Научная статья на тему 'Возрастные особенности произведений для детей ( на материале казахского фольклора и литературы)'

Возрастные особенности произведений для детей ( на материале казахского фольклора и литературы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1518
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PECULIARITIES OF CHILDREN'S LANGUAGE / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / КАЗАХСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЯЗЫКА / ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИНДИВИД / СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ / LITERATURE / KAZAKH FOLKLORE / ONE-SYLLABLED WORDS / INDIVIDUAL / STAGES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Капасова Бакытгуль Касымбаевна

В данной статье рассмотрены возрастные особенности произведений для детей на материале казахского фольклора и литературы, предпринята попытка классифицировать возрастные особенности детей по уровню восприятия произведений казахского фольклора и литературы. Раскрыто влияние фольклора и художественной литературы на духовное, нравственное развитие личности, формирование мировоззрения, морально-эстетических качеств человека.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n given article age features for children on a material of the Kazakh folklore and the literature are considered, attempt to classify age features of children on level of perception of products of the Kazakh folklore and the literature is undertaken. Influence of folklore and fiction on spiritual, moral development of the person, formation of outlook, morally-esthetic qualities of the person is opened.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности произведений для детей ( на материале казахского фольклора и литературы)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 25 (240).

Филология. Искусствоведение. Вып. 58. С. 83-86.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ)

В данной статье рассмотрены возрастные особенности произведений для детей на материале казахского фольклора и литературы, предпринята попытка классифицировать возрастные особенности детей по уровню восприятия произведений казахского фольклора и литературы. Раскрыто влияние фольклора и художественной литературы на духовное, нравственное развитие личности, формирование мировоззрения, морально-эстетических качеств человека.

Ключевые слова: художественная литература, казахский фольклор, особенности детского языка, односложные слова, устное народное творчество, индивид, ступени развития.

Детская литература - это фундамент формирования мировоззрения человека, это первое осмысление жизни. Возможно, поэтому детские произведения имеют свою особенную тематику, новые идеи, мотивы для сюжета, художественно-изобразительные средства выражения образности языка. В этой связи детская литература как одна из ветвей литературы вызывает особый научный интерес.

Если первой ступенью формирования гражданских позиций на всю жизнь является детство, то основой для развития познавательного процесса, духовной и социальной жизни человека среди всех произведений искусств является, бесспорно, литература. Одной из особенностей детской литературы, в отличие от литературы в целом, является то, что детские чувства, их восприятие, познание, чувственность, эмоции, рассуждения открывают им дорогу в большой мир, в будущее. Литература не только формирует в детском возрасте определенные понятия, рост, развитие, но и является фундаментальной основой для духовного развития индивида, его эстетических, нравственных качеств.

Исследование языка казахской детской литературы выявило необходимость в ее классификации с учетом возрастных особенностей уровня детского развития. Вопрос о возрастной категоризации детской литературы еще не нашел своего решения. К примеру, Ш. Ахметов - один из основоположников казахской детской литературы не уделял этому вопросу особого внимания [1]. А ведь возрастные особенности детей 2-3, 5, 7-8, а также 10-15 лет достаточно ощутимы. В каждом возрасте детям необходимы такие произведения, которые соответствуют именно данному возрасту. Если среди взрослых разница в 3-4 года не так ощу-

тима, то в детском возрасте - это совершенно разные группы с соответствующим темпом развития, возрастными потребностями. Известный казахский поэт М. Алимбаев, рассуждая о необходимости учета детского возраста в произведениях детской литературы, писал: «Большинство детских произведений в журнале «Жалын» посвящены не детям, а подростковому возрасту, так когда же появятся произведения с учетом детского возраста» [2. С. 37].

Содержание и форма казахской детской литературы, состав ее жанров при несомненном сходстве с устным народным творчеством других народов имеют свои неповторимые особенности, которые вырабатывались в ходе исторического развития казахского народа. Например, колыбельная песня, детские песни, почемучки, игровые ситуации, песни о животных и их детенышах, о природе, считалочки, скороговорки, потешки и прибаутки, а также небольшие прозаические произведения: рассказы, притчи, сказки, повести и т. д. Эти произведения детской литературы делятся по возрастному восприятию, т. е. вначале они формируют восприятие, учат произношению слов, развивая речь; постепенно через них ребенок начинает познавать окружающий его мир. Попытаемся классифицировать возрастные особенности детей по уровню восприятия произведений казахской детской литературы. Выделим следующие возрастные группы:

1. 2-5 лет;

2. 6-9 лет;

3. 10-15 лет.

