МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
УДК 81.366.512.141
Г. А. Амиргалина
Аспирант кафедры башкирского языка Факультет башкирской филологии Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета г. Стерлитамак, Российская Федерация
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗВИЩ Аннотация
В статье рассматриваются башкирские прозвища, где фактором выбора прозвищ является возраст индивида. Так, на примере возрастных особенностей представляется возможность еще раз доказать, что прозвища являются динамичной категорией.
Ключевые слова
башкирский язык, прозвища, возрастные особенности прозвищ
Психологи считают, что ребенок к 2-3 годам имеет уже свой характер [2, с. 350]. В этом возрасте появляются первые прозвища среди детей. Однако, по данным нашего исследования, такие прозвища единичны и носят субъективный характер, так как образованы в семейном кругу. Далее в школьном возрасте дети уже могут судить более объективно и прозывать друг друга за какой-либо признак, недостаток.
А. В. Суперанская верно подметила, что более младшие дети еще недостаточно наблюдательны, а в старших классах у многих развиваются острые умы и критические взгляды на вещи [5, с. 485].
Следует отметить, что прозвище человека может меняться в течение всей его жизни. В нашем опроснике есть прозвища, наглядно доказывающие данный факт: Уцган-туцган "сначала он был лучшим в классе, позже, в старших классах, стал хуже всех"; Бзрзкзтле берз^зк "человек в данную местность приехал как бомж, в скором времени он стал зажиточным". Так, если первые черты характера оказывались положительными, то в последующие годы могут стать отрицательными и - наоборот.
С возрастом у человека расширяется круг общения, появляются новые знакомые, друзья, интересы, хобби т.д. Соответственно, расширяется и прозвищная культура.
В младшем школьном возрасте, когда авторитетом выступают взрослые, дети редко дают прозвища учителям. А если и дразнят, то только теми прозвищами, что придумали более взрослые школьники. Затем, в средних классах, идет изменение мышления и на первый план выходят друзья, одноклассники. Так, в школьной среде у детей с пятого по восьмые классы преобладают прозвища, данные своим сверстникам. И в нашей картотеке их довольно много. Стоит отметить, что школьники данного возраста довольно скрытны и при анкетировании трудно идут на контакт.
На развитие прозвищ школьников могут влиять факторы из светской жизни, так как они уже могут делать определенные выводы, сравнения с рядом живущими сверстниками. Также в прозвищах школьников можно проследить следующие элементы: чем они увлекаются, какие учебные предметы им интересны, какие события остались в их памяти: Урал-батыр - после прочтения данного башкирского эпоса мальчику с именем Урал прикрепили и слово батыр; Черный генерал - прозвали после изучения о Герое Советского Союза Даяне Мурзине, у которого тоже было прозвище "Черный генерал "; Амеба - после урока биологии отсталого в развитии мальчика в классе стали называть так; Гитлер - данное прозвище дано мальчику-драчуну; Рузвельт - его настоящее имя Рузиль; Пушкин - денотат любил писать стихи; Китальфа (в переводе означает «малый конь») - отца звали конь, и сына начали сперва обзывать «малый конь», а после урока астрономии - как аналог созвездия и др.
Психологи утверждают, что с возрастом человек постепенно избавляется от так называемых детских черт: безответственности, капризности, эгоцентричности, плаксивости, разных детских страхов и др. И со временем появляются положительные черты характера как терпимость, ответственность, разумность, расчетливость, мудрость [2, с. 270]. Прозвища с вышперечисленными положительными чертами характера появляются уже в зрелом возрасте. Людей, которые не избавились от детских черт, прозывают в основном, используя возрастные параметры: Бала Ребенок , Бзпес "Ляля" и др.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
Уровень образованности, саморазвития, владение правилами поведения не дают человеку употреблять негативные прозвища. Как утверждают ученые, прозвища, бытующие в высококультурной среде, имеют часто своим источником факты мировой литературы, мифологии и истории [1, с. 46].
С накоплением опыта у людей меняются взгляды на окружающий мир. Люди более зрелого возраста (условно - после 40 лет) меньше придумывают друг другу прозвища, а если и есть, то в основном ситуативные прозвища, которые ни в коем случае не обижают прозванного. В этом возрасте обидные прозвища для старшего поколения уже придумывает более младшее поколение [3; 4]. Благодаря этому работники в учебных заведениях всегда остаются в центре прозвищного мира: Бвжж апа 'Насекомое-учительница '- из рассказа Мустая Карима, где ученики прозвали новую учительницу по биологии, которая в первый день рассказывала о насекомых; Ойрзк 'Утка' - учительница по русскому языку ходила, как утка; Дважды не повторяю - преподаватель всегда на лекциях говорила: "Слушайте внимательно! Дважды не повторяю! Дважды не повторяю!"; прозвали за то, что сама себе же противоречила; Зевс - директор школы; Гера - жена директора.
Людям более пожилого, пенсионного, возраста молодые дают прозвища, в основном связанные с внешним видом. Ос тэгэрмэсле вилсэпит 'Трехколесный велосипед' - денотат с горбинкой; в пожилом возрасте начал ходить с палкой; Ак бабай 'Белый дед '- у прозываемого волосы, брови были седыми и др.
Таким образом, на примере возрастных особенностей представляется возможность еще раз доказать, что прозвища являются динамичной категорией. Прозвище меняется на всем жизненном пути человека. Индивид может в любом возрасте быть одарен прозвищем. Также с трудом верится людям, которые утверждают, что у них никогда не было прозвища. Абсолютно не имеющих прозвищ людей, можно сказать, не существует, так как иногда людей прозывают за спиной, что номинированный даже и не будет знать об этом.
Список использованной литературы:
1. Гаджиева И.З. Прозвища (аяма) в азербайджанском языке // Ономастика Кавказа: Межвузовский сборник статей / Отв. ред. Т.А. Гуриев и др. - Орджоникидзе: СОГУ, 1980. - 192 с.
2. Основы психологии. Учебник / Под ред. Е.И. Рогова. - М.: 2001. - 455 с.
3. Сайфуллина В.Р., Абдуллина Г.Р. О башкирских прозвищах // Актуальные проблемы филологии: история, современность и перспективы: Матер. Всерос.научно-практ.конф. - Нефтекамск, 2013. - С.11-14.
4. Сайфуллина В.Р., Абдуллина Г.Р. Прозвища в лексиконе студентов // Занкиевские чтения: Сб.матер. Всерос.науч.-практ.конф. "Национальное образование и культура в полиэтническом пространстве". -Тобольск, 2012. - С.113.
5. Суперанская А.В. Современные русские прозвища // Folia onomastica croatica. 2003-2004. № 12-13. URL: http:// hrcak.srce.hr/file/36673 (Дата обращения: 18.03.2015)
© Г. А. Амиргалина, 2015
УДК 81
М. С. Галлямова, к. филол. наук, доцент Институт истории, филологии и иностранных языков ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
г. Магнитогорск, Российская Федерация Е. О. Матвеева, студентка V курса Институт истории, филологии и иностранных языков ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
г. Магнитогорск, Российская Федерация
INTERNAL SPEECH OF FICTION CHARACTERS IN RUSSIAN LITERARY TRANSLATION (BASED ON THE NOVEL BY J. D. SALINGER «THE CATCHER IN THE RYE»)
Abstract
The article deals with the internal speech of the main character in the novel by J. D. Salinger «The Catcher in