Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ 7 - 10 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ 7 - 10 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

1507
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / СОРАЗМЕРНОСТЬ НАГРУЗКИ / ИНТЕНСИВНОСТЬ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жумадилханов Аскар Анесович, Попов Василий Петрович, Маженов Сериказы Турсынбаевич

Введение. Современный футбол предъявляет высокие требования к функциональной деятельности организма, физической и технической подготовке спортсменов. Рациональное управление подготовкой возможно только в условиях систематического контроля результатов тренировочного процесса, в том числе, по уровню физической подготовленности. Поэтому подбор эффективных средств тренировочного процесса для совершенствования физической подготовленности юных футболистов является актуальным. Анализ литературных источников показывает, что многие исследования по проблеме подготовки футболистов проведены в спорте высших достижений. Что касается юношеского футбола теоретики от спорта предпочитают рассматривать, в основном, подготовку игроков 12 - 16 лет. Возрастная категория 7 - 10 лет изучена слабо, нет конкретного полезного методического материала, за исключением Программ подготовки. Поэтому данная работа имеет значимость. Цель статьи. Общая цель работы состояла в том, чтобы определить особенности физической подготовки футболистов 7 - 10 лет. Методы. Были разработаны подводящие упражнения, составлена программа физической подготовки, именно для данной возрастной категории. Проведены тестовые мероприятия для установления физической подготовленности юных футболистов 7 - 10 лет. Заключение. Была выявлена степень эффективности системы подготовки юных спортсменов 7 - 10 лет к занятиям футболом - определялись пульсовые и энергетические затраты на различные варианты спортивных занятий, которые традиционно проводят в спортивной школе. Также изучена реакция организма детей на соревновательные нагрузки, которые используются при подготовке игроков. Результаты. В современных спортивных играх начальная фаза тренировки характеризуется довольно частым применением значительных, а иногда и больших нагрузок. Установлено, что традиционно используемая система проведения тренировок по футболу с детьми 7 - 10 лет имеет ряд недостатков. Такие недостатки в первую очередь связаны с частым использованием тяжелых нагрузок: 6 - 7-летний футболист на одну стандартную тренировку тратит в среднем до 342,7 ккал, при средних значениях ЧСС max. 180 ударов в минуту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жумадилханов Аскар Анесович, Попов Василий Петрович, Маженов Сериказы Турсынбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN 7 TO 10 YEARS AT THE INITIAL STAGE OF FOOTBALL TRAINING

Introduction. As you know, modern football places high demands on the functional activity of the body, physical and technical education of athletes. Rational management is possible only in conditions of systematic control over the development of one’s physicality, including the level of physical education. Therefore, the selection of effective means, sports training are relevant for improving the physical education of young football players. The analysis of literary sources shows that many studies on the problem of training football players have been conducted in high-performance sports. As for youth football, sports theorists prefer to consider mainly the training of players 12 to 16 years old. The age category of 7-10 years is poorly studied, there is no specific useful methodological material, except for training programs. Therefore, this work has theoretical significance. The purpose of the article: The general purpose of the work was to determine the features of physical education of football players 7-10 years old. Methods. Introductory exercises were devised, a physical training program was compiled, specifically for this age category. Test events were held to establish the physical education of young football players aged 7-10 years old. Conclusion . The degree of effectiveness of the system of training young athletes 7-10 years old for football was identified - the pulse, the heartrate under certain loads were checked. Also, the amount of energy spent by young football players on various training load options was checked. Accordingly, the reaction of the body of young football players to competitive loads was studied. Results. The analysis showed that in modern sports games, the initial stage of training is characterized by quite frequent use of significant and sometimes large loads. It is revealed that the training system, which is developed and offered by most programs, namely, for the age category of 7-10 years has a number of disadvantages. First of all, it is necessary to note the frequent use of unacceptable loads as a result up to 342.7 kcal is spent, at a heart rate of max. 180 beats per minute. And this is unacceptable for young athletes 7 - 8 years old.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ 7 - 10 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ»

Теория и методика физического воспитания Theory and Methodology of Physical Education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-49-59

УДК374

МРНТИ77.29.61

END DLZGJK

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ 7 - 10 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ

