Научная статья на тему 'Терминологическая лексика в вычислительной технике'

Терминологическая лексика в вычислительной технике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1058
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абуова Б.П.

Статья посвящена вопросам терминологической лексики в области вычислительной техники. Данная тема актуальна, поскольку интенсивный рост социальной значимости вычислительной техники в эпоху развития информационных технологий способствует в русском языке к образованию и обогащению новой терминологической лексики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Терминологическая лексика в вычислительной технике»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070 УДК 81

Б.П.Абуова

магистр пед. наук, ст.преподаватель кафедры Государственных и иностранных языков Алматинский технологический университет Г. Алматы, Республика Казахстан bibizhan@mail.ru

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА В ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ

Аннотация

Статья посвящена вопросам терминологической лексики в области вычислительной техники. Данная тема актуальна, поскольку интенсивный рост социальной значимости вычислительной техники в эпоху развития информационных технологий способствует в русском языке к образованию и обогащению новой терминологической лексики.

Ключевые слова

Термины, терминология, терминологическая лексика, вычислительная техника,

информационная технология XXI век - это век информационных технологий и развития Интернета. Информация сегодня становится основным стратегическим ресурсом развития современного образования. В действительности, неиссякаемый поток новейшей информации, особенно на русском языке, требует идти в ногу со временем. Это поиск новых информационных подходов, постоянное обновление в системе образования. Использование в образовании интернет-ресурсов понимается как процесс, направленный на повышение качества образования, проведение разработок и исследований, сопровождение, внедрение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более современные, эффективные деятельности.

В современном обществе вычислительная техника является неотъемлемой частью любой современной науки и техники и роль ее для развития различных отраслей знаний несомненно велика. Интенсивный рост социальной значимости вычислительной техники в эпоху научно-технической революции способствует в русском языке к образованию и обогащению новой терминологической лексики. Источником пополнения терминов являются новые заимствованные слова из других языков. Заимствование новых слов считается закономерным для любого языка, например, computer - компьютер, innovation -инновация и т.д. Заимствование - это слово или термин, который переходит в другой язык со своим понятием или используется для терминирования того же понятия.

Таким образом, терминология пополняется новыми заимствованными словами, многие из которых стали интернационализмами. Под терминологией понимается «совокупность, система терминов» [1, с. 793]. Терминологическая лексика дает возможность наиболее точно, четко и экономно излагать содержание данного предмета и обеспечивает правильное понимание существа трактуемого вопроса. В специальной литературе термины несут основную семантическую нагрузку, занимая главное место среди прочих общелитературных и служебных слов.

Термин - слово или словосочетание название определяемого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства».[1, с. 793]

Слова-термины часто искусственно созданы с использованием латинских и греческих корней и отличаются от «обычных» слов языка тем, что они, в идеале, однозначны в данной терминологии и не имеют синонимов, то есть каждому термину должен соответствовать только один объект данной науки. Каждое слово-термин имеет строгое определение, зафиксированное в специальных научных исследованиях или терминологических словарях. Различают термины общепонятные и узкоспециальные. Значение общепонятных терминов известно и неспециалисту, что обычно связано с изучением основ разных наук и с частым их употреблением в быту (например, медицинская терминология) и в СМИ (политическая, экономическая терминология). Узкоспециальные термины понятны только специалистам. Приведем примеры терминов разного типа:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

- общепонятные термины: подлежащее, сказуемое, ткань, бизнес, валюта;

- узкоспециальные термины: брокер, причастие, сканер.

О соотношении терминологической лексики и лексики общего употребления «в какой-то мере можно судить по показаниям толковых словарей: наличие слова-термина в словаре лексики общего употребления -свидетельство его широкого употребления в речи, а отсутствие в словаре - показатель ограниченного использования». Например, термины, которые широко употребляются: технология, вычисление, информация и другие. И термины ограниченного (узкопрофессионального) употребления: принтер, сканер, модем. Обзор научных интерпретаций и классификаций понятия «термин» показывает, что исследователи делают акцент на функциональной специфике термина как знака научного и/или профессионального понятия: «Термин -понятие функциональное (т.е. субстанционально являясь словом или словосочетанием, термин отличается от других лексических единиц тем, что исполняет функции знака профессионального понятия)». В силу такой функциональной специфики термины, особенно узкоспециальные, всегда относятся к определённой области деятельности, репрезентируя её, и связаны с профессиональным аспектом использования, поэтому узкоспециальные термины не общеизвестны, в отличие от слов. Вся история развития терминоведения сопровождается поисками доказательств того, что главное в феномене термина - его функциональная нагрузка, его прагматическая специфика как знака, который функционально выступает средством экспликации конкретного научного или научно-профессионального, специального понятия.

Терминологическая лексика в научных текстах вычислительной техники составляет не более 25%, а основную часть лексики составляют общенаучные, общетехнические и общеупотребительные.

