Научная статья на тему 'Унификация содержания тренирующих воздействий с учетом знаний физиологических особенностей спортивной деятельности женщин в тяжелой атлетике'

Унификация содержания тренирующих воздействий с учетом знаний физиологических особенностей спортивной деятельности женщин в тяжелой атлетике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
386
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горулев П. С.

Представлены основы управления тренировочным процессом женщин в тяжелой атлетике с учетом их возраста и квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Унификация содержания тренирующих воздействий с учетом знаний физиологических особенностей спортивной деятельности женщин в тяжелой атлетике»

УНИФИКАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕНИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИИ С УЧЕТОМ ЗНАНИЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ

П. С. Горулев БашИФК, г. Уфа

Представлены основы управления тренировочным процессом женщин в тяжелой атлетике с учетом их возраста и квалификации.

Несмотря на то, что за последнее время отечественными учеными, тренерами и педагогами выдвинуто много предложений, направленных на дальнейшее улучшение учебно-тренировочного процесса и повышение спортивных результатов женщин-спортсменок, в монографиях последних лет почти не уделяется места вопросам женского спорта и специфике тренировки женщин. Формы и методы их тренировки излагаются в общих чертах, не дающих никакого представления об их влиянии на организм тренирующихся. При этом успех тренировки почти целиком зависит от того, насколько педагог-тренер обладает необходимым запасом знаний по педагогике, психологии и физиологии женского организма. В то же время подготовка спортсменок высокого класса не может быть осуществлена без творческого использования теоретических знаний, позволяющих строить тренировочный процесс более рационально. Особенно необходимы теоретические разработки сейчас, когда быстрое развитие спорта настоятельно требует широкого экспериментального поиска, заставляет детально вникать в сложные механизмы нейрогуморальной регуляции организма и его тренированности [2].

Привлечение женщин к систематическим занятиям спортом имеет большое значение и для дальнейшего укрепления спортивного престижа нашей страны. Однако вопрос спортивной тренировки женщин на сегодняшний день не нашел еще должного педагогического и медико-биологичес-кого обоснования.

Согласно литературным данным, в которых проводится анализ тренировочных нагрузок в различных видах спорта, как правило, нагрузки спортсменок ниже, чем у спортсменов, но их структура одинакова. Реализация на практике такой уменьшенной модели тренировочных нагрузок, не учитывающий половых различий, свидетельствует о стремлении к быстрым тренировочным эффектам [1,3].

Модель тренировочных нагрузок необходимо применять не только к специфике определенного вида спорта, но и к функциональным возможностям созревающего организма женщин. Период становления организма скрывает много тайн. Как уже говорилось ранее, девочки на протяжении всего пубертатного периода имеют более высокий уровень морфологической и функциональной зрелости, а также более ранние возрастные зоны наибольших темпов прироста. Хотя ускорение ростового процесса наблюдается уже в препубертатном

периоде (8-11 лет у девочек и 9-12 лет у мальчиков), пиковые приросты соматических, силовых и функциональных показателей совпадают по срокам с пубертатным периодом - 11-13 лет у девочек и 13—15 лет - у мальчиков. Другими словами, девочки отличаются более ранним возрастом начала и завершения пубертатного периода и его меньшей продолжительностью [1, 2, 4]. Кроме того, в этот период могут быть срывы в спортивной карьере и не столько по вине спортсменки, сколько по вине тренера и врача.

Н.Ж. Булгакова и И.В. Чеботарева [1] провели исследование формирования функциональной подготовленности у девочек, занимающихся плаванием и пришли к выводам, что продолжительность подготовки мастера спорта - женщины, приступившей к тренировке в возрасте 8-11 лет на 1,5-2 года меньше, чем у мужчин и лимитируется сроками завершения пубертата. По их мнению, планирование силовой и функциональной тренировки в возрастных группах у девочек должно коренным образом отличаться от таковой у мальчиков и интенсивно увеличиваться уже в возрасте 12-13 лет.

В видах спорта с преимущественным проявлением силы женщины показывают высокие адаптационные возможности. На этот факт указывает проведенный нами сравнительный анализ спортивных результатов, юниорок и женщин-тяжелоатлеток, призерок чемпионатов мира.

Результаты юниорок в среднем слабее, чем у женщин на 7,12%. Аналогичный сравнительный анализ у мужчин показал, что у юношей результаты слабее, чем у взрослых на 10%. Эти данные подтверждают, что женщины в возрасте 18-19 лет способны показывать относительно более высокие результаты по сравнению со взрослыми, чем мужчины [4]. Особое значение для определения функциональных и адаптационных возможностей женщин имеет анализ уровня спортивных результатов с позиции полового диморфизма.

Анализ влияния диморфических различий на уровень спортивных результатов свидетельствует о том, что в разных видах спорта эти различия неодинаковы: наибольшие различия проявляются в видах спорта с необходимостью проявления силовых и скоростно-силовых качеств.

Как показывает анализ литературных данных, видом спорта, в котором наиболее преобладают диморфические различия спортивных результатов является тяжелая атлетика. Так, в плавании спор-тивные результаты мужчин выше на 10%, а в тя-

84

Вестник ЮУрГУ, № 3, 2006

Гору лев П.С.

