Научная статья на тему 'Жречество в современном российском язычестве'

Жречество в современном российском язычестве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1239
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЯЗЫЧЕСТВО / ЖРЕЦ / ОБРЯД / ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ / ИЕРАРХИЯ / ТРАДИЦИЯ / МОЛЕНИЕ / АМУЛЕТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шиженский Роман Витальевич

Рассматривается процесс формирования жреческого сословия в русских неоязыческих общинах. Уделяется внимание проблеме жреческого кодекса правил поведения. Формируется образ «идеального» жреца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Шиженский Роман Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pagan priesthood in the modern Russian Paganism

The article deals with the process of pagan priesthood being formed in the Russian neo-pagan communities. Attention is given to the problem of the pagan priest's Code of Conduct. The image of an ideal pagan priest is identified.

Текст научной работы на тему «Жречество в современном российском язычестве»

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2008. Вып. 2

УДК 299.18

Р.В. Шиженский

ЖРЕЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ

Рассматривается процесс формирования жреческого сословия в русских неоязыческих общинах. Уделяется внимание проблеме жреческого кодекса правил поведения. Формируется образ «идеального» жреца.

Ключевые слова: неоязычество, жрец, обряд, жертвоприношение, иерархия, традиция, моление, амулет.

С появлением в России в 70-х гг. прошлого столетия первых неоязыческих1 групп, ведущим, направляющим компонентом в последних становится иерархическая сообщность людей называемых «волхвами»2, «жрецами», «кобниками»3, «ведунами» и т.д. Позиции «нового жречества» укрепляются, популяризируются в конце XX - начале XXI в. одновременно с ростом род-новерческого движения в целом.

Вместе с тем современному исследователю достаточно сложно познакомиться с основами мировосприятия, ритуалом, функциональным багажом жреческого сообщества в силу изолированности, «закрытости» некоторых языческих общин, скудности информации. Однако данные родноверческой печати, сообщения, размещенные общинами в сети Интернет, все же позволяют составить общий портрет жреческо-волховской «касты» современной России.

Основы родноверческой религиозной этики изложены в так называемых «Обрядниках»4 - сборниках текстов, составленных лидерами неоязыческого жреческого движения. Эти тексты можно условно разделить на две составляющие: «Славления» - стихотворные молитвы, обращенные к конкретным богам (Роду, Велесу, Перуну), читаемые волхвами во время праздников (свадьба, Перунов день, Купала); «кодекс действий» жрецов, руководящих проведением обряда.

Рассмотрим обрядовые функции языческих священников, основываясь на данных «Обрядника» волхва русско-славянской родноверческой общины «Родолюбие» - Велеслава.

• Перед проведением праздника (обряда) жрец готовит место будущего действа: восстанавливает капищную ограду, границы требища (места отведенного для принесения жертв), борозд, отделяющих капище от требища; указывает место, где должен быть разбит походный лагерь.

• Жрец отвечает за подготовку хозяйственной части: жрецы готовят капище, вывешивают хоругви, приводят в порядок обрядную утварь; выбирают форму и размер обрядного костра5.

• Ответственность жреца распространяется и на поведение участников обряда: жрецы должны поститься до начала обряда не менее 24 часов (за ис-

ключением особых случаев, например боевых либо походных)6; употребле-

ние спиртного разрешается только по знаку жреца; запреты, налагаемые на участников праздника (моления): находясь в пределах капища или требища, запрещено сквернословить, курить, втыкать холодное оружие в землю, плевать на землю и в огонь, заходить без необходимости на капище, без дела прикасаться к чурам богов, священной утвари, шуметь, дурачиться, устраивать потасовки7.

• Функции жрецов непосредственно во время проведения обряда: жрец

(глашатый) оповещает о начале действа; волхв напоминает собравшимся о сути и особенностях обряда; жрецы освящают место; волхвы произносят ко-щуны (священные тексты-песни); разжигают огонь; произносят «зачин»; славят богов и приносят жертвы (требы)8; руководят хороводом и круговой братиной; в особых случаях освящают обрядовый поединок; благодарят богов за их дары.

