При реакции СМИ со следующим расположением событий в ячейках матрицы оценки с координатами (Рис. 1) его следует отнести к категории «Аналитики»:
(важность события - Низкая; реакция - Нейтральная) (важность события - Средняя; реакция - Нейтральная) (важность события - Высокая; реакция - Позитивная) (важность события - Высокая; реакция - Нейтральная) (важность события - Высокая; реакция - Негативная) В категории «Аналитики» следует провести более тонкую классификацию для выявления скрытых врагов, таких СМИ, которые симпатизируют либеральным СМИ, но пытаются скрыть свои симпатии с целями продолжения скрытой разрушительной информационной деятельности. Для таких СМИ будет характерно преимущественное попадание в ячейку матрицы оценки: важность события - Высокая; реакция -Негативная.
Приведенная модель кластеризации носит динамический характер и предназначена для регулярного автоматизированного мониторинга интернет пространства с помощью интеллектуальных информационных систем таких как, например, ИАС «Семантический архив - 4». Модель позволяет построить алгоритм эффективного управления реакцией СМИ, как для статистически устойчивых СМИ, так и для динамически меняющих свою ориентацию.
Использованные источники:
1. Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. - М.: Наука. 1981.-208 с.
Зарипов А. А. ассистент кафедра «Биологии» Рзаев Р.М. ассистент кафедра «Биологии» Каракалпакский государственный университет им. Бердаха
Республика Узбекистан ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИАРАЛЬЯ Аннотация
В статье рассматриваются вопросы физических особенностей организма детей и подростков. Отмечено, что в тесной связи с возрастом находятся уровень развития качеств двигательной деятельности и степень приспособляемости организма к физическим нагрузкам.
Ключевые слова: организм детей и подростков, возрастные особенности, физические нагрузки, развитие двигательных качеств.
Эволюционное развитие человека предопределило нормальное функционирование всех его органов и систем в условиях активной двигательной деятельности. Двигательная активность представляет собой неотъемлемый и сложный комплекс поведения, зависящий как от биологических, так и внешних средовых факторов. Известно, что физические нагрузки являются естественным стимулом, не только для нормальной жизнедеятельности, но и биологического развития, особенно в ранние периоды онтогенеза и в период пубертатного периода.
Физическое развитие детей и подростков является непрерывным процессом. На каждом возрастном этапе оно характеризуется определенным комплексом связанных между собой и с внешней средой морфофункциональных свойств организма (Корниенко И.А., Сонькин В.Д., 1999; Безруких М.М., 2000). Взаимосвязь между двигательной активностью и здоровьем человека особенно существенно проявляется в период интенсивного роста и полового созревания детей и подростков. Многими учеными ведется активный поиск методов изучения двигательной активности детей и подростков, которые позволили бы оценить оптимальный режим физической активности в разные возрастные периоды (Штефко В.Г., 1929; Филин В.П., 1980; Jones D.A., 1989; Щедрина А.Г., 2003). Тем не менее, вопрос физической активности в детском и подростковом возрасте остается одним из актуальных в физиологии человека и гигиене.
Возрастные особенности организма обусловлены непрерывно протекающими в нем в течение жизни человека изменениями строения тела, всех свойств и функций органов и систем. От рождения человека до зрелого возраста происходит постепенное Увеличение массы тела, совершенствуется структура, повышается функциональная способность органов. Максимальный уровень функциональных возможностей организма человека достигается в зрелом возрасте. Старение характеризуется процессами инволюции организма, они обусловливают свойственное старости снижение работоспособности.
Возрастные особенности организма являются важнейшим фактором, определяющий правильный выбор средств и методов физического воспитания. Они учитываются при определении сроков начала обучения детей технике физической упражнений, их специальной спортивной подготовки и целенаправленной тренировки для достижения высоких результатов в спорте.
Возрастные особенности высшей нервной деятельности оказывают большое влияние на становление и развитие двигательных навыков. Усиление процессов внутреннего торможения, повышение аналитической и синтетической функции коры головного мозга позволяют начинать организованное обучение детей физическим упражнениям в возрасте 11—12
лет.
В 13—14 лет функция второй сигнальной системы начинает преобладать над функцией первой сигнальной системы, возрастает способность к образованию прочных условно рефлекторных связей, совершенствуются динамические стереотипы в двигательном анализаторе.
В возрасте 15—16 лет отчетливо выявляется тип высшей нервной деятельности, заметно влияющий на быстроту и прочность формирования двигательных навыков, уровень и устойчивость общей работоспособности, волевых качеств.
