Западный обряд и диалог православия с инославием
Гапанюк Антон Евгеньевич,
преподаватель, РПУ св. Иоанна Богослова, antony_e@pisem.net
Данная статья посвящена вопросу изучения западного обряда в православии. Она представляет собой несколько важных тем, объединенных одной идеей. Это темы истории западного обряда и отношения к нему верующих. Также рассмотрены связи западного обряда и диалога православия с инославием. В данной статье на основании доступных данных была в определенной мере исследована история западного обряда в православии. Были отмечены традиции православных и католиков, которые характеризуют их отношение к западному обряду. Также были рассмотрены описание ранних католических обрядов и их история, недоступные на русском языке. Отдельно внимание уделялось западным таинствам. Важным блоком было рассмотрение истории западного обряда в православии. Это движение начинается с Й.Овербека. Рассматриваются две его не переведенные работы. Одна из них посвящена англо-католикам, вторая возрождению западного православия. В статье также отмечались культурные принципы диалога православия с инославием. Уделяется внимание той проблематике, которая занимала богословов в эту эпоху - возрождение в Мессе восточных элементов (трисвя-тое) и эпиклезиса. Приводятся данные о разрешении западного обряда в православии. Прослеживается история общин подобного обряда, в частности, в Чехии, Сербии. Кроме того, в статье дается ретроспектива различных древних западных обрядов. Указывается роль Карла Великого в литургической динамике. Обсуждаются древние досхизменные западные обряды. Обращается внимание на эволюцию литургики. Ключевые слова: Месса, западный обряд, католицизм, православие, Второй Ватиканский собор.
п с А
е
о
о см см
О!
Введение. В настоящее время существует ряд проблем истории Церкви, которые научно мало освещены. Однако, они находятся в рамках существующих дискуссий. Это, например, вопрос диалога конфессий. В данной статье нам будет интересна одна из таких тем, которая практически не рассмотрена в русскоязычной литературе. Это проблема исследования «западного православия» или «православия западного обряда». Это явление представляет собой адаптацию католического и англиканского богослужения для его служения в православии, а также возрождение с этой целью древних западных чинов. Отсюда вытекает предмет статьи, им стало - католическое богослужение, объект - его вариации в других деноминациях. Метод - описание и историческое исследование. Результат и вывод представлен в заключении. Можно предположить, что православие западного обряда актуально, так как дает возможность сохранить западную культуру в православии и доказать подлинную «вселенскость» православия для миссионерства. В наше время о западном обряде писали такие авторы, как А.Слесарев [5] и диаконы Г.Максимов, А.Кураев.
Так как изначально обряд представляет собой адаптацию католического богослужения, уместно сказать об отличиях православия и католицизма. Так, согласно православной точке зрения, католики веруют в главенство папы над Церковью, его непогрешимость (фактически папа, хотя и избирается, это особая степень священства), в Телесное Вознесение Богоматери (православные в это тоже верят, но не как в догмат и не делают из этого неправильных, по их мнению, выводов) и Ее Непорочное Зачатие. Католики также верят в Чистилище и ис-хождение Святого Духа и от Бога Сына. Православных они считали ранее «Фотиевой схизмой», как это отмечал дом. Проспер Геранже, [8] основатель литургического движения на Западе, в своей книге «Литургический год». Есть отличия католиков и православных в сакраментологии. Так, крещение (баптизм) совершается через обливание или окропление со вставкой «я крещу тебя». Конфирмацию совершает только епископ (фактически, это ввел Григорий Великий, поэтому к этому таинству нет вопросов, красиво и облачение при нем - плащ и митра, как огонь Святого Духа). Конфессион превращена в допрос и совершается, не видя священника. Елеосвящение и виатик превращено в последнее помазание и причастие. Матримония есть договор, и совершают его сами брачующиеся как нерасторжимое деяние. Ординация совершается
над несколькими людьми на одной службе (священство неотторжимо). Месса имеет установи-тельные слова, как момент освящения Даров, и причастие чаще всего только под одним видом (такая схема, в частности, описана [2]). Также нужно сказать об англиканской Церкви. Англиканская Церковь примкнула к лютеранству в северном его варианте с сохранением епископов. Но она выработала свои вероучительные документы (у лютеран свои «символические книги») - статьи веры в начале служебника. Но с таинствами ан-гликане пошли по кальвинистской ветке. Они признали крещение и причащение (но есть «черная рубрика», таинство евхаристии отрицающая). При этом высокоцерковные англикане, появившиеся в результате Оксфордского движения (начиная с 1830-х годов), как и старокатолики, исповедовали практически православное вероучение, что послужило поводом к диалогу с ними. Нужно также заметить, что протестанты, изначально выступившие против монашества, потом у англикан и лютеран его возродили-Существует и некая общность отношения к западному обряду как у католиков и англикан, так и у православных. Для Римской Церкви обряд этот более органичен. На Востоке же этот обряд возрожден именно из-за диалога со старокатоликами и англиканами в девятнадцатом веке. Старокатолики под давлением православных приняли все православное вероучение, но сохранили некоторые обрядовые отличия.