Помимо наставлений по практике проведения обрядов будущим волхвам «Обрядник» содержит сведения, характеризующие служителей культа как особых «сверхлюдей». Так, во время «зачина» обряда: «волхв, бия в бубен, сам как бы восхищается - возносится Духом-Собью вместе с Рарогом -

Огненным Соколом, Вестником Божским до Неба...»9. Согласно верованиям родноверов обрядовая пища, упавшая со стола, битая посуда принадлежат миру мертвых10. Однако данный запрет не распространяется на волхвов -

«сверхлюдей»: «лиши волхвы кои средь живых - мертвы, а средь иных - живы, всяку пищу принять могут»11.

К двум основным, и возможно, самым распространенным обрядам, практикуемым современными волхвами, относятся обряд раскрещивания12 и обряд имянаречения.

По мнению одного из представителей славянского родоверия волхва Богумила, «обряд раскрещивания проводится для снятия с человека тех на-вьих чар, что накладываются на него во время крещения»13. В некоторых общинах существуют ограничения для лиц, желающих пройти данное очищение. Так, в северокавказской общине «Славянское наследие» раскрещенным может стать только славянин14. Если у неофита отсутствуют славянские корни по отцовской и материнской линиям, то обряд не проводится. В случае посвящения полукровки решение имеет право принять все тот же «всесильный» жрец. Перед описанием некоторых особенностей данного религиозного действа в различных неоязыческих объединениях следует привести слова одного из лидеров брянской славянской языческой общины «Свет Сварога», так характеризующего данный обряд: « Этот обряд не является каноническим, и его исполнение зависит от конкретных людей. Самое главное уловить суть обряда и не обязательно следовать этому описанию во всех деталях, важно ухватить суть. Дальнейшее сделает сама Природа и ее Духи, а боги Руси помогут»15. То есть, любой так называемый волхв может представить «процесс очищения» в интересующей его форме, преследуя свои моральные, политические, наконец, экономические интересы, ставя посвящаемого в конкретные

«обрядовые» рамки.

Обряд, практикуемый в общине «волхвов Рода», условно можно разделить на две составляющие: 1) сам обряд «излома рабского ошейника»; 2) по-слеобрядовые действия, «подключающие» вновь рожденного язычника к природе.

В основе «раскрещивания», действия, безусловно, придуманного современными религиозными лидерами родноверов и не имеющего под собой исторической основы, лежит «обряд-перевертыш», скопированный с христианского «крещения» идеологических противников язычников. Главным элементом действа является вода, в которую погружается очищающийся. Далее, по аналогии с христианской практикой, произносится «заговор»: «Крещение от себя удаляю, рабский ошейник ломаю, я не раб, а внук богов Русских!»16. Затем неофит должен собственноручно проколоть себе палец, выдавить несколько капель крови в воду и продолжить: «Кровь Богов-Предков в моих жилах течет, Чистой Воде первозданность вернет!». После данного монолога человек садится в ванну и произносит следующее «четверостишье»: «Крещение вода причинить помогла, его же вода и смыть смогла!». Посвящаемый погружается с головой в воду и держится под водой секунд двадцать, затем выныривает: «Крещенный ушел, внук Богов Русских в природу вошел! Прими, Мать - природа (имя), услышьте Великие Древние Боги!». Затем уже

«готовый язычник» выходит из ванной (водоема), читает воззвания к богам и т.д. «Очищение» заканчивается подключением родновера к природе с помощью «магических предметов» - (мела, серпа), опять же крови17 и просьбы к богам об «усыновлении» адепта.

Другой вариант обряда практикуют волхвы общины «Щит Симаргла».

Священнослужитель, проводящий раскрещивание, усаживает посвящаемого на колени18, на сено или ветки. Человек осеняется знамением Перуна, ритуальным ножом вокруг него очерчивается круг. По кругу, в соответствии со сторонами света ставят необходимые для обряда элементы - свечу, воду в блюдце, благовония, зерно в блюдце, символизирующие четыре стихии -огонь, воду, воздух и землю. Затем волхв омывает неофита чистой холодной водой и срывает с него старую рубашку. После этого жрец очищает человека четырьмя стихиями с помощью наговора (просьбы-заклинания), обращенного к богам. После очищения прошедший обряд получает славянский оберег (в христианстве крестик), и волхв устанавливает над ним защиту. По аналогии с христианским знамением после каждой магической процедуры (после действия каждой стихии) человек осеняется знамением Перуна19. После жертвоприношений20 «вновь рожденный» совершает «психологическое закрепление» свершившегося. Эта процедура сводится к уничтожению христианских священных текстов: «Человек должен разрубить топором христианское писание»21. После «освобождения» язычник обязан трижды помянуть «умершее предыдущее я» (свое христианское имя?) на третий, девятый и сороковой день.