Формирование терминологии вычислительной техники, происходившее в течение несколько столетий, отражает сложный процесс развития вычислительной техники, начиная от простейших счётных палочек до появления быстродейтсвующих ЭВМ. Если обратиться к истории вычислительной техники, то впервые такие слова, как «счёт, вычисления» были употреблены ещё В V-IV вв. до н. э. Именно тогда были созданы древнейшие из известных счетов - "саламинская доска" по имени острова Саламин в Эгейском море - которые у греков и в Западной Европе назывались "абак", у китайцев "суан-пан", у японцев "серобян". Вычисления на них проводились путем перемещения счетных костей и камешков в полосковых углублениях досок из бронзы, камня, слоновой кости. Особенного развития достигли вычисления на абаке в древнем Китае. Счеты, абак и инструменты подобные им сохранились до наших дней.

Поэтому в связи с развитием мореплавания, астрономии возникла мысль создать устройство, облегчающее проведение арифметических операций над большим количеством чисел. А считать приходилось все больше и больше. Ещё в 1642 году молодой 18-летний французский математик и физик Блез Паскаль сконструировал первый механический вычислитель, позволяющий складывать и вычитать числа. До наших дней сохранилось восемь его машин. Труды Паскаля оказали заметное влияние на весь дальнейший ход развития вычислительной техники. В 1673 году немецкий ученый Готфрид Лейбниц разработал счетное устройство, способное механически выполнять все четыре действия арифметики. Ряд важнейших ее механизмов применяли вплоть до середины ХХ века в некоторых типах машин. В 1821 году конструктор Карл Ксавье Томас наладил серийное производство счетных устройств, названных им арифмометрами. За 50 лет он изготавливает 1500 экземпляров. В период с 1833 по 1871 г. английский ученый Чарльз Беббидж предложил структуру автоматического вычислителя, названного им "аналитической машиной", состоящего из двух отдельных устройств: устройства хранения и перерабатывающего устройства. В 1880 году В.Т. Однер создает в России арифмометр с зубчаткой с переменным числом зубцов, а в 1890 г. налаживает массовый выпуск усовершенствованных арифмометров, которые в первой четверти XIX века были основными математическими машинами. Их модификация "Феликс" выпускалась в СССР до 50-х годов. В 1936 г. английский математик А.Тьюринг и независимо от него американский математик Э.Л.Пост выдвинули и разработали концепцию абстрактной вычислительной машины. "Машина Тьюринга" -теоретическая вычислительная система. Тьюринг и Пост показали принципиальную возможность решения автоматами любой проблемы при условии возможности ее алгоритмизации с учетом выполняемых ими операций.[2]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

Как видно, в разные периоды развития вычислительной техники слова специальной лексики активно внедряются в жизнь общества, так как появляются такие термины и терминосочетания слов, связанные с разными вычислениями и счетами: счёт, вычислитель, счётное устройство, арифмометр и другие.

Основное становление терминологической лексики в вычислительной технике происходит в 40-50-е годы XX столетия. Именно в этот период начались работы по созданию электронных вычислительных машин, причем почти одновременно в трех странах: Великобритании, в США и в СССР. Что же касается первой в мире действующей ЭВМ, то она была построена не в США, как это часто утверждают, а в Великобритании, в 1943 году. Над ее созданием работал известный английский математик Алан Тьюринг, который был не только специалистом по теории информации и алгоритмов, но и талантливым инженером. Первая в мире ЭВМ, носившая название "Колосс", была специализированной и использовалась для расшифровки германских кодов во время второй мировой войны. Большой вклад в развитие электронно-вычислительной техники внес один из крупнейших американских математиков Джон фон Нейман. Электронный интегратор и вычислитель (ENIAC) - так назвали первую ЭВМ ее создатели инженеры Дж.Моучли и Д.П.Эккерт. Эта машина выполняла операцию умножения двух десятиразрядных чисел за 0.0028 секунд, но эта ЭВМ была очень громоздкой: весила 30 т, занимала комнату длиной 30м и потребляла энергию 150 квт.

В 1948 году американские физики Уолтер Браттейн, Джон Бардин и Уильям Шокли сконструировали транзистор. В 1956г. им за это изобретение была присуждена Нобелевская премия. Первая советская ЭВМ

- Малая электронная счетная машина была создана в 1950 году, коллективом под руководством будущего академика Сергея Алексеевича Лебедева (1902-1974 г.г.). [2]

Таким образом, появление таких новых слов-терминов и словосочетаний, как электронно-вычислительная машина, интегратор и вычислитель, транзистор, электронная счётная машина, отражает процесс, строго обусловленный фактами истории развития вычислительной техники.

Терминологическая лексика в области вычислительной техники состоит из слов, словосочетаний, употребляемых для выражения связей и отношений между терминированными понятиями. Эти слова и словосочетания или терминосочетания можно разделить на слова:

1) Простые - Web, word, мышь, скайп, модем;

2) Сложные -интернет, интерфейс, веб-сервер; Веб-сервер- компьютер, предназначенный для публикаций гипертекстовых документов. [3, с. 580]

3) Аббревиатурные, т.е. слова, которые образуются от начальных букв знаменательных слов словосочетания. При их произнесении по названиям букв ударение падает на последнюю букву: ЭВМ, IT, WWW (World Wide Web) и т.д.

