Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА В СССР В ПЕРИОД С 1930-Х ПО 1950-Е ГОДЫ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА В СССР В ПЕРИОД С 1930-Х ПО 1950-Е ГОДЫ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1608
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС СУДЬИ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУДЬИ / СОВЕТСКИЙ СУДЬЯ / НАРОДНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ / ВОЕННЫЕ ТРИБУНАЛЫ / ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гинзбург Юрий Владимирович

В статье рассматривается формирование и развитие отдельных аспектов формирования судейского корпуса в СССР в 1930-е годы и первое послевоенное десятилетие. В статье проанализирован статус не только судей, но и народных заседателей. Проводится анализ нормативных правовых актов, принимаемых органами советской власти в период с 1930-х по 1950-е годы, положения которых посвящены принципам судебной системы, требованиям к кандидатам на должности судей и народных заседателей, порядка замещения ими своих должностей, правах. Делается вывод о влиянии советского законодательства на содержание современного правового регулирования правового положения судей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гинзбург Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА В СССР В ПЕРИОД С 1930-Х ПО 1950-Е ГОДЫ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ»

Ю.В. Гинзбург*

ФОРМИРОВАНИЕ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА В СССР В ПЕРИОД С 1930-Х ПО 1950-Е ГОДЫ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ*

Аннотация. В статье рассматривается формирование и развитие отдельных аспектов формирования судейского корпуса в СССР в 1930-е годы и первое послевоенное десятилетие. В статье проанализирован статус не только судей, но и народных заседателей. Проводится анализ нормативных правовых актов, принимаемых органами советской власти в период с 1930-х по 1950-е годы, положения которых посвящены принципам судебной системы, требованиям к кандидатам на должности судей и народных заседателей, порядка замещения ими своих должностей, правах. Делается вывод о влиянии советского законодательства на содержание современного правового регулирования правового положения судей.

Ключевые слова: статус судьи, правовое положение судьи, советский судья, народные заседатели, военные трибуналы, требования к кандидатам.

Стремление к повышению эффективности судебной деятельности в отечественном государстве и поиск путей совершенствования судебной системы обуславливает необходимость обращения к генезису становления правового статуса лиц, осуществляющих правосудие, а также исследования факторов, влияющих на развитие правового положения судей. Обращение к законодательству советского периода представляется актуальным, поскольку именно в Советском государстве закладываются основы правового регулирования статуса судьи, нашедшие свое отражение в действующем законодательстве.

Структура правового статуса судьи отличается многообразием. В данной работе речь пойдет о профессиональном статусе судьи, как о должностном лице, наделенным полномочиями по осуществлению правосудия, а именно о принципах судебной системы, требованиях, предъявляемых к кандидатам на судейские должности, порядке замещения должности судьи, правах, обязанностях и ответственности судей в период развития законодательства с 1930-х по 1980-е годы.

Период 30-х годов прошлого столетия, именуемый в истории советского государства, как время сталинских репрессий, характеризуется принятием законодательных актов, направленных на установление новых принципов судебной системы, определяющих статус судьи в Советском Союзе.

Основы правового статуса советского судьи рассматриваемого периода времени берут свое начало в Конституции СССР от 5 декабря 1936 года1.

* Гинзбург Юрий Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового и предпринимательского права Курского государственного университета, yusinzbyrs@smail.com

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-00754 «Кадровое обеспечение судейского корпуса в России: исторические традиции и современные механизмы реализации»

Базовые принципы судебной власти закреплены в главе IX Основного Закона «Суд и прокуратура». Так, в соответствии со ст. 102 к органам правосудия СССР относятся: Верховный Суд СССР; Верховные суды союзных республик; краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей; окружные суды; специальные суды, создаваемые по постановлению Верховного Совета СССР; народные суды.

Анализ конституционно-правовых норм указанной главы Основного Закона позволяет выделить следующие принципы судебной системы:

1) принцип сменяемости судей (срок полномочий судов определяется пятью годами, для народных заседателей период реализации полномочий ограничен двухлетним сроком, ст.ст. 105 - 109);

2) принцип выборности народных судей на основе прямых демократических выборов (тогда как остальные суды избирались органами советской власти, ст.ст. 105 - 109);

3) принцип языка судопроизводства, в соответствии с которым судопроизводство должно вестись на языке союзной республики, автономной республики или автономной области, с обеспечением прав участников процесса, не владеющих данным языком, выступать в судебном заседании на родном языке и пользоваться помощью переводчика (ст. 110);

4) принцип гласности судебного разбирательства (с установленными на законодательном уровне исключениями, ст. 111);

5) принцип независимости судей, который получил свое легальное закрепление впервые в истории советского государства (в соответствии со ст. 112 «Судьи независимы и подчиняются только закону»);

6) принцип участия граждан в осуществлении правосудия (ст. 103, закрепляющая участие в рассмотрении дел во всех судах народных заседателей).

