Научная статья на тему 'Соотношение симптомотического поведения подростка с параметрами семейной системы'

Соотношение симптомотического поведения подростка с параметрами семейной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
494
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / МИФЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СТРУКТУРЫ / TEENAGERS / MYTHS / STRUCTURE FUNCTIONING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыцарева Татьяна Васильевна

В статье представлены результаты исследования параметров семейной системы: мифов и функциональности структуры в семьях подростков с негативными проявлениями отклоняющегося поведения. Приведен сравнительный анализ этих параметров в семьях подростков с проявлениями: неуспеваемость, непослушание, плохое поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ratio of symptomatic behaviour of teenager with parameters of family system

The results of the researches of family system parameters are presented in the article: myths and structure functioning in families of teenagers with negative demonstration of divergent behaviour. A comparative analysis of these parameters in teenager families with different demonstrations is made (brought): poor progress, disobedience, bad behaviour.

Текст научной работы на тему «Соотношение симптомотического поведения подростка с параметрами семейной системы»

Higher stages of human development. - New York: Oxford University Press, 1990. - P. 114-136.

4. Montepare J.M. An assessment of adults' perceptions of their psychological, physical and social ages // Journal of Clinical Geropsychology. - 1996. -№ 2. - P. 117-128.

5. Montepare J.M., Clements A. «Age schemas»': guides to processing information about the self // Journal of Adult Development. - 2001. - Vol. 8. -№ 2. - P. 99-112.

6. Neugarten B.L., Neugarten D.A. Changing meanings of age in the aging society // A. Pifer and

L. Bronte (eds.). Our Aging Society: Paradox and Promise. - New York: W.W. Norton, 1986. - P. 33-51.

7. Sadler W. The Third Age: Six Principles of Growth and Renewal after Forty. - Cambridge, MA: Perseus Books, 2000. - 256 p.

8. Shank R.C., Abelson R. Scripts, plans and knowlege // Advansed Papers of the 4-th IJCAI. -Tbilisi, 1975. - Vol. 1. - P. 151-157.

9. Whitbourne S.K. The psychological construction of the life span // J.E. Birren, K.W. Schaie (Eds.). Handbook of the psychology of aging. - New York: Van Nostrand Reinhold, 1986. - P. 594-618.

УДК159.922.8

Рыцарева Татьяна Васильевна

Институт психологии Российской Академии наук, г. Москва

t. rytsаre va@mail. ш

СООТНОШЕНИЕ СИМПТОМОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА С ПАРАМЕТРАМИ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ

В статье представлены результаты исследования параметров семейной системы: мифов и функциональности структуры в семьях подростков с негативными проявлениями отклоняющегося поведения. Приведен сравнительный анализ этих параметров в семьях подростков с проявлениями: неуспеваемость, непослушание, плохое поведение. Ключевые слова: подростки, мифы, функциональность структуры.

Негативные проявления отклоняющегося поведения подростков авторы [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8] связывают с трудностями самого подросткового периода и спецификой функционирования их семей. Закономерности таких проявлений подростка вызывают особенный интерес в связи с особенностями семьи или ее историей.

По убеждению представителя трансгенерационного подхода В. Де Гольжак основой для формирования идентичности личности является знание семейной истории и генеалогического древа [3]. Семейная история и идентичность членов семьи тесно связаны между собой. Ребенок рождается в семье - и это первая социальная группа, членом которой он является и с которой бессознательно и осознанно идентифицирует себя. Генеалогический порядок изначально определяет место каждого человека в общности, устанавливает его границы и идентичность. Через усвоение социальных программ и сценариев, вырабатываемых многими поколениями в семье, изучение, осмысление образцов поведения, постижение истории предков и рода человек начинает строить свою индивидуальную историю [3; 6].

Системный подход в изучении семьи [1; 2; 4; 8], у истоков которого стояли Мюррей Боуэн, Джей Хэйли, Вирджиния Сатир, Сальвадор Минухин, Карл Витакер и др., предполагает, что люди организуют свое поведение в соответствии с поколением, возрастом, полом и другими структурными и коммуникативными параметрами семейной системы. Поэтому семьи во многом повторяют сами

себя, и то, что происходит в одном поколении, часто повторяется в другом. М. Боуэн называет это многопоколенными переходами семейных паттернов [4].

