Научная статья на тему 'Участие А. А. Дмитриевского в организации уставных богослужений в Ленинградском богословско-пастырском училище'

Участие А. А. Дмитриевского в организации уставных богослужений в Ленинградском богословско-пастырском училище Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
147
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. А. ДМИТРИЕВСКИЙ / БОГОСЛОВСКО-ПАСТЫРСКОЕ УЧИЛИЩЕ Г. ЛЕНИНГРАДА / ВЫСШИЕ БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ В ЛЕНИНГРАДЕ / РУССКО-ЭСТОНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ СЩМЧ. ИСИДОРА ЮРЬЕВСКОГО / УСТАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ / ЛИТУРГИКА / A. A. DMITRIEVSKY / LENINGRAD THEOLOGICAL SEMINARY / HIGHER THEOLOGICAL COURSES IN LENINGRAD / RUSSIAN-ESTONIAN CHURCH IN THE NAME OF HIEROMARTYR ISIDORE OF YURIEVSK / PUBLIC WORSHIP / LITURGICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акишин Сергей Юрьевич

В настоящей статье представлены результаты изучения архивного дела из фонда А. А. Дмитриевского (ОР РНБ. Ф. 253. Д. 815), в котором содержится ряд документов, связанных с историей ленинградского Богословско-пастырского училища. Эти документы свидетельствуют о том, что на памяти четырех московских святителей 18 октября и св. апостола Андрея Первозванного 13 декабря 1926 г. в русско-эстонской церкви Ленинграда в честь сщмч. Исидора Юрьевского были отслужены уставные богослужения, организованные при непосредственном участии выдающегося ученого и литургиста профессора А. А. Дмитриевского. Проведение уставных богослужений было пожеланием слушателей училища и Высших богословских курсов, на которых также преподавал А. А. Дмитриевский, поэтому, видимо, как сами эти службы, так и подготовка к ним могли использоваться ученым в качестве инструмента для лучшего освоения литургики его слушателями. С целью организации богослужения и правильного его проведения был подготовлен ряд руководств, адресованных разным категориям участников служб: священнои церковнослужителям, канонарху и чтецам, хору и народу. В каждом из этих руководств объяснялось, что следует делать в тот или иной момент службы, с кем следует напрямую взаимодействовать и проч. Общее течение службы определялось специально разработанным документом «Порядок богослужения», в котором перечислялись соответствующие элементы службы от начала до конца. В приложении к настоящей статье эти документы публикуются с соблюдением современных норм орфографии и пунктуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of A. A. Dmitrievsky in the Arrangement of Church Service at Leningrad Theological Seminary

This article presents results of the study of archival files from A. A. Dmitrievsky’s series (Manuscript Department, National Library of Russia) which contain a number of records related to the history of Leningrad Theological Seminary. These records refl ect the fact that on October 18 (Memory day of the Four Holy Hierarchs of Moscow) and December 13 (Memory day of Apostle Andrew) 1926, four public church services in the name of Hieromartyr Isidore of Yurievsk took place with the help of the prominent scientist and liturgist A. A. Dmitrievsky at the Russian-Estonian church in Leningrad. Both the public church services and their preparation were probably employed by A. A. Dmitrievsky as a medium for achieving better results of his students in the process of liturgical study. It was the intention of students of the Theological Seminary and Higher Theological Courses to conduct these public services. A number of manuals were prepared for various categories of participants of the services (clergy, readers, choristers and laymen) in order to conduct the service according to liturgical books. Each of these manuals explained what had to be done at certain moments of the service, who had to interact with each other, etc. The general course of the service was determined by a specifically designed document “The Order of Public Worship”, which listed the elements of the service from start to finish. These documents are published in modern orthography as a supplement to this article.

Текст научной работы на тему «Участие А. А. Дмитриевского в организации уставных богослужений в Ленинградском богословско-пастырском училище»

Вестник ПСТГУ.

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Акишин Сергей Юрьевич, аспирант кафедры истории России Уральского федерального университета науч. сотр. кафедры церковно-практических дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии Российская Федерация, 620026, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 57 nikomachus@gmail.com

2017. Вып. 78. С. 119-138

Участие А. А. Дмитриевского

В ОРГАНИЗАЦИИ УСТАВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ

В ленинградском Богословско-пасты1рском УЧИЛИЩЕ

В настоящей статье представлены результаты изучения архивного дела из фонда А. А. Дмитриевского (ОР РНБ. Ф. 253. Д. 815), в котором содержится ряд документов, связанных с историей ленинградского Богословско-пастырского училища. Эти документы свидетельствуют о том, что на памяти четырех московских святителей 18 октября и св. апостола Андрея Первозванного 13 декабря 1926 г. в русско-эстонской церкви Ленинграда в честь сщмч. Исидора Юрьевского были отслужены уставные богослужения, организованные при непосредственном участии выдающегося ученого и литургиста профессора А. А. Дмитриевского. Проведение уставных богослужений было пожеланием слушателей училища и Высших богословских курсов, на которых также преподавал А. А. Дмитриевский, поэтому, видимо, как сами эти службы, так и подготовка к ним могли использоваться ученым в качестве инструмента для лучшего освоения литур-гики его слушателями. С целью организации богослужения и правильного его проведения был подготовлен ряд руководств, адресованных разным категориям участников служб: священно- и церковнослужителям, канонарху и чтецам, хору и народу. В каждом из этих руководств объяснялось, что следует делать в тот или иной момент службы, с кем следует напрямую взаимодействовать и проч. Общее течение службы определялось специально разработанным документом «Порядок богослужения», в котором перечислялись соответствующие элементы службы от начала до конца. В приложении к настоящей статье эти документы публикуются с соблюдением современных норм орфографии и пунктуации.

А. А. Дмитриевский (1856—1929) уже при жизни снискал себе славу выдающегося ученого с мировым именем1. В последний период жизни его профессиональная деятельность была связана с двумя учебными заведениями Ленинграда, функционировавшими под одной крышей в приходском доме при русско-эстонской церкви в честь священномученика Исидора Юрьевского — Богословско-пастырским училищем и Высшими богословскими курсами. В 20-е гг. XX в. они

1 О нем см.: Сове Б. И. Русский Гоар и его школа // Богословские труды. 1968. Сб. 4. С. 3984; Герд Л. А., Акишин С. Ю. Дмитриевский Алексей Афанасьевич // Православная энциклопедия. Т. 15. М., 2007. С. 429-438; Акишин С. Ю. Последний период жизни и судьба научного наследия профессора Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского // Труды Киевской духовной академии. № 15. Киев, 2011. С. 250-267.

С. Ю. Акишин

были единственными православными учебными заведениями, дающими возможность получить среднее и высшее богословское образование.

