Матвеев - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
4. Начинская, С.В. Спортивная метрология : учебное пособие / С.В. Начин-ская. - М. : Издательский центр “Академия”, 2005 - 240 с.
5. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте : учебное издание / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1997. -584 с.
6. Романов, В.М. Мини-футбол в вузе : учебное пособие / В.М. Романов, В.К. Плохов. - Уфа : Изд-во Уфимского гос. авиац. гос. ун-та, 2005. - 86 с.
7. Тюленьков, С.Ю. Футбол в зале : система подготовки : учебное пособие / С.Ю. Тюленьков, А.А. Федоров - М. : Терра-Спорт, 2005. - 86 с.
8. Юдин, А.С. Эффективность различных вариантов организации и содержания физического воспитания студентов в вузе : дис. ... канд. пед. наук / Юдин А.С. ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта. - Л., 1992. - 148 с.
Контактная информация: [email protected]
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СХВАТКАХ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ
Василий Васильевич Уйгуров, старший преподаватель, Северо-восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова,
Якутск
Аннотация
В данной статье разработана технология анализа технико-тактических действий при учебно-тренировочных схватках борцов вольного стиля и получены некоторые данные организации учебно-тренировочного процесса по вольной борьбе.
Ключевые слова: вольная борьба, технико-тактические действия борца, учебнотренировочные схватки.
TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS DURING THE FREE STYLE WRESTLE
TRAINING
Vasily Vasilevich Uygurov, the senior teacher,
North-eastern Federal University named after M.K.Ammosov,
Yakutsk
Annotation
The article reveals the technology of analysis of technical and tactical actions during the free style wrestle training and gives some data of free style training process.
Keywords: free style, technical and tactical actions of wrestler, wrestling training.
В последние годы в вольной борьбе произошли кардинальные изменения правил. Международная федерация вольной борьбы приняла новые правила для повышения популяризации и зрелищности вольной борьбы. [1].
Как отмечают А.А. Новиков и А.О. Акопян новые изменения правил соревнований оказались не эффективными и не стимулировали спортсменов на зрелищную борьбу. Так Международный олимпийский комитет поставил вопрос о возможности исключения спортивной борьбы из олимпийской программы в связи с низким уровнем зрелищности соревнований [2].
Д.Г. Миндиашвили и А.И. Завьялов справедливо назвали характер современной борьбы «лотерейным» в связи с тем, что борец, набравший 1-2 балла, стремясь удержать преимущество, переходит к защите, прессингуя или создавая видимость активной борьбы, а его соперник бросается в атаку. Выполнив свою задачу, то есть, отыграв проигранные баллы и выйдя вперед, он в свою очередь переходит к обороне [3].
Одна из основных причин обеднения технико-тактических действий ведущих борцов, состоит в том, что они вынуждены совершенствовать такие технические дей-
i06
ствия, связанные с наименьшим риском проиграть балл. Это в основном, является проходы в ноги.
В.В. Нелюбин указывает, что даже незначительные изменения в правилах соревнований отражаются как на качественных и количественных показателях соревновательной деятельности спортсмена, так и на тренировочных режимах его спортивной подготовки [4].
Исследование проводилось среди студентов с 1 по 4 курсы ИФКиС ЯГУ в количестве 18 человек. Среди испытуемых были 6 м/с РФ и 12 кмс. Данные студенты участвовали в исследовании для определения технико-тактических действий при учебнотренировочных схватках (УТС). Были разработаны протоколы записи техникотактических действий (ТТД) борцов во время учебно-тренировочных схваток. В протоколы записи были введены: частота проходов в ноги и их реализация, попытки бросков со стойки и их реализация, и «другие ТТД». Эти параметры, по нашему мнению, представляют основные технико-тактические действия борцов при существующих правилах борьбы.
По проведенным исследованиям технико-тактических действий при учебнотренировочных схватках по вольной борьбе среди студентов реализация выигрышного балла от проходов в ноги у наших спортсменов составляет 32 % .
Анализ выигрышных баллов по периодам показывает следующие показатели: в 1 периоде - 7,06; во 2 периоде - 8,31; в 3 периоде - 5,67 балла. Из этих данных видно, что в 1 периоде спортсмены не сразу включаются в борьбу. Разминку перед схваткой проводят не очень активно, организм еще не включается на работу с максимальной нагрузкой. А в результатах 2 периода несколько повышаются средние значения. Это говорит о том, что только во 2 периоде организм борцов становится готовым работать в полную силу.
