Научная статья на тему 'Обрядовые элементы праздника современных славянских языческих общин'

Обрядовые элементы праздника современных славянских языческих общин Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1740
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ЯЗЫЧЕСТВО / ОБРЯД / ПЕРУНОВ ДЕНЬ / КАПИЩЕ / СЛАВЛЕНИЯ / ТРЕБА / ТРИЗНА / MODERN PAGANISM / RITE / PERUNOV DAY / TEMPLE / SLAVLENIYA / REQUIRES / FUNERAL FEAST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суровегина Е. С.

Статья посвящена одной из сторон функционирования современных языческих групп, а именно обрядово-праздничной практике, на примере празднования дня Перуна. На основе нарративов языческих лидеров «Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры», «Велесова Круга» и собранного автором полевого материала реконструируются все этапы данного праздничного действа современных приверженцев доавраамической религиозности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RITUAL ELEMENTS OF MODERN SLAVIC PAGAN HOLIDAY COMMUNITIES

The article is devoted to one of the parties to the functioning of modern pagan groups, namely the ritual and festive practices on the example of the celebration of Perun. Based on the narratives of the pagan leaders of the «Slavic Union of Slavic Communities of Native Faith», «Veles Circle» and the author of the collected field data, reconstructed every aspect of the holiday modernized doavraamicheskoy religious adherents.

Текст научной работы на тему «Обрядовые элементы праздника современных славянских языческих общин»



ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 299.18

Е.С. Суровегина

студент,

факультет гуманитарных наук, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

ОБРЯДОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАЗДНИКА СОВРЕМЕННЫХ СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫЧЕСКИХ ОБЩИН

Аннотация. Статья посвящена одной из сторон функционирования современных языческих групп, а именно обрядово-праздничной практике, на примере празднования дня Перуна. На основе нарративов языческих лидеров «Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры», «Велесова Круга» и собранного автором полевого материала реконструируются все этапы данного праздничного действа современных приверженцев доавраамической религиозности.

Ключевые слова: современное язычество, обряд, Перунов день, капище, славления, треба, тризна.

E.S. Surovegina, Minin Nizhny Novgorod Э!а!е Pedagogical University

RITUAL ELEMENTS OF MODERN SLAVIC PAGAN HOLIDAY COMMUNITIES

Abstract. The article is devoted to one of the parties to the functioning of modern pagan groups, namely the ritual and festive practices on the example of the celebration of Perun. Based on the narratives of the pagan leaders of the «Slavic Union of Slavic Communities of Native Faith», «Veles Circle» and the author of the collected field data, reconstructed every aspect of the holiday modernized doavraamicheskoy religious adherents.

Keywords: modern paganism, rite, Perunov day, temple, slavleniya, requires, funeral feast.

В настоящее время, в период бурного развития так называемой новой религиозности, определённая часть исследовательского сообщества обратилась к изучению современных проявлений языческих верований славянских народов. Предметом научной рефлексии, как правило, становится изучение отдельных сторон функционирования языческих лидеров и групп [1; 2]. При этом, как правило, празднично-обрядовая сторона данного феномена остаётся вне исследовательского поля. В предлагаемой статье автор предпринимает попытку освещения именно этого «действенного» аспекта последователей «традиционного» мировоззрения.

В современной России одним из наиболее активных объединений, имеющих фиксированную и апробированную обрядовую систему, является Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ). Союз был основан в 1997 году В.С. Казаковым (волхвом Вадимом). Так, в 2015 году на базе ССО СРВ в деревне Красотынка, Ферзиковского района, Калужской области был создан одноименный славянский этнографический комплекс под открытым небом - «Красотынка». По словам руководителей Союза «данные, полученные при изучении дохристианских обрядовых сооружений славян VIII-XIII веков, позволили воссоздать на базе «Красо-тынки» следующие объекты славянского языческого культа: основное обрядовое место - капище Перуна, поляна для обрядовых действий и игр, «Домовина» - место почитания предков, погребальный холм, качели, станок для добычи огня. Кроме того, 21 июня 2015 года был открыт первый в России языческий крытый храм в честь «Огня Сварожича» [3].