В указанных учебных заведениях А. А. Дмитриевский преподавал церковную археологию и литургику; успешное изучение последней невозможно без применения на практике полученных знаний. Как уже нами отмечалось2, Алексей Афанасьевич за время своей продолжительной работы в Казанской и Киевской духовных академиях читал литургику слушателям, имеющим специальную подготовку и знающим особенности богослужебного устава. Поэтому он больше внимания уделял истории богослужения, нежели обрядовой и уставной его сторонам. Слушатели Богословско-пастырского училища и Высших богословских курсов имели подготовку, значительно уступающую знаниям выпускника дореволюционной духовной семинарии, потому ученому пришлось корректировать свой курс, соотносясь с уровнем познаний своей аудитории. В октябре 1925 г. на нескольких заседаниях Совета Высших богословских курсов рассматривались программы преподавания разных дисциплин учебного плана, в том числе программы по церковной археологии и литургике. Присутствовавший на заседании член Совета прот. Василий Акимов стал рассматривать программу преподавания литургики А. А. Дмитриевского с содержательной стороны, причем настаивал на ненужности для студентов изучения истории богослужения и необходимости дать им прочные познания в практической части совершения богослужения. Кроме того, видимо, руководство Курсов решило устроить опрос слушателей, с тем чтобы понять, чтб ожидают студенты от лекций по церковной археологии и литургике. Результатом этого стала небольшая корректировка А. А. Дмитриевским программы, которая теперь предполагала не только изучение истории богослужения, но и практические вопросы его совершения3.

Неким отголоском этого движения стало рассмотрение на состоявшемся 9 октября 1925 г. заседании педагогического совета Богословско-пастырского училища вопроса об участии студентов в богослужениях. Совет принял решение «об устройстве богослужений с участием слушателей в пении, чтении и проповедовании Слова Божия»; П. П. Мироносицкого, А. А. Дмитриевского и протоиерея Валентина Колчева попросили «взять на себя подготовку к этим богослужениям»4. Порфирий Петрович Мироносицкий5 преподавал в училище церковнославянский язык и церковное пение и ему, видимо, было поручено заниматься организацией чтения и пения. Прот. Валентин Иванович Колчев6 был выпускником Придворно-певческой капеллы и регентом Владимирской церкви Ленинграда, благодаря чему ему могли поручить организацию хоров и руковод-

2 Акишин С. Ю. Преподавательская деятельность профессора А. А. Дмитриевского на Высших Богословских курсах Ленинграда // Труды Киевской духовной академии. № 17. Киев, 2012. С. 253.

3 Об этом, а также пожелания слушателей и новые программы по церковной археологии и литургике см. в: Там же. С. 251—278.

4 Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские Духовные школы в ХХ—ХХ1 вв. Т. 1. СПб., 2015. С. 253.

5 О нем см.: Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 621—622.

6 О нем см.: Там же. С. 593.

ство ими на службах. К сожалению, неизвестно, какими были эти службы: совершались ли они с соблюдением всех правил Типикона, или же ориентировались на литургическую практику Русской Православной Церкви. Вполне вероятно, что это постановление касалось принципиального устройства богослужебной жизни русско-эстонской церкви, но в результате активного вовлечения учащихся в организацию и проведение служб они вошли «во вкус» и могли пожелать совершать так называемые уставные7 всенощные бдения, служение которых, по свидетельству К. Н. Вендланда (будущего митрополита Иоаннна), практиковалось в 1920-е гг. в нескольких храмах Ленинграда8. Тот же автор сообщает, что заведующий Богословско-пастырским училищем архимандрит Гурий (Егоров; будущий митрополит Симферопольский и Крымский) «устраивал иногда уставные службы в помещении русско-эстонской церкви», но эти службы, «при всей своей красоте... были бесконечно утомительны (всенощная продолжалась около пяти часов)»9.

В архиве А. А. Дмитриевского (ОР РНБ. Ф. 253. Д. 815) сохранился ряд интереснейших машинописных документов, наглядным образом подтверждающих свидетельство митрополита Иоанна и представляющих собой практическое руководство для совершения двух уставных служб — на память четырех московских святителей10 (18 октября н. с.) и на память св. апостола Андрея Первозванного (13 декабря н. с.)11. В деле представлены два комплекта документов для двух служб: первый — 1) «Порядок богослужения памяти четырех московских святителей» (л. 1—2 об.), далее приложениями к нему помещены указания чтецу и канонарху (л. 3—5), священно- и церковнослужителям (л. 6—7) и хору (л. 8—9); во втором комплекте представлены документы с аналогичными названиями и несколько дополнительных: 1) хору — под названием «Лик» (л. 10—11 об.), 2) «Чтец и канонарх» (л. 12—13 об.), 3) «Священнослужители и церковнослужители» (л. 14—15), 4) «Порядок богослужения в день памяти св. апостола Андрея Первозванного» (л. 16—17 об.), 5) «О сидении» и «Об освещении» (л. 18), 6) «Народ» (л. 19-19 об.).

Документ первого комплекта «Порядок богослужения.» имеет немногочисленную правку рукой А. А. Дмитриевского, что может свидетельствовать о

7 О первом опыте служения всенощного бдения согласно требованиям Типикона, осуществленном в начале XX в., подробнее см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1913. С. 330-336.

8 Иоанн (Вендланд), митр. Князь Федор (Черный); Митрополит Гурий (Егоров): исторические очерки. Ярославль, 1999. С. 103.

9 Там же.

10 Согласно Типикону, под 5 (18) октября значится память «Святых святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских и всея России чудотворцев», не предполагающая совершения всенощного бдения, но лишь славословие (Типикон. М., 1904. С. 85 об.). В течение XX в. ряд первоиерархов Русской Церкви был прославлен в лике святых, благодаря чему состав календарной памяти пополнился еще несколькими именами. В современном церковном календаре эта память носит название «Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария» (см.: Патриарший календарь на 2016 г. М., 2015. С. 238).

11 На память апостола Андрея Первозванного Типикон назначает службу с полиелеем (Типикон. Л. 126 об.).

непосредственном участии ученого в организации этих уставных богослужений. К сожалению, характер источника не позволяет утверждать с определенностью, был ли Алексей Афанасьевич душой этого проекта и создавал практические указания для совершителей богослужения, или же он исполнял лишь функции консультанта. На наш взгляд, проект этой службы был подготовлен силами студентов, а ученый, с одной стороны, выступил консультантом, внеся ряд ценных исправлений в чинопоследование, а с другой — мог руководить во время совершения богослужения действиями хора, чтецов и канонарха. В пользу этого предположения говорят сами анализируемые документы: порядок богослужения на память четырех московских святителей имеет исправления, но соответствующие действия участников богослужения в практических указаниях не исправлены и их следовало кому-то координировать. Во втором же комплекте документов для совершения богослужения на память апостола Андрея Первозванного все замечания А. А. Дмитриевского учтены как в общем порядке, так и в практических руководствах. Анализ содержания чинопоследований этих служб приводит к выводу, что совершены они были в русско-эстонской церкви в честь сщмч. Исидора Юрьевского в два понедельника 1926 г.: 17-18 октября в нижнем Никольском храме и 12-13 декабря в главном верхнем храме в честь св. Исидора. В источниках имеется подтверждение этому: так, например, протоиерей Николай Чуков (будущий митрополит Ленинградский и Ладожский Григорий) в своем дневнике от 18 октября 1926 г. пишет о визите эконома Высших богословских курсов, будущего священномученика прот. Карпа Карповича Эльба, который сообщил, что «вчера (17 октября 1926 г. — С. А.) в Пастырском училище была "практическая" уставная служба, которую "почтили присутствием" преосв[ященные] Димитрий (Любимов Д. Г., епископ Гдовский. — С. А.) и Гавриил (Воеводин Г. Д. — С. А.)»12. Уставная служба на память апостола Андрея также была совершена13.

