Научная статья на тему 'Возрастные скрипты как социокультурные модели жизненного пути'

Возрастные скрипты как социокультурные модели жизненного пути Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
495
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРИПТ / ВОЗРАСТНЫЕ СКРИПТЫ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / СТАРОСТЬ / НОРМАТИВНЫЕ МОДЕЛИ / SCRIPT / AGESCRIPTS / LIFECOURSE / AGING / NORMATIVE MODEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курышева Ольга Васильевна

В статье представлен теоретический анализ содержания и функций возрастных скриптов. Возрастные скрипты рассматриваются как нормативные социокультурные модели, отражающие содержание и событийный ряд определенного возрастного этапа. Доказывается негативное влияние возрастных скриптов старости на самоотношение, обсуждается возможность их трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age scripts as sociocultural model of the life course

In the article, the theoretical analysis of content and functions of the age scripts is presented. Age scripts are considers normative socio-cultural model, which reflects the content and the series of events of a certain age stage. Negative influence of age scripts on self-esteem is proved, the possibility of their transformation is discussed.

Текст научной работы на тему «Возрастные скрипты как социокультурные модели жизненного пути»

УДК 159.9: 316.6

Курышева Ольга Васильевна

кандидат психологических наук, доцент Волгоградский государственный университет [email protected]

ВОЗРАСТНЫЕ СКРИПТЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ*

В статье представлен теоретический анализ содержания и функций возрастных скриптов. Возрастные скрипты рассматриваются как нормативные социокультурные модели, отражающие содержание и событийный ряд определенного возрастного этапа. Доказывается негативное влияние возрастных скриптов старости на самоотношение, обсуждается возможность их трансформации.

Ключевые слова: скрипт, возрастные скрипты, жизненный путь, старость, нормативные модели.

В каждом обществе существуют общепринятые разделяемые концепции того, как должна протекать и чем быть наполненной человеческая жизнь. В психологии определен довольно широкий круг понятий, в которых в той или иной мере воплощены идеи моделирования жизненного пути - «жизненный сценарий», «временная перспектива», «жизненная стратегия», «жизненная перспектива»,«субъективная картина жизненного пути» и т.д. (К.А. Абульханова-Славс-кая, Б.Г. Ананьев, Т.Н. Березина, Э. Берн, Ш. Бю-лер, Н.В. Гришина, П.Б. Кодес, Е.Ю. Коржова, Н.А. Логинова, М.О. Мдивани, Ж. Нюттен, Р. Пе-хунен, Ю.М. Резник, С.Л. Рубинштейн). Все они объединены тем, что ищут ответ на вопрос, как складывается индивидуальная концепция жизненного пути, каковы ее нормативные характеристики и что влияет на ее реализацию.

В данной работе авторский интерес сосредоточен на том, каково содержание и функционирование таких концепций применительно к конкретным этапам жизненного пути, как складываются представления о том, что, как и когда должно происходить в том или ином возрасте, а также какова роль социокультурных норм и ожиданий в ее конструировании.

Для поиска ответов на эти вопросы одним из наиболее ресурсных, на наш взгляд, является понятие «скрипт». Возникшее в рамках теории схемы, впервые оно было предложено Р. Шенком и Р. Абельсоном. Они определяли скрипт как заданную последовательность стереотипных действий, характеризующую общеизвестную ситуацию [8, с. 151].

Скрипт (от англ. Script - сценарий) представляет схему события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов, а также их содержательную последовательность применительно к конкретной ситуации. По мнению Г.М. Андреевой, «скрипт -это описание цепи последовательных действий, уместных в данной ситуации и организованных вокруг какой-либо цели» [1, с. 126]. Скрипт содержит информацию о том, как будет развиваться ситуация, а также о ее нормативных последствиях, поскольку характеризуется «сцеплением звеньев

выстроенной во времени цепочки причинно-зависимых актов», т.е. представляет собой обусловленную последовательность действий. Таким образом, скрипт является своеобразным поведенческим стандартом, нормативной рамкой, которая работает относительно определенного социального события или ситуации.

