Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ ДЛЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЕЙ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XXI ВЕКА'

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ ДЛЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЕЙ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ / СТАТУС СУДЕЙ / МИРОВЫЕ СУДЬИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / ВЕРХОВНЫЙ СУД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щедрина Юлия Владимировна

В статье на основе обширного массива нормативно-правовых актов рассматривается эволюция возрастного ценза для кандидатов на должность судей в России, начиная от Судебных уставов 1864 г. и заканчивая современным законодательством. Прослеживается определённая преемственность по вопросу установления минимального возрастного ценза. Поднимается проблема нормативного закрепления возрастного ценза для судей конституционных (уставных) судов, исследуется региональное законодательство. Изучается законопроект, предлагающий повысить возраст для кандидатов на должность судей конституционных (уставных) судов, и рассматривается его судьба. Анализируются позиции отечественных юристов по вопросу установления возрастного ценза для кандидатов на должности мировых судей. Делается вывод, что возрастной ценз, начиная с Судебных уставов 1864 г. и заканчивая сегодняшним днём традиционно рассматривался и рассматривается как гарантия приобретения судьёй жизненного опыта, необходимого при осуществлении правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ ДЛЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЕЙ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»

DOI 10.24412/2309-1592-2021-3-80-88 УДК 342.56

© Щедрина Ю.В.

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ ДЛЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЕЙ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Щедрина Юлия Владимировна доктор исторических наук, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» e-mail: shchedrinaj@gmail.com

Аннотация. В статье на основе обширного массива нормативно-правовых актов рассматривается эволюция возрастного ценза для кандидатов на должность судей в России, начиная от Судебных уставов 1864 г. и заканчивая современным законодательством. Прослеживается определённая преемственность по вопросу установления минимального возрастного ценза. Поднимается проблема нормативного закрепления возрастного ценза для судей конституционных (уставных) судов, исследуется региональное законодательство. Изучается законопроект, предлагающий повысить возраст для кандидатов на должность судей конституционных (уставных) судов, и рассматривается его судьба. Анализируются позиции отечественных юристов по вопросу установления возрастного ценза для кандидатов на должности мировых судей. Делается вывод, что возрастной ценз, начиная с Судебных уставов 1864 г. и заканчивая сегодняшним днём традиционно рассматривался и рассматривается как гарантия приобретения судьёй жизненного опыта, необходимого при осуществлении правосудия.

Ключевые слова: возрастной ценз, статус судей, мировые судьи, конституционные (уставные) суды, Конституционный Суд, Верховный Суд.

Впервые в России цензовые требования к судье как к особому субъекту были установлены в ходе Великих реформ Александра II. Одним из цензов стал возрастной.

Ещё при разработке Судебных уставов, в 1862 г., в программном документе будущей судебной реформы - «Основные положения преобразования судебной части в России»1 провозглашалась необходимость установления для мировых судей возрастного ценза в 25 лет (ст. 14, ч. I). Позднее эта норма вошла в итоговый закон о судоустройстве - «Учреждение судебных установлений» (далее - УСУ) (ст. 19). Кандидат, впрочем, мог и не соответствовать требованию возраста, если он приобрёл «общественное доверие и уважение своими заслугами и полезною деятельностью» и избирался земским собранием единогласно (ст. 34 УСУ). На судей общих судов возрастной ценз не распространялся.

1 Основные положения преобразования судебной части в России: Высочайше

утвержденные от 29 сентября 1862 г. // ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXXVII. № 38761

2 „ и

Учреждение судебных установлений: Высочайше утверждённое 20 ноября 1864 г. // ПСЗ

РИ. Собр. II. Т. XXXIX. № 41475.

Вообще, возрастной ценз уже в дореволюционной России рассматривался законодателем как своеобразная гарантия приобретения будущим судьёй жизненного опыта. При этом, при определении возраста, с которого кандидат мог быть избран на должность, принимался во внимание также возможный кадровый дефицит, который наблюдался в сфере мировой юстиции. Характерен следующий пример. При рассмотрения законопроекта о местном суде в Третьей Государственной думе поступило предложение об увеличении возрастного ценза для мировых судей до 27 лет. Автор инициативы настаивал: для судей важны практические знания, которые не могут дать университеты. Однако депутаты не поддержали идею увеличения возрастного ценза, указав, что эта мера способствовала бы сужению круга кандидатов, избираемых в мировые судьи1.

