Научная статья на тему 'Значение мотивационной сферы в адаптации дошкольника к обучению в условиях массовой школы'

Значение мотивационной сферы в адаптации дошкольника к обучению в условиях массовой школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
442
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / READINESS FOR SCHOOL EDUCATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / AGE PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вахрамеева О.А.

Статья посвящена рассмотрению теоретических основ проблемы мотивационной готовности ребенка к школьному обучению как этапу успешной адаптации при вхождении в образовательную среду. Автором рассматриваются теоретические аспекты проблемы мотивационной сферы и успешной адаптации старших дошкольников, выделяются и описываются характерные возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вахрамеева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of the motivational sphere in the adaptation of preschool children to study in a mass school

The article is devoted to the theoretical foundations of the problem of motivational readiness of the child to school as a stage of successful adaptation when entering the educational environment. The author considers the theoretical aspects of the problem of motivational sphere and successful adaptation of senior preschoolers, highlights and describes the characteristic age features of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «Значение мотивационной сферы в адаптации дошкольника к обучению в условиях массовой школы»

4. Zhukovickaja N.N. Modeli setevogo vzaimodejstvija obrazovatel'nyh uchrezhdenij v regional'noj obrazovatel'noj sisteme [Elektronnyi resurs] [Models of network interaction of educational institutions in the regional educational system]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. Aspirantskie tetrad [Izvestiya of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. Postgraduate notebooks]. Saint-Petersburg, 2008, no. 33, ch. 1, pp. 205-209. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7modeli-setevogo-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-v-regionalnoy-obrazovatelnoy-sisteme (Accessed 17.04.2018).

5. Kiseleva E.S. Sozdanie regional'noj modeli setevogo social'nogo partnerstva obrazovatel'nyh organizacij nizhegorodskoj oblasti [Elektronnyi resurs] [Creation of a regional model of network social partnership of educational organizations of Nizhny Novgorod region]. Vestnik kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika [Herald of the Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Socio-kinetics], 2015, no. 21, pp. 20-23. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_24095129_52336861.pdf (Accessed 23.04.2018).

6. Le-van T. N. Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel'nyh organizacij po voprosam formirovanija u obuchajushhihsja kul'tury zdorov'ja: teoretiko-metodologicheskij aspekt professional'noj podgotovki pedagogicheskih kadrov [Network interaction of educational organizations on the formation of a health culture among students: the theoretical and methodological aspect of vocational training of pedagogical personnel].

Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2015, no. 9 (128), pp.83-103.

7. Makoveeva V.V. Setevoe vzaimodejstvie - kljuchevoj faktor razvitija integracii obrazovanija, nauki i biznesa [Network interaction is a key factor in the development of the integration of education, science and business].

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Tomsk State University], 2012, no. 354, pp. 163-166.

8. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj federacii [Elektronnyi resurs]: feder. zakon: [The Russian Federation Laws. On education in the Russian Federation [adopted by the State Duma on December 21, 2012: approved by the Federation Council on December 26, 2012]. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974 (Accessed 23.04.2018).

9. Popova I.N. Setevoe vzaimodejstvie kak resurs razvitija obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija [Elektronnyi resurs] [Network interaction as a resource for the development of general and additional education]. Mir nauki: Internet-zhurn. [The world of science], 2016, t. 4, no. 6. URL: http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN616.pdf (Accessed 23.04.2018).

10. Seyfried E., Kohlmeyer K., Furth-Riedesser R. Supporting quality in vocational training through networking (FHVR-FBAE Berlin). CEDEFOP Panorama [Electronic resource]. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2000. 71 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED437560.pdf (Accessed 23.04.2018).

УДК 373.3

О.А. Вахрамеева,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной

работы

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия vahrameeva_o_a@mail.ru

Значение мотивационной сферы в адаптации дошкольника к обучению в

условиях массовой школы

Статья посвящена рассмотрению теоретических основ проблемы мотивационной готовности ребенка к школьному обучению как этапу успешной адаптации при вхождении в образовательную среду. Автором рассматриваются теоретические аспекты проблемы мотивационной сферы и успешной

адаптации старших дошкольников, выделяются и описываются характерные возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

Адаптация, готовность к школьному обучению, мотивация, возрастные особенности.