Рассмотрим основные исправления в чинопоследовании, предложенные А. А. Дмитриевским. В первую очередь ученый указывает, что в самом начале богослужения после каждения священником алтаря экклесиарх произносит «Востаните!», держа при этом в руке зажженную лампаду. После каждения алтаря, всего храма и возгласа бдения «Слава Святей...» следует вторичное каждение алтаря. Далее Алексей Афанасьевич указывает, кто должен произносить то или иное молитвословие. Так, например, великую ектению ученый предписывает произносить иерею, первый антифон 1-й кафизмы он назначает начинать кано-нарху, а малую ектению после него — иерею. Канонарх должен в связи с хором участвовать в пении «воззвашных псалмов» и стихир на «Господи, воззвах», а диакон во время пения совершать каждение. Предстоятелю на вечерне следует самому читать молитвословия «Свете Тихий», «Сподоби, Господи» и «Ныне отпущаеши»14. Между вечерней и утреней перед шестопсалмием А. А. Дмитри-

12 Григорий (Чуков), митр. Дневник, фрагменты, документы. Архив «Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова)». © Александрова Л. К. Запись от 18 октября 1926 г. Автор сердечно благодарит Л. К. Александрову за предоставление текста этой дневниковой записи.

13 Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские Духовные школы в ХХ-ХХ1 вв. Т. 1. С. 256 (см. примеч. 1).

14 ОР РНБ. Ф. 253. Д. 815. Л. 1.

евский вслед за Типиконом указывает первое уставное чтение, во время которого народ должен отдохнуть, подкрепившись хлебом и водой. В чинопоследо-вание утрени Алексей Афанасьевич вносит совсем немного дополнений: «Бог Господь» должен произноситься экклесиархом, а катавасию следует петь после всех песен канона; по 6-й песни полагается чтение синаксаря15. Все дополнения сделаны А. А. Дмитриевским в соответствии с требованиями Типикона.

Относительно структуры богослужения, совершаемого на памяти четырех московских святителей и св. апостола Андрея Первозванного, следует сказать, что она вполне вписывается в требования Типикона. Однако строго уставными эти бдения назвать нельзя, потому как, сохраняя форму, они имеют некоторые упущения и сокращения, отражающие современную литургическую практику. Так, например, для пения стихир на «Господи, воззвах» в службе четырех святителей в Минее имеется шесть стихир16, поэтому при требовании Типикона петь их «на 8» составители указаний предписывают вычитать эти два стиха без повторения стихиры. На литийной ектении после первых двух прошений указывается петь 40 и 30 раз «Господи, помилуй» (прошения за императора и его семью уже не было, тем не менее ко второму прошению припевали по старой памяти 30 раз «Господи, помилуй», вместо положенных 50). Пение избранного псалма с величанием было организовано не постишно, а частями, включающими несколько стихов. Канон исполнялся без библейских песен, но с традиционными для канона припевами: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителие Христовы, молите Бога о нас», либо «Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас». За первой службой, в честь московских святителей, богослужебные песнопения исполнялись одни хором, а на службе в честь апостола Андрея Первозванного уже двумя хорами, для обеспечения антифонного пения.

Подводя общий итог, отметим, что Ленинград 20-х гг. жил довольно напряженной духовной жизнью: в некоторых храмах устраивались уставные всенощные бдения, особая любовь к которым, вероятно, была вызвана разразившимся в 1922 г. Обновленческим расколом и желанием православных людей в пику раскольникам подчеркнуть свое православие и показать приверженность церковной старине. Такие службы на нерегулярной основе проводились силами слушателей Богословско-Пастырского училища и некоторых его преподавателей и в русско-эстонской церкви в честь свщмч. Исидора Юрьевского. Привлекался к совершению этих служб и выдающийся ученый проф. А. А. Дмитриевский, читавший студентам училища литургику и, вероятно, использовавший подготовку к этим богослужениям с целью лучшего освоения студентами устава Православной Церкви.

* * *

В приложении к настоящей статье публикуется второй комплект документов (ОР РНБ. Ф. 253. Д. 815. Л. 10-19), регламентирующих совершение всенощного бдения и Божественной литургии на память св. апостола Андрея Первозванного

15 ОР РНБ. Ф. 253. Д. 815. Л. 1 об.

16 Минея: месяц Октябрь. М., 1997 (репринт с издания: Киев, 1893). С. 116-117.

(13 декабря н. с. 1926 г.). Для удобства чтения документы издаются не в порядке размещения их в архивном деле (при проставлении архивной пагинации листы были сложены неверно), а в предложенном нами порядке. Тексты публикуются в современной орфографии и пунктуации, границы между листами обозначаются двумя вертикальными линиями (||), после которых в круглых скобках — () указан следующий лист. При раскрытии сокращений используются квадратные скобки — []. Курсивом выделены слова, вписанные в машинописный текст от руки карандашом лицом, личность которого установить не удалось.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(л. 16) Порядок богослужения в день памяти св. апостола Андрея Первозванного (разъяснения см. в отдельных записках: «Священнослужители и церковнослужители», «Лик», «Чтец и канонарх», «Народ», «О сидении и об освещении»)

ВСЕНОЩНАЯ: Каждение по всему храму.

Восстаните. Господи, благослови. Слава Святей.

Екклесиарх: Аминь. Приидите, поклонимся.

Псалом предначинательный «Благослови, душе моя, Господа.»

Великая ектения.

Блажен муж.

Малая ектения.

Воззвашные псалмы (часослов) и стихиры на «Господи, воззвах» на гл. 4. Слава, гл. той же; И ныне, гл. той же. Премудрость, прости. Свете Тихий. Прокимен, гл. 8 «Се ныне.» 3 паремии Сугубая ектения Сподоби, Господи. Просительная ектения.

Литийная стихира храму (свящмуч. Исидору — «Несытною.», гл. 4). Гл. 1-ый, литийные стихиры апостолу. Слава, гл. 8; И ныне, гл. той же. Литийные прошения, после первого — 40 раз «Господи, помилуй»; после второго — 30 раз, после последних двух — по 3 раза. Услыши ны, Боже. Молитва главопреклонения.

Стихиры на стиховне, гл. 5, подобен «Радуйся»; Слава, гл. 3. И ныне, гл. той же.

Чтец: Ныне отпущаеши и Трисвятое по Отче наш.

Тропарь апостолу — дважды (по записке) и «Богородице Дево» — единожды. Буди имя Господне (3).

Псалом 33-ий — до «не лишатся всякого блага».

Благословение Господне. Аминь.

Чтение жития. Шестопсалмие. || (л. 16 об.) Великая ектения. Бог Господь на гл. 4.

Тропарь апостолу дважды. Слава, и ныне. Богородичен «Еже от века утаенное» (Часослов, стр. 116). Кафизма 4-ая. Малая ектения.

Седален. Слава, и ныне, богородичен (с канонархом). Продолжение жития. Кафизма 5-ая.

Седален. Слава, и ныне, богородичен (с канонархом). Окончание жития.

