ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА
Ганиева Л.М.
Ганиева Лола Мухсинджановна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра эстрадного инструментального исполнительства, Национальный институт эстрадных искусств Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан
Аннотация: за последние годы в Республике Узбекистан реализованы системные меры, направленные на дальнейшее развитие национальной культуры. возрождение национальных традиций, создание новой истории и сохранение жемчужин материального и нематериального культурного наследия. В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с возрождением национального эстрадного искусства в Новом Узбекистанe, создание современных направлений, формирование гармонично развитой личности. Также рассматриваются аспекты композиции и исполнительства, дальнейшая перспектива эстрадного искусства Узбекистана.
Ключевые слова: эстрадная, искусство, эстрадно-инструментальная, институт, национальное, узбекский джаз, музыка, композитор, инструмент, формы, виды, Узбекистан.
REVIVAL OF POP ART OF UZBEKISTAN Ganiyeva L-М.
Ganiyeva Lola Mukhsindjanovna - PhD Art ^biasm, Associate Professor, DEPARTMENT OF VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE, NATIONAL INSTITUTE OF VARIETY ARTS STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in recent years, systemic measures have been implemented in the Republic of Uzbekistan aimed at the further development of national culture, the revival of national traditions, the creation of a new history and the preservation ofpearls of tangible and intangible cultural heritage.
The article deals with topical issues related to the revival of national pop art in New Uzbekistan, the creation of modern trends, the formation of a harmoniously developed personality. Aspects of composition and performance, a further perspective of pop art in Uzbekistan are also considered.
Keywords: pop-jazz, art, pop-instrumental, institute, national, Uzbek jazz, music, composer, instrument, forms, types, Uzbekistan.
УДК 078
Создание Института национальных эстрадных искусств имени Батыра Закирова при Государственной консерватории Узбекистана продиктовано насущными требованиями времени. В частности, создание научно-методической литературы, подготовка высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров в области национальной эстрады, проведение фундаментальных практических и творческих изысканий и исследований в данном направлении, углубленное изучение творчество бастакоров, переложение на ноты и широкое внедрение на практике образцов современных методов исполнительства национальной эстрады и аспектов, связанных с национальными и общечеловеческими ценностями, с участием учёных и специалистов-исполнителей, создание «золотого фонда» современных образцов исполнительства и направление национальной эстрады. В аспекте разработки вопроса дальнейшего развития узбекского эстрадного искусства, организован концерт и Международная конференция «Роль и значение творческого наследия Батыра Закирова в развитии национального искусства» в Государственной консерватории Узбекистана [1].
Сегодня в современных условиях роль узбекской эстрадной музыки исключительна велика. Огромно ее влияние и на духовный мир человека, формирование эстетических взглядов, особенно молодежи. Решение проблемы массового воспитания молодого поколения, потребность в подлинно высокой культуре, в хорошем вкусе потенциальных слушателей музыки очень важна. Роль эстрадной музыки как посредника между музыкантом-исполнителем и широкими кругами слушателей, способной объяснить и раскрыть содержание духовный смысл явлений музыкальной культуры, здесь поистине неоценима. Эстрадная музыка должна, прежде всего, быть высокохудожественной, воспитательной. Она имеет развлекательный характер, потому что прямо адресована молодёжи.
Узбекской эстрадной музыке характерно синкопированное, оптимистическое восприятие, солнечное и жизнеутверждающее начало, умеющее подчинить себе фольклор. Узбекская эстрадная музыка имеет специфические особенности: светлое от природы и окружающего мира свойство, оптимизм, воспитывает чувство любви к Родине. Она обладает притягательными для молодёжи образами любви, направленными на высокие идеалы. Узбекские композиторы не ограничиваются созданием только эстрадной музыки. Наряду с ними они обращаются к академической. К примеру, гимны талантливого и яркого композитора Диларом Амануллаевой всегда наполнены чувством патриотизма, вносят оптимистический характер. Гимны
воспевают патриотизм узбекского народа. В таких произведениях композитор использует кварто-квинтовую попевку, опевание основного тона лада, использование натуральных ладов, владение богатой гармонией, основанную на классической структуре. Важно отметить, что Д. Амануллаева хорошо знает классическую гармонию и композицию. Наряду с эстрадными песнями пишет и академическую музыку. Оригинальные вокализы композитора являются ярким примером проявления её таланта. Она также исполнительница своих песен.
