Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ И ВНУТРИВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ» ДЕТЕЙ 5,5—7 ЛЕТ г. БРЕЖНЕВА'

ВОЗРАСТНЫЕ И ВНУТРИВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ» ДЕТЕЙ 5,5—7 ЛЕТ г. БРЕЖНЕВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ И ВНУТРИВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ» ДЕТЕЙ 5,5—7 ЛЕТ г. БРЕЖНЕВА»

На основании всесторонних исследований установлено, что респираторы «Лола» и «Лола-А» соответствуют требованиям, предъявляемым к средствам индивидуальной защиты органов дыхания III степени защиты и рекомендованы для применения населением. Предприятие-изготовитель приступило к промышленному выпуску этих респираторов в соответствии с ТУ 84-416-8—83. w Распространение респираторов типа «Лола» и их применение в домашних условиях для защиты от аэродиспер-сиых и газообразных вредных факторов должны способствовать оздоровлению условий быта населения.

Литература

1. Ado В. А. Аллергия М„ 1984, с. 9—29.

2. Бусленко А. И.. Мухтарова Н. Д., Байда Н. А. — В кн.: Украинский съезд гигиенистов. 10-й. Тезисы докладов.

Киев, 1981, ч. 2, с. 128—130.

3. Войтенко Г. А. — В кн.: Проблемы гигиены и токсикологии пестицидов. Киев. 1981, ч. 2, с. 70—74.

4. Волощенко О. И., Медяник И. А. Гигиена и токсикология бытовых химических веществ. Киев, 1983.

5. Гиренко Д. Б. — В кн.: Проблемы гигиены и токсикологии пестицидов. Киев, 1981, ч. 1, с. 159—163.

6. Маленький В. П. — Гиг. и сан., 1977, № 6, с. 15—18.

7. Немыря В. И.. Бонашевская Т. И., Чабан Л. М. и др.— Там же, 1984, № 2, с. 26—30.

8. Потрохов О. И. — Там же, 1983, № 1, с. 17—20.

9. Эглите М. Э. — Гиг. труда, 1983, № 7, с. 4—Ь?

10. Юдин А. М., Сучков В. Н., Коростелин Ю. А. Химия для Вас. М., 1983.

Поступила 04.0C.8S

УДК 371.712-053.6

Т. М. Кайбияйнен

ВОЗРАСТНЫЕ И ВНУТРИВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ» ДЕТЕЙ 5,5-7 ЛЕТ г. БРЕЖНЕВА

. Брежневский филиал Елабужского педагогического института

Повышение эффективности педагогического процесса при современных требованиях обучения, а следовательно, и улучшение качества подготовки детей к школе в дошкольных учреждениях требуют максимально дифференцированного подхода к учащимся. О необходимости дифференцирования воспитательно-образовательного процесса говорится в многочисленных работах, в которых установлены значительные внутривозрастные (половые и индивидуальные)

^>азличия: биологической зрелости [10], работоспособности 5, 6], «школьной зрелости» [1], интеллектуального развития [7, 8].

Школьную неуспеваемость многие авторы связывают с психоморфофизиологическими особенностями детей, откло-Ь нениями в состоянии их здоровья, замедленным развитием [4, 5, 10, II].

В настоящей работе представлены результаты экспериментального изучения характера возрастных и внутрквоз-растных различий «школьной зрелости» детей 5,5—7 лет, посещающих дошкольные учреждения г. Брежнева Татарской АССР. Изучена связь уровня «школьной зрелости» детей с количественными и качественными показателями умственной работоспособности, физическим развитием, состоянием здоровья.

Обследовано около 1000 девочек и мальчиков в возрасте 5,5, 6, 6,5 и 7 лет. Регистрировали основные антропометрические показатели, число постоянных зубов, частоту заболеваний в год, погодовую прибавку роста. С использованием разработанных нами возрастно-половых стандартов и в соответствии с общепринятой методикой комплексной оценки физического развития [3] проведено распределение индивидуальных показателей по уровням биологического развития: соответствующий возрасту, опережающий возраст, отстающий от возраста с учетом морфологического состояния (гармоничности).

Все обследованные дети в зависимости от результатов выполнения ориентировочного диагностического теста Керна — Ирасека на «школьную зрелость» [9] были распределены на «зрелых», «среднезрелых», «незрелых». 4 Помимо ориентировочного теста, у детей всех возрастно-половых групп определяли уровень умственной работоспособности в соответствии с рекомендациями НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Установлено, что изученные интегральные показатели уровня нервно-психического развития («школьная зрелость» и умственная работоспособность) детей имеют закономерные возрастные и внутривозрастные различия.