WWW- это система публикации ресурсов, представленных в виде гипертекстовых документов [3, с.

580]

Как известно, в последнее время очень часто в виде новых терминов появляются названия техники, учреждения, имен изобретателей или различных современных фирменных изделий: Samsung, Apple, IT и другие. Новые термины в большинстве случаев пишутся с заглавной буквы. Некоторые названия из этих терминов в текстах пишутся со строчной буквой, так они получают широкое употребление и распространение в речи, однако со временем связь с их фирменным названием теряется.

Таким образом, анализ истории вычислительной техники позволяет сделать вывод, что терминологическая лексика, развиваясь в течение длительного времени, в настоящее время сформировалась в строгий лексический терминологический фонд. Список использованной литературы

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 21-е изд., перераб. и доп. -М.: Рус. яз., 1989. - 924 с.

2. Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/История вычислительной техники

3. Избачков Ю.С., Петров В.Н. Информационные системы. Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб: Питер, 2006

- 656 с: ил

© Б.П. Абуова. 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

УДК 81.366.512.141

Г. А. Амиргалина

Аспирант кафедры башкирского языка Факультет башкирской филологии Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета г. Стерлитамак, Российская Федерация

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗВИЩ Аннотация

В статье рассматриваются башкирские прозвища, где фактором выбора прозвищ является возраст индивида. Так, на примере возрастных особенностей представляется возможность еще раз доказать, что прозвища являются динамичной категорией.

Ключевые слова

башкирский язык, прозвища, возрастные особенности прозвищ

Психологи считают, что ребенок к 2-3 годам имеет уже свой характер [2, с. 350]. В этом возрасте появляются первые прозвища среди детей. Однако, по данным нашего исследования, такие прозвища единичны и носят субъективный характер, так как образованы в семейном кругу. Далее в школьном возрасте дети уже могут судить более объективно и прозывать друг друга за какой-либо признак, недостаток.

А. В. Суперанская верно подметила, что более младшие дети еще недостаточно наблюдательны, а в старших классах у многих развиваются острые умы и критические взгляды на вещи [5, с. 485].

Следует отметить, что прозвище человека может меняться в течение всей его жизни. В нашем опроснике есть прозвища, наглядно доказывающие данный факт: Уцган-туцган "сначала он был лучшим в классе, позже, в старших классах, стал хуже всех"; Бзрзкзтле берз^зк "человек в данную местность приехал как бомж, в скором времени он стал зажиточным". Так, если первые черты характера оказывались положительными, то в последующие годы могут стать отрицательными и - наоборот.

С возрастом у человека расширяется круг общения, появляются новые знакомые, друзья, интересы, хобби т.д. Соответственно, расширяется и прозвищная культура.

В младшем школьном возрасте, когда авторитетом выступают взрослые, дети редко дают прозвища учителям. А если и дразнят, то только теми прозвищами, что придумали более взрослые школьники. Затем, в средних классах, идет изменение мышления и на первый план выходят друзья, одноклассники. Так, в школьной среде у детей с пятого по восьмые классы преобладают прозвища, данные своим сверстникам. И в нашей картотеке их довольно много. Стоит отметить, что школьники данного возраста довольно скрытны и при анкетировании трудно идут на контакт.

На развитие прозвищ школьников могут влиять факторы из светской жизни, так как они уже могут делать определенные выводы, сравнения с рядом живущими сверстниками. Также в прозвищах школьников можно проследить следующие элементы: чем они увлекаются, какие учебные предметы им интересны, какие события остались в их памяти: Урал-батыр - после прочтения данного башкирского эпоса мальчику с именем Урал прикрепили и слово батыр; Черный генерал - прозвали после изучения о Герое Советского Союза Даяне Мурзине, у которого тоже было прозвище "Черный генерал "; Амеба - после урока биологии отсталого в развитии мальчика в классе стали называть так; Гитлер - данное прозвище дано мальчику-драчуну; Рузвельт - его настоящее имя Рузиль; Пушкин - денотат любил писать стихи; Китальфа (в переводе означает «малый конь») - отца звали конь, и сына начали сперва обзывать «малый конь», а после урока астрономии - как аналог созвездия и др.

Психологи утверждают, что с возрастом человек постепенно избавляется от так называемых детских черт: безответственности, капризности, эгоцентричности, плаксивости, разных детских страхов и др. И со временем появляются положительные черты характера как терпимость, ответственность, разумность, расчетливость, мудрость [2, с. 270]. Прозвища с вышперечисленными положительными чертами характера появляются уже в зрелом возрасте. Людей, которые не избавились от детских черт, прозывают в основном, используя возрастные параметры: Бала Ребенок , Бзпес "Ляля" и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.