Возрождение древних элементов в богослужении
Гапанюк Антон Евгеньевич
преподаватель, заместитель заведующего кафедрой филологии и журналистики, РПУ святого Иоанна
В настоящее время стоит не только вопрос обновления богослужения, но и реконструкции его ранних форм. Статья обсуждает ряд связанных с этим вопросов. Особенно отмечаются реконструкции галльского, древнего католического, а также некоторых элементов древнего греческого богослужения.
Ключевые слова: Месса, Ordines Romani, Галликанский обряд, Типикон, староверы.
со
П
<
е
со ^
0
сч
(О
01
Введение. В истории возникали вопросы не только обновления богослужения, но и его реконструкции потому, что «малые», редко-совершаемые службы часто выпадали из практики (как изредка совершаемый в монастырях «Чин о Панагии»). Исчезновение «малых» богослужений было связано с желанием сохранить главные богослужебные традиции. Менее значимые службы могли совершать монастыри, строго соблюдая устав. В частности, в наши дни многие службы после реформы II Ватиканского Собора возрождаются на Западе. Однако, после него стали редкими «роратные мессы», изменилась структура храма и монастыря, проповедь может произноситься в начале и в конце мессы и устранены старые позы служителей. Однако, и в русской Церкви, фактически не знавшей реформ богослужения, в наши дни возрождаются древние литургические практики. Это - «уставная всенощная» по модели М. Скабалановича на праздник Саввы Освященного, литургия на греческом языке на праздник трех святителей, западные и древние литургии, а также распространяются крещальная, венчальная, детская и миссионерская литургии. В данной статье остановимся на вопросах реконструкции деталей богослужения, выпавших из служб, которые можно было возродить без ущерба существующему чину. Мы не будем разбирать вопросы реконструкции в древневосточных обрядах и протестантских традициях, ибо, например, лютеране, не реконструировали службу, а адаптировали старый чин для нового вероучения (однако, Лютер призывал служить лицом к людям, как, по его мнению, это делал на Тайной вечере Христос [3]). В наши дни вопросами реконструкции и адаптации разных чинов занимаются старокатолики. Католики, англикане и православные иногда восстанавливают древние чины вроде «Сарумской мессы». В настоящее время в Русской Церкви говорят о необходимости реформ. На Западе такие реформы богослужения уже произошли благодаря «литургическому движению». Возможно, оно более обращало внимание на древние храмы, облачения, утварь, чин, пение, но не на позы служителей во время богослужения. Видимо, поэтому, в результате реформ Второго Ватиканского собора, древние позы тридентского богослужения были
отменены (не используются с Миссала 1965 года). Оправданием этому может служить то, что собор восстанавливал архаичные позы после апостольского периода (зафиксированные позже в «Римских чинах», «Ordo Romanus»). Относительно тридентских поз духовенства трудно говорить о моменте их появления. И, действительно, мы достаточно знаем о богослужении некоторых западных традиций, начиная с XIII века, но труднее восстановить службу X-XII веков, ее позы.
Малоизученный период истории литургии на Западе. Интересен, однако, вопрос возрождения ранних поз именно периода X-XII веков. Также нужно сказать, что мессу до Григория Двоеслова в полном виде описать сложно, но все же есть попытки описать период после него. Меньше внимания уделено мессе в последнюю почти «православную» эпоху (1015-1054 годы), то есть времени периода разделения Церквей. Мессу эпохи разделения Церквей мы можем реконструировать согласно «Ordo Missae» картузи-анцев (местный вариант римского чина XI века), а также по разным чинам «Ordo Romanus» (особенно X-XI столетий). [16] У мессы этого периода есть особенности (в сравнении с хорошо изученным Р.Винчем (http://civitas-dei.eu/winch.pdf) и другими авторами чином VII-VIII века - «Ordo Romanus I» [10]). Можно описать богослужение согласно «Ordo Romanus» X-XI столетий. Иереи в начале мессы находятся в хоре и встают на стих интроита, когда начинается процессия. В ней идет 3, 5 или 7 диаконов, иподьяконов, свещеносцев, 2 кадильщика (не один, как в чине VIII века). Епископ преподает «поцелуй мира» двум пресвитерам и диаконам, стоящим по сторонам от него (и диаконы также целуются между собой). Диаконы после входа целуют алтарь, каждый со своей стороны, а епископ целует также лежащее на нем Евангелие и сам алтарь с правой стороны. На «Апостоле» все сидят. Далее иподьякон, хористы поют градуал и