Известно, что в 2-3 года у детей проявляется высокая степень восприятия речи. Привитие навыков обучения языку у любого народа начинается с первых дней жизни человека: с первыми звуками колыбельных песен ребенок

улавливает особенности языка, природу слова, его национальные звучания, созвучие слов, мелодичность. Несомненно, особенность песен заключается в их мелодии, через эти мелодии легче запоминаются и слова, и звуки, составляющие их. Это говорит о том, что для самого младшего детского возраста (2-5 лет) необходимым условием для восприятия речи являются песенные навыки. Эти навыки ребенок приобретает через колыбельные и убаюкивающие песни. Песни пелись, когда ребенку давали имя, когда его укладывали в колыбель, например:

1. Элди, элди ац бвпем (Спи, малыш),

Ац беакте жат бвпем (Ложись в колыбель).

2. Жылама, бвпем, жылама (Не плачь, мой малыш, засыпай),

Жылауга босца бола ма (Чтобы плакать есть причины)?

Если детям до года, от года до двух лет необходимы убаюкивающие песни, то детям постарше, в 3-4 года, - подвижные, динамичные. игровые созвучия стихов и песен, в которых много междометий, звукоподражательных слов, глаголов, эмоционально-экспрессивных выражений для передачи чувств, действий. Эти две группы детского возраста требуют такие произведения литературы, которые развивают у них художественное восприятие и в которых присутствует воспитательный момент для роста личности ребенка, при этом семантика слов в произведениях должна быть им знакома. Детям первой группы больше знакомы повторяющиеся слова. Детям второй группы запоминаются уже целые слоги, односложные слова, повторение первых слогов слова и звукоподражания, например: Са-са-са - ызылдай-ды маса (подражание звуку комара), ыр-ыр-ыр

- ырылдайды цасцыр (о подражании рычанию волка). Академик А. Кайдаров, исследовавший односложные корни в казахском языке, называет их основным ядром лексического запаса казахского и некоторых ветвей тюркских языков [3. С. 145]. Если обратиться к любому тюркоязычному слову, где семантика и этимология ведут к одному односложному корню, то еще раз можно убедиться в том, что вместе с историей развития языка развивается соответственно и речь.

Для рассматриваемой возрастной группы характерны и такие произведения устного народного творчества, как считалочки, скороговорки, почемучки, потешки и прибаутки, ко-

торые также способствуют развитию речевых навыков ребенка.

Для детей 6-9 лет легкоусваиваемыми являются слова с твердыми звуками. Здесь следует говорить о стихотворных произведениях устного народного творчества. В течение веков поэтическое искусство казахского народа выражалось в устной форме, передавалось из поколения в поколение. Многие произведения сохранились до наших дней благодаря созвучию твердых, звонких, сонорных звуков, например:

1) Мац-мац басцан, мац басцан,

Шудаларын шац басцан.

2) Ала цанат сауысцан, жауар атца жабысцан.

Итак, можно сказать, что в казахской литературе для детей первой и второй возрастных групп (2-10 лет) преобладает жанр лирический, с 10-15 лет - больше эпический. До 10 лет дети лучше запоминают целые стихотворения, сочувствуют и сопереживают художественному герою, бывают более впечатлительными, воспринимая все близко к сердцу, развиваясь духовно и эстетически. Этому способствуют поэтические произведения Ш. Кудайберди-ева «Бостандьщ тацы атты», М. Мукатаева <^ш ба^ытым», К. Мырзалиева «М^галима», Д. Аблеева «Туган тшм», Т. Молдагалиева «Мамандыщ тандау», К. Аманжолова «¥ш^ыш болгым келедЬ>, С. Сейфуллина «Туган ел» и многие другие. Например, стихотворение С. Сейфуллина пробуждает у детей любовь к родной земле, что является важным в формировании мировоззрения ребенка:

Кенац дала-Туган ана,

Квйлегщ кец, квк ала.

Жан беретш,

Тэн беретш Мейр1мд1 ана- сен гана.

Твсгндг емген,

Саган сенген Жан-жануар баласы.

Твсщ CYmmі,

Бауырыц цуты,

Сен-mіршілік анасы.

Жібек жасыл,

Аныц асыл,

Кестес гYл кшмщ Квркем ана,

Сенде гана Тіршілікmіц mYйіні.

Перевод этого стихотворения следующий:

С тобой я по-сыновьи откровенен, Вскормила ты меня для доброты.

Ты крылья мне дала для вдохновенья,

И путь к вершинам указала ты.

Не в широте степей твое величье,

Ты мне близка иною красотой:

Как образ матери Нам дорог и привычен,

Так дорог и привычен образ твой.

Земля моя!

В зеленом летнем платье,

Ты ловишь солнце будущего дня.