История западно-обрядных общин в православии. До Второго Ватиканского собора у католиков был подход обращения православных в католицизм в форме унии. Это иногда позиционировали как «прозелитизм» - проповедь инославным. При этом после Второго Ватиканского собора начался отказ от такого метода. Но, тем не менее, традиция служить по восточному обряду не прекратилась. А теперь это делали для лучшего понимания Востока. Так, в противовес прозелитизму, известные многим православным, бенедиктинцы из монастыря Шеветонь (Бельгия) стали служить по восточному обряду и изучать православие ради лучшего понимания Востока, в противовес унии. Без этого, по их мнению, диалог невозможен. При этом сам монастырь основан в 1925 году еще до Второго Ватиканского собора монахом Ламбертом Бодуэном (1873-1960). Но уния - не только католическая традиция (Уния -дословно переводится как «объединение», а политику навязывания унии называют - «унионизм»). Православие западного обряда имеет две тенденции - антиохиийскую и РПЗЦ, то есть «унии» и досхизменной реконструкции западного обряда, о чем будет сказано далее. Однако, с православной стороны православно-католический диалог был воспринят неоднозначно. Так, изучение вероисповеданий Запада в семинариях могли называть как «историей западных исповеданий», так и их обличением. В народной среде, воспитанной на, возможно, подложном Послании
Феодосия Печерского и ему подобным произведениям, о межконфессиональном диалоге еще более плохое мнение. Дружественную Западу повесть о Савонароле его ученика Максима Грека часто не воспринимали всерьез. Как уже отмечалось, после Второго Ватиканского собора у католиков возникло мощное движение за объединение христиан. А православие имело свои попытки миссионерства на Западе, как его позиционировал его основатель - аналог унии - православие западного обряда. Хотя, как будет показано далее, унией не являющееся. Православие западного обряда приемлемо православными, так как Церкви отличаются в первую очередь вероучением. Также нужно отметить, что на Востоке полагали, что сам термин «папа», церкви, монастыри и организации католиков не плохи, с точки зрения православных, так как они или были до разделения Церквей или нейтральны в вероучительном плане. Хотя, по мнению православных, истинная вера сохранилась только у них, в литургическом плане Запад дал многое Востоку. Так, с середины двадцатого века католики изучают восточную литургику и, например, единственное полноценное пособие по католической литургике, переведенное на русский язык, - книга М.Кунцлера рекомендуется в православии как учебник, в отличие от исследований [3]. В ее электронном варианте предложена цветовая разметка служб - более важное и древнее отличается цветом от менее важного и позднего. Это хороший прием для изучения богослужения. Сама книга представляет собой детальное описание католического богослужения и его истории (при чем, не только литургии и таинств).
У движения западного православия есть свои истоки. Еще англиканские «поп|игеге» или нонджу-реры (англикане-раскольники периода правления Петра I в России 1716-1725) и диакон В.Палмер (англиканский посланник в России в 1840) пытались вести диалог с православными о принятии ан-гликан в православие с сохранением их обряда. Но реально само движение возникло позднее. В 1860-х годах немец из Вестфалии, доктор Иулиус Иосиф Овербек (1820-1905), приват-доцент Боннского университета, бывший либеральный католик и священник, перешедший в лютеранство, был принят, в итоге, в православие посольским английским священником Поповым. Священник Евгений Попов, выпускник Петербургской Духовной Академии в 1842 году был назначен настоятелем посольской Церкви в Лондоне. До того он был иереем в Императорской посольской русской церкви в Копенгагене, а до этого преподавал в Тверской семинарии. Он поддерживал тесные отношения с англиканами, а также после знакомства помогал Овербеку. Хотя про И.Овербека сохранилось мало информации, по масштабам его деятельности видно, что он был сильной личностью, а по его работам заметно и то, что он критически смотрел на деятельность своих оппонентов. Из католицизма Овербек ушел, воспротивившись ультрамонтанству. И еще до перехода призывал Запад вернуться в православие.