аллилуия, а диакон целует колено епископа. После Евангелия иподьякон дает епископу целовать книгу, аколит, возможно, кадит всех, диаконы сводят епископа с трона. На оффертории епископ берет дары и служители стелют корпорал, епископ моет руки (иереи это делают на Каноне). На Каноне на «Nobis quoque» иподьяконы уходят на свои места, а диаконам дают воду для омовения. «Поцелуй мира» совершают два иерея. Епископ причащается на троне, а остальных причащают иерей и диакон из чаши. «Benedicat nos Deus» епископ говорит по дороге в ризницу. В «Ordo Romanus VI» два иерея-ассистента стоят в каппах по бокам епископа. Из документов авторов XI века мы знаем схему каждения (Migne, Patrologia Latina vol. 150, col.1024). Священник при каждении поднимает руку с кадилом, а когда присутствует семь свещеносцев - кадят двое. Группа из трех (на схеме ниже 10 и 11) взмахов каждения требовала много ладана, на 4 и 5 взмахах кадили «постоянно», пока повторяли
офферторий. В конце иерей завершал каждение чаши. Вероятно, тогда кадили на вечерне и полу-нощнице (со времен Амалария), также и на утрене и, согласно миниатюрам, использовали каппу и стихарь. Схема входной процессии, подхода к алтарю, евангельской процессии, Канона, каждения главного алтаря (с реликварием за ним) и боковых алтарей (2 взмаха) была такова. Буквами обозначены епископ (е), диакон (d), иподьякон (sd), и аколиты с атрибутами (а), например, paten - пате-на с платом.
Ж
CZ5
Ж
sd
a sd de
sd
13
Ф
А А
|а I
ж
CZ5
I
Ж
sd sd
d d d
a
(paten) (paten)
Рис. 1.
Эти данные источников «Ordo Romanus» X-XI столетий, фактически не опубликованные на русском языке, могут помочь представить, как выглядела месса в период разделения Церквей (не только с одним диаконом или также иподиаконом, что известно еще со времен Амалария), хотя и не могут быть сведены вместе в единый чин, так как относятся к разным территориям, хотя и соответствуют одному периоду. Но эта реконструкция важна для современных католиков. Это связано с тем, что итогом литургического движения стала реформа богослужения Второго Ватиканского собора, который был важным двигателем не только в плане обновления богослужения. Он восстановил многие древние практики. Некоторые короткие книги, которые написаны по этому вопросу, прямо говорят, что собор стремился вернуться не только к ранним практикам богослужений христианского Востока и периода апостолов, но и богослужению эпохи, описанной в памятниках «Ordo Romanus». [16] И это можно увидеть из результатов его реформ. В итоге Второй Ватиканский собор [1] отменил чин священнослужителей иподьяконов (оставив это название за церковнослужителями - аколитами) и ввел национальные языки. Позднее, в результате реформ, в храмах развернули алтарь лицом к людям (как это было в
П m
Т
со
IZ <
е 00
0
СЧ
со
01
римских базиликах периода Григория Двоеслова), табернакль поставили в стороне, ввели сослуже-ние, причащение мирян под двумя видами, утвердили народный язык для служб. То есть действительно вернулись ко многим практикам «Ordo Romanus». Некоторые из данных нововведений опробовали (как эксперименты) еще до реформ собора (и введения Миссала 1970 года). Уже существовали идеи введения процессии офферто-рия, молитвы верных, 3 чтений на мессе, чтения только одной коллекты. При реформе после собора хотели сделать необязательным «Кирие» и полностью изменить всю мессу. Для реформаторов «Кирие» с прибавлением «Confíteor» составляло проблему, так как эти элементы дублировали тему покаяния [12, С.375]. Но в наши дни мы знаем, что «Кирие» - это торжественный элемент, остаток ектении, а не покаянная молитва. Реформаторы хотели возродить исчезнувший пролог Евангелия от Иоанна [12, С.365], который был одним из мест, которое изначально хотели архаизировать. В итоге сам Папа сделал последнюю редакцию чина мессы, сохранив много древнего (в частности, запретив менять Евхаристический Канон). Главный реформатор - А.