МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТА
САМОКОНТРОЛЬ В РЕЖИМЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ
Ф.А. ИОРДАНСКАЯ, Т.Ф. АБРАМОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
Работа посвящена обоснованию использования самоконтроля в режиме спортивной подготовки 6-10-летних детей. Рассматриваются субъективные и объективные показатели самоконтроля. Определены оценочные критерии, позволяющие вести дневник самоконтроля. Комплексная оценка субъективных показателей организма детей, занимающихся в спортивных секциях, позволяет по сумме выявленных показателей определить адекватный уровень переносимости тренировочных нагрузок и своевременное восстановление, оперативно выявлять утомление, нарушения сна, аппетита, нежелание тренироваться, свидетельствующие о необходимости коррекции нагрузок и состояния здоровья. Объективные показатели самоконтроля позволяют оценивать морфофункциональные динамические соматические и функциональные изменения в соответствии с ростом и развитием детского организма. Дневник самоконтроля для детей 6-10-летнего возраста, занимающихся спортивной подготовкой в избранном виде спорта, - важный оперативный показатель адекватности плана и программы подготовки и своевременного выявления нарушений, требующих оперативных лечебно-профилактических и педагогических мероприятий.
Ключевые слова: самоконтроль, субъективные и объективные показатели, спортивная подготовка детей 6-10 лет,
дневник самоконтроля.
SELF-CONTROL IN SPORTS TRAINING MODE OF CHILDREN 6-10 YEARS OLD
F.A. IORDANSKAYA, T.F. ABRAMOVA, FSBIFSC VNIIFK
Abstract
The work is devoted to the substantiation of the use of self-control in the mode of sports training of 6-10-year-old children. Subjective and objective indicators of self-control are considered. Evaluation criteria have been determined that allow keeping a self-control diary. A comprehensive assessment of the subjective indicators of the body of children involved in sports sections allows, according to the sum of the revealed indicators, to determine an adequate level of tolerance to training loads and timely recovery, promptly identify fatigue, sleep disorders, appetite, unwillingness to train, indicating the need to correct loads and health. Objective indicators of self-control make it possible to assess morphological and functional dynamic somatic and functional changes in accordance with the growth and development of the child's body. Self-control diary for children of 6-10 years of age, involved in sports training in the chosen sport, is an important operational indicator of the adequacy of the plan and training program and the timely detection of violations requiring surgical preventive and pedagogical measures.
Keywords: self-control, subjective and objective indicators, sports training of children 6-10 years old, self-control diary.
Введение
Самоконтроль - это регулярное наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и их изменениями под влиянием занятия спортом [2, 3]. Самоконтроль является существенным дополнением к медико-биологическому контролю, но ни в коем случае не может его заменить.
Данные правильно проводимого самоконтроля могут оказывать большую помощь тренеру в регулировании тренировочных нагрузок, а врачу - в своевременном
выявлении отклонений при чрезмерных нагрузках, нарушений режима дня и неблагоприятных воздействий факторов внешней среды, особенно учитывая юный возраст занимающихся.
У занимающихся спортивной подготовкой детей признаки естественного возрастного развития своеобразно переплетаются с признаками развития, возникающими в результате приспособления организма к физическим нагрузкам, и характеризуются морфологическими изме-
нениями и функциональной перестройкой, которые развиваются на всех уровнях жизнедеятельности и касаются его соматических и вегетативных систем [4, 5]. Развитие организма юных спортсменов, возрастное становление морфологических признаков, функциональных параметров и двигательных функций происходит неравномерно, волнообразно. Периоды усиленного роста, сочетающиеся со значительной активацией энергетических и обменных процессов, сменяются периодами замедленного роста, сопровождающимися наибольшим накоплением массы тела и преобладанием процессов дифференцировки. Такая неравномерность развития обусловлена генетическими и средовыми факторами.
В зависимости от возраста регистрируются и индивидуальные различия в уровне развития работоспособности к различным физическим упражнениям [8, 9].