Новый этап в развитии законодательства о статусе судей в России наступил в 1917 г. 22 ноября (5 декабря) 1917 г. пришедшие к власти

Л

большевики приняли декрет «О суде» (в дальнейшем вошедший в историю под названием «Декрет о суде № 1»), которым упразднялись общие суды, а мировые должны были быть преобразованы в местные, избираемые на основе прямых демократических выборов. Никаких цензов для местных судей декрет не содержал.

В 1918 г. был принят новый акт, регламентирующий деятельность судов - Положение «О Народном Суде Российской Социалистической

Л

Федеративной Советской Республики» 1918 г. (далее - «Положение...») Но в условиях гражданской войны и политической нестабильности действующей власти требовалось создать прежде всего лояльный, а не квалифицированный судейский корпус. Неудивительно, что требования о возрасте «Положение.» не содержало, отдавая приоритет возможности кандидата избираться и быть избранным в Советы, иметь политический опыт работы в пролетарских организациях и пр., а также теоретическую и практическую подготовку для должности советского судьи. Причём обязательным для избрания кандидата считалось только первое из условий. (ст. 12 «Положения.»). Аналогичные требования содержались в «Положении о народном суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» 1920 г.4.

Впервые в советском законодательстве прямое указание на возраст для кандидатов на должность народных судей появилось в 1948 г. 5. Ст. 2 «Положения о выборах народных судов РСФСР» устанавливала: «Народным

1 Российский государственный исторический архив. Ф. 1278. Оп. 2. Д. 3471. Л. 8-8 об.

2 Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 г. «О суде» // СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.

3

Декрет ВЦИК от 30.11.1918 г. «О Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)» // СУ РСФСР. 1918. № 85. Ст. 889.

4 Декрет ВЦИК от 21.10.1920 г. «Положение о Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» // СУ РСФСР. 1920. № 83. Ст. 407.

5 Указ Президиума ВС РСФСР от 25.09.1948 г. «Об утверждении "Положения о выборах народных судов РСФСР"» // Ведомости ВС СССР. 1948. № 39.

судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин РСФСР, <.> достигший ко дню выборов 23 лет». Однако в рамках судебных преобразований в 1958 г. в «Основах законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик»1 требования к возрасту были увеличены до 25 лет (ст. 31). Законодатель объяснял подобное решение необходимостью наличия у кандидата определенного опыта, необходимого для рассмотрения дел, тогда как в 23 года молодые люди только заканчивают университеты2.

В дальнейшем норма о возрастном цензе в 25 лет для кандидатов на должность судей последовательно повторялась в таких актах общесоюзного

и регионального значения, как «О судоустройстве РСФСР» от 27.10.1960 г. ; «Положении о выборах районных (городских) народных судов РСФСР» от 28.10.1960 г.4; Законе РСФСР от 08.07.1981 г. «О судоустройстве РСФСР»5, Законе СССР от 04.08.1989 г. «О статусе судей в СССР»6.

Примечательно, что указанные акты устанавливали возрастной ценз в 25 лет для всех народных судей, не делая различий между судьями нижестоящих и вышестоящих судов. Даже специальный закон «О Высшем арбитражном суде СССР»7 подтверждал требование возраста в 25 лет для судей данного суда. И только в 1991 г. был введён повышенный возрастной

о

ценз (не менее 35 лет) для судей Конституционного Суда РСФСР .

После распада СССР требовалось принятие нового республиканского акта, регулирующего статус судей. Им стал Закон РФ от 26 июня 1992 г.9, который учел предыдущий опыт развития отечественного законодательства и установил возрастной ценз в 25 лет (ст. 4). Кроме того, он ужесточал требования к кандидатам на должности судей вышестоящих судов (не

1 Закон СССР от 25.12.1958 г. «Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» // Ведомости ВС СССР. 1958. № 1. Ст. 12.

о

Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-7523. Оп. 45. Д. 76. Л. 157. См. об этом также: Большакова В. М. Динамика развития советской судебной системы в 19581991 гг. // Право и государство: теория и практика. 2021. № 2. С. 62-63; Герасимов Д. Г. Основные демократические принципы судебной реформы в СССР 1956 - 1964 годов // Человек: преступление и наказание. 2010. № 3. С. 137.

