Научная статья на тему 'Особенности обучающихся среднего школьного возраста и их учёт при повышении уровня физической подготовленности'

Особенности обучающихся среднего школьного возраста и их учёт при повышении уровня физической подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3056
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Елагина Н.Л., Скиридова А.С.

Статья посвящена актуальным вопросам воспитания физических способностей у детей подросткового возраста. Особое внимание уделено анатомо-физиологическим, психологическим и физическому развитию школьников этого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучающихся среднего школьного возраста и их учёт при повышении уровня физической подготовленности»

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

149

ских // Формирование рефлексивных универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО: методический материал. - Режим доступа: http://www.udmedu.ru/files/IK1/2-4_.doc.

4. Дубровина И.В., Прихожан A.M., Зацепин О.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 1999. - 320 с.

5. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности /

A. В. Карпов. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.

7. Люрья Н.И. Психологические особенности развития рефлексивного знания в дошкольном и младшем возрасте: дисс. ... канд. психол. наук / Н.И. Люрья. - М., 1997. - 170 с.

8. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии / С.Л. Рубенштейн. - М.: Педагогика,1973. - 424 с.; Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы исследования / С.Ю. Степанов, И.И. Семёнов // Вопросы психологии. -1985. - № 3. - С. 31-40.

9. Ушева Т.Ф. формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие / Т.Ф. Ушева. - Красноярск, 2007. - 88 с.

10. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с.

11. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь,

B. Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 806 с.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ УЧЁТ ПРИ ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

© Елагина Н.Л.*, Скиридова А.С.*

Вологодский государственный университет, г. Вологда

Статья посвящена актуальным вопросам воспитания физических способностей у детей подросткового возраста. Особое внимание уделено анатомо-физиологическим, психологическим и физическому развитию школьников этого возраста.

Ключевые слова: средний школьный возраст, физиологические особенности, психологические особенности, физические способности.

* Заведующий кафедрой Теоретических основ физического воспитания и спортивных дисциплин, к.п.н. доцент.

* Студент.

150 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 14-15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-8 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.

Многие авторы (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, С.И. Филимонова, А.М. Максименко, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и др.) отмечают, что в настоящее время уровень физической подготовленности детей среднего школьного возраста снизился. Это является серьезной проблемой для подрастающего поколения.

Для повышения уровня физической подготовленности подростка необходимо учитывать его анатомо-физиологические, психолого-возрастные и особенности его физического развития и физической подготовленности.

В подростковом возрасте наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста - пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. По результатам исследования В.И. Кирпичёва длина тела увеличивается на 1012 см в год и даже более [3]. Наиболее интенсивный темп роста девочек приходит на 11-12 лет, а у мальчиков увеличение роста происходит в 13-14 лет. Так что, мальчики, отстав поначалу от девочек, затем перегоняют их в росте. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. У девочек наибольшая прибавка по массе тела имеет место в 12-13 лет, а у мальчиков в 14-15 лет. Окружность грудной клетки увеличивается на 2-5 см [4].

В среднем школьном возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

Быстрыми темпами развивается мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 -14 лет, а у девочек в 11 -12 лет. К 1415 годам мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека. Вес мышц мальчиков к 14-15 годам составляет 33 % веса тела. Увеличивается абсолютная и относительная сила мышц [4].

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания у девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 -2 года раньше, чем у мальчиков.

В процессе полового созревания мальчиков и девочек В.И. Киричёв выделяет пять стадий (предпубертатная, начало пубертата, активизация гонад, активный стероидогинез, завершение пубертатного периода), каждая из которых имеет специфику функционирования желёз внутренней секреции и

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

151

всего организма в целом. Стадии выделяются по совокупности первичных и вторичных половых признаков [3].

Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечнососудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанным с этим головным болям. Правильное дозирование физических нагрузок составляет важную задачу при организации практической деятельности подростков. Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивномассовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией, т.е. недостаточной подвижностью. Учение, требующее усидчивости, может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся.

Основным видом деятельности подростка является интимно-личностное общение со сверстниками.

Подростки склонны выбирать друзей исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений и преданности. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны и требовательны. Поступки сверстников, особенно друзей, оцениваются чрезвычайно эмоционально и с максималистских позиций: для друга подросток должен быть готов на все; если друг «подвел», «предал», то немедленно следует разрыв отношений. Насыщенность и эмоциональность дружеских отношений в этом возрасте приводит порой к конфликтам, если потребности их участников не получают удовлетворения. Подростки, у которых нет друзей, обычно отличаются нежелательными личностными характеристиками: застенчивостью, тревожностью или гневливостью, черствостью, эгоистичностью и т.п. [1].

Для среднего школьного возраста характерно наличие подросткового кризиса, который характеризуется конфликтом между взрослыми и подростком. Подростковый кризис - это переход от детства к взрослости. Суть кризиса не столько в ярко выраженных его проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического развития. В кризис 13 лет происходит резкое изменение переживаний - как их структуры, так и содержания. Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни.

Стремление быть взрослым ярко проявляется в сфере взаимоотношений с взрослыми. Подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т.е. претендует на равноправие с взрослыми [1, 8].

