https://doi.orq/10.30853/manuscript.2019.3.22
Суровегина Екатерина Сергеевна, Зотова Наталья Александровна НАЧАЛО ГОДА В НЕОЯЗЫЧЕСКИХ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТРУКТАХ
В данной статье рассматривается проблема современной системы языческого летоисчисления, где самым важным является вопрос о начале нового календарного года. Анализ данных нарративов идеологов неоязычества позволил выявить в среде современных языческих объединений несколько версий, связанных со временем начала нового года (основные варианты языческого "новолетия" относятся к природным астрономическим явлениям и авторским версиям). Также авторы предприняли попытку выяснить вопрос о наличии на данный момент в родноверческой среде своего универсального календаря. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/Э^СИЭ/ЗДО.^т!
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 3. C. 109-112. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/З/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 1; 299.572(470) Дата поступления рукописи: 07.11.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.3.22
В данной статье рассматривается проблема современной системы языческого летоисчисления, где самым важным является вопрос о начале нового календарного года. Анализ данных нарративов идеологов неоязычества позволил выявить в среде современных языческих объединений несколько версий, связанных со временем начала нового года (основные варианты языческого «новолетия» относятся к природным астрономическим явлениям и авторским версиям). Также авторы предприняли попытку выяснить вопрос о наличии на данный момент в родноверческой среде своего универсального календаря.
Ключевые слова и фразы: хронологический конструкт; современные языческие объединения; нарративы; родноверческий календарь; летоисчисление; начало года; природные астрономические явления.
Суровегина Екатерина Сергеевна Зотова Наталья Александровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина ekaterina.surovegina@mail.ru; natalya.zotova.96@mail.ru
НАЧАЛО ГОДА В НЕОЯЗЫЧЕСКИХ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТРУКТАХ
Главная проблема изучения славянского язычества - недостаток источниковой базы, практически полное отсутствие первичных источников - записанных сказаний и мифов. Следовательно, реконструкция славянской мифологии ведется на основе вторичных письменных данных, фольклорных и вещественных источников, которые несут в себе сохранившиеся элементы язычества. Комплекс вторичных источников представлен материалами летописей, хроник, записями средневековых путешественников. Богат данными и археологический материал, полученный при раскопках древнеславянских поселений, святилищ и захоронений. Однако залогом успешной реконструкции славянских верований является компаративистика всех названных источников с данными лингвистики и сравнительной мифологии.
Таким образом, с момента появления на территории бывшего СССР первых идеологов возрождаемого языческого мировоззрения актуальными становятся вопросы, связанные не только с конструированием новой мифологической картины мира, разработкой праздников и созданием священных текстов. Язычество заявляет о себе, претендуя на максимальное погружение в славянскую аутентику, в том числе реконструирует, а в отдельных случаях и конструирует древнеславянскую систему летоисчисления.
Научная новизна данного исследования определяется, прежде всего, отсутствием отдельных специальных и даже комплексных работ, посвященных анализу рассматриваемой проблематики. Работы, ставящие целью изучение религиозных воззрений приверженцев современной языческой идеологии, в массе своей лишь косвенно затрагивают проблему летоисчисления. Важнейшим исследовательским полем остаётся круг проблем, связанных с выявлением структурных особенностей неоязыческих групп, определением уровня радикализации нативистов и традиционным обзором псевдоисторических материалов - нарративной источ-никовой базы ведущих объединений. В связи с этим главной целью работы являются изучение нарративов языческих лидеров и обобщение точек зрения по вопросу о начале нового календарного года в современных русских родноверческих объединениях.
Говоря об историческом прошлом славянских народов, можно отметить, что они вели счет времени сезонами (летним, зимним, весенним и осенним), причем четких границ между сезонами не выделялось. Кроме того, особенность древнеславянского календаря заключалась в «аграрном характере» последнего. Календарь напрямую зависел от климатических изменений - «для наших далеких предков, охотников и скотоводов, день зимнего солнцестояния был особенно важен. Хотя зима лютует в полную силу, но понемногу разгорается Солнце, день начинает удлиняться» [5, с. 121], на которые впоследствии наложилась религиозная составляющая, в частности культ солнца. Прямое подтверждение этому находим в работе академика Б. А. Рыбакова [13, с. 625-626]. В соответствии с версией историка, началом древнерусского календаря можно считать весенний сезон (март), время начала сельскохозяйственных работ. Данные сведения находят поддержку в среде современных «родноверов». Так, некоторые идеологи неоязычества признают главным фактором формирования славянского годового цикла фазы солнца [2, с. 118; 7, с. 28; 15].