Бугнини [12] приводит очень много внутренних подробностей данной реформы (в его книге до 272 страницы представлена история реформы, с 272 - принятие реформы, с 340 - реформа богослужебных книг, с 363 -описание новых месс). В частности, он дает ответ традиционалистам таким, как Лефевр и Баччи, но при этом не ставит вопрос объективности проблем [12, C. 289], которые возникли при изменении богослужения и которые отмечали традиционалисты. Эти проблемы выявила и народная рецепция -отток людей от Церкви, о чем он тоже пишет. Однако, он не обращает внимание на то, что изменение поз мессы (в частности, стояние диаконов по сторонам от служащего) было основано на приведенных выше традициях «Ordo Romanus». Отсутствие отсылок реформаторов на древние традиции подогревало интерес к теме изменения мессы. У кого-то складывалось впечатление, что мессу меняют по протестантским образцам, приближая к англиканам и другим протестантам (действительно, некоторые современные лютеране также практикуют покаянный чин перед «Кирие»). Но, несмотря на разговоры о протестантизации и упрощении мессы в результате реформы, католики многое сохранили в богослужении из того, что не практикуют многие протестанты. Католики сохранили «воскресный» опыт посещения мессы, облачений, вечерни (в монастыре миряне могут увидеть полный чин суточных служб), семь таинств и практики благочестия. Хотя подобные формы также известны некоторым традиционным протестантам (у них приходские, а не монашеские суточные службы и таинства в наши дни - редкость). Важной идеей собора было донесение Благой вести до прихожан. В результате реформ миряне должны были активно участвовать в богослужении и понимать его. Также это должно было способствовать миссионерству и экуменизму. В мессу включались
элементы этнических и народных традиций. Но вопрос донесения описаний богослужения до людей встает и в РПЦ. В России этим занимались о.Александр Мень «Православное богослужение. Таинство, Слово и образ», 1991, М. Красовицкая «Как устроено богослужение Церкви», 2016. Однако, реформы обновленцев начала века в православии приняты не были. Более того, когда православные для успешного миссионерства на Западе возродили западный обряд - его совершали именно по традиционному чину, хотя, в соответствии с правилами православной Церкви, на национальном языке. Западные службы в наши дни не так часто совершаются в рамках православия (см. http://www.pravoslavie.ru/38618.html). Хотя римская месса использовалась еще (в форме «литургии святого Петра») и староверами до революции 1917 года. Этот вопрос исследовал православный епископ Иероним Шоу [15]. Интерес к возрождению западного обряда в православии иереархами вообще интересен (в частности, другой православный епископ плакал, посетив западную евхаристию, хотя не делал этого даже на концертах [11]). И в наши дни западное православное богослужение в США совершается по традиционному англиканскому и римскому обрядам. Поклоны, процессии, причастие на коленях отличает и православный западный обряд, от практик новой мессы католиков. Но об этом мало кто знает. Нужно подробнее остановиться на возрождении древних богослужений в рамках православия Западного обряда.
Практика галлов. В рамках западного «литургического движения», на которое могли повлиять и русские литургисты, стали возрождать элементы древних богослужений на практике. Это было время развития интереса к текстам. Когда русские мигрировали во Францию в связи с революцией, появились активные попытки возрождать древние чины Запада в рамках православия. Возродили бенедиктинское монашество. Евграф Ковалевский взялся за реконструкции галльского обряда, используя доступные чины. Если галльская месса была реконструирована им по источникам, с внесением византийских обрядовых черт, то сложнее обстояло с неизвестными службами. Нам неизвестно, какие были у галлов суточные службы и службы поста. Но и их все же возродили на основании восточных элементов. Так, в пепельную среду [17] на литургии пре-ждеосвященных Даров использовали следующие части: входное песнопение, трисвятое, «Кирие», коллекта, молитва Ефрема Сирина, 1 паремия и прокимен, «Свет Христов», 2 паремия, Воззвахи, Евангелие, Префация и «Свят», «торжественные» молитвы Великой Пятницы, «Ныне силы», омовение рук, молитва Ефрема Сирина, «Отче наш», вознесение преждеосвященных Даров, «Свят, Свят», благословение, «Верую, Господи, и исповедую», Причастие, Треканум, Послепричастен, молитва Ефрема Сирина, Магнификат, освящение пепла и посыпание им. Аналогично в возрожденном галльском обряде читают «Confiteor» и канон Андрея Критского в начале поста.
На службах триденствия Пасхи используются часы с тремя чтениями, а на ноктурне - 1 чтение.
Вигилия Пасхи включает: синаксис, крещение, «Великое славословие». Далее идут: «Да радуются» - ЕхиКе^ Аллилуия (восьмикратное), крестный ход, полунощница и месса, начиная с чтений.
Добавлены 103 псалом в начале вечерни и «воззвахи». Литания Деве Марии поется на Благовещение, а 3 чтения - на вечерне Преображения. В данном случае можно говорить о реконструкции, которая вошла в практику.