Как видим, на конституционном уровне не предъявляются требования к кандидатам на должность судьи. При этом следует отметить, что проект «сталинской» конституции за полгода (12 июня 1936 г.) до утверждения Основного Закона на VIII Съезде Советов СССР был опубликован для всенародного обсуждения, в котором, по приводимым данным, приняли участие 55 % взрослого населения Советского Союза, предложивших в общей сложности около 2 миллионов различных поправок и дополнений2. При этом, исходя из анализа архивных документов, представляется справедливым утверждение о принудительном характере ряда случаев участия в обсуждении законопроекта со стороны партийных органов . Из предложенного количества

1 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283. 06.12.1936.

См.: Кукушнин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. 2-е изд., доп. М., 1987. С. 147.

Севрюков Д.С. Эволюция цензовых требований, предъявляемых к кандидатам на должности народных судей в РСФСР в 1917 - 1938 гг. // Исторические, философские,

167

поправок редакционной комиссией, образованной по решению VIII чрезвычайного Съезда Советов, открытого в Москве 25 ноября 1936 года, в текст проекта Конституции внесены 43 изменения, затронувшие 32 статьи1, однако, инициативы, касающиеся введения образовательного ценза для кандидатов на должность судьи, так и не нашли отражения в конституционном акте.

Конституционные принципы судоустройства в СССР получили конкретизацию в Законе СССР от 16 августа 1938 года «О судоустройстве

Л

СССР, союзных и автономных республик» (далее - Закон о судоустройстве 1938 г.). Данным законом установлены новые требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Так, в соответствии со ст. 11 судья и народный заседатель должен обладать следующими цензами: а) гражданство СССР; б) наличие избирательного права, коим согласно ст. 135 Конституции СССР наделены 18-летние советские граждане, за исключением лиц, признанных умалишенными; в) достижение 23-летнего возраста; г) отсутствие судимости. При этом необходимо отметить, что возрастной ценз для судей был установлен лишь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1948 года.

Таким образом, Закон о судоустройстве 1938 г. отменил предъявляемые ранее требования к кандидатам на должность судьи, заключающиеся в наличии стажа политической или практической работы в органах юстиции или соответствующих административных государственных органах (ст. 4 Основ

Л

судоустройства СССР и союзных республик 1924 г.) .

Помимо принципов судебной системы, провозглашенных в Конституции СССР 1936 г., в Законе о судоустройстве 1938 г. получило свое закрепление такое основное начало деятельности судебных органов, как равенство граждан перед судом (п. а ст. 5 Закона, который, безусловно, базируется на конституционном положении о равноправии советских граждан, ст. 122 Конституции 1936 г.). Также провозглашается право сторон процесса и их представителей на обжалование судебных решений, с учетом того, что вступившие в законную силу судебные решения и определения могут быть опротестованы только Прокурором СССР или союзной республики либо Председателем Верховного Суда СССР или союзной республики.

Закон о судоустройстве 1938 г. впервые закладывает основы принципа неприкосновенности судей, устанавливая особый порядок возбуждения в отношении судьи уголовного преследования, для чего отныне требуется постановление Прокурора СССР, вынесенное с санкции Президиума Верховного Суда СССР - для судей Верховного Совета СССР специальных

политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2013. № 7 (33): в 2-х ч. Ч. I. С. 174.

1 См.: Кукушнин Ю.С., Чистяков О.И. Указ. Соч. С. 149 - 150.

Закон СССР от 16.08.1938 «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» // Ведомости ВС СССР. 1938. № 11.

Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик (утв. Постановлением ЦИК СССР от 29.10.1924) // Собрание законодательства СССР. 1924. № 23. Ст. 203.

168

судов СССР, либо постановление прокурора союзной республики, вынесенное с санкции Президиума Совета союзной республики (ст. 18).

Отличительной особенностью Закона о судоустройстве 1938 г. является закрепление принципа подотчетности народных судей. Так, в соответствии со ст. 29 Закона «народные судьи отчитываются перед избирателями в своей работе и работе народного суда».

