Научная статья на тему 'К проблеме восприятия олонхо детьми младшего школьного возраста'

К проблеме восприятия олонхо детьми младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
348
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТСКИЙ ЭПОС ОЛОНХО / ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЭКСПРЕССИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ / ЭПИЧЕСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитина Н. Г.

Приобщение детей к олонхо достигнет большей эффективности при учете жанровой специфики олонхо и особенностей восприятия этого произведения младшими школьниками. В этом возрасте у детей живой интерес и внимание к олонхо определяются прежде всего тем, что оно соответствует их психологическим особенностям, мировоззрению и миропониманию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Familiarising children with olonkho will reach greater efficiency under the account of the genre specificity of olonkho and features of perception of this work by primary schoolchildren. At this age children's interest in olonkho is determined, first of all, by the fact that it corresponds to their psychological features and world outlook.

Текст научной работы на тему «К проблеме восприятия олонхо детьми младшего школьного возраста»

Н. Г. Никитина

К ПРОБЛЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ОЛОНХО ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа представлена кафедрой методики преподавания якутского языка,

литературы и культуры Якутского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор С. К. Колодезников

Приобщение детей к олонхо достигнет большей эффективности при учете жанровой специфики олонхо и особенностей восприятия этого произведения младшими школьниками. В этом возрасте у детей живой интерес и внимание к олонхо определяются прежде всего тем, что оно соответствует их психологическим особенностям, мировоззрению и миропониманию.

Ключевые слова: якутский эпос олонхо, жанровая специфика, младшие школьники, экспрессивная функция речи, эпическая среда.

Familiarising children with olonkho will reach greater efficiency under the account of the genre specificity of olonkho and features of perception of this work by primary schoolchildren. At this age children's interest in olonkho is determined, first of all, by the fact that it corresponds to their psychological features and world outlook.

Key words: Yakut epos olonkho, genre specificity, primary schoolchildren, expressive function of speech, epic environment.

Приобщение детей к этому уникальному жанру якутского фольклора достигнет большей эффективности при учете жанровой специфики олонхо и особенностей восприятия и понимания этого произведения современными младшими школьниками.

Восприятие искусства, утверждал Л. С. Выготский [3], требует творчества, для него недостаточно разобраться в структуре произведения, а надо творчески преодолеть собственное чувство. Л. С. Выготский убеждает нас в том, что для действенного восприятия искусства, для полноценной реализации его образовательных и воспитательных возможностей важнейшим является формирование у читателя, зрителя, слушателя умения творчески переживать и осмысливать идейно-эстетическое содержание воспринимаемого. В несколько ином аспекте психологию художественного восприятия исследовал П. М. Якобсон. Вслед за Л. С. Выготским он высоко оценивал силу и зна-

чение искусства с точки зрения обогащения духовного мира человека и подчеркивал, что характер восприятия произведения искусства определяется, во-первых, качеством самих произведений искусства, во-вторых, способностью человека полноценно воспринимать эти произведения. Исходя из этого, П. М. Якобсон выдвигает важное методическое положение о том, что «для развития художественного восприятия надо начинать знакомство с такими произведениями искусства, которые посильны, доступны и таят в себе большую привлекательность и непосредственную чувственную прелесть» [4, с. 18]. Успешное формирование художественного восприятия возможно лишь тогда, когда воспринимающий «задет за живое», иными словами, когда художественное произведение может вызвать у человека «целый мир мыслей, переживаний и устремлений, связанных с системой его нравственных взглядов, эстетических воззрений, всего отно-

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

шения к жизни, с его мироощущением» [5, с. 69-70]. Именно такой процесс восприятия, по мысли П. М. Якобсона, вызывает «катарсис», под воздействием которого может произойти изменение самооценок личности или изменение отношения к тем или другим своим побуждениям. К осознанному морально-эстетическому решению читатель может прийти, только заинтересованно освоив идейно-художественное богатство произведения, только при условии, если оно взволновало читателя, обогатило его духовное «я». В качестве эффективного пути развития эстетического восприятия учащихся П. М. Якобсон выделяет обучение умению «понять замысел художника, его идею, увидеть художественный смысл того, что он создал» [5, с. 75]. Следовательно, воспитательные возможности эпоса олонхо могут реализоваться эффективно только тогда, когда тема, идея, герои олонхо вызывают у читателя лично заинтересованное отношение.

Олонхо является истоком многих видов искусства: литературы, театра, изобразительного искусства, народной музыки, и это удовлетворяет еще одну потребность детей младшего школьного возраста - потребность в творческой, игровой деятельности. Психологи и педагоги убеждены в том, что приобщение детей к миру прекрасного и развитие их собственных творческих способностей должны начинаться с самого раннего возраста. Особенно плодотворным считается возраст в 7-10 лет, когда в школе стихийно-бессознательное восприятие детьми искусства становится вдумчиво-осознанным.