Занятия физическими упражнениями являются сильными средствами изменения физического и психофизиологического состояния детей. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность, совершенствуют функциональные системы организма детей.
Вместе с тем необходимо помнить, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры и спорта не эффективно. Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий спортом на детский организм, призваны мероприятия самоконтроля.
Настоящая работа базируется на результатах исследования систематических занятий спортом на физическое развитие и физическую подготовленность детей 6-10 лет, выполненных под руководством Т.Ф. Абрамовой [1] и анализом литературы по проблеме самоконтроля спортсменов, свидетельствующие о том, что вопросы самоконтроля в процессе ранней спортивной подготовки 6-10-летних детей не рассматривались.
Цель настоящей работы: обоснование субъективных и объективных показателей самоконтроля и их оценка в процессе спортивной подготовки детей 6-10 лет.
Задача работы:
1. Обосновать эффективность использования субъективных и объективных показателей самоконтроля детей 6-10 лет с учетом ростового и морфофункционального развития детского организма.
2. Определить оценку субъективных и объективных показателей, представляемых в дневник самоконтроля (хорошая, удовлетворительная, сниженная, с признаками утомления).
3. Вносить коррекцию в режим дня, тренировочные нагрузки детей 6-10 лет с учетом комплексной оценки показателей самоконтроля.
Результаты исследований и их обсуждение
Самоконтроль включает в себя наблюдение и анализ состояния организма, проводимые с помощью субъективных и объективных приемов.
Субъективными методами можно оценить самочувствие, настроение, чувство утомления и усталости, желание или нежелание заниматься спортивными нагрузками, нарушение сна и аппетита.
Объективные приемы позволяют измерять и количественно определять длину тела и его массу, окружность грудной клетки, силовые показатели, спортивные результаты, частоту пульса и дыхания.
Объем самоконтроля определяется тренером и преподавателем. Он может содержать всего 5 показателей (самочувствие, сон, аппетит, масса тела, частота пульса) или быть очень подробным, т.е. учитывать 10-15 и более показателей.
В настоящей работе анализируются показатели, определяющие адаптационные морфофункциональные возможности организма юных спортсменов.
Выбор и включение этих показателей в дневник самоконтроля определяют тренер и родители занимающихся спортивной подготовкой детей.
Лучшей формой самоконтроля является ведение дневника. Учитывая ранний возраст занимающихся -6-7 лет, помощь в ведении дневника оказывают родители, бабушки и дедушки, приводящие детей на занятия в спортивные группы. Дети 8-10 лет - школьники - способны сами вести под контролем родителей или тренера и заполнять дневник самоконтроля. При этом можно использовать электронные гаджеты: на планшете вывести форму дневника и самому юному спортсмену работать над его заполнением. И эта работа будет дополнительным фактором творческого развития ребенка.
При ведении дневника самоконтроля необходимо определить оценочные критерии, определив их в балльной системе по аналогии со школьными отметками. Субъективные показатели оцениваются по 4-балльной системе.
Самочувствие оценивается как хорошее, удовлетворительное и плохое.
Самочувствие отражает общее состояние организма ребенка и его центральной нервной системы.
Настроение - это внутреннее, душевное состояние. Оно может быть хорошим, удовлетворительным или плохим, подавленным, угнетенным, а также с повышенной веселостью, возбудимостью.
Сон оценивается по продолжительности, процессу засыпания, качеству сна, сновидениям, прерывистый он или беспокойный, наличию бессонницы. Хороший и крепкий сон - показатель хорошего восстановления после тренировочных занятий. Прерывистый сон со сновидениями и ранним пробуждением должен настораживать родителей и тренера, полагая, что это следствие нарушения режима или чрезмерных нагрузок.
Работоспособность оценивается как хорошая, удовлетворительная и пониженная. Пониженная работоспособность, нежелание тренироваться, ухудшение самочувствия могут появиться как результат развития утомления. В этом случае нужно поставить в известность врача и тренера.
Аппетит характеризует состояние организма детей. Аппетит может быть хорошим, умеренным, плохим. Отсутствие аппетита утром и после тренировки в течение 2-3 часов может указывать на нарушение обменных процессов.