О.А. Vakhrameeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Social Pedagogy and

Social Work

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia vahrameeva_o_a@mail.ru The importance of the motivational sphere in the adaptation of preschool

children to study in a mass school

The article is devoted to the theoretical foundations of the problem of motivational readiness of the child to school as a stage of successful adaptation when entering the educational environment. The author considers the theoretical aspects of the problem of motivational sphere and successful adaptation of senior preschoolers, highlights and describes the characteristic age features of senior preschool age.

Keywords: adaptation, readiness for school education, motivation, age peculiarities.

Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Предложенное Л.С. Выгодским понятие «зоны ближайшего развития» позволяет сделать вывод о необходимости способствовать всестороннему развитию дошкольников, так как реальные возможности ребенка проявляются достаточно поздно, следовательно, образование, которое ребенок получает в дошкольном детстве, максимально способствует их проявлению. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что в это время психические процессы очень подвижны и пластичны. В данный момент развитие потенциальных возможностей в большей мере зависит от того, какие условия ему для этого будут созданы.

Школьное обучение - это один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. В отечественной педагогике и психологии в последнее время прослеживается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу и связанному с этим понятию готовности ребенка к школьному обучению. Предпосылками успешного обучения является подготовка дошкольников к обучению в условиях массовой школы. Готовность ребенка к школьному обучению - это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации при вхождении в образовательную среду школы.

Л.В. Мардахаев определяет «социальную адаптацию» как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [4]. В период старшего дошкольного возраста в процессе адаптации принимают участие все те, кто окружает индивида: это родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, сверстники, близкие и дальние родственники.

Рассматривая старший дошкольный возраст, нужно отметить, что в этот период ребенок готовится к поступлению в школу, следовательно, ему нужно обеспечить успешное вхождение в образовательную среду. Этот процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешного периода адаптации к школе, ребенок

постепенно осваивает новые роли в обществе, усваивает определенные нормы и правила поведения в учебной деятельности, у него появляются новые общественные связи. Также готовность ребенка к школьному обучению рассматривается как комплексная характеристика и включает несколько компонентов: умственная, эмоционально-волевая коммуникативная и мотивационная готовности. Для того чтобы ребенок был успешен в школьной деятельности, у него должно быть сформировано, прежде всего, желание учиться, стать учеником, идти в школу, заниматься учебной деятельностью, то есть создать мотивацию к обучению в школе.

Исследованием мотивационной (личностной, социально-психологической) готовности занимались Ш.А. Амонашвили, Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.К. Котырло. Как показывают исследования Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, обучение привлекает детей именно тем, что это серьезная содержательная деятельность, приводящая к результату и значимая не только для детей, но и для взрослых.

Мотивационная готовность к школьному обучению - это положительное отношение к школьному учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности. Показателями мотивационной готовности являются желание идти в школу, правильные преставления о школе, познавательная активность. Необходимо отметить, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие, важные для него вещи. Первым этапом в развитии мотивационной готовности, как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, готовность к их выполнению. Такой интерес, как правило, исчезает через два, три месяца, но является основой для формирования познавательной мотивации. Для ребенка статусное место школьника гораздо важнее, чем дошкольника. Следовательно, успешность дальнейшего развития и обучения в школе зависит от мотивационного компонента. Успех в учебе - это умение плюс желание. На практике недостаточное внимание уделяется развитию мотивации учения. Чаще всего педагоги и родители стремятся сформировать у ребенка систему знаний, не придавая значение мотивационному компоненту и потребностям ребенка, недооценивая их при овладении учебной деятельностью.

Психологическое новообразование - это психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.

Дошкольное детство - это совершенно особый период в жизни ребенка. В этом возрасте перестраиваются почти все психические процессы, и меняется отношение к миру, возникает «абрис мировоззрения» - это схематическая картина мира, природы и общества. Если в раннем возрасте поведение ребенка определяется извне - родителями и определенной ситуацией, то уже в дошкольном возрасте ребенок сам начинает определять свое поведение. У него формируется произвольное поведение, то есть оно становится опосредованным нормами и правилами поведения. Также возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Продолжается совершенствоваться речь, за год словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на

основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д. Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей, что на прямую способствует процессу социализации ребенка и вхождению в образовательную среду [5].

