствия в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Нетрудно увидеть разницу в используемой терминологии. Вместе с тем, понятие, даваемое в ст. 286.1 УК РФ нигде не раскрывается (в отличие от последствий, указанных в ст. ст. 285, 286 УК РФ - они раскрыты в соответствующем Постановлении Пленума Верховного Суда). Предлагается дать соответствующее определение в примечании к ст. 286.1 УК РФ. Также в примечании предлагается раскрыть критерии разграничения смежных с данной статьей составов преступлений. Вот неполный перечень проблем, связанных с применением данной уголовно-правовой нормы. А правильнее, на наш взгляд, рассмотреть вопрос об исключении данной статьи из УК РФ.

Literature:

1. The Prosecutor General's office published «depressing» statistics of crimes of security forces publication time: October 31, 2018 access Mode. URL : https://www.newsru.com/russia/31oct2018/gp.html

2. Варыгин А.Н. О преступности сотрудников органов внутренних дел и ее тенденциях. Кибер-Ленинка. URL https://cyberleninka.ru/artideM> prestupnosti-sotrudnikov-organov-vnutrennih

3. МВД о статистике преступлений, совершенных милиционерами. URL hro.org, 26/01/2010

4. Перечень законопроектов, внесённых в Государственную Думу: Система обеспечения законодательной деятельности. URL : https://sozd. duma.gov.ru/bill/331365-5

5. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ». URL : https://sozd.duma.gov.ru/bill/331365-5#bh_ histras

6. Заключение Комитета Государственной Думы по безопасности по проекту федерального закона № 331365-5 «О внесении изменений в УК РФ и в УПК РФ» (по вопросам обеспечения уголовной ответственности за преступления, совершенные сотрудниками органов внутренних дел). URL : https://sozd.duma.gov.ru/bill/331365-5

7. Таблица поправок, рекомендуемых Комитетом Государственной Думы по безопасности к отклонению. URL : https://sozd.duma.gov.ru/bill/ 331365-5#bh_histras

8. Стенограмма обсуждений проекта ФЗ № 331365-5 «О внесении изменений в УК РФ и в УПК РФ» (по вопросу об ответственности сотрудников органов внутренних дел за совершённые преступления). URL : https://sozd.duma. gov.ru/bill/331365-5

2. Varygin A.N. About crime of employees of law-enforcement bodies and its tendencies. Cyberlenin-ka. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/o-prestu pnosti-sotrudnikov-organov-vnutrennih

3. The Ministry of internal Affairs on statistics of crimes committed by police. URL : Hro.org, 26/01/ 2010

4. List of bills submitted to The state Duma: system of ensuring legislative activity. URL : https:// sozd.duma.gov.ru/bill/331365-5

5. Explanatory note to the draft Federal law «On amendments to the criminal code of the Russian Federation and the code of Criminal procedure of the Russian Federation». URL : https://sozd. du-ma.gov.ru/bill/331365-5#bh_histras

6. Conclusion Of the State Duma Committee on security on the draft Federal law № 331365-5 «On amendments to the criminal code and the code of criminal procedure» (on ensuring criminal liability for crimes committed by employees of internal Affairs bodies). URL : https://sozd.duma.gov.ru/bill/331365-5

7. Table of amendments recommended by the State Duma Committee on security for rejection. URL : https://sozd.duma.gov.ru/bill/331365-5#bh_ histras

8. Transcript of discussions on draft Federal law № 331365-5 «On amendments to the criminal code and the code of criminal procedure» (on the responsibility of law enforcement officers for crimes committed). URL : https://sozd.duma.gov.ru/bill/331365-5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.