Родимая, какое счастье,

Что ты всегда со мной и для меня. (Перевод М. Львова)

Общий рост казахской культуры способствует расцвету народного творчества. В современной казахской детской литературе встречаются все виды жанрового разнообразия устного народного творчества: сказки («Ертестк», «Алдар-Кесе», «Кожа Насыр» и т. д.), басни (перевод басен И. Крылова: «К^мырс^а мен шепртке» - «Стрекоза и муравей», «Кас^ыр мен ^озы» - «Волк и коза», «Маймыл мен кезілдірік» - «Мартышка и очки»), притчи («Асан ^айгы», «Жиренше шешен», «Кор^ыт»), короткие рассказы («Ку бала», «Ею ершшек», <^ш жал^ау»). В основе их лежат национальное сознание, традиции и обычаи, воспитательные моменты. Эти произведения способствуют воспитанию нравственных устоев, моральных качеств детей возрастной группы 6-9 лет.

Наряду с произведениями устного народного творчества становлению личности ребенка описываемой группы способствует и художественная литература, которая включает произведения таких писателей, как А. Кунан-баев «Кара сесздер», И. Алтынсари «Жомарт», «Таза б^ла^», «Кобыланды», О. Турманжанов «Ешкі деген жануар» «Терт тYліктіц телдерін CYЮІ», М. Дулатов «Мектепке», «Мектептен», И. Жансугуров «КYЗ», «Жазгы шілде» и т. д.

В возрасте 10-15 лет ребенок начинает уже более трезво, реально смотреть на вещи, переходя от чувственности к рассудительности, поэтому и в литературе для него начинают преобладать произведения большого временного плана, где сюжет развивается более стремительно, интересно, и, соответственно, образы художественных героев раскрываются более широко, благодаря богатству языкового материала. На этой ступени своего развития ребенок избирательно подходит к произведениям

детской литературы, соответственно своим потребностям, своему уровню развития. Как правило, к этой возрастной группе относятся произведения С. Торайгырова «О^ып жYрген жастарга», Абая <^ылым таппай ма^танба», А. Байтурсынова «Кырыщ мысал», С. Шай-мерденова «Кар», З. Шукирова «Арпалыс»,

Н. Акыша «Керемет жаз» и др. Особо хотелось бы отметить последнее произведение: повесть «Керемет жаз» («Необыкновенное лето») написана увлекательно, ярко, как и принято в произведениях приключенческого жанра. В данном произведении Нурдаулет Акыш достаточно точно раскрыл психологию подростка. Образы Адиля, Бахыта, Жанболата и Гульмират надолго запоминаются читателям. Действие разворачивается на склонах гор Восточного Казахстана. Красивая природа, горные пейзажи являются фоном, на котором стремительно разворачиваются события. Закончился учебный год. Ребята-восьмиклассники собираются на школьные каникулы. Рассказы дедушки Кайса в красной тетради меняют планы учеников. Все восьмиклассники отправляются в лагерь юных пограничников, а Бахыт, Адиль и Жанболат - на поиски таинственной пещеры Кандыжым с наскальными изображениями и древними письменами у подножия вершины Тектурмас по дороге на Тарбагатай. Многое приходится пережить ребятам в пути. Разные люди встречаются им. Честный, заботливый, добрый дядя Ниязбек, бывший фронтовик, инвалид предлагает свою помощь. Адиль весь нелегкий путь рассказывает о своем кумире -Пржевальском. Жанболат успевает пополнить любимую коллекцию насекомых. С виду неразговорчивый и необщительный Бахыт оказался пытливым и наблюдательным, знающим народные приметы. Таинственная пещера не обнаружена. Но многое узнали восьмиклассники из истории родного края. Заинтриговал их «Клад сорока тысяч кобыл» в пересказе дедушки Кайса, прошли они по старинной караванной дороге «Кире жолы». Но самое главное

- ребята помогли задержать нарушителя. Безусловно, повесть Нурдаулета Акыша «Необыкновенное лето» продолжает лучшие традиции детской литературы.

Таким образом, мы пришли к выводу, что специфика произведений казахской детской литературы обусловлена возрастными особенностями миропонимания. Чем меньше возраст читателя, тем ярче проявляется возрастная специфика произведений для детей, и наобо-

рот, по мере возмужания читателей начинает расширяться их кругозор, что приводит к изменениям в особенностях детской литературы: она взрослеет.

Список литературы

1. Ахметов, Ш. История казахской детской литературы. Алматы, 1963. 150 с.

2. Алимбаев, М. К вопросу о возрастных особенностях детских произведений в журнале «Жалын» // Жалын. 1992. № 1. С. 37.

3. Кайдаров, А. Структура односложных корней и основ в казахском языке. Алматы, 1983. 230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.