развитие ведущих двигательно-координационных качеств юных футболистов на основе дифференцированного подхода
УДК/UDC 796.332
Поступила в редакцию 08.12.2020 г.
Доктор педагогических наук, доцент Л.И. Костюнина1
Аспирант Дугуфана Багайоко1
Аспирант Д.С. Николаев1
1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск
DIFFERENTIATED APPROACH TO BUILD KEY MOTOR-COORDINATION QUALITIES IN JUNIOR FOOTBALLERS
Dr. Hab., Associate Professor L.I. Kostyunina1 Postgraduate Dugufana Bagayoko1
Postgraduate D.S. Nikolaev1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - теоретико-методическое обоснование дифференцированного подхода к развитию ведущих двигательно-координационных качеств футболистов 8-10 лет с учетом индивидуальных особенностей проявления свойств нервной системы.
Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе ОГПУ СШОР по футболу «Волга» им. Н.П. Старостина (г. Ульяновск). В педагогическом эксперименте принял участие 31 футболист в возрасте 8-10 лет (группа начальной подготовки, 1-2-го года обучения), распределенные в контрольную группу (КГ) - 15 чел. и экспериментальную группу (ЭГ) - 16 чел. КГ занималась по стандартной программе в соответствии с утвержденной программой СШОР. В ЭГ тренировочные занятия реализовывались на основе дифференцированного подхода, с учетом выявленных у юных футболистов индивидуальных свойств нервной системы. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования выявлены особенности регулирования мышечной, психической деятельности спортсменов с различным соотношением показателей «силы»/«слабости» нервной системы. Экспериментально обоснована эффективность применения дифференцированного подхода к выбору средств и методов развития ведущих двигательно-координационных качеств юных футболистов. В экспериментальной группе футболистов выявлены достоверно значимые изменения в исследуемых показателях общефизической и специальной координационной подготовленности.
Таким образом, реализация дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей проявления свойств НС футболистов 8-10 лет в рамках общих подходов к спортивной тренировке на этапе начальной подготовки обеспечивает возможность достижения юным спортсменом запланированного уровня физической, специальной координационной подготовленности, создает предпосылки для повышения эффективности процесса формирования базовых технико-тактических навыков как фундамента дальнейшего роста спортивного мастерства.
Ключевые слова: дифференцированный подход, свойства нервной системы, двигательно-координационные качества, юные футболисты.
Annotation
Objective of the study was to test theoretical and practical design and benefits of a customizable movement coordination skills training model for the 8-10 year old football players individualized for their nervous system types. Methods and structure of the study. The new customizable movement coordination skills training model testing experiment was run at Volga Olympic Sports Reserve School of named after N.P. Starostin in Ulyanovsk in 2018-2019. We sampled the 1-2-year 8-10 years-old footballers (n=31) and spit them up into Experimental Group (n=16) and Control Group (n=15). The Control Group training was traditional for the Olympic Sports Reserve School, and the Experimental Group training system was complemented by the new customizable movement coordination skills training model with account of the individual nervous system types.
Results and conclusions. The study was designed to first classify the sample by the muscular and mental activity regulation types into the provisionally weak/ strong nervous system types. The nervous-system-type-specific group trainings were geared to test benefits of a customizable movement coordination skills training model on a nervous-system-type-specific basis. The new model was tested beneficial for the movement coordination skills trainings of the junior footballers as the pre- versus post-experimental tests showed meaningful progress of the Experimental Group versus Control Group in every traditional physical fitness and special movement coordination skills / motor skills test.
Keywords: customizable training model, nervous system type, movement coordination skills, junior footballers.
