Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте
Сачкова Людмила Евгеньевна, Кулагина Ирина Юрьевна
ГБОУ "Гимназия Ломоносова"
ДОУ 1337
Ключевые слова:
готовность дошкольников к школьному обучению Введение.
Актуальность исследования обусловлена проблемой адаптации детей с различным уровнем мотивационной готовности к обучению в школе. Воспитатели и родители стремятся подготовить ребенка к школе (научить читать, писать, считать), так как именно эти требования выдвигаются при поступлении в первый класс, и при этом мало внимания уделяют личностному развитию ребенка (его мотивации к обучению, произвольной регуляции поведения), которое у детей по своим показателям ближе к дошкольному возрасту, чем к младшему школьному. И это часто ведет к дезадаптации первоклассников. Исследование данного вопроса и изучение условий развития мотивационной готовности поможет понять данную проблему и внесет вклад в ее решение.
Практическая значимость исследования заключается в возможностях использования в дошкольных образовательных учреждениях разработанной системы занятий с детьми и родителями, способствующей повышению уровня мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования - психологическая готовность детей к школьному обучению.
Предмет исследования - мотивационная готовность к обучению в школе и условия ее развития в старшем дошкольном возрасте.
Цель работы - изучение условий развития мотивационной готовности к школе в подготовительной группе детского сада.
Общая гипотеза исследования: мотивационная готовность к обучению в школе зависит от специфики деятельности воспитателя подготовительной группы (эмоционального фона занятий и специальных мотивирующих воздействий) и семейных установок по отношению к будущему обучению ребенка.
Частные гипотезы : 1. мотивационная готовность к школьному обучениюповышается в той группе ДОУ, в которой воспитателем проводится целенаправленная работа по развитию мотивации; 2. мотивационная готовность к школьному обучению выше у детей, родители которых имеют позитивные установки по отношению к их будущей школьной жизни (ожидают успехов в учебе и готовы помогать ребенку в ситуациях неудачи, не имеют завышенного уровня притязаний.
Методы исследования: констатирующий и формирующий эксперимент.
Методики, направленные на определение уровня развития мотивационной готовности ребенка к школьному обучению: диагностика выявления уровня отношения дошкольника к обучению в школе "Светофор"; методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Н.И.Гуткиной; методика Т.А.Нежновой "Диагностика готовности ребенка к школьному обучению".
Методики, направленные на исследование детско-родительских отношений и семейной ситуации в целом: опросник для родителей (авторский вариант); кинетический рисунок семьи (проективная методика для детей).
Испытуемыми являются дети 5,5-6,5 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения.
Вывод работы: формирование мотивационной готовности ребенка к школе и наличие "внутренней позиции школьника", родительская заинтересованность в ребенке и поддержка со стороны педагогов и психологов - вот главные условия благополучной адаптации к обучению в школе и залог успешной учебы на протяжении всего жизненного пути человека. Именно в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах мы закладываем базу, основу, фундамент будущего успешного человека, Личности с большой буквы.
Список литературы:
Божович Л.И. 1968. //Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва
Божович Л.И. 1950. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей. - Москва: Изд-во АПН РСФСР
Божович Л.И. 1948. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Москва, Ленинград,: Изд-во АПН РСФСР
Божович Л.И. 1950. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей. - Москва: Изд-во АПН РСФСР
Венгер Л.А., Марциновская Т.Д., Венгер А.Л. 1994. Готов ли ваш ребенок к школе? - Москва: Знание Выготский Л.С. 1984. Проблемы возраста. Собр.соч. в 6 тт. Т.4. Москва: Педагогика
Гринева М.С. 2011. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса): Автореф. канд. дисс. Москва
Гуткина Н.И. 2006. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. № 3.
Гуткина Н.И. 2004. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2004 (Серия «Учебное пособие»)
Гуткина Н.И. 2008. Сравнительный анализ развития учебной мотивации учащихся первого и второго классов в начале XXI века и в середине XX столетия // Журнал практического психолога. № 5.
Диагностическая методика «Светофор». http://www.metod-kopilka.ru/metodika_diagnostiki_uchebnoy_motivacii_svetofor-27196.htm
Изучение мотивации поведения детей и подростков. 1972. Под ред. И.Божович и Л.В.Благонадежиной. Москва, «Педагогика»
Кислицкая Л.А. 2007. Личностное развитие первоклассников, психологически готовых и не готовых к школьному обучению. Автореф. канд. дисс. Москва.
Кравцова Е.Е. 1991. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва: Педагогика Кулагина И.Ю. 2009. Младшие школьники: особенности развития.- М.: Эксмо (Серия «Растим первоклашку»). Лубовский Д.В. 2008. Понятие «внутренняя позиция личности» в работах Л.И.Божович.//Журнал практического психолога №5. Назаренко В.В. 2008. Развитие мотивационной сферы детей 5-7 лет.
Нежнова Т.А. 2008. «Внутренняя позиция школьника»: понятие и проблема.// Журнал практического психолога №5. Нежнова Т.А. Методика «Диагностика готовности ребенка к школьному обучению». http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-
nauki/library/2012/04/09/metodika-nezhnovoy-gotovnost-k-shkolnomu-obucheniyu
Нежнова Т.А. 1981. Психологические различия в отношении к школе и учению у шести- и семилетних школьников в начале и конце первого года обучения. //Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/ под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. Москва.
Нежнова Т.А. 1988. Формирование новой внутренней позиции. //Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/ под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. Москва.
Неустроева Е.А. 2014. Особенности развития творческих способностей в условиях освоения детьми символических средств выразительной пластики (дошкольный и младший школьный возраст). Автореф. канд. дисс. Москва.
Обухова Л.Ф. 2004. Возрастная психология. 3-е изд. Москва: Педагогическое общество России.
Панфилова М.А. 2002. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособите для психологов, педагогов и родителей. - Москва: Издательство «ГНОМ и Д».
Поливанова К.Н. 2009. Шестилетки: диагностика готовности к школе - Москва: Эксмо. (Серия «Растим первоклашку»).
Сачкова Л.Е. Условия успешной адаптации детей в детском саду. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/02/01/usloviya-uspeshnoy-adaptatsii-detey-v-detskom-sadu