В нашем распоряжении тексты другой неоязыческой общины «Свет Сварога». Остановимся лишь на некоторых особенностях обряда раскрещи-вания, практикуемых в этой брянской общине. Волхвы общины утверждают,

что человек, решивший вернуться к вере своих предков, должен избавиться

от христианства на трех уровнях: физическом, интеллектуальном и энергети-ческом22. Физический уровень очищения характеризуется отказом посещать церковные службы, соблюдать праздники, носить христианскую атрибутику. По мнению родноверов, самым ответственным и сложным является второй этап очищения - интеллектуальный. Он наступает тогда, когда будущий язычник начинает понимать утопичность, вред христианского вероучения. Третий этап - избавление от «энергетической зависимости» непосредственно включает в себя весь комплекс обрядовых действий, описанных ранее. Новым, по сравнению с предыдущими версиями раскрещивания, является своеобразный диалог волхва с посвящаемым, включающий следующие вопросы и ответы: «¡.Отрекаешься ли ты от церкви? - Отрекаюсь; 2.Отрекаешься ли ты от христианской троицы? - Отрекаюсь; 3.И от Иеговы отрекаешься? - Отрекаюсь; 4.И от Христа отрекаешься? - Отрекаюсь; 5.И от Святого духа отрекаешься? - Отрекаюсь; 6.И от матери Христа отрекаешься? - Отрекаюсь; 7.Не наложишь более на себя крест, смерть несущий? - Не нанесу; 8. Не встанешь более на колени перед богами заморскими? - Не встану; 9.Тверд ли ты в решении своем? - Тверд»23. После «клятвы» волхв снимает «печати», которые

24

накладывались при крещении, «залечивает» места, с которых снимали волосы во время пострига. Отметим, что важная процедура раскрещивания не имеет четко установленного стандарта, для нее характерна вариативность.

Примечательно, что количественный и персональный состав пантеона богов, к которому обращаются язычники современных общин при проведении одного и того же обряда, различен. В общине «волхвов Рода» богов двадцать два. Заслуживает внимания и тот факт, что в разряд славянских богов, наряду с известными науке, попадают и вымышленные современными священниками родноверов персонажи: «Морок», «Блуд», «Ящер»25 и т.п. Обнинская община «Триглав» во время раскрещивания славит трех богов: Сва-рога, Свентовида и Перуна26. «Щит Симаргла» почитает пять божеств: Си-маргла-Сварожича, Велеса, Стрибога, Мать-Сыру Землю, Живую воду.

Таким образом, обряд раскрещивания, практикуемый современными славянскими языческими общинами, представляет собой абсолютно новое явление, характеризующееся, во-первых, частичным копированием и изменением христианского обряда крещения (использование воды в обрядовой практике, нательных оберегов, освящение посвящаемого знаками языческих богов и т.п.).

Во-вторых, многоэтапностью, относительной разработанностью, в некоторых случаях, зрелищностью обряда27. Отказом от прошлой (христианской) веры, непосредственно комплексом обрядовых действий, наговоров волхва, подключением неофита к новой (языческой) религии, наложением защиты на вновь обращенного.

В-третьих, вся смысловая нагрузка действия, как волхва, так и будущего адепта во время прохождения «обряда-перевертыша» пронизана крайне негативным отношением к христианской религии (само название обряда: «излом рабского ошейника», уничтожение христианских священных текстов).

Подобные попытки подавления, неприятие и унижение другой религии

были в принципе недопустимы в политеистических обществах, как древнего

мира, так и средневековья28.

Не менее важным обрядом, проводимым волхвами в современных языческих организациях, является обряд принятия имени - «имянаречение».