В развитие узбекского эстрадного искусства вносит свою лепту Народный артист Узбекистана - Мансур Ташматов рядом своих композиторских и вокальных произведений. Он плодотворно работает в самых разных жанрах эстрадно-джазового искусства. Широко опирается на лучшие традиции национальной музыкальной культуры. Творчески подходит к актуальным вопросам эстрадного искусства, часто выступает на концертах своим репертуаром, ведёт педагогическую деятельность в институте. Педагоги, преподающие в институте, воспитывают молодёжь в духе патриотизма. Поэтому открытие высшего образовательного учреждения является актуальной на сегодняшний день. Формирование гармонично развитой личности, обладающей высокими профессиональными знаниями, умениями, навыками и гуманистическими качествами является ведущей задачей профессорско-преподавательского состава института. Ценно то, что Институт национальных эстрадных искусств имени Батыра Закирова при Государственной консерватории Узбекистана позволит по-новому осмыслить эстрадное искусство ХХ века, привнесёт новый взгляд и правильную эстетическую оценку.
Отрадно, что в профессорско-преподавательском составе работает Заслуженный артист Узбекистана Юнус Тураев, который был лично знаком с Батыром Закировым и является прямым продолжателем великого певца. Батыр Закиров - многогранная личность, занимался и вокальным искусством, режиссурой, и художественным творчеством, и актёрским мастерством, и поэзией. Батыр Закиров был философом, знатоком фольклора и очень старался, чтобы было больше записей и популярных песен, которых любит молодёжь. Он олицетворял узбекское национальное эстрадное искусство во всех его направлениях. Традиции великого певца ощущаются в том, что в институте открываются многогранные, многофункциональные направления, несколько факультетов и кафедр. В том числе, направления образования бакалавриата и специальности магистратуры; (вокальное искусство, инструментальное исполнительство, профессиональное образование, дирижирование, техногенное искусство, композиторское искусство, искусствоведение, звукорежиссура, музыкальное искусство). Не удивительно, что Батыр Закиров олицетворял все вышеперечисленные традиции, многофункциональные направления.
Свою несомненную педагогическую лепту в музыкальное образование республики, в историю эстрадного композиторского творчества и эстрадных вокальных искусств внесли такие специалисты как Энмарк Салихов, Юнус Тураев, Валерий Сапаров, Надим Нарходжаев, Диларом Амануллаева, Мансур Ташматов, и другие. Одним из основных аспектов в работе института стал вопрос о профессиональной квалификации выпускников. Содержание этой проблемы сконцентрировано на изучение разных эстрадных инструментальных направлений: гитара, (бас гитара), фортепиано, духовые (саксофон, тромбон, труба), ударные инструменты. Важно, что наряду с такими корифеями, в институте работают и молодые педагоги. Следовательно, Хушнуд Назарова, Руслана Исламова, Лола Ганиева, Нодира Аманова, Ольга Асминкина, Зухра Садыкова, Сергей Янкин, Грэг Исраилов, Адиля Багаманова и другие. Организуют концерты, открытые уроки, мастер-классы. С успехом прошли в 2021 году концерты, посвящённые памяти Народного артиста Узбекистана Батыра Закирова, композитора Валерия Сапарова.
Музыкальный репертуар и программы выпускных квалификационных работ непосредственно связаны с приоритетными национальными эстрадными направлениями, с практическими потребностями нового времени, с инновационными педагогическими технологиями. Студенты инструментального направления должны владеть в композиторском, исполнительском ракурсе следующими стилями: уметь импровизировать в стиле узбекской национальной эстрады; блюз, свинг, би-поп; кул джаз, мейнстрим, современный джаз; узбекский джаз-рок, фьюжон, прогрессив, модал джаз, этно-джаз. Помимо импровизации важное значение имеют предметы аранжировка и педагогическая практика, в которую включаются и методы музыкального воспитания.
Основной целью данного направления является подготовка на базе специального музыкального высшего образовательного учреждения республики высококвалифицированных кадров в сфере национальной эстрадной музыки. Педагоги института обеспечили библиотеку учебной литературой. К примеру, благодаря усилиям специалистов на кафедре Эстрадно-инструментального исполнительства выпущены учебные пособия, учебники по предметам, соответствующие современным требованиям Государственных Образовательных Стандартов. Это учебные пособия по классу эстрадных инструментов; фортепиано, саксофона, тромбон, гитара и эстрадным дисциплинам Лолы Ганиевой, Арсена Назарьяна, Грэга Исраилова, Уткира Абдуллаева.