Псалмы 134-ый и 135-ый: «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Госпо-деви» (кафизма 19-ая, Уч. псалтирь, лист 115 на об.). (Духовенство) — величание. (Лик) — Псалом избранный:

(Правый лик): «Небеса поведают.» до «возвещает твердь». Величание. Начинает левый лик: «Исповедят.» Следующий стих — правый лик, и так до «Имя Господне». (Левый лик): Величание.

(Правый лик): Стихи: «Осветиша.» до «окрест[ными] Его». Величание. (Левый лик): Стих: «Рцыте во языцех.» до «под но[ги] наша». Величание.

(Правый лик): «Велий Господь наш.» и так, чередуясь, до конца. (Правый лик): Слава. (Левый лик): И ныне. «Аллилуия (3), слава Тебе, Боже» — сначала правый лик и затем левый лик. (Духовенство): «Аллилуия (3). Слава Тебе, Боже». Величание. Малая ектения.

Седален. Слава, и ныне, богородичен (с канонархом). От юности моея. Прокимен и далее. Евангелие.

Псалом 50-ый. Слава: «Молитвами апостола, Милостиве.». И ныне: «Молитвами Богородицы.». Помилуй мя, Боже. Стихира (с канонархом). || (л. 17) Спаси, Боже, люди Твоя. Милостию и щедротами.

Ирмосы17 канона: «Песнь победную». Припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Все тропари канона Пресвятой Богородицы.

17 На поле перед словом «Ирмосы» карандашом написано: «дважды».

Далее припев: « Св. апостоле Андрее, моли Бога о нас». 3 тропаря канона апостолу, затем один с припевом Богородице и опять 4 апостолу; предпоследний — с припевом «Слава» (на 8-ой песни — «Благословим.»), последний — с припевом «И ныне».

На катавасию ирмосы «Христос раждается»; поются они после богородична тропаря на каждой песни, а не только на 3-ьей, 6-ой и 9-ой песнях.

По 3-ьей песни малая ектения и (с канонархом) седален [и] его богороди-

чен.

По 6-ой песни — малая ектения и поется кондак (см. записку), икос же читается, только поется конец икоса.

Чтение поучения.

«Честнейшую» поем.

По 9-ой песни малая ектения и читается светилен и его богородичен.

Всякое дыхание.

Хвалитные псалмы до «на 4».

Стихиры на хвалитех. Слава, гл. 8. И ныне, гл. той же.

Славословие великое. Тропарь апостолу. Слава, и ныне, богородичен «Еже от века утаенное.» (уч. часослов, стр. 116).

Ектения сугубая.

Ектения просительная.

После многолетия канонаршится литийная стихира апостолу, гл. 1-ый: «Первозванный ученик.»

Первый час.

На часах тропарь и кондак апостолу.

НА ЛИТУРГИИ: Изобразительные.

На блаженнах — тропари (с канонархом), начиная с «Блаженни милости-вии.».

На входе — «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен Сый.»

Тропарь апостолу. Слава, кондак апостолу; И ныне, «Предстательство..» (гл. 6-ый, см. уч. часослов, стр. 159).

Прокимен.

Апостол. Аллилуарий. ||

(л. 17 об.) Евангелие.

На причастном стихе — [проповедь]18.

После «Буди имя Господне.» псалом 33-ий до конца. ||

18 В машинописи пропуск, но в варианте службы на память четырех московских святителей в этом месте указывается проповедь (см.: ОР РНБ. Ф. 253. Д. 815. Л. 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(л. 6) Священнослужители и церковнослужители

Все богослужение совершается без пауз и медлительности, но в то же время священнослужители, чтецы и лик друг друга не прерывают (особенно в проким-нах и аллилуарие).

До начала вечерни кандиловжигатель или диакон в подряснике ставит свечу посреди храма, затем совершается одним иереем каждение алтаря при отдернутой завесе, но при закрытых св[ятых] дверях. Затем иерей открывает св[ятые] двери, тогда свещник возглашает: «Восстаните». И далее происходит молча в преднесе-нии свечи каждение иконостаса, епископа, если он присутствует, ликов, икон по храму и, по пути, народ (после иконостаса с солеи народ не кадится).

Вернувшись на солею, иерей возглашает: «Владыко, благослови». Если же нет епископа, то носивший свечу возглашает: «Господи, благослови». Священник кадит иконы Спасителя, Б[ожией] Матери, епископа, если он присутствует и, войдя в алтарь, трижды кадит престол крестообразно и затем возглашает: «Слава Святей.». Св. врата затворяются сразу после возгласа. Когда запоют «Вся премудростию.», священник (в мантии и епитрахили — монах, в фелони — не монах) выходит читать светильничные молитвы.

На «Слава, и ныне» иерей творит три поклона (одновременно с тройным «Аллилуиа»), затем — поклон епископу, если он присутствует, и священник же произносит пред св[ятыми] дверями великую ектению и возглас.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малую ектению по «Блажен муж» произносит диакон.

На вход св[ятые] двери отверзаются, когда запоют «Славу».

Два парамонаря в стихарях (или подрясниках), стоя у северных дверей, творят три поклона, затем, взяв подсвечники, спускаются с солеи и, сделав полукруг, останавливаются у ступенек, не подымаясь на солею. За ними идут служащие. Когда дойдут до ступенек солеи, останавливаются, и диакон тихо говорит: «Господу помолимся». Священник читает молитву входа. Диакон заканчивает: «Аминь» и просит благословения на вход; затем диакон говорит «Аминь» и кадит иконы Спасителя, Б[ожией] Матери, а также епископа или священника. Потом свещеносцы, взяв свечи, идут к св[ятым] дверям, за ними идут служащие.

Перед прокимном св[ятые] двери закрываются.

Прокимен на вечерне и утрене, также и «Бог Господь» возглашается чтецом, а не диаконом.

На литию выходят священнослужители (служащий иерей и диакон) || (л. 14 об.) северными дверями в предшествии двух свечей. (На литию не выходят для сослужения присутствующие в храме иереи, а участвуют в пении.) Коврик — в глубине притвора. Священнослужители и церковнослужители, придя на место, творят три поклона (все в одно время и ровно) и поклон старшему; то же перед и после перехода к литийному столику и после благословения хлебов.

После «Буди имя Господне» свечи — к св[ятым] дверям. Чтец ставит аналой на месте столика и читает псалом 33-ий. После «Благословение Господне.» все священнослужители входят в алтарь южными дверями.

Великую и обе малые ектении в начале утрени говорит пред св[ятыми] дверями служащий иерей; то же и по 6-ой песни.

Прокимен перед Евангелием и «Всякое дыхание» возглашает канонарх, а не диакон.

Аналой с иконой ставят в начале полиелея священнослужители на средину храма. На полиелее каждение начинается после первого величания.

Свещеносцы выносят к прокимну две ручных свечи, которые держат они ровно пред Евангелием.

После чтения Евангелия все священнослужители уходят вслед за Евангелием в алтарь. Сейчас же ставится подсвечник пред иконой. Св[ятые] двери закрываются за священнослужителями.

На полиелей выходят в облачении все находящиеся в храме священнослужители.

Все должны сотворить поклон на 1-ом припеве после 1-го и 9-го ирмоса.