Так, процент «незрелых» в возрасте 5,5 лет среди мальчиков составил 42,2%, среди девочек — 38,1; в 6 лет этот показатель снизился соответственно до 16,1 и 7,4 %, в 6,5 лет — до 3,5 % и 0.

Среди обследованных 7-летних детей (как мальчиков, так и девочек) «незрелых» не обнаружено. Процент «зрелых» мальчиков был равен 87,5 %, 91,4 %, «среднезрелых»— соответственно 12,5 и 8,6%. Во всех возрастных группах наблюдалось отставание в готовности к обучению мальчиков от девочек (как на общее число детей, так и при сравнении по уровням биологического развития). У детей всех возрастно-половых групп «школьная зрелость» находилась в прямой связи с уровнем их биологического развития. Так, больше всего «незрелых» оказалось среди детей, уровень биологического развития которых отставал от возраста: 57,2 % мальчиков и 50 % девочек 5,5 лет, соответственно 37,5 и 12,5 % среди 6-летних, 12 % и 0 в возрасте 6,5 лет.

С развитием, опережающим возраст, «незрелые» дети были лишь в возрасте 5,5 лет (16,7 % мальчиков и 14,2 % девочек). С уровнем биологического развития, соответствующим возрасту «незрелых» в 5,5 лет среди мальчиков было 43,7%, среди девочек — 42,9%. В 6 лет «незрелые» дети этого уровня биологического развития встречалась только среди мальчиков (11,1%). Среди девочек этого возраста «среднезрелых» выявлен 41%, «зрелых» — 59%. Аналогичная закономерность отмечена и у 7-летних детей: распределение их по уровням «школьной зрелости» зависело от уровня их биологического развития.

Во всех возрастно-половых группах имелась взаимосвязь уровня «школьной зрелости» с работоспособностью: умственная работоспособность «незрелых» детей 5,5—7 лет была более низкой, чем у «среднезрелых» и «зрелых». Различия количественных показателей как у мальчиков, так и у девочек в высокой степени достоверны (Р<0,001), качественные — достоверны только у девочек (/'<0,05 — 0,001).

Поскольку подавляющее большинство дошкольников г. Брежнева имеют средний уровень физического развития, соответствующий возрасту [2], можно заключить, что к систематическому обучению в школе готовы 6-летние девочки и лишь частично — мальчики этого возраста.

При рассмотрении «школьной зрелости» детей всех возрастных групп (5,5—7 лет) можно сделать вывод о том, что девочки в 6 лет, а мальчики в 6,5 лет готовы к систематическому обучению в школе. «Незрелые» 6-летние

3 Гигиена и санитария № И

— 65 —

девочки и 6,5-летние мальчики были лишь среди детей с физическим развитием, отстающим от возраста (52 и 68 % «зрелых», 40,6 и 28,5 % «среднезрелых», 7,4 и 3,5 % «незрелых» 6-летних девочек и 6,5-летних мальчиков соответственно на общее число детей).

Учитывая довольно большой процент «среднезрелых» и «незрелых» детей и зависимость изученных показателей иервно-психического развития от уровня физического развития, систематическое обучение 6-летних детей необходимо осуществлять при облегченном режиме с повышенной двигательной активностью и специальной организацией физического воспитания [1].

Литература

1. Антропова М. В., Кольцова М. М. — В кн.: Морфофунк-циональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой. М„ 1983, с. 59—64.

2. Кайбияйнен Т. М. — Гиг. и сан., 1982, № 11, с. 68—70.

3. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков / Под ред. В. Н. Кардашенко — 3-е изд. М., 1983, с. 44—51.

4. Квиклис В., Шуркене Г. — В кн.: Международный семинар по гигиене детей и подростков, 2-й. Тезисы. М. 1981, с. 90.

5. Минский И. А. Внутривозрастные особенности физического развития и физиологической работоспособности детей и подростков. Автореф. дне. докт. мед. наук. Киев, 1975. i

6. Рождественская В. И. Индивидуальные различия работоспособности. М., 1980. .

7. Саянова Е. М. Некоторые возрастно-половые особен- т ности в совместной деятельности сигнальных систем здоровых детей 5—15 лет. Автореф. дис. канд. мед. наук. М„ 1969. I

8. Степанов В. Е. Журн. внеш. нервн. деят., 1981, № 5, с. 909-915.

9. Шванцара И. Диагностика психического развития де- ▼ тей. Прага, 1978.

10. Шулындина Л. В. Биологический возраст как показатель готовности детей к обучению в школе. Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1979.

