Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ НА ЭТАПАХ РАННЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ'

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ НА ЭТАПАХ РАННЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
280
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / РАННЯЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ 6-10 ЛЕТ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / САМОКОНТРОЛЬ / ПОРТАТИВНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ АППАРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иорданская Фаина Алексеевна

Работа посвящена формированию программы мониторинга физического развития и функциональной подготовленности детей 6-10 лет в процессе ранней спортивной подготовки. Обоснованием работы является изучение и анализ результатов научных публикаций по проблеме мониторинга в юношеском спорте. Проведен научный обзор литературы, посвященный изучению морфофункциональных возможностей и особенностей формирования организма детей 6-10 лет и их двигательной деятельности. Разработаны информативные показатели мониторинга физической подготовленности, оценки физических качеств и показателей функциональной подготовленности детей 6-10 лет в процессе ранней спортивной подготовки. В программе мониторинга рассмотрена значимость проведения самоконтроля - прогностически оперативного фактора предупреждения необходимости своевременной коррекции, с одной стороны, и показателя эффективности плана и программы тренировочных нагрузок, с другой. Определен блок мобильных приборов диагностики, позволяющий тренеру и родителям получать объективную информацию о состоянии физической и функциональной подготовленности детей 6-10 лет в процессе подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иорданская Фаина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND FUNCTIONAL FITNESS MONITORING IN CHILDREN 6-10 YEARS OLD AT THE STAGES OF EARLY SPORTS TRAINING

The work is devoted to the formation of a program for monitoring physical development and functional readiness of children 6-10 years old in the process of early sports training. The basic basis of the work is the study and analysis of the results of scientific publications on the problem of monitoring in youth sports. A scientific review of the literature devoted to the study of morphofunctional capabilities and features of the formation of the body in 6-10 years old children and their motor activity was carried out. Informative indicators of physical fitness monitoring, assessment of physical qualities and functional fitness indicators of 6-10 years old children in the process of early sports training have been developed. The monitoring program considers the importance of self-control - a prognostic operational factor in the prevention of the need for timely correction, on the one hand, and an indicator of the effectiveness of the plan and program of training loads, on the other. A block of mobile diagnostic devices has been determined, which allows the trainer and parents to receive objective information on the state of physical and functional readiness of children 6-10 years old in the process of training.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ НА ЭТАПАХ РАННЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТА

МОНИТОРИНГ

ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ НА ЭТАПАХ РАННЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Ф.А. ИОРДАНСКАЯ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

Работа посвящена формированию программы мониторинга физического развития и функциональной подготовленности детей 6-10 лет в процессе ранней спортивной подготовки. Обоснованием работы является изучение и анализ результатов научных публикаций по проблеме мониторинга в юношеском спорте. Проведен научный обзор литературы, посвященный изучению морфофункциональных возможностей и особенностей формирования организма детей 6-10 лет и их двигательной деятельности. Разработаны информативные показатели мониторинга физической подготовленности, оценки физических качеств и показателей функциональной подготовленности детей 6-10 лет в процессе ранней спортивной подготовки. В программе мониторинга рассмотрена значимость проведения самоконтроля - прогностически оперативного фактора предупреждения необходимости своевременной коррекции, с одной стороны, и показателя эффективности плана и программы тренировочных нагрузок, с другой. Определен блок мобильных приборов диагностики, позволяющий тренеру и родителям получать объективную информацию о состоянии физической и функциональной подготовленности детей 6-10 лет в процессе подготовки.

Ключевые слова: мониторинг, ранняя спортивная подготовка, физическое развитие, дети 6-10 лет, функциональная подготовка, самоконтроль, портативная диагностическая аппаратура.

PHYSICAL AND FUNCTIONAL FITNESS MONITORING IN CHILDREN 6-10 YEARS OLD AT THE STAGES OF EARLY SPORTS TRAINING

F.A. IORDANSKAYA, FSBIFSC VNIIFK

Abstract

The work is devoted to the formation of a program for monitoring physical development and functional readiness of children 6-10 years old in the process of early sports training. The basic basis of the work is the study and analysis of the results of scientific publications on the problem of monitoring in youth sports. A scientific review of the literature devoted to the study of morphofunctional capabilities and features of the formation of the body in 6-10 years old children and their motor activity was carried out. Informative indicators of physical fitness monitoring, assessment of physical qualities and functional fitness indicators of 6-10 years old children in the process of early sports training have been developed. The monitoring program considers the importance of self-control - a prognostic operational factor in the prevention of the need for timely correction, on the one hand, and an indicator of the effectiveness of the plan and program of training loads, on the other. A block of mobile diagnostic devices has been determined, which allows the trainer and parents to receive objective information on the state of physical and functional readiness of children 6-10 years old in the process of training.

Keywords: monitoring, early sports training, physical development, 6-10 years old children, functional training, self-

control, portable diagnostic equipment.

Введение

Физическая культура и занятия спортом в настоя- Особое место отводится детям, которых с раннего возрас-щее время активно «входят» в жизнь населения нашей та родители приводят в спортивные секции, полагая, что страны, определяя позиции «здорового образа жизни». чем раньше ребенок начинает заниматься, тем быстрее

достигнет успехов в избранном виде спорта, укрепит здоровье и улучшит физическое развитие.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации [1] наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей всех возрастных категорий: высокий уровень заболеваемости; рост распространенности хронических патологий; наличие морфофункцио-нальных отклонений; ухудшение основных качественных показателей здоровья. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные отклонения функционального состояния органов и систем, 17% детей приобретают хронические заболевания и только один ребенок из троих остается здоровым.