В рамках данного подхода наиболее важной является проблема семейных мифов. По данным Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса [7], термин «семейный миф» впервые был предложен А.Х. Феррейрой и по сути является «образом Мы», принятым в семье. Одной из первых семейный миф описала «Миланская группа» итальянских системных семейных психотерапевтов - M. Selvini Palazzoli, L. Boscolo, G. Cecchin, G. Pratta [8].

По определению А.Я.Варги «Семейный миф -это форма описания семейной идентичности, некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея, или образ, или история, или идеология. Это знание, разделяемое всеми членами семейной системы и отвечающее на вопрос «Кто мы?» В мифе отражено знание о том, что принято и что не принято в семье делать и говорить, чувствовать, осуждать, ценить» [2, с. 72]. Автор описывает несколько семейных мифов таких как: «Мы - дружная семья», «Мы - спасатели», «Мы -герои», «Мы - люди» [1; 2].

По мнению А.А. Шутценбергер семейный миф выявляется через паттерн функционирования человека [6]. Он может реализовываться членами семьи функционально, отвечая необходимым изменениям в развитии (речь идет о стадиях развития семьи, где один этап в развитии сменяет другой) или дисфункционально, образовывая дисфункции для сохранения семейного мифа.

38

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Рыцарева Т.В., 2014

Таблица 1

Критерии определения семейных мифов

Мифы Критерии

Мы - люди - Высказывания о ценности развития и совершенствования себя, о ценности образования и карьерного роста. - Высказывания с общим смыслом о том, что для того, чтобы стать кем-то, надо много учиться. - Истории о достижениях в развитии членов семьи в разных поколениях.

Мы - герои - Рассказы и истории о том, как люди боролись и преодолевали трудности, добиваясь высоких результатов. - Истории про терпеливость, героичность поступков.

Мы - дружная семья - Характеристики собственной семьи как бесконфликтной, высказывания о большой ценности мира в семье. Фразы с общим смыслом, что нужно держаться вместе. Наличие опасности во внешнем мире в суждениях.

Функциональность семьи зависит от разных факторов: уровня дифференциации, интеллектуального и эмоционального интеллекта членов семьи, их способности реализовывать необходимые изменения в семье, согласно стадиям развития [1; 2; 4] и др. Особенный интерес представляет соотношение паттернов функционирования семьи и особенностей негативных проявлений отклоняющегося поведения подростков, а именно симптоматического поведения.

Исходя из вышеизложенного, была сформулирована следующая гипотеза: в зависимости от дис-функциональности семьи мифы могут по-разному проявляться в поведении подростка.

Целью нашего исследования является изучение параметров семейной структуры: ее функциональности и семейных мифов и их соответствие с формой симптоматического поведения подростка.

Предполагается, что симптоматическое поведение подростка будет затрагивать ценностную сферу семьи и значимые ценности родителей.

В исследовании приняли участие учащиеся -31 подросток, родители которых обратились на консультацию в психологический центр по поводу негативного поведения ребенка. Средний возраст детей экспериментальной группы - 13,5 лет, что соответствует периоду подросткового возраста. Средний возраст матерей подростков - 37,9, а отцов -39,5 лет. Все семьи-респонденты были поделены

на 3 группы по критерию симптоматического поведения (запроса, с которым семьи обращались за помощью): 1 гр. «неуспеваемость» - 10 подростков; 2 гр. «непослушание» - 11 подростков; 3 гр. «плохое поведение» - 10 подростков. Таким образом, в исследовании приняла участие 31 полная семья (всего 93 человека).

Для исследования параметра семейной структуры «семейный миф» был использован метод ге-носоциограммы, который был разработан Анри Колломбом в 1977 году. Геносоциограмма является комментированным представлением генеалогического древа (генограммы) и представляет изображенную графически родословную с информацией о членах трех или более поколений.