11. P. Kramer Goldstein et al. — Amer. J. occup. Ther., 1981, vol. 35, p. 451—455.

Поступила 14.05.85

УДК 614.761-07

А. И. Сергеев, Ю. В. Фокин

УТИЛИЗАЦИЯ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ НАВОЗНЫХ СТОКОВ НА «СКОЛЬЗЯЩИХ» ПОЛЯХ ЗАПАХИВАНИЯ

Рощинское производственное объединение совхозов Управления сельского хозяйства Леноблисполкома; Волховская районная санэпидстанция Ленинградской области

Утилизация навозных стоков выделилась в самостоятельную и актуальную проблему в последние 2 десятилетия в связи с индустриализацией животноводства применением гидросмывных систем навозоудаления. Все это привело к скоплению больших количеств жидкого навоза на ограниченной территории. Например, на комплексе •гПаш-ский» Ленинградской области, где откармливается 20 000 бычков, объем их достигает 700 000 м3 в год. На комплексе по откорму 108 000 свиней объем животноводческих стоков составляет до 3000 м3 в сутки, или около 1 000 000 м3 в год.

В настоящее время широкое распространение получили в основном два способа гидравлической уборки навоза: отслойно-лотковый с периодическим смывом навозной массы через 10—15 дней и самотечный или самотечно-сплавной, когда навозосборные каналы освобождаются в период смены поголовья или после снижения пропускной способности каналов вследствие отложения в них большого количества твердого навоза. Обе системы навозоудаления. особенно с замкнутым циклом, способствуют повышенной загазованности и бактериальной обсемененности воздуха в животноводческих помещениях и самого навоза. В результате этого ухудшаются не только условия труда обслуживающего персонала комплекса, но и зооветеринарные условия содержания животных.

Кроме того, навозные стоки, удаляемые из животноводческих помещений указанными выше способами, представляют реальную санитарно-эпидемическую опасность из-за их значительного загрязнения возбудителями инфекционных и инвазивиых заболеваний. Опыт эксплуатации очистных сооружений, предусматриваемых в проектах комплексов для очистки н обеззараживания стоков, показал их недостаточную эффективность.

Таким образом, существующие способы удаления отходов животных из животноводческих помещений, а также утилизация этих отходов не отвечают природоохранным требованиям. Указанные недостатки устраняют «скользящие» поля запахивания (СПЗ), предложенные нами в 1975 г. Аналогом для СПЗ явились поля ассенизации (ПА) с сельскохозяйственным использованием, которые служили для утилизации коммунально-бытовых н хозяйст-

венно-фекальных стоков городов и поселков. На ПА стоки подавались из емкостей, где в процессе накопления происходил их в основном анаэробный метаболизм.

В отличие от ПА на СПЗ подается свежий, еще не подверженный разложению, жидкий навоз после ежедневных смывов и удаления из животноводческих помещений. Поданные на СПЗ животноводческие стоки являются полным, биологически активным органическим удобрением, питательные копоненты которого становятся доступными # для растений только после переработки их почвенной мик- , рофлорой. Такие стоки хорошо кольматируют верхний слой почвы, не позволяя проникать в нижние слои растворенным в воде органическим и минеральным компонентам |4]. Обладая высокой удобрительной способностью, биологической активностью и буферной емкостью, они способны повышать плодородие различных почв при длительном последствии [3].

Принцип действия СПЗ заключается в том, что свежий жидкий навоз без предварительной очистки транспортируют по стационарному трубопроводу на одно из дренированных и обвалованных полей специального севооборота.^ Это поле удобряют в течение всего года последовательными участками. На следующий год удобряют другое поле и т. д., т. е. каждое поле в отдельности и в целом севооборотный массив удобряют по принципу скользящего графика, в связи с чем эти поля и получили название СПЗ.

Размещают СПЗ предпочтительно на равнинных минеральных землях, выработанных и залежных торфоболо-тах. Используют в системе 3—7 полных кормовых севооборотов с преобладанием многолетних трав, особенно в первые 2—3 года, с целью ликвидации инфильтрации минерализованных компонентов органических веществ и борьбы с сорняками. На равнинных участках жидкий навоз распределяют на удобряемом поле по четким, заливае- # мым из стационарных гидрантов. После подсушки залитых чеков осевший на поверхности поля наилок запахивают и поле засевают кормовыми культурами. На болотах с мощностью торфа более 0,5 м рекомендуется перемешанный при вспашке и фрезеровании подсушенный слой торфа и наилка (10—25 см) сгребать в бурты для приготовления торфонавозных компостов и только после этого за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.