Научная статья на тему 'Возрастная идентичность: вызов концепции активной старости'

Возрастная идентичность: вызов концепции активной старости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
538
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / AGE IDENTIFICATION / СТАРЕНИЕ / AGING / АКТИВНАЯ СТАРОСТЬ / ACTIVE AGING / ПОСТАРЕНИЕ ОБЩЕСТВА / AGING OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кампос Ассоль Диеговна, Чебан Алексей Георгиевич

Цель исследования. Изучение возрастной идентичности пожилого человека в условиях внедрения модели активной старости. Материал и методы. Социально-философский анализ и изучение научной литературы по данной тематике. Результаты исследования. Императивность модели активной и продуктивной старости является барьером на пути естественного самоконструирования возрастной идентичности пожилого человека. Эмпатическая рефлексия специфики пожилого возраста способствует более результативному разворачиванию самосознания и поведения пожилых. Заключение. Постмодернисткий отказ от поиска предзаданной сущности человека оборачивается феноменологическим описанием различий и особенностей вообще, и возрастной дифференциации в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кампос Ассоль Диеговна, Чебан Алексей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE IDENTITY: A CHALLENGE TO THE CONCEPT OF ACTIVE AGEING

Objective. The research of the age identity of an elderly person in the conditions of implementation of the active old age model. Material and methods. Socio-philosophical analysis and research of scientific literature on the subject. Results. The imperativeness of the model of active and productive old age is a barrier to the natural self-construction of the age identity of the elderly person. Empathic reflection of the specifics of the elderly contributes to a more effective development of the self-consciousness and behavior of the elderly. Conclusion. The postmodern rejection of the search for the pre-set human essence turns into a phenomenological description of differences and peculiarities in general and age differentiation in particular.

Текст научной работы на тему «Возрастная идентичность: вызов концепции активной старости»

3. Kim S.C., et al. Cystine calculi: correlation of CT-visible structure, CT number, and stone morphology with fragmentation by shock wave lithotripsy. Urol. Res., 2007, 35: 319.

4. Leusmann, D.B. Whewellite, weddellite and company: where do all the strange names originate? BJU Int., 2000, 86: 411.

5. Dutov V.V. Modern aspects of diagnosis and treatment of urolithiasis in elderly and senile patients. «RMJ» (Russian medical journal): № 29 from 16.12.2014. (In Russ.).

6. Alyaev Yu.G., Gazimiev M.A., Rudenko V.I., Sorokin N.I., Saenko V.S. Urolithiasis: modern methods of diagnosis and treatment. 2010: 5-6, 110.

7. Breda A., Ogunyemi O., Leppert J.T., Lam J.S., Schulam P.G. Flexible ureteroscopy and laser lithotripsy for single intrarenal stones 2 cm or greater-is this the new frontier? J. Urol. 2008 Mar; 179 (3): 981-4. (In Russ.).

8. Lu Y., et al. Randomized prospective trial of tubeless versus conventional minimally invasive percutaneous nephrolithotomy. World J. Urol., 2013. 31: 1303.

9. Mhaske S., Singh M., Mulay A., Kankalia S., Satav V., Sabale V. Miniaturized percutaneous nephrolithotomy versus retrograde intrarenal surgery in the treatment of renal stones with a diameter < 15 mm: A 3-year open-label prospective study. Urol Ann. 2018 Apr-Jun; 10 (2): 165-169.

10. Ferroud V., Lapouge O., Dousseau A., Rakototiana A., Robert G., Ballanger P. Flexible ureteroscopy and mini percutaneous nephrolithotomy in the treatment of renal lithiasis less or equal to 2 cm. Prog Urol. 2011 Feb; 21 (2): 79-84.

Сведения об авторах:

Зингеренко Максим Борисович - д-р мед. наук, заведующий урологическим отделением, ГБУЗ МКНЦ имени А.С. Логинова ДЗМ, г. Москва, Ш. Энтузиастов, д. 86, Тел.: + 7-495-304-31-13 E-mail: [email protected]

Газарян Михаил Араратович - врач уролог урологического отделения, ГБУЗ МКНЦ имени А.С. Логинова ДЗМ, г. Москва, Ш. Энтузиастов, д. 86, Тел.: + 7-495-305-30-16 E-mail: [email protected]

Сапижук Екатерина Руслановна - клинический ординатор урологического отделения, ГБУЗ МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ, г. Москва, Ш. Энтузиастов, д. 86. Тел.: + 7-985-645-75-75. E-mail: [email protected]

About the authors:

