УДК 159.922.7+758.823
ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Калинина Елена Александровна.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет», г. Тверь, e-mail: [email protected].
Гонина Ольга Олеговна.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тверской государственный университет», г. Тверь.
Аннотация: В статье анализируется понятие мотивационной готовности к школьному обучению, раскрывается структура мотивационной готовности и внутренней позиции школьника как оного из важнейших новообразований мотивационной сферы в дошкольном возрасте, приводятся результаты эмпирического исследования половозрастных особенностей мотивационной готовности детей к школьному обучению.
Ключевые слова: мотивация, мотивационная готовность к школьному обучению, учебные мотивы, внутренняя позиция школьника.
AGE AND GENDER PECULIARITIES OF CHILDREN'S MOTIVATION
READINESS TO SCHOOL
Kalinina Elena.
Tver, Tver State University, e-mail: [email protected].
Gonina Olga.
Tver, Tver State University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology.
Abstract. The article analyzes the concept and structure of motivational readiness for school education, reveals schoolchild's internal position as one of the most important new formations of the motivational sphere in the preschool age, and presents the results of the study of the age and sex features of children's motivational readiness for schooling.
Key words: motivation, motivational readiness for school education, educational motives, schoolchild's internal position.
Одним из основополагающих компонентов психологической готовности к школьному обучению является мотивационная готовность ребенка к школе. Важным и одновременно недостаточно изученным аспектом проблемы мотивационной готовности к школьному обучению является учет половозрастных
особенностей мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста. Известно, что в дошкольном возрасте существуют различия между мальчиками и девочками, которые могут отражаться и в структуре мотивационной готовности к школьному обучению. Важно учитывать эти различия, помогать ребёнку раскрыть уникальные возможности, которые даны ему в силу половой принадлежности. Снижение возраста начала обучения в школе до шести лет, также является острой и актуальной проблемой, так как приводит к тому, что многие дети, поступившие в школу, оказываются к ней абсолютно не готовы. Психологи утверждают, если у ребенка не сформированы мотивы учения, он достаточно тяжело будет привыкать к новым условиям, к учителю, к коллективу сверстников, а также недостаточно хорошо будет воспринимать новый школьный материал, что приведет к школьной дезадаптации. Поэтому анализ половозрастных особенностей мотивационной готовности детей к обучению в школе является актуальным.
Под мотивационной готовностью к школьному обучению подразумевается наличие у будущего первоклассника, системы мотивов, обеспечивающих высокий интерес к обучению в школе [2]. Иначе говоря, мотивационная готовность включает в себя: положительные представления о школе, желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового, а также сформированную позицию школьника [1]. Мотивационно готовым к школьному обучению считается дошкольник, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибутикой), а возможностью получать новые знания, что подразумевает развитие познавательных интересов.
К концу дошкольного возраста происходит формирование центрального качественно нового личностного образования - внутренней позиции школьника[3]. Л. И. Божович [2] отмечала, что внутренняя позиция - это ядро личности дошкольника шести-семи лет, она связывает и объединяет иные личностные структуры, совмещает, интегрирует в себе все линии предшествующего личностного развития, при этом являясь и наиболее значимым показателем готовности ребенка к школе.
Л.И. Божович выделяет две группы мотивов учения: во-первых, широкие социальные мотивы, которые связаны с отношениями дошкольника к окружающей его социальной действительности, а именно с потребностью ребенка занять определенное положение в социуме; во-вторых, познавательные мотивы, которые отражают связь с интеллектуальной активностью и определяются непосредственным интересом к деятельности [2].
Данные мотивы Л.И. Божович рассматривает как главное содержание внутренней позиции школьника. Структура внутренней позиции школьника включает следующие компоненты: определенное отношение дошкольника к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, а также к самому себе.
Цель нашего исследования заключалась в изучении половозрастных особенностей мотивационной готовности детей к школьному обучению. В исследовании участвовали дети двух старших групп и двух подготовительных к школе групп - 44 и 41 человек соответственно. Для проведения диагностики
половозрастных особенностей мотивационной готовности к школьному обучению были использованы методики: методика диагностики ведущего мотива М.Р.Гинзбурга «Мотивы учения», методика диагностики степени сформированности мотивационной готовности Т.А. Нежновой «Беседа о школе»[4].
