Научная статья на тему 'САМОКОНТРОЛЬ, КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ'

САМОКОНТРОЛЬ, КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ / КУРСАНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / SELF-CONTROL / CADET / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL FITNESS / CONTROL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нохрин Михаил Юрьевич, Пожималин Вячеслав Николаевич, Шекалов Александр Павлович, Огарышев Антон Владимирович

Цель исследования - экспериментально обосновать необходимость применения дневников самоконтроля в учебно-тренировочном процессе курсантов Пермского института ФСИН России, в ходе исследования нами изучены и проанализированы показатели самоконтроля, на основании которых сформирован дневник самоконтроля. Проведен педагогический эксперимент. Анализируя показатели дневников самоконтроля, преподаватели вносили изменения в дополнительную физическую нагрузку для курсантов, имеющих низкую физическую подготовленность. По результатам исследования необходимо отметить положительный эффект применения дневников самоконтроля в учебно-тренировочном процессе курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нохрин Михаил Юрьевич, Пожималин Вячеслав Николаевич, Шекалов Александр Павлович, Огарышев Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-CONTROL AS IMPORTANT COMPONENT OF PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The aim of the study was to experimentally justify the use of diaries of self-control in the training process of cadets of the Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia, in the course of the research we studied and analyzed the indicators of self-control, on the basis of the diary of self-control. The pedagogical experiment was conducted. Based on the analysis of indicators of self-control diaries, the teachers adjusted additional physical activity for cadets with low physical fitness. According to the results of the study, it is necessary to note the positive effect of using the self-control diaries in the training process of cadets.

Текст научной работы на тему «САМОКОНТРОЛЬ, КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ»

2. Baglashkin, N.A. and Teplukhin, V.V. (2016), "Round table on the problems of the Second World war and the Great Patriotic war", Slavic Almanac, No. 3-4, pp. 462-467.

3. Degoev, V.V. (2002), "Alexander I and the problem of European consent after the Vienna Congress", Question of history, No. 2, pp. 119-132.

4. Kudryavtseva, E.P. (2014), "The Vienna system of international relations and its collapse (1815-1854)", Journal New and recent history, No. 4, pp. 88-106.

5. Ivchenko, L.L. and Mayorova, A.S. (2015), "The Patriotic war of 1812 in the cultural memory of Russia", Russian history, No. 6, pp.214-218.

6. Mikryukov, V.Yu. (2010), "On falsification of the history of the Great Patriotic war", Journal Question of history, No. 12, pp. 74-81.

7. Kissinger, H. (1994), Diplomacy, Simon and Schuster, New York, NY.

8. Tagirova, I. F., Sumburova, E. I. (2013), "Historical disciplines in modern higher education", Higher education in Russia, No. 8-9, рp. 144-148.

9. Ustinova, I.A. (2013), "International Scientific Conference for the 400th Anniversary of the Council of all Earth in Yaroslavl "The Troubles in Russia in the Early 17th Century: The Search for A Way Out"", Russian history, No. 2, pp. 231-234.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.05.2020

УДК 796.011.3

САМОКОНТРОЛЬ, КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

Михаил Юрьевич Нохрин, кандидат педагогических наук, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; Вячеслав Николаевич Пожималин, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Рязань; Александр Павлович Шекалов, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России; Антон Владимирович Огарышев, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России

Аннотация

Цель исследования - экспериментально обосновать необходимость применения дневников самоконтроля в учебно-тренировочном процессе курсантов Пермского института ФСИН России, в ходе исследования нами изучены и проанализированы показатели самоконтроля, на основании которых сформирован дневник самоконтроля. Проведен педагогический эксперимент. Анализируя показатели дневников самоконтроля, преподаватели вносили изменения в дополнительную физическую нагрузку для курсантов, имеющих низкую физическую подготовленность. По результатам исследования необходимо отметить положительный эффект применения дневников самоконтроля в учебно-тренировочном процессе курсантов.