Zingerenko Maxim B. - Doctor of Medical Sciences, head of the urology department, GBUZ of the MCSC named after AS Loginov DZM. Moscow, Sh. Enthusiastov, 86, Phone: + 7-495-304-31-13. E-mail: [email protected]

Gazaryan Mikhail A. - urologist of the urological department, GBUZ of the MCSC named after AS Loginov DZM. Moscow, Sh. Enthusiastov, 86, Phone: + 7-495-305-30-16. E-mail: [email protected]

Sapizhuk Ekaterina R. - clinical resident of the urology department, GBUZ of the MCSC named after AS Loginov DZM. Moscow, Sh. Enthusiasts, d. 86. Phone: + 7-985-645-75-75. E-mail: [email protected]

ВОЗРАСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ВЫЗОВ КОНЦЕПЦИИ АКТИВНОЙ СТАРОСТИ А.Д. Кампос, А.Г. Чебан

ФГБОУ ВО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава РФ, г. Саратов, Россия

Цель исследования. Изучение возрастной идентичности пожилого человека в условиях внедрения модели активной старости.

Материал и методы. Социально-философский анализ и изучение научной литературы по данной тематике.

Результаты исследования. Императивность модели активной и продуктивной старости является барьером на пути естественного самоконструирования возрастной идентичности пожилого человека. Эмпатическая рефлексия специфики пожилого возраста способствует более результативному разворачиванию самосознания и поведения пожилых.

Заключение. Постмодернисткий отказ от поиска предзаданной сущности человека оборачивается феноменологическим описанием различий и особенностей вообще, и возрастной дифференциации - в частности.

Ключевые слова: возрастная идентификация, старение, активная старость, постарение общества

AGE IDENTITY: A CHALLENGE TO THE CONCEPT OF ACTIVE AGEING A.D. Campos, A.G. Cheban

Of the Saratov state medical University n. a. V.I. Razumovsky Ministry of health, Saratov, Russia

Objective. The research of the age identity of an elderly person in the conditions of implementation of the active old age model.

Material and methods. Socio-philosophical analysis and research of scientific literature on the subject.

Results. The imperativeness of the model of active and productive old age is a barrier to the natural self-construction of the age identity of the elderly person. Empathic reflection of the specifics of the elderly contributes to a more effective development of the self-consciousness and behavior of the elderly.

Conclusion. The postmodern rejection of the search for the pre-set human essence turns into a phenomenological description of differences and peculiarities in general and age differentiation in particular.

Key words: age identification, aging, active aging, the aging of society.

Вопрос о возрастной идентичности был сформулирован в эпоху модерна; постмодерн и метамодерн окончательно преодолели социальные параметры принадлежности к группе (происхождение, причастность классу и т.п.). Уже человек модерна самоидентификци-ровался путем конструирования стиля своего поведения (а не только путем реализации сословного образа жизни). Постарение населения актуализировало проблему возрастной идентификации в связи с внедрением проекта активной старости.

Реализация модели активной и продуктивной старости длится не одно десятилетие. Анализу различных аспектов продуктивного старения посвящены работы геронтологов, социологов, психологов, философов (З.Г. Френкель, И.В. Давыдовский, Т.В. Карсаевская, В.В. Фролькис, С.Г. Максимова, X. Мариас, Л.С. Выготский, К. Мангейм, Л.И. Анцыферов, К. Кросс, Л.А. Логинова, К. Рощак, Э. Эриксон, О.В. Краснова, А.Г. Лидерс, О.Н. Молчанова, У.Б. Поднебесная, М.М. Тульчинский, И.В. Шаповаленко, А.Т. Шаталова, Н.Ф. Шахматов, Н.А. Коротчик, Т.Н. Марцинковская, Ш. Айзенштадт, Э. Линдеманн, К.С. Пигров, М. Мид, И. Розоу и др.).

Цель исследования: изучение проблем возрастной идентичности пожилого человека в условиях внедрения модели активной старости, а также - социально-культурного контекста заключительной фазы жизни человека, с ее невысокой событийной плотностью и ретроспективной ориентацией.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Методы исследования: социально-философский анализ, феноменологический метод и изучение научной литературы по данной тематике.

Идентичность представляет собой состояние и ощущение причастности, формирующееся посредством механизма идентификации под влиянием обстоятельств, опыта, целеполагания и анализа результатов. Идентичность процессуальна: формируется в общении, при взаимодействии; идентичность ситуативна: выражается в конкретных обстоятельствах; идентичность относительна, по сути она есть отношение, и она не имманентна человеку (к примеру, «пожилой человек» - не столько количественная, сколько качественная характеристика, которая наполняется смыслом относительно других возрастных групп, в процессе сравнения и т. п.).

XXIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Внедряемая уже несколько десятилетий модель активного и продуктивного старения в определенном смысле нацелена на стирание отличий между возрастными общностями. Однако мы полагаем, что подобное игнорирование естественных возрастных характеристик (особенно популярное в современном западном культурном пространстве) по сути доводит проблему адаптации социума к постарению населения до абсурда. Общество не приспосабливается к демографическим изменениям, а призывает пожилых людей жить жизнью молодежи, выполняя те социальные роли, которые свойственны второму возрасту.

Однако подобная аберрация, при которой люди третьего возраста функционально присоединяются к группе среднего возраста, приводит к формированию холистической позиции. Специфика пожилого населения нивелируется, а по некоторым показателям и вовсе игнорируется. Модели поведения, виды активности, темп и пр. параметры социальной жизни молодежи и населения среднего возраста признаются оптимальными и для пожилых!

Неумение и нежелание продолжать жизнь в ритме, сформированном в молодом и зрелом возрасте, «грозит» пожилому человеку социальной изоляцией, обесцениванием. Риск потерять уважение окружающих в случае невозможности (по объективным ли, по субъективным ли причинам) пролонгировать свой социальную, экономическую активность в прежнем темпе усугубляет положение пожилого. Модель продуктивной старости фактически реализуется как борьба со старостью.

В связи с этим возникает целый ряд вопросов социально-философского и психологического содержания. Каково экзистенциальное основание включенности пожилого в эту гонку активностй Почему пожилой человек вынужден отрицать естественные изменения своего физического и психического состояния, чтобы не подвергаться возрастной эксклюзий Зачем ему казаться молодым, а не быть пожилым/старым? Почему современная культура геронтофобна [1]?

Расфокусированное возрастное сознание пожилого человека, которого современная культура агитирует быть активнее, а социальная и экономическая политики государства - призывают к продолжению трудовой занятости, становится источником дискомфорта пожилого человека. Именно высокая вариативность в выборе ценностных приоритетов, видов занятости в пожилом и старческом возрасте обеспечит рост удовлетворенности данной демографической группы своим статусом.

Мы полагаем, что экономическая целесообразность, которой объясняется, к примеру, проводимая сейчас в России пенсионная реформа, по сути сводит все возможные способы быть пожилым/старым - к труду. Однако далеко не каждый пожилой может продолжать трудовой путь в прежнем темпе, поддерживать обширные социальные связи.

Признавая демографическое постарение населения, мы сначала ждем от пожилых неестественной для них энергии и продуктивности, потом боремся против не-активных путей старения, а затем констатируем факт неумения современного пожилого быть пожилым.

Во-первых, пожилой человек не может идентифицироваться исключительно через трудовую занятость; во-вторых, в конкурентной борьбе [2] за одну и ту же идентичность с молодым пожилой человек заведомо оказывается в проигрыше. Смысл, экзистенциальное содержание старости и долголетия не могут заключаться в простом продлении зрелости и карьеры. Пожилому человеку нужна собственная идентичность!

С нашей точки зрения, имеется объективная необходимость апологизировать альтернативные, не-активные пути старения, признать право пожилого человека на самостоятельную идентификацию с учетом особенностей его здоровья, самочувствия, интересов и т.п. Заключительный жизненный этап специфичен именно потребностью в размышлении, самоанализе, подведении итогов прожитой жизни, без которых невозможно принятие своего нового статуса. Следует всячески поддерживать и развивать такую важную характеристику старения, как рефлексивность: признавая индивидуальность каждого «случая» старения, мы полагаем, что интенсивная социальная вовлеченность молодости и зрелости логично стремится к снижению темпа жизни, к рефлексии, умению расслабленно наслаждаться настоящим даже в условиях ограниченности ресурсов. Амбиции молодости вкупе с результативностью зрелости зачастую нуждаются в пересмотре, переоценке ценностей на этапе старения. Согласимся с мнением С.А. Лишаева, «стремительная трансформация возрастной идентичности подорвала привычные представления о нем [возрасте - А.К., А.Ч.] и затруднила принятие решений как на персональном, так и на общественном уровнях» [3]. Признавая автономию старости, возможность и право пожилого человека конституировать свое пространство старения, общество отказывается от жесткой детерминации возраста обстоятельствами происхождения, класса, культуры.