Принцип независимости судей, который впервые в истории советского государства и права был закреплен на законодательном уровне, предусматривал в Законе о судоустройстве 1938 г. гарантии реализации. Так, в соответствии со ст. 17 указанного нормативного акта «освобождение судей от должности и народных заседателей от их обязанностей допускается не иначе, как по отзыву избирателей, или же в силу состоявшегося о них приговора суда». Как видится, данное правоположение было призвано нивелировать необоснованные смещения судей с должности местными властями. При этом дело в отношении судьи могло быть передано в суд лишь по получении распоряжения на это Прокурора СССР, которому предварительно должна быть направлена копия обвинительного заключения. Порядок получения указанного распоряжения регламентировался приказами Прокурора СССР от 2 августа 1936 года №45/6 и от 13 октября 1936 года №653 «О порядке привлечения к уголовной ответственности прокуроров, следователей и судей».

Законодательство о судебной власти в рассматриваемый период имеет большое значение в развитии основ правового статуса судей, закрепляя его базовые принципы, среди которых впервые провозглашен конституционный принцип независимости судей.

Как указано выше, ст.102 Конституции СССР 1936 года в систему органов правосудия входили создаваемые по постановлению Верховного Совета СССР специальные суды. Закон о судоустройстве 1938 г. к таковым относит военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта (ст. 53). На основании положений ст. 65 указанного закона в состав Верховного Суда СССО, помимо судебных коллегии по гражданским и уголовных делам, входили военная, железнодорожная и водно-транспортная коллегия.

Судьи специальных судов избирались Верховным Советом СССР на пятилетний срок и рассматривали дела соответственно о воинских преступлениях, а также о преступлениях, направленных на подрыв работы транспорта, и иные, в коллегиальном составе - либо с привлечением двух народных заседателей, либо в составе трех судей.

В советской литературе подчеркивается низкий уровень подготовки судей в рассматриваемый период времени. Так, по состоянию на 1941 г. среди судей народных судов высшим юридическим образованием обладали лишь 6,4 %, средним юридическим - 29,9 %. Судьи краевых (областных) судов также не демонстрировали высоких показателей в данной сфере, никакого юридического образования (высшего, среднего и курсовой подготовки) не имели 26,1 % судей. Среди членов верховных судов юридического образования не имели

30,2 %1. Применительно к рассматриваемым показателям справедливым представляется замечание Д.О. Серова о том, что если на начало деятельности советской судебной системы низкий уровень образованности судей нетрудно объяснить в связи с невозможностью назначения на должности судей лиц, получивших образование в университетах царской России, то на период 1930-х годов большое количество не имеющих юридического образования судей удивительно, так как к этому времени уже функционировало немало институтов права и краткосрочных юридических курсов2. Некоторыми исследователями отмечается, что высокая доля среди судей лиц, не имеющих высшего юридического образования, связана с идеей непрофессионального народного суда. Такая доктрина вызывала трудности в формировании

-5

профессиональной корпорации . Однако с 40-х годов ХХ века количество обучающихся юридическим специальностям увеличивается и даже в годы войны наблюдается устойчивый рост набора в учебные заведения. Так, Московский юридический институт насчитывал 840 студентов в 1940-1941 учебном году и уже 1800 в 1944-19454. Но, несмотря на данные меры, в СССР еще долгое время имелась потребность в высококвалифицированных специалистах в области права.

Начало Великой Отечественной Войны в 1941 году изменило направление судебной политики государства. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении», все дела о преступлениях, совершаемых против обороны, общественного порядка и безопасности государства, передавались на рассмотрение военных трибуналов5. Порядок рассмотрения дел регулировался «Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий»6. Так, военные трибуналы наделялись правом рассматривать дела по истечении суток после получения обвинительного заключения в составе трех постоянных членов без права кассационного обжалования и с немедленным исполнением приговора.

Представляется, чрезвычайные условия осуществления правосудия требовали от судей юридической квалификации и практического опыта, тогда как большая часть прежних, имеющих опыт, судей ушла на фронт, и органы судебной системы пополнялись молодыми кадрами, что неизбежно приводило

1 Кожевников М.В. История Советского суда / под ред. Полякова И.Т. М., 1948. С. 331 - 332.

Серов Д.О. Российские судьи и высшее юридическое образование // Высшее образование в России. № 10. 2013. С. 80-81.

3 Российские судьи: социологическое исследование профессии / под ред. Волкова В.В. М., 2015. С. 79.

4 Кожевников М.В. Указ. Соч. С. 43.

5 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 29.

6 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 29.

170

к ошибкам, подлежащим устранению судами кассационной и надзорной инстанций.

В военный период по-прежнему действует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1940 года «О дисциплинарной ответственности судей», в соответствии с которым вопрос о наложении административных взысканий на судей решался единолично народными комиссарами юстиции или председателями областных (или равных им) судов1. Срок давности привлечения судей к дисциплинарной ответственности устанавливался от одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения. Решение о наложении административного взыскания могло быть обжаловано Наркому юстиции СССР и наркомам юстиции республик Союза.

