Традиции Рождества и сравнительный анализ гимнографии литургического года византийской и римской традиций
Гапанюк А.Е.
Статья посвящена изучению проблемы Рождественских традиций. Данная вопрос в целом связан с изучением религиозных ритуалов. Он стоит на стыке культурологии и религиоведения. В настоящее время отсутствует полное описание и сравнительный анализ христианских традиций литургического года. Данное в работе описание восполняет этот пробел в материале. В статье приводится обзор основных праздников Западной традиции. Также проводится сравнение ритуала особых дней литургического года, имеющих свои специфические богослужебные особенности. В статье также отмечаются характерные черты богослужебных традиций Рождества в Европе.
Ключевые слова: богослужение, Византийский обряд, Римский обряд, литургический год, Рождество, традиции
Введение. В настоящее время важно изучение многих гуманитарных тем и областей, которые не рассматривались ранее ввиду засилья особых форм идеологии. Сегодня важны и междисциплинарные исследования в новых развивающихся науках. Так, можно заключить, что вопросы теологии, связанные с культурологической проблематикой в наши дни, были бы интересны для рассмотрения.
Существует много тем на стыке культурологии и теологии. Это, например, изучение культурного наследия древней церкви в католицизме (в области церковного права, нравственности, агиографии, патрологии), экуменизма и культурной конвергенции деноминаций, истории и динамики богослужебных уставов, особых дней года (и современных текстов, например, акафистов), истории и «структур служб», переменных текстов греческого, современного и «до-Никоновского» русского типиконов). Важно понимание богослужения и традиций древневосточных церквей, изучение культурных истоков классических христианских идей (например, идеи «Чистилища», «согласия отцов», отношения к иерархии в англиканской
церкви), агиографии новых западных святых в контексте введения их в православный календарь. Интересно и рассмотрение вопросов на стыке теологии и технических дисциплин (календаря и расчета даты Пасхи). Сегодня особенно актуально изучение общехристианского наследия и традиции. Так, узко-конфессиональные учебные заведения открыты для диалога. В МДА, например, студенты учат не только сравнительное богословие, но и культуру - григорианский хорал (https://mpda.ru/education/choral-school/). В МДА в темах дипломов есть проблематика «Богослужебный и общежительный устав монастырей бенедиктинской традиции Римско-Католической Церкви: история и современность» (http://old.mpda.rU/data/2018/03/27/1 237459015/Itogovaja_attestatsija_Ts PD_dekabr_2017.docx). Данные вопросы связаны с проблемой культуры. С культурой связано и изучение конфессий и их традиций. В некоторых группах изучается «кон-фессиоведение» - рассмотрение традиций католических (папство, вероучение), православных (древнее наследие), лютеранских (осмысление протестантизма), англиканских (консервативный и либеральный протестантский подход), старокатолических (умеренно католических), кальвинистских (смелых реформационных), радикальных реформационных (упрощения), новых движений (идей изменения культуры).
Если мы возьмем главные принципы конфессий, то мы увидим, что главные богословские разделы -догматическое, основное, нравственное, сравнительное богосло-
вие, история христианства, библеи-стика, каноническое право, литур-гика - близки для разных христианских традиций. Вера в Троицу, две природы Христа, идея спасения объединяет всех. А различия связаны с почитанием ангелов и святых, мощей и икон. И это добавляет важности изучения христианской культуры (а не просто описаний памятников наследия и естественных достижений). Даже упрощения служб, использование ранних богослужений и история богослужений вообще, модель жизни клирика разных конфессий и многое другое похожи у разных христианских групп.
Европейские традиции формировались под влиянием римского и греческого наследия. Тридентское или древнее богослужение с разным числом служителей, готические храмы, базилики образуют важные составляющие католической традиции. Для православия же характерны свои черты. Древние традиции некоторых отделившихся церквей имели меньшее значение, как и традиции протестантов, которые во многом были продолжением католических. Так, католики сохранили основные элементы устройства базилики и алтаря, облачений,утвари и поз (процессии с вносом кадила, каждение), чина мессы, треб, суточных служб и литургического года. Лютеране же только возродили многие практики (крестное знамение, каждение, полные облачения, которые изначально были утеряны, хотя лютеране сохранили традицию иметь на алтаре разное число свечей в зависимости от праздника). Однако, одной из самых интересных представляется тема праздников.