Практика РПЦ МП. Сложнее обстоит дело с возрождением некоторых древних элементов богослужения в практике РПЦ МП. Греки уже вернулись к редкой исповеди, чтению Анафоры на коленях (громко ее иногда читают в России), частому причастию при колливадах. Они вернули к XX веку, аналогичный знаменному и григо-рианике, византийский распев вместо распространившегося западного многоголосия, еще ранее сократили службу. Схожие тенденции были и в России (в первую очередь, касавшиеся перевода служб и усиления роли мирян, чем отличается община о. Георгия Кочеткова, практикующая чтение тихих молитв вечерни мирянами и агапы в форме «Чина резания калача»). Но истинную реконструкцию, допустимую в богослужении, может дать изучение сохранившихся в некоторых местах практик, в частности, монашеского богослужения, описанного в Уставе (менее актуальны чины вроде коронации, экзордий, [2] «чина покрывания невест», как относящихся более к практике других поместных Церквей). Литургист Н.Успенский занялся литургикой, когда, благодаря Дмитриевскому, понял, что все богослужение фактически совершается не по Типикону. Многие практики вошли в обиход из смешения практик разных уставов. Хотя еще на соборе 1917 года доказали, что и нынешний русский обряд - смешанный приходско-монашеский (а в соборных храмах иерархи этого Поместного Собора предлагали служить, как в монастырях). Сегодня особенностями монастырского богослужения являются - пение с канонархом, чтение службы 9 часа. Здесь следует сказать, что стоит говорить об архаизации, в первую очередь, суточных служб. Вопросы реконструкции менее актуальны в области литургии, мало изменившейся за долгий период. В древней византийской литургии после VIII века было мало отличий от современной. Вначале возможно шли антифоны, позднее на Кондаке перед «слава и ныне» читали «Господи спаси царя», после «яко Свят» и Трисвятом произносили «Сила». Псалом 23, возможно, дополнял «Херувимскую», которую пели 3 раза, с поминовением «всех Вас да помянет». Был особый чин певцов - дети-исполатчики пели на службе еще во времена Константина Багрянородного (возможно, тогда он уже использовал исон). Нужно заметить, что древние элементы богослужения уже не встре-
чаются даже у староверов. Хотя данный чин более архаичен, чем современный греческий. В древних дониконовсих чинах еще встречаются упоминание на Востоке использования тонзуры, рипид (их держал диакон на Каноне, а иподьяконы, возможно, могли преграждать ими вход в храм на литургии верных), свещеносцы в этой традиции носили малую фелонь, а иподиаконы возглашали на Каноне «Елицы Верныи». Реально в РПСЦ почти нет иподьяконов, епископ осеняет дикирием и трикирием, входя на «Свете Тихий» (вся вечерня совершается в епископской мантии), по Евангелии и Славословии утрени (на нем не совершают входа, а на полунощнице молебна, «Богослужение Русской Церкви, Х-ХХ вв.» [6]), на входах (с рипи-дами на «Херувимской»), трисвятом, Евангелии и Анафоре. Но литургия и таинства относились скорее к соборно-приходскому типу служб. Суточные же службы были важной составляющей жизни монахов (в соборах служили утреню и вечерню). Изначально, после появления монахов существовало два обряда - соборный и монастырский (согласно большинству исследователей, как М.Арранц). Соборные и монашеские обряды Запада были описаны А.Кингом («литургии кафедр Примасов», «Литургии религиозных орденов» [13], [14]). Не стоит перечислять все западные подоб-ряды. На некоторые соборные обряды Запада влияли монахи (в Англии собор-«минстер» - это вариант названия монастыря, так как монастырскую структуру Церкви прививал англичанам Августин Кентерберийский). В России господствовал монашеский устав, адаптированный для прихода. Как можно судить по работам в России, после 1990 годов никто не занимался полевыми исследованиями монашеского богослужения. Но тем не менее важно обобщить практику русских монастырей. Отметим, что греческую практику в России отражают Московское Александрийское и Афонское подворья, монастыри там имеют свои рукописные уставы, близкие русскому Типикону. На московском Афонском подворье служат в трапезной чин о Панагии с ектенией в храме и раздачей ее в конце. Бдение идет ночью (на праздники ее начинает стук в ручное било и возглас свещеносца «восстаните»), особенно на праздник св.Пантелеимона. На литии обходят храм с остановкой в четырех местах. На улице после единственного чтения продолжают шестопсалмие и великую ектению. На «Бог Господь» идут в храм. В воскресенье поют «непорочны», но так же, как на приходах в России, мажут маслом и читают Евангелие в центре храма. Между 3 и 6 часом звонят в колокольчик для поминовения. На Александрийском подворье служат по греческой традиции, иногда используя и богослужения русской традиции (9 час). Так в наши дни ранние практики (пение непорочных, а не полиелея, возрождение чтения часов в приходской греческой практике) включаются в современное богослужение. Древние традиции - пение с канонархом, 9 час (принятые на Афонском подворье), указанные как монашеские, сохранили и в русских монастырях. Если