Как показывают материалы якутских исследователей, в старину становлению сказителей, росту их мастерства более всего способствовало наличие своеобразной эпической среды. Примечательно в этом отношении замечание исследователя якутского быта Н. А. Виташевского: «Среда, где ходят эти историйки (олонхо), и

проявляющееся в ней творчество - та лаборатория, где именно вырабатывается олонхо, настоящий Yскэх тыл (т. е. устная поэзия)» [2, с. 449-466]. Воспоминания сказителей Н. А. Абрамова-Кынат, П. П. Алексеева, основоположника якутской советской литературы П. А. Ойунского, народного поэта В. М. Новикова-Кюннюк Ура-стырова, поэта-импровизатора М. Н. Ти-мофеева-Теплоухова, талантливого прозаика С. С. Яковлева-Эрилик Эристиина, писателя М. Н. Догордурова и поэта С. С. Васильева свидетельствуют о том, что они с раннего детства научились слушать олон-хо, а с пяти-шести лет стали подражать сказителям. Восторженное восприятие поэтической окраски народного эпоса, его богатой фантазии с раннего детства стало своеобразной художественно-творческой школой, эпической средой приобщения к сказительскому искусству. Дети слушали в исполнении взрослых олонхо и запоминали их; наблюдали за ними со стороны. А также в некоторых случаях специально обучались взрослыми манере и технике исполнения олонхо. Такой коммуникативно-информационный аспект общения с эпосом олонхо в полной мере способствовал познанию детьми олонхо, развитию их исполнительских, литературно-творческих способностей.

Детей также привлекает эмоциональный, выразительный язык олонхо. Обладая особой чуткостью к речи, дети начинают вслушиваться в звучание слов, сложных поэтических тропов, вдумываться в содержание образных сравнений, эпитетов, метафорических выражений, фантастических гипербол.

Как устно-поэтическое произведение, героический эпос олонхо предполагает стихотворную организацию текста, поэтому мы обратили внимание прежде всего на стих олонхо и на музыкально-ритмический строй поэтической речи, созданной в аллитерационной форме на-

родной поэзии. Сказители уделяют большое внимание благозвучию и мелодичности стиха. Такая своеобразная гармония «озвученного» строя народного эпического стиха обусловлена его развитой алли-терационно-ассонантной системой якутской народной поэзии. Большое распространение имеет анафорическая форма аллитерации. Такой благозвучный поток поэтического текста обычно имеет тирад-ную структуру, выдержанную в едином ритме. Эти тирады, по мнению Г. М. Васильева, и представляют готовые «эпические формулы» или «эпические клише», которыми изобилуют якутские олон-хо. Объединение, сочетание подобных готовых формул составляет типические места в олонхо, в которых содержится традиционное описание природы, мирового дерева, жилища героя, его портретной характеристики, богатырского похода, боя, победоносного возвращения на родину, народного ликования [1, с. 75-76]. По данным исследователей, в олонхо песенная часть составляет больше трети всего поэтического текста. В соответствии с характером, внешним обликом персонажей олонхо, в зависимости от их принадлежности к миру Добра и Зла песни-речи отдельных героев передаются разным тоном, поются разными тембрами голоса. В сочетании с разнообразной мелодикой песенных монологов олонхо производит сильное впечатление на слушателей. Олонхо в полной мере воздействует на слушателя своим содержанием

лишь в том случае, если имеет полноценные звуковые образы и мелодию.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры. Мы убеждены в том, что разрыв процессов образования и культуры негативно сказывается на эстетическом воспитании детей, на их приобщении к художественной культуре общества, народным традициям, фольклору. Постоянное нарушение органического единства и взаимосвязи образовательного и социокультурного процессов серьезно препятствует введению детей в художественную жизнь, в реальную живую художественную культуру - не только в качестве зрителей, слушателей, но и в качестве активных участников художественного творчества. Как мы определили на основе теоретического изучения материала, в возрасте семи-десяти лет младшие школьники могут осознавать и осваивать эпос олонхо. С другой стороны, в этом возрасте у детей сохраняются живой интерес и восприимчивость к этому уникальному жанру якутского фольклора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев Г. М. Стих олонхо // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1978.

2. Виташевский Н. А. К материалам о якутских сказках. Живая старина. Пг., 1912. Вып. 3.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. 2-е изд. М., 1968.

4. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964.

5. Якобсон П. М. Психология и художественное восприятие // Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. М., 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.