152 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Цель физического воспитания детей школьного возраста - способствовать всестороннему, гармоническому развитию физической культуры личности школьника, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья и организации активного отдыха, и подготовка детей к жизни к приобретению профессии и успешному включению в трудовую деятельность [5].

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 лет до 17-18 лет, а у девочек - от 11-12 до 15-16 лет. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма [4]. Силовые возможности человека в этом возрасте невелики. Поэтому воспитание силы целесообразно осуществлять весьма осторожно и постепенно [6]. В гигиенических целях развитие силовых способностей у детей надо в первую очередь подчинять формированию и поддержанию правильной осанки. При этом условии будет обеспечено гармоническое совершенствование основных групп мышц, что соответствует естественному их развитию [5]. У детей в возрасте до 12-14 лет, по возможности, надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержкой дыхания). Из статических упражнений силового характера можно использовать простые висы и упоры, отягощенные собственным весом тела (удержание своего тела или его отдельных звеньев в различных положениях) [6].

Несколько в меньшем темпе, чем от 7 до 11 лет, осуществляется рост различных показательней быстроты с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей [4]. К ним примыкают и скоростно-силовые способности, характеризующиеся концентрированной реализацией максимальных мышечных усилий в кратчайшее время. Благоприятным для их развития является период от 12 до 15 лет [5].

В возрасте 12-15 лет скорость выполнения движений происходит не столько за счет увеличения темпа, сколько в результате повышения уровня скоростно-силовых способностей. Поэтому в этом возрасте акцент делается на совершенствование скоростно-силового компонента [6, с. 378-380]. Эффективными средствами их воспитания всегда были подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, бег на короткие отрезки дистанции (от 10 до 30 м), эстафеты, прыжки, акробатические упражнения. При воспитании скоростных способностей у детей приоритет необходимо отдавать естественным упражнениям - бегу, прыжкам, метаниям [6].

Координационные способности: от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, увеличивается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отлича-

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

153

ются высокой способность к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, движением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек [4].

При развитии координационных способностей обязательно соблюдение трех главных требований: 1) в каждом осваиваемом двигательном действии должна быть достигнута точность движений; 2) добиваясь точности движений, не следует превращать каждое умение в навык; 3) накопление запаса двигательных умений и развитие координационных способностей должно быть планомерным и системным.

Выносливость - это жизненно необходимое качество, кроме того, оно важно во многих видах спорта [6]. Больше всего необходимо уделять внимание повышению сопротивляемости утомлению в разнообразных видах двигательной деятельности, т.е. развитию общей выносливости. При этом важно затрагивать не только физические, но и сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые проявления. В качестве главных средств развития общей выносливости должны использоваться естественные движения, связанные с относительно легко регулируемой, предпочтительно ритмичной, одновременной работой большей части мускулатуры. Такие упражнения активизируют кровообращение и дыхание, вызывают более значительные функциональные сдвиги в организме и усиливают обменные процессы. Это, прежде всего, бег в равномерном темпе, ускоренная ходьба, повторные прыжки в чередовании с ходьбой, а также передвижение на лыжах. Ценным средством являются игры с достаточной подвижностью.

Сенситивный период для развития активной гибкости 10-14 лет. У девочек во всех возрастах показатели гибкости на 20-30 % выше, чем у мальчиков. Сигналом к прекращению выполнения движений (например, при тренировке «шпагата») является появление первых признаков болезненности. Темп выполнения упражнений на гибкость обычно невысокий, спокойный. Резкие движения и рывки нецелесообразны и опасны.

Хорошо владея этими данными, понимая, в чем состоит их суть и, учитывая: наследственный фактор, возраст, пол, уровень физической подготовленности и психологическое состояние занимающихся, особенности климата, суточную периодику, температурный режим и гигиенические факторы, можно составить программу, для повышения уровня физических способностей подростка.

Обладая достаточными знаниями и квалификацией, каждый педагог в силах помочь ребёнку повысить его собственный уровень физических способностей, и, следовательно, сделать его более сильным, здоровым и адаптированным к повседневной жизни в будущем.

154 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Список литературы:

1. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 526 с.

2. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие для вузов / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

3. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры: учеб. пособие для вузов / В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2012. - 416 с.

4. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2004. -464 с.

5. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / А.М. Максименко. - М.: Физическая культура, 2005. - 544 с.

6. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для вузов / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Олимпия Пресс, 2005 - 528 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА СТОПУ, ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В СПОРТЕ И ИСПРАВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В МЕДИЦИНЕ

© Киселев А.В.* *, Цапов Е.Г.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

Выполнение упражнений с использованием покрышки увеличивает количество повторений «плие» по сравнению с приседаниями в обычных условиях на полу. Это способствует запоминанию нового типа движений и коррекции суставов опорно-двигательного аппарата. Лечебный эффект достигается также за счет естественной вибрации от прыжков.

Ключевые слова: тренажеры без механического ограничения, биомеханический резонанс, стопа, дефекты опорно-двигательного аппарата, физиология, угол постановки стопы, спортивные тренировки, плоскостопие, лечебная физкультура, спорт.

* Магистрант.

* Доцент кафедры Физической культуры, кандидат биологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.