Идентичность зрелого (и молодого) человека нет смысла накладывать на формирующуюся идентичность пожилого: это породит ненужную конфликтность поколений, в то время как кризисность переходного положения пожилого легче преодолеть в условиях межпоко-ленческой эмпатии, солидарности. Динамика возрастных модусов существования знаменуется не только завоеваниями, но и потерями; принятие этого факта позволяет эффективнее реализовывать себя в новом статусе.

Возрастная идентичность формируется в процессе как межпоколенческого общения в условиях взаимного признания и взаимодополняемости, так и внутригрупповых контактов людей. Ситуативность идентичности возрастного модуса существования коммуникативно обусловлена: возрастная идентичность не столько имманента человеку, сколько определена обстоятельствами.

Феноменологическое понимание старости, при котором нет необходимости рассматривать ее сквозь призму зрелости (причем неполноценной, слабосильной зрелости, которая сдает свои позиции и воспринимается как обуза), имеет большой гуманистический потенциал.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Преодоление односторонности модели активного и продуктивного старения возможно через грамотную возрастную идентификацию, признание и принятие своего возраста во всей его специфике; умение быть пожилым/старым означает понимание особенностей процесса старения, с его особым ритмом, рефлексией, избирательностью, созерцательностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постарение населения, количественное увеличение числа пожилых, актуализирует множество проблем геронтологического содержания, в том числе преодоление возрастных стереотипов (либо ты активный и продуктивный, либо - беспомощный иждивенец), тендерного эйджизма, а также - вопросы возрастной стратификации общества, творческого конституирования возрастной идентичности современного человека. Конструктивная жизненная позиция пожилого формируется в течение жизни путем эмпатической рефлексии всех возрастных общностей. Признавая инаковость пожилого, учитывая, а не игнорируя его особенности, социум сможет выработать разнообразные модели старения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кампос А.Д., Фахрудинова Э.Р. Геронтофобия как обесценивание человека: социально-философский анализ. Клиническая геронтология. 2017; 9-10: 32-33.

2. Биггз С., Хаапала И. Долгая жизнь, взаимопонимание и эмпатия поколений. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016; 2: 46-58.

3. Лишаев С.А. Возраст в истории европейской философии (историческое введение в философии возраста). Mixtura verborum' 2014: жизнь в параллельных мирах: философский ежегодник. Под общ. ред. С.А. Лишаева. Самара: Самар. гуманит. акад. 2015; 190.

REFERENCES

1. Campos A.D., Fakhrudinova E.R. Gerontophobia as the depreciation of man: socio-philosophical analysis. Clinical Gerontology. 2017; 9-10: 32-33.

2. Biggs S., Haapala I. Long life, mutual understanding and generational empathy. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2016; 2: 46-58.

3. Lishaev S.A. Age in the history of european philosophy (historical introduction to the philosophy of age). Mixtura verborum' 2014: life in parallel worlds: philosophical yearbook. Edited by S.A. Lishaev. Samara: Samar. human. akad. 2015; 190.

Сведения об авторах:

Кампос Ассоль Диеговна - кандидат философских наук, ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. г. Саратов 410012, ул. Большая Казачья, 112. Тел. 8 (8452) 22-72-35. E-mail: [email protected]

Чебан Алексей Георгиевич - ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Саратов, 410012, ул. Большая Казачья, 112. Тел. 8 (8452) 22-72-35. E-mail: [email protected]

About the authors:

Campos Assol D. - Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Ph.D. in Philosophy Department of Philosophy humanitarian science and psychology Saratov, 410012, Bolshaya Kazachia st. 112. Tel. 8 (8452) 22-72-35. E-mail: [email protected].

Cheban Aleksei G. - assistant of the Department of philosophy Humanities and psychology of Saratov state medical University V.I. Razumovsky Saratov, 410012, Bolshaya Kazachya street, 112. Tel. 8 (8452) 22-72-35. E-mail: [email protected]

ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО АНАЛИЗА ФЕНОМЕНА СУБКУЛЬТУРЫ СТАРЕНИЯ

А.Д. Кампос, А.Г. Чебан

ФГБОУ ВО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава РФ, Саратов

Цель исследования. Заключается в анализе геронтокультуры как формирующейся возрастной субкультуры.

Материал и методы. Структурно-функциональный метод и анализ научной литературы по данной тематике.

Результаты исследования. Изучение спектра субкультурных феноменов, синтезирующих группу в некое «мы», отличное от остальных общностей, предполагает не столько противостояние доминирующей культуре, сколько самоидентификацию пожилых.