Доказано, что систематические занятия физической культурой и спортом сопровождаются формированием признаков долговременной адаптации организма ребенка к физическим нагрузкам, положительно отражаясь как на морфофункциональном состоянии различных систем организма, так и на работоспособности, и способствуют укреплению состояния здоровья детей [2, 3].

ВОЗ определяет понятие «здоровье» как «состояние полного физического, психического и социального благополучия» [2-4].

Таким образом, привлечение детей 6-10 лет к раннему занятию спортивной подготовкой - это средство улучшения физического развития, функционального состояния основных систем и функций, укрепления здоровья.

В РФ определены возрастные сроки допуска к занятиям различными видами спорта [7]. Кроме того, порядок оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом, определен Приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 октября 2020 г. № 1144Н [7].

У детей, занимающихся спортивной подготовкой, признаки естественного возрастного развития своеобразно переплетаются с признаками развития, возникающими в результате приспособления организма к физическим нагрузкам, и характеризуются морфологическими изменениями и функциональной перестройкой на всех уровнях жизнедеятельности, соматических и вегетативных систем [4, 5]. Развитие организма юных спортсменов, возрастное становление морфологических признаков, функциональных параметров и двигательных функций происходит неравномерно, волнообразно. Периоды усиленного роста, сочетающиеся со значительной активацией энергетических и обменных процессов, сменяются периодами замедленного роста, сопровождающиеся наибольшим накоплением массы тела и преобладанием процессов дифференцировки. Такая неравномерность развития обусловлена генетическими и средовыми факторами.

В зависимости от возраста регистрируются и индивидуальные различия в уровне развития работоспособности ребенка к различным физическим упражнениям [6].

Мероприятия мониторинга физической и функциональной подготовленности детей 6-10 лет в динамике ранней спортивной подготовки призваны исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий спортом на детский организм. Под мониторингом понимают систематическое получение

и обработку информации, которая может быть использована для принятия того или иного решения.

Настоящая работа базируется на результатах исследования систематических занятий спортом на физическое развитие, физическую подготовленность детей 6-10 лет, разработку информативных показателей оценки и критериев, выполняемых под руководством Т.Ф. Абрамовой [7] и анализе литературы по проблеме мониторинга юных спортсменов. Обнаружено, что вопросы мониторинга физической и функциональной подготовленности в процессе ранней спортивной подготовки 6-10-летних детей изучены недостаточно.

Цель настоящей работы - обоснование программы мониторинга показателей физической и функциональной подготовленности детей 6-10 лет в процессе ранней спортивной подготовки.

Задачи исследования

1. Проанализировать и оценить морфофункциональ-ные особенности формирования организма растущих детей 6-10 лет в целях отбора наиболее информативных физических и функциональных показателей в программу мониторинга.

2. Определить показатели физической подготовленности детей 6-10 лет.

3. Определить показатели функциональной подготовленности детей 6-10 лет в процессе спортивной подготовки.

4. Разработать программу самоконтроля - прогностического фактора раннего предупреждения о необходимости коррекции режима тренировки, учебы и отдыха детей 6-10 лет.

5. Сформировать блок мобильных приборов функциональной диагностики в процессе мониторинга для оценки переносимости тренировочных нагрузок детей 6-10 лет.

Цель мониторинга - формирование углубленных знаний в области физического состояния и здоровья человека, овладение широким спектром концептуальных и методических подходов для оценки различных параметров физического развития и физической подготовленности разных групп населения (занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом) на разных этапах онтогенеза [8].

Формирование программы мониторинга детей 610 лет базируется на особенностях морфофункциональ-ных возможностей и особенностей формирования организма растущих детей данного возраста в процессе ранней спортивной подготовки.

Морфофункциональные возможности и особенности формирования организма растущих детей 6-10 лет

У детей в возрасте 6-7 лет заканчивается период «вытяжения» и начинается период «округления». При несколько замедленном темпе прироста длины тела увеличивается вес тела, завершается процесс развития костной системы, формирование кривизны позвоночника. Однако вплоть до старшего школьного возраста позвоночник еще податлив, нестоек, особенно в грудном отделе. Быстро развивается мышечная система. Осо-

бенно развиваются мышечные группы, обеспечивающие вертикальное положение и ходьбу.

Изучение подвижности в суставах показало, что развитие гибкости в этом возрасте в связи с эластичностью мышц и связочно-суставного аппарата наиболее благоприятно. Практически уже в 6-7 лет дети без особых затруднений достигают высокой степени подвижности в суставах, главным образом пассивной.

По данным специалистов, в младшем школьном возрасте ускоренно развивается двигательный анализатор. В 7 лет объем корковых полей двигательного анализатора составляет около 80% от объема взрослых, а объем подкорковых образований достигает нормы взрослого человека уже в 8-10 лет [9].

Приспособляемость детей к физическим нагрузкам и работоспособность во многом зависят от состояния вегетативных функций и главным образом от сердечнососудистой и дыхательной системы.

Развитие сердечно-сосудистой системы у школьников младшего школьного возраста проходит относительно равномерно. Линейные размеры сердца у детей к 7 годам увеличиваются в 2 раза. Несколько меньшими темпами увеличивается объем сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Однако отношение массы сердца к весу тела уже приближается к величине, характерной для взрослых.

Значительная частота сердечных сокращений (у 7-8-летних - 90-92 уд./мин), следовательно, и более быстрый кругооборот крови хорошо обеспечивают ткани питанием. Это способствует относительно высокому уровню работоспособности.