3 Закон РСФСР от 27.10.1960 г. «О судоустройстве РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 588.

4 Указ Президиума ВС РСФСР от 28.10.1960 г. «Об утверждении "Положения о выборах районных (городских) народных судов РСФСР"» // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 41. Ст. 608.

5 Закон РСФСР от 08.07.1981 г. «О судоустройстве РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1981. № 28. Ст. 976.

6 Закон СССР от 04.08.1989 г. «О статусе судей в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1989. № 9. Ст. 223.

п

Закон СССР от 17.05.1991 «О Высшем арбитражном суде СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 23. Ст. 651.

8 Закон РСФСР от 06.05.1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 19. Ст. 621.

9 Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета от 29 июля 1992 г.

уточняя, впрочем, какие суды относятся к вышестоящим) - 30 лет, Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации - 35 лет. И эта градация представляется нам абсолютно закономерной. Как справедливо заметил В. Пейсиков, «Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, когда возникает сложная ситуация»1.

Конституция РФ 1993 г. подтвердила в ст. 119 требование достижения возраста в 25 лет для кандидата на должность судьи. Кроме того, она провозгласила необходимость создания Конституционного Суда на совершенно новых основаниях, в связи с чем 21 июля 1994 г. был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Данный закон повышал возрастной ценз для судей Конституционного Суда с 35 до 40 лет .

Федеральным законом от

15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ4 были внесены изменения в ст. 4 закона «О статусе судей в Российской Федерации». В частности, был уточнен перечень судов, в предыдущей редакции скрывавшихся под термином «вышестоящие»: возрастной ценз в 30 лет требовался для кандидатов на должности судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа. Кроме того, приводился и перечень судов, для занятия должности судьи в которые кандидат должен был достичь 25 лет: арбитражный суд субъекта Российской Федерации, конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации, районный суд, гарнизонный военные суд, а также мировые судьи.

В 2018 г. в связи с реформированием судебной системы в перечень судов, для кандидатов в судьи которых требуется достижение возраста 30 лет, были внесены кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, кассационные военные суды, апелляционные военные суды5.

1 См.: Пейсиков В. Правовые основы отбора и подготовки судей в России // Российская

юстиция. 2004. № 5.

2 и ц

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря

1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

3 Интересно, что на стадии обсуждения законопроекта вносились предложения установить возрастной ценз в 45 лет, но они были отвергнуты (см. об этом: Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» / Под ред. Г.А. Гаджиева. М.: Норма: Инфра-М, 2012).

4 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"» // Российская газета от 20 декабря 2001 г. № 247

5 Федеральный закон от 29. 07. 2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием кассационных судов

Несмотря на устоявшуюся в отечественном законодательстве тенденцию к установлению минимального возрастного ценза для судей в 25 лет, в литературе нередко высказываются предложения о его увеличении. Основной аргумент авторов - как раз недостаток жизненного опыта, который к 25 годам не сформирован для того, чтобы «вершить судьбы». Звучат рекомендации повысить возрастной ценз до 271 и даже до 30 лет2.

Наиболее острые дискуссии вызывает установление возрастного ценза для кандидатов на должности мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов федерации.

В проекте федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» предусматривалось установление возрастного ценза в 23 года3, однако в окончательной редакции4 указывалось: «Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет», как того требовали Конституция и закон «О статусе судей в Российской Федерации».

Тем не менее, ряд авторов продолжают настаивать на снижении возрастного ценза в мировой юстиции5. Ю. Жаднов, например, считает, что установление ценза в 25 лет для мировых судей в совокупности с требование 5-летнего стажа работы приводит к своеобразному оттоку кадров. По его подсчётам, студенты заканчивают обучение в возрасте 22-23 лет. «По достижении 25 лет они, как правило, еще не имеют пятилетнего юридического стажа, необходимого для назначения мировым судьей, -отмечает автор. - Поэтому 25-летние юристы не могут претендовать на такую должность из-за отсутствия надлежащего практического опыта и вынуждены подыскивать работу в ином качестве», после чего уже не хотят идти в мировые судьи6.