Пред чтением поучения и жития по соответствующем обращении чтеца, иерей (если нет епископа) отвечает: «Молитвами святого апостола Андрея, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

Во время пения «Величит душа моя Господа» все творят ровно поклоны в конце каждого припева «Честнейшую».

В конце утрени св[ятые] двери отверзаются после ектений, на «Премудрость».

После многолетия поется литийная (1-ая) стихира апостолу. Выходят священнослужители, пред ними светильник; иерей кадит икону и становится справа. Приходит епископ и, приложившись к иконе, помазует себя, иерея и всех. Если нет епископа, помазует священник. Пред целованием иконы — два поклона, затем — помазание и после — один поклон; и еще один поклон помазующему и один — своему соседу в паре.

На литургии, на входе с Евангелием, св[ятые] двери отверзаются, || (л. 15) когда запоют «Славу». Молитва входа читается по приходе к св[ятым] дверям.

«Господи, спаси благочестивые.» не произносится.

Каждение на литургии совершается не на Апостоле, а на аллилуарие.

Во время Апостола, аллилуария и Евангелия незанятые диаконы стоят в ряд со священниками, ближе к св[ятым] дверям.

На великом входе говорят только диакон и старший иерей.

После «Буди имя Господне.» во время чтения19 33-го псалма раздается ан-тидор священником. Крест на отпусте не выносится.

Во время всенощного бдения все свободные священно- и церковнослужители не стоят в алтаре, но участвуют в пении на левом лике20. ||

19 Ср.: ОР РНБ. Ф. 253. Д. 815. Л. 11 об. Здесь указывается 33-й псалом петь, а не читать.

20 Написано карандашом неизвестным почерком в старой орфографии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(л. 12) Чтец и канонарх

В начале и в конце каждого своего чтения чтец и канонарх совершают три поклона к алтарю и один — лику (или епископу, если таковой будет). Чтец и ка-нонарх должны быть в стихаре — мужской пол — или с покрытой головой — пол женский. Чтец становится на свое место для чтения з а р а н е е.

На вечерне после начального возгласа священника екклесиарх (чтец) возглашает низким голосом на средине церкви, пред аналоем: «Аминь. Приидите, поклонимся.»; второе «Приидите.» говорится повыше, третье еще выше, четвертое же — особым тоном. И затем высшим гласом он же возглашает: «Благослови, душе моя, Господа». Лик поет эти слова. Тогда екклесиарх: «Благословен еси, Господи». Когда и это пропоют, торой певец правого лика возглашает: «Господи, Боже мой, возвеличился еси зело». Лик поет с припевом. Далее он же читает: «Во исповедании.» до «На горах.» включительно. Лик повторяет «На горах.» с припевом «Дивна.». Далее читается до «Посреде гор.». Когда же будет пропето с припевом, продолжается чтение до «Вся премудростию.», которое поется с припевом «Слава Ти, Господи.». Далее читается до конца. Затем, прочтя «Слава Отцу, и Сыну, и Св[ятому] Духу», чтец возглашает: «И ныне». Лик поет: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Слава Ти, Господи.». Тогда чтец трижды: «Аллилуия (3), слава Тебе, Боже».

«Блажен муж. Аллилуия» — возглашает сначала чтец. Когда пропоют 1-ый стих 1-го псалма до слова «нечестивых. Аллилуия», чтец продолжает: «и на пути грешных.» и далее до следующего обычно поемого стиха, который он произносит и останавливается. Лик поет с Аллилуией. И так до конца первой славы 1-ой кафизмы, с остановками и пением обычно поемых стихов. В конце чтец возглашает «Слава, и ныне», что и поется ликом с «Аллилуия». А затем чтец трижды: «Аллилуия (3), слава Тебе, Боже».

После малой ектении канонарх, став посреди церкви возглашает: «Глас 4-ый» и запевает на глас: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи».

Когда допоют стихи воззвашных псалмов до «на 8», канонарх, став против правого лика с книгою в руках, и поклонившись ему, возглашает: «Глас той же. Из глубины воззвах к Тебе, Господи». Когда лик закончит этот стих, канонарх начинает канонаршить в || (л. 12 об.) один, по возможности, тон, не высоким голосом. Последнюю строку он показывает повышением голоса и поднятием книги. Стихи «Да будут.», «Аще беззакония.», «От стражи.», «Яко у Господа.» и «Хвалите Господа.» вычитываются канонархом полностью. Стих «Слава» произносится канонархом в сокращении, также «И ныне».

Прокимен дне возглашает на средине церкви канонарх в таком порядке: «И духови твоему», и после диаконского «Премудрость» канонарх продолжает: «Прокимен, глас 8-ый. Се ныне.». Когда пропоют прокимен, канонарх возглашает следующий стих, и так далее.

Паремии читаются также на средине церкви.

«Сподоби, Господи» и «Ныне отпущаеши» читаются, а не поются; их читает, так же как и шестопсалмие, старший священнослужитель.

По просительной ектении и молитве главопреклонения оба лика идут в порядке за духовенством на паперть, где и становятся оба лика раздельно, направо и налево от выносных свечей, лицом друг к другу; за певчими идут регент и ка-нонарх, последний несет книгу и свечку.

На ходу канонарх возглашает: «Глас 4-ый» и далее первую строку стихиры храма (литийной «Несытною.» из службы пресвитеру Исидору): за этой стихирой следуют литийные стихиры апостолу; стихов между стихирами нет, кроме «Слава», «И ныне». Поют оба лика вместе. По окончании стихир канонарх творит три поклона и, поклонившись предстоятелю, становится сбоку.

После литийной молитвы главопреклонения и пения «Аминь», канонарх, идя за духовенством, возглашает глас и первую строку стихиры на стиховне. Поют оба лика вместе. Канонарх становится сзади духовенства, лицом к регенту. По окончании стихир чтец, став близко от солеи, слева от духовенства и сотворив три поклона на восток и поклон предстоятелю или епископу, читает «Ныне отпущаеши» (которое читается священнослужителем) — «Трисвятое по Отче наш». После «Буди имя Господне.» чтец чтет посредине церкви псалом 33-ий, кончая «.не лишатся всякого блага».

После «Благословение Господне.» и «Аминь» чтец, читающий поучение, став перед аналоем наискось, от иконы Б[ожией] Матери, говорит: «Житие св[ятого] апостола Андрея Первозванного благослови, честный отче (или пре-освященнейший владыко), чести. — Аминь». По окончании чтения, заключает: «Молитвами св[ятого] ап[остола] Андрея Первозванного, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

Священнослужитель на средине храма говорит «Аминь» и далее || (л. 13) читает шестопсалмие, поклонов не творя, но лишь осеняя себя троекратно крестным знамением (без поклонов) в двух местах шестопсалмия: в начале, на каждое «Слава в вышних Богу» и в средине на «Аллилуия». А в конце шестопсалмия на «Аллилуия» чтец совершает три крестных знамения с поклонами.

После великой ектении канонарх на средине церкви возглашает: «Глас 4-ый. Бог Господь.» и далее подряд: «Исповедайтеся.». По пропетии «Бог Господь.» читается следующий стих, и так до конца.