Праздники в традиции. Хотя даже в СССР возможны были работы в области эортологии, изучения музыки, театра, но все равно полноценное описание религиозных традиций было недоступно ввиду цензуры (как в чуть более ранний период де-факто преследовалось в России инославие, а в Англии - католицизм). Достаточно вспомнить споры о допустимости "елки", укрепившейся народной традиции на "зимние праздники" и не прижившиеся "революционные" традиции. В наши дни мы видим обилие новых технических достижений, которые освобождают человека от трудного рутинного труда (в том числе и в сельской местности). Но этот процесс замены людей в ненаукоемких областях и образовании техническими устройствами еще не завершен. Интересно заметить, что погруженный в рутину человек в определенные моменты хочет изменений в жизни. И эта особенность известна и характерна для самых ранних практик.
Древнейший пласт общественной жизни представляют собой праздники. Они не только связаны с отменой работы и отдыхом в определенные сезоны и дни, но и религиозными и народными традициями. И в наши дни эта тема не менее актуальна. Необходимо отметить, что в народной традиции закрепляются, видимо, те праздники, которые в действительности связаны с укоренившимися традициями. Так, на 8 марта дарят цветы, и этот праздник тяжело изжить и заменить другим - религиозным днем (как и 9 Мая с флагами, головными уборами, салютом). Но многие праздники просто исчезали очень
спокойно, так как не были восприняты народом и не стали частью наследия.
Некоторые праздники отражают важный визуальный элемент. Они образуют целые циклы - осени, зимы, весны-лета. Праздник жатвы и День благодарения (с украшением храма урожаем, снопом), Окто-берфест (застолье, мясная пища, национальная одежда), Halloween (тыква, маскарад, прошение подаяния), День всех душ (свечи на могилах родственников в северной традиции у поляков, финнов) - празднуются осенью. Зимний цикл составляют Адвент - с праздниками свечей и пением (новенны, роратных месс, характерным "календарём" и венком, праздником Мартина и Николая с театрализованными представлениями о Мартине и мальчике-епископе), Рождество (с "Рождественским деревом" лютеран, поленом сербов, колядованием, пением, ездой на санях, подарками и посещением вечерних и ночных служб), Новый год (на который французы, одев характерные шапки, идут, например, в пиццерию) и "Рождественская" группа праздников - 12 ночей и Сретение (совпадающее в традиции с "Днем сурка"). Весенний цикл связан с Пасхой и переходит на лето (Масленица и Карнавал, сжигание фигуры, "вторник - день исповеди", Пепельная среда и Прощеное воскресенье, Пасхальное триденствие с зажиганием костров на Севере Европы, венчание статуи Девы Марии венком в мае, установка майского дерева-березы на Пятидесятницу и те же обряды на праздник Иоанна Предтечи). В наши дни их дополняют обычаи переодевания «лепреконами» и расклеива-
ния трилистников на праздник святого Патрика, и дарения валентинок на праздник святого Валентина. Следует сразу сказать, что для современного человека во многом главным стал праздник Рождества (его значение после коронации Карла Великого возросло, и уменьшило былую роль праздника Богоявления с подарками) - символика которого перешла и на Новый год. Поэтому важно не забывать и об этом празднике. Многие праздники связаны с архаичными традициями, возрождаемыми как созданное ныне "колесо года". Не все они, вероятно, были связаны с сельским хозяйством. Но так или иначе закрепляются те обычаи, которые вносят особенности в обычный ритм богослужений, будничной работы. Хотя часто они могут считаться по значению не такими важными, с точки зрения отмечаемого события. Так, православные и католики в храм часто ходят освящать вербы, яйца (у католиков отсутствуют "кулич и пасха", а "hot cross bun" не является их полным аналогом), но не на те праздники, которые не имеют культурных традиций. Хотя, следует заметить, что и на особые богослужения пасхального триденствия католики до реформ богослужения тоже часто не ходили. Поэтому важно описать дни с особыми традиционными церемониями церковного года греческого Востока и католического Запада и отметить их характерные церемонии. Следует сразу оговориться, что в главном традиции греков и католиков, по сравнению с древним обычаем (нео-савваитской и тридент-ской эпохой), значительно изменены. Например, католики оставили после реформ богослужения в
1962-1970 годах только Пасхальное триденствие, крестный ход в Вербное воскресенье и упрощенный крестный ход из соседнего здания в храм на праздник Сретения. Греки меньше упростили богослужение при введении ими "Типикона Великой Церкви", но все же новый чин имеет отличия от традиционного. Часто богослужение совершается епископом с осенением дикирием и трикирием. На утрени «Жениха» страстного понедельника выносят образ Спасителя, епископ целует образ, делает поклон и осеняет, три раза крест и плащаницу носят вокруг престола, на службе Акафиста епископ кадит в митре и мантии, Канон Андрея Критского читается обычно (он, как и Акафист, связан с повечерием), листья рассыпают на прокимне в Великую субботу, Евангелие читается у врат храма до утрени Пасхи, чтение Евангелия на разных языках совершается не на Пасху, а на пасхальной вечерне «агапе». Часы отсутствуют, последние ектении утрени дочитываются тихо перед литургией. Но на Афоне и в монастырях служат по уставу с предстоянием на входе в форме полукруга (почти как у староверов), с помазанием ближе к концу службы, чтением Евангелия с Престола, епископ стоит в мантии справа у стасидии всю службу (может иногда кадить на полиелее, но также не в полном облачении). На практике в греческих храмах епископ приходит к концу утрени и в мантии поет катавасии. Входы совершают через весь храм, при епископе встают рядами у его стасидии справа и слева.