Унификация содержания тренирующих воздействий с учетом знаний физиологических особенностей..,

желой атлетике от 23,4 до 34,4% в различных весовых категориях [3].

Проведенный анализ диморфических различий обладателей и обладательниц мировых рекордов в тяжелой атлетике, зарегистрированных до 1997 года в 6 весовых категориях, показал, что эти различия на уровне или выше 30%. В среднем в 6 весовых категориях диморфические различия составили в рывке 32,17%, в толчке - 30,38% и в двоеборье - 31,37%.

Современный уровень знаний не позволяет определить, какие факторы обусловливают столь большие различия уровня спортивных результатов в тяжелой атлетике. Многие ученые указывают на генетический фактор. Мы полагаем, что основной причиной является недостаток научных исследований в области скоростно-силовой подготовки женщин. Построение тренировочного макроцикла должно быть физиологически обоснованно и учитывать возрастные особенности формирования основных физиологических характеристик, обеспечивающих высокие результаты в данном виде спорта. Только совершенствование методики тренировки, особенно на начальных этапах, будет обеспечивать дальнейший рост спортивного мастерства тяжелоатлеток, поскольку это будет способствовать проявлению функциональных резервов организма женщины.

То, что важную роль играют средовые факторы, в первую очередь спортивная тренировка, подтверждает высокий темп роста спортивного мастерства женщин в этом виде спорта. Анализ спортивных достижений женщин с 1998 по 2000 год показывает, что мировые рекорды во всех весовых категориях возросли в среднем на 7,1%, а у мужчин - только на 0,92% .

За два года женщины установили 135 мировых рекордов, а мужчины - 47. Можно предположить, что эта тенденция будет сохраняться и в дальнейшем.

О высоком темпе роста спортивного мастерства в женской тяжелой атлетике свидетельствуют диморфические различия мировых рекордов, установленных до 2000 года в совместной для мужчин и женщин весовой категории - 69 кг.

В среднем (в рывке, толчке и сумме двоеборья) различия между результатами мужчин и женщин составили 29,7%, что на 4,6% меньше, различий мировых рекордов 1997 г в весовой категории до 70 кг.

В целом можно сказать, что особенности такого сложного и многокомпонентного двигательного качества, как сила, в женской тяжелой атлетике исследованы недостаточно полно.

Кроме того, имеющиеся знания об адаптационных особенностях женского организма и его реакциях на интенсивные, часто экстремальные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для данного вида спорта, также явно недостаточны, а имеющиеся данные о резервах организма обычных женщин не вполне применимы к оценке функциональных возможностей жен-

щин-спортсменок, демонстрирующих высокие спортивные результаты.

Помимо индивидуальных околомесячных биоритмов, для женщин характерна большая подверженность депрессии и стрессам. В связи с этим, особенно внимательно следует относиться к подъемам штанги максимального (100%) веса, так как они сопровождаются сильным эмоциональным возбуждением, которое само по себе уже является большой физиологической нагрузкой.

По данным Ю.А. Коропа, который провел опрос 120 тренеров, большинство из них планируют тренировку без учета предменструальной фазы и фазы менструации, но в процессе учебнотренировочных занятий применяются тренировочные средства с поправкой на самочувствие спортсменок в указанные фазы МЦ. Многие тренеры отмечают снижение выносливости в предменструальной фазе цикла, ухудшение общего физического состояния и самочувствия перед менструацией, скованность в движениях, вялость, апатию. На занятиях спортсменки проявляют нервозность, часто преувеличивают сложность упражнений, становятся более замкнутыми, стеснительными. Иногда отказываются от выполнения определенных упражнений, жалуются на тяжесть в мышцах ног, нарушение ритма дыхания, отсутствие согласованности дыхания с ритмом движения. В то же время тренеры отмечают, что в постменструаль-ную фазу организм спортсменки как будто обновляется.

С увеличением стажа спортивных выступлений и возрастанием спортивного мастерства отрицательное влияние на специальную работоспособность так называемых «неблагоприятных» фаз заметно снижается. Перепады в уровне физической работоспособности в различные фазы ОМЦ зависят от степени тренированности.

Таким образом, построение учебнотренировочного процесса женщин на протяжении многолетней спортивной деятельности должно обязательно учитывать диморфические различия, особенно в период полового созревания, что с одной стороны позволит гуманизировать столь сильно воздействующее влияние силовых тренировок на организм женщин, с другой - ускорить процесс достижения высокого спортивно-технического уровня спортсменками.

Литература

1. Булгакова Н.Ж., Чеботарева И.В. Девочки в спортивном плавании// Теор. и практика физ. культуры. - 1999. —№ 6.- С. 37—39.

2.Похоленчук Ю.Т., Свечникова Н.В. Спортивная подготовка женщин. - Киев: Олимпийская литература, 1987. -260 с.

3. Соха Т. Женский спорт (новое знание - новые методы тренировки)// Теор. и практика физ. культуры. - 2002. - 203 с.

4.Шахлина Л.Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин. — Киев: Олимпийская литература, 2000. - 560 с.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 1

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.