Ключевые слова: самоконтроль, курсант, физическая культура, физическая подготовленность, контрольные нормативы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p321-325

SELF-CONTROL AS IMPORTANT COMPONENT OF PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Mikhail Yurievich Nokhrin, the candidate ofpedagogical sciences, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Vyacheslav Nikolaevich Pozhimalin, the senior lecturer, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service ofRussia, Ryazan; Alexander Pavlovich Shekalov, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Peniten-

tiary Service of Russia; Anton Vladimirovich Ogaryshev, Vladimir Law Institute of the Federal

Penitentiary Service of Russia

Abstract

The aim of the study was to experimentally justify the use of diaries of self-control in the training process of cadets of the Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia, in the course of the research we studied and analyzed the indicators of self-control, on the basis of the diary of self-control. The pedagogical experiment was conducted. Based on the analysis of indicators of self-control diaries, the teachers adjusted additional physical activity for cadets with low physical fitness. According to the results of the study, it is necessary to note the positive effect of using the self-control diaries in the training process of cadets.

Keywords: self-control, cadet, physical culture, physical fitness, control standards.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день актуальна проблема недостаточной физической готовности абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения страны. Причинами тому является: малоподвижный образ жизни молодежи, связанных с веком информационных технологий, развитием социальных сетей и компьютерных игр; проблемы спортивной «жизни» в стране и не совершенство организации физической культуры в школах [3].

При поступлении в образовательные учреждения ФСИН России абитуриенты проходят вступительные испытания, в том числе и по физической культуре. Нормативы для них более низкие, чем для курсантов первого года обучения в связи с этим существует проблема успеваемости курсантов особенно первого курса по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Цель исследования - экспериментально обосновать необходимость применения дневников самоконтроля в образовательных организациях силовых структур России, для учебно-тренировочного процесса неуспевающих курсантов по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Задачи исследования: на основании анализа литературных источников разработать структуру и содержание дневника самоконтроля для обучающихся с низкой физической подготовленностью; провести педагогический эксперимент и описать его результат.

По статистике на первом курсе в каждой учебной группе 20-35% курсантов являются неуспевающими по дисциплине «Физическая культура и спорт». Стоит отметить, что с каждым годом обучения процент неуспевающих курсантов снижается, но к четвертому году обучения к нулю данный показатель, к сожалению не сводится.

Немаловажную роль в данной проблеме играет заболеваемость курсантов, так в среднем за год 25-30% обучающихся переносят простудные заболевания, из них 10% неоднократно.

Возможно, решением данной проблемы является: дифференцированный подход к организации дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Кафедрой огневой и физической подготовки института разработаны и внедрены в учебно-тренировочный процесс неуспевающих курсантов индивидуальные планы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Каждый индивидуальный план включает в себя программу, направленную на развитие именно тех физических способностей, по нормативам которых курсант не успевает [2]. Возникает проблема контроля за физическим, функциональным состояниями и самочувствием обучающихся во время самостоятельных занятий по индивидуальным планам.

На основании проведенного анализа литературных источников мы разработали дневник самоконтроля, который может позволить курсанту самостоятельно контролировать свое состояние при физической нагрузке и во время отдыха. Преподаватель, по физической культуре проведя анализ дневников самоконтроля, сможет откорректировать нагрузку и задания на самостоятельную подготовку. Разработанный дневник само-

контроля представлен в виде таблицы, которая включает в себя недельный микроцикл с 3-я тренировочными, самостоятельными занятиями физическими упражнениями (таблица 1).

Таблица 1 - Примерный дневник самоконтроля для курсантов образовательных организаций ФСИН России_

Дата исследования

№ п/п Показатели самоконтроля 01.02.2020 (1 трен-й день) 02.02.2020 (1 день отдыха) 03.02.2020 (2 трен-й день) 04.02.2020 (2 день отдыха) 05.02.2020 (3 трен-й день) 06.02.2020 (3 день отдыха)

1. Пульс (ЧСС) утром лежа за 60 сек. Пульс утром стоя за 60 сек. 60 65 55 62

2. Масса тела до тренировки Масса тела после тренировки 70 69,5 69,8

3. Жалобы - -

4. Самочувствие Хорошее Удовл.

5. Сон Хороший -8,5 час. Хороший -8 час.