Наиболее значимым и массовым праздником Союза Славянских Общин является праздник в честь бога Перуна.

Впервые день Перуна был проведен более двадцати лет назад (1994 год) на реке Ка-лужке. В первом празднике приняло участие всего девять человек. «Прошло 20 лет, а я помню, что было жарко, помню, как читал славления под дубом, помню, как горела ладья на погребальной краде» [4], - вспоминает Вадим Казаков. На сегодняшний день численность прозели-

тов «родной веры» растет, соответственно увеличивается и количество участников праздника. Так, в 2015 году восславить Перуна на огромном родноверческом капище (священное сооружение, служащее местом поклонения богам и предкам) собралось уже более пятиста человек.

Отдельного внимания заслуживает определение точной даты проведения праздника, так как некоторые представители языческой диаспоры [5] считают, что следует почитать Перуна на протяжении нескольких дней - с 20 июля по 2 августа. Сторонники данного варианта убеждены, что обряды, проводимые в купальскую ночь, предполагают полное очищение человеческого тела и его души всеми стихиями. Исходя из данных, указанных в книге «Славянская Родная вера», члены ССО СРВ отмечают данный праздник 20 липеня (июля) [6]. 20 июля этот «главнейший кологодный святодень всех воинов-защитников и пахарей» [7, с. 95] отмечает и Велесов Круг. Вместе с тем наблюдается тенденция приурочивать праздники к выходным дням, наиболее близким к основной дате.

Согласно практикуемой «родноверческой традиции», к празднику начинают готовиться за неделю. «В древности за седмицу до Перунова дня жрецами проводился отбор быка в жертву грозному богу» [7, с. 484]. В качестве жертвы не всегда использовался крупный рогатый скот, его могли заменить петухом, желательно однотонной раскраски оперения. Кроме того, жертвы могли быть и бескровными, всё зависело от воли случая. Последний проявлялся в специальном обряде - кидали жребий: «Черты, для определения жертвы, и резы, для определения ее количества» [8, с. 82]. Исследовательское сообщество, «расширяет» данные об обряде. Если выпадает «брашно» (еда, кушанье) [9, с. 101], в качестве жертвы приносится пища. Если «серебро», то деньги, и наконец, если выпадала «пря» (борьба, состязание) [10], то воины должны были вступить в ритуальный поединок. Помимо выбора жертвы, воздаваемой Перуну, готовилась всевозможная «Перунова страва» (обрядовая пища) [6, с. 342], в которую могли входить: мясо как домашних животных, так и дичь, а также каши и пироги.

Сам праздник проходит в два этапа: земледельческий и воинский. Волхв Союза общин «Велесов круг» Велеслав (И.Г. Черкасов) предлагает данным этапам другие названия: оратай-ский, он же земледельческий, и ратайский, то есть воинский.

Оратайский этап, или справное действо, начинается с зачина, где жрецы приветствую всех присутствующих, и напоминают о сути и значении предстоящего обряда. Затем возжигается костер, чтобы перед входом на капище каждый прошел очищение огнем. Очищения требует и само место проведения праздника. Для этого девы-«обавницы» (обавник(ца) - читающий славления и приговоры [6, с. 93]), которых может сопровождать жрец с бубном, проходят обрядовое место по кругу, благословляя территорию заговоренным зерном и произнося слова заговора: «Чур-Чурило, стар-престар! //Ты сиди-сиди, посиживай, //Ты гляди-гляди, поглядывай, // Ты ходи-ходи, похаживай, //Иншее от нас отваживай!» [12, с. 17].