Во время составления генограмм были использованы общепринятые символы. Определение семейного мифа происходило через исследование критериев, которые были выведены, пользуясь определениями разных авторов [1; 2; 4; 6] и представлены в таблице 1.

При прослушивании первичной консультации подсчитывалось число высказываний, относящихся к тому или иному типу. Высказывания суммировались по семье в целом.

Для выявления функциональности семейной структуры проводился контент-анализ стенограмм интервью. Описание параметров и критериев оценки представлено в таблице 2.

Таблица 2

яости семейной структуры

Параметры структуры семьи Описание параметра Критерии оценки дисфункциональности

Альянсы Коалиции: скрытые, межпоколенные Истории о связи родителя и ребенка, преобладающей над супружеской связью. Примеры дружбы двоих членов семьи против третьего.

Перевернутая иерархия Перевернутая иерархия, чрезмерная иерархизация Рассказы, подтверждающие, что статус ребенка в семье выше, чем статус одного или обоих родителей.

Дисфункциональность структуры Структура семьи, включающая аутсайдера При рассмотрение одного ребенка как нелюбимого и того, с кем нужно «воевать».

Ригидность Отсутствие гибкости Описание отсутствий изменений, необходимых семье на данном этапе функционирования.

Разобщенность Отсутствие семейной сплоченности Рассказы об дистантности в отношениях, демонстрация несогласованного поведения.

Рис. 1. Частота встречаемости высказываний в 1-ой группе

Рис. 2. Частота встречаемости высказываний во 2 группе

80 60 40 20 0

■ Мамы

■ Папы

Мы-герои Мы-люди Мы-дружная

семья

Рис. 3. Частота встречаемости высказываний в 3 группе

Согласно исследованиям авторов [1; 2; 4] проявления описанных критериев будут свидетельствовать о дисфукциональности семьи.

Результаты эмпирического исследования

Семейные мифы

Был проведен частотный анализ встречаемости высказываний в каждой из трех групп. Данные по 1-ой группе представлены на рисунке 1.

В первой группе миф «Мы - люди» выявлен в 9 семьях из 10, и в 1 семье определен миф «Мы спасатели». Содержание мифа «Мы - люди» состоит в высокой ценности образования и развития в семье.

Во второй группе (симптом - непослушание) выявлено: в 9 семьях миф «мы - дружная семья», в 1 семье миф «мы - люди», в 1 - «мы - герои». Показатели частоты встречаемости высказываний представлены на рисунке 2.

В российской культурной среде миф «Мы -дружная семья» широко распространен. В семьях с таким мифом не случается открытых конфликтов. Принято проявлять только положительные чув-

ства, а остальные чувства - обида, гнев, разочарование и прочее - игнорируются или вытесняются. Тревожно-депрессивные расстройства, агрессивное поведение - типичные проблемы семьи с таким мифом [1; 2].

В третьей группе представлены мифы «Мы -герои» - 7 семей, «Мы - люди» - 2 семьи. «Мы -дружная семья» - 1 семья. Данные представлены на рисунке 3.

В таких семьях передаются рассказы о героических поступках, преодоленных сложностях. Миф дает определенное понимание того, как люди должны чувствовать и осознавать себя. Члены семьи с героическим мифом как правило непримиримые, принципиальные люди. Ценность высоких достижений - характеристика такой семьи.

Значимость различий в группах определялась с помощью критерия Фишера, были отмечены значимые различия в проявлении следующих мифов: 1) «Мы - люди» в 1-ой группе в сравнении со 2-ой группой (ф*=2,525 при р<0,05), в сравнении с 3-ей группой (ф*=4,314 при р<0,05);

40

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Рис. 4. Частота встречаемости значимо различных параметров дисфункциональности в 3-х группах

15 10 5 0

1-группа "Неуспеваемость"

2-группа "Непослушание" 13-группа "Плохое поведение"

Коалиции Ригидность Разобщенность

2) «Мы - дружная семья» во 2-ой группе в сравнении с 1-ой группой (ф*=3,725 при р<0,05), в сравнении с 3-ей группой (ф*= 3,701 при р<0,05);

3) «Мы - герои» в 3-ей группе в сравнении с 1-ой группой (ф*=3,263 при р<0,05), в сравнении со 2-ой группой (ф*= 3,133 при р<0,05).