6
У
> о-
X
т гп А о п гп т;
о
-С ГП
о т; О
О и Д
о
-о О ГО О-Я
Овербек издал монографию и ряд журналов, призывая создать Западную православную Церковь западного обряда. Все это он делал в Великобритании, куда эмигрировал в 1863 году, будучи преподавателем Королевской военной академии. В 1867 году он начал издавать «Православное Кафолическое Обозрение». Собрав подписи тракта-рианцев (122 подписи на документе были отправлены в Синод в сентябре 1869 года), он через год создал макет западной православной литургии и отправил в русский Синод для одобрения (ее текст издавался и отдельно). Синод ее одобрил в 1870 году. Однако, священство Овербека (1845 года) не было признано православными, так как он женился после рукоположения. Из работ Овербека особенно известны циклы статей журнала «Христианское чтение» 1869-1883 годов: «Благо-промыслительное положение православной России и её призвание к восстановлению православной западной кафолической церкви», «Единственный верный исход для либеральных членов Римско-Католической Церкви», «Бесспорные преимущества православной кафолической Церкви пред другими христианскими исповеданиями». Его журнал «Православно-католическое обозрение» закончил выпуск в 1885 году. Одна из первых его статей «Православная кафолическая Церковь», была опубликована вместе со статьей Даниила Сысоева «Доктор Иосиф Овербек и Западное Православие» в журнале «Благодатный огонь» (обладающем неоднозначной репутацией) в 10 номере от 2003 года (с 83 страницы).
Так, в первой статье «Православная кафолическая Церковь» Овербек писал о том, что Рим сначала, несмотря на все старания Востока избежать этого, откололся от Вселенской Церкви из-за своих амбиций, и вслед за этим появилась ересь. Овербек писал о падении католицизма, от которого отделяются противники ультрамонта-низма. Народы, как дети, слушали папу в Средние века, но потом они выросли. Западные христиане, согласно Овербеку, исказили труды святых отцов, чтобы оправдать исхождение Святого Духа от Бога Сына и папство. Автор критикует папство, призывы к унии и при этом сам призывает оставить Римскую Церковь и стать не на словах, а на деле православными. Овербек считал, что православие по духу сохранилось в простом католическом населении, и только высшие иерархи католиков исповедовали католицизм. Необходимо восстановить Западную Православную Церковь. Западный обряд, как сохраненный почти в чистоте, он предлагает использовать в православии. Но Овербек считал нужным отречься от папства, индульгенций, целибата клира, чистилища, статуй в противовес иконам, „ обливательного и кропительного крещения, ми-с ропомазания епископом не после крещения, при© частия под одним видом, причастия на опресно-¿9 ках, небенедиктинских орденов, послесхизмен-о ных святых, отсутствия национальных Церквей, ^ богослужения на латыни, возношения Даров при 2 установительных словах (предлагал добавить
мозарабский эпиклезис), Filioque, причастия только взрослых, последнего помазания, совершения исповеди неженатым духовенством, Непорочного Зачатия Девы Марии, телесных наказаний в духовной жизни. Также Овербек считал, что есть только одна Православно-кафолическая Церковь, и при смешанных браках (против чего он выступал) дети должны воспитываться в православии. Овербек полагал, что Церковь не должна вмешиваться в дела государства. Он говорил о доступности письменного обращения (уже готового) в Синод в Петербург о создании Западной Православной Церкви. О длительности этого проекта он тоже говорил, что это не будет очень долгим. Не обязательно восстанавливать досхизменные чины, лишь бы в богослужении не было противоречия православию. Важно проверить только чин мессы, а таинства временно можно совершать на национальном языке по восточному обряду. Крещение и миропомазание вообще лучше сохранить в восточном варианте. Западный человек не станет восточным по-настоящему, и поэтому западный обряд необходим ему. Таковы были основные взгляды, изложенные в данной статье. Однако, остались непе-реведенными на русский язык три работы Овер-бека. 1 Catholic orthodoxy and Anglo-Catholicism, a word about intercommunion between the English and the Orthodox Churches (1866). / 2 Liturgia miss^ Or-thodoxo-catholic^ occidentalis. The liturgy of the Western orthodox-Catholic mass (1871). / 3 A plain view of the claims of the Orthodox Catholic Church as opposed to all other Christian Denominations (1881).
