Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОЛОВЫХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ'

ВЛИЯНИЕ ПОЛОВЫХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2367
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛ / ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / GENDER / AGE / PHYSICAL CULTURE / SPORTS / HEALTH / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Намазов А.К., Скороходов А.А., Намазов К.А.

К подготовке занятий по физической культуре и спортивным тренировкам нужно подходить ответственно, с учётом всех факторов, способных оказать влияние на здоровье занимающихся. Одними из ключевых являются половые и возрастные характеристики спортсменов. Каждый возраст требует определённого подхода в силу своих физиологических и психологических особенной. Также сверху накладывается гендерный фактор, которому присущи как физиологические в силу объективных причин, так и психологические. И поэтому необходимо учитывать эти и иные характеристики тренируемых для создания наиболее правильной и эффективной тренировки без ущерба для здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Намазов А.К., Скороходов А.А., Намазов К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF GENDER AND AGE FEATURES DURING EXERCISE AND SPORTS

The preparation of physical culture classes and sports training must be approached responsibly, taking into account all the factors that can affect the health of those involved. Sex and age characteristics of athletes are key. Each age requires a certain approach due to its physiological and psychological characteristics. Also, the gender factor is superimposed on top, which is inherent in both physiological due to objective reasons, and psychological. And therefore, it is necessary to take into account these and other characteristics of the trainees to create the most correct and effective training without harm to health.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОЛОВЫХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

УДК. 159.91

А.К. Намазов, А.А. Скороходов, К.А. Намазов

ВЛИЯНИЕ ПОЛОВЫХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого

kuem@list.ru

Резюме: К подготовке занятий по физической культуре и спортивным тренировкам нужно подходить ответственно, с учётом всех факторов, способных оказать влияние на здоровье занимающихся. Одними из ключевых являются половые и возрастные характеристики спортсменов. Каждый возраст требует определённого подхода в силу своих физиологических и психологических особенной. Также сверху накладывается гендерный фактор, которому присущи как физиологические в силу объективных причин, так и психологические. И поэтому необходимо учитывать эти и иные характеристики тренируемых для создания наиболее правильной и эффективной тренировки без ущерба для здоровья.

Ключевые слова: пол, возраст, физическая культура, спорт, здоровье, физическая подготовка.

Summary.

A.K. Namazov, A.A. Skorokhodov, K.A. Namazov The influence of gender and age features during exercise and sports.

The preparation of physical culture classes and sports training must be approached responsibly, taking into account all the factors that can affect the health of those involved. Sex and age characteristics of athletes are key. Each age requires a certain approach due to its physiological and psychological characteristics. Also, the gender factor is superimposed on top, which is inherent in both physiological due to objective reasons, and psychological. And therefore, it is necessary to take into account these and other characteristics of the trainees to create the most correct and effective training without harm to health.

Keywords: gender, age, physical culture, sports, health, physical training.

Введение. Поиск наиболее эффективных тренировочных режимов для развития двигательных качеств - одна из главных задач физического воспитания. Каждая возрастная группа имеет свои особенности в области физического

развития, которые необходимо учитывать при подборе того или иного тренировочного режима. Учет данных особенностей поможет составить правильную и эффективную нагрузку на человека без вреда на организм. Помимо этого тренерам необходимо учитывать половые характеристики своих подопечных, чтобы найти грамотный психологический подход к каждому. Также половые характеристики влияют на физические аспекты тренировок: что желательно одному полу не подходит другому и наоборот.

Каждая возрастная группа имеет свои особенности и как следствие свою допустимую физическую нагрузку на организм. Для создания допустимой нагрузки на организм необходимо разработать критерии нормирования нагрузок для различных возрастных групп.

При определении нагрузок следует учитывать пять компонентов:

продолжительность упражнения;

2.интенсивность;

3.продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;

4.характер отдыха;

5.число повторений упражнения.

Одна из целей корректного нормирования нагрузок на уроках физической культуры заключается в том, что затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность выполнения подходов упражнений были оптимальными [4].

В возрасте с 11 до 15 лет серьезно улучшаются показатели качества быстроты, достигая к 15-летнему возрасту взрослых величин и оставаясь на данном уровне примерно до З5 лет. Увеличение подвижности нервных процессов и скорости смены процессов возбуждения и торможения содействуют увеличению скорости переработки информации в коре головного мозга. К 12 годам сильно снижается время простой двигательной реакции, к 14 годам - время сложной реакции выбора. К 15-летнему возрасту достигается максимальная скорость бега. Значительно улучшаются скоростные параметры у мальчиков.