Мы остановимся на кратком описании основных отличий важных литургических дней согласно тридент-скому чину и славянскому (русскому)
типикону, который сходен с Афонскими уставами и "Оком Церковным". Последние три устава образуют, наряду с "Типиконом Великой Церкви", четыре главных типа обрядов на Востоке. У католиков сохранились и другие обряды: амвросиан-ский, мозарабский (иногда служат ранние доминиканские, кармелит-ские и другие богослужения). Кроме этого, совершаются особые службы, часто связанные с традициями, описанными в «Собрании Древних литургий» [1] (которое наряду с изданием «иноческих уставов» и «деяний вселенских соборов» [2], житий св. Димитрия Ростовского было важным источником в XIX веке). Остановимся на праздниках по сезонам, чтобы выявить сходство культурных традиций (в остальное время богослужение совершается по установленному образцу, универсальному для Западного обряда и для Восточного обряда отдельно). Можно обратиться к Три-денсткому миссалу [3], Типикону [4] и Богослужебным указаниям [5], в которых описывается разный тип богослужения Востока и Запада. Менее актуальны Октоих, Минеи, Ирмоло-гий, Требник, Архиерейский Чиновник, Соборные чиновники, Служебник (хотя в нем печатается распространённый в балканских странах чин освящения колива на праздники, а не только на заупокойной утрене-парас-тасе), Часослов (включающий чин Параклесиса - молебна Богородице, популярного у греков и русских, хотя греки могут служить молебен любому святому).
Осень - Православие:
Малозначительные особенности имеет служба "индикта" - церковного новолетия.
Крестовоздвижение включает чин выноса креста на славословии
(как в крестопоклонную неделю) и в больших соборах - чина воздвижения его на 4 стороны света с многократным пением "Господи помилуй".
Католицизм: На некоторые праздники в неримских обрядах устраивали процессии (например, на День всех святых). Суточная служба за усопших имела свои особенности и была очень упрощенной. Утреня, полунощница и вечерня за усопших служились на День всех душ вместе с Реквиемом (у лютеран это - воскресенье вечности, когда к алтарю на ступени и на подсвечник все ставят свечи).
Зима - Православие: Рождество и Крещение Господне имеют царские часы и вечернюю литургию Василия Великого.
Сретение на Украине включает западный чин освящения свечей Петра Могилы.
Католицизм: Особые дни (Ember days) с многочисленными чтениями и рукоположениями по Римскому понтификалу [6] делили весь год на четыре периода.
В Адвент совершались ранние мессы со свечами (Roratae mass) и шествием, устанавливалась Богородичная свеча. Рождественская полунощница предваряла Рождественскую мессу, на которой священник вносил в ясли статую младенца-Христа. Перед ней читали «преконию» - мартиролог на Рождество. Богоявление включало объявление даты Пасхи служителем в каппе и освящение воды (в древности, в связи с пением «Тебе Бога Хвалим», на полунощнице).
Сретение имело процессию со свечами (а на праздник Власия прикасались ко рту скрещенными свечами). Ранее в неримских обрядах во время процессий могло быть и
кропление (на воскресных мессах в течение всего года вначале кропили водой).
Весна - Православие: Подготовительные недели к Великому посту имеют пение дополнительного псалма "На реках вавилонских". В среду и пятницу сырной недели совершается особая аллилуйная служба, аналогичная постной.
После Прощеного воскресенья с изменением цвета облачений в середине и чином прощения в конце начинается Великий пост (служится аллилуйная служба и по средам и пятницам литургия Преждеосвя-щенных Даров).
На первой неделе поста читается на повечериях Канон Андрея Критского. В пятницу освящается коливо. В воскресенье - чин торжества православия в память о почитании икон.
На Крестопоклонной неделе совершается вынос и поклонение кресту на славословии утрени (Вторая неделя поста связана с Григорием Паламой, и как воскресенье Иоанна Лествичника, не имеет особенностей, как и неделя Марии Египетской).