Характерна значительно большая, чем у взрослых, частота дыхания (20-22 раз/мин в спокойном состоянии); ЖЕЛ, хотя и неуклонно возрастает к 9 годам, в эти годы более чем в два раза уступает показателям взрослых.

Структура легочной ткани до 7 лет еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма стоит высоко, в связи с чем уменьшается размах дыхательных движений. Ребенок дышит более поверхностно и значительно чаще, чем взрослый. По мере роста грудная клетка опускается вниз, и ребра принимают косое положение. В связи с развитием плечевого пояса, к 7-летнему возрасту дыхание становится преимущественно грудным.

Изменяется и деятельность дыхательной системы: снижается частота дыханий - до 23-26 раз/1 мин, а глубина их увеличивается. По мнению Т.И. Осокиной [10], показатели жизненной емкости у 6-7-летних детей могут быть увеличены под влиянием регулярных занятий плаванием на несколько сот см3.

Частота пульса продолжает снижаться со 100105 уд./мин в 4 года до 85-90 уд./мин в 7 лет. Частота сердечных сокращений - показатель весьма лабильный. Вместе с тем, при прочих равных условиях, высокая ЧСС у здоровых детей 6-7 лет в состоянии относительного покоя указывает на недостаточную зрелость вегетативной нервной системы.

Артериальное давление возрастает: в 4 года оно в среднем составляет 102/64 мм рт. ст., а в 7 лет - 104/68 мм рт. ст.

В дошкольном возрасте продолжает совершенствоваться регуляция кровообращения: более экономными становятся кровоснабжение тканей в покое и на единицу выполненной работы, кровоснабжение работающих мышц и других тканей.

Особый качественный скачок в совершенствовании регуляции кровообращения, приходящийся на период от 6 до 7 лет, по мнению М.В. Антроповой и М.М. Кольцовой [11], диктует необходимость применения более щадящих нагрузок (умственной, динамической и особенно статической) в режиме деятельности детей 6 лет.

Костная система у детей богата хрящевой тканью:

кости ребенка не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов.

Осанка начинает формироваться с раннего возраста и в течение жизни может изменяться. Формирование физиологических изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделе начинается уже на первом году жизни. К семи годам имеется четко выраженный шейный и грудной изгиб. Фиксация поясничного изгиба происходит несколько позже - в 12-14 лет.

При первичном отборе во многие виды спорта особое значение придают росту детей. Считают, что в возрасте 8-11 лет связь между ювенильными и дефинитивными показателями роста более надежна, чем в пубертатном периоде. Целесообразно при оценке роста детей учитывать данные о длине тела родителей, поскольку этот признак генетически обусловлен.

Тип телосложения - один из значимых критериев спортивной ориентации. Это генетический признак, не поддающийся влиянию тренировки. При определении типа телосложения учитывают степень развития жировой, мышечной и костной ткани и их соотношение [7].

Возрастные особенности моторики в значительной мере обуславливаются функциональными возможностями вегетативных систем организма. Необходимо учитывать, что возрастное развитие двигательных и вегетативных функций происходит не параллельно. Регуля-торные механизмы деятельности вегетативных органов и систем у 6-10-летних детей, несмотря на большие приспособительные возможности, отстают в своем онтогенетическом развитии от быстро прогрессирующей с возрастом способности к произвольному управлению моторикой. О функциональных возможностях вегетативных систем организма детей раннего возраста судят по характеру реакций этих систем на мышечную работу.

Изучение и анализ морфофункциональных особенностей растущих детей 6-10 лет дает основание говорить о целесообразности занятий спортом в этот период. Однако при планировании подготовки на этом этапе обучения нужно исходить из возрастных особенностей детей.

Двигательные способности детей 6-10 лет

Двигательными (физическими) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.

В физическом воспитании дошкольников развитие основных движений во многом зависит от проявлений у детей двигательных качеств - быстроты, силы, выносливости, которые в значительной мере расширяют функциональные возможности детского организма. При недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно.

В развитии и становлении основных двигательных качеств у детей необходимо учитывать формирование как отстающих, так и ведущих двигательных качеств. В процессе жизни ребенка неравномерность развития его органов и систем нашла свое отражение в понятии гетерохронности. Подобный эффект характеризует надежность функционирования биологической системы детского организма, которая достигается на разных этапах его развития с последовательным включением различных факторов. Эти этапы получили название «критических» или «чувствительных» (сенситивных) периодов развития.

«Критические» периоды рассматриваются как периоды, когда происходит наибольшая реализация потенций организма в онтогенезе, и как периоды, когда специфическое воздействие на организм вызывает определенную, повышенную ответную реакцию, и в пределах которых можно получить оптимальный результат такого воздействия.

Успешность любого процесса обучения двигательным действиям зависит от готовности обучаемого к освоению учебного материала. Одной из важных предпосылок считается физическая подготовленность обучаемого, его двигательная и координационная готовность.

В.И. Лях [12] считает, что координация движений выше по своей структуре, чем ловкость. Некоторые авторы рассматривают ловкость как частную характеристику координированности. Однако чаще всего координацию движений отождествляют с ловкостью. Н.А. Бернштейн [13] относил ловкость к одному из ведущих психофизиологических качеств человека и указывал на то, что координация и ловкость - не одно и то же. По его определению, «ловкость» есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей. Под координацией он понимал «преодоление» избыточных степеней свободы движущегося органа, т.е. превращение последнего в управляемую систему.

А.А. Гужаловский [14] определяет понятие «координационные способности» как свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое целое для решения конкретной двигательной задачи, что проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его своевременном исполнении.