Таким образом, правовой статус судей общей и военной юрисдикции в период Великой Отечественной Войны не претерпел существенных изменений, за исключением установления специальных правил осуществления правосудия военными трибуналами в условиях военного положения, что можно объяснить необходимостью установления жесткого государственного контроля над жизнью общества в чрезвычайных условиях рассматриваемого периода времени.

Послевоенный период характеризуется проведением преобразований во всех сферах общества и государства, происходит процесс восстановления судебной системы, существовавшей до Великой Отечественной Войны, путем нормализации деятельности народных судей и преобразовании военных трибуналов железнодорожного и водного транспорта в линейные суды.

Важной вехой в развитии статуса судьи явилось «Положение о выборах народных судов РСФСР», утвержденное Указом Президиума Верховного

Л

Совета РСФСР от 29 октября 1951 года . В соответствии с данным Положением кандидат на должности народного судьи должен отвечать требованиям наличия гражданства РСФСР и избирательных прав, достижения 23-летнего возраста, а также отсутствия судимости. Положением о выборах городских (районных) народных судов РСФСР, утвержденным 28 октября 1960 года возрастной ценз народного судьи и народного заседателя увеличился до 25 лет3. Как справедливо отмечается в литературе, до принятия положения о выборах народных судов, принцип выборности судей, провозглашенных в Конституции СССР 1936 года и в Законе о судоустройстве 1938 года, носил декларативный

1 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1940 г. «О дисциплинарной ответственности судей» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1940. № 28.

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1951 г. «Об утверждении положения о выборах народных судов РСФСР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1951. № 44.

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 октября 1960 г. «Об утверждении положения о выборах городских (районных) народных судов РСФСР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1951. № 44.

характер, не воплощаясь в реальности1. Положение о выборах народных судей 1951 года устанавливало правила организации выборов, порядка выставления кандидатов в судьи, голосования и определения результатов выборов. Избранным считался кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, поданных по избирательному округу.

25 декабря 1958 года приняты Основы законодательства о судоустройстве

Л

СССР, союзных и автономных республик (далее - Основы 1958 года) . В соответствии с Основами в судебную систему входят суды СССР: Верховный Суд СССР и военные трибуналы, а также суды союзных республик: Верховные суды союзных и автономных республик, областные, краевые, городские суды, суды автономных областей и национальных округов, а также районные (городские) народные суды. Судьей по-прежнему мог стать гражданин СССР, достигший 25-летнего возраста и обладающий избирательным правом.

Анализ Основ 1958 года позволяет выявить такие принципы правосудия, как принцип равенства, законности, выборности, коллегиального рассмотрения дел, принцип языка, гласности судебного разбирательства, обеспечения обвиняемому права на защиту, независимости, неприкосновенности судей и подотчетности их перед избирателями.

Принцип подотчетности судей перед избирателями можно назвать одной из гарантий реализации принципа независимости . Согласно ст. 33 Основ 1958 года народные судьи должны систематически отчитываться в своей работе и работе суда перед избирателями. При этом иные звенья судебной системы подотчетны органам, их избравшим. Независимость судей предусматривала также гарантии в виде принципа неприкосновенности, который выражается в особом порядке привлечения судей к различным видам юридической ответственности. Так, например, для привлечения судей к уголовной ответственности и отстранения их в связи с этим от занимаемой должности или производства ареста, было необходимо согласие Верховного Совета союзной республики (в отношении председателей, их заместителей, членов и народных заседателей Верховных судов союзных республик), его Президиума (в отношении народных судей, председателей, их заместителей и членов областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов, Верховных судов автономных республик), Верховного Совета СССР (в отношении председателя, его заместителей, членов и народных заседателей Верховного Суда СССР), его Президиума (в отношении председателей, их заместителей и членов военных трибуналов).

1 Мумлева М.И. Законодательное регламентирование правового положения советских судей в первые годы после окончания Великой Отечественной Войны // Вестник Саратовской государственной юридической академии. № 2 (84). 2012. С. 97.

Закон СССР от 25.12.1958 «Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. № 1. Ст. 12.

См.: Мумлева М.И. Влияние советского законодательства второй половины 50-х - начала 70-х годов на развитие правового статуса судей общих судов СССР // История государства и права. 2012. № 3. С. 7 - 9.