Также на протяжении дошкольного периода происходит развитие мотивационно-потребностной сферы. В начале дошкольного детства мотивы имеют характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. Регуляторами поведения выступают требования взрослого: «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо».

К концу дошкольного возраста наблюдаются самые разнообразные виды мотивов:

- игровые мотивы;

- мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых;

- мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими людьми;

- познавательные, соревновательные, общественные, нравственные мотивы;

- мотивы самолюбия и самоутверждения.

Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться, появляется возможность исполнения обещания [5].

В известной работе Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной было замечено, что к концу дошкольного периода стремление ребенка в школу побуждается широкими социальными мотивами и конкретизируется в его отношении к новому «официальному» взрослому - учителю. Я.Н. Белик считает, что основой формирования предпосылок учебной деятельности являются мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью и внутренняя позиция школьника [3, с.63].

Согласно определению М.Ю. Стожаровой, под мотивационной готовностью к школьному обучению понимается «сформированная у ребенка иерархия мотивов, предполагающая получение новых знаний, развитие познавательной активности, самостоятельное и произвольное управление своим поведением, а также проявление эмоциональной стабильности. Она выражается в активном стремлении ребенка к обучению в школе, к усвоению новых знаний и проявляется в отношении к учебе как общественно-значимому делу» [3].

С.Л. Рубинштейн рассматривал мотив как «строительный материал», из которого складывается характер. Мотивы выполняют двоякую функцию, во-первых, они направляют и побуждают деятельность ученика, во-вторых, они придают этой деятельности субъективный характер [3, с.63].

В теоретических работах Л.И Божович основной акцент делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. Она выделила две группы мотивов учения.

1. Мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности».

2. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений [1].

И так, проблема формирования мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе особо актуальна в данное время, когда родители и педагоги уделяют формированию у детей навыков чтения, письма и счета. Неоспоримо, что уровень обученности и общего развития дошкольника немаловажен. Однако несформированность мотивационной сферы может привести к тому, что ребенок не способен будет вступить в новую социальную ситуацию и принять роль школьника. Это может отразиться на его адаптации к образовательному учреждению и выполнению общественно-значимой деятельности.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что процесс ранней адаптации осуществляется в семье, где ребенок усваивает нормы и правила поведения, где происходит освоение ролей. В процессе успешной адаптации у ребенка появляется желание учиться, стать учеником, идти в школу, заниматься учебной деятельностью, то есть формируется мотивация к обучению в школе. Следовательно, результатом такой адаптации является готовность к школе, а именно сформированность мотивационного компонента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович // Избранные психологические труды. - М. : Воронеж, МОДЕК, 2001. - 352 с.

2. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - СПб. : Питер, 2009. - 207 с.

3. Колупаева, Н.И. Условия формирования мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н.И Колупаева, Е.С. Ильина // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 62-73.

4. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Основы курса / Л. В. Мардахаев. - М. : Юрайт, 2011. - 376 с.

5. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М. : Юрайт, 2012. - 567 с.

REFERENCES

1. Bozhovich L.I. Problemy formirovanija lichnosti [Problems of formation of a person]. Izbrannye psihologicheskie Trudy [Selectedpsychological works]. Moscow: Voronezh, MODEK, 2001. 352 p.

2. Gutkina N.I. Psihologicheskaja gotovnost' k shkole [Psychological readiness for school]. Saint-Petersburg: Piter, 2009. 207 p.

3. Kolupaeva N.I., Il'ina S.V. Uslovija formirovanija motivacionnoj gotovnosti starshih doshkol'nikov k obucheniju v shkole [Conditions for the formation of the motivational readiness of senior preschool children for schooling]. Detskij sad: teorija i praktika [Kindergarten: Theory and Practice], 2014, no. 6, pp. 62-73.

4. Mardahaev L.V. Social'naja pedagogika. Osnovy kursa [Social pedagogics. Fundamentals of the course]. Moscow: Jurajt, 2011. 376 p.

5. Shapovalenko, I.V. Psihologija razvitija i vozrastnaja psihologija [Psychology of development and age psychology]. Moscow: Jurajt, 2012. 567 p.

УДК 378

Ю.О. Галущинская,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.