П т
Т
со
IZ <
е 00
0
СЧ
со
01
провести анализ богослужения московских монастырей РПЦ МП, то мы увидим, что стихиры с канонархом поют только в Донском (канонарх в хоре) и Свято-Даниловом монастырях (канонарх стоит на солее), но такие особенности, как совершение полунощницы, 9 часа, отсутствие сокращения кафизм, 1 часа, присущи почти всем. В одном женском монастыре служат ежедневно и малое повечерие. Интересно, что в женских монастырях не отмечается служение с канонархом. Служение с канонархом сохранено в Серги-евой Лавре, а в храме св.Марона в Москве служат с ним «уставную всенощную». Трудно сказать о наличии канонарха до XIII века. После студийского периода на Руси господствует современный устав, хотя пение кафизм, характерное для студитов, сохранили староверы и возродили на соборе 1917 года. Реально служат не по Типикону, а согласно сложившимся неписанным традициям (которые пытаются фиксировать в «Богослужебных указаниях», аналогичных западным «Ordo»). Стараются совершать богослужение пышно, особенно русские. При этом отдельная задача - описать пасхальное и годичное богослужение, которое также включает некоторые неуставные особенности (иерейский трех-свечник на Пасху и на водосвятии у староверов и некоторых украинцев). Однако, некоторые обычаи уставного богослужения сохраняются. Особенно уставные традиции видны в монастырях, по практике которых мы можем восстановить некоторые древние особенности служб. В наши дни монахи выходят петь «Се жених» в центр храма в мантиях, в позиции, как на полиелей. Все монахи поют воззвашные псалмы, хвалитны, В Сергиевой Лавре чтец-канонарх начинает запевать «глас ...», стоя в центре лицом к Царским вратам, затем поворачивается к поющему клиросу и идет к нему на запев стихов стихир, потом возвращается в центр, кланяется и идет к другому хору и далее опять к первому. На великом славословии и «Взбранной воеводе» первого часа хоры сходятся полукругом в центр. Подобные особенности - схождение хоров сохранили староверы. В монастырском богослужении Руси было место и епископскому ритуалу. Согласно М.Желтову, епископ на дониконовском бдении [5] имел функцию игумена, с чем нельзя полностью согласиться. Согласно Новгородскому Соборному «Чиновнику», епископ выходит только на молебен и полиелей. На входе вечерни врата были закрыты и открывались свещеносцами, на утрене также совершался вход (современные староверы РПСЦ, согласно устным беседам, о нем не помнят). Молебен и повечерие в РПСЦ не вставляют до шестопсалмия. При этом не служат с канонархом. Таким образом практика староверов не до конца отражает древнее богослужение дониконовского периода. При этом староверы, кроме хрестоматийных отличий (двуперстия, особенностей крестного хода, «сугубая аллилуия»), имеют менее заметные древние реликты. К ним можно отнести - вход
епископа в храм из дома, возглас «изыдите, иереи» на патриаршей литургии, чтение трисвято-го на «Херувимской», каждение крестом и разведение при этом рук мирянами. Отворение одной двери при каждении на проскомидии в монастырях [18]. Также - три поминовения на Херувимской, внесение стоящей свечи и метание (почти земной поклон) свещеносца на входе [8], отсутствие воздеяния даров на «Твоя от Твоих» [7], хождение диакона или чтеца со свечой перед кадящим иереем на воззвахах, всенощная почти по уставу. Сохранены мефимон, воззвахи, хвалитны (многие единоверческие практики описал игумен Кирилл Сахаров). Однако, уже не вставляют как реликт молебен на всенощной, возглас «и огнем» на Богоявлении с погружением свечей (как на Украине), служат на шести, а не ином числе просфор, например, двух, трех [4, С.197]. Многие реликты софийского, студийского и уставов поместных Православных Церквей утрачены (как и греками). Практика староверов может выявить древние формы совершения служб. «Большой устав» староверов имеет небольшие разночтения с современным Типиконом РПЦ. Так у староверов приводится указание на било и клепало, а не кам-пан, как инструмент звона. Сравнение практик позволяет нам выделить почти исчезнувшие в наше время элементы службы. Их можно представить в таблице, позволяющей увидеть различия версий старообрядческого устава и современного типикона РПЦ. 1 - начало службы (согласно нынешнему Типикону ее должен начинать параэкклезиарх со свечей, а диакон - облачаться на ектении перед воззвахами). 2 - служение канонарха, 3 - поучительные чтения и чтение на полиелее, 4 - «степенны» (согласно нынешнему уставу на них духовенство уходит из центра храма и, кроме читающего Евангелие, - разоблачается), 5 -билейские песни на каноне, 6 - помазание маслом в притворе на оглашении Студита на первом часе.