Введение. Спортивные психологи отмечают, что индивидуальный стиль и успешность спортивной деятельности
обусловлены основными свойствами нервной системы (НС), определяющими задатки, способности, предрасположен-
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
ность к занятиям различными видами спорта [5]. Как показывают результаты многочисленных исследований, лица с сильной НС способны эффективно преодолевать чувство усталости; менее подвержены стрессогенным факторам, более успешно проявляют себя в соревновательных условиях, способны к волевой мобилизации и концентрации внимания, в процессе тренировки способны быстро переключаться с работы на отдых. Лица со слабой НС отличаются быстрой врабатываемостью, способны сохранять высокий уровень работоспособности в условиях монотонии, быстрее осваивают сложные технические элементы, отличаются способностью к распределению внимания [3-5]. Ряд исследователей указывают на необходимость учета особенностей проявления свойств нервной системы футболистов пубертатного возраста при развитии скоростно-силовых качеств и быстроты, специфических координационных способностей, выборе игрового амплуа. По мнению авторов, данный подход обусловливает более быстрое формирование технико-тактических навыков, повышает эффективность игровой деятельности, позволяет подобрать адекватные средства и методы тренировочных и обучающих воздействий [2, 4]. Проблема изучения особенностей проявления свойств нервной системы, их влияния на эффективность процесса формирования основных технико-тактических умений, развития двигательно-координационных качеств приобретает особую актуальность в подготовке юных футболистов 8-10 лет. Специалистами футбола отмечается, что возрастной период 8-10 лет наиболее значим для развития быстроты стартовых действий, двигательной реакции, скорости бега, способности к кинестетическому дифференцированию, равновесию, перестроению или приспособлению двигательных действий [1, 6, 8].
Цель исследования - теоретико-методическое обоснование дифференцированного подхода к развитию ведущих двигательно-координационных качеств футболистов 8-10 лет с учетом индивидуальных особенностей проявления свойств нервной системы.
Методика и организация исследования. Педагогическое исследование было организовано на базе ОГПУ СШОР по футболу «Волга» им. Н. П. Старостина г. Ульяновска (2018-2019 гг.). В педагогическом эксперименте приняли участие футболисты 8-10 лет в количестве 31 чел. (группа начальной подготовки, 1-2-го года обучения), распределенные в контрольную группу (КГ) - 15 чел. и экспериментальную группу (ЭГ) - 16 чел. КГ занималась по стандартной программе в соответствии с утвержденной программой СШОР. В ЭГ тренировочные занятия реализовывались на основе дифференцированного подхода, с учетом выявленных у юных футболистов индивидуальных свойств нервной системы.
Результаты исследования и их обсуждение. Структура специальной координационной подготовленности футболистов определяется спецификой содержания и направленности каждого этапа многолетнего тренировочного процесса, особенностями сенситивных периодов развития ведущих двигательно-координационных качеств, обусловливающих оптимальность управления выполнением специфических двигательных заданий, моделирующих отдельные стороны соревновательной деятельности в футболе [6]. Исходя из концепции классификации двигательных координаций Л. Д. Назаренко (2015), качественные стороны двигательной деятельности обеспечиваются проявлением комплекса двигательно-координационных качеств
(ДКК), имеющих специфические проявления, обусловленные характером и содержанием спортивной деятельности, и в сенситивные периоды необходимо создавать условия для их стимулируемого развития [7]. С целью выявления наиболее значимых ДКК, определяющих рациональность и успешность освоения футболистами 8-10 лет новых двигательных умений, технических приемов игры нами было проведено анкетирование тренеров по футболу Академии футбола, СШОР по футболу «Волга» им. Старостина, учреждений дополнительного образования г. Ульяновска (48 чел.). При взаимообусловленном и взаимосвязанном характере проявления всех двигательных координаций в процессе игровой деятельности в футболе, тренеры выделили следующие ведущие ДКК: точность (21 %), равновесие (19 %), ловкость (15 %), быстроту (14 %), что совпадает с современными представлениями ведущих специалистов о структуре и содержании специальной координационной подготовки в футболе [1, 6, 8]. Точность как одна из двигательных ко-ординаций обеспечивает соответствие пространственно-временных и пространственно-силовых параметров двигательных действий решаемой двигательной задаче [7]. Целенаправленная работа по формированию точности дифференцирования кинестетических ощущений, специализированного восприятия («чувство мяча») начиная с первых лет обучения с использованием средств, направленных на приобретение юным футболистом умения вариативно перемещаться с мячом, предопределяет технико-тактическую разносторонность игровых действий [1]. Равновесие (статическое, динамическое) как способность сохранятьустой-чивое положение тела, определять и менять его положение в пространстве в зависимости от решаемых двигательных задач является