Благословляются и все участники праздника путем обереженного помазанья углем от священного огня. После очищения капища волхвы спрашивают у богов позволения начать «славление» - обрядовое обращение. «Славление» может быть обращено как ко всем богам, так и к одному конкретному, в нашем случае к Перуну. (Пример обращения к богам общины «Родолюбие»: «Уж вы гой есибоги родные, //Во роду нашем родичи старшие, //Вы дозвольте нам дело правити // Дело правити, да вас славити // По искону все да по русскому, // Как-то предки нам заповедали! Гой!» [13, с. 110]).

Далее жрецы произносят «кощуны» - песнь-повествование о деяниях богов, приуроченные к данному празднику. Затем возжигается крада, сложенная из дубовых поленьев, и чествуются боги, отвечающие за огненную стихию. Далее языческие священнослужители переходят уже к непосредственному славлению богов и главного бога - громовержца Перуна. Тексты славлений могут быть самыми разнообразными. Так, например, в 2015 году волхв Вадим (В.С. Казаков) славил Перуна посредствам текста собственного сочинения: «Над лесом дрему-

чим, над дубом могучим, // Ты появись к нам чёрною тучей! // В яростном ливне, в буре ревучей, // Ты освяти нас молнией жгучей! // Павшие в битвах, живущие ныне // Вместе восславят грозное имя! // Слава Перуну!» [14].

После славлений богу-Перуну приносится «треба» - жертва, которая может быть общей и индивидуальной, собранной с каждого по отдельности. Когда приносится общая треба, «по-творник» (помощник жреца (священника) на общем обряде [15, с. 74]) хлебом, положенным на рушник, обносит всех собравшихся. Участники, в свою очередь, должны возложить на него руки: «десницу (правую, дающую) - с пожеланием блага миру; шуйцу (левую, берущую) - с пожеланием блага себе; обе руки - с пожеланием блага всему сущему» [13, с. 116]. После чего жрец несёт жертвенный хлеб на капище, деля его на две части: одну оставляя на капище, другую же предаёт огню. (Принесенные на капище дары богам клались не только в пламя костра. Древние находили, что пожертвованный предмет дойдет «по адресу» к нужным богам, если будет передан лично. На древних (да и современных) капищах, жертвенные предметы находят спрятанными или закопанными по личной инициативе посетителей и без ведома волхвов).

В случае, когда приносится индивидуальная треба, вместо обнесения всего круга собравшихся общим караваем, потворник собирает подношения с каждого на общий поднос. Такая треба также придется огню. Если треба горит хорошо, значит боги приняли её, а если нет, то жрецам необходимо принести искупительную жертву, часть же не принятой придать земле. Только после того, как треба будет принята, потворники выносят братину с «питным медом», чтобы каждый мог принять честь божественной силы. (Сурица - настой целебных трав с мёдом на воде из священных источников, набравший энергии под лучами солнца [16].) Братину пускают по кругу, передавая двумя руками с поклоном, чтобы каждый «вознёс её к Небу - во славу Родных Богов, плеснул немного на Землю - во славу честных Предков и причастился из неё сам...» [13, с. 434]. Вслед за братиной всех участников обряда обносят частью требы, оставшейся на капище.

Восславив бога и принеся ему требы, жрецы приступают к освящению оружия и оберегов через огонь крады. Жрецы предварительно собирают оружие и освящают его непосредственно на капище. Обереги же освящают участники праздника сами, когда потворник обносит по кругу зажженную от крады свечу.

Во время освящения оружия и оберегов проходят обрядные бои, так называемая ратай-ская часть праздника - олицетворение битвы Перуна с Велесом. (Ритуальные поединки в честь Перуна проводились и в период двоеверия. Упоминания о них известны из сочинения барона Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московских делах»: «Когда, однако, новгородцы были крещены, они бросили идола в Волхов. Как они рассказывают, идол поплыл против течения, и когда он подошел к мосту, то раздался голос: «Вот вам, новгородцы, на память обо мне», - и на мост была выброшена дубина. Этот голос впоследствии слышался в известные дни года, и тогда жители сбегались толпами и жестоко избивали друг друга дубинами.».)