Координация является результатом совместного взаимодействия центральной нервной системы и мускулатуры с целью достижения конечного результата движения. Для хорошей координации необходимо наличие различных способностей по управлению телом, восприятию и перерабатыванию значимой информации:

- к ориентации - способности удерживать произвольные и непроизвольные движения в нужном направлении;

- к реакции (реактивные способности) - способности быстро реагировать на раздражитель;

- к равновесию - способности удерживать тело в равновесии или восстанавливать его равновесие;

- к ритму - способности производить движение в соответствующем ритме;

- к дифференцированию - способности осуществлять безопасное, точное, экономное движение. При этом важную роль играет дозирование силового участия.

Элементарные координационные способности, присущие детям, проявляются в ходьбе, беге и прыжках, тогда как сложные проявляются непосредственно в какой-либо специальной деятельности.

Дошкольникам свойственны следующие виды координационных способностей:

- пространственно-ориентационная;

- к статическому и динамическому равновесию;

- реагирующая - способность к быстрому началу целенаправленного двигательного акта, соответствующего определенному сигналу;

- ритмическая - способность определять и реализо-вывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта.

В.К. Бальсевич [15] показал, что у 4-летних детей под воздействием тренировки наиболее интенсивно

развиваются простые компоненты координационных способностей, а также те из них, которые в большей степени связаны с проявлением качества быстроты.

Дошкольному возрасту свойственно развитие быстроты движений. Известны три основные формы ее проявления: скрытое время двигательной реакции, скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении) и частота движений.

По мнению Б.А. Никитюка [16], из четырех основных двигательных качеств лишь скорость и гибкость по-настоящему оформлены в дошкольном возрасте.

Таким образом, физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств.

Мониторинг физической подготовленности отслеживает результаты физической подготовки, которые были достигнуты при освоении и выполнении движений, необходимых для спортивной деятельности. Мониторинг должен включать комплекс разнообразных, несложных в исполнении и вместе с тем информативных широкомасштабных методов тестирования с представлением количественно-качественной оценки уровня физического развития, физической подготовленности и работоспособности [8].

Программа мониторинга физической подготовленности детей 6-10 лет

В отличие от текущего педагогического контроля, система мониторинга имеет четко заданный для всех типов и видов образовательных учреждений единый набор тестовых упражнений и форм отчетной документации, что позволяет проводить массовое обследование дошкольников в определенные сроки.

Показатели физического развития

Представляется, что наиболее объективными и интегральными показателями уровня развития физической подготовленности детей являются количественные и качественные результаты выполнения определенных двигательных заданий:

- прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно;

- бросок мяча весом 1 кг (медбола) вдаль двумя руками. Как показывает практика, выполнение теста вызывает затруднения у детей 4-5 лет, хотя 6-7-летние дети в основном справляются с этим заданием без посторонней помощи;

- бег по прямой с высокого старта на 30 м (для оценки быстроты);

- бег «змейкой» между предметами, расположенными на расстоянии между собой в 1 м, общая дистанция бега - 10 м (для оценки ловкости);

- сохранение статического равновесия, стоя на линии - пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги (от 15-20 с);

- подбрасывание и ловля мяча двумя руками (15 раз, диаметр мяча 15-20 см);

- метание вдаль мешочков с песком весом 150200 г удобной рукой (5-8 м);

- наклон вперед из положения «сидя» (5-7 см за линию пяток).

В качестве дополнительных тестов можно рекомендовать:

- исследование мышечной силы правой и левой кисти;

- непрерывный бег в медленном темпе в течение 3 мин;

- подъем туловища в сед за 30 с (8-10 раз).

Данные тесты прошли широкую апробацию в ДОУ

различного вида; утверждены Министерством образования РФ; полностью соответствуют анатомо-физиоло-гическим особенностям дошкольников; имеют минимум медицинских противопоказаний; не требуют больших временных затрат; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заслуживает внимания анализ различных систем мониторинга, проведенного специалистами Пензенского государственного университета (ПГУ) [8], представившими программу мониторинга и тесты информативных показателей физической подготовленности.

Быстрота - бег на 30 м (с) с высокого старта.

Координация движений - челночный бег 3x10 м (с).

Выносливость - 6-минутный бег (м) - длина дистанции.

Скоростно-силовые качества - прыжок в длину с места (см).

Гибкость - наклоны вперед из положения «сидя» (см).

Сила - подтягивание на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине (количество раз).

Показатели функциональной подготовленности детей 6-10 лет в процессе спортивной подготовки

Уровень физической подготовленности отражает в первую очередь эффективность организации процесса физического воспитания детей 6-10 лет, внедрение программ здоровья сберегающих технологий и инноваций.

Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они обусловлены достаточным уровнем его развития.

Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма.

Мониторинг функционального состояния детей 610 лет на этапах спортивной подготовки - важное условие сохранения здоровья и повышения показателей физического развития.

Систематические занятия физической культурой и спортом сопровождаются формированием признаков долговременной адаптации организма детей к физическим нагрузкам наряду с процессами роста и развития, отражаясь на показателях как физического развития, так и функционального состояния организма растущего ребенка.

Функциональная подготовленность - это состояние тренированности организма, прежде всего органов, обеспечивающих транспорт кислорода. Уровень развития функциональной способности аппарата кровообращения определяет, как правило, уровень работоспособности, переносимости тренировочных нагрузок и восстанавливаемости.

Анализ литературных данных позволяет оценить характеристику и динамику развития морфофункциональ-ных возможностей детского организма в разные возрастные периоды [2-7, 18]. Каждый возрастной период имеет свои особенности анатомического строения органов, включая сердце и сердечно-сосудистую систему [5, 17].