базовым координационным качеством во взаимосвязи с другими двигательными координациями в структуре двигательно-координационной подготовки [7, 8]. Быстрота двигательной реакции, способность к максимальному проявлению частоты (темпа) движений, скорость бега обеспечивают успешность решения технико-тактических задач как в индивидуальных действиях игрока (с мячом и без мяча), так и в командном взаимодействии. Ловкость футболиста определяется способностью быстро овладевать новыми двигательными действиями; умением выполнять сложнокоординационные движения в стандартных и нестандартных, прогнозируемых условиях (на специфическом и неспецифическом уровне), умением быстро и адекватно выполнять и перестраивать движение в изменяющихся условиях игры. В ходе исследования в ЭГ юных футболистов развитие ведущих ДКК осуществлялось с учетом выявленных индивидуальных особенностей проявления свойств НС. По результатам «Теппинг-теста» (Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина) нами были сформированы 2 подгруппы. ЭГ-1 составили 9 футболистов со слабым (17,4 %), среднеслабым (40,6 %) типом НС. В ЭГ-2 вошли футболисты со среднесильным (34,8 %), сильным (7,2 %) типом НС - 7 человек. При планировании недельного цикла на общеподготовительном этапе (3 тренировочных занятия в неделю, продолжительность - 3 месяца) в ЭГ на первом занятии преимущественно уделялось внимание развитию быстроты-ловкости; на втором - точности-равновесия; на третьем - равновесия-ловкости. Данный подход обусловлен тем, что, ни одно из ДКК не может развиваться изолированно от других и в тренировочных занятиях целесоо-
60
http://www.teoriya.ru
№2^ 2021 Февраль | February
бразно развивать не более двух двигательных координаций [6]. Подбор средств развития ведущих ДКК осуществлялся с учетом координационной сложности разнообразных подводящих, специальных упражнений, применяемых в тренировочном процессе юных футболистов; упражнений спортивной гимнастики, акробатики, легкой атлетики, подвижных и специализированных игр. Общий объем координационной подготовки составлял до 40 % от продолжительности тренировки. По уровню координационной сложности упражнения были распределены следующим образом (общеподготовительный этап/специальноподготовительный этап): низкий уровень - 40/30 %; средний уровень - 45/50 %, высокий уровень - 15/20 %. Специальные координационные упражнения включались в подготовительную часть и в начало основной части тренировочного занятия. Также в разминку и заключительную часть тренировки включались упражнения на развитие гибкости, подвижности, обеспечивающие необходимую амплитуду движений, их свободу, снижение риска получения травм, болевых ощущений после нагрузок. В зависимости от выявленного типа нервной системы дифференцировались следующие параметры координационной нагрузки: общая продолжительность упражнения, продолжительность отдыха, дозировка упражнений (количество повторений, серий). В ЭГ-1 (слабая НС) преимущественно использовалась объемная нагрузка, тренировочный эффект достигался посредством повышения увеличения количества повторений (серий), интервалов отдыха. В ЭГ-2 (сильная НС), соответственно, применялась интенсивная нагрузка с постепенным увеличением количества повторений, сокращения интервалов отдыха. Реализация дифференцированного подхода в тренировочном процессе футболистов ЭГ 8-10 лет существенно осложнялось тем, что дети в данном возрасте еще недостаточно организованы, дисциплинированы, не обладают достаточными навыками самоконтроля, поэтому особое внимание было уделено организационным аспектам деятельности тренера, чтобы обеспечить своевременный контроль за качеством выполнения заданий детьми каждой микрогруппы. Несмотря на трудности субъективного характера, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности экспериментальной методики. На начало педагогического эксперимента футболисты КГ и ЭГ не имели достоверных различий в уровне общефизической и координационной подготовленности (р>0,05). По его завершении сравнительный анализ показателей уровня развития ведущих ДКК футболистов ЭГ и КГ указывает на достоверные (р<0,05) межгрупповые различия в тестах, оценивающих: статическое и динамическое равновесие, ловкость, точность дифференцирования мышечных усилий, быстроту при положительной динамике показателей в каждой группе спортсменов. В ЭГ в тесте «Балансирование на гимнастической скамейке» (динамическое равновесие) прирост в ЭГ составил 10,4 %; в КГ - 3,1 % (р<0,05). В пробе Ромберга (статическое равновесие) в ЭГ прирост составил 24,5 %; в КГ - 14,7 % (р<0,05). В тесте «Бег к пронумерованным набивным мячам» прирост в ЭГ составил 18,2 %, в КГ - 9,1 % (р<0,05). В тесте «Удар мячом в цель» в ЭГ показатели улучшились на 13,2 %, в КГ - на 6,9 % (р<0,05). Точность дифференцирования мышечных усилий (прыжок в длину с места - 0,5 усилия от макс. результата) в ЭГ повысилась на 17,9 %; в КГ - на 6,7 % (р<0,05). Подобная тенденция выявлена в тестах «Обегание стоек», «Слалом с ведением мяча», «Жонглирование мячом» (ловкость,
ритмичность). По показателям общефизической подготовленности выявлены достоверные межгрупповые различия (р<0,05) футболистов КГ и ЭГ в показателях скоростно-силовых, скоростных качеств.