Таким образом, одним из наиболее важных вопросов в рассматриваемой нами современной языческой системе летоисчисления является вопрос о начале года.
Основатель Союза славянских общин славянской родной веры («ССО СРВ», дата основания - 1993 год) В. С. Казаков началом нового года считает 1 января, доказывая свою точку зрения с помощью метода аналогий: «...древние греки приурочивали начало года к зимнему солнцестоянию, январь у римлян почитался месяцем бога Януса, отвечающего за прошлое и будущее» [5, с. 120-121]. Кроме того, Казаков в качестве доказательной базы использует цитату из одного из самых растиражированных и популярных в неоязыческой среде второй половины 80-х годов XX века псевдоисточников - Велесовой книги, где говорится о том, что «год начинается одновременно с празднованием Коляды» [Там же, с. 121], то есть в январе.
С развитием земледелия в славянском обществе большое значение начинает приобретать день весеннего равноденствия (Комоедицы) - начало нового сельскохозяйственного года. Отметим, что и для современных «родноверческих» групп этот день остается актуальным.
Так, в рамках проекта «ВЬди», целью которого является популяризация научно-исторических и культурологических знаний о славянской цивилизации, ее миропонимании и обычаях [10, с. 79], вышло в свет научно-познавательное издание «Полетье: традиционный месяцеслов». Данное издание представляет собой опыт реконструкции славянского годового солнечно-лунного календаря, предназначено «для широкого круга читателей, интересующихся древней традицией и стремящихся жить в ней» [Там же, с. 2]. Среди авторов-составителей «Полетья» числится один из представителей московского неоязыческого объединения «Круг языческой традиции» (дата основания - 2002 год) С. Э. Ермаков.
Согласно информации, представленной в сборнике, главным праздником года является «земледельческий Новый год» [Там же, с. 19] - начало сельскохозяйственных работ и, соответственно, праздник, приуроченный к этому времени - Комоедицы.
Еще одним языческим объединением, для которого весеннее равноденствие занимает главенствующую позицию в вопросе о точке начала отсчета новогодия, является содружество природной веры «Славия» (дата основания - 2001 год). Признавая исторически за точки отсчета нового года по крайней мере три из основных четырех астрономических явлений - солнцестояний и равноденствий, они все же отдают свое предпочтение весеннему равноденствию. В пользу своей теории данная организация приводит следующие доводы: «Солнце весеннее несет величайшую силу жизни, и для нашей климатической полосы совпадает с таянием снегов и началом роста растений, размножения животных, сельскохозяйственных работ у людей» [11].
Подобным проектом по созданию универсального родноверческого календаря можно назвать брошюру «Коловорот - 2008»: славянский солнечно-лунный календарь-месяцеслов» под редакцией руководителя Санкт-Петербургского союза славянского наследия «Крина» (дата основания - 1993 год) А. Г. Резункова. Брошюра представляет собой календарь, построенный по принципу лунного календаря, но имеющий своеобразную структуру. Так, весь календарь поделен на 52 таблицы, которые соответствуют 13 полным лунным месяцам от новолуния до новолуния. Именно в этот интервал, по мнению автора, укладывается полный год -промежуток времени от одного зимнего солнцестояния до следующего. Еще одной особенностью данного календаря является то, что он не совпадает с григорианским 2008 годом. Автор издания называет условностью присутствие в заглавии цифры «2008», так как ему не удалось найти «той космогонической, ритмо-логической точки, от которой бы следовало вести летоисчисление. Хотя бы так, как это сделано в китайском или майанском циклических календарях» [6, с. 4].
Вопрос относительно интересующей нас темы - даты начала нового года - в указанном издании напрямую не поднимается, нет указаний на точную дату, однако имеются сведения следующего характера: «День, на который приходится ЗСВ (зимнее солнцестояние. - прим. автора) , считается нулевым, и далее 364 дня до следующего ЗСВ» [Там же]. На основании указанной информации можно сделать вывод о том, что началом нового года в общине «Крина» является зимнее солнцестояние (праздник Коляды).