В соответствии со ст. 19 Основ 1958 года народные судьи районных (городских) народных судов избирались гражданами соответственно района или города на пятилетний срок. Несмотря на отсутствие законодательных требований к образовательному цензу или стажу практической работы в области юриспруденции, исследователями отмечается, что гражданами выдвигались кандидаты в судьи, пользующиеся авторитетом среди избирателей, обладающие высокой нравственностью и безупречным поведением, а также имеющие необходимые знания в области юриспруденции1.

Все суды судебной системы избирались на пятилетний срок. Областные, краевые и городские суды, а также суды автономных областей и национальных округов избирались соответствующими Советами депутатов, и состояли из президиума и судебных коллегий по гражданским и уголовным делам. Верховный суд автономной республики, согласно Основам 1958 года, избирался Верховным Советом автономной республики и имел аналогичный вышеуказанному состав, а Верховный суд союзной республики избирался на пять лет Верховным Советом союзной республики и включал в себя помимо судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, и президиума еще и пленум. Высшим судебным органом СССР провозглашался Верховный Суд СССР, который подлежал избранию Верховным Советом СССР.

Порядок выборов и устройство военных трибуналов определялось соответствующим положением. Так, 25 декабря 1958 года законом СССР

Л

утверждено «Положение о военных трибуналах» . В соответствии со ст. 5 данного Положения судьи военных трибуналов избирались на пятилетний срок Президиумом Верховного Совета СССР, перед которым они были ответственны и подотчетны. Судьями военного трибунала могли стать граждане СССР не моложе 25 лет, состоящие на действительной военной службе. По первой инстанции разбирательство дел в военном трибунале проходило с участием двух народных заседателей, которые избирались из числа состоящих на действительной военной службе граждан на собраниях военнослужащих воинских частей сроком на 2 года 6 месяцев. В Положении о военных трибуналах также провозглашался принцип независимости судей и их подчинения только закону. Полномочия по организационному руководству военными трибуналами возлагалось на министра юстиции СССР, а также на председателей военных трибуналов в пределах их компетенции.

Следует отметить, что законодательство рассматриваемого периода по-прежнему отрицает такой принцип судебной системы, как несменяемость судей, о чем свидетельствует срочность полномочий судей всех судов, а также возможность их отзыва избирателями или избравшими их органами, либо по приговору суда (ст. 35 Основ 1958 года). Досрочное прекращение полномочий

1 См.: Сладков К.С. Выборы районных (городских) народных судов. М., 1975. С. 24 - 25.

Закон СССР от 25.12.1958 «Об утверждении положения о военных трибуналах» // Сборник законов СССР. 1968. № 2.

судей РСФСР в соответствии с Законом РСФСР от 27 октября 1960 года1 возможно в связи с длительной болезнью судьи или его переходом на другую работу, а также по просьбе самого судьи при наличии у него уважительных причин.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правовое положение судей прошло значительный исторический период формирования и развития. В период истории Советского государства получили законодательное закрепление особенности статуса судей, которые впоследствии стали основой современного подхода в правовом регулировании правового положения судьи в Российской Федерации. Однако ключевые элементы правового статуса судей были существенно скорректированы. В частности, при претворении в жизнь концепции судебной реформы 1991 года произошел отказ от выборного характера замещения судейских должностей в пользу принципа несменяемости, а также внесены изменения в систему требований к будущим судьям. Введение обязательного высшего юридического образования, а также запрет на участие в политических партиях должны способствовать профессиональному развитию судейского корпуса и достижения им независимости.

Библиографический список

1. Кожевников М.В. История Советского суда / под ред. Полякова И.Т. М.: Изд-во МЮ СССР, 1948. - 376 с.

2. Кукушнин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1987. - 367 с.

3. Мумлева М.И. Влияние советского законодательства второй половины 50-х -начала 70-х годов на развитие правового статуса судей общих судов СССР // История государства и права. 2012. № 3. С. 7-9.

4. Мумлева М.И. Законодательное регламентирование правового положения советских судей в первые годы после окончания Великой Отечественной Войны // Вестник Саратовской государственной юридической академии. № 2 (84). 2012. С. 93-98.

5. Российские судьи: социологическое исследование профессии / под ред. Волкова В В. М.: Норма, 2015. - 272 с.

6. Севрюков Д.С. Эволюция цензовых требований, предъявляемых к кандидатам на должности народных судей в РСФСР в 1917 - 1938 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2013. № 7 (33): в 2-х ч. Ч. I. С. 172-177.

7. Серов Д.О. Российские судьи и высшее юридическое образование // Высшее образование в России. № 10. 2013. С. 77 - 82.

8. Сладков К.С. Выборы районных (городских) народных судов. М.: Юрид. лит., 1975.

- 68 с.

1 Закон РСФСР от 27.10.1960 «О судоустройстве РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 588.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.