Возрастные изменения показателей сердечно-сосудистой деятельности у детей

Частота сердечных сокращений у детей с возрастом уменьшается. Рост артериального давления идет более интенсивно в первые 2-3 года жизни параллельно росту скорости распространения пульсовой волны по сосудам мышечного типа и связан с повышением их тонуса. С возрастом увеличивается удельное периферическое сопротивление за счет увеличения длины резистивных сосудов и извилистых капилляров, снижения растяжимости стенок резистивных сосудов, усиления тонуса гладких мышц сосудов (табл. 1).

Таблица 1

Минутный и систолический объем кровообращения ребенка в зависимости от возраста (данные Г.А. Гончаровой)

Возраст (лет) Поверхность тела (м2) Частота пульса (уд./мин) МОК (мл) Систолический объем (мл) АД (мм рт. ст.)

1 0,44 120 1370 11,0 -

2 0,52 115 1620 14,0 80-100/60-70

4 0,68 110 2120 19,0 -

6 0,80 100 2500 25,0 80-100/60-80

Реакция сердечно-сосудистой системы детей на физические нагрузки

Чем старше дети, тем меньше учащение сердцебиений при мышечной деятельности. С возрастом частота пульса в покое и минутный объем крови на 1 кг веса у дошкольников, систематически занимающихся физическими упражнениями, значительно меньше, чем у не занимающихся. Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы при интенсивной мышечной деятельности у детей с более редким пульсом больше в покое, чем у детей с более частым пульсом.

Повышение физической работоспособности с 8 до 18 лет достигается снижением уровня деятельности сердца в покое и более высоким диапазоном ее увеличением при физической работе. С возрастом повышается экономизация кровообращения в покое и при мышечной деятельности, особенно у тренированных.

Таблица 3

Пределы колебаний артериального давления у детей дошкольного и школьного возраста (максимальное/минимальное, мм рт. ст.)

У детей 7-10 лет небольшой объем сердца, слабая сердечная мышца и широкий просвет сосудов. Физические нагрузки вызывают большое напряжение сердечно-сосудистой и дыхательной систем и неэкономичное расходование энергетических ресурсов.

Нормативные значения частоты сердечных сокращений и величины артериального давления в зависимости от возраста приведены в табл. 2, 3.

Таблица 2

Средние показатели частоты пульса у детей дошкольного и школьного возраста (уд./мин)

Пол Возраст (лет)

7 8 9 10

Мальчики 85,8 82,8 80,2 76,1

Девочки 86,6 84,7 82,5 79,2

Пол Возраст (лет)

3 4 5 6 7 8 9 10

Мальчики 80-93 80-95 85-100 89-104 90-106 92-110 93-113 93-113

41-52 46-56 44-59 46-61 47-67 48-70 49-72 50-73

Девочки 77-91 80-94 84-101 85-104 85-105 90-110 92-112 92-114

41-52 42-54 44-59 47-59 47-69 50-71 49-73 49-72

Функционально-диагностическое

тестирование детей 6-10 лет в процессе спортивной подготовки

В программе мониторинга функциональной подготовленности детей 6-10 лет наряду с оценкой функционального состояния организма в покое и в реакции на тренировочные нагрузки важное место занимает тестирование с использованием функциональных проб.

Учитывая ранний возраст детей 6-10 лет, важным требованием к тестирующей нагрузке является безопасность выполнения, с одной стороны, и двигательная способность ребенка к ее выполнению, с другой.

В числе безопасных и выполнимых тестов - ортоста-тическая проба. Детям 8-10 лет, прошедших двухгодичную спортивную подготовку, в качестве тестирующей нагрузки возможен Гарвардский степ-тест (вхождение на ступеньку).

По данным ВОЗ, в жизни ребенка считаются критическими возрастные периоды: первый год жизни, 3-4-й год; 6-7 годы. В эти периоды жизни организм ребенка наиболее чувствителен и уязвим, т.к. особенно резко реагирует на внешние, в том числе и неблагоприятные воздействия среды [21].

Известно, что вклад генетических факторов в развитие ненаследственных заболеваний составляет около 20%. Остальные 80% приходятся на эпигенетические факторы, т.е. факторы окружающей среды, среди которых наиболее управляемым является питание [1]. По многочисленным статистическим данным, за последние 10 лет 70% функциональных расстройств сформированы в начальных классах.

Морфофункциональные особенности организма детей и подростков, сформировавшиеся в течение длительного периода эволюции, по мнению ряда иссле-

дователей, не могут изменяться с такой же быстротой, с какой изменяются структура и характер тренировочных нагрузок в спорте. Несоответствие во времени между этими процессами может приводить к возникновению дезадаптационных расстройств, которые проявляются различными изменениями, так называемыми «слабыми звеньями» адаптации. При суперкомпенсации часть из них может истощаться, и функционирование организма может протекать на дизадаптационном уровне.

Важным фактором в формировании долговременных признаков и особенностей морфофункциональных возможностей основных систем и функций организма детей 6-10 лет является выбранный ими вид спорта. Фактор наследственной предрасположенности детей к тому или иному роду мышечной деятельности очевиден.