Следует отметить, что вышеперечисленные дисциплины, эстрадная музыка вызывает большой интерес у молодёжи. Сегодня музыкальное искусство переживает новые преобразования в своём развитии, включаясь в контекст развития мировой музыкальной культуры, отражая мировые тенденции глобализации. Параллельно в узбекском композиторском искусстве наблюдается активное развитие создания новых произведений в нетрадиционных стилях и ритмах. Появляются композиторы-инноваторы, исполнители-режиссёры. В процессе глобализации, ведущей к эволюции культурного наследия, возникает потребность в
новых путях утверждения идентификации. Всё это проявляется в эстрадной музыкальной культуре Узбекистана. Остановимся подробнее на термине эстрадная музыка.
Эстрадная музыка - вид развлекательного музыкального искусства, обращённый к самой широкой слушательской аудитории. Наибольшее развитие этот вид музыкального искусства получил в ХХ веке. Основным стержнем её служит классическая. К ней обычно относят танцевальную музыку, песни, произведения для эстрадно-симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей. В разнородной по характеру, эстетическому уровню области музыкального творчества используются, с одной стороны, одни выразительные средства, что и в классической музыке, с другой - специфические. Эстрадная музыка првлекает молодых дирижёров. В частности, дирижёр духового оркестра Темур Мирзаев аранжирует и транслирует молодёжи эстрадную музыку. Тем самым звучание эстрадной музыки духовыми инструментами приобретает патриотический характер. Эстрадное искусство привлекает и другие камерные оркестры, вокальные ансамбли. В частности, камерный оркестр узбекских народных инструментов "Согдиана" Ферузы Абдурахимовой. Половина музыкального репертуара наполненна яркими произведениями эстрадного музыкального искусства. Следует отметить, что каждый композитор в своём творчестве обращается к эстрадной музыкальной культуре. Даже у классиков-композиторов в репертуаре имеется хотя бы одно произведение шутливого, эстрадного характера.
Нередко эстрадную музыку сравнивают с лёгкой для восприятия искусство. Она имеет разнообразные формы и виды. Узбекская эстрада развивает на профессиональном уровне разные её виды: этно-джаз, поп музыка и другие. Остановимся подробнее на разнообразных видах и направлениях узбекской эстрадной музыки.
Эстрадно-джазовая музыка. О джазе в Узбекистане можно говорить в искусствоведческой науке, как о целой сложившейся культуре, имеющей свою историю и первооткрывателей. Джаз - род музыкального искусства, сложившийся под влиянием африканских ритмов, классической гармонии, с привлечением элементов афроамериканского фольклора. С каждым годом он интегрируется и проникает в иные музыкальные течения. Синтез джаза с узбекским национальным фольклором рождает, такую аффирмацию, как узбекский этно-джаз. Джаз в исконных истоках своих опирается на классическую музыку.
Создание таких терминологий как узбекский блюз, свинг в национальном стиле, восточный би-поп и другие совершенствуются, создаются новые жанры, формы, виды эстрадного искусства. Ещё одним перспективным направлением является современный узбекский джаз. Ярким и уникальным джаз-маком. Всё это требуют его глубокого осмысления и изучения.
Все вышестоящие виды, формы, жанры и направления устремлены на возрождение и эволюцию узбекской национальной эстрады, появление новых аранжировок, произведений в стиле этно-джаза. Дальнейшая перспектива эстрадного искусства Узбекистана связана: с укреплением научного потенциала в Институте национальных эстрадных искусств при Государственной консерватории Узбекистана, с открытием в республике филиалов института, проведением раз в три года Международных конкурсов по узбекской эстрадной музыке в различных направлениях образовательного процесса, с расширением контингента студентов и кафедр в институте, с восстановлением на ноты забытых песен из сокровищницы узбекской эстрадной музыки, более тесными Международными контактами ведущих Высших образовательных учреждений мира, повышением квалификации узбекских музыкантов за рубежом.
Таким образом, национальное эстрадное искусство Нового Узбекистана начинает своё развитие в современном направлении. И мы вправе ожидать новых талантливых композиторов, исполнителей и мастеров-педагогов.
Список литературы /References
1. Роль и значение творческого наследия Батыра Закирова в развитии национального искусства // Сборник
материалов Международной научно-практической конференции. Ташкент, 2021.