6. Аппетит Норм. Норм.

7. Болевые ощущения Нет Болят мышцы ног

8. Желание тренироваться Большое Нет

9. Настроение Хорошее Удовл.

10. Работоспособность Хорошее Снижена

11. Динамика физических показателей. Рост -

12. Нарушение режима - -

13. Вид и содержание физической нагрузки Разминка -12 мин. (ходьба, гимн. упражн.). Бег при пульсе 120 уд/мин - 8 мин., при пульсе 150 уд/мин - 5 мин, ходьба - 7 мин. Толчок набивного мяча - 10 мин.

14. Перенос нагрузки Удовлетворительно -

Дадим некоторые пояснения приведенных показателей в дневнике самоконтроля.

Ортостатическая проба необходима для оценки баланса между тренировочными нагрузками и восстановлением. Данный показатель выявляет изменения функционирования вегетативной нервной системы, вызываемые тренировочной нагрузкой.

Масса тела является важным показателем, так как большинство курсантов, не выполняющих нормативы, имеют избыточный вес. Масса тела связана с величиной нагрузки, естественная потеря веса во время тренировки за счет пота. Вес может понижаться за счет уменьшения жировой массы. Взвешиваться необходимо в одно время, желательно до еды.

Самочувствие - отражает состояние и деятельность всего организма. Оценивается как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Во время сна проходят восстановительные процессы систем организма, а так же работоспособности. В норме должно быть быстрое засыпание и достаточно крепкий сон. Плохой сон, долгое засыпание, частые пробуждения, бессонница свидетельствуют о сильном утомлении или перетренированности.

Аппетит также позволяет судить о состоянии организма. Ухудшение аппетита может наблюдаться при заболеваниях, перегрузках, недосыпаниях. В дневнике необходимо отмечать аппетит как: хороший, повышенный, удовлетворительный или отсутствует.

Желание тренироваться характерно для здоровых людей. При отклонениях в состоянии здоровья, перетренированности желание тренироваться снижается.

Болевые ощущения могут возникать в группах мышц, которые подвергались наибольшим нагрузкам, или при тренировках после длительного перерыва [1].

Сведения, вносимые в графу - нарушение режима, могут помочь объяснить изменения других показателей самоконтроля.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа проводилась на базе ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России. Педагогический эксперимент длился 1 учебный год, с 1.09.2018 по 01.07.2019. В нем приняли участия 2 группы по 20 юношей. Средний возраст составлял 19,5 лет. Все участники эксперимента имели низкую успеваемость по основным контрольным нормативам, представленным в таблице 2.

Курсанты экспериментальной и контрольной групп (ЭГ, КГ) занимались по индивидуальным планам, дополнительно 3 раза в неделю [2]. Курсанты экспериментальной группы заполняли дневники самоконтроля, преподаватель кафедры один раз в две недели осуществлял анализ данных дневников и корректировал нагрузку для самостоятельных занятий. Контрольная группа занимались без дневников самоконтроля.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для оценки эффективности педагогического эксперимента нами были выбраны пять показателей: средний показатель успеваемости в группах по основным контрольным нормативам (челночный бег 10*10 м, бег 3000 м, подтягивание из виса на высокой перекладине), средний вес, заболеваемость (количество простудных заболеваний за отчетный период) [4]. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели эффективности применения дневника самоконтроля в учебно-воспитательный процесс курсантов до и после эксперимента_

№ п/п Показатели Группа Среднее значение Изменение Р

До После ±абс. ±%

1 Масса тела (кг) КГ 77,6 75,4 -2,2 -2,8 >0,05

ЭГ 78,2 73,1 -5,1 -6,5 <0,05

2 Бег (кросс) 3000 м (мин, с) КГ 14,32 12,38 0,08 -13,5 >0,05

ЭГ 14,12 12,14 -0,06 -14,0 >0,05

3 Челночный бег 10х10 м (с) КГ 28,8 26,5 -2,3 -8 <0,05

ЭГ 29,0 27,1 -1,9 -7 <0,05

4 Подтягивание на высокой перекладине (кол-во повторений) КГ 9,2 13,1 4,1 42,4 >0,05

ЭГ 9,0 14,0 5,0 55,5 <0,05

Обозначение: ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа.