Мифологическое наполнение данного новоязыческого действа, восходит к гипотезе о противостоянии богов, высказанной представителями научного сообщества В.В. Ивановым и В.Н. Топоровым, которые считали, что Велес является противником Бога-Громовержца Перуна. При этом Велес отождествляется со Змеем [17]. Соответственно определённая «историчность» - союз с наукой в части обрядовой практики - у язычников XXI века прослеживается. Соперники определяются путем жребия: один из жрецов подбрасывает палку, и на кого она укажет, тот и будет биться. Обычно выбирают три пары поединщиков, которые уже между собой договариваются о виде поединка и выбирают оружие. Помимо боя один на один, есть и другие виды турнира: «стенка на стенку», «ломание» (воинский пляс, постепенно переходящий в бой), а также метание в цель топоров, ножей, копий и стрельба из лука. Такими обрядовыми боями и заканчивается дневная часть праздника в честь Перуна.

С наступлением сумерек начинается тризна (борьба, состязание, составная часть погребального обряда [18, с. 209]) по павшим славянским воинам. Участники вновь собираются на главном капище, образуя полукруг («полуколо»). В это время вокруг внутреннего капища жрецы возжигают круговые костры, читают славления. Потворники, взяв приготовленную заранее ладью для сбора даров, обходят по кругу собравшихся. От священного огня жрецы зажигают факелы, и все собравшиеся идут к погребальному холму, где на «краду» ставят ладью с дарами. После этого жрец, раздевшись по пояс, поджигает её. (Данный обычай поджигать краду, раздевшись по пояс, описал еще Ибн Фадлан в книге «Записка о путешествии на Волгу»: «... зажженная деревяшка в одной его руке, а другая его рука (лежала) на заднем проходе, (он) будучи голым, пока не зажег сложенного дерева (деревяшек), бывшего под кораблем» [19, с. 8788]). Четыре священнослужителя встают по сторонам света и перекрестно читают славления, погребальные молитвы, взятые из одного из сакрального произведения некоторых современных славянских языческих общин «Велесовой книги» [13].

После того как костер прогорает, всем желающим предлагается поучаствовать в «ристалище» (площадь для гимнастических, конных и других состязаний, а также само такое состязание [22]) во славу павших воинов. Так же в удалении от погребального холма возжигается еще один костер для воинского хоровода. После тризны устраивается всеобщая братчина, на которой поминают всех павших славянских воинов.

Ещё одной особенностью данного праздничного дня является посвящение в воины (обряд Воинского посвящения и принятия в дружину также назывался Обрядом Чёрного Перуна. «Чёрного» - потому что проводился в тайне, и никто кроме священнодействующего волхва, князя и дружинников не могли на нём присутствовать). Вначале жрец отправляет посвящаемых в мир мертвых «Навь» (вариация языческого «трёхмирья» - «Явь», «Навь» и «Правь» [23, с. 122-123]) - один из конструируемых миров современной языческой мифологии. Неофитов кладут на землю навзничь, с закрытыми глазами, после чего с испытуемыми может разговаривать только жрец и никто другой. Затем будущие воины подвергаются четырём испытаниям.

Первое испытание - огнем. Каждый посвящаемый должен пройти по раскаленным углям - так называемой «Огненной реке». Испытание второе заключается в том, что испытуемый с закрытыми глазами должен «по памяти» пройти расстояние в 40 шагов, на что ему дается три попытки. Третье испытание на смекалку и взаимовыручку. Нужно отгадать загадку за три попытки. Того, кто не смог угадать, закапывают в землю, где он лежит до тех пор, пока его не выручит другой испытуемый, отдав ему одну из своих попыток. И, наконец, четвертое испытание - на ловкость и хитрость. На испытуемого открывается настоящая охота. Он должен за определенный промежуток времени уйти от преследователей и пройти через несколько сторожей к священному дубу. Только после прохождения всех четырех испытаний посвящаемого признают истинным воином.