Еще один идеолог славянского родноверия волхв Велимир (Н. Н. Сперанский, 1958-2018 гг.) отмечает, что из-за отличий в календарных системах разных древнеславянских племен на сегодняшний момент русский языческий календарь не может быть полностью реконструирован. Так, например, древние славяне могли начинать отсчет года с различных дат - таким первым днем года мог стать день как начала, так и завершения земледельческих работ.
Сам Велимир предлагает иную версию - выводит начало славянского нового года не с Комоедиц, а с Коляды (зимнего солнцестояния) (и даже называет точную дату его начала с 22 по 23 декабря) [16, с. 248]. При этом он никак не аргументирует свою точку зрения.
Праздник зимнего солнцестояния как точку начала нового года отмечает в своих работах и волхв московской общины «Родолюбие» (дата основания - 1998 год) Велеслав (И. Г. Черкасов), называя Коляду одним из «величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту, день Рождения нового Солнца и нового года» [3, с. 177].
С празднованием Коляды связывают начало нового года и украинские приверженцы современного язычества. Так, на просторах сайта славянского духовного движения «Великий Огонь» (дата основания 1990 год, официальная регистрация организации - 1992 год) находим информацию о том, что данное объединение отмечает новогодие на Коляду, а именно 21 или 22 декабря [15].
С небольшой разницей с предыдущими языческими объединениями представители русского общества «Стрелы Ярилы» исходной точкой нового года называют 25 декабря [12] - рождение нового солнца, когда после солнцестояния день начинает прибавляться. Язычники общины «Пламя Сварги» (дата основания - 2005 год) относили дату «родноверческого» новолетия на начало декабря, а именно 2 числа [8]. В настоящее время данное объединение больше не существует. 15 февраля 2009 года было принято решение о самороспуске [9], причины такого решения указаны не были.
В продолжение версий, связывающих начало нового года с декабрем, приведем мнение еще одних представителей современного неоязычества С. А. Свиридова и А. Гиленко. В книге «Славянское язычество. Наследие предков» авторы утверждают, что «новое лето привязано к основным праздникам славян, которые знаменовали солнечные циклы. У славян был солнечный календарь» [14, с. 98]. Таким образом, придерживаясь «солярной» логики, С. А. Свиридов и А. Гиленко склоняются к мнению, что солнце рождается в декабре, и соответственно, наступает новая календарная фаза.
Украинское новое религиозное течение «РУНВра» (Рвдна укра!нська нац1ональна Bipa, дата основания -1991 год) связывает начало нового года с первым месяцем весны. В брошюре с одноименным названием, посвященной основным идеологическим принципам организации, находится следующее упоминание о дате начала нового года: «Предки пов'язували свое новолтування з весною, коли пробуджуеться Природа, прокидаеться Земля ввд зимов! сплячки, календар цей починаеться березнем мюяцем» [7, с. 27]. Березнем месяцем современные представители языческих верований называют именно март, однако конкретной интерпретации названия не приводится. Ряд общин считает, что в древности в этот месяц жгли березы на золу, другие объединения предполагают, что такое название может быть связано с таянием снега, «возможно, здесь в основе лежит древнее слово, еще с балто-славянской поры, означающее, по-видимому, весенние ручьи» [5, с. 123-124].
По аналогии с предыдущими версиями представителей российского современного язычества можно связать упоминание марта месяца украинскими родноверами с весенним равноденствием, выпадающим как раз на указанный месяц.
Наиболее оригинальной является версия, изложенная А. А. Зинченко (Родославом) в книге «Извилистые пути Традиции». Опираясь на данные эмбриологии, автор книги связывает не только начало года, но и весь славянский календарь с циклом зачатия и беременности женщины [4, с. 98].
Пусть в данном отрывке нет ссылки на точную дату, но имеется упоминание о связи нового года с весенним равноденствием, которое обычно приходится на 20-е числа марта и связано с таким славянским праздником, как Комоедицы.
