Научная статья на тему 'Проект спортивного дневника борца'

Проект спортивного дневника борца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3056
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ / СПОРТИВНЫЙ ДНЕВНИК / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / SELF-CONTROL / SPORTS DIARY / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гомбоев Булат Борисович, Полева Надежда Викторовна

Отражена актуальность внедрения специализированного спортивного дневника в учебно-тренировочный процесс борцов для эффективной организации их подготовки. Наблюдение за своим организмом (самоконтроль) необходимо вести во все периоды тренировочного процесса и даже во время отдыха, так как это имеет не только воспитательное значение, но и приучает к сознательному и активному отношению к занятиям спортом. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом. Поэтому представленный проект спортивного дневника мы разрабатывали на основе опроса тренеров о целесообразности включения предложенных бланков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project of wrestlers sports diary

Health is the major and most important human need. It determines not only the absence of disease or infirmity, but also ability to work and ensuring the harmonious development of personality, physical state, mental and social well-being. Health preservation and maintenance of high performance of athletes is possible when the physical and psycho-emotional loads correspond to their adaptive ability. Loads, which are below the optimal level, do not provide the desired training effect; those above the optimum are usually excessive and may give rise to different pre-pathological and pathological changes in the body, both physical and mental. Coaches, supervisors and medical professionals monitor the adequacy of training loads during the preparation of skilled athletes. But the doctor and coaches should not always observe health condition of athletes, because athletes must be able to assess their physical state, functional status of the major body systems, ensuring their availability, and changes in the process of exercise. The coach should ensure a conscious attitude of athletes. Beginning with the first phase of a multi-year training each athlete should be able to control their skills. The athlete must systematically put notes in diary, where s/he will describe not only the intensity of stress and exercise, results in training, competitions, special performance benchmarking, but also such subjective data as well-being, mood, sleep, appetite, etc. The problems concerning these points can be solved with the help of the wrestlers diary. In the mandatory minimum of daily self-reflection the athlete must include the purity of heart contractions. Data obtained by this method are considered to be objective and supposedly reflects the functional state of the organism. However, this method of characterising the load turned out to be unsuitable for the determination of physical fatigue. A.I. Zavyalov proved that frequency of the heart rate at high workload of high-class athletes is not a valid parameter to control the training effect. According to the statements above, we can note the existence of a scientific problem, which describes the need of improvement in training process of wrestlers, developing and implementing a special diary of self-control with a necessary component the method for determining fatigue, and classification of changes in the electrocardiogram during the muscular load of a healthy person, developed by A.I. Zavyalov. As a result of supervisors observation the research features of the training process revealed the efficient organization of training athletes for achievement the best sporting result, where it is necessary to develop and implement a sports diary as an adjuvant to control the training process of wrestlers. Using a sports diary for the wrestlers should help to optimize their training process, and to realize the principles of health-technology training fighters.

Текст научной работы на тему «Проект спортивного дневника борца»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 356 Март 2012

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 796.015

Б.Б. Гомбоев, Н.В. Полева

ПРОЕКТ СПОРТИВНОГО ДНЕВНИКА БОРЦА

Отражена актуальность внедрения специализированного спортивного дневника в учебно-тренировочный процесс борцов для эффективной организации их подготовки. Наблюдение за своим организмом (самоконтроль) необходимо вести во все периоды тренировочного процесса и даже во время отдыха, так как это имеет не только воспитательное значение, но и приучает к сознательному и активному отношению к занятиям спортом. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом. Поэтому представленный проект спортивного дневника мы разрабатывали на основе опроса тренеров о целесообразности включения предложенных бланков.

Ключевые слова: самоконтроль; спортивный дневник; учебно-тренировочный процесс.

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием, общим состоянием здоровья и ростом уровня физической подготовленности. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. В нем рекомендуется фиксировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, результаты прикидок и соревнований, некоторые объективные и субъективные показатели состояния организма в период занятий физическими упражнениями. Запись результатов в личный спортивный дневник позволяет планировать и оперативно вносить изменения с целью дальнейшего совершенствования учебно-тренировочного процесса.

Таким образом, спортивный дневник — одно из необходимых средств корректировки и управления учебно-тренировочным процессом спортсменов. Однако результаты опроса спортсменов, занимающихся на базе Школы высшего спортивного мастерства по видам борьбы им. Д.Г. Миндиашвили свидетельствуют, что систематически ведут спортивный дневник лишь 8% опрошенных [1]. Анализ дневников спортсменов, проведенный осенью 2007 г., показал, что по форме эти документы бывают двух видов: рукописные и изданные типографским способом, однако все они построены по одному принципу: в них не учитывается вид спорта, специфика подготовки и уровень мастерства спортсмена. Как правило, в таблицах дневника описываются содержание тренировочного занятия, самочувствие до, во время и после тренировки, а также общие впечатления от нее, что, как следствие, может характеризовать объем и интенсивность проделанной работы, но не отражает тренировочный эффект и не дает полной информации об изменении работоспособности спортсмена [2]. В связи со сложившимися противоречиями в 2008 г. мы приступили к разработке спортивного дневника для борцов и начали процесс апробации отдельных бланков, внедряя их в процесс подготовки спортсменов [3].