Потоотделение - нормальное явление в процессе физических нагрузок. Потоотделение бывает обильным, умеренным и пониженным. С улучшением функционального состояния потоотделение уменьшается. Повышенное потоотделение при нормальных метеоусловиях (температуры и влажности) может указывать на утомление.
Общий режим дня включает распорядок: сон, подъем, завтрак, отъезд на тренировку или на занятия в школе, возвращение из школы, обед, приготовление домашнего задания, прогулка на открытом воздухе, ужин, свободное время, гигиенический душ, отход ко сну. Конечно, это «условный» режим дня, но каждому занимающемуся в спортивной секции юному спортсмену необходим общий распорядок дня в неделе и дни отдыха.
Соблюдение общего режима дня - условия хорошей учебы, желание тренироваться, адекватной переносимости нагрузок и восстанавливаемости.
Комплексная оценка субъективных показателей организма детей, занимающихся в спортивных секциях, позволит по сумме выявленных сниженных признаков (усталость, подавленное настроение, плохое самочувствие, нарушенный сон, аппетит, нежелание тренироваться и др.) выявить возможные проблемы здоровья и функционального состояния юного спортсмена. Информация, доведенная до тренера и врача, позволит внести коррективы в тренировки, возможно, потребуется дополнительное медицинское обследование.
Таким образом, по данным дневника самоконтроля, правильная оценка субъективных показателей и выяв-
Средние показатели частоты пульса у детей
ленных отклонений организма и их анализ с учетом содержания физических нагрузок, режима занятий, объема нагрузок имеет большое значение для своевременного выявления, устранения вызвавших их причин и оперативных лечебно-профилактических мероприятий.
Объективные показатели - показатели деятельности организма юного спортсмена:
- антропометрические показатели - объективные данные о физическом развитии, степени выраженности антропометрических признаков;
- соматометрические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки (покой, полный вдох и выдох), бедра, голени и др.;
- физиометрические показатели - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;
- соматоскопические показатели - состояние опорно-двигательного аппарата, степень отложения жира, пропорциональность;
- физиологические показатели - показатели активности функционирования органов и систем организма, частота сердечных сокращений.
Среди объективных показателей самоконтроля информативным и простым методом является исследование пульса. Подсчет его рекомендуется проводить утром, лучше лежа в постели, а затем стоя, проведя ортостати-ческую пробу, позволяющую оценивать ортостатическую вегетативную устойчивость. Частота пульса в состоянии относительного покоя сопоставляется с нормативными возрастно-половыми показателями (табл. 1).
Таблица 1
дошкольного и школьного возраста (уд./мин)
Пол Возраст (лет)
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Мальчики 85,8 82,8 80,2 76,1 74,8 72,6 73,1 72,5 72,1 70,4 68,1 62,3
Девочки 86,6 84,7 82,5 79,2 78,5 75,5 76,1 74,2 75,2 74,8 72,8 70,3
Следует отметить, что систематические занятия в спортивных секциях сопровождаются формированием экономичного пути вегетативного обеспечения работоспособности и по мере увеличения стажа занятий урежается частота сердечных сокращений.
В оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы важным показателем является величина артериального давления. Возрастно-половые нормы артериального давления представлены в табл. 2.
Таблица 2
Возрастно-половые нормы артериального давления
Возраст Давление (показатель) Возраст Давление (показатель)
минимальный средний максимальный минимальный средний максимальный
От 1 до 12 мес. 75/50 90/60 100/75 35-39 лет 111/78 123/82 135/86
40-44 года 112/79 125/83 137/87
1-5 лет 80/55 95/65 110/79
6-13 лет 90/60 105/70 115/80 45-49 лет 115/80 127/84 139/88
14-19 лет 105/73 117/77 120/81 50-54 года 116/81 129/85 142/89
20-24 года 108/75 120/79 132/83 55-59 лет 118/82 131/86 144/90
25-29 лет 109/76 121/80 133/84 60-64 года 121/83 134/87 147/91
30-34 года 110/77 122/81 134/85 65+ лет 123/84 136/88 150/92
В процессе динамических наблюдений появление тахикардии, нарушение ритма сердечных сокращений являются симптомами, требующими дополнительного медицинского контроля, регистрации электрокардиограммы и функционально-диагностического тестирования.