Возраст 12-14 лет - сенситивный возраст для развития скоростно-силовых возможностей. В данный период происходит наибольший прирост прыгучести, резкости ударов и бросков, а к 14-15 годам достигается наибольшая высота и дальность прыжков, особенно у мальчиков.

Развитие мышечной силы может задерживаться в предпубертатный период (11-13 лет у мальчиков) по случаю начала перестроечных процессов в организме. После 14 лет отмечается серьезный прирост мышечной силы, особенно

974

наблюдаемый у мальчиков и обусловленный усиленной секрецией мужских половых гормонов (андрогенов). В скелетных мышцах происходит миофибриллярная гипертрофия, отражающая усиленный синтез сократительных белков (актина и миозина).

Период развития силы приходится на период от 14 до 16-17 лет. У подростков увеличивается зона субмаксимальной и максимальной мощности, что дает возможность развивать скорость, силу и скоростную выносливость.

Несколько позже других качеств совершенствуется выносливость к долгой циклической работе средней мощности. Начало периода ее развития приходится на окончание подросткового периода - 15 лет [3].

Также продолжается улучшение показателя гибкости. Гибкость подростков тем выше, чем больше длиннотные размеры тела. Наиболее высоких значений гибкость достигает к 14-15 годам, после чего без дальнейшей тренировки начинает снижаться.

Созревание нижнетеменных третичных областей коры способствует улучшению сенсомоторных связей, формированию представлений о «схеме тела» и «схеме пространства». В итоге развивается пространственная ориентация движений и, как итог, телесная и предметная ловкость. Самый большой рост способности координировать временными параметрами движений (дифференцировка темпа) происходит в 13-14 лет, силовыми (дифференцирование мышечных усилий) - к 15 -17 годам.

Данные особенности учитываются и в результате создается правильная физическая тренировка для каждого возраста с учетом развития тех или иных двигательных качеств.

Во время студенческого возраста практически завершается физическое развитие и наступает этап относительной стабильности.

В возрасте от 18 до 25 лет является плавным периодом роста и развития организма. Приросты длины тела сокращаются, темпы развития в ширину наоборот все также развивается. Увеличиваются различия между юношами и девушками в пропорциях тела и функциональных параметрах работоспособности. Мышцы в данный период эластичны и имеют хорошую нервную регуляцию, по химическому составу наиболее приближены к мышцам взрослого. Опорно-двигательный аппарат выдерживает серьезные статические напряжения и долгую по времени работу. В данный период завершает развитие центральной нервной системы. А также улучшается деятельность головного мозга. Нервные процессы лабильны, но возбуждение все также преобладает над

975

торможением [5,6].

Стоит отметить, что улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем повышает работоспособность, выносливость к работе средней и умеренной мощности. В студенческом возрасте осуществляется формирование познавательной сферы, увеличивается навык понимать структуру движений, производить и дифференцировать движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Возраст от 24 до 35 лет, как правило, обладает достаточно стабильными и однозначными показателями физиологического состояния. Это прекрасное время для понимания своих возможностей и реализации своих целей. Тем не менее, существуют некоторые моменты, влияющие на прогресс:

- Период роста, имеющий повышенные физиологические показатели, завершился. Не так сильно требуются высокая калорийность рациона и поступление основных питательных веществ. Поэтому питание должно быть пересмотрено (нужно контролировать поступление жиров и углеводов). Набирать лишний жир теперь очень просто, а сбрасывать все труднее.

- Перестают вырабатываться в огромных количествах гормоны, которые должны обеспечивать рост и развитие организма, а также быстрое восстановление после разного рода нагрузок. Поэтому вероятность риска перетренироваться и получить травму растет. Нужно обеспечивать себя большим количеством времени на отдых после тренировки. Правильно дозировать себя нагрузками. Ежедневные тренировки и параллельные занятия несколькими видами спорта с получением результата - очень трудная задача. Если у вас также имеется ежедневная тяжелая работа, то развиваться в спорте будет гораздо сложнее [9,10].