Таким образом, анализ технико-тактических действий при учебнотренировочных схватках показывает, что в среднем количество «проходов в ноги» за один период схватки составляет примерно 3-4 раза. За две минуты борцы не проводят сложных технических действий, которые проводятся с определенным риском. Спортсмены не рискуют проводить технические действия, оцениваемые в 3 и 5 баллов, несмотря на то, что это поощряется существующими правилами ФИЛА. В графе «другие ТТД» в основном проводят «забегание на балл с захватом головы и руки сверху», переводы за руки и в партере «накаты». Очень мало реализовывают натиск соперника на красную зону, положение выход за ковер. Слишком малый процент попытки и реализации бросков.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что многочисленные корректировки правил современной вольной борьбы с целью повышения зрелищности позволили повысить интенсивность поединков привели к значительному сокращению технического арсенала борцов. В настоящее время надежные результаты показывают спортсмены, которые способны результативно атаковать с интервалами 20-25 сек.
В результате экспериментальных исследований выявлены средние значения выигрышных баллов по периодам и процентное соотношение реализации выигрышного балла от проходов в ноги. Этот показатель является слишком низким по сравнению с показателями сборной команды России. Поэтому надо более углубленно совершенствовать в учебно-тренировочных занятиях реализацию выигрышного балла от прохода в ноги.
Исходя из этих данных, подготовка высококлассных спортсменов-борцов заключается в успешном и стабильном использовании технико-тактических действий во время всего поединка и умении навязать сопернику свой стиль проведения атаки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Международные правила борьбы греко-римской, вольной, женской и пляжной / пер. Л. Куракина ; ред. Н. Журули. - Лозанна : [б.и.], 2005. - 80 с.
2. Новиков, А.А. Анализ соревнований и совершенствование технологии тренировочного процесса в борьбе / А.А. Новиков, А.О. Акопян // Всероссийскому научно-исследовательскому институту физической культуры и спорта 60 лет. - М., 1993. -
С. 300-314.
3. Миндиашвили, Д.Г. Сковывание как способ создания локального преимущества / Д.Г. Миндиашвили, А.И. Завьялов // Физкультурное образование Сибири. -Омск, 1997. - № 1. - С. 47-52.
4. Нелюбин, В.В. Эволюционные преобразования в спортивной борьбе : учебное пособие. Ч. 1 / В. В. Нелюбин ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лес-гафта. - Новосибирск : Изд-во "Пасман и Шувалов", 1995. - 95 с.
Контактная информация: [email protected]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ УСКОРЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-РУКОПАШНИКОВ
Михаил Александрович Факеев, аспирант,
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлено теоретическое и экспериментальное обоснование методики ускоренного развития психомоторных функций детей 9-15 лет, занимающихся рукопашным боем в ДЮСШ с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Результаты проведенного исследования показали эффективность разработанной методики.
Ключевые слова: методика, индивидуально-дифференцированный подход, психомоторные функции.
EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF METHODOLOGY OF ACCELERATED FORMATION OF PSYCHOMOTOR FUNCTIONS OF YOUNG HAND-TO-HAND
COMBAT ATHLETES
Michael Aleksandrovich Fakeev, the post-graduate studen ,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg
Annotation
The article presents the theoretical and experimental substantiation of methodology of accelerated development of psychomotor functions of children at the age of 9-15 years which are engaged in hand-to-hand fight at sports school taking into account the individually-differentiated approach. Results of the carried out research have shown efficiency of the developed methodology.
Key words: methodology, individually-differentiated approach, psychomotor functions.
Основной задачей данного исследования является экспериментальное обоснование методики ускоренного формирования психомоторных функций детей 9-15 лет, занимающихся рукопашным боем.
Ранее нами было показано, что в процессе занятий рукопашным боем темпы развития отдельных показателей психомоторных функций в различные возрастные периоды юных рукопашников не одинаковы и зависят от индивидуально-возрастных особенностей. К тому же выявлено, что в процессе учебно-тренировочных занятий тренеры практически не используют специальные задания на развитие психомоторных функций, являющихся определяющими в освоении техники рукопашного боя в детском и подростковом возрасте [1,2].
Учитывая важность обозначенной проблемы в подготовке юных спортсменов рукопашников, а также отсутствие экспериментальных исследований о возможности применения в тренировочной программе по рукопашному бою ускоренного развития
i 08