Функцией скриптов является социальная адаптация, поскольку скрипты позволяют быстро ориентироваться в определенной ситуации и автоматически действовать в логике ее развития. Скрипты носят социально разделяемый характер и являются типичными моделями поведения для людей определенной культуры или социального статуса. В них в свернутом виде содержатся социокультурные нормы и ожидания относительно определенных ситуаций. В этом смысле скрипты представляют собой своеобразные модели опыта, являющиеся нормативными для определенной культуры.

В отличие от жизненного сценария, скрипты как модели опыта, формируются не на индивидуальном, а на социокультурном уровне и оказываются незаменимыми в социальной (межкультурной) коммуникации. У людей одной культуры существуют похожие скрипты относительно типичных повседневных ситуаций (например, похода в ресторан, посещения магазина, поступления в вуз и т.д.) и значимых жизненных событий, таких как свадьба или рождение детей, проводы в армию или юбилей. Знание скриптов является важной частью процесса социализации, поскольку они служат своеобразной схемой для ориентировки в ситуации, создавая основу для социальной компетентности. Благодаря скриптам, люди имеют знание о том, как себя вести в определенной ситуации, чтобы быть понятым и принятым другими людьми.

Скрипты содержат не только схемы последовательности событий, но и представления о целях и мотивах других людей и своих собственных, понимание происходящего с позиции здравого смысла и поведенческой прагматики. Таким образом, скрипты являются своеобразным схематическим обобщением целостного знания относительно определенного «куска» жизни, сопряженного с опре-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-06-00326.

© Курышева О.В., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

35

деленными смысловыми и ценностными коннотациями. Являясь динамической структурой, скрипт содержит знания о времени совершения действий, их порядке, а также логике развития ситуации. В этом смысле скрипт может быть рассмотрен как культурный сценарий, который разделяется большинством людей данной культуры.

Скрипты, описывающие порядок и взаимосвязь определенных действий и жизненных событий на определенном возрастном этапе, а также содержащие знания о том, как будет развиваться жизненная ситуация и к чему она, вероятнее всего, приведет, получили название «возрастные скрипты». По мнению W. Sadler, возрастные скрипты представляют собой определенные возрастные нормы, стереотипные представления о том, как должна протекать жизнь на том или ином возрастном этапе [7, с. 119].

Наиболее детально возрастные скрипты исследованы в отношении процесса старения. Такие скрипты получили название «скрипты старости». В их основе лежит представление о том, что старость - это время упадка и деградации, не имеющее особых перспектив. Поэтому планирование новых дел не входит в рамки поведения стареющего человека. В соответствии со скриптом старости, приближаясь к пятидесяти годам, человек уже должен готовиться к старости и смерти, отвергая предложения жизни. Таким образом, возрастной скрипт старости представляет собой своеобразный информационный блок по поводу старения и старости как этапа жизненного пути и становится своеобразной матрицей, относительно которой начинают разворачиваться реальные жизненные события [7, с. 125-132].

Причины деградации и психологического упадка в старости кроются в стереотипных представлениях об «ужасах» старения, составляющих ядро скриптов старости. Под влиянием скриптов старости многие люди начинают действовать автоматически, так, как будто они запрограммированы болеть, стареть и умирать. В этом случае поведение характеризуется жесткостью и стереотипностью, поскольку обусловлено ментальными схемами -узкими, несгибаемыми, повторяющимися и автоматическими паттернами. Скрипт в этом смысле выступает как своеобразная матрица информации, которая замораживает позитивные перемены и развитие. В результате пожилые люди блокируют собственные потенциальные способности и возможности развития, следуя жестким стереотипным представлениям о том, что старение неизбежный процесс, а старость - время деградации. Все, что связано с полнотой жизни, новыми событиями и творческими возможностями оказывается, с точки зрения скрипта, недоступным людям «третьего возраста», поскольку, в соответствии со скриптом, старость - время повседневной рутины и серых будней, когда жизнь безрадостна и ничего нового уже не может произойти [3, с. 116-123].