По данным северокавказской общины «Славянское наследие», возмож-

но объединение обрядов раскрещивания и имянаречения в один. «В этом случае он проводится последовательно, начиная с раскрещивания и плавно переходя в обряд имянаречения, при совмещении этих обрядов круг [прочерченный жрецом ритуальным ножом] замыкается при первом, а размыкается после окончания второго обряда. В круг в этом случае с собой берутся три требы, рубаха старая, рубаха славянская с поясом»29.

Иное отношение к объединению этих обрядов высказывает волхв омской родноверческой общины Владимир: «Обряд имянаречения - особый обряд, который перерождает человека путем дарования ему двух имен - одно взрослое - общинное, другое - тайное»30. Сам обряд производится с абсолютно голым человеком в водах реки, только после того как человек «похоронит и помянет» свою старую жизнь. Имянаречение - сакральный обряд. Он проводится без посторонних людей. В нем участвуют только жрецы и сам посвящаемый31.

Верховода языческой общины «Путь Прави» предлагает другой вариант

«принятия имени». Человек не отрывается, не изолируется от общины. Он встает перед входом в круг лицом к огню: «Ведущий обряд говорит: «Мы нарекаем тебя именем (...)! Боги Русичей примут тебя под свою защиту и покровительство под именем (...)! Да будет так!»»32. Затем неофит с ритуальной чашей представляется богам сам, просит их покровительства и силы и приносит жертву. «На выходе из круга община восклицает: «Слава (имя)!

Слава Богам Русичей!»»33.

В данном обряде особо прослеживается ведущая роль жреца. В обнинской общине именно жрец выбирает срок проведения имянаречения,34само имя (дарованное жрецу богами) вновь обретенного язычника. Наконец, только жрецы имеют право проводить и присутствовать на самом обряде. Имянаречению, а главное роли, отводимой в этом действии жрецу, посвящена статья одного из членов Союза Славянских Общин - Крады (Ирины Волковой). По мнению Крады, жрец, объявляющий общинникам новое имя посвященного, берет на себя роль родителей : «Тот, кто имя нарекает, выполняет роль отца»35. Связанно это с малым количеством славянских имен в семьях России и с религиозным выбором россиян36. Автор отмечает и сакральную роль жреца, сводящуюся в данном обряде к «отсеканию связи с христианским эгрего-ром»37. Для этого необходимо одновременное присутствие и действие в реальном и потустороннем мире, что под силу, естественно, только волхвам. Также только волхвы могут наладить порвавшиеся духовные связи с предками: «В обряде имянаречения необходимо душой достучаться до духа-хранителя. Люди за имянаречением к жрецу или волхву идут в том случае,

если уверены, что у этого именно жреца есть духовная связь с предками по

«38

родной языческой вере» .

Итак, при проведении как обряда раскрещивания, так и обряда принятия имени славянские неоязыческие общины придерживаются разных содержательных форм проведения религиозных действ. Ведущей, «стержневой» фигурой в обоих обрядах выступает фигура волхва-жреца, наделенного в ряде случаев неограниченными властно-идеологическими функциями. Кроме того, именно волховское сословие современных славянских родноверческих общин сочиняет, «конструирует» рассмотренные обряды, придумывает ат-рибутику39, вносит в них изменения, еще более запутывая и без того сложнейший клубок славянского язычества.

Опираясь на данные представителей неоязыческих организаций, а также людей, сочувствующих движению, можно выделить целый комплекс качеств, обладание которыми необходимо современному славянскому волхву.

Обязательным «минимумом» для будущего и тем более действующего жреца является сам факт признания его общиной. С этим согласно большинство родноверческих организаций40: «Самое главное качество волхва. -

41

уважение людей» .