В первой работе («Catholic orthodoxy and Anglo-Catholicism») [10] он пишет о значении апостольского преемства, «высокой» и «широкой» Церквях Англии. Он свидетельствует о богословском дискурсе англикан, вспоминает «Пастыря» Гермы и заявляет о необходимости «Западной православной Церкви» для Англии. Для западного православного священника, по его мнению, допустима римская месса без возношения Даров при установительных словах и поминовения послесхизменных святых. Западнообрядный иерей может исповедовать, причащать под двумя видами, крестить в три погружения, совершать брак и помазание больных (не только умирающих), литургия служится на антиминсе на национальном языке, хотя латынь остается официальным языком Церкви. Овербек хотел возродить древние священнические облачения и убрать партесную музыку (оставить григорианский хорал), ввести иконы, литургию часов в полном виде дать служить монахам, а женатым клирикам читать ее по пасхальной форме (судя по всему, сокращенной). Он призвал создавать Западную Церковь как можно скорее.
В последней работе («A plain view of the claims of the Orthodox Catholic Church») [9] Овербек, в частности, утверждал, что Христос основал только одну Церковь, но как были разногласия между апостолами, так есть они и у существующих Церквей (в частности, из-за спасения только верой, рационализма, Боговдохновенности Писания). Также отмечал упадок протестантизма (стр. 8), особенно
«мормонизма», с его межконфессиональными браками и пониманием «экклесии». Овербек рассуждал о Библии, папстве, непогрешимости пап, догмах и соборах. Он упоминает такие факты, как деятельность Иосафата Кунцевича, младенца, которого рукоположили в диаконы. Овербек пишет об англиканской «теории ветвей», рукоположении епископов и апостольском преемстве. Но при этом сделать из книги вывод о призыве к возврату в православие можно только опосредованно.
Несмотря на поддержку проекта, Русская Церковь не стала решать вопрос возрождения Западных православных Церквей сама, но передала этот вопрос в Константинополь вместе с документами Овербека. В ответ на это Овербек просил средства для путешествия из Англии, где он тогда жил, в Константинополь, и средства были выделены стараниями специалиста по диалогу со ста-рокатоликами генерала Киреева. В 1877 году Овербек едет в Константинополь и встречается с патриархом Иоакимом III. В 1882 году его вопрос рассматривается Синодом. Запрос был выслан в главные православные Церкви, которые также одобрили этот проект. Но англикане заручились поддержкой своих политических союзников - греков (в тот период Англия и греки сотрудничали в военном плане, Церковь Греции была частью государства, а страной правила проанглийская династия), боясь, что это приведет к прозелитизму среди англикан, и греки, в итоге, не поддержали его. Об этом пишут практически все исследователи, а также Православная энциклопедия (Отношения Англии и Греции, однако, более вопрос ис-торико-политический, нежели религиозный.). Православие западного обряда было рождено в недрах самого православия. Когда Овербек перешел в православие в XIX столетии, он принял его полностью и после долгих исканий стал его проповедником. Его попытка возрождения западной православной Церкви при содействии посольского священника Попова (который не во всем его поддерживал) повлияла на многих англикан и православных. В литургию, возрожденную им, он добавил трисвятое (дважды на греческом и один раз на национальном языке) по славословии и эпиклезис готского-мозарабского миссала. Он предлагал совершать бенедиктинские часы, а требы - на народном языке по византийскому обряду до адаптации западных чинов. Об этом свидетельствует Православная энциклопедия, правда, упоминая не мозарабский, а византийский эпиклезис в его литургии. Так, западный обряд наряду с сирийским был одним из обрядов древнего мира христиан. Нужно заметить и то, что у возрождения Западного обряда в православии были в Европе предпосылки. Это были движения нонджуреров, галликанизм (противоположность ультрамонтанству), конциллиаризм (идея о главенстве соборов над папством). Кроме этого, западное православие или православие западного обряда поддержали святые отцы. На
них, как и на соборах, зиждется византийское православие. К таким отцам можно отнести святителя Филарета Московского, так как он разрешил обряд Овербеку. Патриарх Тихон и Николай Японский вели диалог с англиканами и не были против сохранения англиканами своей литургии. Святитель Иоанн Шанхайский, Святитель Антоний Сурожский (и епископ Алексий ван дер Менсбрюгге) сами служили по западному обряду. Патриарх Сергий благословил создать французские западнообрядные приходы. Нужно отметить и то, что англокатолики также помогали движению. При этом Овербек не считал нужным вводить Церковь «своего права», как на Западе. Он считал нужным адаптацию текущего чина - допущение и введение бород, икон, квасного теста (хотя и опресноки, по его мнению, -древняя традиция), восточного варианта крестного знамения.