Высказываемые теоретические положения о содержании и функциях возрастных схем старости подтверждаются, в частности, результатами исследований E. Langer. Она изучала влияние скриптов старости на пожилых людей, живущих в домах престарелых. В контрольной группе она предлагала пожилым людям жить так, как они привыкли, не выходя за рамки повседневных обычных действий. В экспериментальной группе она поощряла респондентов разрушать привычные рутинные представления, думать творчески о ежедневных делах и возможностях, принимать решения вместо того, чтобы позволять ситуации решать за них, и взять на себя ответственность за собственную жизнь и здоровье. В дополнении к этому в экспериментальной группе она изменяла контекст так, что в течение недели респонденты вновь могли переживать то время, когда они были на двадцать лет моложе. Благодаря этому, им было проще экспериментировать с каждодневными ситуациями, чувствовать себя свободно и что-то изменять в своем образе жизни [3, с. 128-134].

Эти эксперименты показывают, что пожилые люди, которые ломают возрастные скрипты старости получают больше удовлетворения от жизни, наслаждаются жизнью и здоровьем и даже кажутся моложе своих лет, косвенно подтверждая тот факт, что процесс старения может подвергаться изменению и быть управляемым.

Созвучными с этими выводами являются и исследования W. Sadler. Наблюдая за своими пожилыми пациентами, он изучал, какие действия эффективнее всего разрушают скрипты старости. В результате он пришел к выводу, что возрастные скрипты старости изменялись максимально эффективно, если люди выполняли следующие действия:

- больше обращали внимание на собственную индивидуальность и богатство личного потенциала;

- подвергали сомнению свой собственный скрипт старости, а также традиционные ожидания, принятые в данной культуре;

- установили долгосрочные цели и рисковали для того, чтобы их достигнуть;

- более оптимистично оценивали свои возможности и способности;

- более позитивно относились к себе и своим жизненным достижениям, повышая тем самым уверенность в себе и самооценку;

- стали нести больше ответственности за собственную жизнь [7, с. 18-32].

Приведенные результаты исследований показывают, что возрастные скрипты старости так же искусственны, как и другие возрастные стереотипы или нормы. Это не столько биологические, сколько социокультурные информационные паттерны, в которых заложены нормативы и ожидания, типичные для определенного возрастного этапа. Поэтому они могут быть пересмотрены и переструктурированы -

36

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

разрушены. Подобно тому, как раньше были пересмотрены сексуальные ролевые скрипты, особенно женские, и приведены в соответствие с реалиями современной жизни, так же могут быть изменены и скрипты старости. Бросая им вызов, мы освобождаемся от их предсказательной природы и становимся свободными в выборе альтернативных траекторий построения собственной жизни [2].

Возрастные скрипты касаются не только пожилого возраста и процесса старения, но, так или иначе, охватывают все возрастные этапы. По мнению J. МоШараге, возрастные скрипты содержат нормативные представления о том, как должен протекать определенный возрастной этап: какие его главные задачи и ожидания, какие события должны в нем произойти, каково время их наступления и возможные следствия. Находясь в течение жизни в латентном состоянии, возрастные скрипты активируются в соответствии с актуальным жизненным периодом. Например, для двадцатилетних людей активным будет скрипт «начало жизни», а для восьмидесятилетних, соответственно, «окончание жизни». Подобные скрипты основываются на определенных «контрольных точках», связываемых с каким-либо событием. Например, человек может считать, что в 25 лет нужно выйти замуж (или жениться), в 30 лет открыть собственное дело, в 40 лет иметь достойную недвижимость и т.д. В представлении человека такие событийные скрипты объединяют воедино прошлое, настоящее и будущее и становятся своеобразной имплицитной теорией развития. Они являются основанием для субъективной идентификации собственного возраста по отношению к представляемому событийному ряду. В зависимости от того, насколько эти идеи оказываются реализованными, индивид может чувствовать себя старше или моложе собственного актуального возраста [4].