Кроме общего обряда и обряда посвящения в воины, на празднике могут совершаться и другие религиозные действия: воинское «имянаречение» (наделение неофита языческим они-мом), принесение частных треб, «радения» (одна из форм мистического постижения частью современных язычников мира божественного [24]) и др.

Подводя итог вышеизложенному, следует обратить внимание на следующие особенности организации и проведения современного языческого праздника. Во-первых, на сегодняшний день, в современных языческих группах существуют разночтения в дате проведения праздника Перуна. Перенос празднования с устоявшихся еще в древности дат (в пользу даты 20 июля высказались Б.А. Рыбаков и А.А. Коринфский [26; 27]) на выходные дни, безусловно, позволяет сделать праздник более массовым и удобным в проведении. Данный факт подтверждает тезис исследователей феномена об урбанистической природе современной версии славянского язычества [28-30]. Вместе с тем посредствам переноса дат происходит «отдаление» от заявляе-

мой традиции, изменение празднично-обрядовой практики годового цикла. Такой перенос, на наш взгляд, является недопустимым для сторонников «родной веры», которые уже своим существованием должны демонстрировать тенденцию к сохранению автохтонности мировоззренческих установок.

Во-вторых, обрядовая составляющая праздника проводится в соответствии с разработанными и апробированными современными язычниками правилами. Так, сам обряд состоит из нескольких этапов: предварительного освящения места; произнесения волхвами «славлений» богам; так называемого «зачина» (Это обряд в честь начала праздника. В соответствии с самим праздником, зачин может иметь свои уникальные особенности и черты. Формы зачина на разных праздниках и в разных общинах могут быть отличны друг от друга [31]); праздника и возжигания священного огня; непосредственного обращения к богу, с принесением ему «требы» (жертвы); «обретения божественной силы», в том числе, через круговую передачу «братины» (сосуда с напитком), освящения оружия и оберегов; «тризны» - языческого погребального обряда в честь павших воинов; проведения «ристалища» - воинских поединков; всеобщей, заключительной тризны.

В-третьих, конструируемый и реконструируемый праздник включает две составляющие: «оратайскую» - земледельческую и «ратайскую» - воинскую.

Таким образом, осознанно или нет языческие лидеры XX-XXI веков (подробнее об особенностях мировоззрения персоналий русского нативизма смотрите к примеру [32]) соединили в практической составляющей Перунова дня теоретические разработки исследовательского сообщества, ставящие целью определение функционала данного божества [33-36].

Список литературы:

1. Михеева И.Б. Неоязычество как религиозно-культурный феномен современности: проблема дефиниции // Философские и социальные науки. Научный журнал. Минск: Издательский центр БГУ, 2010. № 2.

2. Шиженский Р.В. Неоязыческий миф о князе Владимире // Вестник бурятского государственного университета. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2009. № 6.

3. Расшифровка аудиозаписи интервью Белояра С.Е Суровегиной. Деревня Красотын-ка, Ферзиковский район, Калужская область. 17.07.15. Из личного архива автора.

4. День Перуна 20 лет назад / материал подготовлен Войданом, ОСО ССО СРВ. [Офиц. сайт]. URL: www.rodnovery.ru/stati/o-prazdnikakh/355-den-peruna-20-let-nazad (дата обращения: 27.08.2015).

5. Шиженский Р.В. Славянская неоязыческая диаспора на территории современной России (по данным сети Интернет) // Диалог государства и религиозных объединений в пространстве современной культуры: междунар. науч.-практ. конф. (21-22 октября 2009 г.) / Волгоград. гос. ун-т. Волгоград, 2009.