Разработанный нами проект дневника состоит из ряда бланков:

1. Анкетные данные.

2. Перспективный план.

3. Контрольные нормативы.

4. Самоконтроль.

5. Содержание тренировочных занятий.

6. Самоанализ выступления на соревнованиях.

7. Описание результатов соревнований.

8. Оценка качества схватки и успешности техникотактических действий.

9. Итоги работы за месяц.

10. Итоги работы за год.

В декабре 2009 г. на курсах повышения квалификации для тренеров, проводимых на базе Академии по видам борьбы им. Д.Г. Миндиашвили, мы предложили слушателям курсов проанализировать разработанный спортивный дневник. Тренерам для ознакомления с предлагаемой формой спортивного дневника были предложены образцы бланков и анкета с вопросами о целесообразности включения в форму дневника параметров и бланков контроля. Бланк «Самоконтроль» решено было не анализировать, так как данный аспект контроля содержательно представлен в научной и методической литературе.

Все опрошенные тренеры отметили, что на первой странице дневника необходимы общие (анкетные) данные о спортсмене: фамилия, имя, дата рождения, разряд, звание. Немногие (23%) предложили вписать еще информацию о спортивной организации, в которой занимается спортсмен, а также фамилию, имя, отчество тренера. Некоторые (5%) в первый бланк дневника рекомендовали включить графы для заполнения расписания занятий. Образец первого бланка представлен на рис. 1.

ДНЕВНИК БОРЦА

Фамилия_____________________________________

Имя_________________________________________

Дата рождения_______________________________

Разряд, звание______________________________

СДЮШОР (ДЮСШ), ШВСМ_________________________

Дни недели и бремя занятий__________________

Тренер_________________________________________

Рис. 1. Анкетные данные

Все респонденты признают важность планирования в процессе подготовки спортсмена, поэтому считают необходимым в спортивный дневник включить перспективный план. Большинство согласны, что такой план должен быть рассчитан на весь олимпийский цикл, однако 13% опрошенных утверждают, что достаточно и перспективного плана на один год.

Кроме этого, 56% тренеров утверждают, что на год спортсмен должен запланировать как минимум четыре ответственных старта, обязательно отразить планируемые результаты выступления на этих соревнованиях. План обязательно должен быть утвержден тренером (рис. 2).

Пряъ Задачи на І& год Задачи на 2-й год Задачи па 5-й год Задачи на 4-й год

Года 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год

Количество тренщювочн'ых, дняї

Количество тренировок, е.гтг. оаювныа.

Количество вШ гондольные

Общий объем (чясы)

год 2-й год ■3-ы год ґІ-й год

і І 1 А ^ 1 4 ■£ ■я І 1 | & «■ І $■11 ¡¡V щ Я ■Н і 1 л & ~ І 1 А ^ ^ 3 £ ■я 1 1 1 & 5 І - І 1 1 ^ ^ <3 ^ ■з 1 1 1 *

Рис. 2. Перспективный план

Бланк «Контрольные нормативы» вызвал больше всего споров. Некоторые тренеры (48%) отметили, что список контрольных упражнений как по общей, так и по специальной физической подготовке следует расширить, чтобы из результатов этих испытаний получать более полную информацию об уровне подготовленности спортсмена, а также видеть явные тенденции развития.

Мы учли мнение респондентов, оставив в бланке «открытые» колонки (рис. 3) для десяти тестов по ОФП и СФП, однако увеличить количество ячеек для контрольных нормативов невозможно из-за строгой формы бланка, но каждый тренер сможет самостоятельно подобрать те десять упражнений, которые соответствуют этапу подготовки и уровню мастерства спортсмена.

Дата Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовки

Сентябрь

Октябрь

Рис. 3. Контрольные нормативы

Бланк «Содержание тренировочных занятий» (рис. 4) составлен по аналогии со структурой плана-конспекта учебно-тренировочного занятия, поэтому большинство тренеров (84%) согласились с представленной формой бланка, 16% посчитали эту работу для

спортсмена лишней, ведь содержание тренировки полностью определяется тренером.

Однако респонденты (100%) отметили, что после тренировки спортсмену следует проанализировать выполненную за занятии работу, отметить допущенные

ошибки или внести замечания другого характера (рис. 4). Однако 65% опрошенных считают, что такую работу следует проводить только в подготовительный и соревновательный периоды подготовки.

Практически единогласно 89% тренеров полагают, что в таком бланке должна быть оценка перспектив для дальнейшего совершенствования умений и навыков. В идеаль-

ной ситуации с этими записями должен ознакомиться тренер и предложить свои варианты для решения возникших во время занятия трудностей, что возможно, по мнению большинства тренеров (88%). Эту задачу считают невыполнимой 70% тренеров в том случае, если каждый спортсмен в группе будет вести спортивный дневник, по их мнению, эта работа будет отнимать много времени.