Анализ данных, полученных в результате педагогического эксперимента, выявил, что показатель средний массы тела в обеих группах снизился, это свидетельствует о положительном влиянии дополнительных занятий физическими упражнениями. В ЭГ показатель массы тела снизился значительней, чем в КГ, что свидетельствует о положительном опыте самоконтроля. Показатели контрольных нормативов (Бег (кросс) 3000 м Челночный бег 10*10 м, Подтягивание) улучшились в обеих группах, это свидетельствует о положительном эффекте дополнительных занятий. Стоит отметить, что в ЭГ наблюдается больший прирост показателей, данный эффект достигнут за счет корректировки физической нагрузки испытуемых на основании анализа данных указанных в их дневниках самоконтроля. За время проведения педагогического эксперимента нами проведен мониторинг простудных заболеваний курсантов опытных групп. В ЭГ заболеваемость понизилась на 6 случаев, а в КГ на 2, это также свидетельствует о положительном эффекте самоконтроля . На основании результатов педагогического эксперимента необходимо отметить, что число неуспевающих курсантов в ЭГ снизилось на 9 человек (45%), а в КГ на 4

(20%).

ВЫВОДЫ

Разработанный нами дневник самоконтроля дал положительный эффект на формирование у курсантов отстающих физических качеств, что в последствие повысило их физическую подготовленность и успеваемость по дисциплине «Физическая культура и спорт». Исходя из этого, необходимо дать следующие рекомендации: включать в учебно-воспитательный процесс неуспевающих курсантов индивидуальные программы обучения для дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями; применять дневники самоконтроля в учебно-воспитательном процессе курсантов образовательных организаций ФСИН России; проводить индивидуальную работу по коррекции физической нагрузки на самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дневник самоконтроля спортсмена - Республиканский центр медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины Минздрава Чувашии. - URL : https://rclfk.med.cap.ru/sportivnaya-medicina/dnevnik-samokontrolya-sportsmena (дата обращения: 24.04.2020).

2. Кошкин, Е.В. Внедрение в образовательную деятельность плана индивидуальных самостоятельных занятий по физической подготовке для курсантов образовательных организаций ФСИН России / Е.В. Кошкин, А.С. Михайлов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2019. - № 12 (212). - С. 25-30.

3. Нохрин, М.Ю. Повышение специальной физической подготовленности курсантов вузов ФСИН России для действий в экстремальных условиях : монография / М.Ю. Нохрин, В. Д. Медвед-ков. - Пермь : [б. и.], 2014. - 153 с.

4. Москвичев, М.А. Наставление по физической подготовке (НФП - 2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы / М.А. Москвичев, Н.Н. Маргацкий, Ф.М. Зезюлин. - Москва : Фонд С. Столярова, 2002. - 136 с.

REFERENCES

1. Republican center for medical prevention, physical therapy and sports medicine of the Ministry of health of Chuvashia (2020), "Diary of an athlete's self-control", available at: https://rclfk.med.cap.ru/sportivnaya-medicina/dnevnik-samokontrolya-sportsmena.

2. Koshkin, E. and Mikhailov, А (2019), "Implementation of the plan of individual independent physical training classes for cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia in educational activities", Statements of the criminal Executive system, Vol. 212, No. 12, pp. 25-30.

3. Nokhrin, M. and Medvedkov, V. (2014), Improvement of special physical readiness of cadets of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia for actions in extreme conditions, monograph, Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia, Perm.

4. Moskvichev, M., Margatsky, N. and Zazulin, F. (2002), The manual on physical training (NPP - 2001) employees criminally-Executive system, Fund Stolyarova, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.05.2020

УДК 793.3

ПРИЕМЫ КООРДИНАЦИИ ДЫХАТЕЛЬНОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ

Анастасия Владимировна Оленева, аспирант, Ирина Анатольевна Степаник, кандидат медицинских наук, доцент, Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-

Петербург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.