Самоконтроль - прогностический фактор раннего предупреждения о необходимости коррекции режима тренировки, учебы и отдыха детей 6-10 лет

Самоконтроль - это регулярное наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и их изменениями под влиянием занятий спортом [19, 20]. Самоконтроль является существенным дополнением к медико-биологическому обеспечению спортивной подготовки юных спортсменов, но ни в коем случае не может его заменить. Лучшей формой самоконтроля является ведение дневника. Учитывая ранний возраст занимающихся, детям 6-7 лет помощь в ведении дневника оказывают родители или бабушки и дедушки, приводящие детей на занятия в спортивные группы. Дети 8-10 лет - школьники - способны сами вести, под контролем родителей или тренера дневник самоконтроля. При этом можно использовать электронные гаджеты (планшет), в которые записывают форму дневника, а заполняет его сам ребенок.

При ведении дневника самоконтроля необходимо определить оценочные критерии, определив их в балльной системе по аналогии со школьными отметками, выделяя субъективные и объективные показатели.

Субъективные показатели оцениваются по 4-балльной системе и включают: самочувствие, настроение, сон, работоспособность, аппетит, потоотделение, общий режим дня.

Комплексная оценка субъективных показателей организма детей, занимающихся в спортивных секциях, позволит по сумме сниженных признаков: усталость, подавленное настроение, плохое самочувствие, нарушенный сон, аппетит, нежелание тренироваться и др. выявить возможные проблемы в состоянии здоровья

и функциональном состоянии юного спортсмена, требующие дополнительного медицинского обследования и информации для родителей.

Объективные показатели - показатели деятельности организма юного спортсмена:

- антропометрические - объективные данные о физическом развитии, степени выраженности антропометрических признаков;

- соматометрические - длина и масса тела, окружность грудной клетки (покой, полный вдох и выдох), бедра, голени и др.;

- физиометрические - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;

- соматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата, степень отложения жира, пропорциональность;

- физиологические - показатели активности функционирования органов и систем организма, частота сердечных сокращений.

Среди объективных показателей самоконтроля информативными и простыми методами являются:

- исследование пульса. Частота пульса в состоянии относительного покоя сопоставляется с нормативными возрастно-половыми показателями (см. выше табл. 2);

- величина артериального давления - важный показатель в оценке функционального состояния сердечнососудистой системы. Возрастно-половые нормы артериального давления представлены в табл. 3 (см. выше);

- измерение веса тела производится в соответствии с определенными правилами: взвешивание достаточно проводить 1-2 раза в неделю, лучше всего утром, натощак.

С изменением общих размеров тела, формированием скелета, мышечной массы, совершенствованием центральной нервной системы, двигательные и вестибулярные анализаторы достигают определенной степени развития [4, 5]. В то же время наблюдают иногда заметное отставание и разрыв между увеличением массы тела, размеров сердца и ростом туловища, а также некоторое несоответствие в развитии сердца и сосудов, с одной стороны, и массы сердца и тела, с другой.

Занятия спортом существенно влияют на развитие дыхательной и нервной системы, реактивность организма, обменные процессы, особенно энергетические, что играет важную роль в функционировании механизмов адаптации [2, 3, 20].

В дневник самоконтроля необходимо включать частоту дыхания, объем грудной клетки и жизненную емкость легких (табл. 4).

Таблица 4

Средние физиометрические показатели детей 6-7 лет

Пол Возраст ЖЕЛ Сила мышц Сила мышц Становая сила

(лет) (мл) правой кисти (кг) левой кисти (кг) (кг)

Мальчики 6 7 1500-1800 1700-2200 9,6-14,4 11,6-15,0 9,2-13,4 10,5-14,1 28,9 28,7-39,9

Девочки 6 1300-1800 7,9-11,9 6,8-11,6 24,5-32,9

7 1500-2000 9,4-14,4 8,6-13,2 25,0-35,0

Динамометрия и спирометрия проводятся периодически в покое или до и после тренировки. Значительное снижение этих показателей после занятия, неполное восстановление на следующий день свидетельствуют о чрезмерности применяемых нагрузок (табл. 5, 6).

Таблица 5

Частота дыхания у детей 6-10 лет [6]

Возраст (лет) Частота дыхания в 1 мин

6 26-22

7 23-22

8 23-20

9 22-19

10 23-18

Таблица 6

Изменение становой силы у детей 7-12 лет

Учащиеся Возраст (лет) Становая сила

школы кг %

Мальчики 7-9 10-12 34,1 37,9 100 111

Девочки 7-9 10-12 31,0 42,0 100 136

В дневнике самоконтроля регистрируются спортивные результаты, выраженные с учетом вида спорта в мерах времени, длины, веса в баллах, являясь объективными признаками - показателями адаптации организма юных спортсменов в динамике спортивной подготовки.

Внимательного отношения, дифференцированной диагностики и консультации врача требуют жалобы юного спортсмена:

- боли в области правого подреберья могут свидетельствовать о проявлении воспалительного заболевания желчного пузыря;

- головные боли, головокружения свидетельствуют о возможных сосудистых нарушениях и вегетативной дистонии, которая может сопровождаться сердцебиением и болью в области сердца;

- боли в мышцах при тренировках после значительных нагрузок, резким повышение тонуса мышц и накоплением лактата в крови;

- ощущение усталости - физиологическое проявление, быстро проходящее после окончания нагрузки. Но продолжительное утомление, нежелание продолжать запланированную работу - свидетельство кумуляции утомления и необходимости корректировать нагрузки или удлинять интервалы отдыха между упражнениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дневник самоконтроля для детей 6-10-летнего возраста, занимающихся ранней спортивной подготовкой в избранном виде спорта - важный прогностический показатель адекватного плана и программы спортивной подготовки детей, своевременного выявления нарушений,

требующих оперативных лечебно-профилактических, педагогических мероприятий и значимый показатель мониторинга физической и функциональной подготовленности.