- После 30-35 лет физиологические параметры и возможность развиваться в спортивной сфере снижаются. Средний темп снижения - 1% в год. В 50 лет данные физиологические изменения нельзя будет не учесть.

Воспитание и обучение детей и подростков серьезно зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а самое главное - принимает в расчет ли половые особенности во время обучения. Обучение и воспитание без учета половых особенностей вызывает у многих психологов тревогу, потому что при этом воспитание мальчиков и девочек приобретает неправильную форму, портится адекватность методов их обучения, и в итоге - страдает развитие личности. Девочек необходимо чаще хвалить, чаще рассуждать с ними, а при разговоре с

976

мальчиками, как правило, ограничиваться прямыми указаниями (отнеси, сходи, прекрати). Среди учащихся выпускных классов, которые в большей степени сходятся со школьными требованиями, большее количество (85%)- девушки. Юноши, попавшие в данное число, имеют традиционно женские качества: примерное поведение, усидчивость, исполнительность и так далее.

При взаимодействии с учащимися учитель должен знать особенности личности мальчиков и девочек

К примеру, имеется ряд различий в выражении эмоций. Девочки, как правило, эмоциональнее, чем мальчики. Чаще всего это заметно после периода полового созревания. Девочки имеют склонность к страху значительно больше, чем у мальчиков. Личностная и ситуативная тревожность также выше у девочек, чем у мальчиков. Доминирующие причины тревожности разнятся у мальчиков и у девочек. Школьная тревожность присутствует у девочек в возрасте 7-9 лет, а в 10 лет появляется самооценочная тревожность. Девочки младших классов имеют, на фоне меньшего количества невротических реакций, чем у мальчиков, неустойчивость настроения, плаксивость, застенчивость, обидчивость. Мальчики 7 лет имеют межличностную тревожность, а школьная тревожность появляется в 8-9-летнем возрасте. На фоне большого количества невротических реакций у мальчиков младшего возраста наблюдается агрессивность, драчливость, гиперактивность.

Стоит отметить, что с наступлением периода полового воспитания все сильнее проявляются различия мальчиков и девочек в выражении таких качеств, как смелость и решительность: у мальчиков они выше. Это объясняется большей выраженностью у мальчиков склонности к риску.

Мальчики высоко ценят активные, энергичные игры, связанные с борьбой и соревнованием, после этого идут игры на ловкость, а также игры-приключения. Логические игры - меньше всего любимы ими. Девочки предпочитают игры на ловкость, гибкость или бег. Игры, связанные с борьбой и соревнованием они любят меньше всего.

Мальчики дошкольного и младшего возраста наиболее критично оценивают результаты своей деятельности, девочки же эмоционально оценивают свои результаты. Тем не менее, юноши 16-17 лет дают в большинстве случаев завышенные оценки самих себя, девушки оценивают себя либо адекватно, либо наоборот - чрезмерно низко.

Преподавателю или тренеру также стоит иметь в виду тот факт, что у девочек стремление к общению выражено больше, чем у мальчиков. Девочки

977

всегда бывают задействованы в «социальных» играх больше, чем мальчики. Девочки больше готовы к общению, чем мальчики.

Педагоги чаще дают негативные характеристики мальчикам, чем девочкам. Мальчики имеют вид в глазах преподавателей неряшливыми, упрямыми, нетерпеливыми; считается, что у них слишком высокое самомнение. Девочки более старательные, застенчивые, ловкие, нерешительные; они также больше, чем мальчики владеют собой.

При обучении мальчиков и девочек педагогу следует знать особенности познавательных процессов. Девочки, больше, чем мальчики, склонны к данным процессам. Хотя к наступлению совершеннолетнего возраста ситуация изменяется.

Женщине присущи определенные анатомо-физиологические особенности, которые нужно иметь в виду при осуществлении самостоятельных занятий физическими упражнениями или спортивных тренировок. В сравнении с мужским у женского организма не такое устойчивое строение костей, менее развитая мускулатура тела, тазовый пояс более широкий и более мощная мускулатура тазового дна. Для здоровья женщины важно развивать мышцы пресса, спины, тазового дна. От развития данных органов зависит правильное положение внутренних органов. Отдельно важно развитие мышц тазового дна.