Полученные диагностические данные по методике М.Р. Гинзбурга говорят о различии выраженности ведущих мотивов у детей старших и подготовительных к школе групп. В качестве адекватных мотивов называют учебный, который характеризуется желанием учиться и посещать школу, социальный - основанный на осознании общественной значимости и необходимости учения, а также позиционный, который связан с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника. Эти мотивы проявляются в подготовительных к школе группах следующим образом: учебный составляет 61%, социальный - 21% и позиционный наблюдается у 14%. А в старших группах эти мотивы представлены очень низким процентом, а именно: учебный и позиционный - 2%, социальный - 7%. Оставшиеся три мотива - игровой, который проявляется в желании только играть, гулять, общаться с детьми; внешний, характеризующийся собственным нежеланием ходить в школу, а посещать её лишь по принуждению; и мотив отметки, характеризующийся желанием ребенка ходить в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят взрослые, свойственны детям старших групп. Так, игровой мотив доминирует у 62% детей, мотив отметки у 21%, внешний у 7%. У детей в подготовительных к школе группах, это соотношение процентов гораздо ниже: мотив отметки и игровой были выявлены у 2% опрошенных детей, внешнего мотива выявлено не было. Исходя из этого мы можем сделать вывод о том, что мотивационная готовность к школе, у детей старших групп ещё не сформирована. А в подготовительных группах мотивационная готовность сформирована адекватно.
При анализе половых различий детей двух групп, по методике М.Р. Гинзбурга, также были обнаружены некоторые закономерности. Мы выяснили, что в старших группах доминирующим мотивов среди мальчиков, оказался только игровой мотив - 86%, тем временем, как у девочек, в равной степени, ведущий мотив - игровой и мотив отметки - по 32%. В подготовительных к школе группах, мы выявили, что у девочек ведущим мотивом является учебный -77%, а у мальчиков - социальный - 45%. Таким образом, мы можем судить о разнице мотивов у мальчиков и девочек одной возрастной группы.
После обработки полученных данных по методике Т.А.Нежновой «Беседа о школе» мы можем говорить об имеющихся различиях между результатами диагностики у детей старших и подготовительных к школе групп. Так, в старших группах низкая степень сформированности мотивационной готовности к школе, которая характеризуется желанием ребёнка пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни, была выявлена у 68%, а у детей подготовительных к школе групп этот показатель составлял лишь 5%. Высокая степень мотивационной готовности, которая говорит о сформированности внутренней позиции школьника, у детей подготовительных к школе групп составила 52%, а в старших группах - 5%. Средняя степень сформированности была выявлена у
детей старших и подготовительных групп у 27% и 43% соответственно. На основании этих данных мы можем сделать вывод о более высокой степени сформированности мотивационной готовности у детей подготовительных к школе групп и более низкой степени у детей старших групп.
В ходе анализа половых различий детей двух групп, по методике Т.А.Нежновой, были сделаны следующие выводы. В старших группах разница между степенью сформированности мотивационной готовности у мальчиков и девочек не значительная. У детей в подготовительных к школе группах разница более заметна. Так, у мальчиков низкий уровень наблюдается у 11%, в то время, как у девочек отсутствует. Средний уровень наблюдается у 56% мальчиков, у девочек в 35%. Высокий уровень сформированности мотивационной готовности наблюдается у 33% мальчиков и в 65% - у девочек. Исходя из вышеуказанного, мы можем утверждать, что у детей подготовительных к школе групп существуют половые различия, которые проявляются в более высокой степени мотивационной готовности у девочек, нежели у мальчиков.
Статистическая обработка данных по критерию Пирсона показала наличие статистической связи высокого уровня между степенью сформированности мотивационной готовности к школьному обучению и ведущим мотивом учения у детей. Статистическая обработка данных с помощью ^критерия Стьюдента показала значительную выраженность половых различий ведущего мотива у детей старших и подготовительных к школе групп, а также степени сформированности мотивационной готовности у детей подготовительных групп, половые различия степени сформирвоанности мотивационной готовности у детей старших групп, по 1-критерию Стьюдента, имели неопределенную выраженность. Проведенное исследование подтверждает правильность выдвинутой гипотезы о том, что существуют половозрастные различия в структуре мотивационной готовности к школьному обучению у детей старших и подготовительных групп ДОО. Полученные в настоящем исследовании результаты могут являться основой для разработки практических рекомендаций по оптимизации процесса формирования мотивационной готовности к школьному обучению с учетом половозрастных особенностей; могут использоваться при построении программ психологической подготовки детей к школе.
Библиографический список:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПБ.: Питер, 2009. - 400с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под общ.ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 352 с.
3. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. 2014. М.: ООО "Издательство Спутник+". - 102 с.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2001. - 256 с.