Но необходимо рассмотреть историю западного православия после Овербека. 1. В 1875 году бывший католик, протоиерей В.Гете, который прославился полемикой с католиками, реконструировал галльский чин литургии и отслужил его в Петербурге. Обряд был основан на ранних галликанских чинах, как об этом говорит православная энциклопедия. [4] 2. В 1898 году Русский Синод организовал в Чехословакии епархию с западным обрядом. 3. В конце 1890 годов епископ Владимир (Соколовский) еще при жизни Овербека принял под омофор старокатолическую общину в Дайксвилле (около города Фонд ду Лак, штат Висконсин) во главе с иереем Рене Жозефом Вилаттом. 4. Будущий патриарх Московский Тихон послал англиканскую Книгу общих молитв 1892 года в Русский Синод для допущения служб по ней православным, обращающимся из англиканства. В 1904 году Синод одобрил службы по этой Книге с поправками к ней. 5. В 1911 году Арнольд Харрис Матью, католический священник, ставший старокатолическим епископом, вошел в евхаристическое общение с Патриархатом Антиохии. 6. В 1921 году будущий глава польских православных Горазд Павлик [1] ввел у сербов несколько общин западного обряда. Западно-обрядные общины были в Польше устроены в 1926 году. А в Великую Отечественную войну движение исчезло. 7. В 1936 году русские приняли либерального епископа Шарля Луи Виннарта (1880-1937) с его общиной как l'Église Orthodoxe Occidentale или Western Orthodox Church. 8. В 1972 году эта Церковь присоединилась к Румынии, а отделившееся от нее UACORO было принято сербами в 2006. 9. В 1932 году старокатолический епископ Никольс основал для западно-обрядных клириков Society of Clerks Secular of Saint Basil. Ни-кольс поставил Александра Тернера в епископы в 1939 году. Шмеман и Мейендорф высказывались в поддержку этого движения, и оно стало западно-обрядным викариатством Антиохийского патриархата. 10. В Канаде был принят в РПЗЦ монастырь Christ the Saviour Monastery, Christminster. Он существовал и тогда, когда РПЗЦ запрещало послесхиз-
6
У
>
Ï3 Ö" X
т гп А О n m т;
о
-С
m о т; О
О
З
Д О -о О ГО Ö-Я
менные чины. По сути, этот монастырь был основан в 1993 году вместо Мон-рояля. Такова была судьба западно-обрядных общин.
Критики Западного обряда (сторонники только византийского обряда) видят в нем унию, нововведение, раскол, обращение без обращения из инославия. Но при этом схема Овербека, предложенная им, была важна для осознания вселенско-сти православия того времени и актуальна до сих пор. Однако, даже в наше время на русскоязычных сайтах западный обряд воспринимали как со-служение со старокатоликами и радовались сокращению викариатства западного обряда в РПЗЦ.* Таково отношение некоторых православных к этому движению. При этом из схемы Овер-бека не ясно, допустимы ли помимо мессы таинства западного обряда. Но западный обряд может быть не только адаптацией чина, но и реконструкцией. Можно представить себе досхизмен-ную реконструкцию вечерни с двумя певцами в центре в древних плащах эпохи Юстиниана и мессу с киворием в таких же облачениях (на кол-лекту все встают, как на ектении, друг за друга, а в прочее время по бокам). Это можно считать допустимым. Также вероятно допустимы адаптации английской, древнеримской, лютеранской месс (с иереем и диаконом справа у алтаря с лампадами), конечно, допустим монашеский чин (и облачения) Ordo Romanus I и тридентский чин с тремя служителями (как у папы). При этом папская месса и Английская литургия РПЗЦ - идеальные образцы для служения, что видно из чина Овербека. Важно также, что монахи, храмы с обрядом и иерархией, титул «папа», организации по типу братств у католиков не представляют собой ничего неправославного. Видно, что они могут быть приняты православием, как и западная церковная культура.