В воскресенья Поста вечером служится Пассия - великая вечерня с каждением храма, чтением Акафиста страстям Христовым и страстного Евангелия с проповедью и гимнами Великой Пятницы. На Украине в Пятницу читали Евангелие на малом повечерии).
На пятой седмице поста совершается "Мариино стояние" - служба с чтением Канона Андрея Критского и жития Марии Египетской в паузах.
В субботу Акафиста совершается утреня с вставками фрагментов Акафиста в паузах, в которые по
уставу положено читать поучительные чтения.
Благовещение имеет много богослужебных особенностей при выпадении на тот или иной день поста (особенно при совпадении в Великой Пятницей, что также происходит и оценивается неоднозначно).
Вербное воскресенье включает освящение верб и каждение на 50 псалме на утрени (Лазарева суббота имеет незначительные особенности). Страстная седмица включает каждый день литургии преждеосвященных Даров и имеет свои особенности. А в Великий четверг служится вечерняя литургия Василия Великого, в соборных храмах - чин омовения ног и часто общее елеосвящение. В Великую пятницу совершается утреня с чтением в паузах 12 страстных Евангелий. Читаются царские часы, а на вечерне - выносится плащаница. В Великую субботу служат утреню с похвалами на 17 кафизме и крестным ходом с плащаницей и Евангелием по славословии и чтениями. Литургия Василия Великого начинается с вечерни и включает 15 паремий и переоблачение в белое в память о крещении оглашенных. Освящается хлеб и вино, и вечером начинают чтение Деяний апостолов. На полу-нощнице-(панихисе из псалма и канона) плащаницу заносят и кладут на алтарь, где она лежит весь послепасхальный период. Ночью совершают крестный ход, предваряемый тихим пением клира и открыванием царских врат до отдания Пасхи. У врат храма начинают особую пасхальную утреню (на ней иногда меняют облачения разных цветов) и пасхальные часы с ночной литургией (все службы начинают "Пасхальным началом"). Вечером
служится пасхальная вечерня с чтением Евангелия в царских вратах алтаря. На всех службах используется диаконская свеча, трех-свеч-ник с крестом и многократное каждение. Недели после Пасхи отличаются, в основном, только пением троекратного "Воскресение Христово". А на отдание Пасхи служат по уставу с использованием "Пасхального начала" (а на практике просто по пасхальному чину).
Католицизм: Пепельная среда начинала Великий пост мессой, на которой посыпали пепел на голову.
Пальмовое воскресенье имело процессию с пальмами-вербами, предваряемую чтением Евангелия. В Страстное время в Испании устраивали шествия «капиротов» (людей в острых колпаках) со священной статуей и священником. Триденствие Пасхи очень интересно. В Великий Четверг месса была обычной, но совершались унесение Святых Даров, разоблачение алтаря, омовение ног и алтаря (при папе и в монастырях была трапеза). В Великую Пятницу клирики молча входили, совершали поклон, читали чтения (трое читали страстное Евангелие), священник возглашал «торжественные молитвы», вносился для поклонения крест, с которого снимали покров, совершалось его целование, вносились Святые Дары и совершалось причащение Преждеосвящёнными Дарами. В Великую субботу благословляли огонь, вносили его в храм, и диакон читал «Освящение свечи», затем читали чтения, литанию, освящали купель крещения, и шла обычная месса без проприев с торжественным пением «Аллилуия». Совершалась особая «темная» полунощница или утреня, во время которой поочередно
тушили свечи треугольного 15-свеч-ника («герции»), потом последнюю свечу уносили за алтарь, устраивали шум и выносили ее в знак Воскресения Христова. На Пасху не было важных особенностей (кроме пения секвенции, сохраненной еще всего для нескольких дней). Вечерня Пасхи имела в раннем римском чине обычай хождения к купели крещения [7]. До сих пор суточные службы не имеют, как в древности, гимна и чтений на этой неделе. Хотя остальные дни года не имеют принципиальных особенностей.
Rogations - шествия с литанией и окроплением полей были популярны в период до Пятидесятницы.
Лето - Православие:
Пятидесятница включает вечерню, которая имеет во время пауз читаемые на коленях в царских вратах молитвы. Лето полноправно начинал Петров пост.
На праздник Преображения совершают освящение плодов.
Успение в русской традиции имеет особую службу в вставленными в 17-ю кафизму похвалами, выносом плащаницы, крестных ходом с ней вокруг храма на Великом славословии. Петров, Рождественский и Успенский посты имеют по уставу особые аллилуйные службы, как в Великий пост.