Аскар Анесович Жумадилханов

РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»

г. Нур-Султан, Казахстан aseke_zh_59@mail.ru

Василий Петрович Попов

МБУФКиС «СШОР «Метеор», МБОУ «Школа №32» г. Балашиха, Московская обл., Россия vaspopov@list.ru

Сериказы Турсынбаевич Маженов

РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»

г. Нур-Султан, Казахстан mazhenov_s @mail. ru

Аннотация. Введение. Современный футбол предъявляет высокие требования к функциональной деятельности организма, физической и технической подготовке спортсменов. Рациональное управление подготовкой возможно только в условиях систематического контроля результатов тренировочного процесса, в том числе, по уровню физической подготовленности. Поэтому подбор эффективных средств тренировочного процесса для совершенствования физической подготовленности юных футболистов является актуальным. Анализ литературных источников показывает, что многие исследования по проблеме подготовки футболистов проведены в спорте высших достижений. Что касается юношеского футбола теоретики от спорта предпочитают рассматривать, в основном, подготовку игроков 12 - 16 лет. Возрастная категория 7 - 10 лет изучена слабо, нет конкретного полезного методического материала, за исключением Программ подготовки. Поэтому данная работа имеет значимость.

Цель статьи. Общая цель работы состояла в том, чтобы определить особенности физической подготовки футболистов 7 - 10 лет.

Методы. Были разработаны подводящие упражнения, составлена программа физической подготовки, именно для данной возрастной категории. Проведены тестовые мероприятия для установления физической подготовленности юных футболистов 7 - 10 лет.

Заключение. Была выявлена степень эффективности системы подготовки юных спортсменов 7 - 10 лет к занятиям футболом - определялись пульсовые и энергетические затраты на различные варианты спортивных занятий, которые традиционно проводят в спортивной школе. Также изучена реакция организма детей на соревновательные нагрузки, которые используются при подготовке игроков.

Результаты. В современных спортивных играх начальная фаза тренировки характеризуется довольно частым применением значительных, а иногда и больших нагрузок. Установлено, что традиционно используемая система проведения тренировок по футболу с детьми 7 - 10 лет имеет ряд недостатков. Такие недостатки в первую очередь связаны с частым использованием тяжелых нагрузок: 6 - 7-летний футболист на одну стандартную тренировку тратит в среднем до 342,7 ккал, при средних значениях ЧСС max. 180 ударов в минуту.

Ключевые слова: физическая подготовка, юные футболисты, соразмерность нагрузки, интенсивность, тренировочный процесс

Для цитирования: Жумадилханов А.А., Попов В.П., Маженов С.Т. Физическая подготовка детей 7 - 10 лет на начальном этапе занятий футболом // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том 5. № 4. С. 49-59. DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-49-59

Original article

PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN 7 TO 10 YEARS AT THE INITIAL

STAGE OF FOOTBALL TRAINING

Askar Anesovich Zhumadilkhanov

RSE PCV «L.N. Gumilyov Eurasian National University» Nur-Sultan, Kazakhstan aseke_zh_59@mail.ru

Vasily Petrovich Popov

MBU FKiS «SSHOR «Meteor», MBOU «School № 32» Balashikha, Moscow Region, Russia vaspopov@list.ru

Serikkazy Tursynbaevich Mazhenov

RSE PCV "L.N. Gumilyov Eurasian National University" Nursultan, Kazakhstan mazhenov_s @mail. ru

Abstract. Introduction. As you know, modern football places high demands on the functional activity of the body, physical and technical education of athletes. Rational management is possible only in conditions of systematic control over the development of one's physicality, including the level of physical education. Therefore, the selection of effective means, sports training are relevant for improving the physical education of young football players. The analysis of literary sources shows that many studies on the problem of training football players have been conducted in high-performance sports. As for youth football, sports theorists prefer to consider mainly the training of players 12 to 16 years old. The age category of 7-10 years is poorly studied, there is no specific useful methodological material, except for training programs. Therefore, this work has theoretical significance.

The purpose of the article: The general purpose of the work was to determine the features of physical education of football players 7-10 years old.