Кафизмы читает один чтец (посредине храма), седальны канонаршит другой, причем седален канонаршится правому лику, а его богородичен — левому; переходя от одного лика к другому, канонарх крестится и кланяется каждый раз против св[ятых] дверей.

После седальна и его богородична первый кафизмы иной чтец, читавший начало жития, в стихаре, став на солее перед аналоем, наискось от св[ятых] дверей, говорит: «Житие св[ятого] апостола Андрея Первозванного благослови, честный отче (или преосвященнейший владыко), чести. По возгласе служащего чтец отвечает «Аминь» и продолжает житие; заканчивает он также словами: «Молитвами св[ятого] ап[остола] Андрея Первозванного, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Окончание того же жития читается после богородична се-дальна по второй кафизме, только заканчивается по книге. После величания и

малой ектении канонарх возглашает глас и первую строку седальна по полиелее, и затем дальнейшие строки.

После «От юности моея.» канонарх, став справа, возглашает: «Прокимен, псалом Давидов, глас 4-ый», «Во всю землю.» и далее. И после возгласа священника он же — «Всякое дыхание».

Чтецы, читающие канон, а также и все молящиеся должны сотворить поклон на 1-ом припеве после 1-го и 9-го ирмосов.

Канон читают два чтеца (по обе стороны аналоя с иконою): один — канон Богородице с припевом «Пресвятая Богородице, спаси нас» (припев поется ликом), а другой читает канон апостолу с припевом «Св[ятый] апостоле Андрее, моли Бога о нас» (тоже поет лик), предпоследний же тропарь предваряется припевом «Слава» (на 8-ой песни — «Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа Господа»), а последний, богородичен, тропарь имеет пред собою «И ныне». Кроме же того, заканчивать все словами «Слава, и ныне» или «Слава» не следует.

По третьей песни, после ектении канонарх возглашает: «Глас 4-ый» и кано-наршит седален по третьей песни (седален можно не || (л. 13 об.) повторять), а за ним, сказав «Слава Отцу.., и ныне.» канонаршит богородичен.

По шестой песни, по пении кондака, второй чтец читает икос.

После икоса другой чтец, став, как и прежде, пред аналоем, говорит: «Похвальное слово святому апостолу Андрею Первозванному святого Иоанна Златоуста благослови. честй». «Аминь».

По девятой песни и малой ектении второй чтец — светилен, «Слава, и ныне» и богородичен.

Затем канонарх, став посреди церкви, говорит: «Глас 8-ый» и на 8-ой глас запевает: «Всякое дыхание да хвалит Господа, Тебе подобает песнь Богу».

Когда дойдут в пении псалмов до «на 4», канонарх возглашает правому лику: «Глас той же. Хвалите Его на силах Его». И когда лик докончит этот стих, канонарх канонаршит первую стихиру на хвалитех. Далее канонаршение идет обычным порядком.

После многолетия канонаршится стихира литийная апостолу.

Первый час читается на средине храма. Также и третий и шестой часы пред литургией.

Блаженны поются обычно, кончая: «Блаженны кротции.». После этой заповеди канонарх возглашает: «Глас 1-ый» и далее канонаршит первый тропарь третьей песни первого канона апостолу, по окончании этого тропаря поют обычным напевом «Блаженни алчущии.». А затем канонарх канонаршит следующий тропарь третьей песни и так — до четвертого тропаря третьей песни, чередуясь с заповедями блаженства.

Затем канонаршатся четыре тропаря шестой песни; пятый тропарь имеет пред собою «Славу», а последний, богородиче — «И ныне». ||

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

(л. 10) Лик

Начало вечерни («Аминь. Приидите, поклонимся.») возглашается еккле-сиархом или предстоятелем; лик молчит.

Затем екклесиарх возглашает: «Благослови, душе моя, Господа». Правый лик поет это обычным напевом. Тогда чтец возглашает: «Благословен еси, Господи». Тот же лик поет этот припев. Далее второй певец произносит следующий стих псалма, т. е.: «Господи, Боже мой.». Левый лик поет его с припевом. Чтец читает дальнейшие стихи 103-го псалма до слов «На горах.» (включительно), затем до слов «Посреде гор.», потом до слов «Вся премудростию.», и, наконец, до слов «И ныне»; на всем этом чтец останавливается, и лики, чередуясь, повторяют обычно поемые стихи псалма с припевом. После пения «И ныне» с припевом чтец трижды читает: «Аллилуия (3), слава Тебе, Боже».

После великой ектении чтец говорит: «Блажен муж. Аллилуия». Правый лик поет «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуия (3)». Далее чтец читает стихи псалмов 1-ой славы 1-ой кафизмы; он останавливается каждый раз по прочтении обычно поемого стиха, а лики, чередуясь, повторяют его, как обычно. В конце чтец говорит «Слава, и ныне», а лик тоже поет с «Аллилуия». А затем чтец трижды возглашает: «Аллилуия (3), слава Тебе, Боже».

После малой ектении канонарх говорит: «Глас 4-ый» и запевает на глас. Правый лик отвечает на тот же глас: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего.» Затем левый лик поет на тот же глас «Да исправится.» Следующие затем стихи «Положи» до «Мене ждут» (включительно) поют, чередуясь, по стихам лики читком.

Далее стихи и стихиры поют поочередно правый и левый лики с канонархом.

Стихи «Да будут.», «Аще беззакония.», «От стражи.», «Яко у Господа.» и «Хвалите Господа» вычитываются канонархом21 полностью (до конца стиха)11. На стих «Яко утвердися милость.» оба лика чинно соединяются широким четырехугольником ниже солеи. Канонарх стоит с правой стороны. Когда все спустятся, творят все ровно крестное знамение и кланяются в центр. По окончании «Свете Тихий» все также крестятся, кланяются и расходятся по клиросам.

Стихи прокимна не прерываются пением прокимна, но дослушиваются до конца и поются ликами поочередно. ||

(л. 10 об.) «Сподоби, Господи» и «Ныне отпущаеши» читаются, а не поются.

По просительной ектении оба лика вслед за священником идут на паперть и становятся справа и слева от свечей; на пути оба лика поют соединенно, с канонархом сначала первую литийную стихиру священномученика Исидора (как храмовую, гл. 4 «Несытною.»), а затем — литийные стихиры апостолу.

21 Написано над строкой карандашом.

22 Написано карандашом на правом поле листа.

«Господи, помилуй» правый лик поет сначала 40 раз, а после второго прошения левый лик — 30 раз (без остановок на десятках; первая и последняя тройки — отдельно от находящихся в середине).

Когда духовенство пойдет к литийному столику, поющие, воспевая первую стиховную стихиру (гл. 5, подобен «Радуйся») с канонархом, идут за духовенством и останавливаются посредине храма широким правильным четырехугольником. По трисвятом лики расходятся по клиросам.

Тропарь святителям поется дважды (сначала правым ликом, а затем левым) и «Богородице Дево» единожды — правым ликом. «Буди имя Господне» поется чередуясь, на гл. 4-ый.

Стихи на «Бог Господь» не прерываются пением, но чередуются пением по ликам.

Седальны поются с канонархом на тропарный распев по ликам.