Еще одной не менее новаторской является идея волхвини Арины Весты (Галины Пономаревой), которая приравнивает год к «бытию Мира» [1, с. 63], а его начало - к точке творения - «началу Мира» [Там же]. В своей теории она предлагает трехэтапное зарождение мира (года). На первом этапе происходит возникновение стихий, «когда возникли и отделились друг от друга Земля и Небо, и в мир впервые пришли Стихии» [Там же, с. 65], на втором этапе зарождаются Земля и Солнце, а третий этап олицетворяет собой «родившийся» мир (год) - время его расцвета. Помимо прочего, Арина Веста проецирует картину творения мира (года) на временя года: «1. День Рода и Рожаниц: 6-9 сентября. Это рождение стихий... 2. Сотворение Земли, Солнца и организация Земного Мира продолжается на Таусень, - время древнего Нового Года. 3. Далее идет сытое и беспечное осеннее бытие -это Золотой век всеобщей гармонии Богов, стихий и людей» [Там же].
Соответственно, московская община «Вятичи» (дата основания - 2002 год) вводит еще одно астрономическое явление - точку отсчета нового года - осеннее равноденствие, приходящееся на праздник Таусень (данное торжество в ряде объединений связывается с богом Световитом).
Таким образом, проанализировав данные нарративов идеологов современного родноверческого движения, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в среде современных языческих объединений наблюдается определенный плюрализм относительно точек зрения на время начала нового года. Во-вторых, выделяют версии, связанные с природными астрономическими явлениями, такими как весеннее равноденствие, приуроченное к празднику Комоедицы, зимнее солнцестояние - Коляда и осеннее равноденствие - Таусень. В-третьих, в современных языческих объединениях указывают конкретные даты начала новогодия, а именно 2 декабря в общине «Пламя Сварги», 21 или 22 декабря в украинской общине «Великий Огонь», 25 декабря в общине «Стрелы Ярилы». В-четвертых, существуют авторские концепции, а именно связь начала нового года и цикла беременности женщины (А. А. Зинченко) или же трехчастное начало зарождения нового года (Арина Веста).
Также можно отметить, что в настоящее время получает распространение собственная неоязыческая «устойчивая» псевдоисторическая система счета времени. Формирование последней, наряду с конструированием особого языческого языка [17], «настоящей» истории и т.д., свидетельствует о стремлении современного русского языческого сообщества к завершению процесса самоидентификации [18; 19; 20] и превращению «родноверия» если не в сложившуюся конфессию, то в религиозную социально-политическую диаспору. Создание нового месяцеслова, календаря «свят» (праздников) жизненного цикла при отсутствии первичной ис-точниковой базы позволяет идеологу от «младоязычества» достаточно свободно чувствовать себя на просторах славянской хронологии и, используя немногочисленные данные источников второго порядка, «внедрять» в сообщество последователей, культовую среду в целом идеи «правильных» славянских календарных систем.
Список источников
1. Арина Веста. Священный смысл языческих обрядов. М.: Велигор, 2015. 192 с.
2. Велеслав, волхв. Основы родноверия. Обряд. Кологод. М.: Издание «Велесова Круга», 2010. 437 с.
3. Велеслав, волхв. Основы родноверия. Обрядник. Кологод. Изд-е 2-е, перераб. и доп. СПб.: Ведическое Наследие, 2010. 437 с.
4. Зинченко А. А. Извилистые пути Традиции / Родослав. М.: Ладога-100, 2006. 128 с.
5. Казаков В. С. Именослов: словарь славянских имен и прозвищ с толкованием их значения и происхождения. М. - Калуга: Рус. правда, 2005. 140 с.
6. Коловорот - 2008: славянский солнечно-лунный календарь-месяцеслов / авт.-сост. А. Г. Резунков. СПб.: НУ «Центр стратегических исследований», 2007. 132 с.
7. Колодный А. М. «РУНШра» (Рдаа украшська нацюнальна вiрa). К.: Свгт знань, 2002. 187 с.
8. Пламя Сварги. Кологод [Электронный ресурс]. URL: http://plamyasvargi.narod.ru/html/spravki/Kologod.htm (дата обращения: 27.09.2018).
9. Пламя Сварги. Язычество славян [Электронный ресурс]. URL: http://plamyasvargi.narod.ru/ (дата обращения: 10.09.2018).
10. Полетье: традиционный месяцеслов. М.: Ладога-100, 2006. Вып. 1. 80 с.