Измерение массы тела производится в соответствии с определенными правилами: взвешивание достаточно проводить 1-2 раза в неделю, лучше всего утром натощак (после опорожнения мочевого пузыря и кишечника). Желательно всегда в одни и те же часы, на одних и тех же весах, всегда в одинаковой одежде.
Масса тела юного спортсмена связана с возрастным развитием. Возможна естественная потеря массы во время тренировки за счет пота, особенно у тех, у кого обильное потоотделение. Но иногда масса тела падает за счет потери белка при интенсивных нагрузках и недостаточном потреблении животных белков (мясо, рыба).
С возрастом происходит увеличение массы тела, отдельных органов и тканей, совершенствуется их деятельность. Усиленный рост мышечных волокон приводит к увеличению мышечной массы и делает возможным выполнение тонко дифференцированных действий.
С изменением общих размеров тела, формированием скелета, мышечной массы, совершенствованием центральной нервной системы, двигательного, вестибулярного анализаторов детский организм достигает определенной степени развития [4, 5]. В то же время наблюдают иногда заметное отставание и разрыв между увеличением массы тела, размеров сердца и ростом туловища, а также некоторое несоответствие в развитии сердца и сосудов, с одной стороны, и массы сердца и тела - с другой.
Возраст и занятия спортом существенно влияют на развитие дыхательной и нервной системы, реактивность организма, обменные процессы, особенно энергетические, что играет важную роль в функционировании механизмов адаптации [6, 7, 10].
В дневник самоконтроля необходимо включать частоту дыхания, объем грудной клетки и жизненную емкость легких.
Динамометрия и спирометрия проводятся периодически в покое до или после тренировки. Значительное снижение этих показателей после занятия, неполное восстановление на следующий день свидетельствуют о чрезмерности применяемых нагрузок.
В дневнике самоконтроля регистрируются спортивные результаты, выраженные с учетом вида спорта в мерах времени, длины, веса в баллах, являясь объективными признаками - показателями адаптации организма юных спортсменов в динамике спортивной подготовки.
Внимательного отношения требуют жалобы юного спортсмена:
- боли в области правого подреберья могут свидетельствовать о проявлении воспалительного заболевания желчного пузыря;
- головные боли, головокружения свидетельствуют о возможных сосудистых нарушениях и вегетативной дистонии, которая может сопровождаться сердцебиением и болью в области сердца;
- боли в мышцах при тренировках после значительных нагрузок, резким повышение тонуса мышц и накоплением лактата крови;
- ощущение усталости - это физиологическое проявление после тренировочной нагрузки, быстро проходящее после окончания нагрузки. Но продолжительное утомление, нежелание продолжать запланированную работу -свидетельство кумуляции утомления и необходимости корректировать нагрузки или удлинять интервалы отдыха между упражнениями.
Жалобы юных спортсменов требуют очень внимательного анализа и необходимости дифференцированной диагностики и консультации врача.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ субъективных и объективных показателей, включенных в дневник самоконтроля, способствует информативной оценке переносимости тренировочных нагрузок детей 6-10 лет, рано приступивших к спортивной подготовке.
Самочувствие ребенка, переносимость нагрузок, желание тренироваться и приходить на следующую тренировку хорошо восстановленным и с желанием выполнять план работы - признаки адекватности предлагаемых нагрузок с функциональными возможностями организма ребенка.
Симптомы утомления, жалобы на состояние здоровья, капризы ребенка, очевидные признаки затруднения в переносимости нагрузок - показатели необходимости коррекции нагрузок и дополнительной консультации детского врача.