Methods. Introductory exercises were devised, a physical training program was compiled, specifically for this age category. Test events were held to establish the physical education of young football players aged 7-10 years old.

Conclusion. The degree of effectiveness of the system of training young athletes 7-10 years old for football was identified - the pulse, the heartrate under certain loads were checked. Also, the amount of energy spent by young football players on various training load options was checked. Accordingly, the reaction of the body of young football players to competitive loads was studied.

Results. The analysis showed that in modern sports games, the initial stage of training is characterized by quite frequent use of significant and sometimes large loads. It is revealed that the training system, which is developed and offered by most programs, namely, for the age category of 7-10 years has a number of disadvantages. First of all, it is necessary to note the frequent use of unacceptable loads as a result up to 342.7 kcal is spent, at a heart rate of max. 180 beats per minute. And this is unacceptable for young athletes 7 - 8 years old.

Keywords: physical education, young football players, proportionality of load, intensity, training process

For citation: Zhumadilkhanov A.A., Popov V.P., Mazhenov S.T. Physical education of children 7 to 10 years at the initial stage of football training. Pedagogy: history, perspectives. 2022. Vol.5. No. 4. PP.. 49-59 DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-49-59

Актуальность. Подготовка юных футболистов - актуальная проблема современного футбола. Анализ литературных источников показывает, что многие исследования по проблеме подготовки футболистов проведены в спорте высших достижений для команд-мастеров [1].

В ряде проведенных научных исследований решались вопросы относительно отбора в футболе развития двигательных качеств [2] совершенствованию технико-тактической подготовки [3], педагогического контроля за подготовленностью юных футболистов [4].

Что касается юношеского футбола, то теоретики от спорта предпочитают рассматривать, в основном, подготовку игроков 12 - 16 лет. Возрастная категория 7 - 10 лет изучена слабо, нет конкретного полезного методического материала за исключением Программ подготовки. Поэтому данная работа имеет значимость.

Любой вид спортивной подготовки обеспечивается подбором определенных средств, методов. Как известно, только на начальных этапах тренировки юных спортсменов развитие силы, скорости, выносливости, ловкости и гибкости дает положительные результаты.

Общая физическая подготовка предполагает всестороннее развитие физических способностей, специальная - развитие качеств и функциональных возможностей, специфических для футбола.

Правильно спланированные футбольные тренировки поддерживают правильное физическое и двигательное развитие детей и оказывают положительное влияние на развитие контроля баланса тела.

Важным аспектом тренировок является подбор нагрузок таким образом, чтобы они приносили пользу и поддерживали естественное онтогенетическое развитие игроков на каждом этапе тренировки.

В футболе игровые ситуации постоянно меняются, следовательно, двигательные способности должны быть постоянно адаптированы к этим ситуациям. Эта игровая парадигма включает в себя множество этапов двигательной отработки таких как структурирование соответствующей двигательной программы: изменение скорости и направления бега, прыжок, удар по мячу и захват.

По мере роста организм меняется, адаптируясь к программе упражнений и повышая двигательные возможности детей, которые постоянно занимаются футболом.

Дети 7 лет. На данном этапе рекомендуемое количество тренировок -один раз в неделю. Продолжительность тренировки должна составлять 40 - 45 минут, что считается оптимальным. Если подталкивать ребенка за пределы этого оптимального уровня, то это может плохо сказаться на его физическом здоровье.

Дети 8 - 9 лет. Можно увеличить интенсивность их тренировок для достижения лучших результатов. Рекомендуемое количество тренировок составляет один раз в неделю, но можно увеличить продолжительность тренировки примерно по 60 минут.

Дети 10 - 11 лет. Юные футболисты приближаются к соревновательному футболу. Теперь они должны начать усердно работать, чтобы улучшить свои навыки и свое понимание игры. С этой целью можно планировать максимум до 2 тренировок в неделю, каждая из которых будет длиться 75 - 80 минут.

Физические способности, которые нужно развивать у юных игроков:

координация: практикуется с самых первых тренировок юных футболистов и оптимально в возрасте от 8 до 12 лет. Координационная тренировка рекомендуется для поддержания баланса тела у быстрорастущих подростков.

