Научная статья на тему 'Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте'

Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3730
721
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сачкова Людмила Евгеньевна, Кулагина Ирина Юрьевна

Актуальность исследования обусловлена проблемой адаптации детей с различным уровнем мотивационной готовности к обучению в школе. Воспитатели и родители стремятся подготовить ребенка к школе (научить читать, писать, считать), так как именно эти требования выдвигаются при поступлении в первый класс, и при этом мало внимания уделяют личностному развитию ребенка (его мотивации к обучению, произвольной регуляции поведения), которое у детей по своим показателям ближе к дошкольному возрасту, чем к младшему школьному. И это часто ведет к дезадаптации первоклассников. Исследование данного вопроса и изучение условий развития мотивационной готовности поможет понять данную проблему и внесет вклад в ее решение. Практическая значимость исследования заключается в возможностях использования в дошкольных образовательных учреждениях разработанной системы занятий с детьми и родителями, способствующей повышению уровня мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе. Объект исследования психологическая готовность детей к школьному обучению. Предмет исследования мотивационная готовность к обучению в школе и условия ее развития в старшем дошкольном возрасте. Цель работы изучение условий развития мотивационной готовности к школе в подготовительной группе детского сада. Общая гипотеза исследования: мотивационная готовность к обучению в школе зависит от специфики деятельности воспитателя подготовительной группы (эмоционального фона занятий и специальных мотивирующих воздействий) и семейных установок по отношению к будущему обучению ребенка. Частные гипотезы : 1. мотивационная готовность к школьному обучениюповышается в той группе ДОУ, в которой воспитателем проводится целенаправленная работа по развитию мотивации; 2. мотивационная готовность к школьному обучению выше у детей, родители которых имеют позитивные установки по отношению к их будущей школьной жизни (ожидают успехов в учебе и готовы помогать ребенку в ситуациях неудачи, не имеют завышенного уровня притязаний. Методы исследования: констатирующий и формирующий эксперимент. Методики, направленные на определение уровня развития мотивационной готовности ребенка к школьному обучению: диагностика выявления уровня отношения дошкольника к обучению в школе "Светофор"; методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Н.И.Гуткиной; методика Т.А.Нежновой "Диагностика готовности ребенка к школьному обучению". 889 Методики, направленные на исследование детско-родительских отношений и семейной ситуации в целом: опросник для родителей (авторский вариант); кинетический рисунок семьи (проективная методика для детей). Испытуемыми являются дети 5,5-6,5 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения. Вывод работы: формирование мотивационной готовности ребенка к школе и наличие "внутренней позиции школьника", родительская заинтересованность в ребенке и поддержка со стороны педагогов и психологов вот главные условия благополучной адаптации к обучению в школе и залог успешной учебы на протяжении всего жизненного пути человека. Именно в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах мы закладываем базу, основу, фундамент будущего успешного человека, Личности с большой буквы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сачкова Людмила Евгеньевна, Кулагина Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте»

Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте

Сачкова Людмила Евгеньевна, Кулагина Ирина Юрьевна

ГБОУ "Гимназия Ломоносова"

ДОУ 1337

Ключевые слова:

готовность дошкольников к школьному обучению Введение.

Актуальность исследования обусловлена проблемой адаптации детей с различным уровнем мотивационной готовности к обучению в школе. Воспитатели и родители стремятся подготовить ребенка к школе (научить читать, писать, считать), так как именно эти требования выдвигаются при поступлении в первый класс, и при этом мало внимания уделяют личностному развитию ребенка (его мотивации к обучению, произвольной регуляции поведения), которое у детей по своим показателям ближе к дошкольному возрасту, чем к младшему школьному. И это часто ведет к дезадаптации первоклассников. Исследование данного вопроса и изучение условий развития мотивационной готовности поможет понять данную проблему и внесет вклад в ее решение.

Практическая значимость исследования заключается в возможностях использования в дошкольных образовательных учреждениях разработанной системы занятий с детьми и родителями, способствующей повышению уровня мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Объект исследования - психологическая готовность детей к школьному обучению.

Предмет исследования - мотивационная готовность к обучению в школе и условия ее развития в старшем дошкольном возрасте.

Цель работы - изучение условий развития мотивационной готовности к школе в подготовительной группе детского сада.

Общая гипотеза исследования: мотивационная готовность к обучению в школе зависит от специфики деятельности воспитателя подготовительной группы (эмоционального фона занятий и специальных мотивирующих воздействий) и семейных установок по отношению к будущему обучению ребенка.