Одной из причин неполного развития перечисленных мышц у студенток и девушек, занятых умственным трудом является малоподвижный образ жизни. Во время положения сидя мышцы тазового дна не сопротивляются внутрибрюшному давлению и вытягиваются от веса лежащих сверху органов. Поэтому мышцы становятся менее эластичными и прочными, что приводит к изменениям положения внутренних органов и к нарушениям их функциональной деятельности [1,2].

Некоторые особенности женского организма присутствуют в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. Это проявляется в необходимости более длительного периода восстановления организма после тренировок и в более быстрой потере состояния тренированности при остановке тренировок.

Характеристики женского организма обязательно должны учитываться в формировании, содержании, методах осуществления самостоятельных занятий. Выбор физических упражнений, их состав и интенсивность нагрузок должны совпадать с физической подготовленностью и развитием девушки, с возрастом, с индивидуальными возможностями студенток. Нужно убирать случаи

978

чрезмерных нагрузок, чтобы быстрее получить высокие результаты. Разминку нужно делать более аккуратно и более длительно, чем если бы это были занятия мужчин. Следует избегать резких потрясений, чрезмерного напряжения и усилий, как например, во время занятий прыжками или во время упражнений с отягощением. Следует выполнять упражнения в положении сидя, а также лежа на спине с подниманием, отведением, приведением и круговыми движениями ног, с подниманием ног и таза в положение «березка», а также разного вида приседания [7].

Даже для женщин с хорошей физической подготовкой не следует делать упражнения, приводящие к повышению внутрибрюшного давления и затрудняющие деятельность органов брюшной полости и малого таза. Это могут быть следующие упражнения: прыжки в глубину, поднимание тяжестей, сочетающиеся задержкой дыхания.

При осуществлении упражнений на силу и быстроту движений нужно более плавно повышать физическую нагрузку, более постепенно приводить нагрузку к оптимальным пределам, чем во время занятий для мужчин.

Упражнения с отягощениями проводятся с небольшими весами, подходами по 8-10 приемов, в это время в работу задействуются разные группы мышц. В интервалах между сериями выполняются упражнения на расслабление с глубоким дыханием и другие упражнения, обеспечивающие активный отдых.

Возможности кровеносных и дыхательных систем у девушек и женщин гораздо ниже, чем у парней и мужчин, следовательно, нагрузка на выдержку для девушек и женщин должна быть гораздо меньшей по объему и увеличиваться на больших отрезках времени.

Женщинам во время занятий физическими упражнениями и спортом нужно более тщательно следить за своим состоянием. Необходимо контролировать влияние занятий на свое состояние. Если присутствует сильно выраженное плохое самочувствие - нужно обратиться к врачу [8].

Женщинам и девушкам нельзя заниматься физическими нагрузками, спортивными тренировками и участием в спортивных соревнованиях во время беременности. Снова вернуться к тренировкам и спорту можно только после 810 месяцев после родов.

Существующие анатомические различия женского организма от мужского становятся причиной особенностей системы органов кровообращения: женщины имеют массу сердца меньше на 10%, чем мужчины, а объем сердца - в большинстве случаев меньше на 160 смЗ; также меньше по размеру полости

979

сердца (желудочки).

Размер сердца у женщин, также, как и у мужчин, зависит от того, каким спортом они занимаются: наибольшие у тренирующихся на выносливость, а близкие к нормальному размеру - при занятии скоростными или силовыми видами спорта.

Женщины имеют физиологические особенности во время процесса дыхания и при мышечной работе. Они имеют такое же количество величин легочной вентиляции как у мужчин, но не таким выгодным соотношением частоты и глубины дыхания. Это происходит из-за того, что женщины имеют уменьшенный легочный объем и более слабую дыхательную мускулатуру.

Поэтому аэробная работоспособность выделяется тем, что максимальное количество кислорода, которое транспортируется артериальной кровью, у женщин меньше, по сравнению с мужчинами. Наибольшая аэробная производительность у женщин ниже, по сравнению с мужчинами, что является следствием более низких результатов у женщин в тех видах спорта, которые требуют выносливости [2,4].

Вышеперечисленные половые особенности мальчиков и девочек должны быть учтены при взаимодействии «учитель-ученик». Учитывая эти особенности, преподаватель или тренер сможет добиться большей работоспособности от своих подопечных, а также большей эффективности от занятий. Также половые особенности могут учитываться непосредственно во время выбора физической активности: бег, плаванье или поднятие тяжестей.