скорость: первый важный момент скоростных тренировок будет примерно в 7 - 9 лет, а второй - в возрасте предварительной подготовки с 13 до 15 - 16 лет у мальчиков. В каждой юношеской тренировке важно найти элементы скорости или скоростной силы.

Сила: рекомендуемый возраст для настоящих силовых тренировок составляет примерно 12-20 месяцев после пикового роста. Сила ног будет регулярно тренироваться посредством бега, рывков, прыжков, во время тренировок и игр.

Выносливость: рекомендуется начинать с развития физической резистентности до второго пика роста, то есть с 10-12 лет

Детские спортивные программы должны быть сосредоточены на контроле и регулировании механизмов скоростных тренировок, а не на метаболических и мышечных механизмах, на которые следует обращать особое внимание после полового созревания, несмотря на преобладание укрепления мускулатуры [5].

Некоторые исследования, говоря о скорости, указывают на то, что более высокие показатели в развитии скорости, основанные на координационных действиях, появляются в возрасте 6-9 лет [6].

Наша цель - многогранная тренировка основных двигательных навыков, которые необходимо поднять до их наивысшего уровня, так как на этом строится фундамент игрового умения спортсмена. На начальном уровне большое внимание необходимо уделять разнообразному развитию ловкости.

Детям важно усваивать все более новые и сложные движения. Необходимо обеспечить подходящее время восстановления для юных спортсменов, поскольку, они не только восстанавливаются после тренировок, но и справляются с метаболическими потребностями «взросления».

Надлежащий контроль со стороны тренеров или других специалистов является ключом к тому, чтобы эти упражнения были безопасными и полезными для юных футболистов.

Методы и организация исследования. На самом деле прикладная тренировка с точки зрения методов, форм и средств, с правильными нагрузками, применяемыми в нужное время, является гарантом динамичного развития. Отсутствие правил спортивной подготовки может привести к более слабому развитию спортсмена и отсутствию оптимальной формы в тренировочном процессе.

В исследовании приняли участие 40 юных футболистов 7-10 лет. 7 лет (n = 10), 8 лет (n = 10), 9 лет (n = 10), 10 лет (n = 10).

Юные футболисты участвовали в программе «Футбольный старт», который проводился, на базе Футбольной школы ZhaStar FC.

Были проведены измерения стартовой скорости на дистанции 5 м, бега на дистанции 20 м, измерения мощности нижних конечностей, ловкости и роста.

Выполнена описательная статистика средних (x), минимальных (min), максимальных (max) и стандартных отклонений (sd), тестируемых двигательных навыков. Исследования были проведены в январе 2022 года.

Результаты. Сводка, отображающая числовые характеристики показателей, определяющих скоростные способности, приведена в таблице 1.

Снижение полученных результатов наблюдалось на расстоянии 5 м и 20 м, с возрастом испытуемых. Можно наблюдать уменьшение значения индекса скорости с увеличением возраста.

Таблица 1. Сопоставление средних и стандартных отклонений скорости, полученных в беге на дистанции 5 и 20 м

Table 1. Comparison of the average and standard deviations of speed obtained in running at a distance of 5 and 20 m

Тест 5 m [с] 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет

x 1.299 1.294 1.231 1.202

min 1.121 1.012 1.083 0.995

max 1.572 1.611 1.421 1.471

sd 0.098 0.106 0.077 0.084

Тест 20 м [s] 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет

x 4,089 4,002 3,823 3,699

min 3,641 3,095 2,627 2,166

max 4,701 4,693 4,771 4,392

sd 0,217 0,326 0,382 0,221

Источник: составлено автором статьи.

Source: compiled by the author of the article.

Отчет, отражающий средние результаты в беге на ловкость, приведен в таблице 2. Наибольшее значение индекса в беге на ловкость наблюдалось в группе 10-летних спортсменов.

Таблица 2. Средние и стандартные отклонения тестов на ловкость испытуемых спортсменов с разделением на возрастные категории

Table 2. Average and standard deviations of dexterity tests of test athletes divided into age categories

Тест на ловкость 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет

Х 7,408 7,376 7,098 6,917

min 6,46 6,2 5,96 6,03

max 9,14 9,61 9,09 8,76

SD 0,525 0,555 0,634 0,535

Источник: составлено автором статьи.