Наоборот, настаивает на повышение возрастного ценза М.И. Клеандров, полагая, что в 25 лет у кандидата накоплен слишком малый

общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» // Российская газета от 31 июля 2018 г. № 165.

1 См., напр.: Климшина Н. В. Организационно-правовые проблемы отправления правосудия в системе арбитражных судов в России: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Псков, 2011. С. 10.

Багатурия В. О возрастном цензе для судей: [Электронный ресурс] URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/o-vozrastnom-tsenze-dlya-sudey (дата обращения -25.09.2021)

См. об этом, напр.: Анохина В. Ю. Формирование мировой юстиции Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 43.

4 Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета от 22 декабря 1998 г. № 242.

5 См., напр.: Петрухин И. Л. Реформа уголовного судопроизводства: проблемы и перспективы // Законодательство. 2001. № 3; Ястребов А. В. Особенности назначения мирового судьи и его правовой статус // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 2.

6 См.: Жаднов Ю. Законодательство, регламентирующее деятельность мировых судей, нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. 2004. № 4.

84

жизненный опыт1. Категорически против увеличения возрастного ценза выступает Е.А. Волосатых; по его мнению, подобная мера «автоматически приведёт к нехватке квалифицированных кадров в судебной сфере»2.

Неоднократно подверглось критике и решение законодателя установить возрастной ценз в 25 лет для судей конституционных (уставных)

3

судов .

23.10.2002 г. Московская областная дума приняла постановление4 о внесении на рассмотрение Государственной Думы в порядке законодательной инициативы проект федерального закона, увеличивающий возрастной ценз для кандидатов на должность судей конституционных (уставных) судов до 35 лет.

В пояснительной записке депутаты обосновывали необходимость принятия данной нормы тем, что дела, «рассматриваемые конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, существенно отличаются от дел, рассматриваемых районными судами и мировыми судьями по своей сложности, специфичности и неординарности». Поэтому «кандидат на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации должен обладать более значительным жизненным и профессиональным опытом, необходимым для восприятия правовых ценностей справедливости, равноправия, конституционных принципов и ориентации в разрешении сложнейших вопросов права и толкования нормативных правовых актов»5.

Однако Государственная Дума своим постановлением от 28 мая 2004 г. № 604-!У ГД отклонила внесённый законопроект6.

1 См.: Шиняева Н. «Профессия чести» (интервью с М.И. Клеандровым, судьей Конституционного Суда РФ, доктором исторических наук, профессором, членом-корреспондентом РАН, заслуженным юристом РФ) // ЭЖ-ЮРИСТ. 2007. № 49.

2Волосатых Е. А. Требования к мировым судьям как элемент их правового статуса: история и современность // Вестник Нижегородской правовой академии. 2016. № 10. С. 25.

См., например: Стародубцева И. А. Конституционные принципы федерального коллизионного права // Журнал российского права. 2012. № 6; Худолей К. М. О некоторый вопросах назначения судей конституционных (уставных) судов // Вестник Пермского университета. 2014. № 4.

4 Постановление Московской областной Думы от 23 октября 2002 г. № 2/34-П «О законодательной инициативе Московской областной Думы о проекте федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"». Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

5Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменения и дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"». Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы Гарант

6 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 28 мая 2004 г. № 604-ГУ ГД «О проекте федерального закона № 256971-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской

85

В 2006 г. Конституционный Суд РФ рассматривал запрос о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Заявители указывали, что данная норма, в том числе в части установления возрастного ценза для кандидата на должность судьи конституционного (уставного) суда «не учитывает сложность задач, поставленных перед конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, важность осуществляемых ими полномочий и юридическое значение принимаемых ими решений, подрывает авторитет этих судебных органов, а также не обеспечивает уверенность граждан, обращающихся за защитой своих прав в конституционный (уставный) суд, в компетентности и правильности принимаемых им решений»1.

Однако Конституционный Суд справедливо счёл, что спорное положение не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку «предусматривает лишь минимальные требования к лицам, претендующим на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации», что «не препятствует назначению на эти должности лиц, имеющих продолжительный стаж работы по юридической профессии, признанную высокую квалификацию в области права, необходимый жизненный опыт и безупречную репутацию»2.

Ранее в законах субъектов содержались нормы, устанавливающие более высокий возрастной ценз для кандидатов на должность судей конституционных (уставных) судов (например, 35 лет в Республике Адыгея,

Л

Республике Марий Эл и др.). В настоящее время законодательство субъектов приведено в соответствие с федеральным4.