С возрастными изменениями сердечно-сосудистой и дыхательной систем тесно связаны различия в уровне общей работоспособности и приспособляемости организма к физическим нагрузкам в детском, юношеском, зрелом и пожилом возрасте.
Как известно, линейные размеры сердца увеличиваются к 7 годам в 2 раза, к 15—17 годам — в 3 раза по сравнению с его размерами у новорожденных. В период полового созревания повышенные запросы к работе сердца в связи с активными энергетическими и пластическими процессами обусловливают частое появление гипертрофии левого отдела сердца (юношеская гипертрофия). Наличие юношеской гипертрофии в выраженной степени требует некоторых ограничений объема нагрузки в тренировочных занятиях и соревнованиях. У 10—15% юношей в возрасте 15—20 лет отмечается относительно «малое» сердце. Небольшой ударный объем крови в этих случаях объясняет выраженное учащение пульса после физической нагрузки и продолжительный период восстановления.
Приспособляемость к физическим нагрузкам в большой мере обусловлена возрастными особенностями кровеносных сосудов. В детском возрасте, благодаря высокой эластичности стенок сосудов и их большому просвету, сопротивление току крови незначительно, и кровообращение осуществляется при небольшой затрате механической силы сердца.
Возраст 13-15 лет считается одним из критических периодов онтогенеза, который представляет собой переломный этап в биологическом развитии человека (Рыбаков В.П., 2003). Одним из важнейших преобразований является процесс морфофункционального созревания организма, когда завершается предыдущий и начинается качественно новый этап онтогенеза (Сальников В.А., 2000; Ямпольская Ю.А., 2000; Рыбакова В.П., 2004). Есть основание считать, что подростковый возраст обладает большими потенциальными возможностями для совершенствования и гармоничного развития. Физическая (двигательная) активность играет важную роль в данном процессе (Щедрина А.Г., 2003).
Между тем, под влиянием систематических занятий различными видами спорта значительно улучшается физическое развитие, активируется работа всех органов и систем, повышается работа организма, направленная на мобилизацию функциональных возможностей Алифанова Л.А., 2002).
Подростки, посещающие спортивные секции, более адаптированы к воздействию внешней среды, по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом. В современной школе основной формой физических нагрузок являются уроки физкультуры, которые не покрывают дефицита двигательной активности школьников, вызванного сложностью учебных программ, нарушениями гигиенических требований режима дня, учебного процесса и т.д. Результатом недостатка двигательных нагрузок является низкий уровень физического развития и высокий процент заболеваемости детей и подростков.
В тесной связи с возрастом находятся уровень развития качеств двигательной деятельности и степень приспособляемости организма к физическим нагрузкам на скорость, силу, выносливость, ловкость. В возрасте 8—10 лет начинают подготовку детей в видах спорта, основу которых составляют упражнения, требующие ловкости, гибкости, быстроты движений (фигурное катание на коньках, художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, теннис и др.). Развитие ловкости непосредственно связано с пластичностью нервной системы и подвижностью основных нервных процессов. Поэтому лучшее время для ее развития — детский возраст. Этот возраст является наилучшим для развития гибкости. Непродолжительные скоростные или скоростно-силовые упражнения соответствуют возрастным особенностям детей младшего и среднего школьного возраста (бег на коньках, бег на короткие дистанции, некоторые спортивные игры, метания, гимнастика). Однако тесная функциональная связь между скоростью движений, мышечной силой и выносливостью организма обусловливает достижение наивысшего уровня скоростных достижений только в юношеском или даже зрелом возрасте. В пожилом возрасте, как правило, в первую очередь падает способность к скоростным напряжениям, это объясняется описанными выше возрастными изменениями нервной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной систем. Поэтому лицам среднего и особенно пожилого возраста менее доступны бег на короткие дистанции и др. скоростные упражнения.
Таким образом, процесс возрастного развития организма тесно связан с социальными и др. условиями внешней среды, в которой живет человек. Благоприятные условия жизни и труда, правильное физическое воспитание оказывают огромное положительное влияние на ход возрастного развития молодежи и отодвигают появление возрастных изменений, связанных со старением организма, влияние систематической физической тренировки на сохранение высокого уровня развития качеств двигательной деятельности доказано многочисленными примерами спортивного долголетия.
Использованные источники:
1. Мотылянская Р. Е. Спорт и возраст. М., 1956.
2. Проблемы юношеского спорта. М., 1958.
3. Фарфель В. С. Развитие движений у детей школьного возраста. М., 1959.