Пн, Бремя

ъ “5 Вводная часть

Основная часть

ТТЦ стоика

ТТЦ партер

УТС

ОФП

Заключителъ. часть

Итого

Ошибка, іаліе\аиия7 перспектива

г Самот атз итогов выступления н а соревн ован иях, (указать прищн ы ' н едовьпопнени я ит перевыпапн ен ия план овна данн ом соревновании):

Рис. 4. Содержание тренировочных занятий

Рис. 5. Самоанализ соревнований

Бланк «Самоанализ соревнований» опрошенные оставили без изменений (рис. 5).

По мнению тренеров, самыми значимыми бланками предложенного спортивного дневника являются бланк «Описание результатов соревнований» и бланк «Оценка качества схватки и успешности технико-тактических действий». Большинство опрошенных (78%) отметили, что анализировать следует только проигрышные тех-

нико-тактические действия (стойка и партер) и факторы, спровоцировавшие проигрыш. Лишь некоторые тренеры (24%) утверждают, что важна оценка как выигрышных, так и проигрышных технических действий, это позволит осмыслить сильные и слабые стороны технической подготовленности спортсмена, а исходя из этого, проводить тактическую подготовку борца к следующим соревнованиям (рис. 6).

Наименование сорееноеаний_

Дата________________________

Весовая категория___________

Место проведения_

Занятое место

„\з СХВЇГКИ Фамилия, ііня соперника Страта, регион, команда соперника

II период I период Выигрышные ТТД Проигрышные ТТД Кол-во вынгр. баллов Кол-во про кг р. баллов Другие факторы (вынгр. проигр.)

стойка партер стойка партер

Выигрышные ТТД Проигрышные ТТД Кол-во вынгр. баллов Кол-во прокгр. баллов Другие факторы (выи гр.'про игр.)

стопка партер стойка партер

Рис. 6. Описание результатов соревнований

Оценка качества схватки и успешности техникотактического действия обязательно должна содержать фамилию и имя соперника, некоторые тренеры (45%) рекомендуют анализировать не все схватки (рис. 7). Большинство (78%) респондентов посчитали нецелесообразным разбивать технические действия по оценкам, предусмотренным стандартной общепринятой классификацией, поскольку приемы, оцениваемые судьями на

3—5 баллов, являются редкостью в современной борьбе. Тренеры признают важность фиксировать продолжительность схватки.

Для оценки эффективности технико-тактического действия следует фиксировать количество попыток и количество реализованных приемов. Все тренеры отмечают, что для заполнения этого бланка борцу необходима помощь со стороны.

Л* Фамилия, Имя соперника Страна, регион, команда Спортивное звание партер стоика

попытки реализация % попытки реализация %

1 \ 2 \ 3 \ 4 \ 5 I \ 2 \ 3 \ 4 \ 5 1 \ 2 \ 3 4 \ 5 1 \ 2 \ 3 \ 4 \ 5

1

2

3

4

Рис. 7. Оценка качества схватки и успешности технико-тактических действий

В бланк «Итоги работы за месяц» опрошенные рекомендовали обязательно включить анализ контрольных нормативов, указали, что в бланк целесообразно заложены графы для внесения замечаний со стороны врача и тренера (рис. 8).

При анализе работы за год главное учесть результаты выступлений на соревнованиях и сравнить их с планируемыми на начало года (рис. 9), оценить причины недовыполнения или перевыполнения плана.

за______________________

(месяц)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

Тренировочных | Б т. ч. пропущено |

Причина пропуска

Тренировок | Часов |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫПОЛНЕННЫЙ объем основных СРЕДСТВ

ОФП пи

СФП УТС

.шллиз контрольныхнорштивов (см. бланк мр

зшшшт тренира

ЛАМЕ ЧАОМЯ /ІҐА ч'Л

Рис. 8. Итоги работы за месяц

Таким образом, откорректированы и дополнены основное содержание и структура спортивного дневника борца, что

за________________________год

і (¡планировало выполнено

Количество тренировочных дней

Количество тренировок, е.т.

Количество стартое, е.т.

Обший объем (часы)

ОФП 1111

СФП УТС

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ Б СОРЕБНОБ.ШПЯХ:

Наименование соревнования Наименование соревнования

запланированное место________ запланированное место_________

занятое место________________ занятое место_________________

Рис. 9. Итоги работы за год

позволит более эффективно использовать данный документ в учебно-тренировочном процессе подготовки спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гомбоев Б.Б., Полева Н.В. Спортивный дневник: форма и содержание // Физическая культура и спорт в системе образования : сб. материалов X Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2007. С. 278-282.

2. Гомбоев Б.Б., Полева Н.В. Спортивный дневник как средство подготовки борцов // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. Омск : Изд-во СибГУФК, 2008. С. 177-180.

3. Гомбоев Б.Б., Полева Н.В. Оценка эффективности внедрения в учебно-тренировочный процесс спортивных дневников как средства подготовки борцов // Физическая культура и спорт в системе образования : материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 17-19 апреля 2009 г. Красноярск : ИПК СФУ, 2009. С. 247-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.