В полученных результатах видно, что симптоматическое поведение ребенка лежит в области семейного мифа, то есть наивысших семейных ценностей. В 1-ой группе, где высокая ценность развития и образования, симптом - неуспеваемость, во 2-ой группе, где наивысшая ценность в дружности семьи и соблюдении традиций, симптом - непослушание, а в 3-ей группе, где симптом - плохое поведение, то есть активное противостояние родителям и учителям, семейный миф о героических преодолениях.

Функциональность семейной структуры. Контент-анализ стенограмм психологических консультаций и интервью по выявлению параметров дис-функциональности семейной структуры выявил отсутствие семей без проявления вышеописанных критериев в каждой из экспериментальных подгрупп, что свидетельствует о дисфункциональнос-ти семейных структур в экспериментальных подгруппах. Конкретизация результатов представлена на рисунке 4.

В первой группе «Неуспеваемость» наиболее часто встречающийся и значимо различный параметр, свидетельствующий о дисфункциональнос-ти структуры - это коалиции, он проявился в 10 семьях: в сравнении со 2-ой группой (5 семей с проявлениями) - (ф*=3,021 при р<0,05), в сравнении с 3-ей группой (3 семьи) (ф*=3,825 при р<0,05).

В группе «Непослушание» разобщенность -наиболее часто встречающийся параметр, проявление в 10 семьях: в сравнении с 1-ой группой (4 семьи) - (ф*=2,655 при р<0,05), в сравнении с 3-ей группой (4 семьи) - (ф*=2,655 при р<0,05).

В группе «Плохое поведение» наивысшие показатели у параметра ригидность, проявление в 10 семьях: в сравнении со 1-ой группой (3 семьи) -(ф*=3,265 при р<0,05), в сравнении с 2-ой группой (5 семьи) - (ф*=2,578 при р<0,05).

Полученные данные продуктивно рассматривать в соотношении с результатами, полученными в исследовании семейных мифов.

Выводы

Семейный миф - параметр любой семейной структуры, определяющий ценности семьи и направленность поведения членов семьи. Например, хорошо известны семьи из нескольких поколений с великими спортсменами или учеными, в которых доминируют мифы о героических победах и достижениях. Очевидно, что сущностное содержание семейного мифа - недостаточный параметр, определяющий тип неблагополучного поведения ребенка. Однако, при наличии других факторов, например, дисфункциональности семьи, этот параметр может объяснять именно такое негативное поведение ребенка, т.е., форму симптома.

В исследуемых семьях были выявлены высокие показатели семейной дисфункции. Анализ стенограмм интервью показал различия в функциональности семейных структур. Соотнося полученные по двум методикам данные, мы можем предполагать, что наличие дисфункциональности семейной структуры - комплексный параметр, связанный с симп-тематическим поведением подростка. Это позволяет сделать вывод о том, что дисфункциональность семейных структур и семейные мифы соотносятся с типом симптоматического поведения подростка. Симптоматическое поведение ребенка лежит в области семейного мифа, то есть наивысших семейных ценностей. В зависимости от дисфункциональности семьи мифы по-разному проявляются в поведении подростка Т.о., гипотеза подтверждается.

Дальнейшее исследование может быть направлено на расширение выборки, рассмотрение запросов другого характера и неохваченных семейных мифов.

Библиографический список

1. Варга А.Я. Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии. - М.: Институт практической психологии и психоанализа, 2001. - 245 с.

2. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. - М.: Когито-Центр, 2009. - 182 с.

3. Де Гольжак В. История в наследство: Семейный роман и социальная траектория. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 233 с.

4. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / ред. К. Бейкер, А.Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2005. - 496 с.

5. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 384 с.

6. Шутценбергер А.А. Синдром предков. - М.: Изд-во «Психотерапия», 2007. - 253 с.

7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.

8. Paradox and counterparadox / Selvini Palazzoli M., Boscolo L., Cecchin G., Pratta G. - NY: Jason Aranson, 1978. - 204 с.