Кроме того, согласно «Русскому языческому манифесту», «волхв, в первую очередь, должен уметь понимать волю богов»42. Как отмечают адепты язычества, жрец, в идеале, - это человек, посвятивший себя, свою жизнь служению богу. «Все что жрец делает - он делает не для себя, но для старшего в роду его - для бога, тем самым становясь с ним единым»43. Он обязан, помимо своих прямых обязанностей, определять проявление богов в природе, земных и небесных стихиях44. «Жрец должен не просто изучить внешние

формы и обычаи, но и быть достаточно уверенным в силе и значимости про-

45

водимых ритуалов»

Также ряд представителей неоязыческих общин видят в волхве «на-

46

ставника» , учителя молодого поколения, которому можно довериться и открыться. По словам одного из идеологов политеизма В. Б. Авдеева, «плоды хорошей языческой закалки под чутким руководством волхвов, обслуживающих, как заботливая нянька, все стороны жизни общества, до сих пор, невзирая на буйство христианской идеологии и изуверство большевизма, видны еще достаточно отчетливо»47. Размышляя о «наставническом служении» волхвов, один из старейшин родноверческого движения Родослав (А.А. Зинченко) представляет волхвов древности как учителей и предсказателей. К ним обращались воины, мучимые вопросами бытия, жаждали предсказаний, твердо зная, что мудрый провидец сохранит тайну каждого, «рассудит бойца только перед богами»48.

Важным условием жизнедеятельности волхва в современных условиях, по мнению язычника Волкодава, является его образованность. Ставя в пример православных священников, автор статьи «Размышления о язычестве» приводит минимум знаний, необходимых славянским родноверческим священникам. Неоязыческий жрец должен владеть языками, риторикой, математикой, психологией, разбираться в догматике других религий, изучать их

священные тексты. Волхв обязан отлично знать историю своей страны, причем, как подчеркивает Волкодав, в том виде, в каком ее признает официаль-

49 -г,

ная наука, уметь вести аргументированную дискуссию . В целом схожих установок придерживаются и родноверы общины «Щит Симаргла». Верховод общины Арий считает, что важнейшая задача современного волховского сословия заключается в разработке основ славянского любомудрия, боговеди-ния, поиске и сохранении осколков традиции50.

По мнению Родослава, волхвы-воины духа должны заниматься охраной «объектов жизнеобеспечения государства, органов власти и национальных святынь»51. Некоторые язычники идут еще дальше и, ссылаясь на известные только им исторические данные, заявляют, что положение жреца в славянской традиции изначально было выше положения князя (светской власти)52. С укреплением княжеской власти53, как отмечает Сергей Плеханов, жречество выступает против претензий князя на руководство обществом и защищает интересы институтов народоправия - веча, тинга54 В связи с такими заявлениями вполне объяснимы претензии идеологов политеизма на ведущую, «народообъединяющую» роль жрецов, готовых в любой момент поднять соплеменников на борьбу с антинародной (в понимании жрецов) неугодной властью. Как отмечал Авдеев: «Жрец в многобожии учит человека индивидуальной свободе и активному сопротивлению светским властям в случае недовольства их политикой»55.

Итак, идеальный жрец, по мнению неоязыческих лидеров, это:

- самый уважаемый член общины;

- человек, способный разобраться в божественных посланиях, умеющий их трактовать;

- человек, полностью посвятивший себя служению богам;

- наставник молодого поколения, советчик;

- человек образованный, заботящийся о сохранении и изучении традиции;

- лидер, способный в случае необходимости защитить интересы своих последователей.

Закончив анализ материала, мы должны оценить качество наших источников. Предложенная выборка неоязыческих текстов случайна, но отражает общие настроения людей, входящих в современные славянские политеистические религиозные сообщества. Данные тексты позволяют исследователю объяснить, в чем заключается организационно-пропагандистская деятельность руководства движения, а также дают возможность познакомиться с историей возникновения, религиозной практикой некоторых общин.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Данные о времени возникновения и расцвета неоязычества в России у разных исследователей приводятся разные. Так, по некоторым данным неоязычество зародилось нашей стране в конце 1980-х гг и стало набирать силу в конце 1900-х. См.: Гайдуков А. Современные язычники в Петебурге. URL: http://subculture.narod.ru/texts

/unpublished/gaidukov.htm; Алексеев В. Русское неоязычество. URL: http://veruem.narod.ru/rusneojazychvo.html: URL: http://www.dvpt.ru/analytics018.htm. По мнению В.А. Шнирельмана, первые язычники появились в России в 70-е гг. прошлого века. См.: Шнирельман В. А. Русское неоязычество: квазирелигия национализма и ксенофобии. URL: http://www.religio.ru/relisoc/27_print.html / По мнению автора, расцвет современного язычества приходится так же на 1990-е гг. См.: Шнирельман В. Многоликое неоязычество. URL: http://neopagen.narod.ru/mnogolik.htm