Литургия Запада до середины XX века. Здесь важно отметить и то, какова была литургия на Западе до и после его разделения с Востоком. В древности на Западе существовали - амвроси-анский, мозарабский, кельтский, галльский обряды. Галльский обряд существовал во Франции до реформ Карла Великого, который хотел запретить и амвросианский обряд. Существует предание, что в Беневенто устроили конкурс певцов, и победил певец римской, а не амвросианской традиции. В итоге амвросианский обряд был сохранен. А вот кельтский совсем исчез из обихода. Кельтский обряд был в двенадцатом веке вытеснен сарумским обрядом англичан даже в Ирландии. И мозарабский обряд пытались вытеснить, устроив сожжение книг, хотя при этом сгорели римские, а не мозарабские книги. Но все же моза-рабский обряд в двенадцатом веке вытеснили и „ возродили только при кардинале Хименесе для с капелл. Издали и его книги, как Карло Борромео © издал книги амвросианского обряда. У католиков ¿T сегодня, помимо римского и картузианского, су-о ществуют реформированные амвросианский и ^ мозарабский обряды. Амвросианский обряд имел
подобряды центров - Беневентинский, Аквилей-ский, Равеннский. Возможно, ранние глаголитские чины (Мисса Иллирика) имели его элементы. Гла-голитами называли служивших по римскому чину на славянском языке последователей Кирилла Философа. При этом, видимо, африканский обряд также близок амвросианскому. Есть замечания в литургике, которые любят отмечать практически все исследователи, которые пишут об обрядах. Так, мирная ектения происходит от слов «ирини» -«в мире», а возглас «Благословенно Царство» - из византийской традиции. Также часто отмечают формирование современного римского обряда при Карле. Так, усилия Карла Великого по введению римского обряда вытеснили галликанский обряд, император ввел вместо него римский. Ранее Пип-пин вытеснил галликанское пение, заменил его на римское и ввел орган из Византии. При этом церемонии галликанского обряда стали применяться в римском обряде, и так возникли местные подоб-ряды разных территорий Европы. Были особенности римского обряда у самих Каролингов. Так, священник пел «Глорию» не только на Пасху, но и на Рождество. Было несколько коллект на литургии, епископ приветствовал «Pax vobiscum». Пели два псалма вместо конфрактория. Все это описано у литургистов каролингского возрождения. В наше время считается, что служить могли лицом к людям, а по сторонам иерея стояли диаконы, а не диакон и иподиакон, как с тринадцатого века. В кельтской мессе существовала литания всем святым и молитвы Амвросия и Августина для облачения, в остальном чин был аналогичен римскому после «Глория». До апостола читалась ектения святого Мартина. Пели конфракторий, и из Даров выкладывали крест, разный по величине, в зависимости от праздника (на Пасху - кельтский). Дары, возможно, приоткрывались поэтапно. В Африканской мессе существовали начальные чтения и Канон, как у римлян и у амвросиан. Возможно, был и свой конфракторий, но обряд исчез довольно рано, после завоевания варварами Африки, после святого Августина. В галликанской мессе пели входное, трисвятое, кирие и песнь Захарии. Затем следовала традиционная литургия. Перед Евангелием пели «аюс». Проходил великий вход на сонус и ла-уду с диптихами. [6] Над Дарами ставилась башенка. Был свой конфракторий. Сам обряд - красочен, говорил о мистериальной культуре. Возможно, чин вигилии Пасхи был похож на их вечерню. Амвросианский чин имел входное песнопение с «Глория» и кирие или ектенией в пост. Перед обычными чтениями шла паремия. Также пели конфракторий. Структура суточных служб - аналогична римской. Антифоны мессы имели свои названия, как и у прочих подобрядов. Мозарабский чин имел свое входное песнопение (прелегенда, оффиций), «Глорию», трисвятое. Вместо «Глория» могли петь песнь Захарии. Также существовали диптихи. (Диптихи - поминальные таблички, видимо, сделанные в форме тетради. Под словом «диптих» понимают и чтение диптихов.) То есть чин был похож на галльский. Установительные слова Канона [7]