Избранный псалом поется весь читком, по частям, поочередно по стиху каждым ликом; после каждой части поется величание, также поочередно; в конце избранного псалма поется: «Слава» (правый лик), «И ныне» (левый лик). Ал-лилуия (3). Слава Тебе, Боже» (также поочередно).

Третий раз Аллилуия23 поет духовенство.

Малую ектению после величания поет левый лик.

Перед «От юности.» седален, «Слава, и ныне» и богородичен его, и стихира по 50-м псалме поются на тропарный распев с канонархом, чередуясь по ликам.

Прокимен и «Всякое дыхание» поются на 4-ый глас, не прерывая стихов, возглашаемых чтецом, по ликам.

После чтения Евангелия поется (левым ликом) обычное «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», затем (правый лик) поет обычное начало 50-го псалма на 6-ой глас «Помилуй мя, Боже.» до «очисти беззакония моя». Продолжение же 50-го псалма, начиная с «наипаче омый мя» до конца псалма поют оба лика, чередуясь, по стихам читком. Далее поется на 6-ой глас (правым ликом) «Слава. Молитвами апостола, Милостиве.», а левый лик продолжает «И ныне. Молитвами Богородицы» и опять повторяет правый лик начало 50-го псалма. И стихира с канонархом (левый лик). ||

(л. 11) По «Спаси, Боже.» — правый и левый лики поют, чередуясь, «Господи, помилуй» по трижды — всего 12 раз.

На каноне поются в начале песен дважды24 ирмосы гл. 1. «Песнь победную», а на катавасию — «Христос раждается». Катавасия поется на сходе25.

Ирмосы «Песнь победную» нечетных песен поются сначала правым ликом и повторяются левым, четных песен — левым ликом и повторяются правым. Катавасия поется вместе обоими ликами на сходке.

После повторенного ирмоса первый певший лик начинает почти читкам26: «Пресвятая Богородице, спаси нас». По прочтении тропаря тот же припев поет другой лик; всего — четыре богородичных тропаря; затем первым ликом поется

23 Написано над строкой карандашом.

24 Написано над строкой карандашом.

25 Написано над строкой карандашом

26 Написано над строкой карандашом.

«Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас»; и тоже чередуясь, три припева, затем один раз «Пресвятая Богородице, спаси нас», далее четыре раза — припев апостолу, «Слава.» и отдельно «И ныне». На 8-ой песни, вместо «Слава» поется «Благословим».

Седален по 3-ей песни и его богородичен поются на тропарный распев с канонархом. Кондак по 6-ой песни поется правым ликом по записочке. Конец икоса: «.приидите, обретохом желаемого» — повторяется после чтеца тем же ликом и тем же напевом, каким поются эти слова в конце кондака.

«Всякое дыхание.» запевает канонарх. Затем правый лик поет на тот же глас «Хвалите Господа с небес.» и далее левый лик — «Хвалите Его вси анге-ли Его.». Далее лики поют читком, чередуясь, по стихам: «Хвалите Его солнце и луна.» до «на 4». Стихиры на хвалитех поют, чередуясь, лики с канонархом. На последнем стихе «Хвалите его в кимвалех доброгласных.» оба лика сходятся внизу и, став большим четырехугольником, творят крестное знамение с поклоном и кланяются старшему, стоящему в центре.

После славословия поется тропарь апостолу и богородичен его. Затем оба лика уходят на клиросы.

После многолетия поется правым ликом с канонархом первая литийная стихира апостолу; в это время происходит «прикладывание» к иконе.

На литургии изобразительные псалмы: «Благослови, душе моя, Господа» и «Хвали, душе моя, Господа» поются полностью.

Тропари на блаженнах поются поочередно ликами с канонархом на стихир-ный распев (глас 1-ый); сами же блаженны, а также «Слава» и «И ныне» поются без канонарха обычным распевом.

После входа поются: тропарь апостолу, «Слава» — кондак апосто- || (л. 11 об.) лу, «И ныне.» «Предстательство христиан непостыдное» (гл. 6-ый) (см. Уч[ечбный] часосл[ов], стр. 6227).

Прокимен поется на глас 8-ый (не заупокойным напевом).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Аллилуия» — на гл. 1-ый; стихи прокимна и аллилуия не должны прерываться чтением стихов, но чередоваться.

После «Буди имя Господне» поется псалом 33-ий «Благословлю Господа на всякое время.» до конца.

Все поющие совершают поклоны в раз, согласованно, а именно: на «Святый Боже» три раза, на «Аллилуия» — три раза, во время: «Сподоби, Господи» — три раза и после каждой стихиры, а также при словах «поклонимся». В начале и в средине шестопсалмия поклонов не полагается, но совершается на «Слава в вышних Богу» и «Аллилуия» по три крестных знамения. На литию и к иконе певчие идут в порядке. ||

27 Написано карандашом на полях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

(л. 19) НАРОД

Поведение молящихся за праздничным богослужением.

Входя в храм, все творят три поясных поклона с тайными молитвами: «Боже, милостив буди мне грешному»; «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя»; «Без числа согреших, Господи, прости мя» и поклоняются по сторонам, и идут на свое место, — мужской пол в правую половину храма, женский — в левую.

Те же поклоны творятся и по окончании богослужения.

Все молящиеся стараются держать себя в храме единообразно, ровно и в одно время совершая все внешние знаки молитвы и ничем не выделяясь.

Малые или поясные поклоны: сначала благоговейно и не спеша совершают крестное знамение, донося руку и до левого плеча, а затем, сгибая поясницу, преклоняют главу вместе со спиною.

Великие или земные поклоны: совершив до конца крестное знамение, пре-гибаем свое тело ниц, достигая главой до земли и опираясь руками о землю.

Опускание же сначала на одно колено, а затем на другое и стояние на коленях, подняв голову — не полагается в Православной Церкви. Впрочем, земные поклоны вообще не полагаются в храме в воскресные и праздничные дни. И если допустить отступление, то лишь за литургией четыре раза: в конце «Тебе поем.», в начале «Отче наш», при словах «Со страхом Божиим.» и при словах «Всегда, ныне и присно.».

Во время слов «поклонимся», «поклоняюсь», «кланяемся» и т. п. всегда творится крестное знамение и поясной поклон.

После «Благослови, душе моя, Господа», после «Блажен муж», после каждой «Славы» на кафизмах и на часах после псалмов, на конечном «Аллилуиа» — три поясных поклона.

По «Ныне отпущаеши» и на литургии по входе с Евангелием и на часах, после каждого «Святый Боже» — поясной поклон.

После каждого «Буди имя Господне.» на вечерне и на литургии — по поклону.

На ектениях — поясные поклоны в начале и в конце ектении.

После каждой стихиры — поясной поклон.

На «Сподоби, Господи», когда зачитают «Благословен еси, Господи, научи.» — поясной поклон; «Благословен еси, Владыко.» — поясной поклон; «Благословен еси, Святый.» — поясной поклон. ||

(л. 19 об.) На литии <и на утрени во время чтения «Спаси Боже, люди Твоя»>28 на словах «Силою Честного и Животворящего Креста» осеняют себя крестным знамением (без поклона). При пении на литии многочисленных «Господи, помилуй» кладутся в начале три поясных поклона, после же двух последних прошений (когда поется только три раза «Господи, помилуй») совершается по одному поклону.