Другие службы не имеют принципиальных особенностей, кроме отличий в некоторых песнопениях (и отдельных традиций, например, освящения фруктов и цветов на Успение у католиков и других практик, описанных в старом [8] и новом францисканских требниках [9]).
Католицизм:
На Пятидесятницу была служба, аналогичная литургии Великой суб-
боты, но без освящения свечи (которая хранилась до этого времени). В после-раскольный период появилась традиция устраивать праздник Тела Христова с процессией и остановками с осенением Святыми Дарами у четырех алтарей во время шествия по городу. Праздники формировались долго - осенью был введен праздник Христа-Царя, на 1 января Праздник Девы Марии вместо Обрезания, были праздник Визитации, Сердца и Имени Иисуса и Марии.
Католическая и православная традиции сохранили очень ранние особенности литургического года. Практически все они в значительной степени сложились еще до разделения Церквей. Они являются отголосками практик и шествий в Иерусалиме, описанными еще паломницей Егерией. Можно условно сказать, что практически к моменту этих описаний уже сложилось и закрепилось большинство праздников мучеников и святых, Пасхальные праздники и ранние Рождественские традиции (без разделения Рождества и Богоявления, как у армян, в отличие от Запада). Это связано с проблемами месяцесловов ранней Церкви, которые также уже изучались (достаточно вспомнить «Полный месяцеслов Востока» архиепископа Сергия Спасского). Рассмотрев особенности дней года, можно сказать, что католическая и православная традиция во многом дополняют друг друга и друг без друга не до конца описывают полноту понимания церковной традиции. Это связано с особенностями истории.
Рождество, богослужение, традиции. Можно сделать некото-
рые выводы по поводу литургического года вообще. Католическая и православная традиция литургического года были очень интересны. В целом можно условно выделить два важных цикла праздников - Рождественский (от Адвента до Великого поста) и Пасхальный цикл (от Великого поста до Адвента). В католической традиции происходили изменения, но все же ее можно считать более образцовой, так как протестанты только сохранили или возродили традиции. Многие традиции, как литургическая драма на Рождество, сохранились именно у лютеран. Хотя сам Лютер был против драматической традиции крестного хода на Вербное воскресенье и внесение статуи «ослика» palmesel (символика осла была так популярна, что на мессе могли произносить «и-хо»), и у лютеран часто только дети устраивают ход по храму с вербами. Но после реформации была изменена архитектура храма, введены скамьи, отменены многие культурные атрибуты богослужения. Литургическая драма с вознесением статуи Христа под купол на Вознесение, высыпание розовых лепестков из-под купола Пантеона на Пятидесятницу, звучание труб и пение гимна «Приди Создатель» во многом ушли из традиции, как и преграды хора, символические похороны надписи «Аллилуия» в начале Поста. Некоторые западные традиции были близки к восточным (например, амвросианская, где отсутствовала литургия по пятницам, читались торжественные часы в Великую Пятницу, пост начинался в воскресенье, в Великий четверг литургия была вечерняя, сохранялись ранние традиции ^^а^о, redditio symboli). Были утраченные в наши
дни традиции зажигания и освящения огня во все дни Пасхального триденствия. Хотя многие Пасхальные традиции - катание и прятание яиц, обливание, прутики были характерны более для Востока. Где-то мы видим наследие ранних практик. Пятидесятница у славян, вероятно, начало цикла Ивана Купалы (середина лета), где характерны майское дерево и хоровод, венки, прыжки через костры. Многие традиции были связаны с сезонами сбора урожая (как освящение винограда на Преображение) или первых плодов на праздник жатвы у лютеран. Где-то ранние традиции устанавливались на примерно один и тот же период года. У католиков сбор урожая приурочивали к Успению. Это традиция «Lammas» с мессой Богородицы Успения и выпекания из нового урожая облатки для причастия. Если православная традиция колядования, приглашения священника в дом для «славления», посещения ночной литургии хорошо известна, то католические службы и базирующиеся на них протестантские не описаны на русском языке. Необходимо сказать о некоторых богослужениях Рождества, согласно монашеской, тридентской [10] и сарум-ской традициям. Католическая «тридентская» традиция включает полунощницу из инвитатория (94 псалма), гимна, в праздники - трех ноктурн (псалмов и трех чтений с ответными песнопениями), гимна «Тебе Бога хвалим», молитвы-кол-лекты и заключения. В будни была одна ноктурна (у монахов добавлялась еще одна с маленьким чтением, а на ноктурнах было по четыре чтения). В наши дни этот чин называется «час чтений», соверша-