Устав 1610 года/ 1 +великую ектению говорит иерей или диакон. Экклезиарх назван доместиком/ 2 + (на литии несут 2 свечи, молитва читается - лицом на Запад)/ 3 +/ 4 +/ 5 - (в воскресенье нет). По славословии «Яко Твое есть Царство»/ 6 - (в дониконовском чине - нет помазания)_
Устав 1633 года/ 1 + (начинает службу пара-екклезиарх - кандиловжигатель со свечой), ектении на кафизме возглашает диакон/ 2 + (на входе вносится 1 свеча и на литии, как после Никона на панихиде и в начале всенощной) канонарх в конце прокимна смотрит не на Запад, молитва литии возглашается - лицом на Запад и так же и на 33 псалме/ 3 +/ 4 +/ 5 - (в воскресенье нет)/ 6 - (в дониконовском чине - нет помазания)_
Устав 1641 года/ 1 + Диакон или иерей возглашает - мирную ектению/ 2 + 2 свещеносца на входе и литии/ 3 +/ 4 +/ 5 - (в воскресенье нет)/ 6 - (в дониконовском не единоверческом чине -нет помазания)_
После Никона Типикон мало менялся. Существовали издания Типикона 1682 года (согласно ему возглашать в начале бдения может диакон, епитрахиль висит на дверях иконостаса), 1695 года (в нем молитва литии - лицом на Запад), 1782 года, которые также описывают все особенности раннего богослужения, как и устав, изданный при Николае II, и современный устав. Есть еще одна особенность. В древнем чине 103 псалом может начинать еще и настоятель, а не только екклези-арх, как по современному уставу. Староверы используют на этом псалме «аненайки», возможно, как параллели «аниксантариям». В приходских храмах в современном уставе начинать службу могут диакон в стихаре и иерей в фелони. У староверов сказано, что диакон может говорить великую ектению. В современном чине предписано опускать фелонь, а у староверов этого указания нет. В древнем чине свещеносец на входе, видимо, мог быть один, а в современном чине - диакон показывает на двери, и свещеносцы подходят к дверям. При этом у староверов диакон по чину говорит: «Премудрость прости. Свете Тихий», а после про-кимна, скрестив руки, канонарх поворачивается на Запад, монах читает «Сподоби» и святыми дверями исходят на литию, «Владыко многомилостиве» читается лицом на Запад, а перед «Ныне отпущаеши» нет указания на внос столика (отмечено на «Богородице Дево»). В древней практике чтец может читать шестопсалмие, и не указано, что именно иерей говорит малую ектению по кафизме (не указано и какие чтения на них положены). Кано-нарх в этой практике запевает канон без библейских песен, «Богородицу песньми возвеличим» на 9 песне говорят с кадилом у престола. Затем иерей кадит и говорит: «Свят Господь Бог наш». По славословии возглас - «яко Твое есть Царство». В дониконовском чине прописаны и примечания, например, для малых вечерен. Так, на «Господи воззвах» поют только стихиры, в Сергие-вой Лавре кадят, прокимен говорит иерей в мантии у врат, стиховные поют. Указана возможность с диаконом начать бдение и кадить на псалме (есть указание и про бдение Рождества). Потом на воз-звахах диакон ходит перед кадящим иереем со свечой. На входе он кадит иконостас и икону праздника. Прокимен произносит диакон. Один свещеносец идет на литии. Хлеба раздают по литургии. Прокимен и «Хвалите» утрени говорит диакон. На целовании Евангелия один свещеносец держит свечу рядом. До оглашения Студита читают ектению. Если обобщать сказанное выше, то видно, что современный чин включает в себя особенности, которые бытовали в дониконовской практике (шествие одного свещеносца на литии, на которую выходили царскими вратами). Монашеское богослужение было весьма архаичным, а реальная практика включала в себя наследие многих традиций. В РПСЦ служат без канонарха. Служение с ним воспринимается, по устным замечаниям прихожан РПЦ МП, как главная особенность монастырского богослужения. Все эти традиции можно сохранять.