Заключение. Все вышеописанное может служить хорошим подспорьем при выборе той или иной активности для учащегося. Также это поможет выбрать эффективную и правильную нагрузку на организм без сопутствующего вреда. Половые характеристики помогут тренеру найти правильный психологический подход к своим спортсменам, добиться более эффективной и слаженной работы. Половые характеристики также влияют и на выбор физической активности: что нравится чаще всего девочкам - не нравится мальчикам и наоборот. Каждый возраст отличается своими физиологическими особенностями, которые необходимо иметь в виду, чтобы составить грамотный подход к тренировкам. Будущим спортсменам это особенно важно, так как для достижения побед в спортивной сфере деятельности важна каждая деталь.

Литература

1. Дамадаева А.С Влияние занятий спортом на гендерные характеристики личности женщин / Дамадаева А.С. // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». - 2010. - № 3 (61). - С. 45-47.

2. Латогуз С.И. Некоторые аспекты занятий женщин мужскими видами спорта / Латогуз С.И. // Вестник проблем биологии и медицины. - 2013. - Т. 1. № 1. -С. 265-267.

3. Лутковская О.Ю. Динамика физической подготовленности учащихся среднего и старшего школьного возраста / Лутковская О.Ю. // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки.

- 2017. - № 7. - С. 259-266.

4. Матвеева В.А., Волков А.Е., Москаленко И.С. Учёт половых и возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом / Матвеева В.А., Волков А.Е., Москаленко И.С. // Символ науки: международный научный журнал. - 2017. № 6. - С. 146-149.

5. Намазов А.К. Роль физического воспитания в профессиональной подготовке студентов / Намазов А.К. // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти В.Г. Стрельца. - 2015. - С. 143-148.

6. Намазов А.К., Бурова А.Ю., Намазов К.А. Современные образовательные технологии в области физического воспитания студентов / Намазов А.К., Бурова А.Ю., Намазов К.А.// Научный вестник академии физической культуры и спорта. - 2019. - Т. 1-3. - С. 118-122.

7. Намазов А.К., Евсеев В.В. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента / Намазов А.К., Евсеев В.В. // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения.

- 2016. - Т. 11. № 1. - С. 422-425.

8. Оплетин А.А., Пельменев В.К Гендерные особенности в процессе саморазвития личности на занятиях по физической культуре / Оплетин А.А., Пельменев В.К. // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2017. - № 3 (41). - С. 173-178.

9. Платонов В. Основания для различий в методике тренировки мужчин и женщин / Платонов В. // Наука в олимпийском спорте. - 2017. - № 3. - С. 15981

10.Паршакова В.М. Различие мужских и женских нагрузок в спорте / Паршакова В.М. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. -№ 6-1. - С. 106-108.

УДК 616-01/09

Петрова Н.Н.1, Дорофейков В.В.2, Смирнов М.С3, Сергеев Г.А2

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК, БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРОВИ И СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БИАТЛОНИСТОВ

1 Санкт-петербургский государственный университет, медицинский факультет; 2Националъный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; 3Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической

культуры, Санкт-Петербург, Россия

Резюме.

На примере биатлонистов изучены психологические характеристики и биохимические показатели венозной крови у квалифицированных биатлонистов и их взаимосвязи с тренировочной нагрузкой. Показано, что биохимические показатели отчетливо коррелируют с результативностью в биатлоне. Отмечено влияние кардиоспецифичного тропонина I и концентрации витамина D в крови на скорость спортсмена на дистанции. Дефицит витамина D может отражаться на психоэмоциональном состоянии атлета, что приводит к ошибкам на огневом рубеже. В результате активных тренировок в осенне-зимний период дефицит витамина D в организме у спортсменов нарастает заметно сильнее, чем у обычных групп населения сопоставимого возраста. Биатлонисты с более высокими спортивными показателями отличаются большим психофизическим утомлением, что обусловливает необходимость интенсивных комплексных восстановительных мероприятий в этих случаях.

Ключевые слова: здоровье, спорт высших достижений, биатлон, психическое состояние, энзимы, витамин D, тестостерон, тропонин I.

Resume. By the example of biathletes psychological characteristics and biochemical indicators of venous blood in qualified biathletes and their relationship with training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.