Дневник самоконтроля для детей 6-10-летнего возраста, занимающихся спортивной подготовкой в избранном виде спорта, - важный оперативный показатель адекватного плана и программы спортивной подготовки детей и своевременного выявления нарушений, требующих оперативных лечебно-профилактических и педагогических мер коррекции.
Литература
1. Абрамова, Т.Ф., Никитина, Т.М., Иорданская, Ф.А., Полуфунтикова, А.В., Зюрин, Э.А., Петрук, Е.Н., Тарасова, Л.В., Михалев, С.В., Гилярова, О.В. Влияние систематических занятий спортом на физическое развитие и физическую подготовленность детей 6-10 лет // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. - 2019. - № 3. - С. 5-14.
2. Самоконтроль в физической культуре и спорте [Online]. - URL: https://smekni.com/a/225898/samontrol-v-fizicheskoy-kulture-i-sporte (доступ 18.09.2020).
3. Самоконтроль спортсмена [Online]. - URL: https://studopedia.ru/12_77394_g-l-a-v-a--samokontrol-sportsmena.html (доступ 18.09.2020).
4. Шварц, В.Б., Хрущев, Р.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 151 с.
5. Тихвинский, С.Б., Хрущев, С.В. Детская спортивная медицина. - М.: Медицина, 1991. - 559 с.
6. Агаджанян, НА. Адаптация и резервы организма. -М.: ФиС, 1983. - 176 с.
7. Белоцерковский, З.Б., Любина, Б.Г. Реакция сердца на изменение нагрузок // Медицина и спорт. - 2005. -№ 4. - С. 33-34.
8. Никитушкин, В.Г., Бауэр, В.Г. Методика определения индивидуальных норм физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов // Научные труды ВНИИФК, 1995. - М., 1996. - С. 115120.
9. Никитушкин, В.Г., Квашук, П.В., Бауэр, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. - М.: Советский спорт, 2005. - 229 с.
10. Иорданская, Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений (этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования). - М.: Советский спорт, 2011. - 142 с.
References
1. Abramova, T.F., Nikitina, T.M., Iordanskaya, F.A., Po-lufuntikova, A.V., Zyurin, E.A., Petruk, E.N., Tarasova, L.V., Mikhalev, S.V. and Gilyarova, O.V. (2019), Influence of systematic sports activities on physical development and physical fitness of children 6-10 years old, Vestnik Moskov-skogo universiteta. Seriya 23: Antropologiya, no. 3, pp. 5-14.
2. Self-control in physical culture and sports [Online], URL: https://smekni.com/a7225898/samontrol-v-fiziches-koy-kulture-i-sporte (accessed 09/18/2020).
3. Self-control of an athlete [Online], URL: https://stu-dopedia.ru/12_77394_g-l-a-v-a--samokontrol-sportsmena. html (accessed 09/18/2020).
4. Schwartz, V.B. and Khrushchev, S.V. (1984), Medical and biological aspects of sports orientation and selection, Moscow: Physical culture and sport, 151 p.
5. Tikhvinskiy, S.B. and Khrushchev, S.V. (1991), Children's sports medicine, Moscow: Medicine, 559 p.
6. Agadzhanyan, N.A. (1983), Adaptation and reserves of the body, Moscow: FiS, 176 p.
7. Belotserkovskiy, Z.B. and Lyubina, B.G. (2005), The reaction of the heart to changing loads, Medicina i sport, no. 4, pp. 33-34.
8. Nikitushkin, V.G. and Bauer, V.G. (1996), Methods for determining individual norms of physical fitness and functional state of young athletes,. In: Nauchnyye trudy VNIIFK, 1995, Moscow, pp. 115-120.
9. Nikitushkin, V.G., Kvashuk, P.V. and Bauer, V.G. (2005), Organizational and methodological foundations of the sports reserve training, Moscow: Sovetskiy sport, 229 p.
10. Iordanskaya, F.A. (2011), Monitoring of the functional readiness of young athletes - the reserve of elite sports (stages of advanced training and sports improvement), Moscow: Sovetskiy sport, 142 p.
e*)