были в нем заменены римскими кардиналом Хи-менесом. Также интересен его суточный круг. После каролингов и смешения чинов галлов с римским в VIII столетии появились местные подоб-ряды римского обряда. Фактически каждая епархия Европы имела свой подобряд. Но литургисты выделяют особенно значимые для описания обряды. Это обряды Кельна, Лиона, Уппсалы, Браги (обряд приглашенных туда Клюнийцев), Дюрхема (местный английский), Эзергома, Нидароса (са-румский подобряд). Английские обряды (называют не rite, а use) - Шотландский, Сарумский, Линкольнский, Йоркский, Банкгорский, Херефорд-ский. При этом православные понимают под са-румским (подавляющее большинство, видимо, даже о нем не знает) обрядом обряд Августина Кентерберийского, а не только обряд Руена, завезенный Вильгельмом Завоевателем. Это важно западным православным. Существовали и монашеские подобряды. Фактически каждый средневековый орден имел свой подобряд. Особенно значимы они у картузианцев (диакон служил один без облачения), кармелитов, цистери-анцев, доминиканцев, премонстрантов, сервитов. Капуцины и бенедиктинцы носили амикт на голове и имели свою литургию часов. Так, францисканцы взяли бревиарий и миссал авиньонской курии и распространили его, сделав тридентским обрядом. Они ввели в XIV веке и веревку вместо пояса. Распространению францисканских книг способствовало то, что духовенство с тринадцатого века стало целибатным и переезжало с прихода на приход, не пропевая с мирянами, а вычитывая бревиарий. Также бенедиктинцы имели глав хора в каппах, а францисканцы аколитов в туниках. Интересно, что обрядом крестоносцев являлся обряд кармелитский. А каждый орден брал тот обряд (той территории), в зоне которого он возникал. Дотридентские обряды можно суммировать. Так, расчесавшись расческой перед службой (в Браге), иерей шел и целовал алтарный крест (в Кельне), затем на «Глория» вносили Чашу и на «аллилуия» ее готовили (или до службы на малой мессе). У цистерианцев иерей причащался через трубочку и давал «мирный инструмент» для целования народу. После причастия давали из чаши с ручками глоток обычного вина, а под губами держали платок «housling cloath». В конце службы иерей осенял народ Чашей в Йорке или патеной в Бельгии. В наше время католики ввели вместо тридентского обряда новую мессу Павла VI. Такова была история чинов до второго Ватиканского собора. Нужно отметить также, что литургисты выделили на Западе также Anglican Use, Algonquian, Iroquoian Uses, Zaire Use. Православные Западного обряда взяли за основу тридентский чин, а не реформированный Вторым Ватиканским собором (еще во времена Овербека).
Заключение. Можно сказать, что если христианство - религия чуда и милосердия, то Западный обряд - это чудо в христианстве. Как уже отмечалось, важно, чтобы он не исчез. В древности
на Западе существовала православная Церковь. В ней совершалась та же бескровная жертва, как и на Востоке. В досхизменный период Восточная и Западная Церкви питались от единого Духа. Но после возникли разделения, которые привнесли раскол в ряды верующих, как это отмечал И.Овербек. Сегодня на Западе под словом «литургия» понимается любое богослужение, а под словом «обряд» -прежде всего текст. Некоторые Западные епархии при этом имели лишь незначительные изменения в тексте служб. И, например, несение освященной гостии в процессии с вербами давало название «обряд» чинопоследованию всей данной епархии. Как и сейчас, в период формирования литургики, в мире важны были социум, религия, экономика, политика. По мнению православных, именно политика сильно повлияла на разделение Церквей. Но при этом до разделения существовало много обрядов на Востоке и Западе (как сегодня существуют восточные обряды католиков). В древности существовали разные обряды Востока и Запада, заложенные проповедью разных апостолов в разных местах. Как, например, до сих пор в православии существуют на практике литургии апостолов Иакова и Марка. Как сказано, Второй Ватиканский собор сделал многое для того, чтобы сблизить Церкви. Он признал католиков восточных равноправными с католиками западными. Православные также уделяли место диалогу. В русской Церкви был принят документ, говорящий об отношении к инославию. Важным для православия является и западный обряд. Он позволяет сохранить древнее наследие Запада для Востока. Поэтому исследования данного вопроса весьма важны для православных, и не только с миссионерской позиции. Результатом работы можно считать первое системное объединение и изложение истории западного обряда совместно с историей католического богослужения.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы. 1. Была исследована история западного обряда на основании доступных данных. 2. Были рассмотрены недоступные на русском языке история и описание древних католических обрядов. 3. Были отмечены традиции православных и католиков, которые помогают понять их отношение к обряду (хотя не указаны правила поста). 4. Отмечены культурные (в меньшей степени вероучительные) принципы диалога православия с другими конфессиями, связанные с обрядом.
Литература
1. Бурега В. В. Особенности богослужебной жизни Правосл. Церкви в Чешских землях // ЦиВр. 2004. № 4(29). С. 250-269.
2. Козлов М, прот., Огицкий Д. П. Западное христианство: взгляд с Востока. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 608 с.