Ближайшие по отношению к актуальному времени жизни контрольные точки содержат более детальные представления об актуальном жизненном этапе и являются его своеобразной картой-матрицей. Они включают физические, биографические, нормативные и другие события, которые отличают один возраст от другого. Физические события включают события, связанные с состоянием здоровья. К ним, например, относятся беременность и роды, менархе или менопауза, операции и серьезные болезни, а также смерть близких людей. Биографические события включают значимые события личной истории, такие, как свадьба, рождение детей, развод, юбилеи и т.д. Нормативные события состоят из градуируемых возрастом событий, например, получение паспорта, начало учебы в школе или институте, уход на пенсию и т.д. Предположено, что опыт таких событий и составляет содержание возрастных схем самости у взрослых [4; 5].

В исследовании S. Whitbourne доказано, что существует особый вид возрастных скриптов, которые включают планы относительно ключевых жизненных событий. В их основе лежат социокультурные нормы и ожидания и персональные жизненные карты. Например, 21-летняя женщина, планируя свое будущее, может ожидать, что она выйдет замуж в 24-25 лет, станет матерью до 30 лет и сделает карьеру к 35 годам. Такие планы, с одной стороны, основаны на социокультурных нормах и экспектациях, разделяемых членами данного общества, с другой - являются результатом семейных биографических нюансов и индивидуального планирования собственной жизни [9, с. 596-603].

Подобные идеи были высказаны в середине XX века в работах B. Neugarten. Она считала, что, прежде всего, люди усваивают ожидания о времени жизненных событий относительно их жизненного цикла. Она называла этот феномен социальными часами. Социальные часы показывают, вовремя или нет произошло то или иное событие, и если нет, то какие последствия может иметь подобное временное смещение.

Ее исследования доказывают, что несоответствие между ожидаемым и фактическим выбором времени событий приводит к негативным последствиям. Например, в случае, когда женщина становится бабушкой раньше, чем она этого ждет, или мужчина женится значительно позже своих ожиданий, они испытывают значительно большее напряжение и дискомфорт, чем те люди, в жизни которых подобные события произошли в соответствии с личными ожиданиями и планами [6].

Таким образом, возрастные скрипты представляют собой нормативные социокультурные модели, отражающие содержание и событийный ряд определенного возрастного этапа. Активируясь в соответствии с актуальным жизненным этапом, они становятся своеобразной ментальной матрицей, направляющей жизнь и развитие человека в определенное русло. Скрипты старения в этом случае канализируют информацию в негативном ключе, исключая возможности развития и ощущения полноты жизни. Поскольку возрастные скрипты имеют преимущественно социокультурную природу, они могут подвергаться трансформации, позволяя человеку более эффективно управлять собственной жизнью.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект-пресс, 2004. - 288 с.

2. Guidano V.F., Liotti G. A constructionist foundation for cognitive therapy // M.J. Mahoney, A.E. Freeman (Eds.). Cognition and psychotherapy. -New York: Plenum, 1985. - P. 101-142.

3. Langer E., Chanowitz B., Palmerino M., Jacobs S., Rhodes M., Thayer P. Nonsequential development and aging // C.N. Alexander, E.J. Langer

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

37

Higher stages of human development. - New York: Oxford University Press, 1990. - P. 114-136.

4. Montepare J.M. An assessment of adults' perceptions of their psychological, physical and social ages // Journal of Clinical Geropsychology. - 1996. -№ 2. - P. 117-128.

5. Montepare J.M., Clements A. «Age schemas»': guides to processing information about the self // Journal of Adult Development. - 2001. - Vol. 8. -№ 2. - P. 99-112.