Source: compiled by the author of the article.

В таблице 3 приведена итоговая таблица, показывающая результаты ско-ростно-силового испытания, которое в исследовании было оценкой мощности нижних конечностей.

Наблюдалось увеличение скоростно-силового индекса в старших возрастных категориях. Важность скорости и силы в детско-юношеском футболе зависит от статуса взросления. Обычно особое внимание уделяется взрывной силе нижней части тела из-за ее тесной связи с игровыми характеристиками в основ-

ном за счет скорости и силы. Оптимизация взрывной силы нижней части тела имеет решающее значение для улучшения спринтерских характеристик и изменения направления движения

Эта тенденция соответствует наблюдениям, замеченным в тестах скорости и маневренности.

Таблица 3. Средние значения скоростно-силовых способностей испытуемых спортсменов с учетом деления на возрастные категории

Table 3. Average values of speed and strength abilities of the tested athletes, taking into account the division into age categories

Мощность (см) 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет

Х 147,71 153,57 168,17 177,28

min 102,00 105,00 115,00 124,00

max 188,00 198,00 213,00 226,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SD 16,31 18,47 16,79 18,14

Источник: составлено автором статьи.

Source: compiled by the author of the article.

Наблюдалось систематическое увеличение показателей скоростно -силовых способностей и сокращение времени скоростных показателей, а также ловкости по мере взросления.

Анализ значений показателей скорости на дистанции 5 м, послужил основой для оценки стартовой скорости и ускорения. Эта попытка требовала от игроков полной концентрации на выполняемых действиях.

Можно предположить, что это важный элемент в формировании футбольных навыков и желаемого поведения на поле.

Спортсмен, который имеет высокую скорость, связанную с адекватной концентрацией на поле, должен получить лучшие результаты в этом испытании.

После анализа результатов установлено, что лучшие результаты были получены 10-летними спортсменами по сравнению с остальными возрастными группами, а самые слабые - 7-летними спортсменами.

Это согласуется с систематическим увеличением исследуемого признака, с возрастом.

При интерпретации результатов показателя скорости в беге на дистанции 20 м доказана тенденция систематического сокращения времени с возрастом испытуемых.

Бег на дистанции 20 м послужил основой для оценки способности развивать и поддерживать максимальную скорость.

Хочется уточнить, что достигаемая цель исследования была не в доказательстве разницы показателей между возрастными категориями, а в выявлении существующей проблемы физической подготовки юных футболистов.

Анализ показателей мощности нижних конечностей показал аналогичные склонности к систематическому увеличению параметра с возрастом испытуемых, как и скоростные испытания.

Наименьшие средние значения были получены 7-летними детьми, в то время как самое высокое среднее значение выборки прыжков было обнаружено у 10-летних спортсменов.

Кроме того, испытания на ловкость выполнялись в соответствии с принятыми предположениями о снижении времени в полученной выборке с биологическим развитием.

Заключение. Была выявлена степень эффективности системы подготовки юных спортсменов 7-10 лет к занятиям футболом - определялись пульсовые и энергетические затраты на различные варианты спортивных занятий, которые традиционно проводят в спортивной школе.

Также изучена реакция организма детей на соревновательные нагрузки, которые используются при подготовке игроков. После обобщения полученных данных был проведен сравнительный анализ энергетических затрат на тренировочные занятия и суточного рациона питания.

Было установлено, что на начальном этапе подготовки имеет место применение больших нагрузок, которые превышают допустимые нормы, не соответствующие возрастным категориям.

Соответственно такие нагрузки вызывают высокие показатели сердечного ритма. Кроме того, тренировки имеют продолжительный характер, что недопустимо для этого возраста и противоречит рекомендациям экспертов по построению УТП на данном этапе подготовки.

Занятия обычно длятся 60 минут или 70. В занятие обычно входят:

1) увеличенный объем упражнений, игры, эстафеты - 30 минут.