Подводя итог статье, можно сказать, что возрождение древнего западного богослужения на Втором Ватиканском Соборе, древнего галльского богослужения и древнего византийского монастырского богослужения весьма актуально, так как не создает новую традицию, но совершается в рамках уже существующих богослужебных чинов.
Литература
1. Документы II Ватиканского собора. Пер. Андрея Коваля. М.: Паолине. - 1998, - 589 с.
2. Дьяченко Г. Церковные требы. М.: Пролог. 2007 - 176 с.
3. Лютер М. Немецкая месса и чин богослужения [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sarumuse.wordpress.com/2016/10/22/sarum-order-of-mass-in-
english/http://www.reformed.org.ua/2/260/Luther#_ftn 3 (дата обращения: 31.07.2018)
4. Муретов С. Д. Исторический обзор чино-последования проскомидии до «Устава литургии» Константинопольского Патриарха Филофея: Опыт историко-литургического исследования. М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1895. - 323 с.
5. Православная энциклопедия. — М. : Цер-ковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. III : «Анфимий — Афанасий». — 752 с.
6. Православная энциклопедия. — М. : Цер-ковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V : «Бессонов — Бонвеч». — 752 с.
7. Сахаров К. О Литургии по старому и новому обряду [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sarumuse.wordpress.com/2016/10/22/sarum-order-of-mass-in-
english/http://ruvera.ru/articles/liturgia_staryi_novyi_o bryadu (дата обращения: 31.07.2018)
8. Старообрядческое богослужение. Литургия. Учебное пособие. M.: АНО «БИРЮЧ», «Русская вера». 2016. - 150 с.
9. Типикон, сиесть Устав. М.: Издательский совет Русской православной церкви, 2002. - 1200 с.
10. Atchley, E. G. Cuthbert F. Ordo Romanus primus. by Atchley, E. G. Cuthbert F. (Edward Godfrey Cuthbert Frederic). - "London:Moring". - 1905, -258 p.
11. Bishop Basil's Comments on the Western Rite. By His Grace Bishop Basil, Courtesy of St. Paul Church, Houston, Texas [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://sarumuse.wordpress.com/2016/10/22/sarum-order-of-mass-in-english/
http://ww1.antiochian.org/node/18318 (дата обращения: 31.07.2018)
12. Bugnini A. The Reform of the Liturgy (19481975) Collegeville, Minnesota: Liturgical Pr; Edition Unstated edition - 1990. - 976 p.
13. King A. A. Liturgies of the Primatial Sees. Bonn, verlag nova & vetera, 2005. - 656 p.
14. King A.A. Liturgies of the Religious Orders. Bonn, verlag nova & vetera, 2005. - 432 p.
П m
Т
15. Liturgy of St. Peter. The Greco-Slavonic Liturgy of Saint Peter, using the Old Liturgy of the patriarchate of Rome, In the Skeleton of The Byzantine Divine Liturgy [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://sarumuse.wordpress.com/2016/10/22/sarum-order-of-mass-in-english/
https://ru.scribd.com/document/78722723/StPeterLit urgy-IntroTOC (дата обращения: 31.07.2018)
16. Mabillon J. Complectens antiquos libros rituales sanctae romanae Ecclesiae, cum commen-tario praevio in ordinem romanum. Parisii: apud Montalant, 1724. - 618 p.
17. Mercredi des cendres [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sarumuse.wordpress.com/2016/10/22/sarum-order-of-mass-in-english/ http://eglise-orthodoxe-de-france.fr/La_liturgie_les_textes_liturgiques/texte_me rcredi_cendres.htm (дата обращения: 31.07.2018)
18. The Liturgy of St. John Chrysostom (Pre-Nikonian, Church Slavonic and English) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sarumuse.wordpress.com/2016/10/22/sarum-order-of-mass-in-
eng-
lis h/http://www. byzcath .org/fo ru ms/u bbthreads.ph p/u b b/download/Number/1406/filename/St%20J0HN%20 CHRYS%20300pp.pdf (дата обращения: 31.07.2018)
Revival of ancient elements in worship Gapanyuk А-E.