11. Религиозная языческая группа Содружество Природной Веры «Славия». Летоисчисление [Электронный ресурс]. URL: http://slavya.ru/p/info/leto.html (дата обращения: 28.09.2018).
12. Русское общество охраны природы «Стрелы Ярилы». Славянский Месяцеслов [Электронный ресурс]. URL: http://paganism.ru/s-month.htm (дата обращения: 27.09.2018).
13. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. Изд-е 4-е. М.: Академический Проект, 2016. 806 с.
14. Свиридов С., Гиленко А. Славянское язычество. Наследие предков. М.: Велигор, 2012. 270 с.
15. Славянское духовное движение «Великий Огонь». Особенности празднования конца света по-язычески [Электронный ресурс]. URL: http://ogin.ucoz.ru/news/osobennosti_prazdnovanija_konca_sveta_po_jazycheski/2012-12-20-24 (дата обращения: 10.10.2018).
16. Сперанский Н. Н. (волхв Велимир) Книга природной веры. Боги и праздники. М.: Самотека; МИД «Осознание», 2015. 600 с.
17. Шиженский Р. В. Особенности нового языка («новояза») русских язычников XXI века // Научное мнение. 2017. № 11. С. 25-33.
18. Шиженский Р. В., Суровегина Е. С. Опыт анкетного опроса представителей «Поволжского родноверия» // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4 (25).
19. Шиженский Р. В., Суровегина Е. С. «Родноверческий оберег»: к вопросу о погружении в языческую традицию XIX века // Научное мнение. 2017. № 12. С. 10-14.
20. Шиженский Р. В., Суровегина Е. С. Роль пищи в русском язычестве XXI века // Общественные науки. 2017. № 1. С. 492-502.
BEGINNING OF THE YEAR IN NEO-PAGAN CHRONOLOGICAL CONSTRUCTS
Surovegina Ekaterina Sergeevna Zotova Natal'ya Aleksandrovna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University ekaterina.surovegina@mail.ru; natalya.zotova.96@mail.ru
The article deals with the problem of the modern system of pagan chronology, where the issue of the beginning of a new calendar year is the most important one. The analysis of neo-pagan ideologues' narratives makes it possible to identify several versions of modern pagan associations connected with the time of the beginning of a new year (the main variants of the pagan "New Year" relate to natural astronomical phenomena and author's versions). The researchers have also attempted to clarify the question of whether there is a universal calendar in native faith environment at the present moment.
Key words and phrases: chronological construct; modern pagan associations; narratives; native faith calendar; chronology; year beginning; natural astronomical phenomena.
УДК 111+81 Дата поступления рукописи: 08.07.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.3.23
Специфика темы вводит нас в чрезвычайно сложную проблематику: война, мир, ложь, истина, право, закон, цель оправдывает средства и т.д. Эти вопросы находятся в равной мере как в области философии, так и в области лингвистики. В данной статье мы рассмотрим некоторые аспекты отдельных философских учений и их трактовки понятий «война» или «борьба». Система взглядов каждого философа формируется в конкретном историческом контексте, но так как проблема войны и мира не теряет своей актуальности на протяжении всей истории человечества, то этот исторический контекст отодвигается на задний план. Такое положение дел подразумевает как актуальность философских учений, так и актуальность вопроса. Последовательность анализа будет хронологической, что позволит, во-первых, отследить развитие трактовок в диахронии и синхронии, а во-вторых, более наглядно покажет сходства и отличия интерпретаций на разных этапах истории.
Ключевые слова и фразы: война; борьба; метафизика; дискурс войны; интерпретация; концепт. Чучуев Дмитрий Олегович
Новосибирский государственный педагогический университет dmcraft@yandex. т
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ДИСКУРСА ВОЙНЫ: МЕТАФОРИЧЕСКАЯ И БУКВАЛЬНАЯ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «ВОЙНА»
Актуальность и необходимость данного исследования исходит от фундаментальных значений и вопросов, которые затрагивают философские концепции «войны» и «борьбы». В последнее время в политическом дискурсе имеется тенденция к возобновлению военной риторики и появлению новых коннотаций понятия «война», что связано с политической конъюнктурой и экстралингвистическими факторами. В этой связи для понимания и переосмысления современных концепций трактовок понятия «война» необходимо провести