Мобильные приборы функциональной диагностики в процессе мониторинга и оценки адаптации к тренировочным нагрузкам детей 6-10 лет на этапах ранней спортивной подготовки

Программа мониторинга должна быть обеспечена соответствующим блоком приборов функциональной диагностики, предназначенных для обследования детей раннего возраста.

Мониторинг должен включать комплекс разнообразных, не сложных в исполнении и вместе с тем информативных широкомасштабных методов тестирования с предоставлением количественно-качественной оценки уровня физического развития, физической подготовленности, работоспособности, общего самочувствия и здоровья детей с целью оптимизации тренировочного процесса, проведения своевременных профилактических и коррекционных мероприятий.

Приборы для диагностики функционального состояния сердечнососудистой системы

Пульсометрия: пульсометр, спорттестер.

Измерение артериального давления: тонометр механический педиатрический (для измерения АД по Коротко-ву); автоматический тонометр с индикатором аритмии и адаптером; автоматический запястный тонометр.

Пульсоксиметры: пульсоксиметр; пульсоксиметр медицинский на палец (измерение пульса и насыщения крови кислородом); пульсометр крови на палец.

Приборы для оценки силовых показателей: динамометр медицинский электронный ручной детский; динамометр медицинский электронный детский; динамометр становой; измеритель стопы детский от 5 до 30 размера.

Электронные устройства, помогающие записывать субъективные показатели самоконтроля в программу мониторинга: детский обучающий планшет; планшет детский (от 5 лет).

Наряду с мобильными диагностическими приборами в программу мониторинга необходимо включить: напольные весы; ростомер; сантиметровую ленту; секундомер; целесообразно также приобрести «ступеньку», которая будет использоваться как тест-прибор для проведения Гарвардского степ-теста и тренажер для подготовки сус-тавно-связочного и мышечного аппарата ног. Необходим также термометр электронный медицинский.

Рассмотренный парк приборов для программы мониторинга физической и функциональной подготовленности детей 6-10 лет позволит тренеру своевременно и в полном объеме решать задачи управления спортивной подготовкой на здоровьесберегающем уровне.

Медико-биологические проблемы спорта

Заключение

Изучение и анализ научной литературы по проблеме мониторинга детей раннего возраста, занимающихся физической культурой и спортом, показал, что это направление для детей 6-10 лет недостаточно изучено.

В настоящей работе были изучены и определены следующие и очень важные, с нашей точки зрения, направления исследования:

> изучены морфофункциональные возможности и особенности формирования организма растущих детей 6-10 лет и их двигательных способностей;

> выявлены наиболее информативные показатели мониторинга оценки физической подготовленности и оценки физических качеств детей;

> определены показатели функциональной подготовленности детей 6-10 лет в процессе спортивной подготовки и функционально-диагностическом тестировании;

> выявлено, что самоконтроль - надежный метод обнаружения необходимости коррекции режима тренировки, учебы и отдыха детей 6-10 лет, а дневник самоконтроля - показатель эффективности плана и программы тренировки для тренера;

> описан блок мобильных приборов функциональной диагностики и тестирования, обеспечивающий тренеру объективные показатели физической и функциональной подготовленности детей 6-10 лет на этапах ранней спортивной подготовки;

> данные исследования по описанной проблеме позволят оценить представленную информацию в целях совершенствования практической работы с детьми раннего возраста (6-10 лет) на этапах ранней спортивной подготовки при планировании нагрузок, своевременном контроле их переносимости и оперативной коррекции.

Литература

1. Косенкова, Т.А. Актуальные проблемы состояния здоровья детей в Российской Федерации. ФГБУ Национальный медицинский научно-исследовательский центр им. В.А. Алмазова Минздрава России. Государственный доклад 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: https:// congress-ph.ru/common/htdocs/upload/fm/vich/18/may/ prez/14-09.pdf (доступ: 20.04.2021).

2. Апанасенко, Г.Л. Методика оценки уровня физического здоровья по прямым показателям // Соц. гигиена, организация здравоохранения и история медицины: Межведомственный сборник. - Вып. 19. - Киев: Здоровье, 1988. - С. 28-31.

3. Громбах, С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков / С.М. Громбах // Вестник АМН СССР. - 1981. - № 1. - С. 29-35.

4. Шварц, В.Б., Хрущев, Р.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 151 c.

5. Тихвинский, С.Б. Физическая работоспособность и показатели кардиореспираторной системы у детей и подростков: автореф. дис. д-ра мед. наук / С.Б. Тихвинский. - Л., 1972. - 42 с.

6. Никитушкин, В.Г., Бауэр, В.Г. Методика определения индивидуальных норм физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов // Научные труды ВНИИФК, 1995 г. - М., 1996. - С. 115-120.

7. Абрамова, Т.Ф., Никитушкин, Т.М., Полуфунти-кова, А.В., Иорданская, Ф.А., Зюрин, Э.А., Петрук, Е.Н., Тарасова, Л.В., Михалев, С.В., Гилярова, О.В. Влияние систематических занятий спортом на физическое развитие и физическую подготовленность детей 6-10 лет // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. - 2019. - № 3. - С. 5-14.

8. Пашин, А.А., Анисимова, Н.В., Опарина, О.Н. Мониторинг физического развития, физической и функциональной подготовленности учащейся молодежи: учебное пособие. - Пенза: Изд-во ПГУ, - 2015. - 142 с.

9. Виноградов, П.А., Душанин, А.П., Жолдак, В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: учеб. пособие для учебных заведений. - М.: Советский спорт, 1996. - 587 с.

10. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с.

11. Антропова, М.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся / М.В. Антропова и др. // Здравоохранение Российской Федерации. - 1997. - № 3. - С. 29-33.