2) двухсторонняя игра - 20-30 минут.

Такое распределение нагрузки касается юных футболистов 7-8 лет. Энергозатраты 7-8-летнего ребенка на одну тренировку из программы в среднем составляют до 302,4 ккал.

В то же время средняя стоимость пульса для такой тренировки составляет 120,5 ударов в минуту, а средние значения максимальной частоты сердечных сокращений достигают 175,4 ударов в минуту.

Установлено, что типичные схемы тренировок для играющих в футбол практически идентичны. Выявлено, что типичные занятия по футболу, для 7-8-летних, которые длятся 1 час - 1 час 15 минут, состоят из двух частей.

В первой части дети работают с упором на овладение техники игры и развитие физических качеств. При этом применяется небольшое количество традиционных игр.

Вторая часть обычно посвящена двусторонней игре в мини-футбол. Кроме изучения реакции организма 6- 8-летних спортсменов на разные нагрузки аналогичный анализ был проведен и при участии 9-10-летних игроков, занимающихся в Спортивной школе и секциях в течение одного года.

Анализ показывает, что в современных спортивных играх начальная фаза тренировки характеризуется довольно частым применением значительных, а иногда и больших нагрузок.

1. Установлено, что традиционно используемая система проведения трени-

ровок по футболу, с детьми 7-10 лет, имеет ряд недостатков. Такие недостатки, в первую очередь, связаны с частым использованием тяжелых нагрузок: 6-7-летний футболист на одну стандартную тренировку тратит в среднем до 342,7 ккал, при средних значениях ЧСС max 180 ударов в минуту.

2. Выявлено, что энергетические потребности детей при реализации стандарт-

ных тренировочных програм не полностью удовлетворяются. Это происходит по той причине, что не каждый ребенок, из средне-статистической семьи имеет полноценное питание, необходимое для энергетической нагрузки.

Так, например, средняя мощность ежедневного рациона 6-7-летних футболистов, составляет 1760-1830 ккал, то есть среднесуточное потребление энергии с учетом тренировочных упражнений достигает 1855 и более ккал.

Изложенное выше обусловлено необходимостью пересмотра традиционно сложившихся подходов к организации и проведению занятий футболом с детьми 7-10 лет.

По мнению экспертов, учебно-тренировочный процесс должен осуществляться комплексно. В младших группах используются различные формы беговой эстафеты и ускорение при непрерывном беге.

У футболистов старшего возраста вводятся опорные упражнения, которые подготавливают ребенка к совершенствованию скоростных качеств. Это упражнения на динамическую силу, прыгучесть, координацию движений и гибкость. Важно выполнять специализированные двигательные задачи на максимальной скорости.

Формирование выносливости на начальном этапе обучения (9-10 лет), происходит в кислородной зоне. Задания в анаэробной зоне избегаются. Преобладают формы малой продолжительности.

Затем интенсивность упражнений на выносливость увеличивается. За счет игр и занятий вводится все больше и больше мелких игр (3x3, 4x4, 5x5), на ограниченном игровом поле. Вводятся так называемые полевые тренировки и небольшие беговые игры [7].

Большую бдительность следует проявлять в период относительно большого и быстрого набора веса. Нагрузки должны быть точно дозированы в связи с возникающим в этот период дисбалансом мышечной силы и нарушениями координации и техники.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Болотин, А. и Бакаев, В. (2017). Педагогические условия, необходимые для улучшения скоростно-силовой подготовки юных футболистов. Журнал физического воспитания и спорта, 17 (2), 95, 638-642

2. Голомазов С., Чирва Б. Футбол: Тренировка точности юных спортсменов. М., 2015. 81с.

3. Ермолов Р., Максименко Л. Развитие физических качеств футболистов 9-10лет. Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки спортсменов в олимпийских и неолимпийских видах спорта. Сумы. 2021. С. 44 - 47.

4. Калинин Д.И. Развитие основных физических качеств футболистов // Молодой ученый. - 2016. - №19. - С. 426-428.

5. Питин М. Взаимосвязи показателей физической подготовленности футболистов на этапе начальной подготовки Молодая спортивная наука Украины. Вып. 14: в 4-хт. л., 2010. Т.1. С. 215-220.