ется в любое время дня, а инвито-торий все равно остался первым песнопением дня (которое собирало на службу молившихся у разных алтарей) и вместо ноктурн включает псалмы и два чтения с ответными песнопениями. В праздники могут добавляться библейские песни и чтение Евангелия, преобразуя службу в бдение. Следует отметить, что полунощницу не монахи совершали ближе к утру. И только Собор Парижской Богоматери сохранял ее служение в 12 часов ночи. Во Франции хранили много реликтов, как древний монашеский обычай помнить всю службу, кроме коллект, наизусть, без чего не посвящали в служители (коллекты читали по книжечке, которую хранили в рукаве стихаря), сохраняли греческую мессу на праздник святого Дионисия и некоторые восточные песнопения. На Рождество секулярные каноники, которыми часто были короли (и поэтому митра стала частью короны) читали при папе чтения по-лунощницы, могли снимать на ноктурнах покрова разного цвета, что символизировало Ветхий и Новый заветы и грядущую эру. Была особенность Богоявления - на этот праздник освящали мел, ладан, воду и писали мелом на двери «СМВ+», служитель в каппе возглашал дату Пасхи. Монахи в своем чине читали в конце службы Рождества и Богоявления Евангелие-Генеалог, с церемониями как на мессе. Им стали подражать и многие светские обряды, как, например, сарумский. В самом же сарумском чине священник кадил на средних респонсориях полунощницы, и только для каждения одевал каппу, как и у доминиканцев. Каппу носили
певцы-главы хора, а аколиты тунику. То есть богослужение было очень торжественным. В тридент-ском же чине можно было облачиться для мессы уже на Рождественской полунощнице (хотя обычно епископ на ней стоял в cappa magna, а священник одевал каппу только при подходе свещеносцев на запев гимна в конце) [11]. Следует отметить, что прочие суточные службы в римском и других обрядах были очень близки и строились по единой структуре. В наши дни они строятся так же (только ранее гимн мог быть после чтений на главных службах). Это начальный возглас «Боже в помощь мне приди» - «Господи на помощь мне поспеши», гимн, псалмы, чтение, ответное песнопение, на главных службах Библейская песнь, прошения, молитва, заключительный возглас («Благословим Господа»-«Благодарение Богу»). На вечерне поется песнь Богородицы, на утрене - Захарии, и они сопровождаются каждением (священник и обычно шесть его помощников, стоящих пред алтарем, одевают каппы), на повечерии - песнь Симеона. Священник осеняет себя крестным знамением в начале служб и всегда сидит, как и на мессе, лицом на север с южной стороны алтаря.
Заключение. С празднованием Рождества связано много интересных историй. Достаточно вспомнить, как в СССР Сталин разрешил елку (правда, появлялись специфические игрушки, вроде космонавтов), хотя после Революции запрещали не Советские старые праздники и, возможно, хороводы. В 2000-х годах по указанию мэра Москвы Ю.Лужкова стали украшать
витрины. Интересно, что даже в Японии (для которой характерен обмен снегирями в храмах на Новый год, омовение статуи Будды - водосвятие) гирляндами украшают деревья, как в описаниях Д.Толкиена. Артек, общественное питание и соцобеспечение не смогли заменить тягу к празднику. Популярными персонажами были Дед Мороз, Снегурочка, для детей устраивали «Елку». На Западе было больше традиций, и они распространялись и в России. Это и Праздник всех святых осенью (введен в Клюни), Рождество, праздник святого Патрика (с кельтскими и народными традициями), день святого Валентина (который пришел не из-за «католического прозелитизма», но из-за его светской природы, основанной на римских языческих традициях). Важен литургический календарь, отличный на Востоке и Западе (дни памяти святых).
Разные страны имеют свои традиции Рождества. Если во Франции на Новый год в колпаках ходят в пиццерию, лютеране после вечерни на улице поют колядки (одна из них связана со святым Вацлавом [12]), пока Санта-Клаус ездит на санях и дарит подарки, утром же - основное застолье и месса, литургическая драма. Католики, например, в Польше, едят вечером 12 постных блюд и поют колядки, отламывают облатки с пожеланиями и идут на ночную мессу (где на Евангелии часто вносят в ясли фигурку Христа), утром устраивается застолье. Православные сохранили свои обычаи (у сербов - рождественское полено, германское «Yule log»).