28 Вписано карандашом от руки.

На шестопсалмии, во время «Слава в вышних Богу» налагается трижды крестное знамение без поклонов, то же — после трех псалмов на «Аллилуиа». В конце же шестопсалмия на «Аллилуиа» — с поклонами.

Перед отпустом, после слов священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше.» совершаются три поясных поклона.

Все творят поклоны на 1-ом припеве на 1-ой и 9-ой песни канона и в конце каждого припева «Честнейшую» на песни «Величит душа моя Господа».

Перед прикладыванием к иконе нужно стать в пару с кем-нибудь и, когда предыдущая пара совершит свой поклон после прикладывания, сотворить ровно два поклона, потом лобызать образ не в лик, а в правую ножку или руку, подойти под помазание и, вернувшись на место, вместе сотворить еще поклон и затем поклониться помазующему и друг другу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

(л. 18)

А. А. Дмитриевскому19

О СИДЕНИИ

Певчие и молящиеся сидят во время паремий, кафизм (вставая и кланяясь во время «Аллилуиа»), седальнов и поучения.

ОБ ОСВЕЩЕНИИ

На великой вечерне, прежде каждения, вжигают свещи у Спасителя, Б[ожией] Матери, у иконы храма, пред аналоем с иконою, который должен быть левее иконы Б[ожией] Матери, пред Владычным образом в тябле и в алтаре у престола (всего шесть свечей).

В начале «Господи, воззвах» вжигать и прочие свечи (по храму), угашать все свечи на литии, после «Ныне отпущаеши», на трисвятом.

На «Бог Господь» зажигаются первые шесть свечей. В начале же полиелея зажигаются и прочие свечи; они гасятся после третьей песни (на ектении), а на восьмой30 вновь зажигаются до конца великого славословия.

За литургией, до часов — зажигаются шесть свечей, пред евангелием — все свечи. После заамвонной молитвы все гасятся (Типикон, гл. 24 и 25).

Ключевые слова: А. А. Дмитриевский, Богословско-пастырское училище г. Ленинграда, Высшие богословские курсы в Ленинграде, русско-эстонская церковь в честь сщмч. Исидора Юрьевского, уставное богослужение, литургика.

29 Приписано сверху листа карандашом.

30 Написано карандашом вместо зачеркнутого: шестой.

Список литературы

Акишин С. Ю. Последний период жизни и судьба научного наследия профессора Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского // Труды Киевской духовной академии. № 15. Киев, 2011. С. 250-267.

Акишин С. Ю. Преподавательская деятельность профессора А. А. Дмитриевского на Высших богословских курсах Ленинграда // Труды Киевский духовной академии. № 17. Киев, 2012. С. 251-278.

ГердЛ. А., Акишин С. Ю. Дмитриевский Алексей Афанасьевич // Православная энциклопедия. Т. 15. М., 2007. С. 429-438.

Григорий (Чуков), митр. Дневник, фрагменты, документы. Архив «Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова)». © Александрова Л. К. Запись от 18 октября 1926 г.

Иоанн (Вендланд), митр. Князь Федор (Черный); Митрополит Гурий (Егоров): исторические очерки. Ярославль, 1999. С. 103.

Минея: месяц Октябрь. М., 1997 (репринт с издания: Киев, 1893).

ОР РНБ. Ф. 253. Д. 815 ([Краткие указания о порядке церковного богослужения]. Машинопись, правленная А. А. Дмитриевским и неустановленным лицом).

Патриарший календарь на 2016 г. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015.

Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1913.

Сове Б. И. Русский Гоар и его школа // Богословские труды. М., 1968. Сб. 4. С. 39-84.

Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб.: Изд-во Князь-Владимирский собор, 2005.

Типикон. М.: Синодальная типография, 1904.

Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские Духовные школы в ХХ-ХХ1 вв. Т. 1. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2015.

St. Tikhons University Review.

Series II: History. Russian Church History.

2017. Vol. 78. P. 119-138

Akishin Sergei,

Graduate Student of the Department of history Ural Federal University Research Fellow, Ekaterinburg Theological Seminary 51 Rozy Liuksemburg, Ekaterinburg 620026, Russian Federation nikomachus@gmail.com

Participation of A. A. Dmitrievsky in the Arrangement of Church Service at Leningrad Theological Seminary

S. Akishin

This article presents results of the study of archival files from A. A. Dmitrievsky's series (Manuscript Department, National Library of Russia) which contain a number of records related to the history of Leningrad Theological Seminary. These records reflect the fact that on October 18 (Memory day of the Four Holy Hierarchs of Moscow) and

December 13 (Memory day of Apostle Andrew) 1926, four public church services in the name of Hieromartyr Isidore of Yurievsk took place with the help of the prominent scientist and liturgist A. A. Dmitrievsky at the Russian-Estonian church in Leningrad. Both the public church services and their preparation were probably employed by A. A. Dmitrievsky as a medium for achieving better results of his students in the process of liturgical study. It was the intention of students of the Theological Seminary and Higher Theological Courses to conduct these public services. A number of manuals were prepared for various categories of participants of the services (clergy, readers, choristers and laymen) in order to conduct the service according to liturgical books. Each of these manuals explained what had to be done at certain moments of the service, who had to interact with each other, etc. The general course of the service was determined by a specifically designed document "The Order of Public Worship", which listed the elements of the service from start to finish. These documents are published in modern orthography as a supplement to this article.

Keywords: A. A. Dmitrievsky, Leningrad Theological Seminary, Higher Theological Courses in Leningrad, Russian-Estonian church in the name of Hieromartyr Isidore of Yurievsk, public worship, liturgics.

References

Akishin S. Yu., "Poslednii period zhizni i sud'ba nauchnogo naslediia professora Kievskoi dukhovnoi akademii A. A. Dmi-trievskogo", in: Trudy Kievskoi dukhovnoi akademii — Proceedings of the Kiev Theological Academy, 15, 2011, 250—267.

Akishin S. Yu., "Prepodavatel'skaia deia-tel'nost' professora A. A. Dmitrievskogo na Vysshikh bogoslovskikh kursakh Lenin-grada", in: Trudy Kievskoi dukhovnoi aka-demii — Proceedings of the Kiev Theological Academy, 17, 2012, 251-278.

Gerd L. A., Akishin S. Yu., "Dmitrievsky Alek-sey Afanas'evich", in: Pravoslavnaia entsik-lopediia, Moscow, 15, 2007, 429-438.

Grigorii (Chukov), mitr., Dnevnik, fragmenty, dokumenty. Arkhiv «Istoriko-bogoslovskoe nasledie mitropolita Grigoriia (Chukova)», © Aleksandrova L. K. Zapis' ot 18 oktiabria 1926 g.

Ioann (Vendland), mitr., Kniaz' Fedor (Chernyi); Mitropolit Gurii (Egorov): isto-richeskie ocherki, Iaroslavl', 1999.

Mineia: mesiats Oktiabr', Moscow, 1997.

Patriarshii kalendar' na 2016g., Moscow, Publishing House of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church, 2015.

Sove B. I., "Russkii Goar i ego shkola", in: Bo-goslovskie trudy — Theological studies, 1968, Issue 4, 39-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.