ROU of saint John
At the present time, it is not only a matter of renewal of worship, but also the reconstruction of its early forms. The article discusses a number of related issues. Especially noteworthy are the reconstructions of the Gallican, the ancient Catholic, as well as some elements of the ancient Greek worship. Keywards: Mass, Ordines Romani, Gallican rite, Typicon, old-believers.
1. Documents of the Second Vatican Council. Per. Andrei Koval.
M .: Paoline. - 1998, - 589 p.
2. Dyachenko G. Church requirements. M .: Prologue. 2007 - 176
seconds
3. Luther M. German Mass and the rite of worship [Electronic re-
source] - Access mode:
https://sarumuse.wordpress.com/2016/10/22/sarum-order-of-mass-in-english/http:// www.reformed.org.ua/2/260/Luther#_ftn3 (appeal date: 07/31/2018)
4. Muretov S.D. A Historical Review of the Order of the Proskomide
to the "Charter of Liturgy" of the Patriarch of Constantinople Patriarch Philotheus: An Experience of Historical and Liturgical Research. M .: Pechatnya A.I. Snegirevoy, 1895. - 323 p.
5. Orthodox encyclopedia. - M.: Church-Scientific Center "Orthodox
Encyclopedia", 2001. - T. III: "Anfimy - Athanasius." - 752 s.
6. Orthodox encyclopedia. - M.: Church Research Center "Ortho-
dox Encyclopedia", 2002. - T. V: "Bessonov - Bonech." - 752 s.
7. Sakharov K. On the Liturgy on the Old and New Rites [Electronic
resource] - Access mode:
https://sarumuse.wordpress.com/2016/10/22/sarum-order-of-
mass-in-english/http:
//ruvera.ru/articles/liturgia_staryi_novyi_obryadu (appeal date: 07/31/2018)
8. Old Believers' Worship. Liturgy. Tutorial. M .: ANO "Biryuch",
"Russian Faith". 2016. - 150 p.
9. Typicon, Systa Charter. M .: Publishing Council of the Russian
Orthodox Church, 2002. - 1200 p.
10. Atchley, E.G. Cuthbert F. Ordo Romanus primus. by Atchley, E. G. Cuthbert F. (Edward Godfrey Cuthbert Frederic). - "London: Moring". - 1905, - 258 p.
11. Bishop Basil's Comments on the Western Rite. By His Grace Bishop Basil, Courtesy of St. Paul Church, Houston, Texas [Electronic resource] - Access mode: https://sarumuse.wordpress.com/2016/10/22/sarum-order-of-mass-in-english/ http: //ww1.antiochian. org / node / 18318 (appeal date: 07/31/2018)
12. Bugnini A. The Reform of the Liturgy (1948-1975) Collegeville, Minnesota: Liturgical Pr; Edition Unstated edition - 1990. - 976 p.
13. King A. A. Liturgies of the Primatial Sees. Bonn, verlag nova & vetera, 2005. - 656 p.
14. King A.A. Liturgies of the Religious Orders. Bonn, verlag nova & vetera, 2005. - 432 p.
15. Liturgy of St. Peter. The Greco-Slavonic Liturgy of Saint Peter, The Greco-Slavonic Liturgy of St. Peter the Great, [The Electronic Resource] - Access Mode: https://sarumuse.wordpress.com/2016/10/22 / sarum-order-of-mass-in-english / https://www.scribd.com/document/78722723/StPeterLiturgy-IntroTOC (appeal date: 07/31/2018)
16. Mabillon J. Complectens antiquos libros rituales sanctae romanae Ecclesiae, cum commentario praevio in ordinem romanum. Parisii: apud Montalant, 1724. - 618 p.
17. Mercredi des cendres [Electronic resource] - Access mode: https://sarumuse.wordpress.com/2016/10/22/sarum-order-of-mass-in-english/ http: // eglise-orthodoxe-de -france.fr/La_liturgie_les_textes_liturgiques/texte_mercredi_cen dres.htm (appeal date: 07/31/2018)
18. The Liturgy of St. John Chrysostom (Pre-Nikonian, Church Slavonic and English) [Electronic resource] - Access mode: https://sarumuse.wordpress.com/2016/10/22/sarum-order-of-mass-in-english/http:
//www.byzcath.org/forums/ubbthreads.php/ubb/download/Num ber/1406/filename/St%20JOHN%20CHRYS%20300pp.pdf (access date: 07/31/2018)
co
IZ <
e
oo ^
0
СЧ
C9
01