6. Neugarten B.L., Neugarten D.A. Changing meanings of age in the aging society // A. Pifer and

L. Bronte (eds.). Our Aging Society: Paradox and Promise. - New York: W.W. Norton, 1986. - P. 33-51.

7. Sadler W. The Third Age: Six Principles of Growth and Renewal after Forty. - Cambridge, MA: Perseus Books, 2000. - 256 p.

8. Shank R.C., Abelson R. Scripts, plans and knowlege // Advansed Papers of the 4-th IJCAI. -Tbilisi, 1975. - Vol. 1. - P. 151-157.

9. Whitbourne S.K. The psychological construction of the life span // J.E. Birren, K.W. Schaie (Eds.). Handbook of the psychology of aging. - New York: Van Nostrand Reinhold, 1986. - P. 594-618.

УДК159.922.8

Рыцарева Татьяна Васильевна

Институт психологии Российской Академии наук, г. Москва

t. rytsаre va@mail. ш

СООТНОШЕНИЕ СИМПТОМОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА С ПАРАМЕТРАМИ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ

В статье представлены результаты исследования параметров семейной системы: мифов и функциональности структуры в семьях подростков с негативными проявлениями отклоняющегося поведения. Приведен сравнительный анализ этих параметров в семьях подростков с проявлениями: неуспеваемость, непослушание, плохое поведение. Ключевые слова: подростки, мифы, функциональность структуры.

Негативные проявления отклоняющегося поведения подростков авторы [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8] связывают с трудностями самого подросткового периода и спецификой функционирования их семей. Закономерности таких проявлений подростка вызывают особенный интерес в связи с особенностями семьи или ее историей.

По убеждению представителя трансгенерационного подхода В. Де Гольжак основой для формирования идентичности личности является знание семейной истории и генеалогического древа [3]. Семейная история и идентичность членов семьи тесно связаны между собой. Ребенок рождается в семье - и это первая социальная группа, членом которой он является и с которой бессознательно и осознанно идентифицирует себя. Генеалогический порядок изначально определяет место каждого человека в общности, устанавливает его границы и идентичность. Через усвоение социальных программ и сценариев, вырабатываемых многими поколениями в семье, изучение, осмысление образцов поведения, постижение истории предков и рода человек начинает строить свою индивидуальную историю [3; 6].

Системный подход в изучении семьи [1; 2; 4; 8], у истоков которого стояли Мюррей Боуэн, Джей Хэйли, Вирджиния Сатир, Сальвадор Минухин, Карл Витакер и др., предполагает, что люди организуют свое поведение в соответствии с поколением, возрастом, полом и другими структурными и коммуникативными параметрами семейной системы. Поэтому семьи во многом повторяют сами

себя, и то, что происходит в одном поколении, часто повторяется в другом. М. Боуэн называет это многопоколенными переходами семейных паттернов [4].

В рамках данного подхода наиболее важной является проблема семейных мифов. По данным Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса [7], термин «семейный миф» впервые был предложен А.Х. Феррейрой и по сути является «образом Мы», принятым в семье. Одной из первых семейный миф описала «Миланская группа» итальянских системных семейных психотерапевтов - M. Selvini Palazzoli, L. Boscolo, G. Cecchin, G. Pratta [8].

По определению А.Я.Варги «Семейный миф -это форма описания семейной идентичности, некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея, или образ, или история, или идеология. Это знание, разделяемое всеми членами семейной системы и отвечающее на вопрос «Кто мы?» В мифе отражено знание о том, что принято и что не принято в семье делать и говорить, чувствовать, осуждать, ценить» [2, с. 72]. Автор описывает несколько семейных мифов таких как: «Мы - дружная семья», «Мы - спасатели», «Мы -герои», «Мы - люди» [1; 2].

По мнению А.А. Шутценбергер семейный миф выявляется через паттерн функционирования человека [6]. Он может реализовываться членами семьи функционально, отвечая необходимым изменениям в развитии (речь идет о стадиях развития семьи, где один этап в развитии сменяет другой) или дисфункционально, образовывая дисфункции для сохранения семейного мифа.

38

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Рыцарева Т.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.