6. Шахар, О.Х., Хузар, В.М., Хоменко, В.В. (2019). Влияние спортивных тренировок на физическую и техническую подготовленность футболистов. Актуальные проблемы общественного здоровья и двигательной активности различных слоев населения, 200-205.

7. Ясинский П. Применение двигательной тренировки у детей и подростков, в том числе у футболистов. 2019. https://rehabilitacja.galen.pl/zastosowanie-treningu-motorycznego-wsrod-dzieci-i-mlodziezy-z-uwzglednieniem-pilkarzy-noznych/

REFERENCES

1. Bolotin, A., i Bakaev, V. (2017). Pedagogicheskie usloviia, neobkhodimye dlia uluchsheniia skorostno-silovoi podgotovki iunykh futbolistov. Zhurnal fizicheskogo vospitaniia i sporta, 17 (2), 95, 638-642

2. Golomazov S, CHirva B. Futbol: Trenirovka tochnosti iunykh sportsmenov. M., 2015. 81p.

3. Ermolov R., Maksimenko L. Razvitie fizicheskikh kachestv futbolistov 9-10let. Vseukrainskaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia «Aktual'nye voprosy podgotovki sportsmenov v olimpiiskikh i neolimpiiskikh vidakh sporta. Sumy.2021. P. 44-47.

4. Kalinin D.I. Razvitie osnovnykh fizicheskikh kachestv futbolistov. Molodoiuchenyi. 2016. no19. P. 426-428.

5. Pitin M. Vzaimosviazi pokazatelei fizicheskoi podgotovlennosti futbolistov na etape nachal'noi podgotovki. Molodaia sportivnaia nauka Ukrainy. Vyp. 14: v 4-kht. l., 2010. T.1. P. 215-220.

6. Shakhar O.K., Khuzar V.M., Khomenko V.V. (2019). Vliianie sportivnykh trenirovok na fizicheskuiu i tekhnicheskuiu podgotovlennost' futbolistov. Aktual'nye problemy obshchestvennogo zdorov'ia i dvigatel'noi aktivnosti razlichnykh sloev naseleniia, 200-205.

7. ^smsM P. Primenenie dvigatel'noi trenirovki u detei i podrostkov, v tom chisle u futbolistov. 2019. https://rehabilitacja.galen.pl/zastosowanie-treningu-motorycznego-wsrod-dzieci-i-mlodziezy-z-uwzglednieniem-pilkarzy-noznych/

Информация об авторах: Жумадилханов Аскар Анесович, доцент, кандидат педагогических наук. И.О. Профессора РГП ПХВ «Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева», г. Нур-Султан, Казахстан e-mail: aseke_zh_59@mail.ru

Попов Василий Петрович, тренер первой категории отделения «Футбол» МБУ ФКиС «СШОР «Метеор», учитель первой категории по физкультуре МБОУ «Школа № 32», г. Балашиха, Московская обл., Россия e-mail: vaspopov@list.ru

Маженов Сериказы Турсынбаевич, кандидат биологических наук, и. о. доцента. РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева» г. Нур-Султан, Казахстан mazhenov_s @mail.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Zhumadilkhanov Askar Anesovich, Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences Acting Professor of the RSE PCV «L.N. Gumilyov Eurasian National University», Nur-Sultan, Kazakhstan e-mail: aseke_zh_59@mail.ru

Popov Vasily Petrovich, coach of the first category of the Football department of MBU FCIS «SSHOR «Meteor», teacher of the first category in physical education MBOU «School № 32», Balashikha, Moscow Region, Russia e-mail: vaspopov@list.ru

Serikkazy Tursynbaevich Mazhenov, Candidate of Biological Sciences, acting associate Professor. RSE PCV "L.N. Gumilyov Eurasian National University" Nursultan, Kazakhstan mazhenov_s@mail.ru

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 28.07.2022 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 25.08.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2022

Авторы заявляет об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no con-flictsof interests

© Жумадилханов А. А. 2022 © Попов В.П. 2022 © МаженовС.Т. 2022 © «Педагогика: история, перспективы» 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.