Заключение. Междисциплинарные теоретические и эмпирические исследования субкультуры пожилых, направленные на поиск практических рекомендаций по формированию личностно ориентированных моделей старения, содержащих в себе как навыки преодоления возрастных стрессоров, так и коррекционные программы развития, раскрывают дифференцирующий потенциал самоидентифицирующейся геронтокультуры.

Ключевые слова: возрастная субкультура, старение, геронтокультура.

EXPERIENCE IN INTERDISCIPLINARY ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF THE SUBCULTURE OF AGING

A.D. Campos, A.G. Cheban

Of the Saratov state medical University n. a. V.I. Razumovsky Ministry of health, Saratov, Russia

Objective. The purpose of the research is to analyze emerging gerontocracy age subculture.

Material and methods. Structural and functional method and analysis of scientific literature on the subject.

Results: The research of the spectrum of subcultural phenomena that synthesize a group into a «we», different from other communities, involves not so much the confrontation of the dominant culture, as the self-identification of the elderly.

Conclusion. Interdisciplinary theoretical and empirical studies of the subculture of the elderly, aimed at finding practical recommendations for the formation of personality-oriented models of aging, containing both the skills of overcoming age-related stress and corrective development programs, reveal the differentiating potential of self-identifying gerontoculture.

Key words: age subculture, aging, gerontology.

Демографическое постарение населения актуализирует внимание к проблеме возрастных субкультур. Философия, культурология, психология признают, что генеалогически субкультура - социологический и этнографический феномен. В тоже время возрастные субкультуры изучены неравномерно: наибольшее внимание, начиная с 20 века, уделялось культуре детства. На рубеже 20-21 веков под пристальным вниманием исследователей оказались молодежные неформальные субкультуры. Историческая обусловленность субкультур в условиях роста числа пожилых детерминирует динамику научного интереса к феномену субкультуры старения.

Цель исследования заключается в анализе геронтокультуры как формирующейся возрастной субкультуры.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Структурно-функциональный метод и изучение научной литературы по данной тематике.

Социологическая наука рассматривает субкультуру как совокупность ценностей и моделей поведения группы в рамках доминирующей культуры [1,308]. Культурологов интересуют аспекты локальности и «реактивности» генеалогии субкультур [2,601]. Философские же словари акцентируют внимание на дифференцирующем потенциале субкультур, умении «держать социокультурные признаки в определенной изоляции от «иного» культурного слоя» [3,687], коммуникативных аспектах взаимодействия представителей культурных общностей [4,651].

Игнорирование же специфики культуры пожилых людей с одной стороны указывает на признание их носителями доминирующей культуры, с другой стороны оборачивается отрицанием действительных потребностей людей третьего возраста. Подобное неконструктивное отношение к пожилым (в т. ч. и самоотношение) выражает неумение адаптироваться к демографическим вызовам 21 века.

Согласно ООН, население страны считается старым, если удельный вес жителей старше 60 лет составляет 12 % и выше; к 2050 г. число лиц пожилого и старческого возраста превысит 2 миллиарда. В связи с этим будет прогрессировать и «социальная сила» данной возрастной группы. Количественный же рост обернется качественными трансформациями. Возрастает объективная необходимость признания существования специфического мира - мира пожилого человека.

Геронтокультура формируется как геронтокультура личности (культура отдельного человека на заключительном этапе его жизни) и общества (законы, менталитет, межпоколенческие отношения, ценности).

Трансформация идентичности пожилого человека зачастую начинается с решения вопроса о продолжении или прекращении трудовой занятости. Огромное значение имеют внутренние и внешние ресурсы пожилого: состояние его здоровья и готовность общества предоставить пожилому необходимые ресурсы, средства поддержки. Здоровье как условие свободы человека коррелирует с привычным образом жизни. Эта пара ключевых параметров (профессиональная самореализация и состояние здоровья) образуют основу новой идентичности. На базе формирующейся новой идентичности складываются особый стиль поведения, образ жизни, специфическая система ценностей, формы межличностного общения.

Особенностью российских реалий является так называемое постарение общества «снизу», при котором социум стареет за счет низкой рождаемости, а не за счет увеличения продолжительности жизни пожилых людей. Драматичность ситуации, в которой стареющий человек не предполагает долгой жизни на пенсии, не смягчается тем фактом, что «возраст дожития» в России за время реформы продлили с 2002 г. по настоящее время с 12 до 20 лет соответственно. По данным ВОЗ и Росстата, средняя продолжительность жизни россиян составляет 70-72 года, следовательно, фактический «возраст дожития» россиянина составляет меньше 10 лет. Мы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.