2 Согласно определениям Вереи (С. Зобниной), создателя и руководителя языческой группы «Славия»: «Жрец-это человек, которому доверяют подготовку и проведение обрядов. Жрецов в общине может быть несколько. Женщины в общине могут быть жрицами в той же степени, что и мужчины - жрецами. Волхвом современные родно-веры считают того, кто имеет достаточно глубокие и обширные знания по традиции предков, а также наделен способностью проводить сильные, результативные обряд, общие и личные». -Верея. Русская вера-Родоверие. - М., 2006. - С. 24. - В данном контексте «волхв» понятие близкое к более распространенному «жрец».

3 Согласно гипотезе академика Б. А. Рыбакова - кобники - предсказатели судьбы. См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М., 2001. - С.282.

4 См.: Велеслав. Обрядник. - М., 2003.

5 Костер большой разжигают летом, малый - зимой, в виде крады (на Поминовение Дедов) или в виде клина, устремленного в небо (как на Купалу). Велеслав. Обрядник. 6- С. 8.

6 Там же.

7 Там же. В «Обряднике» прямо не говорится, что именно жрецы следят за поведением паствы, но это следует из самого назначения сборника, составленного в помощь современным волхвам.

8 Все требы (подношения) проверяются жрецом. По тому, как горит треба и как простирается дым над огнем, жрецы определяют, была ли принята богами жертва или нет. Там же. - С. 20,21.

9 Там же. - С.17. Как отмечает Верея: «Волхв должен также обладать чувствительностью для сопровождения души умершего во время мытарств и, если надо, определять, достиг ли он духовного мира». См.: Верея. Русская вера - Родноверие. С. 24. Возможно, волхв (у родноверов) уподобляется типичному шаману, поднимающемуся к духам во время камлания.

10 Там же. - С. 25.

11 Там же. - С. 25,26.

12 Другие названия данного обряда: «ритуал очищения от крещения», «снятие веры». См.: волхв Богумил. Обряд раскрещивания (имянаречение). URL: http://velesova-sloboda.org/heath/name-giving.html

13 Там же.

14URL: http://sva-slava.narod.ru/main/faq/obr_raskr.htm 15URL:http://www.svet-svaroga.debryansk.ru/obr-raskr.html 16URL: http://volxv.info/site/artic/es.html

17 По мнению волхва Родимира, кровь в обряде необходима для «зарядки» предметов, для очищения от христианства на энергетическом уровне. Там же.

18 Волхвы северокавказской общины «Славянское наследие» отмечают, что неофит должен опуститься обязательно на два колена: «На два колена, а не на одно ставится потому, что являлся рабом божьим на земле, и нес этот крест по жизни». См.: URL:http://sva-slava.narod.ru/main/faq/obr_raskr.htm

19URL: http://pravislava.al.ru/obriad.htm

20 Для жертвоприношения богам человек получает немного зерна, для поминовения предков - ковш сурьи. Там же.

21 Там же. Однако, как отмечает в своей работе, посвященной исследуемому обряду, волхв Богумил, данные крайности были свойственны родноверию в самом начале его возрождения, и многие общины в настоящее время такой радикальный элемент в своей практике не используют. Подробнее см.: URL: http://velesova-sloboda.org/heath/name-giving.html

22URL:http://www.svet-svaroga.debryansk.ru/obr-raskr.html

23 Там же.

24 Печати снимаются со лба, глаз, губ, ушей, груди и т. д. 25URL: http://volxv.info/site/artic/es.html

26URL: http://velesova-sloboda.org/heath/name-giving.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27Имеются в виду случаи проведение обряда перед членами общины, на годовых праздниках, важных встречах и т.п. К примеру, в общине «Славянское наследие» во время проведения обряда должно присутствовать в качестве свидетелей минимум три человека. См.: http://sva-slava.narod.ru/main/faq/obr_raskr.htm

28 В качестве примера,можно привести слова одного из героев исландских саг Тори-ра Кукушки: «Если я буду сражаться в этой битве [очередная битва Олава Святого с непокорными жителями], то я буду на стороне конунга, потому что он больше нуждается в помощи. А если мне для этого нужно поверить в какого-то бога, то чем белый Христос хуже любого другого бога?...». См.: Стурлусон С. Сага об Олаве Святом // Круг Земной. - М., 1995. - С. 348,349; Для скандинавов, ближайших соседей древних славян, было характерно принятие Христа в пантеон своих богов. См.: Роэс-даль Э. Мир викингов. - Спб., 2001. - С.142. Можно указать также на половинчатое крещение, позволяющее северным купцам вести свои торговые операции в странах Западной Европы и т. д.