УДК 159.922

Севастьянова Ульяна Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ С ОТНОШЕНИЕМ ОТЦА К СЕБЕ И РЕБЕНКУ

В статье обсуждаются личностные детерминанты отношения отца, влияющие на развитие детско-родитель-ских отношений. Представлены результаты исследования о существовании взаимосвязи личностных качеств и ценностей с особенностями отношения к себе и ребенку у мужчин, воспитывающих ребенка различного возраста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: отцовство и его детерминанты, структура отцовства, отношение отца к себе как родителю, отношение к ребенку, личностные качества и ценности мужчины.

В последние десятилетия отношение российских психологов к проблеме отцовства существенно изменилось. Это связано с переменами в жизни общества, увеличением требований к мужчине как к отцу. В жизни общества мы наблюдаем, с одной стороны, ряд негативных социальных явлений: увеличение количества разводов, частое отсутствие отца в семье. С другой стороны, все чаще в семье проявляется активное участие мужчины в уходе за ребенком (N. Cabrera, 2002; M. Lamb, C. Lewis, 2004), появляется образ «новый отец», как отца, который принимает активное участие в воспитании ребенка, эмоционально взаимодействует с ним, общается, выполняет все родительские функции наравне с матерью [9; 10].

Выбор изучения детерминант отцовства в рамках данного исследования обусловлен несколькими причинами. Во-первых, психология, как отечественная, так и зарубежная, вообще долгое время не изучала отцовство. Во-вторых, в существующих исследованиях по проблематике отцовства (в отличие от психологии материнства) отсутствует подробный анализ содержания отцовства, факторов, влияющих на формирование отцовского отношения, а также механизмов, лежащих в его основе [3]. В-третьих, в современных условиях существует малое количество программ психологической помощи отцам, в основном существующие программы направлены на развитие психологической готовности юношей к отцовству.

Большинство авторов рассматривает отцовство как взаимодействие мужчины и ребенка (И.С. Кон, 2003; М. Мид, 1988; Т.В. Архиреева, 2005; S.Barth, 2000) [1; 2; 5; 8]. О.Г. Калина и А.Б. Холмогорова указывают на то, что положительное влияние на ребенка оказывает не наличие отца, а характер взаимодействия (2012) [6]. Согласно проведенного нами теоретического анализа, структурная модель

отцовского отношения включает две подсистемы: отношение к себе как к родителю (представления

0 себе как о мужчине, отце; умения, навыки и деятельность отца, оценка себя); отношение к ребенку (представления о ребенке, отношение к ребенку, взаимодействие с ребенком). Данные подсистемы проявляются в когнитивном (представление о себе и о ребенке, оценка себя и ребенка, образ себя и ребенка), эмоциональном (ощущение себя как отца, отношение к ребенку) и поведенческом (умения, навыки и деятельность отца при взаимодействии с ребенком) компонентах [7].

Личностные детерминанты отцовства влияют на две подсистемы отцовства: на отношение к себе (готовность мужчины к принятию социальной роли родителя), на отношение родителя к своему ребенку. Т.В. Архиреева считает, что ключевым моментом реального отцовства является отношение мужчины к своему ребенку [1].

Цель нашего исследования: выявление степени соответствия личностных детерминант особенностям отношения к себе и ребенку у мужчин. Гипотеза исследования: соотношение личностных факторов с особенностями отношения к себе и ребенку у мужчин, воспитывающих ребенка различного возраста (компонентами отцовского отношения) имеет различия.

В исследовании приняло участие 180 мужчин:

1 группа - отцы детей раннего возраста (N = 60, Ме = 27); 2 группа - отцы детей дошкольного возраста (N = 60, Ме = 29); 3 группа - отцы подростков (N = 60, Ме = 38).

Нами использовались следующие методики: личностные детерминанты изучались с помощью методики «Опросника ценностей» (Schwarz, 1997, адаптация В.Н. Карандашева, 2004); когнитивный компонент отцовского отношения изучался с помощью методики «Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла»; эмоциональный компонент

42

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Севастьянова УЮ., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.