3. Матеос Х. История литургии свт. Иоанна Зло-тоуста. Том 1. Служение Слова в византийской литургии: Исторический очерк/ Пер. с французского яз. С. Голованова. Омск: С.Голованов, 2010. - 352 с.
в
У
> Ï3
о-
X
т гп А о n m т;
о
-С
m о т; О
О
З
Д О -о О ГО О-Я
4. Православная энциклопедия. Том XIX: «Ефесянам послание — Зверев». — М.: Цер-ковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — 752 с.
5. Слесарев А.В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008) М.: Издательство Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории, 2009. — 552 с.
6. Cabrol F. The Mass of the Western Rites / transl. C. M. Antony. XII. Sands, London. 1934. — 240 p.
7. Catholic encyclopedia. The Encyclopedia Press, Belleville. 1913. - 799 p.
8. Gueranger P., dom. The Liturgical Year. Loreto Publications, Loreto. 2000. - 7500p.
9. Overbeck J.J. A plain view of the claims of the Orthodox Catholic Church as opposed to all other Christian Denominations. Trubner and Co., Ludgate Hill, London. 1881. - 161 p.
10. Overbeck J.J. Catholic orthodoxy and Anglo-Catholicism, a word about intercommunion between the English and the Orthodox Churches. TheClassics.us, London. 2016. - 54 p.
The Western rite and the dialogue of Orthodoxy with other confessions Gapanyuk A.E.
ROU of St. John the Theologian
This article deals with the problem of western rite in orthodoxy. It contains some different parts united by one topic. These parts are the history of western rite and peoples relations with it. The connection of western rite with the orthodox-heterodox relations is also discussed. In this article, based on the available data, the history of the Western rite in Orthodoxy has been investigated to a certain extent. The traditions of Orthodox and Catholics, which characterize their attitude to the Western rite, were noted. The description of early Catholic rites and their history, inaccessible in Russian, were also considered. Separate attention was paid to the Western sacraments. An important block was the consideration of the history of the Western rite in Orthodoxy. This movement begins with J. Overbeck. Considered two of his not translated work. One of them is dedicated to the Anglo-Catholics, the second is the revival of Western Orthodoxy. The article also noted the cultural principles of the dialogue between Orthodoxy and Non-Orthodoxy. Attention is paid to the problematic that occupied the theologians at that time - the revival in Mass of the Eastern elements (trisagion) and the epiclesis. Provides data on the resolution of the Western rite in Orthodoxy. The history of the communities of this rite is traced, in particular in the Czech Republic and Serbia. In addition, the article provides a retrospective of various ancient Western rituals. The role of Charlemagne in liturgical dynamics is indicated. Discusses the ancient pre-schism western rites. Attention is drawn to the evolution of liturgics.
Keywards: Mass, western rite, Catholicism, Orthodoxy, Second Vatican Counsil. References
1. Burega V.V. Features of liturgical life Pravosl. Churches in the
Czech lands // TsiVr. 2004. № 4 (29). Pp. 250-269.
2. Kozlov M, arch., Ogitsky D.P. Western Christianity: a view from
the East. M .: Publishing House of Sretensky Monastery, 2009. - 608 p.
3. Mateos H. The history of the liturgy of St. John Zlotosta. Volume
1. The Ministry of the Word in the Byzantine Liturgy: Historical Essay / Trans. from French S. Golovanova. Omsk: S. Golo-vanov, 2010. - 352 p.
4. Orthodox encyclopedia. Volume XIX: "Ephesians Epistle -Zverev". - M .: Church Research Center "Orthodox Encyclopedia", 2008. - 752 p.
5. Slesarev A.V. The old age schism in the history of the Orthodox
Church (1924-2008) M .: The Krutitsy Compound Publishing House; Society of Church History Fans, 2009. - 552 p.
6. Cabrol F. Rites / transl. C. M. Antony. Xii. Sands, London. 1934.
— 240 p.
7. Catholic encyclopedia. The Encyclopedia Press, Belleville. 1913.
- 799 p.
8. Gueranger P., dom. The Liturgical Year. Loreto Publications,
Loreto. 2000. - 7500p.
9. Overbeck J.J. The Catholic Church is opposed to all other Chris-
tian Denominations. Trubner and Co., Ludgate Hill, London. 1881. - 161 p.
10. Overbeck J.J. Catholic orthodoxy and Anglo-Catholicism, a word about intercommunion between English and the Orthodox Churches. TheClassics.us, London. 2016. - 54 p.
м
с <
©
0 сч сч
01