Частные гипотезы : 1. мотивационная готовность к школьному обучениюповышается в той группе ДОУ, в которой воспитателем проводится целенаправленная работа по развитию мотивации; 2. мотивационная готовность к школьному обучению выше у детей, родители которых имеют позитивные установки по отношению к их будущей школьной жизни (ожидают успехов в учебе и готовы помогать ребенку в ситуациях неудачи, не имеют завышенного уровня притязаний.

Методы исследования: констатирующий и формирующий эксперимент.

Методики, направленные на определение уровня развития мотивационной готовности ребенка к школьному обучению: диагностика выявления уровня отношения дошкольника к обучению в школе "Светофор"; методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Н.И.Гуткиной; методика Т.А.Нежновой "Диагностика готовности ребенка к школьному обучению".

Методики, направленные на исследование детско-родительских отношений и семейной ситуации в целом: опросник для родителей (авторский вариант); кинетический рисунок семьи (проективная методика для детей).

Испытуемыми являются дети 5,5-6,5 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения.

Вывод работы: формирование мотивационной готовности ребенка к школе и наличие "внутренней позиции школьника", родительская заинтересованность в ребенке и поддержка со стороны педагогов и психологов - вот главные условия благополучной адаптации к обучению в школе и залог успешной учебы на протяжении всего жизненного пути человека. Именно в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах мы закладываем базу, основу, фундамент будущего успешного человека, Личности с большой буквы.

Список литературы:

Божович Л.И. 1968. //Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва

Божович Л.И. 1950. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей. - Москва: Изд-во АПН РСФСР

Божович Л.И. 1948. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Москва, Ленинград,: Изд-во АПН РСФСР

Божович Л.И. 1950. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей. - Москва: Изд-во АПН РСФСР

Венгер Л.А., Марциновская Т.Д., Венгер А.Л. 1994. Готов ли ваш ребенок к школе? - Москва: Знание Выготский Л.С. 1984. Проблемы возраста. Собр.соч. в 6 тт. Т.4. Москва: Педагогика

Гринева М.С. 2011. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса): Автореф. канд. дисс. Москва

Гуткина Н.И. 2006. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. № 3.

Гуткина Н.И. 2004. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2004 (Серия «Учебное пособие»)

Гуткина Н.И. 2008. Сравнительный анализ развития учебной мотивации учащихся первого и второго классов в начале XXI века и в середине XX столетия // Журнал практического психолога. № 5.

Диагностическая методика «Светофор». http://www.metod-kopilka.ru/metodika_diagnostiki_uchebnoy_motivacii_svetofor-27196.htm

Изучение мотивации поведения детей и подростков. 1972. Под ред. И.Божович и Л.В.Благонадежиной. Москва, «Педагогика»

Кислицкая Л.А. 2007. Личностное развитие первоклассников, психологически готовых и не готовых к школьному обучению. Автореф. канд. дисс. Москва.

Кравцова Е.Е. 1991. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва: Педагогика Кулагина И.Ю. 2009. Младшие школьники: особенности развития.- М.: Эксмо (Серия «Растим первоклашку»). Лубовский Д.В. 2008. Понятие «внутренняя позиция личности» в работах Л.И.Божович.//Журнал практического психолога №5. Назаренко В.В. 2008. Развитие мотивационной сферы детей 5-7 лет.

Нежнова Т.А. 2008. «Внутренняя позиция школьника»: понятие и проблема.// Журнал практического психолога №5. Нежнова Т.А. Методика «Диагностика готовности ребенка к школьному обучению». http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-

nauki/library/2012/04/09/metodika-nezhnovoy-gotovnost-k-shkolnomu-obucheniyu

Нежнова Т.А. 1981. Психологические различия в отношении к школе и учению у шести- и семилетних школьников в начале и конце первого года обучения. //Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/ под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. Москва.

Нежнова Т.А. 1988. Формирование новой внутренней позиции. //Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/ под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. Москва.

Неустроева Е.А. 2014. Особенности развития творческих способностей в условиях освоения детьми символических средств выразительной пластики (дошкольный и младший школьный возраст). Автореф. канд. дисс. Москва.

Обухова Л.Ф. 2004. Возрастная психология. 3-е изд. Москва: Педагогическое общество России.

Панфилова М.А. 2002. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособите для психологов, педагогов и родителей. - Москва: Издательство «ГНОМ и Д».

Поливанова К.Н. 2009. Шестилетки: диагностика готовности к школе - Москва: Эксмо. (Серия «Растим первоклашку»).

Сачкова Л.Е. Условия успешной адаптации детей в детском саду. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/02/01/usloviya-uspeshnoy-adaptatsii-detey-v-detskom-sadu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.