Только литургический год (с особыми благословениями предметов -плодов, воды, у русских - куличей)
добавляет красочности в богослужение, тогда как обычно главные публичные службы: литургия и месса, вечерня и семь таинств почти всегда неизменны. Людям для посещения храма важны эти внешние образы. Это важно для Запада. Во многом День всех святых и усопших (осенью существует обычай хоронить мух и клопов) - начало подготовки к Рождеству (на могилы ставят свечи «Свет души»). «Черная пятница» и «День благодарения» в данном контексте нам менее интересны. Адвент (у амвросиан такой же по продолжительности пост, как Филиппов у греков) с его продолжающейся символикой света темными зимними ночами (а также венком Иоганна Хинриха Вихерна, звездой, елкой, календарем) разделен на 2 части - первая вспоминает в галльской традиции Второе Пришествие Христово, вторая часть - Иоанна Предтечу. Вторая часть связана с «о-антифонами». Рождество предваряют на Западе праздник святого Николая с его «мальчиком-епископом», святого Мартина и Люсии (происходит из образа Младенца-Христа, популярного в Польше и у лютеран). Англикане вместо полу-нощницы Рождества (когда снимают 3 покрова с алтаря) ввели службу девяти «чтений и колядок». Известны рождественские традиции первого гостя и игры с огнем у шотландцев. Были и локальные элементы. Интересны традиции «пещного действа», вырезания вертепов из камня в Кракове, установка снопа-дидуха на Рождество на Украине, вождения козы. Многие традиции: орехокол-щелкунчик, торт «полено» - переосмысляются. Некоторые традиции просто сохра-
няются - носки над камином у дымохода для Санта-Клауса и эльфов, Елка Лютера, венки с омелой, плющом и остролистом, колядки, карамельная трость, открытки и подарки, «кристингл» (цитрусовые украшения), глинтвейн и имбирное печенье. Существует традиция оставлять печенье для Санта Клауса с его упряжкой, моравская звезда, олени, снежный шар с глицерином.
Продолжают праздник Рождества с его тремя мессами дни «Boxing day» - святого Стефана (ранее на него освящали овес), Иоанна (в этот день освящают вино, и мужья дают его женам со словами «любовь святого Иоанна»), Власия (когда две скрещенные свечи прикладывают к горлу). Богоявление на Западе - это праздник трех царей-волхвов, а Крещение - следующее за ним воскресенье (так разделены и Пятидесятница с Троицей). Вспоминаются и праздники святого Василия, Бертольда, которые имеют скорее светский характер для западного человека. Самайн, День сурка, день святой Бригиды и Сретение - праздники, близкие по дате. Сретение продолжает традицию освящений свечей (как освящают в дни года пепел, вербы). Сретенскими свечами прижигали волосы, а потом гуляли до карнавала. Светильники-арки в окне, похожие на «герции» темной утрени, ввели шахтеры (чтобы видеть свет). Поэтому мы видим, что Рождество связано не только с литургическими драмами-сценами и «вертепом» святого Франциска, ярмарками-базарами, салютом и «пирамидами», но и с символикой свечи. Это не всегда прослеживается в другие особые дни (Пасхальное триденствие, вечерня Пасхи, Пятидесятница и в
воскресенья после Троицы до начала года-Адвента, в характерные службы и дни - «Rogationtide» «Ember days», «Roratae mass»).
Первоначально христиане отмечали только Пейсах (имея 40 часов поста до него) - Пасху страдания («крестную») в Пятницу и Воскресения в «День Господень». В чистом виде седер Пасхи не был взят, но есть традиции агап, когда евхаристия переносится на утро. Причащались христиане три раза в день (и читали «Отче наш» - пред-причастную молитву). После Константина новые практики расширились, введены кадило, облачения, воцерков-ляется солярный культ «Sol Invictus» 25 декабря. Этот день «Богоявления» не разделили на другие праздники армяне. Так складывалась христианская Рождественская традиция на Западе, откуда при Златоусте она попала на Восток. Затем на нее наслоились представления германцев, кельтов, славян. И только потом закреплялись интересные образы вроде «Йоласвей-нары» - рождественских эльфов, Анти-Санта Клауса (Ганса Траппа, близкого персонажу Скруджу, великанши Грилы и Йольского великана). Были и совсем необычные герои - Черный Пит (волхв-негр), Кнехт Руперт, звончары - люди в костюмах зверей, великаны (чье шествие проводят в Бельгии). И важным блоком праздника было застолье, часто с пирогом, свининой (или индейкой, которая перешла, вероятно, из Дня благодарения). Существовали не только отдельные блюда на Рождество, но и вообще пищевые обычаи. В США ребенок ищет на елке огурец (соленый или игрушечный) и получает награду, так как найти его на елке сложно.