Вывод. Реализация дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей проявления свойств НС футболистов 8-10 лет в рамках общих подходов к спортивной тренировке на этапе начальной подготовки обеспечивает возможность достижения юным спортсменом запланированного уровня физической, специальной координационной подготовленности, создает предпосылки для повышения эффективности процесса формирования базовых технико-тактических навыков как фундамента дальнейшего роста спортивного мастерства. Литература
1. Аверьянов И.В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2008. - 240 с.;
2. Бандаков М.П. Методика дифференцированного развития специфических координационных способностей футболистов 11-12 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы / М.П. Бандаков, Г.Г. Полевой // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 1. - С. 65-66.
3. Вяткин Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика / Б.А. Вяткин // Книжный мир. - Пермь, 2005. - 392 с.
4. Драндров Г.Л. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13-16 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Л. Драндров. - Омск, 1989. - 20 с
5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, с ил. - (Серия «Мастера психологии»), 2004. -С. 330-356.
6. Лях В. Координационная тренировка в футболе / В. Лях, З. Вит-ковски. - М.: Советский спорт, 2010. - 216 с.
7. Назаренко Л.Д. Концепция классификации двигательных координаций / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. -2015 - № 3. - С. 99-101.
8. Шамонин А.В. Повышение технической подготовки при развитии способностей к сохранению равновесия юных футболистов 7-11 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Шамонин. - Екатеринбург, 2010. - 22 с.
References
1. Averyanov I.V. Metodika sovershenstvovaniya kinesteticheskikh koordinatsionnykh sposobnostey futbolistov 10-11 let [Methodology for improving kinesthetic coordination abilities of 10-11-year-old footballers] PhD diss.. Omsk, 2008. 240 p.;
2. Bandakov M.P., Polevoy G.G. Metodika differentsirovannogo razvitiya spetsificheskikh koordinatsionnykh sposobnostey futbolistov 11-12 let s uchetom tipologicheskikh osobennostey proyavleniya svoystv nervnoy sistemy [Method of customizable development of specific coordination abilities of 11-12 year-old footballers intypological features in view of nervous system properties]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2015. No. 1. pp. 65-66.
3. Vyatkin B.A. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya individualnosti: teoriya, eksperiment, praktika [Selected psychological studies of individuality: theory, experiment, practice]. Knizhny mir publ.. Perm, 2005. 392 p.
4. Drandrov G.L. Razvitie skorostno-silovykh kachestv i bystroty u futbolistov 13-16 let s uchetom tipologicheskikh osobennostey proyavleniya svoystv nervnoy sistemy [Building speed-strength qualities and agility in 13-16- year-old footballers based on typological features of manifestation of nervous system properties]. PhD diss. Abstract. Omsk, 1989. 20 p.
5. Ilyin E.P. Psikhologiya individualnykh razlichiy [Psychology of individual differences]. St. Petersburg: Piter publ., il. (Ser. «Masters of Psychology»), 2004. pp. 330-356.
6. Lyakh V.I., Witkowski Z. Koordinatsionnaya trenirovka v futbole [Coordination training in football]. Moscow: Sovetsky sport publ., 2010. 216 p.
7. Nazarenko L.D. Kontseptsiya klassifikatsii dvigatelnykh koordinatsiy [The concept of classification of motor coordinations]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2015, no. 3, pp. 99-101.
8. Shamonin A.V. Povyshenie tekhnicheskoy podgotovki pri razvitii sposobnostey k sokhraneniyu ravnovesiya yunykh futbolistov 7-11 let [Actions to improve technical training when building balancing skills in 7-11-year-old footballers]. PhD thesis. Abstract. Yekaterinburg, 2010. 22 p.