29 http://sva-slava.narod.ru/main/faq/obr_raskr.htm

30 http://pravislava.al.ru/obriad.htm

31 Там же.

32 http://www.svet-svaroga.debryansk.ru/obr-raskr.html

33 Там же.

34 Идеальным сроком для принятия нового имени считается срок после трех дневных «поминок» предыдущего я, обычным вариантом считается срок после девяти дневных поминок, самым тяжелым - после сорокового дня.

35 http://www.pagan.ru/name3 .htm. Роль выбора имени, в отличие от Обнинской общины, в ССО предоставляется самому родноверу.

36 Имеется в виду христианство.

37 Там же.

38 Там же.

39 В общине «волхвов Рода» существует целая система оберегов, включающая: обереги-слова, обереги-наузы (нечто сплетенное из невероятного количества узелков и имеющее узконаправленное действие), обереги-знаки, обереги-ладанки (кожаный мешочек с вложенным туда знаком Хорса, Перуна и т.д.), обереги-заступники (маленькие изображения богов), обереги-зеркальца (отражают зло), обереги-минералы, обереги-растения, обереги магией (защитные круги). Подробнее см.: http://volxv.info/site/artic/es.html

40 См.: Волкодав. Размышление о язычестве. http:/volkodav-moskow.livejournal.com/ ; Кристаль. Отношение к жреческо-волховскому сословию. http://www.paganism.ru/ustav.htm

41 http://www.paganism.ru/volhv.htm

42 Русский языческий манифест. - М., 1997. - С.30.

43 http ://velesovkrug.nm.ru/obsl/ods010. htm

44 http://www.svet-svaroga.debryansk.ru/statyi/sovr.htm

45 Верея. Русская вера-Родоверие. - С. 22.

46 http://www.slavya.ru/docs/shnir06.htm. Если какие-то религиозные действия неприятны или вызывают недомогание, или за ними следуют мелкие неудачи, ссоры, надо что-то менять в религиозной практике. Иногда нужен совет знающего человека, которого вы признаете за волхва или просто считаете, что он опытнее вас. См.: Верея. Русская вера-Родоверие. - С. 12.

47 Авдеев В.Б. Преодоление христианства. - М., 2006. - С. 219.

48 Родослав. Извилистые пути традиции. - М., 2006. - С. 66,67.

49 http ://velesovkrug.nm.ru/obsl/ods010. htm

50 http://pravislava.al.ru/nrv.htm

51 Родослав. Извилистые пути традиции. - С. 105.

52 Плеханов С. Север против юга: неизвестная война // Русская традиция. - М., 2001. - Вып. 1.- С. 17. Данное утверждение, базирующееся, вероятно, на западноевропейских источниках, повествующих о статусе жреца у прибалтийских славян, не приемлемо к восточнославянскому раннесредневековому обществу.

53 Князь, по мнению автора, не обладал достаточной юридической и идеологической базой для главенства.

54 Плеханов С. Там же.

55 Авдеев В.Б. Преодоление христианства. - С. 178.

Поступила в редакцию 14.03.08

R.V. Shizhenskiy, candidate of history, associate professor Pagan priesthood in the modern Russian Paganism

The article deals with the process of pagan priesthood being formed in the Russian neo-pagan communities. Attention is given to the problem of the pagan priest's Code of Conduct. The image of an ideal pagan priest is identified.

Шиженский Роман Витальевич, к.и.н., доцент

ГОУВПО «Нижегородский государственный педагогический университет» 603074, Россия, г. Н. Новгород, ул. Народная, д.40, кв.95 E-mail: heit@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.