Вероятно, ель имеет параллели с майским деревом и «райским деревом», так как его украшают игрушки шары-яблоки (райские). Болгары ищут в буханке хлеба монету на Новый год. По символическим цветам одежд нищенствующих монахов Прованское блюдо из инжира, орехов, изюма и миндаля названо «Четверо нищих». Испанцы на 12 ударах часов съедают 12 виноградин и загадывают 12 желаний. Эти пищевые традиции объяснимы историей, как для сохранения продуктов - солили огурцы и варили яйца, а потом закапывали на Пост и искали их, катали (как Пасхальный символ, их популяризировал Фаберже, сегодня популярен «Kinder surprise»). Иного порядка - хлестание и обливание на Пасху, связанное с весенними традициями (кроликами, корзинками еды для освящения, куличами и творогом-«пас-хой»). Можно сказать, что традиции Рождества в рамках всех описанных праздников очень важны.
Литература
1. Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора евхаристическая молитва. - М., «ДАРЪ», 2007. - 1024 с.
2. Деяния Вселенских Соборов. Комплект в 2-х томах. - Сергиев Посад., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 2414 с.
3. Missale Romanum Ex Decreto Sacrosancti Concilii tridentini restitutum. Venetiis, ex Typographia Balleoniana., 1736. - 688 p.
4. Типикон. М., Издательство Московской Патриархии, 2011. -1200 с.
5. Богослужебные указания на 2017 год. Для священно-церковно-служителей. - М., Издательство
Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. - 1024 с.
6. Pontificale Romanum. Typis Polyglottis Vaticanis, Vatican City. 1961. - 140 p.
7. Гапанюк А.Е. Баптисмарная вечерня. Гражданское общество и его взаимоотношения с государством. Материалы международной заочной научно-практической конференции. 2018. С. 59-62.
8. Rituale Romanum. Giunta. 1620. - 301 p.
9. Требник. - М., Издательство францисканцев, 2000. - 128 с.
10. Breviarium romanum ex decreto sacrosancti Concilii tridentini restitutum. Ratisbonœ: F. Pustet., 1888, - 1028 p.
11. Ceremoniale Episcoporum jussu Clementis VIII. Pont. Max. nunc denuo Innocentii X. Papae. Nabu Press., 2011. - 376 p.
12. Ланцева А.М. Культ святого Вацлава: Чешская идентичность и христианская универсальность. Вестник славянских культур. 2014. № 3 (33). С. 59-67.
The traditions of Christmas and a comparative analysis of the hymnography of the liturgical year of the Byzantine and Roman rites Gapanyuk A.E. RPU of St. John the Theologian The article is devoted to the study of the problem of Christmas traditions. This issue is generally associated with the study of religious rituals. It stands at the junction of cultural studies and religious studies. At present, there is no complete description and comparative analysis of the Christian traditions of the liturgical year. The
description given in this paper fills this gap in the material. The article provides an overview of the main holidays of the Western tradition. A comparison is also made of the ritual of special days of the liturgical year with their own specific liturgical features. The article also notes the characteristic features of the liturgical traditions of Christmas in Europe. Keywords: worship, Byzantine rite, Roman rite,
liturgical year, Christmas, traditions References
1. A collection of ancient eastern and western
liturgies. Anaphora is the Eucharistic prayer. - M., "DAR", 2007. - 1024 p.
2. Acts of Ecumenical Councils. Set in 2 volumes. - Sergiev Posad., Holy Trinity St. Sergius Lavra, 2008 .-- 2414 p.
3. Missale Romanum Ex Decreto Sacrosancti
Concilii tridentini restitutum. Venetiis, ex Typographia Balleoniana., 1736. - 688 p.
4. Typicon. M., Publishing House of the Moscow
Patriarchate, 2011 .-- 1200 p.
5. Liturgical directions for 2017. For the clergy. -
M., Publishing House of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church, 2016. - 1024 p.
6. Pontificale Romanum. Typis Polyglottis Vaticanis, Vatican City. 1961. - 140 p.
7. Gapanyuk A.E. Baptismal Vespers. Civil society and its relationship with the state. Materials of the international correspondence scientific-practical conference. 2018.S. 59-62.
8. Rituale Romanum. Giunta. 1620. - 301 p.
9. Trebnik. - M., Franciscan Publishing House,
2000. - 128 p.
10. Breviarium romanum ex decreto sacrosancti Concilii tridentini restitutum. Ratisbon^: F. Pustet., 1888, - 1028 p.
11. Ceremoniale Episcoporum jussu Clementis VIII. Pont. Max nunc denuo Innocentii X. Papae. Nabu Press., 2011 .-- 376 p.
12. Lantseva A.M. The cult of St. Wenceslas: Czech identity and Christian universality. Bulletin of Slavic cultures. 2014. No. 3 (33). S. 59-67.