ции, так и высокой культуры, нравственного, интеллектуального уровня отдельных его представителей. Вот как говорит он с поэтической силой и образностью: «Государственная сила - есть скрытый железный остов, на который великий художник история лепит изящные могучие формы культурной человеческой жизни» [10, с. 501]. Творчество К.Н. Леонтьева не знает человека в до-государственном или внегосударственном состоянии. Государство создает фон для функционирования индивидуумов. Только укорененность в культуру есть гарантия творческого взлета, а укорененность обеспечивается сильным самобытным государством. Организующие социальные функции выполняет мощное и сильное государство, которое воплощает, актуализирует в необходимой форме внутреннюю, имманентно присущую обществу идею.
Итак, важнейшие смыслообразующие ценности как европейского, так и русского консерватизма следующие: традиционализм, иерархизм, органицизм, иррационализм, авторитаризм, культ сильного государства. Российская консервативная традиция, помимо обращения к общеевропейской проблематике, должна была давать ответы на вопросы, порождаемые непосредственно отечественной действительностью. Поэтому социально-философская проблематика получала в рамках русского консерватизма свои особен-
ные черты. В ее содержательных аспектах можно найти множество параллелей с предшествующей европейской консервативной традицией, но вместе с тем присутствуют свои особенности, обусловленные национальной спецификой.
Библиографический список
1. Бёрк Э. Размышление о революции во Франции. - М., 1993.
2. Бёрк Э. Размышления о французской революции // Политические институты и обновление общества. - М., 1983.
3. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Избранное. - М., 1993.
4. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство: философская и политическая публицистика. - М., 1996.
5. Сергеев С.М. К.П. Победоносцев // Великие государственные деятели России / Под ред. А.Ф. Киселева. - М., 1996.
6. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. - М.,
1992.
7. Леонтьев К.Н. Избранное. - М., 1993.
8. Леонтьев К.Н. Средний европеец как идеал. .. //Леонтьев К.Н. Храм и Церковь. - М., 2003.
9. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Т. 1. - М., 1886.
10. Леонтьев К.Н. Избранные письма. - СПб,
1993. - С. 501.
А.В. Шанская
ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ЯЗЫЧЕСТВА
« ^“^транние люди собрались в этом древ-■ нем месте, и рекут они слова дюже добрые, до богов, коих русы оставили. Ежели по сердцу вам место сие - то милости просим, а на нет и суда нет!» Это приветственные слова в гостевой книге сайта Ярославской Родноверческой Общины Славян «Велесово Урочище».
Появление первых общин языческого характера в наше время пришлось на начало 1990-х, когда в России вообще отмечался рост числа нетрадиционных религиозных объединений. На сегодняшний день языческие общины занимают крепкую позицию в системе новых религиозных объединений. В публикации мы поднимем главный вопрос: а то ли язычество возрождается?
Рассмотрим внешнюю сторону язычества -обрядовую и внутреннюю - отношения язычника к своей вере. И попробуем сравнить ту эпоху и современность.
При анализе мы руководствуемся источниками по истории язычества древних славян: «Язычество древних славян» Рыбакова, «Руководство по истории русской церкви», а так же характеристикой деятельности реальной языческой общины.
На территории Костромской и Ярославской областей действуют две языческие общины. В Ярославле - «Велесово Урочище», в Костроме - «Хоровод». Оба объединения не зарегистрированы.
В первую очередь хотелось бы проследить причины возникновения язычества у древних славян и возрождение этой религии в нише время.
180
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009
© А.В. Шанская, 2009
Язычество у древних славян исследователи объясняют «.. .фактическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствовали над ними». Языческая религия возникла как результат полной зависимости человека от сил природы.
Теперь обратимся к Ярославской Родновер-ческой Общине Славян «Велесово Урочище». Она возникла в 2003 году. По легенде город Ярославль был основан, когда князь Ярослав зарубил «лютого зверя», спущенного на него волхвами, по предположению историков это был медведь, а ведь именно в образе медведя часто выступает в славянском язычестве бог Велес. Родоначальник общины - Колот - рассказал, что у него изначально была анархическая позиция, любовь к музыке, истории. Все это в конечном итоге привело к обращению к язычеству и созданию общины. Тот факт, что древние славяне с помощью языческой веры объясняли природные явления, которые сейчас «разгаданы» участников не смущает: «Язычество не отрицает технического прогресса. Ученый-химик может сидеть изучать атомы и при этом быть язычником. Сейчас это не столько религия, сколько мировоззрение, жизненная философия, сравнимая, например, с буддизмом».
Отличие в причинах возникновения или возрождения в действительности намного глубже. Община «Велеслво Урочище» соблюдает все обряды и праздники в соответствии с языческим календарем. И внешний образ общины, как мы увидим дальше, приближен к древнеславянскому. Мы заостряем на этом внимание по причине того, что в Ярославле еще есть несколько групп, которые относят себя к язычеству, но обрядовая, внешняя сторона практически отсутствует. Главные признак соотнесения с родноверием у них -это признак национальности.
В общине «Велесово Урочище» этот признак отмечен «обязательным» в уставе общины: «Ярославская Родноверческая Община Славян “Велесово Урочище”, в дальнейшем Община, является местным общественным объединением на религиозной основе.
Это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, придерживающихся Славянского Родноверия.
Славянское Родноверие - суть исконные народные дохристианские (языческие) верования славян вообще, и русских людей в частности».
По словам членов общины такие требования не переходят во вражду. Например, Колот говорит так: «Я могу спокойно общаться с людьми разной национальности, но если дело касается веры, то у них - свое, у нас - свое».
Именно по причине заострения на вопросе национализма, мы бы отметили, что одно из главных отличий в языческом веровании разных эпох - это смещение цели, функций, смысла верования. У древних славян в язычестве ярко выражена мировоззренческая функция: дать объяснения, а у современных - социальная: выделится, обособиться, отличиться. Естественно, это наносит отпечаток на все стороны веры.
Обратимся к обрядам. Устройство жизни и культура славян очень тесно гармонировала с верой. Вся община была языческой. Вся община подчинялась тем или иным правилам. Людей объединяла равная деятельность, равная зависимость от сил природы. Капище - место, где производились обряды, праздники, как правило, находилось недалеко от поселения и являлось священным местом, которое почитали все.
Современный мир диктует свои условия. Капище - обязательный элемент язычества теперь не находится на недалеком расстоянии. Чтобы собрать общину - так же нужно время. Людей, входящих в объединения не обязательно сближает общая деятельность. Около полугода у общины «Велесово Урочище» ушло на сбор и упорядочивание информации, разработку обрядов и решение других организационных вопросов, прежде чем они начали деятельность. Острой стала проблема поиска единомышленников. Интересный факт, что, например, людей, которые входят в общину искали по... объявлению в газете. Колот рассказывает об этом так: «Город большой, найти людей похожих на тебя сложно. Вот поэтому и использовали такой способ. И он сработал».
Для того, чтобы собраться на капище у общины уходит три часа на дорогу. Капище находится в лесу - недалеко от деревни Ярославской области. Никто его не охраняет. Как объясняют участники: это не нужно.
Пантеон богов члены общины делали сами: Перун, Сварог, Велес, Макошь. Все чуры соответствуют аналогам фигур богов древних славян: Перун - дуб, ясень или бук, Велес - осина, Ма-кошь - береза. Перед созданием капища участники подробно изучали литературу, равно как и перед совершением каких-либо обрядов. Про-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009
181