6. Славянская Родная вера / общ. ред. Белояр (Ионов Максим). 2014.

7. Влх. Велеслав. Родные Боги Руси. М., 2009.

8. Казаков В.С. Мир славянских богов. М., Калуга: Русская Правда, 2006.

9. Благова Э. [и др.]. Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков). Около 10000 слов. М.: Русский язык, 1994.

10. Толковый словарь Ефремовой Т.Ф. [Электронный ресурс]. URL: http://www.efremova.info/word/prja.html#.Vd2nofntmko (дата обращения: 27.08.2015).

11. Даль В.И. Толковый словарь живого великого языка. Т. 4. СПб. М.: «Тип. М.О. Вольфа», 1863.

12. Казаков В.С. Влх. Богумил. М.: Русская Правда, 1998.

13. Влх. Велеслав. Книга Велесовых Радений (Духовные практики и обряды Русско-Славянского Родноверия). М.: Велигор, 2008.

14. Расшифровка аудиозаписи интервью В.С. Казакова С.Е Суровегиной. Деревня Кра-

сотынка, Ферзиковский район, Калужская область. 18.07.15. Из личного архива автора.

15. Влх. Велеслав. Книга родной веры. Основы родового ведания руссов и славян. М.: Самиздат, 2009.

16. Толково-этимологический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://energodar.net/slovar.php?bukva=s (дата обращения: 27.08.2015).

17. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

18. Гаврилов Д.А., Ермаков С.Э. Ключ к исконному мировоззрению славян. Архетипы мифологического мышления. М.: Ганга, 2010.

19. Ибн Фадлан. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1939.

20. Кобзев И. Рифмованная Велесова книга [Электронный ресурс]. URL: www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?journalid=2769528&jpostid=106421151 (дата обращения: 29.08.2015).

21. Асов А. И. Велесова книга. Полное собрание дощечек. Скрижали русских волхвов. Тайны деревянной книги / прочтение, перевод, пояснения иллюстрации. М.: АСТ, 2015.

22. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Русский язык,

1989.

23. Шиженский Р.В. «Яв», «Прав» i «Нав» як релтйно-фтософськюсновислов янського-неоязичництва / Колепя. Часопис 1нституту релтйних наук св. Томи Аквинського у Киевк Кив. 2011. № 7 (20).

24. Шиженский Р. Интервью с Велимиром (Н.Н. Сперанским) // Colloquium heptaplomeres: Научный альманах. Выпуск I: Язычество в XX - XXI веках: российский и европейский контекст / сост.: А.А. Бесков, Р.В. Шиженский. Нижний Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2014.

25. Шиженский Р. Интервью С Велеславом (Ильёй Геннадьевичем Черкасовым) // Colloquium heptaplomeres: Научный альманах. Выпуск I: Язычество в XX-XXI веках: российский и европейский контекст / сост.: А.А. Бесков, Р.В. Шиженский. Нижний Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2014.

26. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.

27. Коринфский А.А Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Издание книгопродавца М.В. Клюкина, 1901.

28. Шиженский Р.В., Шляхов М.Ю. Письменные источники современных российских язычников по данным полевых исследований // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (58): в 3-х ч. Ч. III.

29. Копысов Д.Ю. Современные нетрадиционные религии. Ижевск, 2000.

30. Шнирельман В.А. Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя // Неоязычество на просторах Евразии М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001.

31. Блинцов Д. Что такое зачин [Электронный ресурс]. URL: http://web-kapiche.ru/178-chto-takoe-zachin.html (дата обращения: 13.10.2015).

32. Тютина О.С., Шиженский Р.В. Мифология и фольклор в нарративах идеолога неоязычества А.А. Добровольского // Материалы XLV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история». Новосибирск, 2015.

33. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. Харьков, 1916.

34. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб, 1914.

35. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.

36. Капица Ф. Тайны славянских богов. М.: РИПОЛ Классик, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.