12. Лях, В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Палымя, 1989. - 159 с.

13. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.

14. Гужаловский, А.А. Основы теории физической культуры. Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

15. Бальсевич, В.К. Ваши дети: (Кн. для родителей) / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 159 с.

16. Никитюк, Б.А. Спортивная морфология на пороге XXI века - от динамической анатомии 20-х годов к спортивной морфологии. - М., 1994. - 31 с.

17. Елисеев, Ю.Ю. Детские болезни. Справочник. Особенности сердечно-сосудистой системы детей [текст] / Ю.Ю. Елисеев, К.М. Капустин, Г.Ю. Лазарева, Э.А. Мул-лаярова, В.Н. Подколзин. - М.: ЭКсМО. - 2008. - 672 с.

18. Иорданская, Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений (этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования). - М.: Спорт, 2021. -176 с.

19. Самоконтроль спортсмена [Электронный ресурс]. -URL: https://studopedia.ru/12_77394_g-l-a-v-a--samokontrol-sportsmena.html. (доступ: 20.04.2021).

20. Иорданская, Ф.А., Абрамова, Т.Ф. Самоконтроль в режиме спортивной подготовки детей 6-10 лет // Вестник спортивной науки. - 2020. - № 6. - С. 47-51.

21. База данных ВОЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://data.euro.who.int/hfaalb (доступ: 20.04.2021).

References

1. Kosenkova, T.A. (2017), Actual problems of the state of health of children in the Russian Federation. FSBI National Medical Research Center named after V.A. Almazov of the Ministry of Health of Russia. State report 2017 [Online], URL: https://congress-ph.ru/common/htdocs/upload/fm/ vich/18/may/prez/14-09.pdf (accessed: 20.04.2021).

2. Apanasenko, G.L. (1988), Methodology for assessing the level of physical health by direct indicators, In: Sotsial'naya gigiyena, organizatsiya zdravookhraneniya i istoriya meditsiny: Mezhvedomstvennyy sbornik. Issue 19, Kiev: Zdorov'ye, pp. 28-31.

3. Grombah, S.M. (1981), On the criteria for assessing the state of health of children and adolescents, Vestnik AMN SSSR, no. 1, pp. 29-35.

4. Shvarts, V.B. and Khrushchev, R.V. (1984), Biomedical aspects of sports orientation and selection, Moscow: Fizkul'tura i sport, 151 p.

5. Tikhvinskiy, S.B. (1972), Physical performance and indicators of the cardiorespiratory system in children and adolescents: author. Dis. Dr. Med. Sciences, Leningrad, 42 p.

6. Nikitushkin, V.G. and Bauer, V.G. (1996), Methodology for determining individual norms of physical fitness and functional state of young athletes, In: Nauchnyye trudy VNIIFK, 1995 g, Moscow, pp. 115-120.

7. Abramova, T.F., Nikitushkin, T.M., Polufuntikova, A.V., Iordanskaya, F.A., Zyurin, E.A., Petruk, E.N., Tarasova, L.V., Mikhalev, S.V. and Gilyarova, O.V. (2019), The influence of systematic sports activities on the physical development and physical fitness of children 6-10 years old, Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 23: Antropologiya, no. 3, pp. 5-14.

8. Pashin, A.A., Anisimova, N.V. and Oparina, O.N. (2015), Monitoring of physical development, physical and functional fitness of student youth: Textbook, Penza: PSU Publishing House, 142 p.

9. Vinogradov, P.A., Dushanin, A.P. and Zholdak, V.I. (1996), Fundamentals of physical culture and healthy lifestyle: textbook, manual for educational institutions, Moscow: Sovetskiy sport, 587 p.

10. Osokina, T.I. (1986), Physical education in kindergarten, Moscow: Prosveshcheniye, 304 p.

11. Antropova, M.V., et al. (1997), Risk factors and health status of students, Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii, no. 3, pp. 29-33.

12. Lyakh, V.I. (1989), Coordination abilities of schoolchildren, Minsk: Palymya, 159 p.

13. Bernshteyn, N.A. (1991), About agility and its development, Moscow: Fizkul'tura i sport, 288 p.

14. Guzhalovskiy, A.A. (1986), Foundations of the theory of physical culture. Textbook, Moscow: Fizkul'tura i sport, 352 p.

15. Balsevich, V.K. (1985), Your children: (Book for parents), Moscow: Fizkul'tura i sport, 159 p.

16. Nikityuk, B.A. (1994), Sports morphology on the threshold of the 21st century - from the dynamic anatomy of the 20s to sports morphology, Moscow, 31 p.

17. Eliseev, Yu.Yu., Kapustin, K.M., Lazareva, G.Yu., Mullayarova, E.A. and Podkolzin, V.N. (2008), Childhood diseases. Manual. Features of the cardiovascular system of children, Moscow: EKSMO, 672 p.

18. Iordanskaya, F.A. (2021), Monitoring of the functional readiness of young athletes - the reserve of high performance sports (stages of in-depth training and sports improvement). Moscow: Sport, 176 p.

19. Self-control of an athlete [Online], URL: https://stu-dopedia.ru/12_77394_g-l-a-v-a--samokontrol-sportsmena. html. (accessed: 20.04.2021).

20. Iordanskaya, F.A. and Abramova, T.F. (2020), Self-control in the mode of sports training of 6-10 years old children, Vestnik sportivnoy nauki, no. 6, pp. 47-51.

21. WHO database [Online], URL: http://data.euro.who. int/hfaalb (accessed: 20.04.202).

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.