Федерации"». Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы Гарант

1 Определение Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2006 г. № 37-О «По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006 г. № 3.

2 Там же.

3 „

Конституционный закон Республики Адыгея от 17 июня 1996 г. № 11 «О Конституционной Палате Республики Адыгея» (в действующей редакции - «О Конституционном Суде Республики Адыгея») //Ведомости ГС - Хасэ Республики Адыгея. 22.05.1996. № 6; Закон Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» // Марийская правда. 19.03.1997. № 51.

4 См., напр.: Закон Республики Башкортостан от 27.10.1992 г. «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» (в ред. от 29.04.2014 г.) // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1993. № 1. Ст. 1; Конституционный закон Республики Ингушетия от 28.12. 2001 г. № 10-РКЗ «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» (в ред. от 03.09.2018 г.) //Ингушетия. № 5. 16.01.2002; Закон Республики Коми от 31.10.1994 г. «О Конституционном Суде Республики Коми» (в ред. от 04.03.2020 г.) // Ведомости Верховного Совета Республики Коми. 1994. № 11. Ст. 160; Конституционный закон Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2001 «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» (в ред. 22.06.2020 г.) //

86

Сейчас, впрочем, проблема возраста судей конституционных (уставных) судов по сути утрачивает свою актуальность, поскольку согласно Федеральному конституционному закону от 08.12.2020 г.1, до 1 января конституционные (уставные) суды должны быть упразднены не позднее 1 января 2023 г.

Итак, с момента выделения статуса судьи как особого участника правоотношений возрастной ценз становится одним из главных в системе требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей. Он традиционно рассматривался и рассматривается как гарантия приобретения судьёй жизненного опыта, необходимого при осуществлении правосудия.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Анохина В. Ю. Формирование мировой юстиции Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 237 с.

2. Багатурия В. О возрастном цензе для судей: [Электронный ресурс] URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/o-vozrastnom-tsenze-dlya-sudey (дата обращения -25.09.2021)

3. Большакова В. М. Динамика развития советской судебной системы в 1958-1991 гг. // Право и государство: теория и практика. 2021. № 2. С. 60-66.

4. Волосатых Е. А. Требования к мировым судьям как элемент их правового статуса: история и современность // Вестник Нижегородской правовой академии. 2016. № 10. С. 23-26.

5. Герасимов Д. Г. Основные демократические принципы судебной реформы в СССР 1956 - 1964 годов // Человек: преступление и наказание. 2010. № 3. С. 135-138.

6. Жаднов Ю. Законодательство, регламентирующее деятельность мировых судей, нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. 2004. № 4. С. 3-6.

7. Климшина Н. В. Организационно-правовые проблемы отправления правосудия в системе арбитражных судов в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Псков, 2011. 26 с.

8. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» / Под ред. Г.А. Гаджиева. М.: Норма: Инфра-М, 2012. 672 с.

9. Пейсиков В. Правовые основы отбора и подготовки судей в России // Российская юстиция. 2004. № 5. С. 11-14.

10. Петрухин И. Л. Реформа уголовного судопроизводства: проблемы и перспективы // Законодательство. 2001. № 3. С. 72-81.

11. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменения и дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"». Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы Гарант

Северная Осетия. 05.07.2001. № 127; Закон Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» (в ред. от 07.05.2020 г.) // Республика Татарстан. 28.11.1998. № 240.

1 Федеральный конституционный закон от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» // Российская газета от 11 декабря 2020 г. № 280.

12. Стародубцева И. А. Конституционные принципы федерального коллизионного права // Журнал российского права. 2012. № 6. С. 59-66.

13. Худолей К. М. О некоторый вопросах назначения судей конституционных (уставных) судов // Вестник Пермского университета. 2014. № 4. С. 72-84.

14. Шиняева Н. «Профессия чести» (интервью с М.И. Клеандровым, судьей Конституционного Суда РФ, доктором исторических наук, профессором, членом-корреспондентом РАН, заслуженным юристом РФ) // ЭЖ-ЮРИСТ. 2007. № 49.

15. Ястребов А. В. Особенности назначения мирового судьи и его правовой статус // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 2. С. 73-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.